Решение №43 НП "Ассоциация морских агентов Санкт-Петербурга" против ФГУП "Калининградский морской рыбный порт" и др.

Дата публикации: 17 декабря 2008, 02:00

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ № 43

 

17 декабря 2008 года                                                                     г. Калининград

 

            Решение изготовлено в полном объеме 25 декабря 2008 года.

 

Резолютивная часть решения  была оглашена на заседании комиссии 17 декабря 2008 года.

 

Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

И.П. Соколова –  руководитель Калининградского УФАС России.

Члены Комиссии:

О.А. Бессонова – начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

Ю.А. Сидорова - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

Д.Е. Васейко – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

Д.Н. Хамдамов – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России

в присутствии представителей ответчиков:

Р.М. Гончаров - старший юрисконсульт ФГУП «Калининградский морской рыбный порт»;

С.И. Вайгель – ведущий экономист ПЭО ФГУП «Калининградский морской рыбный порт»;

М.А. Манохин – начальник отдела экономики ОАО «Калининградский морской торговый порт»;

В.С. Федотов – генеральный директор ООО «Морское агентство Авеашип Лтд»;

С.В. Альтерман – руководитель юридической службы ООО «Балтийская Стивидорная Компания»

в отсутствие представителей НП «Ассоциация морских агентов Санкт – Петербурга», надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 43 по признакам нарушения ФГУП «Калининградский морской рыбный порт», ОАО «Калининградский морской торговый порт», ООО «Морское агентство Авеашип Лтд», ООО «Балтийская Стивидорная Компания» пунктов 1, 6 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г.  N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Калининградское УФАС России поступило обращение НП «Ассоциации морских агентов Санкт – Петербурга» на действия ФГУП «Калининградский морской рыбный порт», ОАО «Калининградский морской торговый порт», ООО «Балтийская Стивидорная Компания» в части согласованных действий по необоснованному увеличению в течение марта – апреля 2008 года в три раза тарифа на оказание услуг по проведению швартовых операций.

 

1.  Существо дела в изложении представителей ответчиков

 

ОАО «Калининградский морской торговый порт»: причиной роста тарифов на услуги по швартованию судов является увеличение затрат предприятия на содержание швартовой команды, обусловленное инфляцией (тарифы на услуги швартовой команды не менялись с апреля месяца 1999 г., т.е. почти 9 лет). До принятия Федерального закона № 261 – ФЗ от 08.11.2007 г. «О морских портах» разработка и утверждение ставок  портовых сборов осуществляла ГУ «Морская администрация порта Калининград», а взимание швартового сбора делегировалось организациям, фактически выполнявшим швартовые операции. В пункте 3 статьи 19 Федерального закона № 261 – ФЗ от 08.11.2007 г. «О морских портах» из состава регулируемых портовых сборов исключен швартовый сбор. В этой связи, нами были разработаны и утверждены новые тарифы на услуги швартовой команды.

 

ФГУП «Калининградский морской рыбный порт»: на сегодняшний день порт в соответствии с «Обязательными постановлениями по Калининградскому морскому рыбному порту» (п. 4 издания 2004 г.) Государственного комитета РФ по рыболовству и ФГУ ГА «Калининградского морского рыбного порта» обеспечивает подготовку причалов к швартовке судна, пригодность причала для безопасной швартовки и стоянки судна, прием и отдачу швартовых концов у причалов Калининградского морского рыбного порта, а также перешвартовку судна. Постановлением Правительства РФ № 293 от 23 апреля 2008 г., был утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. Данный перечень не предусматривает регулирование и контроль тарифа на услуги по швартовке судов. В связи с выше изложенным, с 2008 г. ФГУП «Калининградский морской торговый порт» оказывает услуги по швартовке судов, стоимость которых определена калькуляцией,  утвержденой директором порта. Стоимость услуг швартовой группы за единицу валовой вместимости судна (GT) за одну операцию в настоящее время составляет 1,0 рубль.  Администрация ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» категорически не согласна с доводами, изложенными в заявлении НП «Ассоциации морских агентов Санкт – Петербурга». Ссылка заявителя о «равновеликом» повышении стоимости услуг по швартовке судов в порту Калининград объяснима смежностью акватории ОАО «КМТП» и ФГУП «КМРП», схожестью видов оказываемых услуг, однородностью судов-потребителей подобного вида услуг и, как следствие, равноценностью себестоимости затрат обоих хозяйствующих субъектов при оказании ими услуг по швартовке судов.

 

ООО «Балтийская Стивидорная Компания»: ГУ «Морская администрация порта Калининград» с 01 августа 2004 года делегировало ООО «Балтийская Стивидорная Компания» полномочия по взиманию швартового сбора. Швартовый сбор взимался на основании «Решения Правления МАП России № 1/К-1П» от 30.04.1999 г. по 08.01.2008 г. С 09.01.2008 г. швартовый сбор был исключен из перечня регулируемых портовых сборов в морских портах РФ на основании приказа Министерства транспорта РФ от 17.12.2007 г. № 189 «Об утверждении ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации» и приказа  Федеральной службы по тарифам от 200.12.2007 г. № 522-т/1 «Об утверждении ставок портовых сборов и правил их применения в морских портах РФ». Таким образом, швартовая услуга с данного времени перестала являться предметом государственного регулирования и выполняется на коммерческой основе. С 09.01.2008 г. до 01.04.2008 г., на основании выполненной ООО «Балтийская Стивидорная Компания» калькуляции затрат, был установлен тариф 0,47 рублей за единицу валовой вместимости судна (GT), указанной в Международном Мерительном (классификационном) свидетельстве судна в соответствии с положениями Международной конвенции по обмеру судов 1969 года. С 01 апреля 2008 г. после проведенного анализа себестоимости выполняемых работ был установлен тариф 1,0 рубль за единицу валовой вместимости судна (GT).

 

ООО «Морское агентство Авеашип Лтд»: ООО «Морское агентство Авеашип Лтд» не имеет в собственности или в аренде причалы, а так же не имеет швартовой команды. От имени и по поручению судовладельца, являясь агентом, ООО МА «Авеашип Лтд» заказывает для судовладельцев швартовые бригады в ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» и ОАО «Калининградский морской торговый порт» по установленным ими тарифам.

