РЕШЕНИЕ по делу № АМЗ-08/2009 по признакам нарушения ООО «Виктория Балтия», ООО «Торговый Дом Вестер», ООО «Торговая сеть «Копилка» п.1 ч.1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Дата публикации: 28 апреля 2009, 18:24

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

28 апреля 2009 года                    № АМЗ-08/2009                          г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 14 мая 2009 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии 28 апреля 2009 года.

Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Соколовой И.П. – руководителя Калининградского УФАС России,

Членов Комиссии:

Бобровой О.А. – заместителя руководителя Калининградского УФАС России,

Лысенко М.Б. – заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

Егоровой Н.С. – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

Хамдамова Д.Н. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, размещения заказов  и рекламы Калининградского УФАС России,

рассмотрев дело № АМЗ-08/2009 по признакам нарушения ООО «Виктория Балтия» (236006, г. Калининград, Московский проспект, 183а, ИНН 3905069220), ООО «Торговый Дом Вестер» (236011, г. Калининград, ул. Судостроительная, 75, ИНН 3906052525), ООО «Торговая сеть «Копилка» (236005, г. Калининград, ул. Камская, д.6а строение 9, ИНН 3906090432); пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1. Во исполнение поручения ФАС России от 10.10.2008 г. № ИА/26000 Калининградским УФАС России, начиная с сентября 2008 г., проводится работа по ежемесячному мониторингу розничных цен на молоко пастеризованное (стерилизованное) жирностью 2,5%. В результате анализа данных, представленных предприятиями, осуществляющими розничную реализацию молока и молочной продукции в 2008 году, были выявлены признаки согласованных действий в части повышения цен на молоко – минимальные розничные цены в 2008 году в ООО «Виктория Балтия», ООО «Торговый Дом Вестер», ООО «Торговая сеть «Копилка» на молоко жирностью 2,5% увеличились соответственно на 41%, 31% и 33%. Калининградским УФАС России 12.02.2009 г. издан  приказ № 23 о возбуждении дела № АМЗ-08/2009 по признакам нарушения ООО «Виктория Балтия», ООО «Торговый Дом Вестер», ООО «Торговая сеть «Копилка» пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2. В соответствии с объяснением представителей ООО «Виктория Балтия» в заседаниях Комиссии Калининградского УФАС России, документами, регламентирующими на предприятии порядок установления и изменения розничных цен являются: Ценовая стратегия сети магазинов «Виктория», Расценки (документы, утверждаемые руководителем при изменении розничных цен), новые спецификации поставщика, являющиеся основанием для изменения розничной цены и другие.

При установлении розничных цен на молочную продукцию предприятие в соответствии с действующей Ценовой стратегией учитывает все затраты предприятия по реализации данной продукции и прибавляет норму прибыли, необходимую для воспроизводства и дальнейшего развития предприятия. В среднем размер торговой наценки ООО «Виктория Балтия» на молочную группу в течение 2008 года составлял от 24 до 26% (средняя торговая наценка на молоко жирностью 2,5%, 3,2% в 2008 году составила 17,65%).

Рост розничных цен на 41% в 2008 году был только на один вид молока - молоко «Российское» 1 л, 2,5% жирности производства ООО «АгроНеман». Это связано с окончанием действия Соглашения об установлении предельных цен от производителей и предельных цен на прилавках сетей по социально значимым товарам от 12 октября 2007 года (далее – Соглашение), заключенного между Правительством Калининградской области, хлебозаводами, молокозаводами, ООО «Птицефабрика Гурьевская» и торговыми сетями. Указанное соглашение действовало с 15.10.2007 г. по 14.05.2008 г. С 15.05.2008 г. производитель увеличил цену на данный вид товара, входивший в перечень товаров, на которые Соглашением были установлены предельные закупочные и розничные цены, и, соответственно, ООО «Виктория Балтия» также увеличило розничную цену.

Общество отрицает согласованность с другими торговыми сетями действий по повышению цен на молоко.

3. В заседании комиссии представители ООО «Торговый Дом Вестер» пояснили, что в действиях компании отсутствует состав нарушения антимонопольного законодательства. Значительный рост розничных цен в 2008 году был только на молоко 0,9 л, 2,5% жирности производства ОАО «Молоко» в связи с отменой Соглашения и резким повышением цены поставщиком с 15.05.2008 г. Торговая наценка на данный вид товара оставалась минимальной от 5 до 14%.

Процент наценки в ООО «Торговый Дом Вестер» на молочную группу в 2008 году не менялся. Наценка на социальную группу товаров составляет 15%, а на остальную продукцию молочной группы до 24%, которая только покрывает затраты, позволяющие поддерживать минимальную наценку на социально значимый товар.

Повышение розничных цен, как правило, обусловлено повышением поставщиками цен на отпускаемую ими молочную продукцию. Уровень наценки на товар устанавливается распоряжениями по предприятию. В основе формирования торговых наценок лежит затратный метод. Однако, при установлении наценки на тот или иной товар могут учитываться и результаты постоянно проводимого предприятием мониторинга цен в конкурирующих торговых сетях. В этом случае наценка на отдельные товары устанавливается по отдельному распоряжению.

4. Представители ООО «Торговая сеть «Копилка» дали следующие пояснения.

Документов, регламентирующих на предприятии порядок установления и изменения розничных цен на молочную продукцию, нет. При формировании торговой наценки на реализуемую продукцию учитываются затраты торговой сети (арендная плата, транспортные услуги и т.д.). За последний период времени затраты предприятия, принимаемые во внимание при формировании торговой наценки, существенно не менялись, поэтому наценка остается стабильной, как правило, не превышающей 20%. Алгоритм установления торговой наценки в ООО «Торговая сеть «Копилка» следующий:

Согласно действующим договорам поставки  поставщик за четырнадцать дней в электронном или бумажном виде уведомляет предприятие о предстоящем изменении отпускных цен. Менеджер рассчитывает торговую наценку исходя из плана прибыли предприятия, разработанного экономическим отделом. На товары, входящие в потребительскую корзину, устанавливается минимальная наценка от 5% до 15%, на остальную молочную продукцию – не более 20%. Измененный прайс-лист утверждается начальником отдела ценообразования и цены устанавливаются в розничной сети. В дальнейшем производится мониторинг цен конкурирующих торговых сетей, по результатам которого розничные цены могут быть скорректированы в большую или меньшую сторону.

Розничная цена в 2008 году на 33% была повышена на молоко жирностью 2,5% (0,9 л) производства ОАО «Молоко». Данный рост обусловлен прекращением действия регионального Соглашения и в связи с этим значительным повышением отпускных цен поставщиком молочной продукции.

5. Обстоятельства дела, установленные Комиссией.

ООО «Виктория Балтия», ООО «Торговый Дом Вестер», ООО «Торговая сеть «Копилка» значительно, по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществлявшими розничную торговлю молочной продукцией, в течение 2008 года подняли цены на молоко жирностью 2,5%, а именно:

- ООО «Виктория Балтия» на молоко «Российское» 1 л, 2,5% жирности производства ООО «АгроНеман» на 40% (поставщик ООО «Натуральное молоко»),

- ООО «Торговый Дом Вестер» на молоко 0,9 л, 2,5% жирности производства ОАО «Молоко» на 32,5%,

- ООО «Торговая сеть «Копилка» на молоко 0,9 л, 2,5% жирности  производства ОАО «Молоко» на 36,5%.

Анализ динамики розничных цен по указанным наименованиям товаров показывает, что рост цен, главным образом, обусловлен значительным увеличением отпускных цен поставщиками молочной продукции. Данные товары содержались в перечне социально значимых товаров, на которые в 2007 году Соглашением были установлены предельные закупочные и розничные цены. С отменой действия Соглашения поставщики увеличили отпускные цены на данные товары:

- ОАО «Молоко» при поставке ООО «Торговый Дом Вестер» с 15.05.08 г. на 33,82%, при поставке ООО «Торговая сеть «Копилка» с 11.05.08г. на 39,7%,

- ООО «Натуральное молоко» при поставке ООО «Виктория Балтия» с 15.05.08 г. на 32,43%.

При этом розничные цены были подняты торговыми сетями следующим образом:

- ООО «Торговый Дом Вестер» - с 15.05.08 г. на 32,55%,

- ООО «Торговая сеть «Копилка» с 15.05.08г. на 36,52%,

- ООО «Виктория Балтия» с 15.05.08 г. на 38,15%, с 28.07.08 г. на 1,87% .

Ввиду того, что ООО «Торговый Дом Вестер» и ООО «Торговая сеть «Копилка» данный вид товара включили в перечень социально значимых товаров, на которые торговая наценка не превышает 15%, новая розничная цена установлена ими с учетом торговой наценки, не превышающей указанный уровень. ООО «Виктория Балтия» после окончания действия Соглашения, ограничивающего торговую наценку на данный товар пятнадцатью процентами, вернулось к применяемой им ранее (до Соглашения) торговой наценке в 20%.

В результате анализа динамики розничных цен на молоко жирностью 2,5% и 3,2%, распоряжений об установлении цен, решений и других документов, представленных ответчиками, установлено, что за 2008 год и январь – февраль 2009 года  ООО «Торговый Дом Вестер»  изменяло розничные цены 32 раза, ООО «Виктория Балтия» - 26 раз, ООО «Торговая сеть «Копилка»  - 10 раз, из них:

- в связи с изменением закупочных цен ООО «Торговый Дом Вестер»  изменяло розничные цены 8 раз, ООО «Виктория Балтия» - 10 раз, ООО «Торговая сеть «Копилка»  - 7 раз. При этом розничные цены  были подняты соразмерно повышению цены поставщиком, с сохранением действующего уровня торговой наценки на данное наименование товара;

- розничные цены были изменены на основании внутренних документов (протоколов, распоряжений, других документов, в соответствии с принятым на предприятии порядком) ООО «Торговый Дом Вестер» 24 раза, ООО «Виктория

Балтия» - 13 раз, ООО «Торговая сеть «Копилка»  - 3 раза.

Анализ документов, отражающих изменение цен, показал, что розничные цены на молоко жирностью 2,5% и 3,2%, данными хозяйствующими субъектами изменялись не синхронно, даты принятия решений о повышении (снижении) цен, даты фактического изменения цен у предприятий, как правило, не совпадали (различались по времени от нескольких дней до двух месяцев). Решения торговыми сетями о пересмотре розничных цен в анализируемом периоде принимались самостоятельно, с учетом уровня спроса на товар, результатов мониторинга цен конкурентов, других факторов.

 

Таким образом, отсутствуют основания для квалификации действий ООО «Виктория Балтия», ООО «Торговый Дом Вестер» и ООО «Торговая сеть «Копилка» как согласованные действия на товарном рынке молочной продукции, имеющих целью ограничение конкуренции.

Руководствуясь  статьей  23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи  41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № АМЗ-08/2009 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ООО «Виктория Балтия», ООО «Торговый Дом Вестер» и ООО «Торговая сеть «Копилка».

 

Председатель комиссии                                                                          И.П. Соколова

                                                                                                             

Члены комиссии:                                                                                    О.А. Боброва

                                                                                                             

                                                                                                              М.Б. Лысенко

                                                                                                             

                                                                                                              Н.С. Егорова

 

                                                                                                              Д.Н. Хамдамов

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

stdClass Object ( [vid] => 6439 [uid] => 1 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № АМЗ-08/2009 по признакам нарушения ООО «Виктория Балтия», ООО «Торговый Дом Вестер», ООО «Торговая сеть «Копилка» п.1 ч.1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6439 [type] => solution [language] => ru [created] => 1240917840 [changed] => 1370518299 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370518299 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

28 апреля 2009 года                    № АМЗ-08/2009                          г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 14 мая 2009 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии 28 апреля 2009 года.

Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Соколовой И.П. – руководителя Калининградского УФАС России,

Членов Комиссии:

Бобровой О.А. – заместителя руководителя Калининградского УФАС России,

Лысенко М.Б. – заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

Егоровой Н.С. – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

Хамдамова Д.Н. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, размещения заказов  и рекламы Калининградского УФАС России,

рассмотрев дело № АМЗ-08/2009 по признакам нарушения ООО «Виктория Балтия» (236006, г. Калининград, Московский проспект, 183а, ИНН 3905069220), ООО «Торговый Дом Вестер» (236011, г. Калининград, ул. Судостроительная, 75, ИНН 3906052525), ООО «Торговая сеть «Копилка» (236005, г. Калининград, ул. Камская, д.6а строение 9, ИНН 3906090432); пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1. Во исполнение поручения ФАС России от 10.10.2008 г. № ИА/26000 Калининградским УФАС России, начиная с сентября 2008 г., проводится работа по ежемесячному мониторингу розничных цен на молоко пастеризованное (стерилизованное) жирностью 2,5%. В результате анализа данных, представленных предприятиями, осуществляющими розничную реализацию молока и молочной продукции в 2008 году, были выявлены признаки согласованных действий в части повышения цен на молоко – минимальные розничные цены в 2008 году в ООО «Виктория Балтия», ООО «Торговый Дом Вестер», ООО «Торговая сеть «Копилка» на молоко жирностью 2,5% увеличились соответственно на 41%, 31% и 33%. Калининградским УФАС России 12.02.2009 г. издан  приказ № 23 о возбуждении дела № АМЗ-08/2009 по признакам нарушения ООО «Виктория Балтия», ООО «Торговый Дом Вестер», ООО «Торговая сеть «Копилка» пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2. В соответствии с объяснением представителей ООО «Виктория Балтия» в заседаниях Комиссии Калининградского УФАС России, документами, регламентирующими на предприятии порядок установления и изменения розничных цен являются: Ценовая стратегия сети магазинов «Виктория», Расценки (документы, утверждаемые руководителем при изменении розничных цен), новые спецификации поставщика, являющиеся основанием для изменения розничной цены и другие.

При установлении розничных цен на молочную продукцию предприятие в соответствии с действующей Ценовой стратегией учитывает все затраты предприятия по реализации данной продукции и прибавляет норму прибыли, необходимую для воспроизводства и дальнейшего развития предприятия. В среднем размер торговой наценки ООО «Виктория Балтия» на молочную группу в течение 2008 года составлял от 24 до 26% (средняя торговая наценка на молоко жирностью 2,5%, 3,2% в 2008 году составила 17,65%).

Рост розничных цен на 41% в 2008 году был только на один вид молока - молоко «Российское» 1 л, 2,5% жирности производства ООО «АгроНеман». Это связано с окончанием действия Соглашения об установлении предельных цен от производителей и предельных цен на прилавках сетей по социально значимым товарам от 12 октября 2007 года (далее – Соглашение), заключенного между Правительством Калининградской области, хлебозаводами, молокозаводами, ООО «Птицефабрика Гурьевская» и торговыми сетями. Указанное соглашение действовало с 15.10.2007 г. по 14.05.2008 г. С 15.05.2008 г. производитель увеличил цену на данный вид товара, входивший в перечень товаров, на которые Соглашением были установлены предельные закупочные и розничные цены, и, соответственно, ООО «Виктория Балтия» также увеличило розничную цену.

Общество отрицает согласованность с другими торговыми сетями действий по повышению цен на молоко.

3. В заседании комиссии представители ООО «Торговый Дом Вестер» пояснили, что в действиях компании отсутствует состав нарушения антимонопольного законодательства. Значительный рост розничных цен в 2008 году был только на молоко 0,9 л, 2,5% жирности производства ОАО «Молоко» в связи с отменой Соглашения и резким повышением цены поставщиком с 15.05.2008 г. Торговая наценка на данный вид товара оставалась минимальной от 5 до 14%.

Процент наценки в ООО «Торговый Дом Вестер» на молочную группу в 2008 году не менялся. Наценка на социальную группу товаров составляет 15%, а на остальную продукцию молочной группы до 24%, которая только покрывает затраты, позволяющие поддерживать минимальную наценку на социально значимый товар.

Повышение розничных цен, как правило, обусловлено повышением поставщиками цен на отпускаемую ими молочную продукцию. Уровень наценки на товар устанавливается распоряжениями по предприятию. В основе формирования торговых наценок лежит затратный метод. Однако, при установлении наценки на тот или иной товар могут учитываться и результаты постоянно проводимого предприятием мониторинга цен в конкурирующих торговых сетях. В этом случае наценка на отдельные товары устанавливается по отдельному распоряжению.

4. Представители ООО «Торговая сеть «Копилка» дали следующие пояснения.

Документов, регламентирующих на предприятии порядок установления и изменения розничных цен на молочную продукцию, нет. При формировании торговой наценки на реализуемую продукцию учитываются затраты торговой сети (арендная плата, транспортные услуги и т.д.). За последний период времени затраты предприятия, принимаемые во внимание при формировании торговой наценки, существенно не менялись, поэтому наценка остается стабильной, как правило, не превышающей 20%. Алгоритм установления торговой наценки в ООО «Торговая сеть «Копилка» следующий:

Согласно действующим договорам поставки  поставщик за четырнадцать дней в электронном или бумажном виде уведомляет предприятие о предстоящем изменении отпускных цен. Менеджер рассчитывает торговую наценку исходя из плана прибыли предприятия, разработанного экономическим отделом. На товары, входящие в потребительскую корзину, устанавливается минимальная наценка от 5% до 15%, на остальную молочную продукцию – не более 20%. Измененный прайс-лист утверждается начальником отдела ценообразования и цены устанавливаются в розничной сети. В дальнейшем производится мониторинг цен конкурирующих торговых сетей, по результатам которого розничные цены могут быть скорректированы в большую или меньшую сторону.

Розничная цена в 2008 году на 33% была повышена на молоко жирностью 2,5% (0,9 л) производства ОАО «Молоко». Данный рост обусловлен прекращением действия регионального Соглашения и в связи с этим значительным повышением отпускных цен поставщиком молочной продукции.

5. Обстоятельства дела, установленные Комиссией.

ООО «Виктория Балтия», ООО «Торговый Дом Вестер», ООО «Торговая сеть «Копилка» значительно, по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществлявшими розничную торговлю молочной продукцией, в течение 2008 года подняли цены на молоко жирностью 2,5%, а именно:

- ООО «Виктория Балтия» на молоко «Российское» 1 л, 2,5% жирности производства ООО «АгроНеман» на 40% (поставщик ООО «Натуральное молоко»),

- ООО «Торговый Дом Вестер» на молоко 0,9 л, 2,5% жирности производства ОАО «Молоко» на 32,5%,

- ООО «Торговая сеть «Копилка» на молоко 0,9 л, 2,5% жирности  производства ОАО «Молоко» на 36,5%.

Анализ динамики розничных цен по указанным наименованиям товаров показывает, что рост цен, главным образом, обусловлен значительным увеличением отпускных цен поставщиками молочной продукции. Данные товары содержались в перечне социально значимых товаров, на которые в 2007 году Соглашением были установлены предельные закупочные и розничные цены. С отменой действия Соглашения поставщики увеличили отпускные цены на данные товары:

- ОАО «Молоко» при поставке ООО «Торговый Дом Вестер» с 15.05.08 г. на 33,82%, при поставке ООО «Торговая сеть «Копилка» с 11.05.08г. на 39,7%,

- ООО «Натуральное молоко» при поставке ООО «Виктория Балтия» с 15.05.08 г. на 32,43%.

При этом розничные цены были подняты торговыми сетями следующим образом:

- ООО «Торговый Дом Вестер» - с 15.05.08 г. на 32,55%,

- ООО «Торговая сеть «Копилка» с 15.05.08г. на 36,52%,

- ООО «Виктория Балтия» с 15.05.08 г. на 38,15%, с 28.07.08 г. на 1,87% .

Ввиду того, что ООО «Торговый Дом Вестер» и ООО «Торговая сеть «Копилка» данный вид товара включили в перечень социально значимых товаров, на которые торговая наценка не превышает 15%, новая розничная цена установлена ими с учетом торговой наценки, не превышающей указанный уровень. ООО «Виктория Балтия» после окончания действия Соглашения, ограничивающего торговую наценку на данный товар пятнадцатью процентами, вернулось к применяемой им ранее (до Соглашения) торговой наценке в 20%.

В результате анализа динамики розничных цен на молоко жирностью 2,5% и 3,2%, распоряжений об установлении цен, решений и других документов, представленных ответчиками, установлено, что за 2008 год и январь – февраль 2009 года  ООО «Торговый Дом Вестер»  изменяло розничные цены 32 раза, ООО «Виктория Балтия» - 26 раз, ООО «Торговая сеть «Копилка»  - 10 раз, из них:

- в связи с изменением закупочных цен ООО «Торговый Дом Вестер»  изменяло розничные цены 8 раз, ООО «Виктория Балтия» - 10 раз, ООО «Торговая сеть «Копилка»  - 7 раз. При этом розничные цены  были подняты соразмерно повышению цены поставщиком, с сохранением действующего уровня торговой наценки на данное наименование товара;

- розничные цены были изменены на основании внутренних документов (протоколов, распоряжений, других документов, в соответствии с принятым на предприятии порядком) ООО «Торговый Дом Вестер» 24 раза, ООО «Виктория

Балтия» - 13 раз, ООО «Торговая сеть «Копилка»  - 3 раза.

Анализ документов, отражающих изменение цен, показал, что розничные цены на молоко жирностью 2,5% и 3,2%, данными хозяйствующими субъектами изменялись не синхронно, даты принятия решений о повышении (снижении) цен, даты фактического изменения цен у предприятий, как правило, не совпадали (различались по времени от нескольких дней до двух месяцев). Решения торговыми сетями о пересмотре розничных цен в анализируемом периоде принимались самостоятельно, с учетом уровня спроса на товар, результатов мониторинга цен конкурентов, других факторов.

 

Таким образом, отсутствуют основания для квалификации действий ООО «Виктория Балтия», ООО «Торговый Дом Вестер» и ООО «Торговая сеть «Копилка» как согласованные действия на товарном рынке молочной продукции, имеющих целью ограничение конкуренции.

Руководствуясь  статьей  23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи  41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № АМЗ-08/2009 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ООО «Виктория Балтия», ООО «Торговый Дом Вестер» и ООО «Торговая сеть «Копилка».

 

Председатель комиссии                                                                          И.П. Соколова

                                                                                                             

Члены комиссии:                                                                                    О.А. Боброва

                                                                                                             

                                                                                                              М.Б. Лысенко

                                                                                                             

                                                                                                              Н.С. Егорова

 

                                                                                                              Д.Н. Хамдамов

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

28 апреля 2009 года                    № АМЗ-08/2009                          г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 14 мая 2009 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии 28 апреля 2009 года.

Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Соколовой И.П. – руководителя Калининградского УФАС России,

Членов Комиссии:

Бобровой О.А. – заместителя руководителя Калининградского УФАС России,

Лысенко М.Б. – заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

Егоровой Н.С. – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

Хамдамова Д.Н. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, размещения заказов  и рекламы Калининградского УФАС России,

рассмотрев дело № АМЗ-08/2009 по признакам нарушения ООО «Виктория Балтия» (236006, г. Калининград, Московский проспект, 183а, ИНН 3905069220), ООО «Торговый Дом Вестер» (236011, г. Калининград, ул. Судостроительная, 75, ИНН 3906052525), ООО «Торговая сеть «Копилка» (236005, г. Калининград, ул. Камская, д.6а строение 9, ИНН 3906090432); пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1. Во исполнение поручения ФАС России от 10.10.2008 г. № ИА/26000 Калининградским УФАС России, начиная с сентября 2008 г., проводится работа по ежемесячному мониторингу розничных цен на молоко пастеризованное (стерилизованное) жирностью 2,5%. В результате анализа данных, представленных предприятиями, осуществляющими розничную реализацию молока и молочной продукции в 2008 году, были выявлены признаки согласованных действий в части повышения цен на молоко – минимальные розничные цены в 2008 году в ООО «Виктория Балтия», ООО «Торговый Дом Вестер», ООО «Торговая сеть «Копилка» на молоко жирностью 2,5% увеличились соответственно на 41%, 31% и 33%. Калининградским УФАС России 12.02.2009 г. издан  приказ № 23 о возбуждении дела № АМЗ-08/2009 по признакам нарушения ООО «Виктория Балтия», ООО «Торговый Дом Вестер», ООО «Торговая сеть «Копилка» пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2. В соответствии с объяснением представителей ООО «Виктория Балтия» в заседаниях Комиссии Калининградского УФАС России, документами, регламентирующими на предприятии порядок установления и изменения розничных цен являются: Ценовая стратегия сети магазинов «Виктория», Расценки (документы, утверждаемые руководителем при изменении розничных цен), новые спецификации поставщика, являющиеся основанием для изменения розничной цены и другие.

При установлении розничных цен на молочную продукцию предприятие в соответствии с действующей Ценовой стратегией учитывает все затраты предприятия по реализации данной продукции и прибавляет норму прибыли, необходимую для воспроизводства и дальнейшего развития предприятия. В среднем размер торговой наценки ООО «Виктория Балтия» на молочную группу в течение 2008 года составлял от 24 до 26% (средняя торговая наценка на молоко жирностью 2,5%, 3,2% в 2008 году составила 17,65%).

Рост розничных цен на 41% в 2008 году был только на один вид молока - молоко «Российское» 1 л, 2,5% жирности производства ООО «АгроНеман». Это связано с окончанием действия Соглашения об установлении предельных цен от производителей и предельных цен на прилавках сетей по социально значимым товарам от 12 октября 2007 года (далее – Соглашение), заключенного между Правительством Калининградской области, хлебозаводами, молокозаводами, ООО «Птицефабрика Гурьевская» и торговыми сетями. Указанное соглашение действовало с 15.10.2007 г. по 14.05.2008 г. С 15.05.2008 г. производитель увеличил цену на данный вид товара, входивший в перечень товаров, на которые Соглашением были установлены предельные закупочные и розничные цены, и, соответственно, ООО «Виктория Балтия» также увеличило розничную цену.

Общество отрицает согласованность с другими торговыми сетями действий по повышению цен на молоко.

3. В заседании комиссии представители ООО «Торговый Дом Вестер» пояснили, что в действиях компании отсутствует состав нарушения антимонопольного законодательства. Значительный рост розничных цен в 2008 году был только на молоко 0,9 л, 2,5% жирности производства ОАО «Молоко» в связи с отменой Соглашения и резким повышением цены поставщиком с 15.05.2008 г. Торговая наценка на данный вид товара оставалась минимальной от 5 до 14%.

Процент наценки в ООО «Торговый Дом Вестер» на молочную группу в 2008 году не менялся. Наценка на социальную группу товаров составляет 15%, а на остальную продукцию молочной группы до 24%, которая только покрывает затраты, позволяющие поддерживать минимальную наценку на социально значимый товар.

Повышение розничных цен, как правило, обусловлено повышением поставщиками цен на отпускаемую ими молочную продукцию. Уровень наценки на товар устанавливается распоряжениями по предприятию. В основе формирования торговых наценок лежит затратный метод. Однако, при установлении наценки на тот или иной товар могут учитываться и результаты постоянно проводимого предприятием мониторинга цен в конкурирующих торговых сетях. В этом случае наценка на отдельные товары устанавливается по отдельному распоряжению.

4. Представители ООО «Торговая сеть «Копилка» дали следующие пояснения.

Документов, регламентирующих на предприятии порядок установления и изменения розничных цен на молочную продукцию, нет. При формировании торговой наценки на реализуемую продукцию учитываются затраты торговой сети (арендная плата, транспортные услуги и т.д.). За последний период времени затраты предприятия, принимаемые во внимание при формировании торговой наценки, существенно не менялись, поэтому наценка остается стабильной, как правило, не превышающей 20%. Алгоритм установления торговой наценки в ООО «Торговая сеть «Копилка» следующий:

Согласно действующим договорам поставки  поставщик за четырнадцать дней в электронном или бумажном виде уведомляет предприятие о предстоящем изменении отпускных цен. Менеджер рассчитывает торговую наценку исходя из плана прибыли предприятия, разработанного экономическим отделом. На товары, входящие в потребительскую корзину, устанавливается минимальная наценка от 5% до 15%, на остальную молочную продукцию – не более 20%. Измененный прайс-лист утверждается начальником отдела ценообразования и цены устанавливаются в розничной сети. В дальнейшем производится мониторинг цен конкурирующих торговых сетей, по результатам которого розничные цены могут быть скорректированы в большую или меньшую сторону.

Розничная цена в 2008 году на 33% была повышена на молоко жирностью 2,5% (0,9 л) производства ОАО «Молоко». Данный рост обусловлен прекращением действия регионального Соглашения и в связи с этим значительным повышением отпускных цен поставщиком молочной продукции.

5. Обстоятельства дела, установленные Комиссией.

ООО «Виктория Балтия», ООО «Торговый Дом Вестер», ООО «Торговая сеть «Копилка» значительно, по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществлявшими розничную торговлю молочной продукцией, в течение 2008 года подняли цены на молоко жирностью 2,5%, а именно:

- ООО «Виктория Балтия» на молоко «Российское» 1 л, 2,5% жирности производства ООО «АгроНеман» на 40% (поставщик ООО «Натуральное молоко»),

- ООО «Торговый Дом Вестер» на молоко 0,9 л, 2,5% жирности производства ОАО «Молоко» на 32,5%,

- ООО «Торговая сеть «Копилка» на молоко 0,9 л, 2,5% жирности  производства ОАО «Молоко» на 36,5%.

Анализ динамики розничных цен по указанным наименованиям товаров показывает, что рост цен, главным образом, обусловлен значительным увеличением отпускных цен поставщиками молочной продукции. Данные товары содержались в перечне социально значимых товаров, на которые в 2007 году Соглашением были установлены предельные закупочные и розничные цены. С отменой действия Соглашения поставщики увеличили отпускные цены на данные товары:

- ОАО «Молоко» при поставке ООО «Торговый Дом Вестер» с 15.05.08 г. на 33,82%, при поставке ООО «Торговая сеть «Копилка» с 11.05.08г. на 39,7%,

- ООО «Натуральное молоко» при поставке ООО «Виктория Балтия» с 15.05.08 г. на 32,43%.

При этом розничные цены были подняты торговыми сетями следующим образом:

- ООО «Торговый Дом Вестер» - с 15.05.08 г. на 32,55%,

- ООО «Торговая сеть «Копилка» с 15.05.08г. на 36,52%,

- ООО «Виктория Балтия» с 15.05.08 г. на 38,15%, с 28.07.08 г. на 1,87% .

Ввиду того, что ООО «Торговый Дом Вестер» и ООО «Торговая сеть «Копилка» данный вид товара включили в перечень социально значимых товаров, на которые торговая наценка не превышает 15%, новая розничная цена установлена ими с учетом торговой наценки, не превышающей указанный уровень. ООО «Виктория Балтия» после окончания действия Соглашения, ограничивающего торговую наценку на данный товар пятнадцатью процентами, вернулось к применяемой им ранее (до Соглашения) торговой наценке в 20%.

В результате анализа динамики розничных цен на молоко жирностью 2,5% и 3,2%, распоряжений об установлении цен, решений и других документов, представленных ответчиками, установлено, что за 2008 год и январь – февраль 2009 года  ООО «Торговый Дом Вестер»  изменяло розничные цены 32 раза, ООО «Виктория Балтия» - 26 раз, ООО «Торговая сеть «Копилка»  - 10 раз, из них:

- в связи с изменением закупочных цен ООО «Торговый Дом Вестер»  изменяло розничные цены 8 раз, ООО «Виктория Балтия» - 10 раз, ООО «Торговая сеть «Копилка»  - 7 раз. При этом розничные цены  были подняты соразмерно повышению цены поставщиком, с сохранением действующего уровня торговой наценки на данное наименование товара;

- розничные цены были изменены на основании внутренних документов (протоколов, распоряжений, других документов, в соответствии с принятым на предприятии порядком) ООО «Торговый Дом Вестер» 24 раза, ООО «Виктория

Балтия» - 13 раз, ООО «Торговая сеть «Копилка»  - 3 раза.

Анализ документов, отражающих изменение цен, показал, что розничные цены на молоко жирностью 2,5% и 3,2%, данными хозяйствующими субъектами изменялись не синхронно, даты принятия решений о повышении (снижении) цен, даты фактического изменения цен у предприятий, как правило, не совпадали (различались по времени от нескольких дней до двух месяцев). Решения торговыми сетями о пересмотре розничных цен в анализируемом периоде принимались самостоятельно, с учетом уровня спроса на товар, результатов мониторинга цен конкурентов, других факторов.

 

Таким образом, отсутствуют основания для квалификации действий ООО «Виктория Балтия», ООО «Торговый Дом Вестер» и ООО «Торговая сеть «Копилка» как согласованные действия на товарном рынке молочной продукции, имеющих целью ограничение конкуренции.

Руководствуясь  статьей  23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи  41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № АМЗ-08/2009 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ООО «Виктория Балтия», ООО «Торговый Дом Вестер» и ООО «Торговая сеть «Копилка».

 

Председатель комиссии                                                                          И.П. Соколова

                                                                                                             

Члены комиссии:                                                                                    О.А. Боброва

                                                                                                             

                                                                                                              М.Б. Лысенко

                                                                                                             

                                                                                                              Н.С. Егорова

 

                                                                                                              Д.Н. Хамдамов

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Прекратить рассмотрение дела № АМЗ-08/2009 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ООО «Виктория Балтия», ООО «Торговый Дом Вестер» и ООО «Торговая сеть «Копилка».

[format] => full_html [safe_value] =>

Прекратить рассмотрение дела № АМЗ-08/2009 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ООО «Виктория Балтия», ООО «Торговый Дом Вестер» и ООО «Торговая сеть «Копилка».

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-04-28 15:24:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-04-28 15:24:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322109661 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )