О ЦЕНАХ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В связи с поступающими обращениями граждан по вопросам, связанным с ценами на нефтепродукты на автозаправочных станциях (АЗС) региона, Управление федеральной антимонопольной службы по Калининградской области сообщает следующее.

 

Ни один государственный орган не вправе устанавливать фиксированные или интервальные значения цен или надбавок на нефтепродукты в Российской Федерации. Цены на данную продукцию являются свободными и не подлежат государственному регулированию.

 

В процессы свободного рыночного ценообразования, в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основе Федерального закона №135-ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции», имеет право вмешаться только Федеральная антимонопольная служба.

Это может произойти в следующих случаях:

1. если имеет место установление монопольно высоких цен доминирующими хозяйствующими субъектами, в том числе, если совокупная доля в общем объеме продаж на товарном рынке превышает 50% притом, что доля каждого в отдельности составляет не менее 8%;

2. если имеют место согласованные действия нескольких участников одного и того же рынка, направленные на поддержание цен;

3. если имеют место соглашения между хозяйствующими субъектами (например, между продавцом и посредником, между оптовым и розничным продавцом), направленные на поддержание цен, котрые могут привести к ограничению конкуренции.

 

Особенность рынка розничной реализации нефтепродуктов Калининградской области - его изолированность от основной территории Российской Федерации. Доставка топлива в регион осуществляется в основном железнодорожным транспортом. Альтернативные варианты доставки товара характеризуются высокой стоимостью по сравнению со стоимостью услуг, оказываемых железной дорогой.

В состав затрат на транспортировку включается оплата услуги экспедирования топлива по территории республики Беларусь и Литовской республики, которая устанавливается в долларах США и зависит от изменения курса валюты.  Перевозка топлива по территории республик делает каждую тонну дороже почти на $32.

  Величины эти весьма значительны. При доставке нефтепродуктов они составляют более 5% от общей цены товара.

С 1 апреля текущего года Литовская железная дорога планирует повысить транзитные тарифы на 5% (в евро).

Белорусская железная дорога в январе также подняла тариф на перевозку транзитных грузов в среднем на 14% в долларовом эквиваленте (в рублёвом выражении изменение составило почти 60%).

Тарифы же на услуги ОАО «Российские железные дороги» устанавливаются Федеральной службой по тарифам и сборам в фиксированной сумме на определенный период.

 

Эти, как и другие сложности поставщиков и продавцов нефтепродуктов в УФАС по Калининградской области знают и учитывают.

Но это не повод для нарушения антимонопольного законодательства. 

 

До тех пор, пока существуют труднопреодолимые искусственные барьеры для входа на рынки, которые препятствуют появлению новых предпринимателей, ФАС России отслеживает действия монополистов и пресекает их злоупотребления, которые в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в оптовом и розничном звене.

 

В указанных случаях Федеральная антимонопольная служба вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов.

По выявленным ценовым сговорам, доказанным фактам установления монопольно высоких цен Федеральная антимонопольная служба принимает соответствующие меры.

 

Постоянный мониторинг состояния рынка реализации нефтепродуктов и уровня цен, проводимый специалистами регионального антимонопольного органа, показывает, что уровень конкуренции на розничном рынке нефтепродуктов Калининградской области недостаточен, поскольку рынок в той или иной степени контролируется дочерними структурами крупнейших российских нефтяных компаний.

По результатам исследования товарного рынка г. Калининграда,  в качестве источников информации для которого использовались  материалы, предоставленные Калининградской областной таможней, Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, ГУ МЧС по Калининградской области, хозяйствующими субъектами, совокупная доля ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «Рос&Нефть» и ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» на рынке розничной реализации бензина и дизельного топлива, на конец 2008 года, составила 67%.

 

Согласованные действия данных хозяйствующих субъектов могут оказывать решающее влияние на общие условия обращения бензина и дизельного топлива на региональном рынке.

 

Это не осталось без внимания специалистов Калининградского УФАС России. Они установили, что в период с 20 марта по 30 сентября 2008 года компании 17 раз практически одновременно изменяли розничные цены на одинаковые величины на принадлежавших им автозаправках.

Притом, что закупочные цены, расходы на содержание и развитие в компаниях существенно различались, розничные цены отличались на копейки. Неизменной оставалась разница между ценами компаний в 10 – 20 копеек при их практически синхронном снижении или повышении.

Экономического, технологического или иного обоснования совпадения цен на нефтепродукты и синхронности их изменения топ-менеджеры компаний не предоставили.

 

В декабре 2008 года Комиссия Управления федеральной антимонопольной службы признала ОАО «Калининграднефтепродукт», ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» и ООО «Рос&Нефть» нарушившими часть 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

В марте 2009 года компании были признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Им назначены наказания в виде административных штрафов: - ООО «Калининграднефтепродукт» - в сумме 30 188 400 рублей; - ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» - в сумме 117 857 950 рублей; - ООО «Рос&Нефть» в сумме - 13 496 679,63 рублей.

 

В настоящий момент, в рамках судебных разбирательств указанные компании оспаривают решения и предписания антимонопольного органа.

Для защиты региональных нефтетрейдеров НК Лукойл направила из Москвы  адвоката.

Спектр предъявленных к антимонопольному органу претензий достаточно широк. Основаниями для не признания решения и предписания Калининградского УФАС России видится и в технических опечатках, и том, что антимонопольный орган не определил, по мнению заявителей, товарный рынок, на котором происходил сговор. Видимо региональные нефтетрейдеры ощущают себя участниками мировых рынков или ставят под сомнение сам факт конкуренции друг с другом.

 

В конце 2008 - начале 2009 года на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива в Калининградской области, практически во всех регионах России, наблюдалось существенное отставание темпов снижения розничных цен от темпов снижения цен на нефть и темпов снижения оптовых (закупочных) цен на нефтепродукты.

Это приводит к неоправданному росту доходности розничных продаж вследствие злоупотребления на региональных и локальных розничных рынках. По данным фактам на сегодняшний день территориальные управления ФАС России возбудили порядка 30 дел в отношении участников топливного рынка на территории страны.

 

Информация, полученная специалистами Калининградского УФАС России, позволила проанализировать динамику величин удельной розничной надбавки (розничной маржи - разницы между оптовой и розничной ценой литра топлива) по видам топлива. Выявлен значительный рост данных надбавок - как в абсолютном, так и в относительном значении. Он существенно превышает уровень инфляции.

В связи с этим Управлением возбуждены дела по фактам установления монопольно высоких розничных цен на бензин и дизельное топливо.

 

18 марта 2009 года Комиссия Управления федеральной антимонопольной службы по Калининградской области признала ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» нарушившим Федеральный закон «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении монопольно высокой цены на бензины марок АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо на территории Калининградской области за период с октября 2008 года по январь 2009 года включительно.

Не останавливаясь подробно на материалах дела,  считаем необходимым отметить два момента:

-         величина удельной розничной надбавки за период с июня 2008 по январь 2009 года возросла по бензину АИ-92 в 5,98 раза, по бензину АИ-95 - в 5,38 раза, по дизельному топливу - в 5,62 раза;

-         согласно пояснениям представителей ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», прибыль от реализации направляется в ОАО «НК ЛУКОЙЛ» на переоборудование НПЗ (ближайший из которых находится почти в 2,5 тысячах километров от Калининградской области).

 

Обеспечивать установление справедливых цен в условиях рыночной экономики необходимо путем развития конкуренции как на внутрироссийских, так и на региональных рынках.

В мировой практике АЗС - достаточно традиционная сфера развития малого, семейного бизнеса. С учетом этих обстоятельств, сфера реализации нефтепродуктов требует принятия принципиальных решений об изменении структуры бизнеса, об организационном обособлении компаний - владельцев АЗС, действующих на розничных рынках.

«Пока одна и та же организация владеет крупнейшей нефтебазой, занимает на оптовом рынке региона доминирующее положение и при этом владеет сетью АЗС, нет возможности выявить реальные оптовые цены в регионе», - говорит руководитель ФАС Игорь Артемьев.

Таким образом, для обеспечения прозрачности рынка и развития конкуренции необходимо разделение юридических лиц внутри холдингов по видам деятельности.

Такого рода задачи могут быть решены только путем принятия Федерального закона.

Соответствующее предложение включено в Программу по развитию конкуренции в Российской Федерации, которая 26 февраля 2009 года была одобрена на заседании Правительства РФ.

Ранее, 20 февраля 2009 года, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении почти единогласно одобрила проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», подготовленный ФАС России. «За» проголосовало 412 депутатов.

Текст Программы по развитию конкуренции в Российской Федерации

 

К чему привела работа Управления федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по наведению порядка в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов региона?

Промежуточный итог показывает, что за полгода, с октября 2008 по март 2009 года розничные цены снизились на бензин АИ-92 от 5,12 до 5,85 руб./литр, больше чем на 20%. На бензин АИ-95  от 3,66 до 3,85 руб./литр, почти на 14%. Дизельное топливо 0т 5,95 до 6,97 руб./литр, от 22 до 26%[i].

Почему промежуточный итог? Работа не закончена. Об этом знают и специалисты антимонопольной службы, и нефтетрейдеры.

 

 В настоящий момент Федеральная антимонопольная служба считает, что цены на розничном рынке автомобильных топлив не соответствуют рыночной ситуации. Одной из основных причин этого является поведение крупнейших вертикально-интегрированных компаний (ВИНКов), в том числе, поддержание монопольно высоких цен на оптовых и розничных рынках нефтепродуктов.

В период падения мировых цен на нефть и падения доходов от реализации нефти на экспорт, ВИНК пытаются восполнить убытки путем завышения цен на монополизированных ими внутренних рынках нефтепродуктов.

 

Начиная со второй половины января 2009 года нефтяные компании в течение месяца резко увеличили оптовые цены, по которым продукция реализуется с нефтеперерабатывающих заводов. По данным независимого информационно-аналитического центра «Кортес», с начала 2009 года оптовые цены реализации нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов в среднем по России выросли:

-         на дизельное топливо - на 23%

-         на бензин А-76 - на 37%

-         на бензин А-92 - на 57%

-         на бензин А-95 - на 14%.

 

Указанное повышение оптовых цен привело к снижению доходности операций на розничных рынках (розничной маржи).

По мнению руководства ФАС России, этот процесс имеет нерыночный характер и является планомерным изменением ценовой политики вертикально-интегрированных нефтяных компаний и переноса ценовой нагрузки на оптовое звено в частности, для того, чтобы обеспечить ВИНКам возможность приобретения активов независимых розничных продавцов.

Цены на оптовом рынке автомобильного топлива Калининградской области также начали расти. За последние полтора месяца стоимость тонны дизельного топлива в ООО «Калининграднефтепродукт» выросла более чем на 17%, а в ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» более чем на 9%[ii].

Итогом явились новые дела в отношении нефтяных компаний ОАО «Лукойл», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром нефть» и ОАО «ТНК-BP Холдинг».

ФАС России возбудила новые дела в отношении Лукойла, Роснефти…l

 

Калининградское УФАС России вынуждено предупредить и региональных нефтетрейдеров: включение в новую «спираль» необоснованного роста цен чревато возбуждением новых дел и наложением увеличенных, за повторное нарушение, штрафов.

 

С учётом характера обращений и жалоб, поступающих в Калининградский УФАС России, антимонопольный орган считает нужным также обратить внимание на неблагоприятную тенденцию всё большего превышения среднего уровня розничных цен на бензин и дизельное топливо в Калининградской области по сравнению с ценами в Северо-Западном Федеральном округе  и других регионах России.

Отмеченная выше специфика регионального рынка присутствовала всегда. Но вряд ли возможно чем-то объяснить усиление этой «специфичности» до такой степени, что традиционная разница в ценах на бензин в Калининграде и на «большой земле» в 1 рубль, в условиях финансового кризиса вдруг возросла до 2,5 – 3 рублей[iii].

 

Одним из критериев монопольно высокой цены, установленных Федеральным законом «О защите конкуренции», является превышение цен на сопоставимых рынках, Управление федеральной антимонопольной службы по Калининградской области рекомендует региональным компаниям, занимающейся оптовой и розничной реализацией автомобильного топлива, обращать внимание на цены, складывающиеся на региональных рынках Российской Федерации, характеризующихся более высоким уровнем конкуренции.

По данным ФАС России, к таким, например, относятся рынки нефтепродуктов Москвы и Санкт - Петербурга, Московской и Ленинградской областей.



[i] Розница (руб./литр)

АИ - 92

29.06.08

05.10.09

01.02.09

15.03.09

Изменение,

руб./ %

ЛУКойл

25,1

25,4

20,45

19,95

5,45 / 20,52

КНП

25,11

25,32

20,41

20,2

5,12 / 20,22

РосНефть

24,9

25,3

20,1

19,45

5,85 / 23,12

 

 

 

 

 

 

А - 95

29.06.08

05.10.09

01.02.09

15.03.09

Изменение,

руб./ %

ЛУКойл

26,4

26,7

24,4

22,95

3,75 / 14,04

КНП

26,36

26,55

24,73

22,89

3,66 /  13,79

РосНефть

26,2

26,7

24,0

22,85

3,85 /  14,42

 

 

 

 

 

 

дт

29.06.08

05.10.09

01.02.09

15.03.09

Изменение,

руб./ %

ЛУКойл

26,9

26,5

21,45

20,95

5,95 / 22,12

КНП

26,82

26,38

21,19

19,89

6,93 / 25,84

РосНефть

26,4

26,2

21,0

19,43

6,97 / 26,40

 

[ii] Опт (руб./тонна)

АИ - 92

29.06.08

05.10.09

01.02.09

15.03.09

Изменение, %

ЛУКойл

29146

26016

15962

н/д

- 54,765662

КНП

30669

27633

18418

19791

-64,5309596

 

 

 

 

 

 

95

29.06.08

05.10.09

01.02.09

15.03.09

Изменение, %

ЛУКойл

н/д

н/д

20500

22650

10,48780488

КНП

31343

31196

24508

22900

-26,9374342

 

 

 

 

 

 

ДТ

29.06.08

05.10.09

01.02.09

15.03.09

Изменение, %

ЛУКойл

29069

25873

16443

17980

-38,14716709

КНП

29179

25416

15679

18408

-36,91353371

 

[iii] Средние потребительские цены на бензин автомобильный и дизельное топливо

на 16 марта 2009 года, рублей за литр

 

Бензин автомобильный

В том числе

Дизельное топливо

марки А-76 (АИ-80 и т.п.)

марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.)

марки АИ-95 и выше

Российская Федерация

18,18

16,11

18,48

20,94

19,50

1.             Казань

15,69

14,79

15,01

18,38

17,64

2.             Новосибирск

15,69

13,97

15,92

17,97

19,05

3.             Кемерово

15,70

14,00

15,40

19,00

18,80

4.             Барнаул

16,07

14,43

15,43

19,85

18,95

5.             Томск

16,10

14,44

15,84

19,28

19,13

6.             Махачкала

16,11

13,98

16,07

19,75

16,23

7.             Горно-Алтайск

16,33

14,50

15,99

21,56

20,40

8.             Ульяновск

16,60

14,02

17,07

19,52

18,17

9.             Абакан

16,64

14,70

16,44

20,03

19,83

10.         Орел

16,80

14,35

17,22

20,00

14,46

11.         Омск

16,80

15,00

17,00

21,12

19,08

12.         Смоленск

16,86

15,00

16,98

19,50

18,94

13.         Белгород

17,10

15,33

17,85

19,92

15,71

14.         Кызыл

17,13

15,55

17,90

19,38

20,45

15.         Пенза

17,23

14,99

17,77

20,03

18,51

16.         Курган

17,24

15,48

17,58

20,49

19,09

17.         Саранск

17,37

15,57

17,63

19,65

19,69

18.         Саратов

17,37

14,93

18,03

19,73

18,45

19.         Липецк

17,41

15,50

17,80

19,60

16,39

20.         Самара

17,45

14,50

17,67

19,35

18,94

21.         Красноярск

17,50

15,50

17,50

23,65

20,40

22.         Брянск

17,51

15,65

18,00

19,90

15,82

23.         Московская обл.

17,60

15,84

18,11

20,08

19,03

24.         Чебоксары

17,68

15,68

18,20

20,05

18,89

25.         Ханты-Мансийск

17,73

15,32

16,72

19,32

22,42

26.         Оренбург

17,74

15,46

18,41

20,43

20,10

27.         Тамбов

17,79

15,90

18,20

19,94

17,46

28.         Рязань

17,82

15,88

18,48

19,88

17,88

29.         Калуга

17,83

15,79

18,15

20,44

18,15

30.         Ленингpадская обл.

17,87

15,93

17,86

20,03

18,88

31.         Астрахань

18,03

15,23

18,99

20,18

19,27

32.         Йошкар-Ола

18,03

15,94

18,30

20,50

19,13

33.         Майкоп

18,04

15,13

18,77

21,26

18,30

34.         Воронеж

18,07

16,23

18,54

19,98

18,11

35.         Курск

18,11

15,20

17,51

19,87

18,07

36.         Элиста

18,12

15,40

19,17

20,30

19,30

37.         Ярославль

18,19

16,08

18,68

20,94

17,53

38.         Тюмень

18,19

15,48

18,04

20,54

20,02

39.         Санкт-Петербург

18,20

15,99

17,82

20,09

18,98

40.         Челябинск

18,20

16,36

18,31

20,76

19,87

41.         Тула

18,23

16,10

19,10

19,95

17,40

42.         Кострома

18,24

16,00

18,63

21,00

17,60

43.         Киров

18,32

16,15

19,05

21,60

19,65

44.         Волгоград

18,38

15,37

19,17

20,33

19,24

45.         Уфа

18,42

15,88

18,91

20,49

20,00

46.         Петрозаводск

18,44

15,81

18,43

20,46

19,40

47.         Назpань

18,47

16,50

18,60

22,00

18,00

48.         Великий Новгород

18,50

16,48

18,15

22,45

19,62

49.         Иваново

18,53

16,07

18,79

21,88

18,00

50.         Пермь

18,53

16,04

18,98

21,64

19,51

51.         Ставрополь

18,55

15,82

19,30

21,32

19,44

52.         Москва

18,57

16,71

18,94

20,83

20,18

53.         Черкесск

18,58

15,86

19,36

21,36

19,46

54.         Псков

18,62

16,81

18,51

21,69

19,91

55.         Ростов-на-Дону

18,66

15,96

18,96

20,40

18,84

56.         Владикавказ

18,69

16,09

18,74

22,75

18,46

57.         Нальчик

18,71

16,35

19,60

21,80

19,13

58.         Тверь

18,79

15,62

18,58

20,26

19,11

59.         Краснодар

18,79

15,98

19,25

21,51

19,34

60.         Ижевск

18,82

16,45

19,01

21,41

19,87

61.         Екатеринбург

18,83

15,96

18,26

20,76

19,49

62.         Нижний Новгород

18,89

16,16

18,58

21,73

19,59

63.         Грозный

19,01

18,00

19,00

20,00

15,86

64.         Сыктывкар

19,03

16,87

19,23

22,10

20,60

65.         Архангельск

19,51

17,34

19,60

22,75

21,30

66.         Вологда

19,63

16,72

19,07

22,15

20,00

67.         Иркутск

20,28

18,21

19,61

24,69

22,73

68.         Калининград

20,32

18,88

20,06

23,12

20,33

69.         Улан-Удэ

20,94

19,01

20,25

25,25

23,30

70.         Благовещенск

21,25

18,85

22,24

24,09

23,87

71.         Биробиджан

21,38

18,91

22,56

23,84

23,62

72.         Мурманск

21,62

19,30

21,78

25,03

23,40

73.         Чита

22,09

19,92

21,90

25,77

23,97

74.         Хабаровск

22,32

19,24

22,38

23,26

23,16

75.         Магадан

22,68

24,50

19,50

26,20

22,13

76.         Владивосток

23,71

22,05

23,73

25,21

24,31

77.         Нарьян-Мар

24,31

22,10

25,14

26,30

26,50

78.         Южно-Сахалинск

24,92

22,50

25,50

26,90

25,40

79.         Якутск

25,78

22,21

26,93

29,10

33,47

80.         Петропавловск-Камчатский

26,64

24,97

26,46

28,04

27,44

81.         Анадырь

37,96

35,10

40,80

...

38,70

По данным сайта Аи92