 

 

2. Обстоятельства, установленные антимонопольным органом в ходе проведения заседаний комиссии:

1. Ставка швартового сбора до 25.11. 2007 года взималась в соответствии с Решением правления Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ  от 30 апреля 1999 года № 1/К-1П. В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ № 261-ФЗ от 25.11.2007 года «О морских портах в Российской Федерации» из перечня услуг, оказываемых портами на платной основе, ставки и правила применения которых должны быть установлены в соответствии с законодательством РФ о естественных монополиях, были исключены услуги на швартовку судов. Приказом Минтранса РФ № 189 от 17.12.2007 года был утвержден перечень портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации, в том числе в порту Калининград. В данный перечень вошли корабельный, канальный, лоцманский, маячный, навигационный,экологический сборы. Портовый сбор за услугу по швартовке и отшвартовке судов в данном перечне отсутствует. Постановлением Правительства РФ № 293 от 23.04.2008 года «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» был утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, в данный перечень услуг также не вошла услуга по швартовке судов. На основании выше изложенного, хозяйствующие субъекты получили право самостоятельно определять стоимость услуг по швартовке судов, путем утверждения калькуляции.

 

2.  Из документов, представленных ООО «Морское агентство Авеашип Лтд»  в антимонопольный орган, следует, что общество не имеет в собственности или в аренде причалы, а так же не имеет швартовой команды. От имени и по поручению судовладельца, являясь агентом, ООО МА «Авеашип Лтд» заказывает для судовладельцев швартовые бригады в ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» и ОАО «Калининградский морской торговый порт» по установленным ими тарифам. Данный факт подтверждает «Договор оказания услуг морским агентам» от 30.01.2008 г. № 5/2-2008-АГ/31 , заключенный ООО МА «Авеашип Лтд» с ОАО «Калининградский морской торговый порт», и Договор  от 01.01.2008 г. № 7/40,  заключенный ООО МА «Авеашип Лтд» с ФГУП «Калининградский морской рыбный порт». Таким образом, ООО МА «Авеашип Лтд» самостоятельно швартовые  услуги не оказывает и тарифы на оказание услуг не устанавливает.

 

3. Из документов, представленных в антимонопольный орган ОАО «Калининградский морской торговый порт», ФГУП «Калининградский морской рыбный порт», ООО «Балтийская Стивидорная Компания», НП «Ассоциации морских агентов Санкт – Петербурга», следует:

ОАО «Калининградский морской торговый порт» на основании калькуляции, утвержденной генеральным директором В.В. Калиниченко 15.01.2008 года, установило тариф за работу швартовой команды в размере 1,0 рубль за 1 GT. Приказом № 93 от 24.01.2008 года данный тариф был введен в действие с 01.02.2008 года.

ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» на основании калькуляции, утвержденной и.о. директора А.В. Белько 17.03.2008 года, установило стоимость услуг швартовой группы 1,0 рубль за 1 GT. Согласно приказу  от 29.02.2008 г. № 204 данная калькуляция была утверждена и введена в действие с 01.03.2008 года.  В адрес контрагентов было направлено письмо - уведомление № 07/344 от 29.02.2008 года о вводе в действие с 15.03.2008 г. Положения об оплате услуг, связанных с обслуживанием судов, неотъемлемой частью которого является Приложение № 1 с указанием тарифа  1,0 рубль за  1 GT. Таким образом, калькуляция данного тарифа была исчислена и утверждена позднее, чем ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» ввело ее в действие и оповестило клиентов.

ООО «Балтийская Стивидорная Компания» приказом от 09.01.2008 года ввело в действие калькуляцию, утвержденную генеральным директором Батовым С.Х. этим же числом, где за единицу валовой вместимости судна (GT) установлен тариф 0, 47 рублей. 17.03.2008 года генеральный директор ООО «Балтийская Стивидорная Компания» утвердил тариф 1,0 рубль за 1 GT, который приказом от 31 марта 2008 введен в действие с 01.04.2008 года. Таким образом два хозяйствующих субъекта рынка предоставления швартовых услуг - ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» и ООО «Балтийская Стивидорная Компания» утвердили калькуляцию на швартовый сбор, равный 1,0 рублю за 1 GT 17.03.2008 г. Согласно электронному письму ООО Балтийская Стивидорная Компания» от 07.04.2008 г.,  предоставленному НП «Ассоциация морских агентов Санкт – Петербурга» и приобщенному к материалам дела, ООО «Балтийская Стивидорная Компания» с 01.04.2008 года вынуждено поднять стоимость швартовых услуг. Основанием для этого явилось увеличение с 01.03.2008 года тарифа до 1,0 рубля за 1 GT субъектами естественных монополий - Калининградским рыбным и торговым портами, которое, как предполагает главный технолог ООО «Балтийская Стивидорная Компания» Тельнов О.В., произошло на законных основаниях и ООО «Балтийская Стивидорная Компания», не являясь субъектом естественной монополии, обязано придерживаться уровня тарифов основных конкурентов.

Одновременное введение идентичного тарифа на швартовые услуги соответствовало интересам каждого хозяйствующего субъекта, так как позволяло увеличить поступление денежных средств от судовладельцев — юридических лиц, избежав, при этом, потери клиентов. В заседании Комиссии представители ФГУП «Калининградский морской рыбный порт», ООО «Балтийская Стивидорная Компания» не отрицали, что действия каждого из них были связаны с отменой государственного регулирования тарифа на швартовые услуги и с повышением тарифа ОАО «Калининградский морской порт».  Довод  представителей ответчиков, о том что действия каждого из них были вызваны изменениями в законодательстве обоснованы в части предоставления государством им права установления тарифа на швартовые сборы самостоятельно, что подтверждает Федеральный закона РФ от 25.11.2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации», приказ Минтранса РФ № 189 от 17.12.2007 г., постановление Правительства РФ № 293 от 23.04.2008 г. , но с  учетом индивидуальных затрат каждого хозяйствующего субъекта. Из представленных антимонопольному органу документов следует, что   затраты у представителей ответчиков разные, условия осуществления деятельности разные (количество причалов, находящихся в аренде, численность швартовых команд и т.д.) и экономические факторы, влияющие на формирование затрат по оказанию швартовых услуг, разные.

 ОАО «Калининградский морской торговый порт»  ввел в действие тариф в 1,0 рубль за 1 GT с 01.02.2008 г. первым , то есть явился лидером в ценообразовании, а представленные документы ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» и ООО «Балтийская Стивидорная Компания» подтверждают, что данные хозяйствующие субъекты исходили при расчете тарифа не из индивидуальных, необходимых для реализации швартовых услуг расходов и прибыли, а из действий ОАО «Калининградский морской торговый порт», которые на тот момент уже были известны. При этом данные хозяйствующие субъекты действовали согласовано.

Таким образом, действия ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» и ООО «Балтийская Стивидорная Компания» по  установлению,  одинакового тарифа в 1,0 рубль за 1 GT, могут быть квалифицированы, как согласованные действия на основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  а именно:

- результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйстующих субъектов и их действия заранее были известны каждому из них;

- действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

Пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие согласованные действия приводят к установлению тарифов.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьями 49-50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

                       

РЕШИЛА:

 

1.                  Признать ФГУП «Калининградский морской рыбный порт»  (г. Калининград, ул. 5-ая Причальная, 1 ИНН 3900000390), ООО «Балтийская Стивидорная Компания» (Калининградская область г. Балтийск, ул. Нижнее Шоссе, 17 ИНН 3901003429) нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части совершения согласованных действий, которые привели к установлению одинакового тарифа на швартовые услуги.

 

2. Прекратить дело в отношении ОАО «Калининградский морской торговый порт» по пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в виду отсутствия в действиях данного хозяйствующего субъекта нарушения антимонопольного законодательства.

 

3. Прекратить дело в отношении ООО «Морское Агентство Авеашип Лтд» по пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в виду отсутствия в действиях данного хозяйствующего субъекта нарушения антимонопольного законодательства.

 

4.                    Выдать предписание ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» (г. Калининград, ул. 5-ая Причальная, 1), ООО « Балтийская Стивидорная Компания» (Калининградская область г. Балтийск, ул. Нижнее Шоссе, 17) о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и недопущении согласованных действий, которые привели к установлению одинакового тарифа на швартовые услуги,  для чего ФГУП «Калининградский морской рыбный порт», ООО « Балтийская Стивидорная Компания»:

- прекратить согласованные действия, ограничивающие конкуренцию на рынке по предоставлению швартовых услуг, для чего в месячный срок, с момента получения предписания, установить для контрагентов экономически обоснованные тарифы на основе индивидуальных затрат хозяйствующего субъекта;

- не допускать согласованные действия, которые могут привести к ограничению конкуренции между хозяйствующими субъектами;

- в срок до 16.02.2009 г. предоставить в Калининградское УФАС России информацию об исполнении предписания, в том числе  копии приказов об установлении тарифов на швартовые услуги и экономическое обоснование соответствующих тарифов (расчет затрат на единицу услуги).

 

5. Материалы дела передать уполномоченному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» и ООО «Балтийская Стивидорная Компания» к административной ответственности.

 

Председатель комиссии:

Руководитель Калининградского

УФАС России                                                                                     И.П. Соколова

 

Члены комиссии:

Начальник отдела

антимонопольного контроля                                                            О.А. Бессонова

Ведущий специалист – эксперт отдела

антимонопольного контроля                                                            Ю.А. Сидорова

Ведущий специалист-эксперт отдела

антимонопольного контроля                                                             Д.Е. Васейко

Ведущий специалист-эксперт отдела

антимонопольного контороля                                                           Д.Н. Хамдамов

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

stdClass Object ( [vid] => 6380 [uid] => 1 [title] => Решение №43 НП "Ассоциация морских агентов Санкт-Петербурга" против ФГУП "Калининградский морской рыбный порт" и др. [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6380 [type] => solution [language] => ru [created] => 1229461200 [changed] => 1370518299 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370518299 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ № 43

 

17 декабря 2008 года                                                                     г. Калининград

 

            Решение изготовлено в полном объеме 25 декабря 2008 года.

 

Резолютивная часть решения  была оглашена на заседании комиссии 17 декабря 2008 года.

 

Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

И.П. Соколова –  руководитель Калининградского УФАС России.

Члены Комиссии:

О.А. Бессонова – начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

Ю.А. Сидорова - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

Д.Е. Васейко – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

Д.Н. Хамдамов – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России

в присутствии представителей ответчиков:

Р.М. Гончаров - старший юрисконсульт ФГУП «Калининградский морской рыбный порт»;

С.И. Вайгель – ведущий экономист ПЭО ФГУП «Калининградский морской рыбный порт»;

М.А. Манохин – начальник отдела экономики ОАО «Калининградский морской торговый порт»;

В.С. Федотов – генеральный директор ООО «Морское агентство Авеашип Лтд»;

С.В. Альтерман – руководитель юридической службы ООО «Балтийская Стивидорная Компания»

в отсутствие представителей НП «Ассоциация морских агентов Санкт – Петербурга», надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 43 по признакам нарушения ФГУП «Калининградский морской рыбный порт», ОАО «Калининградский морской торговый порт», ООО «Морское агентство Авеашип Лтд», ООО «Балтийская Стивидорная Компания» пунктов 1, 6 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г.  N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Калининградское УФАС России поступило обращение НП «Ассоциации морских агентов Санкт – Петербурга» на действия ФГУП «Калининградский морской рыбный порт», ОАО «Калининградский морской торговый порт», ООО «Балтийская Стивидорная Компания» в части согласованных действий по необоснованному увеличению в течение марта – апреля 2008 года в три раза тарифа на оказание услуг по проведению швартовых операций.

 

1.  Существо дела в изложении представителей ответчиков

 

ОАО «Калининградский морской торговый порт»: причиной роста тарифов на услуги по швартованию судов является увеличение затрат предприятия на содержание швартовой команды, обусловленное инфляцией (тарифы на услуги швартовой команды не менялись с апреля месяца 1999 г., т.е. почти 9 лет). До принятия Федерального закона № 261 – ФЗ от 08.11.2007 г. «О морских портах» разработка и утверждение ставок  портовых сборов осуществляла ГУ «Морская администрация порта Калининград», а взимание швартового сбора делегировалось организациям, фактически выполнявшим швартовые операции. В пункте 3 статьи 19 Федерального закона № 261 – ФЗ от 08.11.2007 г. «О морских портах» из состава регулируемых портовых сборов исключен швартовый сбор. В этой связи, нами были разработаны и утверждены новые тарифы на услуги швартовой команды.

 

ФГУП «Калининградский морской рыбный порт»: на сегодняшний день порт в соответствии с «Обязательными постановлениями по Калининградскому морскому рыбному порту» (п. 4 издания 2004 г.) Государственного комитета РФ по рыболовству и ФГУ ГА «Калининградского морского рыбного порта» обеспечивает подготовку причалов к швартовке судна, пригодность причала для безопасной швартовки и стоянки судна, прием и отдачу швартовых концов у причалов Калининградского морского рыбного порта, а также перешвартовку судна. Постановлением Правительства РФ № 293 от 23 апреля 2008 г., был утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. Данный перечень не предусматривает регулирование и контроль тарифа на услуги по швартовке судов. В связи с выше изложенным, с 2008 г. ФГУП «Калининградский морской торговый порт» оказывает услуги по швартовке судов, стоимость которых определена калькуляцией,  утвержденой директором порта. Стоимость услуг швартовой группы за единицу валовой вместимости судна (GT) за одну операцию в настоящее время составляет 1,0 рубль.  Администрация ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» категорически не согласна с доводами, изложенными в заявлении НП «Ассоциации морских агентов Санкт – Петербурга». Ссылка заявителя о «равновеликом» повышении стоимости услуг по швартовке судов в порту Калининград объяснима смежностью акватории ОАО «КМТП» и ФГУП «КМРП», схожестью видов оказываемых услуг, однородностью судов-потребителей подобного вида услуг и, как следствие, равноценностью себестоимости затрат обоих хозяйствующих субъектов при оказании ими услуг по швартовке судов.

 

ООО «Балтийская Стивидорная Компания»: ГУ «Морская администрация порта Калининград» с 01 августа 2004 года делегировало ООО «Балтийская Стивидорная Компания» полномочия по взиманию швартового сбора. Швартовый сбор взимался на основании «Решения Правления МАП России № 1/К-1П» от 30.04.1999 г. по 08.01.2008 г. С 09.01.2008 г. швартовый сбор был исключен из перечня регулируемых портовых сборов в морских портах РФ на основании приказа Министерства транспорта РФ от 17.12.2007 г. № 189 «Об утверждении ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации» и приказа  Федеральной службы по тарифам от 200.12.2007 г. № 522-т/1 «Об утверждении ставок портовых сборов и правил их применения в морских портах РФ». Таким образом, швартовая услуга с данного времени перестала являться предметом государственного регулирования и выполняется на коммерческой основе. С 09.01.2008 г. до 01.04.2008 г., на основании выполненной ООО «Балтийская Стивидорная Компания» калькуляции затрат, был установлен тариф 0,47 рублей за единицу валовой вместимости судна (GT), указанной в Международном Мерительном (классификационном) свидетельстве судна в соответствии с положениями Международной конвенции по обмеру судов 1969 года. С 01 апреля 2008 г. после проведенного анализа себестоимости выполняемых работ был установлен тариф 1,0 рубль за единицу валовой вместимости судна (GT).

 

ООО «Морское агентство Авеашип Лтд»: ООО «Морское агентство Авеашип Лтд» не имеет в собственности или в аренде причалы, а так же не имеет швартовой команды. От имени и по поручению судовладельца, являясь агентом, ООО МА «Авеашип Лтд» заказывает для судовладельцев швартовые бригады в ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» и ОАО «Калининградский морской торговый порт» по установленным ими тарифам.

 

 

2. Обстоятельства, установленные антимонопольным органом в ходе проведения заседаний комиссии:

1. Ставка швартового сбора до 25.11. 2007 года взималась в соответствии с Решением правления Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ  от 30 апреля 1999 года № 1/К-1П. В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ № 261-ФЗ от 25.11.2007 года «О морских портах в Российской Федерации» из перечня услуг, оказываемых портами на платной основе, ставки и правила применения которых должны быть установлены в соответствии с законодательством РФ о естественных монополиях, были исключены услуги на швартовку судов. Приказом Минтранса РФ № 189 от 17.12.2007 года был утвержден перечень портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации, в том числе в порту Калининград. В данный перечень вошли корабельный, канальный, лоцманский, маячный, навигационный,экологический сборы. Портовый сбор за услугу по швартовке и отшвартовке судов в данном перечне отсутствует. Постановлением Правительства РФ № 293 от 23.04.2008 года «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» был утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, в данный перечень услуг также не вошла услуга по швартовке судов. На основании выше изложенного, хозяйствующие субъекты получили право самостоятельно определять стоимость услуг по швартовке судов, путем утверждения калькуляции.

 

2.  Из документов, представленных ООО «Морское агентство Авеашип Лтд»  в антимонопольный орган, следует, что общество не имеет в собственности или в аренде причалы, а так же не имеет швартовой команды. От имени и по поручению судовладельца, являясь агентом, ООО МА «Авеашип Лтд» заказывает для судовладельцев швартовые бригады в ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» и ОАО «Калининградский морской торговый порт» по установленным ими тарифам. Данный факт подтверждает «Договор оказания услуг морским агентам» от 30.01.2008 г. № 5/2-2008-АГ/31 , заключенный ООО МА «Авеашип Лтд» с ОАО «Калининградский морской торговый порт», и Договор  от 01.01.2008 г. № 7/40,  заключенный ООО МА «Авеашип Лтд» с ФГУП «Калининградский морской рыбный порт». Таким образом, ООО МА «Авеашип Лтд» самостоятельно швартовые  услуги не оказывает и тарифы на оказание услуг не устанавливает.

 

3. Из документов, представленных в антимонопольный орган ОАО «Калининградский морской торговый порт», ФГУП «Калининградский морской рыбный порт», ООО «Балтийская Стивидорная Компания», НП «Ассоциации морских агентов Санкт – Петербурга», следует:

ОАО «Калининградский морской торговый порт» на основании калькуляции, утвержденной генеральным директором В.В. Калиниченко 15.01.2008 года, установило тариф за работу швартовой команды в размере 1,0 рубль за 1 GT. Приказом № 93 от 24.01.2008 года данный тариф был введен в действие с 01.02.2008 года.

ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» на основании калькуляции, утвержденной и.о. директора А.В. Белько 17.03.2008 года, установило стоимость услуг швартовой группы 1,0 рубль за 1 GT. Согласно приказу  от 29.02.2008 г. № 204 данная калькуляция была утверждена и введена в действие с 01.03.2008 года.  В адрес контрагентов было направлено письмо - уведомление № 07/344 от 29.02.2008 года о вводе в действие с 15.03.2008 г. Положения об оплате услуг, связанных с обслуживанием судов, неотъемлемой частью которого является Приложение № 1 с указанием тарифа  1,0 рубль за  1 GT. Таким образом, калькуляция данного тарифа была исчислена и утверждена позднее, чем ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» ввело ее в действие и оповестило клиентов.

ООО «Балтийская Стивидорная Компания» приказом от 09.01.2008 года ввело в действие калькуляцию, утвержденную генеральным директором Батовым С.Х. этим же числом, где за единицу валовой вместимости судна (GT) установлен тариф 0, 47 рублей. 17.03.2008 года генеральный директор ООО «Балтийская Стивидорная Компания» утвердил тариф 1,0 рубль за 1 GT, который приказом от 31 марта 2008 введен в действие с 01.04.2008 года. Таким образом два хозяйствующих субъекта рынка предоставления швартовых услуг - ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» и ООО «Балтийская Стивидорная Компания» утвердили калькуляцию на швартовый сбор, равный 1,0 рублю за 1 GT 17.03.2008 г. Согласно электронному письму ООО Балтийская Стивидорная Компания» от 07.04.2008 г.,  предоставленному НП «Ассоциация морских агентов Санкт – Петербурга» и приобщенному к материалам дела, ООО «Балтийская Стивидорная Компания» с 01.04.2008 года вынуждено поднять стоимость швартовых услуг. Основанием для этого явилось увеличение с 01.03.2008 года тарифа до 1,0 рубля за 1 GT субъектами естественных монополий - Калининградским рыбным и торговым портами, которое, как предполагает главный технолог ООО «Балтийская Стивидорная Компания» Тельнов О.В., произошло на законных основаниях и ООО «Балтийская Стивидорная Компания», не являясь субъектом естественной монополии, обязано придерживаться уровня тарифов основных конкурентов.

Одновременное введение идентичного тарифа на швартовые услуги соответствовало интересам каждого хозяйствующего субъекта, так как позволяло увеличить поступление денежных средств от судовладельцев — юридических лиц, избежав, при этом, потери клиентов. В заседании Комиссии представители ФГУП «Калининградский морской рыбный порт», ООО «Балтийская Стивидорная Компания» не отрицали, что действия каждого из них были связаны с отменой государственного регулирования тарифа на швартовые услуги и с повышением тарифа ОАО «Калининградский морской порт».  Довод  представителей ответчиков, о том что действия каждого из них были вызваны изменениями в законодательстве обоснованы в части предоставления государством им права установления тарифа на швартовые сборы самостоятельно, что подтверждает Федеральный закона РФ от 25.11.2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации», приказ Минтранса РФ № 189 от 17.12.2007 г., постановление Правительства РФ № 293 от 23.04.2008 г. , но с  учетом индивидуальных затрат каждого хозяйствующего субъекта. Из представленных антимонопольному органу документов следует, что   затраты у представителей ответчиков разные, условия осуществления деятельности разные (количество причалов, находящихся в аренде, численность швартовых команд и т.д.) и экономические факторы, влияющие на формирование затрат по оказанию швартовых услуг, разные.

 ОАО «Калининградский морской торговый порт»  ввел в действие тариф в 1,0 рубль за 1 GT с 01.02.2008 г. первым , то есть явился лидером в ценообразовании, а представленные документы ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» и ООО «Балтийская Стивидорная Компания» подтверждают, что данные хозяйствующие субъекты исходили при расчете тарифа не из индивидуальных, необходимых для реализации швартовых услуг расходов и прибыли, а из действий ОАО «Калининградский морской торговый порт», которые на тот момент уже были известны. При этом данные хозяйствующие субъекты действовали согласовано.

Таким образом, действия ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» и ООО «Балтийская Стивидорная Компания» по  установлению,  одинакового тарифа в 1,0 рубль за 1 GT, могут быть квалифицированы, как согласованные действия на основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  а именно:

- результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйстующих субъектов и их действия заранее были известны каждому из них;

- действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

Пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие согласованные действия приводят к установлению тарифов.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьями 49-50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

                       

РЕШИЛА:

 

1.                  Признать ФГУП «Калининградский морской рыбный порт»  (г. Калининград, ул. 5-ая Причальная, 1 ИНН 3900000390), ООО «Балтийская Стивидорная Компания» (Калининградская область г. Балтийск, ул. Нижнее Шоссе, 17 ИНН 3901003429) нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части совершения согласованных действий, которые привели к установлению одинакового тарифа на швартовые услуги.

 

2. Прекратить дело в отношении ОАО «Калининградский морской торговый порт» по пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в виду отсутствия в действиях данного хозяйствующего субъекта нарушения антимонопольного законодательства.

 

3. Прекратить дело в отношении ООО «Морское Агентство Авеашип Лтд» по пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в виду отсутствия в действиях данного хозяйствующего субъекта нарушения антимонопольного законодательства.

 

4.                    Выдать предписание ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» (г. Калининград, ул. 5-ая Причальная, 1), ООО « Балтийская Стивидорная Компания» (Калининградская область г. Балтийск, ул. Нижнее Шоссе, 17) о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и недопущении согласованных действий, которые привели к установлению одинакового тарифа на швартовые услуги,  для чего ФГУП «Калининградский морской рыбный порт», ООО « Балтийская Стивидорная Компания»:

- прекратить согласованные действия, ограничивающие конкуренцию на рынке по предоставлению швартовых услуг, для чего в месячный срок, с момента получения предписания, установить для контрагентов экономически обоснованные тарифы на основе индивидуальных затрат хозяйствующего субъекта;

- не допускать согласованные действия, которые могут привести к ограничению конкуренции между хозяйствующими субъектами;

- в срок до 16.02.2009 г. предоставить в Калининградское УФАС России информацию об исполнении предписания, в том числе  копии приказов об установлении тарифов на швартовые услуги и экономическое обоснование соответствующих тарифов (расчет затрат на единицу услуги).

 

5. Материалы дела передать уполномоченному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» и ООО «Балтийская Стивидорная Компания» к административной ответственности.

 

Председатель комиссии:

Руководитель Калининградского

УФАС России                                                                                     И.П. Соколова

 

Члены комиссии:

Начальник отдела

антимонопольного контроля                                                            О.А. Бессонова

Ведущий специалист – эксперт отдела

антимонопольного контроля                                                            Ю.А. Сидорова

Ведущий специалист-эксперт отдела

антимонопольного контроля                                                             Д.Е. Васейко

Ведущий специалист-эксперт отдела

антимонопольного контороля                                                           Д.Н. Хамдамов

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ № 43

 

17 декабря 2008 года                                                                     г. Калининград

 

            Решение изготовлено в полном объеме 25 декабря 2008 года.

 

Резолютивная часть решения  была оглашена на заседании комиссии 17 декабря 2008 года.

 

Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

И.П. Соколова –  руководитель Калининградского УФАС России.

Члены Комиссии:

О.А. Бессонова – начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

Ю.А. Сидорова - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

Д.Е. Васейко – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

Д.Н. Хамдамов – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России

в присутствии представителей ответчиков:

Р.М. Гончаров - старший юрисконсульт ФГУП «Калининградский морской рыбный порт»;

С.И. Вайгель – ведущий экономист ПЭО ФГУП «Калининградский морской рыбный порт»;

М.А. Манохин – начальник отдела экономики ОАО «Калининградский морской торговый порт»;

В.С. Федотов – генеральный директор ООО «Морское агентство Авеашип Лтд»;

С.В. Альтерман – руководитель юридической службы ООО «Балтийская Стивидорная Компания»

в отсутствие представителей НП «Ассоциация морских агентов Санкт – Петербурга», надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 43 по признакам нарушения ФГУП «Калининградский морской рыбный порт», ОАО «Калининградский морской торговый порт», ООО «Морское агентство Авеашип Лтд», ООО «Балтийская Стивидорная Компания» пунктов 1, 6 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г.  N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Калининградское УФАС России поступило обращение НП «Ассоциации морских агентов Санкт – Петербурга» на действия ФГУП «Калининградский морской рыбный порт», ОАО «Калининградский морской торговый порт», ООО «Балтийская Стивидорная Компания» в части согласованных действий по необоснованному увеличению в течение марта – апреля 2008 года в три раза тарифа на оказание услуг по проведению швартовых операций.

 

1.  Существо дела в изложении представителей ответчиков

 

ОАО «Калининградский морской торговый порт»: причиной роста тарифов на услуги по швартованию судов является увеличение затрат предприятия на содержание швартовой команды, обусловленное инфляцией (тарифы на услуги швартовой команды не менялись с апреля месяца 1999 г., т.е. почти 9 лет). До принятия Федерального закона № 261 – ФЗ от 08.11.2007 г. «О морских портах» разработка и утверждение ставок  портовых сборов осуществляла ГУ «Морская администрация порта Калининград», а взимание швартового сбора делегировалось организациям, фактически выполнявшим швартовые операции. В пункте 3 статьи 19 Федерального закона № 261 – ФЗ от 08.11.2007 г. «О морских портах» из состава регулируемых портовых сборов исключен швартовый сбор. В этой связи, нами были разработаны и утверждены новые тарифы на услуги швартовой команды.

 

ФГУП «Калининградский морской рыбный порт»: на сегодняшний день порт в соответствии с «Обязательными постановлениями по Калининградскому морскому рыбному порту» (п. 4 издания 2004 г.) Государственного комитета РФ по рыболовству и ФГУ ГА «Калининградского морского рыбного порта» обеспечивает подготовку причалов к швартовке судна, пригодность причала для безопасной швартовки и стоянки судна, прием и отдачу швартовых концов у причалов Калининградского морского рыбного порта, а также перешвартовку судна. Постановлением Правительства РФ № 293 от 23 апреля 2008 г., был утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. Данный перечень не предусматривает регулирование и контроль тарифа на услуги по швартовке судов. В связи с выше изложенным, с 2008 г. ФГУП «Калининградский морской торговый порт» оказывает услуги по швартовке судов, стоимость которых определена калькуляцией,  утвержденой директором порта. Стоимость услуг швартовой группы за единицу валовой вместимости судна (GT) за одну операцию в настоящее время составляет 1,0 рубль.  Администрация ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» категорически не согласна с доводами, изложенными в заявлении НП «Ассоциации морских агентов Санкт – Петербурга». Ссылка заявителя о «равновеликом» повышении стоимости услуг по швартовке судов в порту Калининград объяснима смежностью акватории ОАО «КМТП» и ФГУП «КМРП», схожестью видов оказываемых услуг, однородностью судов-потребителей подобного вида услуг и, как следствие, равноценностью себестоимости затрат обоих хозяйствующих субъектов при оказании ими услуг по швартовке судов.

 

ООО «Балтийская Стивидорная Компания»: ГУ «Морская администрация порта Калининград» с 01 августа 2004 года делегировало ООО «Балтийская Стивидорная Компания» полномочия по взиманию швартового сбора. Швартовый сбор взимался на основании «Решения Правления МАП России № 1/К-1П» от 30.04.1999 г. по 08.01.2008 г. С 09.01.2008 г. швартовый сбор был исключен из перечня регулируемых портовых сборов в морских портах РФ на основании приказа Министерства транспорта РФ от 17.12.2007 г. № 189 «Об утверждении ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации» и приказа  Федеральной службы по тарифам от 200.12.2007 г. № 522-т/1 «Об утверждении ставок портовых сборов и правил их применения в морских портах РФ». Таким образом, швартовая услуга с данного времени перестала являться предметом государственного регулирования и выполняется на коммерческой основе. С 09.01.2008 г. до 01.04.2008 г., на основании выполненной ООО «Балтийская Стивидорная Компания» калькуляции затрат, был установлен тариф 0,47 рублей за единицу валовой вместимости судна (GT), указанной в Международном Мерительном (классификационном) свидетельстве судна в соответствии с положениями Международной конвенции по обмеру судов 1969 года. С 01 апреля 2008 г. после проведенного анализа себестоимости выполняемых работ был установлен тариф 1,0 рубль за единицу валовой вместимости судна (GT).

 

ООО «Морское агентство Авеашип Лтд»: ООО «Морское агентство Авеашип Лтд» не имеет в собственности или в аренде причалы, а так же не имеет швартовой команды. От имени и по поручению судовладельца, являясь агентом, ООО МА «Авеашип Лтд» заказывает для судовладельцев швартовые бригады в ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» и ОАО «Калининградский морской торговый порт» по установленным ими тарифам.

 

 

2. Обстоятельства, установленные антимонопольным органом в ходе проведения заседаний комиссии:

1. Ставка швартового сбора до 25.11. 2007 года взималась в соответствии с Решением правления Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ  от 30 апреля 1999 года № 1/К-1П. В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ № 261-ФЗ от 25.11.2007 года «О морских портах в Российской Федерации» из перечня услуг, оказываемых портами на платной основе, ставки и правила применения которых должны быть установлены в соответствии с законодательством РФ о естественных монополиях, были исключены услуги на швартовку судов. Приказом Минтранса РФ № 189 от 17.12.2007 года был утвержден перечень портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации, в том числе в порту Калининград. В данный перечень вошли корабельный, канальный, лоцманский, маячный, навигационный,экологический сборы. Портовый сбор за услугу по швартовке и отшвартовке судов в данном перечне отсутствует. Постановлением Правительства РФ № 293 от 23.04.2008 года «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» был утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, в данный перечень услуг также не вошла услуга по швартовке судов. На основании выше изложенного, хозяйствующие субъекты получили право самостоятельно определять стоимость услуг по швартовке судов, путем утверждения калькуляции.

 

2.  Из документов, представленных ООО «Морское агентство Авеашип Лтд»  в антимонопольный орган, следует, что общество не имеет в собственности или в аренде причалы, а так же не имеет швартовой команды. От имени и по поручению судовладельца, являясь агентом, ООО МА «Авеашип Лтд» заказывает для судовладельцев швартовые бригады в ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» и ОАО «Калининградский морской торговый порт» по установленным ими тарифам. Данный факт подтверждает «Договор оказания услуг морским агентам» от 30.01.2008 г. № 5/2-2008-АГ/31 , заключенный ООО МА «Авеашип Лтд» с ОАО «Калининградский морской торговый порт», и Договор  от 01.01.2008 г. № 7/40,  заключенный ООО МА «Авеашип Лтд» с ФГУП «Калининградский морской рыбный порт». Таким образом, ООО МА «Авеашип Лтд» самостоятельно швартовые  услуги не оказывает и тарифы на оказание услуг не устанавливает.

 

3. Из документов, представленных в антимонопольный орган ОАО «Калининградский морской торговый порт», ФГУП «Калининградский морской рыбный порт», ООО «Балтийская Стивидорная Компания», НП «Ассоциации морских агентов Санкт – Петербурга», следует:

ОАО «Калининградский морской торговый порт» на основании калькуляции, утвержденной генеральным директором В.В. Калиниченко 15.01.2008 года, установило тариф за работу швартовой команды в размере 1,0 рубль за 1 GT. Приказом № 93 от 24.01.2008 года данный тариф был введен в действие с 01.02.2008 года.

ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» на основании калькуляции, утвержденной и.о. директора А.В. Белько 17.03.2008 года, установило стоимость услуг швартовой группы 1,0 рубль за 1 GT. Согласно приказу  от 29.02.2008 г. № 204 данная калькуляция была утверждена и введена в действие с 01.03.2008 года.  В адрес контрагентов было направлено письмо - уведомление № 07/344 от 29.02.2008 года о вводе в действие с 15.03.2008 г. Положения об оплате услуг, связанных с обслуживанием судов, неотъемлемой частью которого является Приложение № 1 с указанием тарифа  1,0 рубль за  1 GT. Таким образом, калькуляция данного тарифа была исчислена и утверждена позднее, чем ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» ввело ее в действие и оповестило клиентов.

ООО «Балтийская Стивидорная Компания» приказом от 09.01.2008 года ввело в действие калькуляцию, утвержденную генеральным директором Батовым С.Х. этим же числом, где за единицу валовой вместимости судна (GT) установлен тариф 0, 47 рублей. 17.03.2008 года генеральный директор ООО «Балтийская Стивидорная Компания» утвердил тариф 1,0 рубль за 1 GT, который приказом от 31 марта 2008 введен в действие с 01.04.2008 года. Таким образом два хозяйствующих субъекта рынка предоставления швартовых услуг - ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» и ООО «Балтийская Стивидорная Компания» утвердили калькуляцию на швартовый сбор, равный 1,0 рублю за 1 GT 17.03.2008 г. Согласно электронному письму ООО Балтийская Стивидорная Компания» от 07.04.2008 г.,  предоставленному НП «Ассоциация морских агентов Санкт – Петербурга» и приобщенному к материалам дела, ООО «Балтийская Стивидорная Компания» с 01.04.2008 года вынуждено поднять стоимость швартовых услуг. Основанием для этого явилось увеличение с 01.03.2008 года тарифа до 1,0 рубля за 1 GT субъектами естественных монополий - Калининградским рыбным и торговым портами, которое, как предполагает главный технолог ООО «Балтийская Стивидорная Компания» Тельнов О.В., произошло на законных основаниях и ООО «Балтийская Стивидорная Компания», не являясь субъектом естественной монополии, обязано придерживаться уровня тарифов основных конкурентов.

Одновременное введение идентичного тарифа на швартовые услуги соответствовало интересам каждого хозяйствующего субъекта, так как позволяло увеличить поступление денежных средств от судовладельцев — юридических лиц, избежав, при этом, потери клиентов. В заседании Комиссии представители ФГУП «Калининградский морской рыбный порт», ООО «Балтийская Стивидорная Компания» не отрицали, что действия каждого из них были связаны с отменой государственного регулирования тарифа на швартовые услуги и с повышением тарифа ОАО «Калининградский морской порт».  Довод  представителей ответчиков, о том что действия каждого из них были вызваны изменениями в законодательстве обоснованы в части предоставления государством им права установления тарифа на швартовые сборы самостоятельно, что подтверждает Федеральный закона РФ от 25.11.2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации», приказ Минтранса РФ № 189 от 17.12.2007 г., постановление Правительства РФ № 293 от 23.04.2008 г. , но с  учетом индивидуальных затрат каждого хозяйствующего субъекта. Из представленных антимонопольному органу документов следует, что   затраты у представителей ответчиков разные, условия осуществления деятельности разные (количество причалов, находящихся в аренде, численность швартовых команд и т.д.) и экономические факторы, влияющие на формирование затрат по оказанию швартовых услуг, разные.

 ОАО «Калининградский морской торговый порт»  ввел в действие тариф в 1,0 рубль за 1 GT с 01.02.2008 г. первым , то есть явился лидером в ценообразовании, а представленные документы ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» и ООО «Балтийская Стивидорная Компания» подтверждают, что данные хозяйствующие субъекты исходили при расчете тарифа не из индивидуальных, необходимых для реализации швартовых услуг расходов и прибыли, а из действий ОАО «Калининградский морской торговый порт», которые на тот момент уже были известны. При этом данные хозяйствующие субъекты действовали согласовано.

Таким образом, действия ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» и ООО «Балтийская Стивидорная Компания» по  установлению,  одинакового тарифа в 1,0 рубль за 1 GT, могут быть квалифицированы, как согласованные действия на основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  а именно:

- результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйстующих субъектов и их действия заранее были известны каждому из них;

- действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

Пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие согласованные действия приводят к установлению тарифов.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьями 49-50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

                       

РЕШИЛА:

 

1.                  Признать ФГУП «Калининградский морской рыбный порт»  (г. Калининград, ул. 5-ая Причальная, 1 ИНН 3900000390), ООО «Балтийская Стивидорная Компания» (Калининградская область г. Балтийск, ул. Нижнее Шоссе, 17 ИНН 3901003429) нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части совершения согласованных действий, которые привели к установлению одинакового тарифа на швартовые услуги.

 

2. Прекратить дело в отношении ОАО «Калининградский морской торговый порт» по пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в виду отсутствия в действиях данного хозяйствующего субъекта нарушения антимонопольного законодательства.

 

3. Прекратить дело в отношении ООО «Морское Агентство Авеашип Лтд» по пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в виду отсутствия в действиях данного хозяйствующего субъекта нарушения антимонопольного законодательства.

 

4.                    Выдать предписание ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» (г. Калининград, ул. 5-ая Причальная, 1), ООО « Балтийская Стивидорная Компания» (Калининградская область г. Балтийск, ул. Нижнее Шоссе, 17) о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и недопущении согласованных действий, которые привели к установлению одинакового тарифа на швартовые услуги,  для чего ФГУП «Калининградский морской рыбный порт», ООО « Балтийская Стивидорная Компания»:

- прекратить согласованные действия, ограничивающие конкуренцию на рынке по предоставлению швартовых услуг, для чего в месячный срок, с момента получения предписания, установить для контрагентов экономически обоснованные тарифы на основе индивидуальных затрат хозяйствующего субъекта;

- не допускать согласованные действия, которые могут привести к ограничению конкуренции между хозяйствующими субъектами;

- в срок до 16.02.2009 г. предоставить в Калининградское УФАС России информацию об исполнении предписания, в том числе  копии приказов об установлении тарифов на швартовые услуги и экономическое обоснование соответствующих тарифов (расчет затрат на единицу услуги).

 

5. Материалы дела передать уполномоченному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» и ООО «Балтийская Стивидорная Компания» к административной ответственности.

 

Председатель комиссии:

Руководитель Калининградского

УФАС России                                                                                     И.П. Соколова

 

Члены комиссии:

Начальник отдела

антимонопольного контроля                                                            О.А. Бессонова

Ведущий специалист – эксперт отдела

антимонопольного контроля                                                            Ю.А. Сидорова

Ведущий специалист-эксперт отдела

антимонопольного контроля                                                             Д.Е. Васейко

Ведущий специалист-эксперт отдела

антимонопольного контороля                                                           Д.Н. Хамдамов

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ФГУП «Калининградский морской рыбный порт», ООО «Балтийская Стивидорная Компания» признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части совершения согласованных действий, которые привели к установлению одинакового тарифа на швартовые услуги.

[format] => full_html [safe_value] =>

ФГУП «Калининградский морской рыбный порт», ООО «Балтийская Стивидорная Компания» признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части совершения согласованных действий, которые привели к установлению одинакового тарифа на швартовые услуги.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-12-17 00:00:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-12-17 00:00:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322109661 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )