РЕШЕНИЕ № АМЗ-126/2010 о признании МУП КХ «Водоканал» нарушившим ч. 1 ст. 10 закона О защите конкуренции

Номер дела: № АМЗ-126/2010
Дата публикации: 24 апреля 2011, 03:00
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
 
РЕШЕНИЕ
 

 

22 апреля 2011 года
№ АМЗ-126/2010
г. Калининград

 

 
Решение изготовлено в полном объеме 22 апреля 2011 года.
Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 08 апреля 2011 года.
Комиссия по рассмотрению дела № АМЗ-126/2010 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
 

 

Председатель комиссии:
О.Е. Балуев
заместитель руководителя
Калининградского УФАС России;
 
Члены комиссии:
О.А. Бессонова
начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
 
 
Т.В. Черных
старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
 
 
Н.И. Кемаева
ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
 
 
Я.А. Шамова
старший специалист 1 разряда правового отдела Калининградского УФАС России,
 

 

рассмотрев дело № АМЗ-126/2010 по признакам нарушения МУП КХ «Водоканал» (ул. Комсомольская, 12, г. Калининград, 236022) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
1. В Управление ФАС России по Калининградской области поступило обращение ОАО «Автотехсервис» (далее – Заявитель) от 16.09.2010 № 206 на действия МУП КХ «Водоканал» ГО «Город Калининград» (далее – ответчик, МУП КХ «Водоканал») в части необоснованного, по мнению Заявителя, определения размера платы за оказанные услуги по водоотведению.
В ходе рассмотрения указанной жалобы установлено, что в действиях МУП КХ «Водоканал» содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в отказе указанного хозяйствующего субъекта от опломбирования узла учета израсходованной воды и необоснованном определении размера платы за оказанные услуги водоотведения по пропускной способности устройств и сооружения, присоединенных к системе водоснабжения и водоотведения, при их круглосуточном действии, что ущемляет интересы ОАО «Автотехсервис».
Приказом от 28.12.2010 № 363 Калининградским УФАС России возбуждено дело № АМЗ-126/2010 по признакам нарушения МУП КХ «Водоканал» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
 
2. Представители ОАО «Автотехсервис» по существу рассматриваемого дела заявили следующее.
20 сентября 2002 года между МУП КХ «Водоканал» и ОАО «Автотехсервис» был заключен Договор на отпуск питьевой воды. Прием сточных вод и загрязняющих веществ (далее - Договор). Согласно условиям данного Договора МУП КХ «Водоканал» обязалось оказывать услуги по приему сточных вод в центральный коллектор, а ОАО «Автотехсервис» обязалось своевременно оплачивать эти услуги.
В соответствии с п. 4.3 указанного договора учет количества сточных вод, отводимых в систему канализации Организации ВКХ принимается равным количеству израсходованной воды. ОАО «Автотехсервис» установившиеся долгосрочные договорные отношения никогда не нарушало и принятые на себя обязательства по оплате, согласно указанному договору, выполняло надлежащим образом.
В тоже время, МУП КХ «Водоканал», ссылаясь на п. 77 и п. 57 Правил № 167 от 12.02.1999, договорные обязательства в период с августа 2009 года в одностороннем порядке стало нарушать, определяя количество сбрасываемых сточных вод по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скоростью движения воды в них 1,2 метра в секунду. Однако, данные нормы Правил распространяются на тех абонентов у которых приборы учета неисправны или истек их межповерочный срок, либо отсутствуют средства измерений, что подтверждается п.п. 4.4, 4.5 Договора.
В июле 2010 года наступил межповерочный срок для водомера ВСКМ 90-32 № 965273 ДУ-32, используемый ОАО «Автотехсервис», и общество уведомило МУП КХ «Водоканал» о сроке поверки и просило направить в адрес ОАО «Автотехсервис» контролера для опломбировки указанного водомера. Однако до настоящего времени МУП КХ «Водоканал» уклоняется от опломбировки водомера. Неоднократные попытки ОАО «Автотехсервис» урегулировать с МУП КХ «Водоканал» возникшие недоразумения к их устранению не привели. В связи с изложенным, МУП КХ «Водоканал» увеличивает ОАО «Автотехсервис» дебиторскую задолженность за водоотведение.
Таким образом, ОАО «Автотехсервис» понесло определенные финансовые убытки в связи с необоснованными действиями МУП КХ «Водоканал».
 
3. Представители МУП КХ «Водоканал» по существу рассматриваемого дела пояснили следующее.
Расчеты с абонентами, которые сбрасывают сточные воды в систему коммунальной канализации, при этом не потребляют питьевую воду из городского водопровода, ведутся в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 563 «О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Калининградской области»;
- договором на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ.
Между МУП КХ «Водоканал» и ОАО «Автотехсервис» заключен Договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 20.09.2002 № 5278. Указанным договором предусмотрена оплата услуг МУП КХ «Водоканал» по приему сточных вод. Потребление воды производится ОАО «Автотехсервис» из собственных скважин. Пунктом 1 указанного договора стороны обязуются руководствоваться действующими «Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» (далее Правила), «Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. Калининграда» (далее Порядок), а также разрешительной документацией на водоснабжение и канализацию.
Действующими Правилами определено, что расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды, прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном правительством Российской Федерации.
В случае временного отсутствия у абонента средств измерений сточных вод, сбрасываемых в систему коммунальной канализации, эти объекты допускается принимать равными объемам воды, полученной абонентом и его субабонентами из всех источников водоснабжения (включая горячее водоснабжение), учтенным средствами измерений.
При этом, узел учета потребляемой питьевой воды и сбрасываемых сточных вод это – совокупность приборов и устройств, обеспечивающих учет количества потребляемой (получаемой) питьевой воды и сбрасываемых (принимаемых) сточных вод.
В случае самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления.
При этом самовольное пользование это – пользование системами водоснабжения и канализации при отсутствии договора на отпуск (получение) воды и прием (сброс) сточных вод, а также в случае нарушения условий договора абонентом.
Действующим порядком определено: объем фактически сброшенных абонентами сточных вод определяется принимающей организацией по данным приборов учета сточных вод. При отсутствии у абонентов приборов учета сточных вод, объем фактически сброшенных сточных вод, с разбивкой по отдельным выпускам определяется на основании согласованных принимающей организацией паспортов водного хозяйства абонентов по доле фактически учтенных (в установленном порядке) объемов воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения и пара от теплоснабжающих организаций и др.). Фактические объемы сбрасываемых абонентов поверхностных и дренажных вод учитываются также на основании паспортов водного хозяйства абонентов.
При отсутствии у абонентов приборов учета сточных вод, паспортов водного хозяйства, водохозяйственного балансового расчета, объем фактически сброшенных абонентом сточных вод принимается без разбивки по отдельным выпускам в системы канализации, равным фактически учтенному объему воду из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения и пара от теплоснабжающих организаций и др.). При этом учет объемов использованной воды из других источников водоснабжения, а также поверхностных и дренажных вод производится в порядке, определенном соглашением сторон.
ОАО «Автотехсервис» не исполняет вышеперечисленные пункты Правил и Порядка, а также п.п. 1; 3.2.6; 3.2.5 договора № 5278 от 20.09.2002 и предписания актов технической инспекции МУП КХ «Водоканал» от 15.06.2007, от 03.07.2008 и от 12.05.2009 о необходимости установки расходомера для полного учета сточных вод, поступающих в канализационно-насосную станцию (КНС).
Так, до настоящего времени ОАО «Автотехсервис» не установило прибор учета расхода сточных вод (расходомера) на КНС. Учет воды, получаемой абонентом из собственных скважин, также не ведется. Прибор учета на скважинах не установлен. Сведения о наличии лицензии на добычу подземных вод в целях питьевого водоснабжения из скважин, а также отчет об объемах и использовании скважинной воды не представлены.
В настоящее время для расчетов за услуги водоотведения МУП КХ «Водоканал» объем сточных вод ОАО «Автотехсервис», поступающих в городской коллектор после КНС, определяется по п. 77 Правил, за вычетом объемов сточных вод от жилых домов и котельной, подключенных к системе водоотведения ОАО «Автотехсервис», и состоящих на балансе МУП КХ «Водоканал» Весь период действия договора ОАО «Автехсервис» несвоевременно и не в полном объеме оплачивает услуги, фактически оказываемые по приему сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации г. Калининграда. Долг ОАО «Автотехсервис» по оплате услуг, по договору № 5278 от 20.09.2002 на 29.09.2010 составляет 1 210 670,39 руб.
На письма ОАО «Автотехсервис» в адрес МУП КХ «Водоканал», приложенные к жалобе, даны своевременные и исчерпывающие ответы о том, что для принятия прибора учета сточных вод и его опломбирования, абоненту необходимо в наиболее короткие сроки предъявить расходомер сточных вод. Опломбирование и его принятие в целях коммерческого учета будет проведено в кратчайшие сроки.
МУП КХ «Водоканал», действуя в рамках законодательства, произвел расчет суммы, подлежащей уплате за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации г. Калининграда, применив нормы правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года № 167, договора на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 20 сентября 2002 года № 5278.
МУП КХ «Водоканал» не согласно с доводами ОАО «Автотехсервис».
 
4. В ходе рассмотрения дела комиссией УФАС установлено следующее.
4.1 Согласно акту проверки МУП КХ «Водоканал» от 12 мая 2009 года прибор учета потребленной воды типа «ВСКМ» № 965273 был ОАО «Автотехсервис» поверен 09.08.2006, межповерочный период 4 года. Водомерная вставка опломбирована.
Согласно п. 53 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» в случае обнаружения неисправности средств измерений и необходимости их ремонта, а также по истечении межповерочного срока абонент не позднее чем в 3-дневный срок уведомляет об этом организацию водопроводно-канализационного хозяйства.
В связи с изложенным, ОАО «Автотехсервис» 04.08.2010 и 27.08.2010 направило обращения МУП КХ «Водоканал» об опломбировании водомера марки «ВСКМ» № 965273 диаметр 32 мм. после его поверки в ФГУ Калининградский ЦСМ (Акт приема-сдачи работ № 9677/02 от 04.08.2010 г.)
Указанные обращения зарегистрированы в журнале входящей корреспонденции МУП КХ «Водоканал» 04.08.2010 за № 4021 и 30.08.2010 за № 4486. Согласно счету на оплату № 2042 от 27 августа 2010 года ОАО «Автотехсервис» оплатило МУП КХ «Водоканал» услуги по опломбированию водомеров, что так же подтверждается платежным поручением № 000275 от 27 августа 2010 года.
Однако необходимых действий по опломбированию прибора учета воды МУП КХ «Водоканал» произведено не было.
4.2 Согласно п. 57 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» в случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения.
В соответствии с п. 77 указанных Правил расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за потребление питьевой воды без средств измерений, с неисправными приборами или по истечении их межповерочного срока, с нарушением целости пломб на средствах измерений и при необеспечении абонентом представителю водопроводно-канализационного хозяйства доступа к узлу измерений производятся в соответствии с Правилами, а количество отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод при этом определяется в соответствии с пунктом 57, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 55 этих же Правил.
29.09.2010 МУП КХ «Водоканал» в своих письменных пояснениях Калининградскому УФАС России указал, что на письма ОАО «Автотехсервис» с просьбой опломбировать прибор учета расхода воды даны своевременные и исчерпывающие ответы о том, что для принятия прибора учета сточных вод и его опломбирования, абоненту необходимо, в наиболее короткие сроки предъявить расходомер сточных вод. Опломбирование и принятие его в целях коммерческого учета будет проведено в кратчайшие сроки.
В связи с изложенным МУП КХ «Водоканал» начисляет плату за услуги по водоотведению в соответствии с пунктами 57, 77 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» а именно – по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системе канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду.
4.3 В соответствии с абз. 2 п. 39 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» средства измерений на узле учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу, нарушающего достоверный учет количества полученной питьевой воды или сбрасываемых сточных вод.
Согласно письму Минрегиона Российской Федерации от 14.05.2005 № 2220-АБ/70 «О применении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» защита средств измерения, как правило, обеспечивается за счет пломбирования или опечатывания организацией ВКХ установки приборов. В зависимости от способа монтажа средства измерения могут быть применены и другие методы их защиты, обеспечивающие невозможность вмешательства в работу приборов без повреждения примененных средств защиты.
В связи с изложенным ОАО «Автотехсервис», как указано выше, направило МУП КХ «Водоканал» обращения с просьбой произвести опломбирование водомера.
Согласно п. 41 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» приемка в эксплуатацию узла учета осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства. Средства измерений должны быть поверены и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию. Неопломбированные средства измерений к эксплуатации не допускаются.
Однако МУП КХ «Водоканал» в нарушение указанного п. 41 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации не направил своего представителя для приемки в эксплуатацию узла учета потребления воды и опломбирования его после поверки, мотивируя свой отказ отсутствием у ОАО «Автотехсервис» прибора учета расхода сточных вод (расходомера). В тоже время, как пояснил при рассмотрении дела представитель МУП КХ «Водоканал», нормативно установленной взаимозависимости между приемкой в эксплуатацию и опломбированием после поверки прибора учета расхода воды и наличием у хозяйствующего субъекта прибора учета сточных вод нет. Кроме того, согласно п. 4.3 Договора на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ № 5278 от 20.09.2002 г., заключенному между МУП КХ «Водоканал» и ОАО «Автотехсервис», учет количества сточных вод, отводимых в систему канализации Организации ВКХ принимается равным количеству израсходованной воды и согласно п. 5.1 указанного договора расчеты с Абонентом за отпущенную питьевую воду и принятые сточные воды производятся по тарифам, утвержденным мэром г. Калининграда. По заявлению Ответчика МУП КХ «Водоканал» с августа 2009 г., то есть еще в межповерочный период, объем сточных вод определяло не по приборам учета расхода воды из собственной скважины Ответчика, как предусмотрено в договоре, а по пропускной способности скважины с учетом ее сечения, круглосуточном действии и скорости движения воды 1,2 метра в секунду. Таким образом, указные действий Ответчика привели к увеличению платы за услугу по отведению сточных вод и образованию задолженности Заявителя по состоянию на 29.09.2010 г. в сумме 1 210 670 руб.
Нормативно-правового обоснования не направления своих представителей для приемки в эксплуатацию узла учета и опломбированию водомера марки «ВСКМ» № 965273 диаметр 32 мм после его поверки как в письменных пояснениях, так и на заседании комиссии представители МУП КХ «Водоканал» предоставить не смогли.
4.3 В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно реестру хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по состоянию на 31 декабря 2010 года МУП КХ «Водоканал» имеет долю на рынках водоснабжения и водоотведения г. Калининграда, превышающую 65 %, и занимает на соответствующих рынках доминирующее положение.
Таким образом, действия МУП КХ «Водоканал» по не направлению своих представителей для приемки в эксплуатацию и опломбированию водомера марки «ВСКМ» № 965273 диаметр 32 мм после его поверки, что повлекло доначисление платы за услуги по отведению, и увеличению платы за услугу по отведению сточных вод в межповерочный период квалифицируются комиссией Калининградского УФАС России как ущемление интересов заявителя – ОАО «Автотехсервис».
 
Руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать МУП КХ «Водоканал» нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части ущемления интересов ОАО «Автотехсервис», выразившихся в не направлении своих представителей для приемки в эксплуатацию и опломбированию водомера марки «ВСКМ» № 965273 диаметр 32 мм после его поверки, увеличении платы за услугу по отведению сточных вод в межповерочный период.
2. Выдать МУП КХ «Водоканал» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела в правовой отдел Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении нарушения антимонопольного законодательства, к административной ответственности.
 

 

Председатель комиссии,
заместитель руководителя
Калининградского УФАС России
 
 О.Е. Балуев
 
Члены комиссии:
Начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России
 
Старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России
 
 
 О.А. Бессонова
 
 Т.В. Черных
 
Ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России
 Н.И. Кемаева
 
Старший специалист 1 разряда правового отдела Калининградского УФАС России
 
 Я.А. Шамова

 

 
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
 
 
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 
stdClass Object ( [vid] => 6591 [uid] => 1 [title] => РЕШЕНИЕ № АМЗ-126/2010 о признании МУП КХ «Водоканал» нарушившим ч. 1 ст. 10 закона О защите конкуренции [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6591 [type] => solution [language] => ru [created] => 1303588800 [changed] => 1370518299 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370518299 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
 
РЕШЕНИЕ
 

 

22 апреля 2011 года
№ АМЗ-126/2010
г. Калининград

 

 
Решение изготовлено в полном объеме 22 апреля 2011 года.
Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 08 апреля 2011 года.
Комиссия по рассмотрению дела № АМЗ-126/2010 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
 

 

Председатель комиссии:
О.Е. Балуев
заместитель руководителя
Калининградского УФАС России;
 
Члены комиссии:
О.А. Бессонова
начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
 
 
Т.В. Черных
старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
 
 
Н.И. Кемаева
ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
 
 
Я.А. Шамова
старший специалист 1 разряда правового отдела Калининградского УФАС России,
 

 

рассмотрев дело № АМЗ-126/2010 по признакам нарушения МУП КХ «Водоканал» (ул. Комсомольская, 12, г. Калининград, 236022) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
1. В Управление ФАС России по Калининградской области поступило обращение ОАО «Автотехсервис» (далее – Заявитель) от 16.09.2010 № 206 на действия МУП КХ «Водоканал» ГО «Город Калининград» (далее – ответчик, МУП КХ «Водоканал») в части необоснованного, по мнению Заявителя, определения размера платы за оказанные услуги по водоотведению.
В ходе рассмотрения указанной жалобы установлено, что в действиях МУП КХ «Водоканал» содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в отказе указанного хозяйствующего субъекта от опломбирования узла учета израсходованной воды и необоснованном определении размера платы за оказанные услуги водоотведения по пропускной способности устройств и сооружения, присоединенных к системе водоснабжения и водоотведения, при их круглосуточном действии, что ущемляет интересы ОАО «Автотехсервис».
Приказом от 28.12.2010 № 363 Калининградским УФАС России возбуждено дело № АМЗ-126/2010 по признакам нарушения МУП КХ «Водоканал» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
 
2. Представители ОАО «Автотехсервис» по существу рассматриваемого дела заявили следующее.
20 сентября 2002 года между МУП КХ «Водоканал» и ОАО «Автотехсервис» был заключен Договор на отпуск питьевой воды. Прием сточных вод и загрязняющих веществ (далее - Договор). Согласно условиям данного Договора МУП КХ «Водоканал» обязалось оказывать услуги по приему сточных вод в центральный коллектор, а ОАО «Автотехсервис» обязалось своевременно оплачивать эти услуги.
В соответствии с п. 4.3 указанного договора учет количества сточных вод, отводимых в систему канализации Организации ВКХ принимается равным количеству израсходованной воды. ОАО «Автотехсервис» установившиеся долгосрочные договорные отношения никогда не нарушало и принятые на себя обязательства по оплате, согласно указанному договору, выполняло надлежащим образом.
В тоже время, МУП КХ «Водоканал», ссылаясь на п. 77 и п. 57 Правил № 167 от 12.02.1999, договорные обязательства в период с августа 2009 года в одностороннем порядке стало нарушать, определяя количество сбрасываемых сточных вод по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скоростью движения воды в них 1,2 метра в секунду. Однако, данные нормы Правил распространяются на тех абонентов у которых приборы учета неисправны или истек их межповерочный срок, либо отсутствуют средства измерений, что подтверждается п.п. 4.4, 4.5 Договора.
В июле 2010 года наступил межповерочный срок для водомера ВСКМ 90-32 № 965273 ДУ-32, используемый ОАО «Автотехсервис», и общество уведомило МУП КХ «Водоканал» о сроке поверки и просило направить в адрес ОАО «Автотехсервис» контролера для опломбировки указанного водомера. Однако до настоящего времени МУП КХ «Водоканал» уклоняется от опломбировки водомера. Неоднократные попытки ОАО «Автотехсервис» урегулировать с МУП КХ «Водоканал» возникшие недоразумения к их устранению не привели. В связи с изложенным, МУП КХ «Водоканал» увеличивает ОАО «Автотехсервис» дебиторскую задолженность за водоотведение.
Таким образом, ОАО «Автотехсервис» понесло определенные финансовые убытки в связи с необоснованными действиями МУП КХ «Водоканал».
 
3. Представители МУП КХ «Водоканал» по существу рассматриваемого дела пояснили следующее.
Расчеты с абонентами, которые сбрасывают сточные воды в систему коммунальной канализации, при этом не потребляют питьевую воду из городского водопровода, ведутся в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 563 «О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Калининградской области»;
- договором на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ.
Между МУП КХ «Водоканал» и ОАО «Автотехсервис» заключен Договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 20.09.2002 № 5278. Указанным договором предусмотрена оплата услуг МУП КХ «Водоканал» по приему сточных вод. Потребление воды производится ОАО «Автотехсервис» из собственных скважин. Пунктом 1 указанного договора стороны обязуются руководствоваться действующими «Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» (далее Правила), «Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. Калининграда» (далее Порядок), а также разрешительной документацией на водоснабжение и канализацию.
Действующими Правилами определено, что расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды, прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном правительством Российской Федерации.
В случае временного отсутствия у абонента средств измерений сточных вод, сбрасываемых в систему коммунальной канализации, эти объекты допускается принимать равными объемам воды, полученной абонентом и его субабонентами из всех источников водоснабжения (включая горячее водоснабжение), учтенным средствами измерений.
При этом, узел учета потребляемой питьевой воды и сбрасываемых сточных вод это – совокупность приборов и устройств, обеспечивающих учет количества потребляемой (получаемой) питьевой воды и сбрасываемых (принимаемых) сточных вод.
В случае самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления.
При этом самовольное пользование это – пользование системами водоснабжения и канализации при отсутствии договора на отпуск (получение) воды и прием (сброс) сточных вод, а также в случае нарушения условий договора абонентом.
Действующим порядком определено: объем фактически сброшенных абонентами сточных вод определяется принимающей организацией по данным приборов учета сточных вод. При отсутствии у абонентов приборов учета сточных вод, объем фактически сброшенных сточных вод, с разбивкой по отдельным выпускам определяется на основании согласованных принимающей организацией паспортов водного хозяйства абонентов по доле фактически учтенных (в установленном порядке) объемов воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения и пара от теплоснабжающих организаций и др.). Фактические объемы сбрасываемых абонентов поверхностных и дренажных вод учитываются также на основании паспортов водного хозяйства абонентов.
При отсутствии у абонентов приборов учета сточных вод, паспортов водного хозяйства, водохозяйственного балансового расчета, объем фактически сброшенных абонентом сточных вод принимается без разбивки по отдельным выпускам в системы канализации, равным фактически учтенному объему воду из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения и пара от теплоснабжающих организаций и др.). При этом учет объемов использованной воды из других источников водоснабжения, а также поверхностных и дренажных вод производится в порядке, определенном соглашением сторон.
ОАО «Автотехсервис» не исполняет вышеперечисленные пункты Правил и Порядка, а также п.п. 1; 3.2.6; 3.2.5 договора № 5278 от 20.09.2002 и предписания актов технической инспекции МУП КХ «Водоканал» от 15.06.2007, от 03.07.2008 и от 12.05.2009 о необходимости установки расходомера для полного учета сточных вод, поступающих в канализационно-насосную станцию (КНС).
Так, до настоящего времени ОАО «Автотехсервис» не установило прибор учета расхода сточных вод (расходомера) на КНС. Учет воды, получаемой абонентом из собственных скважин, также не ведется. Прибор учета на скважинах не установлен. Сведения о наличии лицензии на добычу подземных вод в целях питьевого водоснабжения из скважин, а также отчет об объемах и использовании скважинной воды не представлены.
В настоящее время для расчетов за услуги водоотведения МУП КХ «Водоканал» объем сточных вод ОАО «Автотехсервис», поступающих в городской коллектор после КНС, определяется по п. 77 Правил, за вычетом объемов сточных вод от жилых домов и котельной, подключенных к системе водоотведения ОАО «Автотехсервис», и состоящих на балансе МУП КХ «Водоканал» Весь период действия договора ОАО «Автехсервис» несвоевременно и не в полном объеме оплачивает услуги, фактически оказываемые по приему сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации г. Калининграда. Долг ОАО «Автотехсервис» по оплате услуг, по договору № 5278 от 20.09.2002 на 29.09.2010 составляет 1 210 670,39 руб.
На письма ОАО «Автотехсервис» в адрес МУП КХ «Водоканал», приложенные к жалобе, даны своевременные и исчерпывающие ответы о том, что для принятия прибора учета сточных вод и его опломбирования, абоненту необходимо в наиболее короткие сроки предъявить расходомер сточных вод. Опломбирование и его принятие в целях коммерческого учета будет проведено в кратчайшие сроки.
МУП КХ «Водоканал», действуя в рамках законодательства, произвел расчет суммы, подлежащей уплате за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации г. Калининграда, применив нормы правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года № 167, договора на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 20 сентября 2002 года № 5278.
МУП КХ «Водоканал» не согласно с доводами ОАО «Автотехсервис».
 
4. В ходе рассмотрения дела комиссией УФАС установлено следующее.
4.1 Согласно акту проверки МУП КХ «Водоканал» от 12 мая 2009 года прибор учета потребленной воды типа «ВСКМ» № 965273 был ОАО «Автотехсервис» поверен 09.08.2006, межповерочный период 4 года. Водомерная вставка опломбирована.
Согласно п. 53 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» в случае обнаружения неисправности средств измерений и необходимости их ремонта, а также по истечении межповерочного срока абонент не позднее чем в 3-дневный срок уведомляет об этом организацию водопроводно-канализационного хозяйства.
В связи с изложенным, ОАО «Автотехсервис» 04.08.2010 и 27.08.2010 направило обращения МУП КХ «Водоканал» об опломбировании водомера марки «ВСКМ» № 965273 диаметр 32 мм. после его поверки в ФГУ Калининградский ЦСМ (Акт приема-сдачи работ № 9677/02 от 04.08.2010 г.)
Указанные обращения зарегистрированы в журнале входящей корреспонденции МУП КХ «Водоканал» 04.08.2010 за № 4021 и 30.08.2010 за № 4486. Согласно счету на оплату № 2042 от 27 августа 2010 года ОАО «Автотехсервис» оплатило МУП КХ «Водоканал» услуги по опломбированию водомеров, что так же подтверждается платежным поручением № 000275 от 27 августа 2010 года.
Однако необходимых действий по опломбированию прибора учета воды МУП КХ «Водоканал» произведено не было.
4.2 Согласно п. 57 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» в случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения.
В соответствии с п. 77 указанных Правил расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за потребление питьевой воды без средств измерений, с неисправными приборами или по истечении их межповерочного срока, с нарушением целости пломб на средствах измерений и при необеспечении абонентом представителю водопроводно-канализационного хозяйства доступа к узлу измерений производятся в соответствии с Правилами, а количество отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод при этом определяется в соответствии с пунктом 57, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 55 этих же Правил.
29.09.2010 МУП КХ «Водоканал» в своих письменных пояснениях Калининградскому УФАС России указал, что на письма ОАО «Автотехсервис» с просьбой опломбировать прибор учета расхода воды даны своевременные и исчерпывающие ответы о том, что для принятия прибора учета сточных вод и его опломбирования, абоненту необходимо, в наиболее короткие сроки предъявить расходомер сточных вод. Опломбирование и принятие его в целях коммерческого учета будет проведено в кратчайшие сроки.
В связи с изложенным МУП КХ «Водоканал» начисляет плату за услуги по водоотведению в соответствии с пунктами 57, 77 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» а именно – по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системе канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду.
4.3 В соответствии с абз. 2 п. 39 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» средства измерений на узле учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу, нарушающего достоверный учет количества полученной питьевой воды или сбрасываемых сточных вод.
Согласно письму Минрегиона Российской Федерации от 14.05.2005 № 2220-АБ/70 «О применении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» защита средств измерения, как правило, обеспечивается за счет пломбирования или опечатывания организацией ВКХ установки приборов. В зависимости от способа монтажа средства измерения могут быть применены и другие методы их защиты, обеспечивающие невозможность вмешательства в работу приборов без повреждения примененных средств защиты.
В связи с изложенным ОАО «Автотехсервис», как указано выше, направило МУП КХ «Водоканал» обращения с просьбой произвести опломбирование водомера.
Согласно п. 41 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» приемка в эксплуатацию узла учета осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства. Средства измерений должны быть поверены и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию. Неопломбированные средства измерений к эксплуатации не допускаются.
Однако МУП КХ «Водоканал» в нарушение указанного п. 41 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации не направил своего представителя для приемки в эксплуатацию узла учета потребления воды и опломбирования его после поверки, мотивируя свой отказ отсутствием у ОАО «Автотехсервис» прибора учета расхода сточных вод (расходомера). В тоже время, как пояснил при рассмотрении дела представитель МУП КХ «Водоканал», нормативно установленной взаимозависимости между приемкой в эксплуатацию и опломбированием после поверки прибора учета расхода воды и наличием у хозяйствующего субъекта прибора учета сточных вод нет. Кроме того, согласно п. 4.3 Договора на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ № 5278 от 20.09.2002 г., заключенному между МУП КХ «Водоканал» и ОАО «Автотехсервис», учет количества сточных вод, отводимых в систему канализации Организации ВКХ принимается равным количеству израсходованной воды и согласно п. 5.1 указанного договора расчеты с Абонентом за отпущенную питьевую воду и принятые сточные воды производятся по тарифам, утвержденным мэром г. Калининграда. По заявлению Ответчика МУП КХ «Водоканал» с августа 2009 г., то есть еще в межповерочный период, объем сточных вод определяло не по приборам учета расхода воды из собственной скважины Ответчика, как предусмотрено в договоре, а по пропускной способности скважины с учетом ее сечения, круглосуточном действии и скорости движения воды 1,2 метра в секунду. Таким образом, указные действий Ответчика привели к увеличению платы за услугу по отведению сточных вод и образованию задолженности Заявителя по состоянию на 29.09.2010 г. в сумме 1 210 670 руб.
Нормативно-правового обоснования не направления своих представителей для приемки в эксплуатацию узла учета и опломбированию водомера марки «ВСКМ» № 965273 диаметр 32 мм после его поверки как в письменных пояснениях, так и на заседании комиссии представители МУП КХ «Водоканал» предоставить не смогли.
4.3 В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно реестру хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по состоянию на 31 декабря 2010 года МУП КХ «Водоканал» имеет долю на рынках водоснабжения и водоотведения г. Калининграда, превышающую 65 %, и занимает на соответствующих рынках доминирующее положение.
Таким образом, действия МУП КХ «Водоканал» по не направлению своих представителей для приемки в эксплуатацию и опломбированию водомера марки «ВСКМ» № 965273 диаметр 32 мм после его поверки, что повлекло доначисление платы за услуги по отведению, и увеличению платы за услугу по отведению сточных вод в межповерочный период квалифицируются комиссией Калининградского УФАС России как ущемление интересов заявителя – ОАО «Автотехсервис».
 
Руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать МУП КХ «Водоканал» нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части ущемления интересов ОАО «Автотехсервис», выразившихся в не направлении своих представителей для приемки в эксплуатацию и опломбированию водомера марки «ВСКМ» № 965273 диаметр 32 мм после его поверки, увеличении платы за услугу по отведению сточных вод в межповерочный период.
2. Выдать МУП КХ «Водоканал» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела в правовой отдел Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении нарушения антимонопольного законодательства, к административной ответственности.
 

 

Председатель комиссии,
заместитель руководителя
Калининградского УФАС России
 
 О.Е. Балуев
 
Члены комиссии:
Начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России
 
Старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России
 
 
 О.А. Бессонова
 
 Т.В. Черных
 
Ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России
 Н.И. Кемаева
 
Старший специалист 1 разряда правового отдела Калининградского УФАС России
 
 Я.А. Шамова

 

 
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
 
 
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
 
РЕШЕНИЕ
 

 

22 апреля 2011 года
№ АМЗ-126/2010
г. Калининград

 

 
Решение изготовлено в полном объеме 22 апреля 2011 года.
Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 08 апреля 2011 года.
Комиссия по рассмотрению дела № АМЗ-126/2010 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
 

 

Председатель комиссии:
О.Е. Балуев
заместитель руководителя
Калининградского УФАС России;
 
Члены комиссии:
О.А. Бессонова
начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
 
 
Т.В. Черных
старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
 
 
Н.И. Кемаева
ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
 
 
Я.А. Шамова
старший специалист 1 разряда правового отдела Калининградского УФАС России,
 

 

рассмотрев дело № АМЗ-126/2010 по признакам нарушения МУП КХ «Водоканал» (ул. Комсомольская, 12, г. Калининград, 236022) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
1. В Управление ФАС России по Калининградской области поступило обращение ОАО «Автотехсервис» (далее – Заявитель) от 16.09.2010 № 206 на действия МУП КХ «Водоканал» ГО «Город Калининград» (далее – ответчик, МУП КХ «Водоканал») в части необоснованного, по мнению Заявителя, определения размера платы за оказанные услуги по водоотведению.
В ходе рассмотрения указанной жалобы установлено, что в действиях МУП КХ «Водоканал» содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в отказе указанного хозяйствующего субъекта от опломбирования узла учета израсходованной воды и необоснованном определении размера платы за оказанные услуги водоотведения по пропускной способности устройств и сооружения, присоединенных к системе водоснабжения и водоотведения, при их круглосуточном действии, что ущемляет интересы ОАО «Автотехсервис».
Приказом от 28.12.2010 № 363 Калининградским УФАС России возбуждено дело № АМЗ-126/2010 по признакам нарушения МУП КХ «Водоканал» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
 
2. Представители ОАО «Автотехсервис» по существу рассматриваемого дела заявили следующее.
20 сентября 2002 года между МУП КХ «Водоканал» и ОАО «Автотехсервис» был заключен Договор на отпуск питьевой воды. Прием сточных вод и загрязняющих веществ (далее - Договор). Согласно условиям данного Договора МУП КХ «Водоканал» обязалось оказывать услуги по приему сточных вод в центральный коллектор, а ОАО «Автотехсервис» обязалось своевременно оплачивать эти услуги.
В соответствии с п. 4.3 указанного договора учет количества сточных вод, отводимых в систему канализации Организации ВКХ принимается равным количеству израсходованной воды. ОАО «Автотехсервис» установившиеся долгосрочные договорные отношения никогда не нарушало и принятые на себя обязательства по оплате, согласно указанному договору, выполняло надлежащим образом.
В тоже время, МУП КХ «Водоканал», ссылаясь на п. 77 и п. 57 Правил № 167 от 12.02.1999, договорные обязательства в период с августа 2009 года в одностороннем порядке стало нарушать, определяя количество сбрасываемых сточных вод по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скоростью движения воды в них 1,2 метра в секунду. Однако, данные нормы Правил распространяются на тех абонентов у которых приборы учета неисправны или истек их межповерочный срок, либо отсутствуют средства измерений, что подтверждается п.п. 4.4, 4.5 Договора.
В июле 2010 года наступил межповерочный срок для водомера ВСКМ 90-32 № 965273 ДУ-32, используемый ОАО «Автотехсервис», и общество уведомило МУП КХ «Водоканал» о сроке поверки и просило направить в адрес ОАО «Автотехсервис» контролера для опломбировки указанного водомера. Однако до настоящего времени МУП КХ «Водоканал» уклоняется от опломбировки водомера. Неоднократные попытки ОАО «Автотехсервис» урегулировать с МУП КХ «Водоканал» возникшие недоразумения к их устранению не привели. В связи с изложенным, МУП КХ «Водоканал» увеличивает ОАО «Автотехсервис» дебиторскую задолженность за водоотведение.
Таким образом, ОАО «Автотехсервис» понесло определенные финансовые убытки в связи с необоснованными действиями МУП КХ «Водоканал».
 
3. Представители МУП КХ «Водоканал» по существу рассматриваемого дела пояснили следующее.
Расчеты с абонентами, которые сбрасывают сточные воды в систему коммунальной канализации, при этом не потребляют питьевую воду из городского водопровода, ведутся в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 563 «О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Калининградской области»;
- договором на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ.
Между МУП КХ «Водоканал» и ОАО «Автотехсервис» заключен Договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 20.09.2002 № 5278. Указанным договором предусмотрена оплата услуг МУП КХ «Водоканал» по приему сточных вод. Потребление воды производится ОАО «Автотехсервис» из собственных скважин. Пунктом 1 указанного договора стороны обязуются руководствоваться действующими «Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» (далее Правила), «Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. Калининграда» (далее Порядок), а также разрешительной документацией на водоснабжение и канализацию.
Действующими Правилами определено, что расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды, прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном правительством Российской Федерации.
В случае временного отсутствия у абонента средств измерений сточных вод, сбрасываемых в систему коммунальной канализации, эти объекты допускается принимать равными объемам воды, полученной абонентом и его субабонентами из всех источников водоснабжения (включая горячее водоснабжение), учтенным средствами измерений.
При этом, узел учета потребляемой питьевой воды и сбрасываемых сточных вод это – совокупность приборов и устройств, обеспечивающих учет количества потребляемой (получаемой) питьевой воды и сбрасываемых (принимаемых) сточных вод.
В случае самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления.
При этом самовольное пользование это – пользование системами водоснабжения и канализации при отсутствии договора на отпуск (получение) воды и прием (сброс) сточных вод, а также в случае нарушения условий договора абонентом.
Действующим порядком определено: объем фактически сброшенных абонентами сточных вод определяется принимающей организацией по данным приборов учета сточных вод. При отсутствии у абонентов приборов учета сточных вод, объем фактически сброшенных сточных вод, с разбивкой по отдельным выпускам определяется на основании согласованных принимающей организацией паспортов водного хозяйства абонентов по доле фактически учтенных (в установленном порядке) объемов воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения и пара от теплоснабжающих организаций и др.). Фактические объемы сбрасываемых абонентов поверхностных и дренажных вод учитываются также на основании паспортов водного хозяйства абонентов.
При отсутствии у абонентов приборов учета сточных вод, паспортов водного хозяйства, водохозяйственного балансового расчета, объем фактически сброшенных абонентом сточных вод принимается без разбивки по отдельным выпускам в системы канализации, равным фактически учтенному объему воду из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения и пара от теплоснабжающих организаций и др.). При этом учет объемов использованной воды из других источников водоснабжения, а также поверхностных и дренажных вод производится в порядке, определенном соглашением сторон.
ОАО «Автотехсервис» не исполняет вышеперечисленные пункты Правил и Порядка, а также п.п. 1; 3.2.6; 3.2.5 договора № 5278 от 20.09.2002 и предписания актов технической инспекции МУП КХ «Водоканал» от 15.06.2007, от 03.07.2008 и от 12.05.2009 о необходимости установки расходомера для полного учета сточных вод, поступающих в канализационно-насосную станцию (КНС).
Так, до настоящего времени ОАО «Автотехсервис» не установило прибор учета расхода сточных вод (расходомера) на КНС. Учет воды, получаемой абонентом из собственных скважин, также не ведется. Прибор учета на скважинах не установлен. Сведения о наличии лицензии на добычу подземных вод в целях питьевого водоснабжения из скважин, а также отчет об объемах и использовании скважинной воды не представлены.
В настоящее время для расчетов за услуги водоотведения МУП КХ «Водоканал» объем сточных вод ОАО «Автотехсервис», поступающих в городской коллектор после КНС, определяется по п. 77 Правил, за вычетом объемов сточных вод от жилых домов и котельной, подключенных к системе водоотведения ОАО «Автотехсервис», и состоящих на балансе МУП КХ «Водоканал» Весь период действия договора ОАО «Автехсервис» несвоевременно и не в полном объеме оплачивает услуги, фактически оказываемые по приему сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации г. Калининграда. Долг ОАО «Автотехсервис» по оплате услуг, по договору № 5278 от 20.09.2002 на 29.09.2010 составляет 1 210 670,39 руб.
На письма ОАО «Автотехсервис» в адрес МУП КХ «Водоканал», приложенные к жалобе, даны своевременные и исчерпывающие ответы о том, что для принятия прибора учета сточных вод и его опломбирования, абоненту необходимо в наиболее короткие сроки предъявить расходомер сточных вод. Опломбирование и его принятие в целях коммерческого учета будет проведено в кратчайшие сроки.
МУП КХ «Водоканал», действуя в рамках законодательства, произвел расчет суммы, подлежащей уплате за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации г. Калининграда, применив нормы правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года № 167, договора на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 20 сентября 2002 года № 5278.
МУП КХ «Водоканал» не согласно с доводами ОАО «Автотехсервис».
 
4. В ходе рассмотрения дела комиссией УФАС установлено следующее.
4.1 Согласно акту проверки МУП КХ «Водоканал» от 12 мая 2009 года прибор учета потребленной воды типа «ВСКМ» № 965273 был ОАО «Автотехсервис» поверен 09.08.2006, межповерочный период 4 года. Водомерная вставка опломбирована.
Согласно п. 53 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» в случае обнаружения неисправности средств измерений и необходимости их ремонта, а также по истечении межповерочного срока абонент не позднее чем в 3-дневный срок уведомляет об этом организацию водопроводно-канализационного хозяйства.
В связи с изложенным, ОАО «Автотехсервис» 04.08.2010 и 27.08.2010 направило обращения МУП КХ «Водоканал» об опломбировании водомера марки «ВСКМ» № 965273 диаметр 32 мм. после его поверки в ФГУ Калининградский ЦСМ (Акт приема-сдачи работ № 9677/02 от 04.08.2010 г.)
Указанные обращения зарегистрированы в журнале входящей корреспонденции МУП КХ «Водоканал» 04.08.2010 за № 4021 и 30.08.2010 за № 4486. Согласно счету на оплату № 2042 от 27 августа 2010 года ОАО «Автотехсервис» оплатило МУП КХ «Водоканал» услуги по опломбированию водомеров, что так же подтверждается платежным поручением № 000275 от 27 августа 2010 года.
Однако необходимых действий по опломбированию прибора учета воды МУП КХ «Водоканал» произведено не было.
4.2 Согласно п. 57 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» в случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения.
В соответствии с п. 77 указанных Правил расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за потребление питьевой воды без средств измерений, с неисправными приборами или по истечении их межповерочного срока, с нарушением целости пломб на средствах измерений и при необеспечении абонентом представителю водопроводно-канализационного хозяйства доступа к узлу измерений производятся в соответствии с Правилами, а количество отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод при этом определяется в соответствии с пунктом 57, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 55 этих же Правил.
29.09.2010 МУП КХ «Водоканал» в своих письменных пояснениях Калининградскому УФАС России указал, что на письма ОАО «Автотехсервис» с просьбой опломбировать прибор учета расхода воды даны своевременные и исчерпывающие ответы о том, что для принятия прибора учета сточных вод и его опломбирования, абоненту необходимо, в наиболее короткие сроки предъявить расходомер сточных вод. Опломбирование и принятие его в целях коммерческого учета будет проведено в кратчайшие сроки.
В связи с изложенным МУП КХ «Водоканал» начисляет плату за услуги по водоотведению в соответствии с пунктами 57, 77 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» а именно – по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системе канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду.
4.3 В соответствии с абз. 2 п. 39 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» средства измерений на узле учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу, нарушающего достоверный учет количества полученной питьевой воды или сбрасываемых сточных вод.
Согласно письму Минрегиона Российской Федерации от 14.05.2005 № 2220-АБ/70 «О применении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» защита средств измерения, как правило, обеспечивается за счет пломбирования или опечатывания организацией ВКХ установки приборов. В зависимости от способа монтажа средства измерения могут быть применены и другие методы их защиты, обеспечивающие невозможность вмешательства в работу приборов без повреждения примененных средств защиты.
В связи с изложенным ОАО «Автотехсервис», как указано выше, направило МУП КХ «Водоканал» обращения с просьбой произвести опломбирование водомера.
Согласно п. 41 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» приемка в эксплуатацию узла учета осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства. Средства измерений должны быть поверены и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию. Неопломбированные средства измерений к эксплуатации не допускаются.
Однако МУП КХ «Водоканал» в нарушение указанного п. 41 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации не направил своего представителя для приемки в эксплуатацию узла учета потребления воды и опломбирования его после поверки, мотивируя свой отказ отсутствием у ОАО «Автотехсервис» прибора учета расхода сточных вод (расходомера). В тоже время, как пояснил при рассмотрении дела представитель МУП КХ «Водоканал», нормативно установленной взаимозависимости между приемкой в эксплуатацию и опломбированием после поверки прибора учета расхода воды и наличием у хозяйствующего субъекта прибора учета сточных вод нет. Кроме того, согласно п. 4.3 Договора на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ № 5278 от 20.09.2002 г., заключенному между МУП КХ «Водоканал» и ОАО «Автотехсервис», учет количества сточных вод, отводимых в систему канализации Организации ВКХ принимается равным количеству израсходованной воды и согласно п. 5.1 указанного договора расчеты с Абонентом за отпущенную питьевую воду и принятые сточные воды производятся по тарифам, утвержденным мэром г. Калининграда. По заявлению Ответчика МУП КХ «Водоканал» с августа 2009 г., то есть еще в межповерочный период, объем сточных вод определяло не по приборам учета расхода воды из собственной скважины Ответчика, как предусмотрено в договоре, а по пропускной способности скважины с учетом ее сечения, круглосуточном действии и скорости движения воды 1,2 метра в секунду. Таким образом, указные действий Ответчика привели к увеличению платы за услугу по отведению сточных вод и образованию задолженности Заявителя по состоянию на 29.09.2010 г. в сумме 1 210 670 руб.
Нормативно-правового обоснования не направления своих представителей для приемки в эксплуатацию узла учета и опломбированию водомера марки «ВСКМ» № 965273 диаметр 32 мм после его поверки как в письменных пояснениях, так и на заседании комиссии представители МУП КХ «Водоканал» предоставить не смогли.
4.3 В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно реестру хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по состоянию на 31 декабря 2010 года МУП КХ «Водоканал» имеет долю на рынках водоснабжения и водоотведения г. Калининграда, превышающую 65 %, и занимает на соответствующих рынках доминирующее положение.
Таким образом, действия МУП КХ «Водоканал» по не направлению своих представителей для приемки в эксплуатацию и опломбированию водомера марки «ВСКМ» № 965273 диаметр 32 мм после его поверки, что повлекло доначисление платы за услуги по отведению, и увеличению платы за услугу по отведению сточных вод в межповерочный период квалифицируются комиссией Калининградского УФАС России как ущемление интересов заявителя – ОАО «Автотехсервис».
 
Руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать МУП КХ «Водоканал» нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части ущемления интересов ОАО «Автотехсервис», выразившихся в не направлении своих представителей для приемки в эксплуатацию и опломбированию водомера марки «ВСКМ» № 965273 диаметр 32 мм после его поверки, увеличении платы за услугу по отведению сточных вод в межповерочный период.
2. Выдать МУП КХ «Водоканал» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела в правовой отдел Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении нарушения антимонопольного законодательства, к административной ответственности.
 

 

Председатель комиссии,
заместитель руководителя
Калининградского УФАС России
 
 О.Е. Балуев
 
Члены комиссии:
Начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России
 
Старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России
 
 
 О.А. Бессонова
 
 Т.В. Черных
 
Ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России
 Н.И. Кемаева
 
Старший специалист 1 разряда правового отдела Калининградского УФАС России
 
 Я.А. Шамова

 

 
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
 
 
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № АМЗ-126/2010 [format] => [safe_value] => № АМЗ-126/2010 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

В Управление ФАС России по Калининградской области поступило обращение ОАО «Автотехсервис» (далее – Заявитель) от 16.09.2010 № 206 на действия МУП КХ «Водоканал» ГО «Город Калининград» (далее – ответчик, МУП КХ «Водоканал») в части необоснованного, по мнению Заявителя, определения размера платы за оказанные услуги по водоотведению.

[format] => full_html [safe_value] =>

В Управление ФАС России по Калининградской области поступило обращение ОАО «Автотехсервис» (далее – Заявитель) от 16.09.2010 № 206 на действия МУП КХ «Водоканал» ГО «Город Калининград» (далее – ответчик, МУП КХ «Водоканал») в части необоснованного, по мнению Заявителя, определения размера платы за оказанные услуги по водоотведению.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-04-24 00:00:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-04-24 00:00:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322109661 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )