Решение № 32 по признакам нарушения окружным Советом депутатов городского округа «Город Калининград» ст.ст. 15, 19-20 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»

Дата публикации: 23 декабря 2008, 15:33

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

23 декабря 2008  года                 № 32                          г. Калининград

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

И.П. Соколова – руководитель Калининградского УФАС России;

Члены комиссии:

Л.А. Григорьева – заместитель руководителя, начальник отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы;

Л.А. Быковских – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы;

рассмотрев дело № 32 по признакам нарушения окружным Советом депутатов городского округа «Город Калининград» (236000; г. Калининград, пл. Победы, 1) ст.ст. 15, 19-20 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии представителей:

от окружного Совета депутатов городского округа «Город Калининград» - консультант-юрист нормативно-правового отдела Богонос Л.М.,

от Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» - консультант-юрист отдела договорных отношений управления земельных отношений Якутов А.В.,

в отсутствии представителя МУП «Чистота», о времени и месте рассмотрения дела извещенного надлежащим образом,   

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области на основании приказа от 11.04.2008 г. №47 о проведении контрольного мероприятия в целях контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в соответствии с планом проведения контрольных мероприятий Калининградского УФАС России на 1 полугодие 2008 г., удостоверения на право проведения проверки №1087/01 от 25.04.2008 г. в период с 28.04.3008 г. по 30.04.2008 г. проведено плановое контрольное мероприятие по проверке соблюдения антимонопольного законодательства МУП «Чистота» Калининграда.

В ходе проверки установлено, что решением окружного Совета депутатов города Калининграда (четвертого созыва) №445 от 19.12.2007 г. «Об обращении МУП «Чистота» по вопросу предоставления льгот по арендной плате за землю» ставка арендной платы за земельный участок, площадью 9,9857 га по ул. Подполковника Емельянова-Окружная для МУП «Чистота» снижена на 2007 год до размера, равного 0.

Приказом от 22 сентября 2008 г. №135 Калининградским УФАС России было возбуждено дело №32 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 06.10.2008 г. рассмотрение дела было назначено на 29.10.2008 года.

Определением об отложении рассмотрения дела от 29.10.2008 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств рассмотрение дела было отложено на 19.11.2008 года.

Определением об отложении рассмотрения дела от 19.11.2008 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела было отложено на 16.12.2008 года.

Определением об отложении рассмотрения дела от 16.12.2008 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела было отложено на 23.12.2008 года.

 

Существо дела в изложении окружного Совета депутатов городского округа «Город Калининград»:

Решением окружного Совета была снижена на 2007 год ставка арендной платы (до размера, равного «0») за земельный участок площадью 9,9857 га по улице Подполковника Емельянова Окружной дороге, предоставленный для предварительного согласования МУП «Чистота» места размещения производственной базы в составе административно-бытового корпуса, навесов для хранения спецтехники, складских площадок.

Полагаем, что в действиях окружного Совета депутатов, выразившихся в принятии  данного  решения,  отсутствует нарушение  вышеуказанных  норм антимонопольного законодательства, в связи с чем дело подлежит прекращению.

Статьи 19 и 20 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее — Закона о защите конкуренции) определяют критерии и порядок предоставления муниципальной помощи. Согласно пункту 1 статьи 20 муниципальная помощь хозяйствующим субъектам может предоставляться с согласия антимонопольного органа, за исключением установленных законом случаев, когда такое согласие не требуется.

Согласно пункту 20 статьи 4 Закона муниципальная помощь - это предоставление органами местного самоуправления преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

Таким образом, Законом установлен исчерпывающий перечень способов предоставления преимуществ, определяемых в качестве муниципальной помощи, предоставление которой должно быть согласовано с антимонопольным органом. Предоставление льготы по арендной плате за землю напрямую не связано с передачей имущества и (или) иных объектов гражданских прав, а так же прав доступа к информации.

Следовательно, принятие решения о снижении ставки арендной платы за землю МУП «Чистота» не может быть рассмотрено в качестве муниципальной помощи в понимании Закона о защите конкуренции, в связи с чем ссылку на нарушение окружным Советом депутатов статей 19-20 Закона считаем необоснованной.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, когда принятие таких актов (совершение действий) предусмотрено федеральными законами.

Таким образом, для квалификации действий органа местного самоуправления в качестве нарушающих антимонопольный запрет по части 1 статьи 15 Закона необходимо, чтобы указанные действия привели или могли привести к одному из трех последствий: недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Однако оспариваемое решение окружного Совета не привело и не могло привести ни к одному из названных последствий.

В городе Калининграде рынок услуг по вывозу и размещению отходов не является абсолютно монопольным, уже существуют конкурирующие хозяйствующие субъекты, в связи с чем решение окружного Совета не могло создавать препятствий для возникновения (недопущения) конкуренции на данном рынке.

Как до принятия оспариваемого решения  окружного Совета, так и после его принятия, на калининградском рынке услуг по вывозу и размещению отходов действуют несколько хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм. Решение Совета не привело и не могло привести к вытеснению с данного рынка кого-либо (а тем более всех) из конкурентов. Следовательно, в действиях окружного Совета, выразившихся в принятии оспариваемого решения, отсутствуют признаки устранения конкуренции.

В результате принятия решения никто из хозяйствующих субъектов не был вытеснен с рынка, а у МУП «Чистота» не возникло больше возможностей для влияния в одностороннем порядке на общие условия оборота услуг по вывозу и размещению отходов. Следовательно, в действиях окружного Совета отсутствуют признаки ограничения конкуренции.

Представление льготы МУП «Чистота» по плате за предварительно согласованное место размещения объекта по улице Подполковника Емельянова – Окружная дорога не могло повлиять на уровень конкуренции в силу ряда обстоятельств.

Вопрос о предоставлении земельного участка МУП «Чистота» по ул. подп. Емельянова - ул. Энергетиков (бывш. ул. Б.Окружная) для размещения производственной базы (в составе административно-бытового корпуса, стоянок-навесов для хранения и обслуживания спецтехники, складских площадок) был инициирован не самим предприятием, а является вынужденной мерой, поскольку в настоящее время сложилась ситуация, при которой действующая производственная база находится в центре города в непосредственной близости от многоэтажных жилых домов, что является нарушением санитарных норм.

