Решение № 86 по признакам нарушения ФГУП «Калининградгазификация» п. 3 ч. 1 ст. 17, ст.18 Федерального закона «О защите конкуренции»

Дата публикации: 12 февраля 2009, 02:00

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

12 февраля 2009 года                               № 86                                  г. Калининград

 

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

Председатель Комиссии:

О.А. Боброва– ВрИО руководителя Калининградского УФАС России.

Члены Комиссии:

О.А. Бессонова — начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

Н.С. Егорова — старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

Д.Е. Васейко - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

Д.Н. Хамдамов — ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

рассмотрев дело № 86 по признакам нарушения ФГУП «Калининградгазификация» (ИНН  3900000351; адрес: 236029, г. Калининград, ул. Сибирякова, 17)  п. 3 ч. 1 ст. 17, ст.18  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

УСТАНОВИЛА:

1.       15.10.2008 г. в адрес Калининградского УФАС России поступила жалоба ОАО «Военно-страховая компания» на действия конкурсной комиссии ФГУП «Калининградгазификация» при рассмотрении заявок участников открытого конкурса на право заключения договоров страхования в части нарушения требований п.2 ст. 28 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

  27 ноября 2008 г. КУФАС России был издан приказ № 191 о проведении контрольного мероприятия по проверке действий заказчика и конкурсной комиссии ФГУП «Калининградгазификация» на соответствие требованиям ст. 17, 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении открытого конкурса на право заключения договоров страхования в 2008 г., по результатам которой был составлен Акт № 17гз от 04.12.2008 г.

23 декабря 2008 г. приказом № 209 было возбуждено дело № 86 по признакам нарушения ФГУП «Калининградгазификация» (г. Калининград, ул. Сибирякова, 17) п. 3 ч. 1 ст. 17, ст. 18 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

 

2. Представители ФГУП «Калининградгазификация» в ходе рассмотрения данного дела дали следующие пояснения, что также отражено в письме ФГУП «Калининградгазификация» от 23.01.2009 г. № 31.

2.1. О нарушении п. 7 ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части неуказания в извещении начальной (максимальной) цены контракта).

Действительно, в извещении это не указано. Однако, представители ФГУП «Калининградгазификация» полагают, что данное нарушение носит формальный характер и не повлекло нарушений прав как участников конкурса так и других страховых компаний, которые могли принять участие в конкурсе. Одновременно с размещением 23.08.2008 г. в газете «Калининградская правда» извещения о проведении конкурса на сайте предприятия в полном бъеме была размещена вся необходимая информация по конкурсу, в том числе и конкурсная документация, в которой указана начальная (максимальная) цена контракта по лотам. Кроме того, в извещении есть ссылка на то, что дополнительную информацию по конкурсу можно получить на сайте предприятия.

2.2. Заказчиком не нарушены требования п. 1.1. ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»  — договоры заключены не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

2.3. О нарушении ч. 4 ст. 25 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Действительно, в п. 3.3 информационной карты конкурса указаны сведения (об общей сумме страховых выплат за 2007-2008 гг. и о средней сумме страховых выплат за 2007 - 2008 гг.), которые в соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 25  Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не должны быть в перечне документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе. Однако, это нарушение также носит формальный характер и фактически не повлекло нарушений прав участников конкурса, так как данные сведения не были включены и не являлись критериями оценки заявок участников конкурса.

2.4. О нарушении ч. 8 ст. 26, ч. 2 ст. 27, ч. 10 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Действительно, протокол № 1, протокол № 2, протокол № 3 не подписаны генеральным директором ФГУП «Калининградгазификация».  Однако, они подписаны заместителем директора по газоснабжению Кимом А.В., который согласно распределениям обязанностей руководства, курирует на предприятии  вопросы страхования имущества и одновременно является председателем конкурсной комиссии.

2.5. О нарушении ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Действительно, в протоколе № 2 рассмотрения заявок от 01.10.2008 г. нет ссылки на соответствующие положения закона, регулирующие отказ в допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе, и решений каждого члена конкурсной комиссии по этому вопросу в отношении ООО «Страховые технологии XXI века». Однако, правовое обоснование отказа в допуске этой страховой компании к участию в конкурсе было изложено в специальном уведомлении, направленном ООО «Страховые технологии XXI века» 02.10.2008 г. исх. № 3048.

 Все члены конкурсной комиссии подписали протокол № 2 без каких-либо особых мнений, что свидетельствует о согласии их всех о недопуске ООО «Страховые технологии XXI века» к участию в конкурсе.

Кроме того, ни у одного из членов конкурсной комиссии ООО «Страховые технологии XXI века» не были включены в таблицы оценки заявок по соответствующим лотам, заполняемые каждым членом конкурсной комиссии самостоятельно, что также свидетельствует о их согласии на отказ страховой компании на допуск к участию в конкурсе.

2.6. О нарушении п. 15 ч. 4 ст. 22, ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Полагаем, что конкурсной документацией был установлен порядок оценки и сопоставления заявок участников, который соответствует требованиям ст. 22, 28 Закона и который конкурсной комиссией был соблюден.

Критерии оценки заявок указаны в п. 7 информационной карты конкурса, а порядок оценки и сопоставления заявок — в Приложении № 1 к данной информационной карте и расписан по каждому лоту.

Статья 28 Закона не регулирует то, что по каждому критерию оценка не должна быть многоступенчатой: первый, второй, третий и т. д. результат. Установлено лишь, что совокупная значимость критериев по каждому лоту должна составлять сто процентов.

Например, по лоту № 1: по первому критерию - «качественные характеристики оказываемых услуг» установлена двухступенчатая оценка; максимальный результат — 10 баллов, 2-й — 5 баллов. По второму критерию - «ценовые характеристики», разбитому на три подкритерия, установлен только максимальный результат ( общий 60 баллов, по подкритериям — 25, 10, 25 баллов), выставляемый при предложении заказчику наиболее выгодных условий, что прямо записано в Приложении № 1 по этому лоту. Значит при предложении других, более худших условий, члены конкурсной комиссии по указанному критерию, исходя из этих предложенных условий, по своему усмотрению ставят участнику конкурса более низкие оценки, например, 20, 5, 20 баллов и общую 45 баллов, или 15, 5, 18 баллов и общую 38 баллов и т. д. Аналогично и по третьему критерию — «сроки поставки услуг». Участникам, предложившим оптимальные сроки заключения договоров и порядок вступления их в силу, члены конкурсной комиссии должны дать максимальную оценку — 20 баллов, другим,  предложившим худшие условия, оценка может быть, например, 15, 12, 10 и т. д. баллов.

В целом максимальная оценка по всем трем критериям по данному лоту должна составлять 90 баллов, что является 100%, как это и предусмотрено Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Для других участников, предложивших более худшие условия, оценка в целом по лоту № 1 могла быть, например, 80, 75, 60 и т. д. баллов.

Аналогичный порядок оценки был установлен и указан в Приложении № 1 и по всем другим лотам. Полагаем, что данный порядок оценки и сопоставления заявок не противоречит требованиям Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

     

3. В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено следующее.

3.1. ФГУП «Калининградгазификация» является субъектом естественной монополии в сфере транспортировки газа по трубопроводам. В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» субъекты естественной монополии осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

 

3.2. В соответствии с Извещением о проведении открытого конкурса, опубликованным в газете «Калининградская правда» № 155 (17080) от 23 августа 2008 г., ФГУП «Калининградгазификация» сообщает о проведении конкурса на право заключения договоров страхования по восьми лотам, а именно:

- лот № 1 – страхование гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты,

- лот № 2 – страхование от огня и других опасностей имущества ФГУП «Калининградгазификация»,

- лот № 3 – страхование ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по государственному и муниципальному контракту на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд,

- лот № 4 обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, находящихся на балансе ФГУП «Калининградгазификация»,

- лот № 5 – страхование грузов; обеспечение сохранности перевозимых грузов (сжиженный углеводородный газ),

- лот № 6 - страхование автотранспортных средств по риску «Автокаско»,

- лот № 7 – добровольное медицинское страхование работников предприятия,

- лот № 8 – обязательное медицинское страхование работников предприятия.

 

3.3.  В соответствии с Актом № 17 от 04.12.2008 г. по результатам проведения проверки действий заказчика и конкурсной комиссии ФГУРП «Калининградгазификация» при проведении открытого конкурса на право заключения договоров страхования установлены следующие нарушения:

-                     действия заказчика ФГУП «Калининградгазификация» нарушают требования п. 7 ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части отсутствия указания в извещении о проведении конкурса начальной (максимальной) цены контракта, ч. 4 ст. 25 в части установления требования к содержанию заявки, не предусмотренного ч. 3 ст. 25; ч. 8 ст. 26 в части отсутствия подписи заказчика в протоколе № 1 от 23.09.2008 г.; ч. 10 ст. 28 в части отсутствия подписи заказчика в протоколе № 3 от 06.10.2008 г.; ч. 2 ст. 27 в части отсутствия в протоколе № 2 от 01.10.2008 г. подписи заказчика.

-                     действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на право заключения договоров страхования нарушают требования ч. 2 ст. 28 в части осуществления оценки и сопоставления заявок участников конкурса членами конкурсной комиссии в порядке, который не установлен конкурсной документацией; ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части отсутствия в протоколе № 2 от 01.10.2008 г. указания положений закона, на основании которых участнику размещения заказа отказано в допуске к участию в конкурсе, а также отсутствия решения каждого члена  конкурсной  комиссии о допуске или об отказе в допуске к участию в конкурсе.

Указанные нарушения также являются нарушением п. 8, п. 9, п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

В ходе проведения заседании комиссий по рассмотрению дела № 86 представители ФГУП «Калининградгазификация» признали факты нарушения конкурсной комиссией и заказчиком п. 7 ч. 4 ст. 21, ч. 4 ст. 25, ч. 8 ст. 26, ч. 10 ст. 28, ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 

3.4. В соответствии с п. 3.1.1. конкурсной документации на проведении открытого конкурса на право заключения договоров страхования участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте в соответствии с указаниями, изложенными в Информационной карте конкурса по форме приложения 1.4.2. к конкурсной документации. Форма 1.4.2. «Форма заявки на участие в конкурсе» предполагает оформление заявки отдельно по каждому лоту, по которому участник размещения заказа принимает участие в конкурсе.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требониям, установленным конкурсной документации. В соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» конкурсная комиссия по каждому участнику размещения заказа принимает решение о допуске или об отказе в допуске в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 12 указанного закона. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.

ОАО «Военно-страховая компания» подало одну заявку на участие в конкурсе по всем лотам, что не соответствует требованиям конкурсной документации, поэтому заявка ОАО «Военно-страховая компания» на основании п. 4. ч. 1 ст. 12  Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» должна была быть отклонена конкурсной комиссией. Таким образом конкурсная комиссия ФГУП «Калининградгазификация» нарушила требования ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 

3.5. В заседании комиссии 12 февраля 2009 г. представитель Калининградского филиала ОАО «Военно-страховая компания» подал ходатайство о расторжении договора между ФГУП «Калининградгазификация» и ОАО СК «Русский мир» на право заключения договоров страхования в связи с нарушениями допущенными конкурсной комиссией ФГУП «Калининградгазификация», а именно п. 2 ст. 28 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Пп. 3 п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает то, что антимонопольный орган осуществляет полномочия по выдаче обязательных для исполнения предписаний о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство. В связи с тем, что заявка ОАО «Военно-страховая компания» должна была быть отклонена по основаниям, указанным в п. 3.4. настоящего Решения, комиссия считает, что интересы ОАО «Военно-страховая компания» в данном случае не могут быть нарушены и ходатайство не подлежит удовлетворению.

 

3.6. В ходе анализа копий заявок ОАО СК «Русский мир»   было установлено, что в заявках не указаны сроки поставки услуги (срок заключения договора и порядок вступления договора в силу). В заседании комиссии представитель ФГУП «Калининградгазификация» подтвердил факт отсутствия данного условия в заявках ОАО СК «Русский мир». Таким образом, допуск заявок ОАО СК «Русский мир» к участию в данном конкурсе является нарушением ч. 2 ст. 27  Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 

3.7. В соответствии с п. 15 ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» конкурсная документация должна содержать порядок оценки о сопоставления заявок на участие в конкурсе. В приложении № 1 к Информационной карте конкурса определены критерии оценки заявок участников размещения заказа и выставляемые баллы, при этом по всем лотам указан  порядок выставления только максимального балла и по некоторым из указанных выше критериев баллы, присваиваемые второму, третьему, четвертому результату, при этом не указана методика выставления  баллов остальным участникам конкурса.

Пункт 4 Протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе № 3 от 06.10.2008 г.  содержит оценки заявок участников конкурса членами конкурсной комиссии в баллах,  исходя из которых можно сделать вывод о том, что конкурсная комиссия осуществляла оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе в порядке, который не установлен конкурсной документацией, что является нарушением ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Подтверждением указанного являются оценки, выставленные в таблицах оценки и сопоставления конкурсных заявок по договорам страхования каждым членом конкурной комиссии, в которых, например, по лоту № 5 заявке ОАО «Военно-страховая компания» несколькими членами конкурсной комиссии присвоен максимальный балл, другими членами конкурсной комиссии присвоено 0 баллов; по лоту № 4  - заявке ОАО «Военно-страховая компания» членами конкурсной комиссии присвоены различные количества баллов (70, 60, 30, 0).

Таким образом, действия конкурсной комиссии при проведении оценки и сопоставления заявок на участие в данном конкурсе являлись нарушением   ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что также являлись нарушением п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

 

РЕШИЛА:

1.                   Признать ФГУП «Калининградгазификация» нарушившим п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения порядка определения победителей торгов, ч. 8, 9, 11 ст. 18  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения порядка отбора финансовых организаций путем проведения открытого конкурса в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг.

 

2.                   На основании пп. г), з) п. 6 ч. 1 ст. 23  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Калининградскому УФАС России обратиться в арбитражный суд с иском о признании торгов недействительными и о расторжении договоров, заключенных по результатам проведенных торгов.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 12.02.2009 года.

 

Председатель комиссии,

ВрИО руководителя

Калининградского УФАС России                                                О.А. Боброва

 

Члены комиссии:

Начальник отдела
антимонопольного контроля                                                                                 О.А. Бессонова

 

Старший государственный инспектор

 отдела антимонопольного контроля                                                         Н.С. Егорова

 

Главный специалист-эксперт отдела

антимонопольного контроля                                                                      Д. Е. Васейко

 

Ведущий специалист-эксперт-отдела

антимонопольного контроля                                                         Д.Н. Хамдамов

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 6396 [uid] => 1 [title] => Решение № 86 по признакам нарушения ФГУП «Калининградгазификация» п. 3 ч. 1 ст. 17, ст.18 Федерального закона «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6396 [type] => solution [language] => ru [created] => 1234386000 [changed] => 1370518299 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370518299 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

12 февраля 2009 года                               № 86                                  г. Калининград

 

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

Председатель Комиссии:

О.А. Боброва– ВрИО руководителя Калининградского УФАС России.

Члены Комиссии:

О.А. Бессонова — начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

Н.С. Егорова — старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

Д.Е. Васейко - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

Д.Н. Хамдамов — ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

рассмотрев дело № 86 по признакам нарушения ФГУП «Калининградгазификация» (ИНН  3900000351; адрес: 236029, г. Калининград, ул. Сибирякова, 17)  п. 3 ч. 1 ст. 17, ст.18  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

УСТАНОВИЛА:

1.       15.10.2008 г. в адрес Калининградского УФАС России поступила жалоба ОАО «Военно-страховая компания» на действия конкурсной комиссии ФГУП «Калининградгазификация» при рассмотрении заявок участников открытого конкурса на право заключения договоров страхования в части нарушения требований п.2 ст. 28 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

  27 ноября 2008 г. КУФАС России был издан приказ № 191 о проведении контрольного мероприятия по проверке действий заказчика и конкурсной комиссии ФГУП «Калининградгазификация» на соответствие требованиям ст. 17, 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении открытого конкурса на право заключения договоров страхования в 2008 г., по результатам которой был составлен Акт № 17гз от 04.12.2008 г.

23 декабря 2008 г. приказом № 209 было возбуждено дело № 86 по признакам нарушения ФГУП «Калининградгазификация» (г. Калининград, ул. Сибирякова, 17) п. 3 ч. 1 ст. 17, ст. 18 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

 

2. Представители ФГУП «Калининградгазификация» в ходе рассмотрения данного дела дали следующие пояснения, что также отражено в письме ФГУП «Калининградгазификация» от 23.01.2009 г. № 31.

2.1. О нарушении п. 7 ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части неуказания в извещении начальной (максимальной) цены контракта).

Действительно, в извещении это не указано. Однако, представители ФГУП «Калининградгазификация» полагают, что данное нарушение носит формальный характер и не повлекло нарушений прав как участников конкурса так и других страховых компаний, которые могли принять участие в конкурсе. Одновременно с размещением 23.08.2008 г. в газете «Калининградская правда» извещения о проведении конкурса на сайте предприятия в полном бъеме была размещена вся необходимая информация по конкурсу, в том числе и конкурсная документация, в которой указана начальная (максимальная) цена контракта по лотам. Кроме того, в извещении есть ссылка на то, что дополнительную информацию по конкурсу можно получить на сайте предприятия.

2.2. Заказчиком не нарушены требования п. 1.1. ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»  — договоры заключены не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

2.3. О нарушении ч. 4 ст. 25 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Действительно, в п. 3.3 информационной карты конкурса указаны сведения (об общей сумме страховых выплат за 2007-2008 гг. и о средней сумме страховых выплат за 2007 - 2008 гг.), которые в соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 25  Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не должны быть в перечне документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе. Однако, это нарушение также носит формальный характер и фактически не повлекло нарушений прав участников конкурса, так как данные сведения не были включены и не являлись критериями оценки заявок участников конкурса.

2.4. О нарушении ч. 8 ст. 26, ч. 2 ст. 27, ч. 10 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Действительно, протокол № 1, протокол № 2, протокол № 3 не подписаны генеральным директором ФГУП «Калининградгазификация».  Однако, они подписаны заместителем директора по газоснабжению Кимом А.В., который согласно распределениям обязанностей руководства, курирует на предприятии  вопросы страхования имущества и одновременно является председателем конкурсной комиссии.

2.5. О нарушении ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Действительно, в протоколе № 2 рассмотрения заявок от 01.10.2008 г. нет ссылки на соответствующие положения закона, регулирующие отказ в допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе, и решений каждого члена конкурсной комиссии по этому вопросу в отношении ООО «Страховые технологии XXI века». Однако, правовое обоснование отказа в допуске этой страховой компании к участию в конкурсе было изложено в специальном уведомлении, направленном ООО «Страховые технологии XXI века» 02.10.2008 г. исх. № 3048.

 Все члены конкурсной комиссии подписали протокол № 2 без каких-либо особых мнений, что свидетельствует о согласии их всех о недопуске ООО «Страховые технологии XXI века» к участию в конкурсе.

Кроме того, ни у одного из членов конкурсной комиссии ООО «Страховые технологии XXI века» не были включены в таблицы оценки заявок по соответствующим лотам, заполняемые каждым членом конкурсной комиссии самостоятельно, что также свидетельствует о их согласии на отказ страховой компании на допуск к участию в конкурсе.

2.6. О нарушении п. 15 ч. 4 ст. 22, ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Полагаем, что конкурсной документацией был установлен порядок оценки и сопоставления заявок участников, который соответствует требованиям ст. 22, 28 Закона и который конкурсной комиссией был соблюден.

Критерии оценки заявок указаны в п. 7 информационной карты конкурса, а порядок оценки и сопоставления заявок — в Приложении № 1 к данной информационной карте и расписан по каждому лоту.

Статья 28 Закона не регулирует то, что по каждому критерию оценка не должна быть многоступенчатой: первый, второй, третий и т. д. результат. Установлено лишь, что совокупная значимость критериев по каждому лоту должна составлять сто процентов.

Например, по лоту № 1: по первому критерию - «качественные характеристики оказываемых услуг» установлена двухступенчатая оценка; максимальный результат — 10 баллов, 2-й — 5 баллов. По второму критерию - «ценовые характеристики», разбитому на три подкритерия, установлен только максимальный результат ( общий 60 баллов, по подкритериям — 25, 10, 25 баллов), выставляемый при предложении заказчику наиболее выгодных условий, что прямо записано в Приложении № 1 по этому лоту. Значит при предложении других, более худших условий, члены конкурсной комиссии по указанному критерию, исходя из этих предложенных условий, по своему усмотрению ставят участнику конкурса более низкие оценки, например, 20, 5, 20 баллов и общую 45 баллов, или 15, 5, 18 баллов и общую 38 баллов и т. д. Аналогично и по третьему критерию — «сроки поставки услуг». Участникам, предложившим оптимальные сроки заключения договоров и порядок вступления их в силу, члены конкурсной комиссии должны дать максимальную оценку — 20 баллов, другим,  предложившим худшие условия, оценка может быть, например, 15, 12, 10 и т. д. баллов.

В целом максимальная оценка по всем трем критериям по данному лоту должна составлять 90 баллов, что является 100%, как это и предусмотрено Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Для других участников, предложивших более худшие условия, оценка в целом по лоту № 1 могла быть, например, 80, 75, 60 и т. д. баллов.

Аналогичный порядок оценки был установлен и указан в Приложении № 1 и по всем другим лотам. Полагаем, что данный порядок оценки и сопоставления заявок не противоречит требованиям Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

     

3. В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено следующее.

3.1. ФГУП «Калининградгазификация» является субъектом естественной монополии в сфере транспортировки газа по трубопроводам. В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» субъекты естественной монополии осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

 

3.2. В соответствии с Извещением о проведении открытого конкурса, опубликованным в газете «Калининградская правда» № 155 (17080) от 23 августа 2008 г., ФГУП «Калининградгазификация» сообщает о проведении конкурса на право заключения договоров страхования по восьми лотам, а именно:

- лот № 1 – страхование гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты,

- лот № 2 – страхование от огня и других опасностей имущества ФГУП «Калининградгазификация»,

- лот № 3 – страхование ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по государственному и муниципальному контракту на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд,

- лот № 4 обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, находящихся на балансе ФГУП «Калининградгазификация»,

- лот № 5 – страхование грузов; обеспечение сохранности перевозимых грузов (сжиженный углеводородный газ),

- лот № 6 - страхование автотранспортных средств по риску «Автокаско»,

- лот № 7 – добровольное медицинское страхование работников предприятия,

- лот № 8 – обязательное медицинское страхование работников предприятия.

 

3.3.  В соответствии с Актом № 17 от 04.12.2008 г. по результатам проведения проверки действий заказчика и конкурсной комиссии ФГУРП «Калининградгазификация» при проведении открытого конкурса на право заключения договоров страхования установлены следующие нарушения:

-                     действия заказчика ФГУП «Калининградгазификация» нарушают требования п. 7 ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части отсутствия указания в извещении о проведении конкурса начальной (максимальной) цены контракта, ч. 4 ст. 25 в части установления требования к содержанию заявки, не предусмотренного ч. 3 ст. 25; ч. 8 ст. 26 в части отсутствия подписи заказчика в протоколе № 1 от 23.09.2008 г.; ч. 10 ст. 28 в части отсутствия подписи заказчика в протоколе № 3 от 06.10.2008 г.; ч. 2 ст. 27 в части отсутствия в протоколе № 2 от 01.10.2008 г. подписи заказчика.

-                     действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на право заключения договоров страхования нарушают требования ч. 2 ст. 28 в части осуществления оценки и сопоставления заявок участников конкурса членами конкурсной комиссии в порядке, который не установлен конкурсной документацией; ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части отсутствия в протоколе № 2 от 01.10.2008 г. указания положений закона, на основании которых участнику размещения заказа отказано в допуске к участию в конкурсе, а также отсутствия решения каждого члена  конкурсной  комиссии о допуске или об отказе в допуске к участию в конкурсе.

Указанные нарушения также являются нарушением п. 8, п. 9, п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

В ходе проведения заседании комиссий по рассмотрению дела № 86 представители ФГУП «Калининградгазификация» признали факты нарушения конкурсной комиссией и заказчиком п. 7 ч. 4 ст. 21, ч. 4 ст. 25, ч. 8 ст. 26, ч. 10 ст. 28, ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 

3.4. В соответствии с п. 3.1.1. конкурсной документации на проведении открытого конкурса на право заключения договоров страхования участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте в соответствии с указаниями, изложенными в Информационной карте конкурса по форме приложения 1.4.2. к конкурсной документации. Форма 1.4.2. «Форма заявки на участие в конкурсе» предполагает оформление заявки отдельно по каждому лоту, по которому участник размещения заказа принимает участие в конкурсе.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требониям, установленным конкурсной документации. В соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» конкурсная комиссия по каждому участнику размещения заказа принимает решение о допуске или об отказе в допуске в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 12 указанного закона. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.

ОАО «Военно-страховая компания» подало одну заявку на участие в конкурсе по всем лотам, что не соответствует требованиям конкурсной документации, поэтому заявка ОАО «Военно-страховая компания» на основании п. 4. ч. 1 ст. 12  Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» должна была быть отклонена конкурсной комиссией. Таким образом конкурсная комиссия ФГУП «Калининградгазификация» нарушила требования ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 

3.5. В заседании комиссии 12 февраля 2009 г. представитель Калининградского филиала ОАО «Военно-страховая компания» подал ходатайство о расторжении договора между ФГУП «Калининградгазификация» и ОАО СК «Русский мир» на право заключения договоров страхования в связи с нарушениями допущенными конкурсной комиссией ФГУП «Калининградгазификация», а именно п. 2 ст. 28 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Пп. 3 п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает то, что антимонопольный орган осуществляет полномочия по выдаче обязательных для исполнения предписаний о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство. В связи с тем, что заявка ОАО «Военно-страховая компания» должна была быть отклонена по основаниям, указанным в п. 3.4. настоящего Решения, комиссия считает, что интересы ОАО «Военно-страховая компания» в данном случае не могут быть нарушены и ходатайство не подлежит удовлетворению.

 

3.6. В ходе анализа копий заявок ОАО СК «Русский мир»   было установлено, что в заявках не указаны сроки поставки услуги (срок заключения договора и порядок вступления договора в силу). В заседании комиссии представитель ФГУП «Калининградгазификация» подтвердил факт отсутствия данного условия в заявках ОАО СК «Русский мир». Таким образом, допуск заявок ОАО СК «Русский мир» к участию в данном конкурсе является нарушением ч. 2 ст. 27  Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 

3.7. В соответствии с п. 15 ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» конкурсная документация должна содержать порядок оценки о сопоставления заявок на участие в конкурсе. В приложении № 1 к Информационной карте конкурса определены критерии оценки заявок участников размещения заказа и выставляемые баллы, при этом по всем лотам указан  порядок выставления только максимального балла и по некоторым из указанных выше критериев баллы, присваиваемые второму, третьему, четвертому результату, при этом не указана методика выставления  баллов остальным участникам конкурса.

Пункт 4 Протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе № 3 от 06.10.2008 г.  содержит оценки заявок участников конкурса членами конкурсной комиссии в баллах,  исходя из которых можно сделать вывод о том, что конкурсная комиссия осуществляла оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе в порядке, который не установлен конкурсной документацией, что является нарушением ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Подтверждением указанного являются оценки, выставленные в таблицах оценки и сопоставления конкурсных заявок по договорам страхования каждым членом конкурной комиссии, в которых, например, по лоту № 5 заявке ОАО «Военно-страховая компания» несколькими членами конкурсной комиссии присвоен максимальный балл, другими членами конкурсной комиссии присвоено 0 баллов; по лоту № 4  - заявке ОАО «Военно-страховая компания» членами конкурсной комиссии присвоены различные количества баллов (70, 60, 30, 0).

Таким образом, действия конкурсной комиссии при проведении оценки и сопоставления заявок на участие в данном конкурсе являлись нарушением   ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что также являлись нарушением п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

 

РЕШИЛА:

1.                   Признать ФГУП «Калининградгазификация» нарушившим п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения порядка определения победителей торгов, ч. 8, 9, 11 ст. 18  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения порядка отбора финансовых организаций путем проведения открытого конкурса в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг.

 

2.                   На основании пп. г), з) п. 6 ч. 1 ст. 23  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Калининградскому УФАС России обратиться в арбитражный суд с иском о признании торгов недействительными и о расторжении договоров, заключенных по результатам проведенных торгов.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 12.02.2009 года.

 

Председатель комиссии,

ВрИО руководителя

Калининградского УФАС России                                                О.А. Боброва

 

Члены комиссии:

Начальник отдела
антимонопольного контроля                                                                                 О.А. Бессонова

 

Старший государственный инспектор

 отдела антимонопольного контроля                                                         Н.С. Егорова

 

Главный специалист-эксперт отдела

антимонопольного контроля                                                                      Д. Е. Васейко

 

Ведущий специалист-эксперт-отдела

антимонопольного контроля                                                         Д.Н. Хамдамов

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

12 февраля 2009 года                               № 86                                  г. Калининград

 

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

Председатель Комиссии:

О.А. Боброва– ВрИО руководителя Калининградского УФАС России.

Члены Комиссии:

О.А. Бессонова — начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

Н.С. Егорова — старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

Д.Е. Васейко - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

Д.Н. Хамдамов — ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

рассмотрев дело № 86 по признакам нарушения ФГУП «Калининградгазификация» (ИНН  3900000351; адрес: 236029, г. Калининград, ул. Сибирякова, 17)  п. 3 ч. 1 ст. 17, ст.18  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

УСТАНОВИЛА:

1.       15.10.2008 г. в адрес Калининградского УФАС России поступила жалоба ОАО «Военно-страховая компания» на действия конкурсной комиссии ФГУП «Калининградгазификация» при рассмотрении заявок участников открытого конкурса на право заключения договоров страхования в части нарушения требований п.2 ст. 28 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

  27 ноября 2008 г. КУФАС России был издан приказ № 191 о проведении контрольного мероприятия по проверке действий заказчика и конкурсной комиссии ФГУП «Калининградгазификация» на соответствие требованиям ст. 17, 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении открытого конкурса на право заключения договоров страхования в 2008 г., по результатам которой был составлен Акт № 17гз от 04.12.2008 г.

23 декабря 2008 г. приказом № 209 было возбуждено дело № 86 по признакам нарушения ФГУП «Калининградгазификация» (г. Калининград, ул. Сибирякова, 17) п. 3 ч. 1 ст. 17, ст. 18 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

 

2. Представители ФГУП «Калининградгазификация» в ходе рассмотрения данного дела дали следующие пояснения, что также отражено в письме ФГУП «Калининградгазификация» от 23.01.2009 г. № 31.

2.1. О нарушении п. 7 ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части неуказания в извещении начальной (максимальной) цены контракта).

Действительно, в извещении это не указано. Однако, представители ФГУП «Калининградгазификация» полагают, что данное нарушение носит формальный характер и не повлекло нарушений прав как участников конкурса так и других страховых компаний, которые могли принять участие в конкурсе. Одновременно с размещением 23.08.2008 г. в газете «Калининградская правда» извещения о проведении конкурса на сайте предприятия в полном бъеме была размещена вся необходимая информация по конкурсу, в том числе и конкурсная документация, в которой указана начальная (максимальная) цена контракта по лотам. Кроме того, в извещении есть ссылка на то, что дополнительную информацию по конкурсу можно получить на сайте предприятия.

2.2. Заказчиком не нарушены требования п. 1.1. ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»  — договоры заключены не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

2.3. О нарушении ч. 4 ст. 25 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Действительно, в п. 3.3 информационной карты конкурса указаны сведения (об общей сумме страховых выплат за 2007-2008 гг. и о средней сумме страховых выплат за 2007 - 2008 гг.), которые в соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 25  Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не должны быть в перечне документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе. Однако, это нарушение также носит формальный характер и фактически не повлекло нарушений прав участников конкурса, так как данные сведения не были включены и не являлись критериями оценки заявок участников конкурса.

2.4. О нарушении ч. 8 ст. 26, ч. 2 ст. 27, ч. 10 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Действительно, протокол № 1, протокол № 2, протокол № 3 не подписаны генеральным директором ФГУП «Калининградгазификация».  Однако, они подписаны заместителем директора по газоснабжению Кимом А.В., который согласно распределениям обязанностей руководства, курирует на предприятии  вопросы страхования имущества и одновременно является председателем конкурсной комиссии.

2.5. О нарушении ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Действительно, в протоколе № 2 рассмотрения заявок от 01.10.2008 г. нет ссылки на соответствующие положения закона, регулирующие отказ в допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе, и решений каждого члена конкурсной комиссии по этому вопросу в отношении ООО «Страховые технологии XXI века». Однако, правовое обоснование отказа в допуске этой страховой компании к участию в конкурсе было изложено в специальном уведомлении, направленном ООО «Страховые технологии XXI века» 02.10.2008 г. исх. № 3048.

 Все члены конкурсной комиссии подписали протокол № 2 без каких-либо особых мнений, что свидетельствует о согласии их всех о недопуске ООО «Страховые технологии XXI века» к участию в конкурсе.

Кроме того, ни у одного из членов конкурсной комиссии ООО «Страховые технологии XXI века» не были включены в таблицы оценки заявок по соответствующим лотам, заполняемые каждым членом конкурсной комиссии самостоятельно, что также свидетельствует о их согласии на отказ страховой компании на допуск к участию в конкурсе.

2.6. О нарушении п. 15 ч. 4 ст. 22, ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Полагаем, что конкурсной документацией был установлен порядок оценки и сопоставления заявок участников, который соответствует требованиям ст. 22, 28 Закона и который конкурсной комиссией был соблюден.

Критерии оценки заявок указаны в п. 7 информационной карты конкурса, а порядок оценки и сопоставления заявок — в Приложении № 1 к данной информационной карте и расписан по каждому лоту.

Статья 28 Закона не регулирует то, что по каждому критерию оценка не должна быть многоступенчатой: первый, второй, третий и т. д. результат. Установлено лишь, что совокупная значимость критериев по каждому лоту должна составлять сто процентов.

Например, по лоту № 1: по первому критерию - «качественные характеристики оказываемых услуг» установлена двухступенчатая оценка; максимальный результат — 10 баллов, 2-й — 5 баллов. По второму критерию - «ценовые характеристики», разбитому на три подкритерия, установлен только максимальный результат ( общий 60 баллов, по подкритериям — 25, 10, 25 баллов), выставляемый при предложении заказчику наиболее выгодных условий, что прямо записано в Приложении № 1 по этому лоту. Значит при предложении других, более худших условий, члены конкурсной комиссии по указанному критерию, исходя из этих предложенных условий, по своему усмотрению ставят участнику конкурса более низкие оценки, например, 20, 5, 20 баллов и общую 45 баллов, или 15, 5, 18 баллов и общую 38 баллов и т. д. Аналогично и по третьему критерию — «сроки поставки услуг». Участникам, предложившим оптимальные сроки заключения договоров и порядок вступления их в силу, члены конкурсной комиссии должны дать максимальную оценку — 20 баллов, другим,  предложившим худшие условия, оценка может быть, например, 15, 12, 10 и т. д. баллов.

В целом максимальная оценка по всем трем критериям по данному лоту должна составлять 90 баллов, что является 100%, как это и предусмотрено Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Для других участников, предложивших более худшие условия, оценка в целом по лоту № 1 могла быть, например, 80, 75, 60 и т. д. баллов.

Аналогичный порядок оценки был установлен и указан в Приложении № 1 и по всем другим лотам. Полагаем, что данный порядок оценки и сопоставления заявок не противоречит требованиям Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

     

3. В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено следующее.

3.1. ФГУП «Калининградгазификация» является субъектом естественной монополии в сфере транспортировки газа по трубопроводам. В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» субъекты естественной монополии осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

 

3.2. В соответствии с Извещением о проведении открытого конкурса, опубликованным в газете «Калининградская правда» № 155 (17080) от 23 августа 2008 г., ФГУП «Калининградгазификация» сообщает о проведении конкурса на право заключения договоров страхования по восьми лотам, а именно:

- лот № 1 – страхование гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты,

- лот № 2 – страхование от огня и других опасностей имущества ФГУП «Калининградгазификация»,

- лот № 3 – страхование ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по государственному и муниципальному контракту на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд,

- лот № 4 обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, находящихся на балансе ФГУП «Калининградгазификация»,

- лот № 5 – страхование грузов; обеспечение сохранности перевозимых грузов (сжиженный углеводородный газ),

- лот № 6 - страхование автотранспортных средств по риску «Автокаско»,

- лот № 7 – добровольное медицинское страхование работников предприятия,

- лот № 8 – обязательное медицинское страхование работников предприятия.

 

3.3.  В соответствии с Актом № 17 от 04.12.2008 г. по результатам проведения проверки действий заказчика и конкурсной комиссии ФГУРП «Калининградгазификация» при проведении открытого конкурса на право заключения договоров страхования установлены следующие нарушения:

-                     действия заказчика ФГУП «Калининградгазификация» нарушают требования п. 7 ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части отсутствия указания в извещении о проведении конкурса начальной (максимальной) цены контракта, ч. 4 ст. 25 в части установления требования к содержанию заявки, не предусмотренного ч. 3 ст. 25; ч. 8 ст. 26 в части отсутствия подписи заказчика в протоколе № 1 от 23.09.2008 г.; ч. 10 ст. 28 в части отсутствия подписи заказчика в протоколе № 3 от 06.10.2008 г.; ч. 2 ст. 27 в части отсутствия в протоколе № 2 от 01.10.2008 г. подписи заказчика.

-                     действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на право заключения договоров страхования нарушают требования ч. 2 ст. 28 в части осуществления оценки и сопоставления заявок участников конкурса членами конкурсной комиссии в порядке, который не установлен конкурсной документацией; ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части отсутствия в протоколе № 2 от 01.10.2008 г. указания положений закона, на основании которых участнику размещения заказа отказано в допуске к участию в конкурсе, а также отсутствия решения каждого члена  конкурсной  комиссии о допуске или об отказе в допуске к участию в конкурсе.

Указанные нарушения также являются нарушением п. 8, п. 9, п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

В ходе проведения заседании комиссий по рассмотрению дела № 86 представители ФГУП «Калининградгазификация» признали факты нарушения конкурсной комиссией и заказчиком п. 7 ч. 4 ст. 21, ч. 4 ст. 25, ч. 8 ст. 26, ч. 10 ст. 28, ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 

3.4. В соответствии с п. 3.1.1. конкурсной документации на проведении открытого конкурса на право заключения договоров страхования участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте в соответствии с указаниями, изложенными в Информационной карте конкурса по форме приложения 1.4.2. к конкурсной документации. Форма 1.4.2. «Форма заявки на участие в конкурсе» предполагает оформление заявки отдельно по каждому лоту, по которому участник размещения заказа принимает участие в конкурсе.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требониям, установленным конкурсной документации. В соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» конкурсная комиссия по каждому участнику размещения заказа принимает решение о допуске или об отказе в допуске в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 12 указанного закона. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.

ОАО «Военно-страховая компания» подало одну заявку на участие в конкурсе по всем лотам, что не соответствует требованиям конкурсной документации, поэтому заявка ОАО «Военно-страховая компания» на основании п. 4. ч. 1 ст. 12  Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» должна была быть отклонена конкурсной комиссией. Таким образом конкурсная комиссия ФГУП «Калининградгазификация» нарушила требования ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 

3.5. В заседании комиссии 12 февраля 2009 г. представитель Калининградского филиала ОАО «Военно-страховая компания» подал ходатайство о расторжении договора между ФГУП «Калининградгазификация» и ОАО СК «Русский мир» на право заключения договоров страхования в связи с нарушениями допущенными конкурсной комиссией ФГУП «Калининградгазификация», а именно п. 2 ст. 28 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Пп. 3 п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает то, что антимонопольный орган осуществляет полномочия по выдаче обязательных для исполнения предписаний о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство. В связи с тем, что заявка ОАО «Военно-страховая компания» должна была быть отклонена по основаниям, указанным в п. 3.4. настоящего Решения, комиссия считает, что интересы ОАО «Военно-страховая компания» в данном случае не могут быть нарушены и ходатайство не подлежит удовлетворению.

 

3.6. В ходе анализа копий заявок ОАО СК «Русский мир»   было установлено, что в заявках не указаны сроки поставки услуги (срок заключения договора и порядок вступления договора в силу). В заседании комиссии представитель ФГУП «Калининградгазификация» подтвердил факт отсутствия данного условия в заявках ОАО СК «Русский мир». Таким образом, допуск заявок ОАО СК «Русский мир» к участию в данном конкурсе является нарушением ч. 2 ст. 27  Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 

3.7. В соответствии с п. 15 ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» конкурсная документация должна содержать порядок оценки о сопоставления заявок на участие в конкурсе. В приложении № 1 к Информационной карте конкурса определены критерии оценки заявок участников размещения заказа и выставляемые баллы, при этом по всем лотам указан  порядок выставления только максимального балла и по некоторым из указанных выше критериев баллы, присваиваемые второму, третьему, четвертому результату, при этом не указана методика выставления  баллов остальным участникам конкурса.

Пункт 4 Протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе № 3 от 06.10.2008 г.  содержит оценки заявок участников конкурса членами конкурсной комиссии в баллах,  исходя из которых можно сделать вывод о том, что конкурсная комиссия осуществляла оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе в порядке, который не установлен конкурсной документацией, что является нарушением ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Подтверждением указанного являются оценки, выставленные в таблицах оценки и сопоставления конкурсных заявок по договорам страхования каждым членом конкурной комиссии, в которых, например, по лоту № 5 заявке ОАО «Военно-страховая компания» несколькими членами конкурсной комиссии присвоен максимальный балл, другими членами конкурсной комиссии присвоено 0 баллов; по лоту № 4  - заявке ОАО «Военно-страховая компания» членами конкурсной комиссии присвоены различные количества баллов (70, 60, 30, 0).

Таким образом, действия конкурсной комиссии при проведении оценки и сопоставления заявок на участие в данном конкурсе являлись нарушением   ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что также являлись нарушением п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

 

РЕШИЛА:

1.                   Признать ФГУП «Калининградгазификация» нарушившим п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения порядка определения победителей торгов, ч. 8, 9, 11 ст. 18  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения порядка отбора финансовых организаций путем проведения открытого конкурса в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг.

 

2.                   На основании пп. г), з) п. 6 ч. 1 ст. 23  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Калининградскому УФАС России обратиться в арбитражный суд с иском о признании торгов недействительными и о расторжении договоров, заключенных по результатам проведенных торгов.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 12.02.2009 года.

 

Председатель комиссии,

ВрИО руководителя

Калининградского УФАС России                                                О.А. Боброва

 

Члены комиссии:

Начальник отдела
антимонопольного контроля                                                                                 О.А. Бессонова

 

Старший государственный инспектор

 отдела антимонопольного контроля                                                         Н.С. Егорова

 

Главный специалист-эксперт отдела

антимонопольного контроля                                                                      Д. Е. Васейко

 

Ведущий специалист-эксперт-отдела

антимонопольного контроля                                                         Д.Н. Хамдамов

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Признать ФГУП «Калининградгазификация» нарушившим п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения порядка определения победителей торгов, ч. 8, 9, 11 ст. 18  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения порядка отбора финансовых организаций путем проведения открытого конкурса в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг.

[format] => full_html [safe_value] =>

Признать ФГУП «Калининградгазификация» нарушившим п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения порядка определения победителей торгов, ч. 8, 9, 11 ст. 18  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения порядка отбора финансовых организаций путем проведения открытого конкурса в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-02-12 00:00:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-02-12 00:00:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322109661 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )