Калининградское УФАС России завершило проверку законности взимания платежей за лабораторные исследования при импорте мясного сырья

В Калининградском УФАС России завершено рассмотрение дела, возбужденного по заявлению предпринимателей, занимающихся ввозом в Калининградскую область и дальнейшей переработкой импортного мясного сырья.

 

Предприниматели жаловались на  то, что в результате согласованных действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области и ФГУ «Калининградская межобластная ветеринарная лаборатория» импортеры мясного сырья вынуждаются к проведению платных экспертиз в лаборатории, при этом последняя устанавливает необоснованно высокие расценки за проведение исследований продукции и транспортировку проб в лабораторию.

Как утверждали предприниматели, без заключения договора с лабораторией уполномоченный региональный орган - Служба ветеринарии и государственной ветеринарной инспекции Калининградской области – не выдает ветеринарные свидетельства, а Россельхознадзор отказывает в перерегистрации импортеров.

При поступлении груза на таможенный терминал при ввозе продукции на территорию Российской Федерации уполномоченные лица Россельхознадзора отбирают пробы ввозимого сырья, опечатывают их и направляют в межобластную лабораторию. При этом инспектор также проверяет наличие  у Заявителя договора на проведение лабораторных испытания с Калининградской межобластной ветеринарной лабораторией.

 

В результате расследования, проведенного антимонопольным органом по данным обращениям, доказать факт согласованности действий федерального органа власти с хозяйствующим субъектом, каковым является Калининградская межобластная ветеринарная лаборатория, не удалось.

Оба ответчика ссылались на то, что платные услуги оказываются в рамках договоров на оказание платных услуг и исключительно по инициативе импортеров, которым для каких-то своих целей требуется заключение по результатам отбора проб.

 

Однако, как считают специалисты Калининградского УФАС России, изучение нормативной базы, определяющей порядок государственного контроля за качеством и безопасностью ввозимого в Калининградскую область с мясного сырья, позволяет сделать следующие однозначные выводы.

 

1) Требование наличия договора об оказании платных услуг с ФГУ «Калининградская межобластная ветеринарная лаборатория», как условие включения в реестр Россельхознадзора, при осуществлении контроля сырья на таможенном терминале путем отбора проб или при выдаче ветеринарного свидетельства является незаконным, нарушает принцип  свободы договора, установленный Гражданским кодексом РФ, и противоречит нормам антимонопольного законодательства.

Хотя материалами дела не подтверждается утверждение о том, что наличие договора с Калининградской межобластной ветеринарной лабораторией и заключения данной лаборатории по результатам отбора проб является обязательным условием выдачи Службой ветеринарии Калининградской области ветеринарного свидетельства,

Калининградское УФАС России предупреждает, что если факты таких незаконных требований найдут своё подтверждение, антимонопольный орган по вновь открывшимся обстоятельствам возбудит дело в отношении региональной ветеринарной службы.

 

Пока же, в соответствии с пояснениями Управления Россельхознадзора и Ветеринарной инспекции, которые были даны в заседаниях комиссии Калининградского УФАС России, импортерам и переработчикам мясного сырья следует руководствоваться таможенным законодательством, которое устанавливает состав сопроводительных документов, необходимых в дальнейшем для оформления ветеринарного свидетельства.

Содержание информации, которую представляет хозяйствующий субъект для получения данного документа, исчерпывающим образом определено структурой реквизитов данного документа. Иные правовые акты, которые устанавливают перечень документов, представляемых для оформления ветеринарного свидетельства, отсутствуют.

Равным образом не имеют под собой оснований требования инспекторов управления Россельхознадзора при осуществлении контроля груза на границе предъявлять договор с ветеринарной лабораторией.

 

2) Распоряжения Россельхознадзора, на основании которых проводился отбор и направление проб на экспертизу в Калининградскую межобластную ветеринарную лабораторию, как показало расследование антимонопольного органа, не содержат указаний на то, что данные лабораторные исследования должны проводиться на платной основе. 

Таким образом, не могут быть признаны обоснованными  доводы территориального управления Россельхознадзора и Калининградской межобластной ветеринарной лаборатории о наличии правовых оснований для взимания платы с предпринимателей при проведении лабораторных исследований и транспортировке проб ввозимого на территорию РФ сырья животного происхождения, за исключением случая, когда в ходе конкретного исследования выявлена некачественность и опасность ввозимого сырья, что позволяет применять к данной ситуации норму п.4 ст. 25   ФЗ от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

 

Между тем, как установлено материалами дела, платные исследования проводились Лабораторией также по пробам, отобранным в ходе повторных контрольных мероприятий в отношении продукции, вывозимой импортерами, которыми ранее допускался ввоз сырья, не соответствующего установленным требованиям безопасности.

Кроме того, на платной основе проводились исследования проб на наличие патогенных микроорганизмов, контроль содержания которых не был предусмотрен мониторинговыми исследованиями и осуществлялся в рамках отдельных указаний Россельхознадзора по усилению контроля за безопасностью отдельных видов ввозимого сырья.

 

Из пояснений управления Россельхознадзора и лаборатории следует, что заключение по результатам лабораторного исследования, проведенного по акту отбора пробы импортных продуктов животного происхождения, бесплатно представляется в надзорный орган.

Ввиду того, что данные исследования проводятся в рамках государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, они должны финансироваться за счет федерального бюджета и не подлежат оплате хозяйствующими субъектами – импортерами.

Таким образом, размер платы за выдачу импортерам заключения (копии заключения) по результатам лабораторного исследования не может включать расходы, связанные с доставкой проб в лабораторию, и расходы на проведение исследования.

Фактически плата за предоставление данного заключения импортеру должна определяться затратами на  его оформление (копирование).

 

В связи с тем, что ФГУ «Калининградская межобластная ветеринарная лаборатория» является единственной лабораторией на территории Калининградской области, имеющей право на проведение исследований в рамках контрольных функций Россельхознадзора, и единственным государственным ветеринарным учреждением, которое может проводить исследования импортных продуктов животного происхождения на территории Калининградской области, положение данного хозяйствующего субъекта на рынке соответствующих услуг может быть признано доминирующим.

С учетом данных обстоятельств, в действиях Лаборатории по установлению платы за исследования и доставку проб, отобранных по актам Управления в рамках осуществления последним функции государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, выявлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» - установление монопольно высоких цен.

 

С учетом всех данных обстоятельств Комиссия Калининградского УФАС России, прекратив дело по признакам согласованных действий Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области и ФГУ «Калининградская межобластная ветеринарная лаборатория», передала собранные материалы для возбуждения дела в отношении лаборатории, по признакам установления данным доминирующим хозяйствующим субъектом монопольно высоких цен за выдачу заключения по результатам лабораторных исследований проб.

 

Кроме того, материалы дела направлены в Федеральную антимонопольную службу (центральный аппарат) для решения вопроса о наличие в действиях  Калининградской межобластной ветеринарной лаборатории и Федеральной Службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору при формировании плана лабораторных исследований и определения размеров бюджетного финансирования признаков нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Антимонопольный орган обращает внимание всех заинтересованных предпринимателей, осуществляющих ввоз и переработку мясного сырья, на необходимость четкой документальной фиксации всех фактов необоснованных требований по оплате доставки проб и проведению лабораторных исследований в рамках государственного надзора и контроля качества и безопасности пищевых продуктов.

При представлении данных доказательств Калининградским УФАС России будут проводиться повторные внеплановые проверки действий надзорного органа и межобластной ветеринарной лаборатории.