Управление федеральной антимонопольной службы по Калининградской области признало ГУП «Калининградский янтарный комбинат» нарушившим Федеральный закон «О защите конкуренции»

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступило заявление Калининградской региональной общественной организации предпринимателей «Янтарный союз».

Члены организации, объединяющей переработчиков «солнечного камня» из Калининграда и Светлогорска, в сентябре 2008 года получили проект Положения о продажах продукции ГУП «Калининградский янтарный комбинат». Изучив документ, они посчитали, что документ противоречит нормам антимонопольного законодательства и ставит российских производителей янтарных изделий в дискриминационные условия по сравнению с их зарубежными конкурентами, для которых предусмотрены особенные преференции. О чём и проинформировали региональный антимонопольный орган.

 

Группа лиц в составе ГУП «Калининградский янтарный комбинат» и ОАО «Калининградский янтарный комбинат» включена в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов по позиции «добыча янтаря» с долей более 65 процентов рынка в географических границах Российской Федерации.

 

Комиссия, созданная в Калининградском УФАС России, установила, что с 10 октября 2008 года продажа янтаря – сырца на ГУП «Калининградский янтарный комбинат» осуществляется на основании Положения о продажах продукции, разработанного сотрудниками комбината и утверждённого и.о. генерального директора.

 

Объёмный документ, в частности, предполагает  дифференциацию покупателей на группы в зависимости от объема и ассортимента приобретаемой продукции предприятия.

Лица, создавшие на территории ГУПа свое производственное подразделение, непосредственно связанное с обработкой продукции, добываемой Калининградским янтарным комбинатом, имеют право на существенные скидки от установленной стоимости сырья. ГУП оставил за собой право установить для дочерних организаций иные условия продажи продукции, отличные от изложенных в Положении, в том числе предусмотреть другие виды и способы предоставления скидок.

Так, до 27 февраля 2009 года ОАО «Янтарный Ювелирпром» и ОАО «Калининградский янтарный комбинат», являющиеся дочерними обществами унитарного предприятия, приобретали янтарь-сырец со скидкой в 20 % от отпускной цены, утвержденной приказом генерального директора.

 

Покупатели же, не входящие в группы «избранных», при покупке любой партии янтаря-сырца 2-й или 3-й ассортиментной группы, должны были приобрести партию мелкого янтаря 4-й или 5-й группы. При отказе от приобретения ненужного сырья, покупатель должен заплатить за товар не только цену, утверждённую приказом  генерального директора ГУПа, но и обязательную дополнительную наценку в 20%.

Получается, что за одинаковый товар предприниматели «Янтарного союза» должны были платить на 40% дороже, чем их коллеги из ОАО «Янтарный Ювелирпром» и ОАО «Калининградский янтарный комбинат».

 

Полученное Комиссией УФАС по Калининградской области от специалистов «Калининградского янтарного комбината» обоснование примененных в Положении о продажах продукции размеров скидок и наценок к цене продукции, условий получения максимальной скидки и обоснования стимулирования реализации янтаря-сырца той либо иной группе покупателей не содержит ни экономических, ни технологических, ни иных параметров их установления.

В ходе рассмотрения Комиссией дела, представителями ГУПа не было представлено дополнительных пояснений, детализирующих и конкретизирующих причины применения того либо иного размера скидки и наценки контрагентам.

 

Федеральный закон «О защите конкуренции» запрещает  хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, действия, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар[i].

На основание этого, специалисты Калининградского УФАС России сделали вывод, что установление ГУПом различных цен на янтарь-сырец для различных групп покупателей является нарушением антимонопольного Закона.

 

Были выявлены и другие нарушения Федерального закона «Озащите конкуренции».

Для дилеров ГУП «Калининградский янтарный комбинат» Положением о продажах продукции была так же предусмотрена существенная скидка.

Правда, в пункте 4.6. Положения о продажах продукции ГУП «Калининградский янтарный комбинат» подчёркивалось, что дилером Предприятия может быть признано российское или иностранное юридическое лицо, которое отвечает в совокупности следующим условиям, в том числе: - импортирующем янтарь-сырец на зарубежные рынки (выделено УФАС) в соответствии с договорами (контрактами), заключаемыми с Предприятием; - являющимся контрагентом Предприятия (или ОАО «Калининградский янтарный комбинат») не менее полутора лет…; ранее в течение не менее года приобретавшее продукцию на общую сумму, эквивалентную не менее чем 550 000 евро, партиями, стоимость не менее одной из которых составляла сумму, эквивалентную более 260 000 евро.

Таким образом, организации, реализующие продукцию на территории Российской Федерации, лишены возможности получения статуса дилера «Калининградского янтарного комбината», что заведомо ставит их в неравные условия по сравнению с организациями-импортерами продукции на зарубежные рынки.

 

 «Калининградский янтарный комбинат» мог признать дилером и организацию, одним из учредителей (акционеров, участников) которой является дилер или лицо, являющееся одним из учредителей (акционеров, участников) дилера.

Таким образом, хозяйствующий субъект, не отвечая требованиям, предъявляемым к дилеру в пункте 4.6 Положения, а лишь при наличии указанных имущественных связей с дилером, имеет возможность приобрести статус дилера Предприятия.

 

Данное положение, по мнению специалистов УФАС России, создает дискриминационные условия, при которых хозяйствующие субъекты, имеющие намерение приобрести статус дилера государственного унитарного предприятия, поставлены в неравное положение, что также является нарушением Федерального закона «О защите конкуренции»[ii]    

 

Свои действия представители ГУП «Калининградский янтарный комбинат» оправдывали наличием постоянного повышенного спроса на янтарь-сырец 2-й и 3-й ассортиментной группы, исторически сложившуюся невозможность удовлетворить интересы всех потенциальных покупателей сырья указанных ассортиментных групп.

Само же Положение о продажах продукции было разработано с целью уменьшить постоянно увеличивающиеся складские остатки по янтарю-сырцу и обеспечить максимально полную реализацию в пропорциях, сопоставимых с добычей янтаря. Задействовать неиспользуемые производственные площади, сдавая их в аренду и выстроить долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество, которое позволит увеличить объемы реализации янтаря за счет работы с зарубежными покупателями через дилера, являющегося более мобильным и гибким поставщиком, а также используя его опыт взаимоотношений с зарубежными покупателями и деловые связи.

В случае наличия возражений и разногласий со стороны покупателей на приобретение янтаря-сырца, по мнению менеджеров Калининградского янтарного комбината, Предприятие и контрагент должны были проводить переговоры для устранения имеющихся разногласий.

Однако, по утверждению управленцев ГУПа, разногласий и возражений, у покупателей, до настоящего момента, не возникало.

 

Комиссия Управления федеральной антимонопольной службы по Калининградской области признала ГУП «Калининградский янтарный комбинат» нарушившим Федеральный закон «О защите конкуренции» в части необоснованного установления различных цен приобретения янтаря-сырца для различных групп потребителей, создания неравного доступа хозяйствующих субъектов к янтарному сырью и дискриминационных условий хозяйствующим субъектам, имеющим намерение приобрести статус дилера Предприятия в результате издания Положения о продажах продукции, утвержденного и введенного в действие с 10.10.2008 приказом и.о. генерального директора от 29.09.2008 № 42а. 

Решение по делу № 88/2008 по делу в отношении ГУК «Калининградский янтарный комбинат»

 

Кроме того, будет рассмотрен вопрос о привлечении ГУП «Калининградский янтарный комбинат» и должностных лиц  предприятия, виновных в нарушениях антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

 



[i]ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ 26 июля 2006 года № 135-ФЗ

 Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением

1. Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

 

[ii] Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением

1. Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

8) создание дискриминационных условий;