Решением городского Совета депутатов от 22.02.2006 №69 был утвержден Генеральный план муниципального образования «Город Калининград». В Генеральном плане отмечено, что проблема размещения экологически вредных предприятий в непосредственной близости от селитебной застройки является задачей общегородского уровня, в связи с чем Генеральным планом предусмотрен вывод ряда производственных объектов из селитебных и иных несоответствующих зон. К числу таких объектов относится производственная база МУП «Чистота», находящаяся на ул. Пионерской, 59. Указанное обстоятельство подтверждается информационным письмом, представленным главным архитектором города Калининграда И.А. Ли (исх.№9245 от 28.10.2008 – копия прилагается).

В связи с изложенным в период разработки и подготовки Генерального плана города Калининграда было принято постановление главы города Калининграда – мэра города №2828 от 19.10.2002, которым МУП «Чистота» было предварительно согласовано место размещения производственной базы по ул. подп. Емельянова - ул. Энергетиков – в зоне, специально предусмотренной Генпланом для размещения выносимых предприятий автотранспортного профиля.

Льгота в виде нулевой ставки предоставлена не за освоенный земельный участок, на котором расположена действующая производственная база, а за место размещения будущей, еще не построенной базы.

Работы по формированию земельного участка для размещения новой производственной базы МУП «Чистота» еще не завершены. В настоящее время место размещения будущей базы представляет собой чистое неосвоенное поле, что подтверждено фотографиями, сделанными специалистами комитета архитектуры и строительства администрации городского округа прилагаются.

Таким образом, наличие договора предварительно согласованного места размещения производственной базы по ул. подп. Емельянова – ул. Энергетиков не влияет и не может влиять на результаты деятельности МУП «Чистота», в том числе на размер прибыли. Следовательно, и предоставление льготы в рамках названного договора не ставит указанное предприятие в привилегированное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, а значит, не влияет на конкуренцию между ними.

Решение окружного Совета от 19.12.2007 №445 принято в пределах предоставленных полномочий.

В силу части 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно подпункту 5 пункта 10 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в частности, определение порядка, управления и распоряжения имуществом, в муниципальной собственности.

Пунктами 1, 2 статьи 51 Федерального закона «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы  местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам,         государственной власти и органам местного самоуправления других муниципальных образований, отчуждать, совершать      сделки в соответствии с федеральными законами.

Согласно подпункту 2.26 пункта 2 статьи 33 Устава городского округа «Город Калининград» установление порядка предоставления льгот по арендной плате за землю относится к полномочиям окружного Совета депутатов. Указанный порядок установлен решением городского Совета от 19.07.2002 №286 (в редакции последующих решений), которое в настоящее время не отменено, не оспорено в судебном порядке и, следовательно, является действующим.

С учетом изложенного предоставление льготы МУП «Чистота» в виде снижения ставки арендной платы за землю принято в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и в пределах предоставленных полномочий.

 

Существо дела в изложении Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград»:

МУП «Чистота» подпадает под перечень предприятий, которые вправе получить льготы по арендной плате за землю в г. Калининграде. Для получения данной льготы предприятию необходимо подтвердить свой статус.

Порядок предоставления льготы определяется соответствующим Постановлением, на основании которого заключается договор.

 

Обстоятельства, установленные антимонопольным органом в ходе                                 проведения заседания комиссии:

1. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области на основании приказа от 11.04.2008 г. №47 о проведении контрольного мероприятия в целях контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в соответствии с планом проведения контрольных мероприятий Калининградского УФАС России на 1 полугодие 2008 г., удостоверения на право проведения проверки №1087/01 от 25.04.2008 г. в период с 28.04.3008 г. по 30.04.2008 г. проведено плановое контрольное мероприятие по проверке соблюдения антимонопольного законодательства МУП «Чистота» Калининграда.

В ходе проверки установлено, что решением окружного Совета депутатов города Калининграда (четвертого созыва) №445 от 19.12.2007 г. «Об обращении МУП «Чистота» по вопросу предоставления льгот по арендной плате за землю» ставка арендной платы за земельный участок, площадью 9,9857 га по ул.Подполковника Емельянова-Окружная для МУП «Чистота» снижена на 2007 год до размера, равного 0.

В соответствии с ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В ходе рассмотрения дела установлено, что вопрос о предоставлении земельного участка МУП «Чистота» по ул. подп. Емельянова - ул. Энергетиков (бывш. ул. Б.Окружная) для размещения производственной базы (в составе административно-бытового корпуса, стоянок-навесов для хранения и обслуживания спецтехники, складских площадок) был инициирован Решением городского Совета депутатов от 22.02.2006 №69.

Действующая производственная база МУП «Чистота» по ул. Пионерской, 59 находится в центре города в непосредственной близости от многоэтажных жилых домов, что является нарушением санитарных норм.

Решением городского Совета депутатов от 22.02.2006 №69 был утвержден Генеральный план муниципального образования «Город Калининград». Генеральным планом предусмотрен вывод ряда производственных объектов из селитебных и иных несоответствующих зон. К числу таких объектов относится производственная база МУП «Чистота», находящаяся на ул. Пионерской, 59. Указанное обстоятельство подтверждается информационным письмом, представленным главным архитектором города Калининграда И.А. Ли.

В связи с изложенным в период разработки и подготовки Генерального плана города Калининграда было принято постановление мэра города №2828 от 19.10.2002, которым МУП «Чистота» было предварительно согласовано место размещения производственной базы по ул. подп. Емельянова - ул. Энергетиков, то есть в зоне, специально предусмотренной Генпланом для размещения выносимых предприятий автотранспортного профиля.

При таких обстоятельствах, предоставление льготы в виде нулевой ставки за не сформированный и неосвоенный земельный участок не приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

2. В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции, муниципальная помощь - предоставление органами местного самоуправления, преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

В связи с тем, что освобождение от арендной платы за неосвоенный участок, предоставленный взамен ныне занимаемого МУП «Чистота», не создает данному хозяйствующему субъекту более выгодных условий деятельности, принятое окружным Советом депутатов решение не является предоставлением муниципальной помощи.

 

3. В ходе рассмотрения дела МУП «Чистота» были предоставлены документы, подтверждающие сумму арендной платы, перечисленную за земельные участки по ул. Пионерской, 59, на которой до настоящего времени расположено  двухэтажное административное здание, три производственных здания, служебная постройка и мастерская.

Представленный договор от 25 марта 2002 года, Соглашения № 003525-2 от 07.06.2006 г., № 003525-4 от 25.10.2007 г., № 003525-5 от 08.12.2008 г., заключенные между Мэрией г. Калининграда и МУП «Чистота» подтверждают, что в период с 2000 года до настоящего времени МУП «Чистота» освобождено от уплаты арендной платы за земельный участок для двухэтажного административного здания, трех производственных зданий, служебной постройки и мастерской, расположенной по адресу Пионерская, 59.

Постановлением главы администрации городского округа «Город Калининград» от 17.10.2008 №1659 действие данного договора продлено до 24 августа 2009 года.

МУП «Чистота» находится в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.

На территории городского округа «Город Калининград» сбором и вывозом твердых бытовых отходов занимаются и другие организации, такие как ИП «Ильин В.Н.», МКП ЖКХ «Чкаловск», МКП «Благоустройство и экология», ООО «Эдельвейс», ООО «Габарит», ОГУП «ЕСОО» и другие. При этом ОГУП «ЕСОО» не предоставлена льгота по аренде земельного участка под производственными помещениями.

В соответствии с п. 20 ст.4 Федерального Закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам, по сравнению с другими участниками рынка, более выгодных условий деятельности на соответствующем товарном рынке является муниципальной помощью.

Муниципальная помощь может предоставляться в целях, предусмотренных ч.1 ст.19 Федерального Закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

В соответствии с ч.1 ст. 20 вышеуказанного закона, муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия антимонопольного органа.

Администрация городского округа «Город Калининград» с ходатайством  о предоставлении муниципальной помощи МУП «Чистота» не обращалась.

 

Таким образом, в действиях администрации городского округа «Город Калининград» усматриваются признаки нарушений требований антимонопольного законодательства, предусмотренных ст.ст.19-20 Федерального Закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», поскольку освобождением от уплаты арендной платы за землю, МУП «Чистота» Калининграда за земельный участок по ул. Пионерской, 59, занятый  двухэтажным административным зданием, тремя производственными зданиями, служебной постройкой и мастерской, создается преимущество по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичную хозяйственную деятельность на аналогичном товарном рынке.

 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1.       Прекратить рассмотрение дела № 32 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении окружного Совета депутатов городского округа «Город Калининград» по ч. 1 ст. 15, ст.ст. 19 - 20 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при принятии решения №445 от 19.12.2007 г. «Об обращении МУП «Чистота» по вопросу предоставления льгот по арендной плате за землю» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

2.       Передать материалы дела - договор от 25 марта 2002 года, Соглашения № 003525-2 от 07.06.2006 г., № 003525-4 от 25.10.2007 г., № 003525-5 от 08.12.2008 г. между Мэрией г. Калининграда и МУП «Чистота»,  Постановление главы администрации городского округа «Город Калининград» от 17.10.2008 №1659 — должностному лицу Калининградского УФАС России, уполномоченному на проведение правовой экспертизы и подготовку заключения о наличии оснований для возбуждения дела по признакам нарушения ч.1 ст. 15, ст.ст. 19-20 Закона о защите конкуренции в действиях Администрации городского округа «Город Калининград».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 23 декабря 2008 года.

 

Председатель комиссии:

Руководитель

Калининградского УФАС России                                                     И.П. Соколова

 

Члены комиссии:

 

Заместитель руководителя,

начальник отдела контроля

органов власти, размещения

заказов и рекламы                                                                           Л.А. Григорьева

 

Ведущий специалист-эксперт

отдела контроля органов власти,

размещения заказов и рекламы                                                     Л.А. Быковских

stdClass Object ( [vid] => 6389 [uid] => 1 [title] => Решение № 32 по признакам нарушения окружным Советом депутатов городского округа «Город Калининград» ст.ст. 15, 19-20 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6389 [type] => solution [language] => ru [created] => 1230028404 [changed] => 1370518299 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370518299 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

23 декабря 2008  года                 № 32                          г. Калининград

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

И.П. Соколова – руководитель Калининградского УФАС России;

Члены комиссии:

Л.А. Григорьева – заместитель руководителя, начальник отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы;

Л.А. Быковских – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы;

рассмотрев дело № 32 по признакам нарушения окружным Советом депутатов городского округа «Город Калининград» (236000; г. Калининград, пл. Победы, 1) ст.ст. 15, 19-20 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии представителей:

от окружного Совета депутатов городского округа «Город Калининград» - консультант-юрист нормативно-правового отдела Богонос Л.М.,

от Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» - консультант-юрист отдела договорных отношений управления земельных отношений Якутов А.В.,

в отсутствии представителя МУП «Чистота», о времени и месте рассмотрения дела извещенного надлежащим образом,   

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области на основании приказа от 11.04.2008 г. №47 о проведении контрольного мероприятия в целях контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в соответствии с планом проведения контрольных мероприятий Калининградского УФАС России на 1 полугодие 2008 г., удостоверения на право проведения проверки №1087/01 от 25.04.2008 г. в период с 28.04.3008 г. по 30.04.2008 г. проведено плановое контрольное мероприятие по проверке соблюдения антимонопольного законодательства МУП «Чистота» Калининграда.

В ходе проверки установлено, что решением окружного Совета депутатов города Калининграда (четвертого созыва) №445 от 19.12.2007 г. «Об обращении МУП «Чистота» по вопросу предоставления льгот по арендной плате за землю» ставка арендной платы за земельный участок, площадью 9,9857 га по ул. Подполковника Емельянова-Окружная для МУП «Чистота» снижена на 2007 год до размера, равного 0.

Приказом от 22 сентября 2008 г. №135 Калининградским УФАС России было возбуждено дело №32 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 06.10.2008 г. рассмотрение дела было назначено на 29.10.2008 года.

Определением об отложении рассмотрения дела от 29.10.2008 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств рассмотрение дела было отложено на 19.11.2008 года.

Определением об отложении рассмотрения дела от 19.11.2008 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела было отложено на 16.12.2008 года.

Определением об отложении рассмотрения дела от 16.12.2008 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела было отложено на 23.12.2008 года.

 

Существо дела в изложении окружного Совета депутатов городского округа «Город Калининград»:

Решением окружного Совета была снижена на 2007 год ставка арендной платы (до размера, равного «0») за земельный участок площадью 9,9857 га по улице Подполковника Емельянова Окружной дороге, предоставленный для предварительного согласования МУП «Чистота» места размещения производственной базы в составе административно-бытового корпуса, навесов для хранения спецтехники, складских площадок.

Полагаем, что в действиях окружного Совета депутатов, выразившихся в принятии  данного  решения,  отсутствует нарушение  вышеуказанных  норм антимонопольного законодательства, в связи с чем дело подлежит прекращению.

Статьи 19 и 20 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее — Закона о защите конкуренции) определяют критерии и порядок предоставления муниципальной помощи. Согласно пункту 1 статьи 20 муниципальная помощь хозяйствующим субъектам может предоставляться с согласия антимонопольного органа, за исключением установленных законом случаев, когда такое согласие не требуется.

Согласно пункту 20 статьи 4 Закона муниципальная помощь - это предоставление органами местного самоуправления преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

Таким образом, Законом установлен исчерпывающий перечень способов предоставления преимуществ, определяемых в качестве муниципальной помощи, предоставление которой должно быть согласовано с антимонопольным органом. Предоставление льготы по арендной плате за землю напрямую не связано с передачей имущества и (или) иных объектов гражданских прав, а так же прав доступа к информации.

Следовательно, принятие решения о снижении ставки арендной платы за землю МУП «Чистота» не может быть рассмотрено в качестве муниципальной помощи в понимании Закона о защите конкуренции, в связи с чем ссылку на нарушение окружным Советом депутатов статей 19-20 Закона считаем необоснованной.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, когда принятие таких актов (совершение действий) предусмотрено федеральными законами.

Таким образом, для квалификации действий органа местного самоуправления в качестве нарушающих антимонопольный запрет по части 1 статьи 15 Закона необходимо, чтобы указанные действия привели или могли привести к одному из трех последствий: недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Однако оспариваемое решение окружного Совета не привело и не могло привести ни к одному из названных последствий.

В городе Калининграде рынок услуг по вывозу и размещению отходов не является абсолютно монопольным, уже существуют конкурирующие хозяйствующие субъекты, в связи с чем решение окружного Совета не могло создавать препятствий для возникновения (недопущения) конкуренции на данном рынке.

Как до принятия оспариваемого решения  окружного Совета, так и после его принятия, на калининградском рынке услуг по вывозу и размещению отходов действуют несколько хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм. Решение Совета не привело и не могло привести к вытеснению с данного рынка кого-либо (а тем более всех) из конкурентов. Следовательно, в действиях окружного Совета, выразившихся в принятии оспариваемого решения, отсутствуют признаки устранения конкуренции.

В результате принятия решения никто из хозяйствующих субъектов не был вытеснен с рынка, а у МУП «Чистота» не возникло больше возможностей для влияния в одностороннем порядке на общие условия оборота услуг по вывозу и размещению отходов. Следовательно, в действиях окружного Совета отсутствуют признаки ограничения конкуренции.

Представление льготы МУП «Чистота» по плате за предварительно согласованное место размещения объекта по улице Подполковника Емельянова – Окружная дорога не могло повлиять на уровень конкуренции в силу ряда обстоятельств.

Вопрос о предоставлении земельного участка МУП «Чистота» по ул. подп. Емельянова - ул. Энергетиков (бывш. ул. Б.Окружная) для размещения производственной базы (в составе административно-бытового корпуса, стоянок-навесов для хранения и обслуживания спецтехники, складских площадок) был инициирован не самим предприятием, а является вынужденной мерой, поскольку в настоящее время сложилась ситуация, при которой действующая производственная база находится в центре города в непосредственной близости от многоэтажных жилых домов, что является нарушением санитарных норм.

Решением городского Совета депутатов от 22.02.2006 №69 был утвержден Генеральный план муниципального образования «Город Калининград». В Генеральном плане отмечено, что проблема размещения экологически вредных предприятий в непосредственной близости от селитебной застройки является задачей общегородского уровня, в связи с чем Генеральным планом предусмотрен вывод ряда производственных объектов из селитебных и иных несоответствующих зон. К числу таких объектов относится производственная база МУП «Чистота», находящаяся на ул. Пионерской, 59. Указанное обстоятельство подтверждается информационным письмом, представленным главным архитектором города Калининграда И.А. Ли (исх.№9245 от 28.10.2008 – копия прилагается).

В связи с изложенным в период разработки и подготовки Генерального плана города Калининграда было принято постановление главы города Калининграда – мэра города №2828 от 19.10.2002, которым МУП «Чистота» было предварительно согласовано место размещения производственной базы по ул. подп. Емельянова - ул. Энергетиков – в зоне, специально предусмотренной Генпланом для размещения выносимых предприятий автотранспортного профиля.

Льгота в виде нулевой ставки предоставлена не за освоенный земельный участок, на котором расположена действующая производственная база, а за место размещения будущей, еще не построенной базы.

Работы по формированию земельного участка для размещения новой производственной базы МУП «Чистота» еще не завершены. В настоящее время место размещения будущей базы представляет собой чистое неосвоенное поле, что подтверждено фотографиями, сделанными специалистами комитета архитектуры и строительства администрации городского округа прилагаются.

Таким образом, наличие договора предварительно согласованного места размещения производственной базы по ул. подп. Емельянова – ул. Энергетиков не влияет и не может влиять на результаты деятельности МУП «Чистота», в том числе на размер прибыли. Следовательно, и предоставление льготы в рамках названного договора не ставит указанное предприятие в привилегированное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, а значит, не влияет на конкуренцию между ними.

Решение окружного Совета от 19.12.2007 №445 принято в пределах предоставленных полномочий.

В силу части 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно подпункту 5 пункта 10 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в частности, определение порядка, управления и распоряжения имуществом, в муниципальной собственности.

Пунктами 1, 2 статьи 51 Федерального закона «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы  местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам,         государственной власти и органам местного самоуправления других муниципальных образований, отчуждать, совершать      сделки в соответствии с федеральными законами.

Согласно подпункту 2.26 пункта 2 статьи 33 Устава городского округа «Город Калининград» установление порядка предоставления льгот по арендной плате за землю относится к полномочиям окружного Совета депутатов. Указанный порядок установлен решением городского Совета от 19.07.2002 №286 (в редакции последующих решений), которое в настоящее время не отменено, не оспорено в судебном порядке и, следовательно, является действующим.

С учетом изложенного предоставление льготы МУП «Чистота» в виде снижения ставки арендной платы за землю принято в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и в пределах предоставленных полномочий.

 

Существо дела в изложении Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград»:

МУП «Чистота» подпадает под перечень предприятий, которые вправе получить льготы по арендной плате за землю в г. Калининграде. Для получения данной льготы предприятию необходимо подтвердить свой статус.

Порядок предоставления льготы определяется соответствующим Постановлением, на основании которого заключается договор.

 

Обстоятельства, установленные антимонопольным органом в ходе                                 проведения заседания комиссии:

1. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области на основании приказа от 11.04.2008 г. №47 о проведении контрольного мероприятия в целях контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в соответствии с планом проведения контрольных мероприятий Калининградского УФАС России на 1 полугодие 2008 г., удостоверения на право проведения проверки №1087/01 от 25.04.2008 г. в период с 28.04.3008 г. по 30.04.2008 г. проведено плановое контрольное мероприятие по проверке соблюдения антимонопольного законодательства МУП «Чистота» Калининграда.

В ходе проверки установлено, что решением окружного Совета депутатов города Калининграда (четвертого созыва) №445 от 19.12.2007 г. «Об обращении МУП «Чистота» по вопросу предоставления льгот по арендной плате за землю» ставка арендной платы за земельный участок, площадью 9,9857 га по ул.Подполковника Емельянова-Окружная для МУП «Чистота» снижена на 2007 год до размера, равного 0.

В соответствии с ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В ходе рассмотрения дела установлено, что вопрос о предоставлении земельного участка МУП «Чистота» по ул. подп. Емельянова - ул. Энергетиков (бывш. ул. Б.Окружная) для размещения производственной базы (в составе административно-бытового корпуса, стоянок-навесов для хранения и обслуживания спецтехники, складских площадок) был инициирован Решением городского Совета депутатов от 22.02.2006 №69.

Действующая производственная база МУП «Чистота» по ул. Пионерской, 59 находится в центре города в непосредственной близости от многоэтажных жилых домов, что является нарушением санитарных норм.

Решением городского Совета депутатов от 22.02.2006 №69 был утвержден Генеральный план муниципального образования «Город Калининград». Генеральным планом предусмотрен вывод ряда производственных объектов из селитебных и иных несоответствующих зон. К числу таких объектов относится производственная база МУП «Чистота», находящаяся на ул. Пионерской, 59. Указанное обстоятельство подтверждается информационным письмом, представленным главным архитектором города Калининграда И.А. Ли.

В связи с изложенным в период разработки и подготовки Генерального плана города Калининграда было принято постановление мэра города №2828 от 19.10.2002, которым МУП «Чистота» было предварительно согласовано место размещения производственной базы по ул. подп. Емельянова - ул. Энергетиков, то есть в зоне, специально предусмотренной Генпланом для размещения выносимых предприятий автотранспортного профиля.

При таких обстоятельствах, предоставление льготы в виде нулевой ставки за не сформированный и неосвоенный земельный участок не приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

2. В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции, муниципальная помощь - предоставление органами местного самоуправления, преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

В связи с тем, что освобождение от арендной платы за неосвоенный участок, предоставленный взамен ныне занимаемого МУП «Чистота», не создает данному хозяйствующему субъекту более выгодных условий деятельности, принятое окружным Советом депутатов решение не является предоставлением муниципальной помощи.

 

3. В ходе рассмотрения дела МУП «Чистота» были предоставлены документы, подтверждающие сумму арендной платы, перечисленную за земельные участки по ул. Пионерской, 59, на которой до настоящего времени расположено  двухэтажное административное здание, три производственных здания, служебная постройка и мастерская.

Представленный договор от 25 марта 2002 года, Соглашения № 003525-2 от 07.06.2006 г., № 003525-4 от 25.10.2007 г., № 003525-5 от 08.12.2008 г., заключенные между Мэрией г. Калининграда и МУП «Чистота» подтверждают, что в период с 2000 года до настоящего времени МУП «Чистота» освобождено от уплаты арендной платы за земельный участок для двухэтажного административного здания, трех производственных зданий, служебной постройки и мастерской, расположенной по адресу Пионерская, 59.

Постановлением главы администрации городского округа «Город Калининград» от 17.10.2008 №1659 действие данного договора продлено до 24 августа 2009 года.

МУП «Чистота» находится в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.

На территории городского округа «Город Калининград» сбором и вывозом твердых бытовых отходов занимаются и другие организации, такие как ИП «Ильин В.Н.», МКП ЖКХ «Чкаловск», МКП «Благоустройство и экология», ООО «Эдельвейс», ООО «Габарит», ОГУП «ЕСОО» и другие. При этом ОГУП «ЕСОО» не предоставлена льгота по аренде земельного участка под производственными помещениями.

В соответствии с п. 20 ст.4 Федерального Закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам, по сравнению с другими участниками рынка, более выгодных условий деятельности на соответствующем товарном рынке является муниципальной помощью.

Муниципальная помощь может предоставляться в целях, предусмотренных ч.1 ст.19 Федерального Закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

В соответствии с ч.1 ст. 20 вышеуказанного закона, муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия антимонопольного органа.

Администрация городского округа «Город Калининград» с ходатайством  о предоставлении муниципальной помощи МУП «Чистота» не обращалась.

 

Таким образом, в действиях администрации городского округа «Город Калининград» усматриваются признаки нарушений требований антимонопольного законодательства, предусмотренных ст.ст.19-20 Федерального Закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», поскольку освобождением от уплаты арендной платы за землю, МУП «Чистота» Калининграда за земельный участок по ул. Пионерской, 59, занятый  двухэтажным административным зданием, тремя производственными зданиями, служебной постройкой и мастерской, создается преимущество по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичную хозяйственную деятельность на аналогичном товарном рынке.

 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1.       Прекратить рассмотрение дела № 32 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении окружного Совета депутатов городского округа «Город Калининград» по ч. 1 ст. 15, ст.ст. 19 - 20 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при принятии решения №445 от 19.12.2007 г. «Об обращении МУП «Чистота» по вопросу предоставления льгот по арендной плате за землю» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

2.       Передать материалы дела - договор от 25 марта 2002 года, Соглашения № 003525-2 от 07.06.2006 г., № 003525-4 от 25.10.2007 г., № 003525-5 от 08.12.2008 г. между Мэрией г. Калининграда и МУП «Чистота»,  Постановление главы администрации городского округа «Город Калининград» от 17.10.2008 №1659 — должностному лицу Калининградского УФАС России, уполномоченному на проведение правовой экспертизы и подготовку заключения о наличии оснований для возбуждения дела по признакам нарушения ч.1 ст. 15, ст.ст. 19-20 Закона о защите конкуренции в действиях Администрации городского округа «Город Калининград».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 23 декабря 2008 года.

 

Председатель комиссии:

Руководитель

Калининградского УФАС России                                                     И.П. Соколова

 

Члены комиссии:

 

Заместитель руководителя,

начальник отдела контроля

органов власти, размещения

заказов и рекламы                                                                           Л.А. Григорьева

 

Ведущий специалист-эксперт

отдела контроля органов власти,

размещения заказов и рекламы                                                     Л.А. Быковских

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

23 декабря 2008  года                 № 32                          г. Калининград

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

И.П. Соколова – руководитель Калининградского УФАС России;

Члены комиссии:

Л.А. Григорьева – заместитель руководителя, начальник отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы;

Л.А. Быковских – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы;

рассмотрев дело № 32 по признакам нарушения окружным Советом депутатов городского округа «Город Калининград» (236000; г. Калининград, пл. Победы, 1) ст.ст. 15, 19-20 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии представителей:

от окружного Совета депутатов городского округа «Город Калининград» - консультант-юрист нормативно-правового отдела Богонос Л.М.,

от Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» - консультант-юрист отдела договорных отношений управления земельных отношений Якутов А.В.,

в отсутствии представителя МУП «Чистота», о времени и месте рассмотрения дела извещенного надлежащим образом,   

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области на основании приказа от 11.04.2008 г. №47 о проведении контрольного мероприятия в целях контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в соответствии с планом проведения контрольных мероприятий Калининградского УФАС России на 1 полугодие 2008 г., удостоверения на право проведения проверки №1087/01 от 25.04.2008 г. в период с 28.04.3008 г. по 30.04.2008 г. проведено плановое контрольное мероприятие по проверке соблюдения антимонопольного законодательства МУП «Чистота» Калининграда.

В ходе проверки установлено, что решением окружного Совета депутатов города Калининграда (четвертого созыва) №445 от 19.12.2007 г. «Об обращении МУП «Чистота» по вопросу предоставления льгот по арендной плате за землю» ставка арендной платы за земельный участок, площадью 9,9857 га по ул. Подполковника Емельянова-Окружная для МУП «Чистота» снижена на 2007 год до размера, равного 0.

Приказом от 22 сентября 2008 г. №135 Калининградским УФАС России было возбуждено дело №32 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 06.10.2008 г. рассмотрение дела было назначено на 29.10.2008 года.

Определением об отложении рассмотрения дела от 29.10.2008 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств рассмотрение дела было отложено на 19.11.2008 года.

Определением об отложении рассмотрения дела от 19.11.2008 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела было отложено на 16.12.2008 года.

Определением об отложении рассмотрения дела от 16.12.2008 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела было отложено на 23.12.2008 года.

 

Существо дела в изложении окружного Совета депутатов городского округа «Город Калининград»:

Решением окружного Совета была снижена на 2007 год ставка арендной платы (до размера, равного «0») за земельный участок площадью 9,9857 га по улице Подполковника Емельянова Окружной дороге, предоставленный для предварительного согласования МУП «Чистота» места размещения производственной базы в составе административно-бытового корпуса, навесов для хранения спецтехники, складских площадок.

Полагаем, что в действиях окружного Совета депутатов, выразившихся в принятии  данного  решения,  отсутствует нарушение  вышеуказанных  норм антимонопольного законодательства, в связи с чем дело подлежит прекращению.

Статьи 19 и 20 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее — Закона о защите конкуренции) определяют критерии и порядок предоставления муниципальной помощи. Согласно пункту 1 статьи 20 муниципальная помощь хозяйствующим субъектам может предоставляться с согласия антимонопольного органа, за исключением установленных законом случаев, когда такое согласие не требуется.

Согласно пункту 20 статьи 4 Закона муниципальная помощь - это предоставление органами местного самоуправления преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

Таким образом, Законом установлен исчерпывающий перечень способов предоставления преимуществ, определяемых в качестве муниципальной помощи, предоставление которой должно быть согласовано с антимонопольным органом. Предоставление льготы по арендной плате за землю напрямую не связано с передачей имущества и (или) иных объектов гражданских прав, а так же прав доступа к информации.

Следовательно, принятие решения о снижении ставки арендной платы за землю МУП «Чистота» не может быть рассмотрено в качестве муниципальной помощи в понимании Закона о защите конкуренции, в связи с чем ссылку на нарушение окружным Советом депутатов статей 19-20 Закона считаем необоснованной.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, когда принятие таких актов (совершение действий) предусмотрено федеральными законами.

Таким образом, для квалификации действий органа местного самоуправления в качестве нарушающих антимонопольный запрет по части 1 статьи 15 Закона необходимо, чтобы указанные действия привели или могли привести к одному из трех последствий: недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Однако оспариваемое решение окружного Совета не привело и не могло привести ни к одному из названных последствий.

В городе Калининграде рынок услуг по вывозу и размещению отходов не является абсолютно монопольным, уже существуют конкурирующие хозяйствующие субъекты, в связи с чем решение окружного Совета не могло создавать препятствий для возникновения (недопущения) конкуренции на данном рынке.

Как до принятия оспариваемого решения  окружного Совета, так и после его принятия, на калининградском рынке услуг по вывозу и размещению отходов действуют несколько хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм. Решение Совета не привело и не могло привести к вытеснению с данного рынка кого-либо (а тем более всех) из конкурентов. Следовательно, в действиях окружного Совета, выразившихся в принятии оспариваемого решения, отсутствуют признаки устранения конкуренции.

В результате принятия решения никто из хозяйствующих субъектов не был вытеснен с рынка, а у МУП «Чистота» не возникло больше возможностей для влияния в одностороннем порядке на общие условия оборота услуг по вывозу и размещению отходов. Следовательно, в действиях окружного Совета отсутствуют признаки ограничения конкуренции.

Представление льготы МУП «Чистота» по плате за предварительно согласованное место размещения объекта по улице Подполковника Емельянова – Окружная дорога не могло повлиять на уровень конкуренции в силу ряда обстоятельств.

Вопрос о предоставлении земельного участка МУП «Чистота» по ул. подп. Емельянова - ул. Энергетиков (бывш. ул. Б.Окружная) для размещения производственной базы (в составе административно-бытового корпуса, стоянок-навесов для хранения и обслуживания спецтехники, складских площадок) был инициирован не самим предприятием, а является вынужденной мерой, поскольку в настоящее время сложилась ситуация, при которой действующая производственная база находится в центре города в непосредственной близости от многоэтажных жилых домов, что является нарушением санитарных норм.

Решением городского Совета депутатов от 22.02.2006 №69 был утвержден Генеральный план муниципального образования «Город Калининград». В Генеральном плане отмечено, что проблема размещения экологически вредных предприятий в непосредственной близости от селитебной застройки является задачей общегородского уровня, в связи с чем Генеральным планом предусмотрен вывод ряда производственных объектов из селитебных и иных несоответствующих зон. К числу таких объектов относится производственная база МУП «Чистота», находящаяся на ул. Пионерской, 59. Указанное обстоятельство подтверждается информационным письмом, представленным главным архитектором города Калининграда И.А. Ли (исх.№9245 от 28.10.2008 – копия прилагается).

В связи с изложенным в период разработки и подготовки Генерального плана города Калининграда было принято постановление главы города Калининграда – мэра города №2828 от 19.10.2002, которым МУП «Чистота» было предварительно согласовано место размещения производственной базы по ул. подп. Емельянова - ул. Энергетиков – в зоне, специально предусмотренной Генпланом для размещения выносимых предприятий автотранспортного профиля.

Льгота в виде нулевой ставки предоставлена не за освоенный земельный участок, на котором расположена действующая производственная база, а за место размещения будущей, еще не построенной базы.

Работы по формированию земельного участка для размещения новой производственной базы МУП «Чистота» еще не завершены. В настоящее время место размещения будущей базы представляет собой чистое неосвоенное поле, что подтверждено фотографиями, сделанными специалистами комитета архитектуры и строительства администрации городского округа прилагаются.

Таким образом, наличие договора предварительно согласованного места размещения производственной базы по ул. подп. Емельянова – ул. Энергетиков не влияет и не может влиять на результаты деятельности МУП «Чистота», в том числе на размер прибыли. Следовательно, и предоставление льготы в рамках названного договора не ставит указанное предприятие в привилегированное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, а значит, не влияет на конкуренцию между ними.

Решение окружного Совета от 19.12.2007 №445 принято в пределах предоставленных полномочий.

В силу части 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно подпункту 5 пункта 10 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в частности, определение порядка, управления и распоряжения имуществом, в муниципальной собственности.

Пунктами 1, 2 статьи 51 Федерального закона «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы  местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам,         государственной власти и органам местного самоуправления других муниципальных образований, отчуждать, совершать      сделки в соответствии с федеральными законами.

Согласно подпункту 2.26 пункта 2 статьи 33 Устава городского округа «Город Калининград» установление порядка предоставления льгот по арендной плате за землю относится к полномочиям окружного Совета депутатов. Указанный порядок установлен решением городского Совета от 19.07.2002 №286 (в редакции последующих решений), которое в настоящее время не отменено, не оспорено в судебном порядке и, следовательно, является действующим.

С учетом изложенного предоставление льготы МУП «Чистота» в виде снижения ставки арендной платы за землю принято в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и в пределах предоставленных полномочий.

 

Существо дела в изложении Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград»:

МУП «Чистота» подпадает под перечень предприятий, которые вправе получить льготы по арендной плате за землю в г. Калининграде. Для получения данной льготы предприятию необходимо подтвердить свой статус.

Порядок предоставления льготы определяется соответствующим Постановлением, на основании которого заключается договор.

 

Обстоятельства, установленные антимонопольным органом в ходе                                 проведения заседания комиссии:

1. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области на основании приказа от 11.04.2008 г. №47 о проведении контрольного мероприятия в целях контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в соответствии с планом проведения контрольных мероприятий Калининградского УФАС России на 1 полугодие 2008 г., удостоверения на право проведения проверки №1087/01 от 25.04.2008 г. в период с 28.04.3008 г. по 30.04.2008 г. проведено плановое контрольное мероприятие по проверке соблюдения антимонопольного законодательства МУП «Чистота» Калининграда.

В ходе проверки установлено, что решением окружного Совета депутатов города Калининграда (четвертого созыва) №445 от 19.12.2007 г. «Об обращении МУП «Чистота» по вопросу предоставления льгот по арендной плате за землю» ставка арендной платы за земельный участок, площадью 9,9857 га по ул.Подполковника Емельянова-Окружная для МУП «Чистота» снижена на 2007 год до размера, равного 0.

В соответствии с ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В ходе рассмотрения дела установлено, что вопрос о предоставлении земельного участка МУП «Чистота» по ул. подп. Емельянова - ул. Энергетиков (бывш. ул. Б.Окружная) для размещения производственной базы (в составе административно-бытового корпуса, стоянок-навесов для хранения и обслуживания спецтехники, складских площадок) был инициирован Решением городского Совета депутатов от 22.02.2006 №69.

Действующая производственная база МУП «Чистота» по ул. Пионерской, 59 находится в центре города в непосредственной близости от многоэтажных жилых домов, что является нарушением санитарных норм.

Решением городского Совета депутатов от 22.02.2006 №69 был утвержден Генеральный план муниципального образования «Город Калининград». Генеральным планом предусмотрен вывод ряда производственных объектов из селитебных и иных несоответствующих зон. К числу таких объектов относится производственная база МУП «Чистота», находящаяся на ул. Пионерской, 59. Указанное обстоятельство подтверждается информационным письмом, представленным главным архитектором города Калининграда И.А. Ли.

В связи с изложенным в период разработки и подготовки Генерального плана города Калининграда было принято постановление мэра города №2828 от 19.10.2002, которым МУП «Чистота» было предварительно согласовано место размещения производственной базы по ул. подп. Емельянова - ул. Энергетиков, то есть в зоне, специально предусмотренной Генпланом для размещения выносимых предприятий автотранспортного профиля.

При таких обстоятельствах, предоставление льготы в виде нулевой ставки за не сформированный и неосвоенный земельный участок не приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

2. В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции, муниципальная помощь - предоставление органами местного самоуправления, преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

В связи с тем, что освобождение от арендной платы за неосвоенный участок, предоставленный взамен ныне занимаемого МУП «Чистота», не создает данному хозяйствующему субъекту более выгодных условий деятельности, принятое окружным Советом депутатов решение не является предоставлением муниципальной помощи.

 

3. В ходе рассмотрения дела МУП «Чистота» были предоставлены документы, подтверждающие сумму арендной платы, перечисленную за земельные участки по ул. Пионерской, 59, на которой до настоящего времени расположено  двухэтажное административное здание, три производственных здания, служебная постройка и мастерская.

Представленный договор от 25 марта 2002 года, Соглашения № 003525-2 от 07.06.2006 г., № 003525-4 от 25.10.2007 г., № 003525-5 от 08.12.2008 г., заключенные между Мэрией г. Калининграда и МУП «Чистота» подтверждают, что в период с 2000 года до настоящего времени МУП «Чистота» освобождено от уплаты арендной платы за земельный участок для двухэтажного административного здания, трех производственных зданий, служебной постройки и мастерской, расположенной по адресу Пионерская, 59.

Постановлением главы администрации городского округа «Город Калининград» от 17.10.2008 №1659 действие данного договора продлено до 24 августа 2009 года.

МУП «Чистота» находится в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.

На территории городского округа «Город Калининград» сбором и вывозом твердых бытовых отходов занимаются и другие организации, такие как ИП «Ильин В.Н.», МКП ЖКХ «Чкаловск», МКП «Благоустройство и экология», ООО «Эдельвейс», ООО «Габарит», ОГУП «ЕСОО» и другие. При этом ОГУП «ЕСОО» не предоставлена льгота по аренде земельного участка под производственными помещениями.

В соответствии с п. 20 ст.4 Федерального Закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам, по сравнению с другими участниками рынка, более выгодных условий деятельности на соответствующем товарном рынке является муниципальной помощью.

Муниципальная помощь может предоставляться в целях, предусмотренных ч.1 ст.19 Федерального Закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

В соответствии с ч.1 ст. 20 вышеуказанного закона, муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия антимонопольного органа.

Администрация городского округа «Город Калининград» с ходатайством  о предоставлении муниципальной помощи МУП «Чистота» не обращалась.

 

Таким образом, в действиях администрации городского округа «Город Калининград» усматриваются признаки нарушений требований антимонопольного законодательства, предусмотренных ст.ст.19-20 Федерального Закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», поскольку освобождением от уплаты арендной платы за землю, МУП «Чистота» Калининграда за земельный участок по ул. Пионерской, 59, занятый  двухэтажным административным зданием, тремя производственными зданиями, служебной постройкой и мастерской, создается преимущество по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичную хозяйственную деятельность на аналогичном товарном рынке.

 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1.       Прекратить рассмотрение дела № 32 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении окружного Совета депутатов городского округа «Город Калининград» по ч. 1 ст. 15, ст.ст. 19 - 20 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при принятии решения №445 от 19.12.2007 г. «Об обращении МУП «Чистота» по вопросу предоставления льгот по арендной плате за землю» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

2.       Передать материалы дела - договор от 25 марта 2002 года, Соглашения № 003525-2 от 07.06.2006 г., № 003525-4 от 25.10.2007 г., № 003525-5 от 08.12.2008 г. между Мэрией г. Калининграда и МУП «Чистота»,  Постановление главы администрации городского округа «Город Калининград» от 17.10.2008 №1659 — должностному лицу Калининградского УФАС России, уполномоченному на проведение правовой экспертизы и подготовку заключения о наличии оснований для возбуждения дела по признакам нарушения ч.1 ст. 15, ст.ст. 19-20 Закона о защите конкуренции в действиях Администрации городского округа «Город Калининград».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 23 декабря 2008 года.

 

Председатель комиссии:

Руководитель

Калининградского УФАС России                                                     И.П. Соколова

 

Члены комиссии:

 

Заместитель руководителя,

начальник отдела контроля

органов власти, размещения

заказов и рекламы                                                                           Л.А. Григорьева

 

Ведущий специалист-эксперт

отдела контроля органов власти,

размещения заказов и рекламы                                                     Л.А. Быковских

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Прекратить рассмотрение дела № 32 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении окружного Совета депутатов городского округа «Город Калининград» по ч. 1 ст. 15, ст.ст. 19 - 20 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при принятии решения №445 от 19.12.2007 г. «Об обращении МУП «Чистота» по вопросу предоставления льгот по арендной плате за землю» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

[format] => full_html [safe_value] =>

Прекратить рассмотрение дела № 32 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении окружного Совета депутатов городского округа «Город Калининград» по ч. 1 ст. 15, ст.ст. 19 - 20 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при принятии решения №445 от 19.12.2007 г. «Об обращении МУП «Чистота» по вопросу предоставления льгот по арендной плате за землю» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-12-23 13:33:24 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-12-23 13:33:24 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322109661 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )