Решение № 80 по признакам нарушения ООО «Калининградская пресса» и ООО «Комсомольская правда – Калининград - Газеты в розницу» части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции"

Дата публикации: 15 января 2009, 15:03

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

15 января 2009 года                                    №80                                        г. Калининград

 

                   Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

Председатель Комиссии:

И.П. Соколова – руководитель Калининградского УФАС России.

Члены Комиссии:

О.А. Бессонова — начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

Н.С. Егорова — старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

Д.Е. Васейко - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

рассмотрев дело № 80 по признакам нарушения ООО «Калининградская пресса» (ИНН  3906092895; ОКВЭД 52.47.00; адрес: 236040, г. Калининград, ул. Подполковника Иванникова, 3-а) и ООО «Комсомольская правда – Калининград - Газеты в розницу» (ИНН 39060881/390601001; ОКВЭД 51.18.23, 70.20.2, 236034;  адрес: г. Калининград, ул. Емельянова, 230-б) части 1 статьи 11  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

УСТАНОВИЛА:

1.               Материалы статей (Янтарный Край — газета Online Калининград и «Эксперт Урал» № 26 (335) от 30 июня 2008 г., expert.ru) , размещенных в сети  Интернет,  в которых идет речь о сговоре руководителей калининградских сетей распространения прессы с целью не конкурировать ценой на печатную продукцию, послужили основанием для возбуждения дела № 80 по признакам нарушения ООО «Калининградская пресса» и ООО «Комсомольская правда – Калининград - Газеты в розницу»  части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г.  № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, выразившегося в установлении и поддержании одинакового уровня цен на газету «Комсомольская правда» и журнал «Cosmopolitan».

 

2. Представители ООО «Калининградская пресса» дали следующие пояснения.

Издатель заинтересован в увеличении объемов реализации издания, т. к. значительную часть доходов получает  от размещения рекламы, в установлении равных возможностей для распространителей периодической печати. Для этого издатель устанавливает единое время начала продажи изданий, рекомендует единую розничную цену на издание. Поэтому совпадение цены на периодические издания вызваны соблюдением рекомендуемых издателями  цен, что прямо предусмотрено ст. 27 Федерального закона  РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации». Практика установления издателями единых розничных цен соответствует практике европейских стран.

Совпадение цен на некоторые издания вызвано иными причинами, чем согласованные действия, так, цена в размере 99 рублей на журнал «Сosmopolitanmini  установлена исходя из следующих маркетинговых принципов: - не является трехзначным числом; - составляет сумму меньше 100 рублей, число 99 воспринимается покупателем как незначительная сумма; - при установлении цены в размере 95, 97, 98 рублей теряется принцип восприятия покупателем цены как незначительной, т. к. покупатель начинает сравнивать ее с 90 руб. Поддержание цены на одном уровне в течение длительного времени показывает покупателю заинтересованность издателя в стабильности издания, его доступности в любое время независимо от экономической ситуации. Такая цена привлекает покупателя, а изменение цены вызывает у покупателя негативную реакцию. Цена на газету «Комсомольская правда» является незначительной и составляет круглое число. Реализация газеты по цене с применением копеек вызывает раздражение у покупателей, т. к. задерживает расчеты при покупке из-за проблем предоставления сдачи.

Издатели всех крупнейших и успешных газет в России основную часть дохода имеют от размещения рекламы, а не от продажи самих печатных изданий, поэтому издатель искусственно поддерживает низкую отпускную цену, которая даже со 100% наценкой распространителя обеспечивает низкую розничную цену. Таким образом, учитывается интерес покупателя и одновременно обеспечивается массовость издания, конкуренция происходит между изданиями (издателями), распространитель же в силу низкой рентабельности своей деятельности, приблизительно одинаковыми по сравнению с конкурентами закупочными ценами, издержками на содержание сети и логистику не имеет возможности активно влиять на конкурентную среду своего розничного рынка. Распространители конкурируют между собой  в основном через нахождение более выгодных мест для киосков, оптимизацию выкладки газетно-журнальной продукции.

Таким образом, розничная цена на газеты и журналы у разных распространителей складывается одинаковой или близкой по объективным,  характерным для рынка распространения печатных СМИ причинам, а не в силу договоренностей. Причиной изменения розничной цены обычно является изменение закупочной цены, которое из-за наличия одних для региона поставщиков происходит одновременно в разных сетях. Действия ООО «Калининградская пресса» по установлению розничных цен на журнал «Cosmopolitan” и газету «Комсомольская правда» являются самостоятельными и обусловлены исключительно маркетинговыми и экономическими причинами.

 

3. Представители ООО «Комсомольская правда — Калининград - Газеты в розницу» дали следующие пояснения.

Установленные цены являются абсолютно обоснованными, являются средними по рынку, не противоречат практике делового оборота. В выходных данных большинства печатных СМИ издатели указывают рекомендуемую цену в соответствии с требованиями п. 7 ст. 27 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации». Соответственно, при возникновении ситуации с равными или близкими ценами действующая ценовая политика объективно соответствует рыночной практике. Формирование розничных цен на продукцию печатных СМИ зависит от формирования розничных цен на иные аналогичные товары. Издатели продают свою продукцию ниже себестоимости или по себестоимости, т. к. коммерческий эффект достигается в основном за счет реализации рекламных возможностей печатных СМИ.

 

4.                  В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено следующее.

4.1. В соответствии с требованиями п. 7 ст. 27 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать сведения о цене, либо пометку «свободная цена», либо пометку «бесплатно».

 

4.2. В соответствии с Приказом № 56 от 28.12.2007 г. ООО «Комсомольская правда — Калининград — Газеты в розницу» розничные цены на периодическую печатную продукцию устанавливаются на основании принятой для каждого издания наценки, которая определяется в зависимости от условий договоров с поставщиками, схемы доставки издания, специфических особенностей конкретных изданий и рыночной конъюнктуры, при этом возможно использование значений наценки в размере от 70% до 95 % от закупочной цены.

    На протяжении января - июня 2008 г. в ООО «Комсомольская правда — Калининград — Газеты в розницу» на журнал «Cosmopolitan” закупочная цена составляла 60,50 руб., розничная цена - 145 рублей; на журнал «Cosmopolitanmini” закупочная цена составляла 40, 70 руб., розничная цена — 99 рублей; на газету «Комсомольская правда - толстушка» закупочная цена составляла 7,17 руб., розничная цена — 12; на газету «Комсомольская правда — ежедневная» закупочная цена составляла 4,65 руб., розничная цена — 8 руб.

 

4.3. В соответствии с Приказом № 01 от 04.01.2006 г. ООО «Калининградская пресса» розничная наценка на периодическую печатную продукцию определяется в зависимости от рыночной конъюнктуры и условий договоров с поставщиками и при этом должна составлять от 60% до 90% от закупочной цены на продукцию.

 На протяжении января-июня 2008 г. в ООО «Калининградская пресса» на журнал «Cosmopolitan” закупочная цена составляла от 55 до 71,51 руб., розничная цена 145 рублей; на журнал «Cosmopolitanmini” закупочная цена составляла от 37 до 48,65 руб., розничная цена — 99 рублей; на газету «Комсомольская правда - толстушка» закупочная цена составляла 6,20, 6,70, 7,27 руб., розничная цена — 10, 11, 12 руб. соответственно; на газету «Комсомольская правда — ежедневная» закупочная цена составляла 4,15 руб. и  с 08.05.2008 г. - 4,65 руб. , розничная цена — 7 руб. и  с 08.05.2008 г. - 8 руб.

 

4.4. В соответствии с п. 2.3 договора поставки печатной продукции от 01.04.2007 г. между ООО «Фэшн пресс» и ООО «Пресса плюс», являющимся контрагентом ООО «Калининградская пресса», и между ООО «Фэшн пресс» и ООО «Комсомольская правда — Калининград — Газеты в розницу» покупатель обязуется осуществлять свою дистрибьюторскую деятельность в соответствии с деловыми интересами поставщика.

 

4.5. Согласно представленным ответчиками в заседание комиссии писем от 02.04.2007 г. б/н ООО «Фэшн пресс» уведомляет, что рекомендованная розничная цена на журнал «Cosmopolitan” составляет 145 рублей, на журнал «Cosmopolitanmini” составляет 99 рублей.

4.6. Каждый выпуск газеты «Комсомольская правда» содержит указание рекомендуемой цены в розницу (по состоянию на январь 2009 г. рекомендуемая цена в розницу на  ежедневный выпуск газеты составляет 9 рублей, на еженедельный выпуск — 13 рублей).

 

4.7. Ответы на запрос Калининградского УФАС, представленные ООО «Седьмой континент-СЗ» (вх. от 22.12.2008 г. № 6010), компанией «Вестер-Калининград» (вх. от 17.12.2008 г. № 5932), ООО «Виктория Балтия» (вх. от 01.12.2008 г. № 5532), содержат сведения об установленном уровне  розничных цен на газету «Комсомольская правда» и журнал «Cosmopolitan”, которые в сопоставимых временных периодах совпадают с уровнем розничных цен, установленных ООО «Калининградская пресса» и ООО «Комсомольская правда- Калининград - Газеты в розницу».

 

4.8. Выявление описанных выше обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что установление и поддержание одинакового уровня цен на газету «Комсомольская правда» и журнал «Cosmopolitan» являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты, действующие на рынке розничной реализации печатных средств массовой информации, в частности, обусловлены применением издателями  Федерального закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О СМИ» и сложившей практикой установления издателями печатных средств массовой информации рекомендованных розничных цен на печатную продукцию.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

 

РЕШИЛА:

1.       В связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ООО «Калининградская пресса» и ООО «Комсомольская правда — Калининград — Газеты в розницу» прекратить рассмотрение дела № 80 о нарушении антимонопольного законодательства.

 

2.       На основании п. 5 ч. 1 ст. 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” направить запрос по материалам  дела № 80 в Федеральную антимонопольную службу России о соответствии антимонопольному законодательству практики установления издателями печатных средств массовой информации рекомендуемых розничных цен на продукцию.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 15.01.2009 года.

 

Председатель комиссии,

Руководитель

Калининградского УФАС России                                                                          И.П. Соколова

 

Члены комиссии:

Начальник отдела
антимонопольного контроля                                                                                 О.А. Бессонова

 

Старший государственный инспектор

 отдела антимонопольного контроля                                                                     Н.С. Егорова

 

Главный специалист-эксперт отдела

антимонопольного контроля                                                                                 Д. Е. Васейко

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 6383 [uid] => 1 [title] => Решение № 80 по признакам нарушения ООО «Калининградская пресса» и ООО «Комсомольская правда – Калининград - Газеты в розницу» части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6383 [type] => solution [language] => ru [created] => 1232013835 [changed] => 1370518299 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370518299 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

15 января 2009 года                                    №80                                        г. Калининград

 

                   Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

Председатель Комиссии:

И.П. Соколова – руководитель Калининградского УФАС России.

Члены Комиссии:

О.А. Бессонова — начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

Н.С. Егорова — старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

Д.Е. Васейко - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

рассмотрев дело № 80 по признакам нарушения ООО «Калининградская пресса» (ИНН  3906092895; ОКВЭД 52.47.00; адрес: 236040, г. Калининград, ул. Подполковника Иванникова, 3-а) и ООО «Комсомольская правда – Калининград - Газеты в розницу» (ИНН 39060881/390601001; ОКВЭД 51.18.23, 70.20.2, 236034;  адрес: г. Калининград, ул. Емельянова, 230-б) части 1 статьи 11  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

УСТАНОВИЛА:

1.               Материалы статей (Янтарный Край — газета Online Калининград и «Эксперт Урал» № 26 (335) от 30 июня 2008 г., expert.ru) , размещенных в сети  Интернет,  в которых идет речь о сговоре руководителей калининградских сетей распространения прессы с целью не конкурировать ценой на печатную продукцию, послужили основанием для возбуждения дела № 80 по признакам нарушения ООО «Калининградская пресса» и ООО «Комсомольская правда – Калининград - Газеты в розницу»  части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г.  № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, выразившегося в установлении и поддержании одинакового уровня цен на газету «Комсомольская правда» и журнал «Cosmopolitan».

 

2. Представители ООО «Калининградская пресса» дали следующие пояснения.

Издатель заинтересован в увеличении объемов реализации издания, т. к. значительную часть доходов получает  от размещения рекламы, в установлении равных возможностей для распространителей периодической печати. Для этого издатель устанавливает единое время начала продажи изданий, рекомендует единую розничную цену на издание. Поэтому совпадение цены на периодические издания вызваны соблюдением рекомендуемых издателями  цен, что прямо предусмотрено ст. 27 Федерального закона  РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации». Практика установления издателями единых розничных цен соответствует практике европейских стран.

Совпадение цен на некоторые издания вызвано иными причинами, чем согласованные действия, так, цена в размере 99 рублей на журнал «Сosmopolitanmini  установлена исходя из следующих маркетинговых принципов: - не является трехзначным числом; - составляет сумму меньше 100 рублей, число 99 воспринимается покупателем как незначительная сумма; - при установлении цены в размере 95, 97, 98 рублей теряется принцип восприятия покупателем цены как незначительной, т. к. покупатель начинает сравнивать ее с 90 руб. Поддержание цены на одном уровне в течение длительного времени показывает покупателю заинтересованность издателя в стабильности издания, его доступности в любое время независимо от экономической ситуации. Такая цена привлекает покупателя, а изменение цены вызывает у покупателя негативную реакцию. Цена на газету «Комсомольская правда» является незначительной и составляет круглое число. Реализация газеты по цене с применением копеек вызывает раздражение у покупателей, т. к. задерживает расчеты при покупке из-за проблем предоставления сдачи.

Издатели всех крупнейших и успешных газет в России основную часть дохода имеют от размещения рекламы, а не от продажи самих печатных изданий, поэтому издатель искусственно поддерживает низкую отпускную цену, которая даже со 100% наценкой распространителя обеспечивает низкую розничную цену. Таким образом, учитывается интерес покупателя и одновременно обеспечивается массовость издания, конкуренция происходит между изданиями (издателями), распространитель же в силу низкой рентабельности своей деятельности, приблизительно одинаковыми по сравнению с конкурентами закупочными ценами, издержками на содержание сети и логистику не имеет возможности активно влиять на конкурентную среду своего розничного рынка. Распространители конкурируют между собой  в основном через нахождение более выгодных мест для киосков, оптимизацию выкладки газетно-журнальной продукции.

Таким образом, розничная цена на газеты и журналы у разных распространителей складывается одинаковой или близкой по объективным,  характерным для рынка распространения печатных СМИ причинам, а не в силу договоренностей. Причиной изменения розничной цены обычно является изменение закупочной цены, которое из-за наличия одних для региона поставщиков происходит одновременно в разных сетях. Действия ООО «Калининградская пресса» по установлению розничных цен на журнал «Cosmopolitan” и газету «Комсомольская правда» являются самостоятельными и обусловлены исключительно маркетинговыми и экономическими причинами.

 

3. Представители ООО «Комсомольская правда — Калининград - Газеты в розницу» дали следующие пояснения.

Установленные цены являются абсолютно обоснованными, являются средними по рынку, не противоречат практике делового оборота. В выходных данных большинства печатных СМИ издатели указывают рекомендуемую цену в соответствии с требованиями п. 7 ст. 27 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации». Соответственно, при возникновении ситуации с равными или близкими ценами действующая ценовая политика объективно соответствует рыночной практике. Формирование розничных цен на продукцию печатных СМИ зависит от формирования розничных цен на иные аналогичные товары. Издатели продают свою продукцию ниже себестоимости или по себестоимости, т. к. коммерческий эффект достигается в основном за счет реализации рекламных возможностей печатных СМИ.

 

4.                  В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено следующее.

4.1. В соответствии с требованиями п. 7 ст. 27 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать сведения о цене, либо пометку «свободная цена», либо пометку «бесплатно».

 

4.2. В соответствии с Приказом № 56 от 28.12.2007 г. ООО «Комсомольская правда — Калининград — Газеты в розницу» розничные цены на периодическую печатную продукцию устанавливаются на основании принятой для каждого издания наценки, которая определяется в зависимости от условий договоров с поставщиками, схемы доставки издания, специфических особенностей конкретных изданий и рыночной конъюнктуры, при этом возможно использование значений наценки в размере от 70% до 95 % от закупочной цены.

    На протяжении января - июня 2008 г. в ООО «Комсомольская правда — Калининград — Газеты в розницу» на журнал «Cosmopolitan” закупочная цена составляла 60,50 руб., розничная цена - 145 рублей; на журнал «Cosmopolitanmini” закупочная цена составляла 40, 70 руб., розничная цена — 99 рублей; на газету «Комсомольская правда - толстушка» закупочная цена составляла 7,17 руб., розничная цена — 12; на газету «Комсомольская правда — ежедневная» закупочная цена составляла 4,65 руб., розничная цена — 8 руб.

 

4.3. В соответствии с Приказом № 01 от 04.01.2006 г. ООО «Калининградская пресса» розничная наценка на периодическую печатную продукцию определяется в зависимости от рыночной конъюнктуры и условий договоров с поставщиками и при этом должна составлять от 60% до 90% от закупочной цены на продукцию.

 На протяжении января-июня 2008 г. в ООО «Калининградская пресса» на журнал «Cosmopolitan” закупочная цена составляла от 55 до 71,51 руб., розничная цена 145 рублей; на журнал «Cosmopolitanmini” закупочная цена составляла от 37 до 48,65 руб., розничная цена — 99 рублей; на газету «Комсомольская правда - толстушка» закупочная цена составляла 6,20, 6,70, 7,27 руб., розничная цена — 10, 11, 12 руб. соответственно; на газету «Комсомольская правда — ежедневная» закупочная цена составляла 4,15 руб. и  с 08.05.2008 г. - 4,65 руб. , розничная цена — 7 руб. и  с 08.05.2008 г. - 8 руб.

 

4.4. В соответствии с п. 2.3 договора поставки печатной продукции от 01.04.2007 г. между ООО «Фэшн пресс» и ООО «Пресса плюс», являющимся контрагентом ООО «Калининградская пресса», и между ООО «Фэшн пресс» и ООО «Комсомольская правда — Калининград — Газеты в розницу» покупатель обязуется осуществлять свою дистрибьюторскую деятельность в соответствии с деловыми интересами поставщика.

 

4.5. Согласно представленным ответчиками в заседание комиссии писем от 02.04.2007 г. б/н ООО «Фэшн пресс» уведомляет, что рекомендованная розничная цена на журнал «Cosmopolitan” составляет 145 рублей, на журнал «Cosmopolitanmini” составляет 99 рублей.

4.6. Каждый выпуск газеты «Комсомольская правда» содержит указание рекомендуемой цены в розницу (по состоянию на январь 2009 г. рекомендуемая цена в розницу на  ежедневный выпуск газеты составляет 9 рублей, на еженедельный выпуск — 13 рублей).

 

4.7. Ответы на запрос Калининградского УФАС, представленные ООО «Седьмой континент-СЗ» (вх. от 22.12.2008 г. № 6010), компанией «Вестер-Калининград» (вх. от 17.12.2008 г. № 5932), ООО «Виктория Балтия» (вх. от 01.12.2008 г. № 5532), содержат сведения об установленном уровне  розничных цен на газету «Комсомольская правда» и журнал «Cosmopolitan”, которые в сопоставимых временных периодах совпадают с уровнем розничных цен, установленных ООО «Калининградская пресса» и ООО «Комсомольская правда- Калининград - Газеты в розницу».

 

4.8. Выявление описанных выше обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что установление и поддержание одинакового уровня цен на газету «Комсомольская правда» и журнал «Cosmopolitan» являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты, действующие на рынке розничной реализации печатных средств массовой информации, в частности, обусловлены применением издателями  Федерального закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О СМИ» и сложившей практикой установления издателями печатных средств массовой информации рекомендованных розничных цен на печатную продукцию.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

 

РЕШИЛА:

1.       В связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ООО «Калининградская пресса» и ООО «Комсомольская правда — Калининград — Газеты в розницу» прекратить рассмотрение дела № 80 о нарушении антимонопольного законодательства.

 

2.       На основании п. 5 ч. 1 ст. 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” направить запрос по материалам  дела № 80 в Федеральную антимонопольную службу России о соответствии антимонопольному законодательству практики установления издателями печатных средств массовой информации рекомендуемых розничных цен на продукцию.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 15.01.2009 года.

 

Председатель комиссии,

Руководитель

Калининградского УФАС России                                                                          И.П. Соколова

 

Члены комиссии:

Начальник отдела
антимонопольного контроля                                                                                 О.А. Бессонова

 

Старший государственный инспектор

 отдела антимонопольного контроля                                                                     Н.С. Егорова

 

Главный специалист-эксперт отдела

антимонопольного контроля                                                                                 Д. Е. Васейко

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

15 января 2009 года                                    №80                                        г. Калининград

 

                   Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

Председатель Комиссии:

И.П. Соколова – руководитель Калининградского УФАС России.

Члены Комиссии:

О.А. Бессонова — начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

Н.С. Егорова — старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

Д.Е. Васейко - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

рассмотрев дело № 80 по признакам нарушения ООО «Калининградская пресса» (ИНН  3906092895; ОКВЭД 52.47.00; адрес: 236040, г. Калининград, ул. Подполковника Иванникова, 3-а) и ООО «Комсомольская правда – Калининград - Газеты в розницу» (ИНН 39060881/390601001; ОКВЭД 51.18.23, 70.20.2, 236034;  адрес: г. Калининград, ул. Емельянова, 230-б) части 1 статьи 11  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

УСТАНОВИЛА:

1.               Материалы статей (Янтарный Край — газета Online Калининград и «Эксперт Урал» № 26 (335) от 30 июня 2008 г., expert.ru) , размещенных в сети  Интернет,  в которых идет речь о сговоре руководителей калининградских сетей распространения прессы с целью не конкурировать ценой на печатную продукцию, послужили основанием для возбуждения дела № 80 по признакам нарушения ООО «Калининградская пресса» и ООО «Комсомольская правда – Калининград - Газеты в розницу»  части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г.  № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, выразившегося в установлении и поддержании одинакового уровня цен на газету «Комсомольская правда» и журнал «Cosmopolitan».

 

2. Представители ООО «Калининградская пресса» дали следующие пояснения.

Издатель заинтересован в увеличении объемов реализации издания, т. к. значительную часть доходов получает  от размещения рекламы, в установлении равных возможностей для распространителей периодической печати. Для этого издатель устанавливает единое время начала продажи изданий, рекомендует единую розничную цену на издание. Поэтому совпадение цены на периодические издания вызваны соблюдением рекомендуемых издателями  цен, что прямо предусмотрено ст. 27 Федерального закона  РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации». Практика установления издателями единых розничных цен соответствует практике европейских стран.

Совпадение цен на некоторые издания вызвано иными причинами, чем согласованные действия, так, цена в размере 99 рублей на журнал «Сosmopolitanmini  установлена исходя из следующих маркетинговых принципов: - не является трехзначным числом; - составляет сумму меньше 100 рублей, число 99 воспринимается покупателем как незначительная сумма; - при установлении цены в размере 95, 97, 98 рублей теряется принцип восприятия покупателем цены как незначительной, т. к. покупатель начинает сравнивать ее с 90 руб. Поддержание цены на одном уровне в течение длительного времени показывает покупателю заинтересованность издателя в стабильности издания, его доступности в любое время независимо от экономической ситуации. Такая цена привлекает покупателя, а изменение цены вызывает у покупателя негативную реакцию. Цена на газету «Комсомольская правда» является незначительной и составляет круглое число. Реализация газеты по цене с применением копеек вызывает раздражение у покупателей, т. к. задерживает расчеты при покупке из-за проблем предоставления сдачи.

Издатели всех крупнейших и успешных газет в России основную часть дохода имеют от размещения рекламы, а не от продажи самих печатных изданий, поэтому издатель искусственно поддерживает низкую отпускную цену, которая даже со 100% наценкой распространителя обеспечивает низкую розничную цену. Таким образом, учитывается интерес покупателя и одновременно обеспечивается массовость издания, конкуренция происходит между изданиями (издателями), распространитель же в силу низкой рентабельности своей деятельности, приблизительно одинаковыми по сравнению с конкурентами закупочными ценами, издержками на содержание сети и логистику не имеет возможности активно влиять на конкурентную среду своего розничного рынка. Распространители конкурируют между собой  в основном через нахождение более выгодных мест для киосков, оптимизацию выкладки газетно-журнальной продукции.

Таким образом, розничная цена на газеты и журналы у разных распространителей складывается одинаковой или близкой по объективным,  характерным для рынка распространения печатных СМИ причинам, а не в силу договоренностей. Причиной изменения розничной цены обычно является изменение закупочной цены, которое из-за наличия одних для региона поставщиков происходит одновременно в разных сетях. Действия ООО «Калининградская пресса» по установлению розничных цен на журнал «Cosmopolitan” и газету «Комсомольская правда» являются самостоятельными и обусловлены исключительно маркетинговыми и экономическими причинами.

 

3. Представители ООО «Комсомольская правда — Калининград - Газеты в розницу» дали следующие пояснения.

Установленные цены являются абсолютно обоснованными, являются средними по рынку, не противоречат практике делового оборота. В выходных данных большинства печатных СМИ издатели указывают рекомендуемую цену в соответствии с требованиями п. 7 ст. 27 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации». Соответственно, при возникновении ситуации с равными или близкими ценами действующая ценовая политика объективно соответствует рыночной практике. Формирование розничных цен на продукцию печатных СМИ зависит от формирования розничных цен на иные аналогичные товары. Издатели продают свою продукцию ниже себестоимости или по себестоимости, т. к. коммерческий эффект достигается в основном за счет реализации рекламных возможностей печатных СМИ.

 

4.                  В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено следующее.

4.1. В соответствии с требованиями п. 7 ст. 27 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать сведения о цене, либо пометку «свободная цена», либо пометку «бесплатно».

 

4.2. В соответствии с Приказом № 56 от 28.12.2007 г. ООО «Комсомольская правда — Калининград — Газеты в розницу» розничные цены на периодическую печатную продукцию устанавливаются на основании принятой для каждого издания наценки, которая определяется в зависимости от условий договоров с поставщиками, схемы доставки издания, специфических особенностей конкретных изданий и рыночной конъюнктуры, при этом возможно использование значений наценки в размере от 70% до 95 % от закупочной цены.

    На протяжении января - июня 2008 г. в ООО «Комсомольская правда — Калининград — Газеты в розницу» на журнал «Cosmopolitan” закупочная цена составляла 60,50 руб., розничная цена - 145 рублей; на журнал «Cosmopolitanmini” закупочная цена составляла 40, 70 руб., розничная цена — 99 рублей; на газету «Комсомольская правда - толстушка» закупочная цена составляла 7,17 руб., розничная цена — 12; на газету «Комсомольская правда — ежедневная» закупочная цена составляла 4,65 руб., розничная цена — 8 руб.

 

4.3. В соответствии с Приказом № 01 от 04.01.2006 г. ООО «Калининградская пресса» розничная наценка на периодическую печатную продукцию определяется в зависимости от рыночной конъюнктуры и условий договоров с поставщиками и при этом должна составлять от 60% до 90% от закупочной цены на продукцию.

 На протяжении января-июня 2008 г. в ООО «Калининградская пресса» на журнал «Cosmopolitan” закупочная цена составляла от 55 до 71,51 руб., розничная цена 145 рублей; на журнал «Cosmopolitanmini” закупочная цена составляла от 37 до 48,65 руб., розничная цена — 99 рублей; на газету «Комсомольская правда - толстушка» закупочная цена составляла 6,20, 6,70, 7,27 руб., розничная цена — 10, 11, 12 руб. соответственно; на газету «Комсомольская правда — ежедневная» закупочная цена составляла 4,15 руб. и  с 08.05.2008 г. - 4,65 руб. , розничная цена — 7 руб. и  с 08.05.2008 г. - 8 руб.

 

4.4. В соответствии с п. 2.3 договора поставки печатной продукции от 01.04.2007 г. между ООО «Фэшн пресс» и ООО «Пресса плюс», являющимся контрагентом ООО «Калининградская пресса», и между ООО «Фэшн пресс» и ООО «Комсомольская правда — Калининград — Газеты в розницу» покупатель обязуется осуществлять свою дистрибьюторскую деятельность в соответствии с деловыми интересами поставщика.

 

4.5. Согласно представленным ответчиками в заседание комиссии писем от 02.04.2007 г. б/н ООО «Фэшн пресс» уведомляет, что рекомендованная розничная цена на журнал «Cosmopolitan” составляет 145 рублей, на журнал «Cosmopolitanmini” составляет 99 рублей.

4.6. Каждый выпуск газеты «Комсомольская правда» содержит указание рекомендуемой цены в розницу (по состоянию на январь 2009 г. рекомендуемая цена в розницу на  ежедневный выпуск газеты составляет 9 рублей, на еженедельный выпуск — 13 рублей).

 

4.7. Ответы на запрос Калининградского УФАС, представленные ООО «Седьмой континент-СЗ» (вх. от 22.12.2008 г. № 6010), компанией «Вестер-Калининград» (вх. от 17.12.2008 г. № 5932), ООО «Виктория Балтия» (вх. от 01.12.2008 г. № 5532), содержат сведения об установленном уровне  розничных цен на газету «Комсомольская правда» и журнал «Cosmopolitan”, которые в сопоставимых временных периодах совпадают с уровнем розничных цен, установленных ООО «Калининградская пресса» и ООО «Комсомольская правда- Калининград - Газеты в розницу».

 

4.8. Выявление описанных выше обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что установление и поддержание одинакового уровня цен на газету «Комсомольская правда» и журнал «Cosmopolitan» являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты, действующие на рынке розничной реализации печатных средств массовой информации, в частности, обусловлены применением издателями  Федерального закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О СМИ» и сложившей практикой установления издателями печатных средств массовой информации рекомендованных розничных цен на печатную продукцию.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

 

РЕШИЛА:

1.       В связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ООО «Калининградская пресса» и ООО «Комсомольская правда — Калининград — Газеты в розницу» прекратить рассмотрение дела № 80 о нарушении антимонопольного законодательства.

 

2.       На основании п. 5 ч. 1 ст. 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” направить запрос по материалам  дела № 80 в Федеральную антимонопольную службу России о соответствии антимонопольному законодательству практики установления издателями печатных средств массовой информации рекомендуемых розничных цен на продукцию.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 15.01.2009 года.

 

Председатель комиссии,

Руководитель

Калининградского УФАС России                                                                          И.П. Соколова

 

Члены комиссии:

Начальник отдела
антимонопольного контроля                                                                                 О.А. Бессонова

 

Старший государственный инспектор

 отдела антимонопольного контроля                                                                     Н.С. Егорова

 

Главный специалист-эксперт отдела

антимонопольного контроля                                                                                 Д. Е. Васейко

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

В связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ООО «Калининградская пресса» и ООО «Комсомольская правда — Калининград — Газеты в розницу» прекратить рассмотрение дела № 80 о нарушении антимонопольного законодательства.

[format] => full_html [safe_value] =>

В связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ООО «Калининградская пресса» и ООО «Комсомольская правда — Калининград — Газеты в розницу» прекратить рассмотрение дела № 80 о нарушении антимонопольного законодательства.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-01-15 13:03:55 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-01-15 13:03:55 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322109661 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )