Комиссия УФАС России по Калининградской области решила, что действия ОАО «Янтарьэнерго» явились нарушением статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»

В Управление ФАС России по Калининградской области поступила жалоба гражданина И. на необоснованный отказ ОАО «Янтарьэнерго» от заключения договора с потребителем.

По данному факту УФАС по Калининградской области было возбуждено дело по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Янтарьэнерго» Федерального закона «О защите конкуренции».

Специалисты антимонопольного органа выяснили, что гражданин И. в 2007 и 2008 году подавал заявления в ОАО «Янтарьэнерго» с просьбой подключить к электросетям компании здание, в котором он проживал. Должностные лица ответчика поставили условием приема заявления на технологическое присоединение к электрическим сетям указание номера трансформаторной подстанции, куда будет присоединено энергопринимающее устройство, и отображения её на топографической схеме. Не имея возможности предоставить требуемые документы, И. получил отказ, обоснованный как отсутствие технической возможности подсоединения.

Спустя год, в ответ на повторное заявление, должностные лица ОАО обязали И. согласовать техническую возможность подключения с владельцем подстанции – ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть». В итоге, разрешение на присоединение к электрическим сетям заявитель так и не получил.

Только после обращения гражданина И. в Калининградское УФАС России ОАО «Янтарьэнерго» нашла техническую возможность для подключения энергопринимающего устройства заявителя. 24 октября 2008 года был заключен договор между заявителем и ответчиком на технологическое присоединение к электрическим сетям.

Изучив документы, на которые ссылались энергетики оправдывая свои действия, специалисты УФАС России установили, что Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не предусматривает обязанность претендента указывать в заявлении принадлежащее сетевой организации и «сетевая организация не вправе требовать представления сведений, не предусмотренных настоящими Правилами».

Требования должностных лиц ОАО «Янтарьэнерго» к заявителю о необходимости получения дополнительных технических условий (размещения) у владельца трансформаторной подстанции ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» также незаконны, так как противоречат Правилам. Кроме того, оказалось, что после получения заявления в 2007 году ответчик в полной мере не определил наличие технической возможности подключения. До момента обращения гражданина в антимонопольный орган мощность не была распределена и оставалась свободной.

Таким образом, гражданину И. не было представлено техническое обоснование, а также, каких-либо экономических мотивов отказа от заключения договора на присоединение энергопринимающего устройства.

Помимо этого, было предъявлено неправомерное требование самостоятельного согласования условий подключения к подстанции.

Комиссия УФАС России по Калининградской области решила, что указанные действия ОАО «Янтарьэнерго» явились нарушением статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в части экономически и технологически не обоснованного уклонения от заключения договора с гражданином И. на технологическое присоединение к электрическим сетям административно-бытового здания.

Рассматривается вопрос о привлечении ОАО «Янтарьэнерго» к административной ответственности.