РЕШЕНИЕ № АМЗ - 30/2012 о прекращении дела о нарушении ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» антимонопольного законодательства

Номер дела: № АМЗ - 30/2012
Дата публикации: 10 сентября 2012, 11:32

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

07 сентября 2012 года

№ АМЗ - 30/2012

г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 07 сентября 2012 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии 27 августа 2012 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

 

председателя Комиссии:

 

 

О.Е. Балуева

 

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

 

 

И.А. Бирюк

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

 

Л.Н. Зуевой

старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России

с участием:

 

 

 

представителя муниципального образования «Янтарный городской округ» - заявителя;

 

 

 

 

 

представителей ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» - ответчика;

 

 

 

 

 

представителя ООО «СпецГазАтоматика», ООО «Коммунальные сети» - лица, располагающего сведениями по делу № АМЗ-30/2012;

 

 

 

 

 

представителя ООО «Центр жилищных услуг» - лица, располагающего сведениями по делу № АМЗ-30/2012

 

 

 

рассмотрев дело № АМЗ-30/2012 по признакам нарушения ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» (почтовый адрес 236000, г. Калининград, ул. Генделя, 5, юридический адрес 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 20-22, литер А) дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

1. В Калининградский УФАС России поступили заявления депутата Калининградской областной Думы, руководителя РОП ПП В.В. Путина А.С. Войтовой вх. № 1737 от 23.03.2012 и главы муниципального образования «Янтарный городской округ» В.Ф. Сердюкова вх. № 1915 от 30.03.2012 в связи с проблемами теплоснабжения и горячего водоснабжения в муниципальном образовании «Янтарный городской округ».

В результате анализа материалов по делу № АМЗ-30/2012 было установлено следующее.

ООО «Коммунальные сети» (238580, Калининградская обл., пос. Янтарный, ул. Дачная, 4) приобретает тепловую энергию у ООО «СпецГазАвтоматика» (236028, г. Калининград, пос. Шоссейное, ул. Гаражная, 2), после чего обеспечивает этой энергией конечных потребителей (жителей муниципального образования «Янтарный городской округ», бюджетные организации и Калининградский янтарный комбинат), у которых накопилась задолженность перед ООО «Коммунальные сети» за отпущенную энергию общей суммой более 27 млн. руб.

ООО «СпецГазАвтоматика» вырабатывает тепловую энергию за счет газа, приобретаемого у ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург». Вышеуказанная задолженность конечных потребителей перед ООО «Коммунальные сети» повлекла за собой задолженность ООО «Коммунальные сети» перед ООО «СпецГазАвтоматика» и задолженность ООО «СпецГазАвтоматика» перед ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург». Изложенное послужило причиной сокращения подачи тепловой энергии конечным потребителям поселка Янтарный.

На основании ч. 8 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением был издан приказ от 22.05.2012 № 105 о возбуждении дела № АМЗ-30/2012 по признакам нарушения ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» п. 4 ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона и создана Комиссия по его рассмотрению.

2. Существо дела в изложении заявителей

Теплоснабжающая организация ООО «СпецГазАвтоматика», начиная с 19.03.2012, снизило параметры тепловой энергии, отпускаемой потребителям поселка Янтарный. Часть потребителей (жителей многоквартирных домов) обслуживаются управляющей компанией ООО «Управляющая компания «Центр жилищных услуг» (238580, Калининградская обл., пос. Янтарный, ул. Железнодорожная, 15). Данная управляющая компания не реагирует на жалобы жильцов на качество тепловой энергии и не предъявляет никаких претензий к ООО «Коммунальные сети», приобретающего эту энергию у ООО «СпецГазАвтоматика». В результате действий перечисленных аффилированных компаний страдают интересы населения.

30.04.2009 между администрацией муниципального образования «Янтарный городской округ» (концедент) и ООО «СпецГазАвтоматика» (концессионер) в соответствии с решением Окружного совета депутатов данного муниципального образования от 05.03.2009 № 15 было заключено концессионное соглашение, согласно которому концессионер обязан создавать и поддерживать на необходимом уровне неснижаемые запасы топлива (природного газа) и аварийные запасы материально-технических ресурсов на центральной котельной. Природный газ концессионер получает у ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» согласно договору от 20.10.2010 № 39-О-0280.

Основной причиной снижения температурных параметров тепловой энергии является задолженность ООО «СпецГазАвтоматика» перед ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» в сумме 7 873,088 тыс. руб. за природный газ, отпущенный для центральной котельной поселка Янтарного.

28.03.2012 администрацией муниципального образования «Янтарный городской округ» было получено уведомление ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» (исх. № 04-05/1990 от 28.03.2012) о вынужденном прекращении с 04.04.2012 подачи газа ООО «СпецГазАвтоматика» из-за неоплаченной задолженности за природный газ. Следствием этого является невозможность выработки тепла на центральной котельной и прекращение обеспечения тепловой энергией населения и социально значимых бюджетных учреждений муниципального образования «Янтарный городской округ».

В целях погашения образовавшейся задолженности за тепловую энергию администрацией муниципального образования «Янтарный городской округ» в течение третьей декады марта 2012 года перечислены в адрес ООО «СпецГазАвтоматика» и ООО «Коммунальные сети» денежные средства сумме 4830,7 тыс. руб. Среди должников также есть янтарный комбинат.

ООО «СпецГазАвтоматика» в отсутствие газа не имело возможности выполнить свои договорные обязательства по производству и поставке тепловой энергии. Было фактическое сокращение поставок газа согласно положениям договора на его поставку, заключенному между ООО «СпецГазАвтоматика» и ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург».

Экономическая возможность поставлять тепло в необходимых объемах у ООО «СпецГазАвтоматика» была.

3. Существо дела в изложении лиц, располагающих сведениями по делу № АМЗ-30/2012

ООО «Коммунальные сети», ООО «СпецГазАвтоматика» и ООО «Управляющая компания «Центр жилищных услуг» не являются аффилированными лицами. По состоянию на 27.04.2012 задолженность ООО «Коммунальные сети» перед ООО «СпецГазАвтоматика» за отпущенную тепловую энергию составила более 27 млн. руб. и образовалась из-за задолженности перед ООО «Коммунальные сети» таких потребителей этой энергии, как бюджетные организации муниципального образования «Янтарной городской округ», ОАО «РЭУ Калининградский», подведомственный Министерству обороны РФ, и население поселка Янтарный. 26.04.2012 ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» полностью прекратило поставки газа ООО «СпецГазАвтоматика».

Имеющееся у ООО «СпецГазАвтоматика» резервное топливо (дизельное топливо) согласно действующему законодательству в данной ситуации не может быть использовано. Кроме того, его использование привело бы к многократному увеличению себестоимости производимой тепловой энергии, значительно превышающей предельную величину тарифа, установленного Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области. При этом имеющаяся задолженность за поставленное тепло – это три месяца работы, а резерв топлива – только десять дней работы. При этом поставщики дизельного топлива гарантируют поставку только 20 тонн, что совершенно недостаточно.

Экономической возможности расплачиваться с ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» за поставляемый газ в условиях сложившейся по вине третьих лиц задолженности у ООО «СпецГазАвтоматика» нет.

Отключить от поставок тепла недобросовестных потребителей - жителей многоквартирных домов при одновременной подаче тепловой энергии добросовестным потребителям - жителям таких домов технологически невозможно, так как данная система теплоснабжения и горячего водоснабжения является открытой.

Постановлением Правительства РФ от 29.05.2002 № 364 «Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства» запрещено отключение или ограничение подачи тепловой энергии таким потребителям, к которым относится ОАО «РЭУ Калининградский». Отключение от теплоснабжения больниц, школ и детских садов может привести к опасности для жизни людей.

ООО «СпецГазАвтоматика» и ООО «Коммунальные сети» активно работают с неплательщиками, используя все незапрещенные законодательством способы. При этом администрация муниципального образования «Янтарный городской округ» не предпринимает никаких усилий в этой области, и задолженность бюджетных организаций до сих пор не погашена.

Арбитражным судом Калининградской области вынесены решения, вступившие в законную силу, о взыскании задолженности с ООО «Управляющая компания «Центр жилищных услуг» за поставленную ООО «Коммунальные сети» тепловую энергию. Вследствие задолженности жителей поселка Янтарный ООО «Управляющая компания «Центр жилищных услуг» не в состоянии исполнить эти судебные решения, в результате чего Арбитражным судом Калининградской области возбуждена процедура банкротства в отношении данной управляющей компании.

4. Существо дела в изложении ответчика

Между ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» (поставщик) и ООО «СпецГазАвтоматика» (покупатель) заключен договор поставки газа, согласно которому поставщик обязуется поставлять, а покупатель – получать и оплачивать поставляемый газ. Поставщик аккуратно исполняет свои обязанности, а покупатель – постоянно нарушает условия договора, не оплачивая поставленный газ. «Порядком прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1 (далее – Порядок), установлена последовательность действий газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи газа при неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов.

Согласно пункту 6 Порядка «в случае, когда к сетям, принадлежащим организации – потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно–энергетические ресурсы, организация – потребитель обязана по соглашению с энергетической или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах». Таким образом, именно ООО «СпецГазАвтоматика», являющееся организацией - потребителем, обязано по соглашению с поставщиком обеспечить добросовестным абонентам тепловую энергию в необходимых для них объемах.

Ограничение подачи газа в рассматриваемый период было произведено ООО «СпецГазАвтоматика» самостоятельно. В марте 2012 года фактически было поставлено 85,8 % газа от договорных объемов. В течение апреля 2012 года, невзирая на предупреждение об ограничении, отбор газа производился согласно ранее запланированным договорным объемам. Санкции за сверхлимитное потребление газа за этот период поставщиком в отношении покупателя не применялись.

ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» взыскивает в судебном порядке у ООО «СпецГазАвтоматика» образовавшуюся задолженность за поставленный газ.

Подача тепла ООО «СпецГазАвтоматика» потребителям поселка Янтарный была прекращена только после издания главой муниципального образования «Янтарный городской округ» постановления от 20.04.2012 № 304 «Об окончании отопительного сезона 2011-2012 годов и подготовке жилищного фонда, объектов коммунального комплекса к эксплуатации в зимний период 2012-2013 годов». Пунктом 1 этого постановления рекомендовано теплоснабжающей организации ООО «СпецГазАвтоматика» завершить отопительный сезон 2011-2012 годов в 8.00 часов с 26 апреля 2012 года и прекратить подачу тепловой энергии и горячей воды на предприятия, учреждения, жилищный фонд муниципального образования «Янтарный городской округ».

Таким образом, подача тепловой энергии потребителям поселка Янтарный была произведена ООО «СпецГазАвтоматика» только после окончания отопительного сезона во исполнение постановления главы муниципального образования «Янтарный городской округ» (т.е. одного из заявителей) от 20.04.2012 № 304.

5. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

Согласно статьям 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург», осуществляющий транспортировку газа по трубопроводам, является субъектам естественной монополии. Согласно пункту 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно пункту 6 «Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов» (утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1, далее – Порядок) «в случае, когда к сетям, принадлежащим организации – потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно–энергетические ресурсы, организация – потребитель обязана по соглашению с энергетической или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах».

Ответчик не оспаривал отсутствие соглашения между ним и ООО «СпецГазАвтоматика», обеспечивающего подачу газа и, как следствие, тепловой энергии добросовестным потребителям. При этом согласно акту поданного-принятого газа по договору поставки газа № 39-О-0280 от 20.10.2010, подписанного ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» и ООО «СпецГазАвтоматика» 31.03.2012, фактически в марте 2012 года было поставлено 85,8 % предусмотрено договором газа. В апреле 2012 года ограничения поставок газа не было. Сторонами не были представлены доказательства, что фактически поставленного газа было недостаточно для обеспечения потребностей потребителей, не имеющих задолженности за полученную тепловую энергию.

Вышеуказанный Порядок определяет последовательность действий энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии и газа) при неоднократном нарушении организацией – потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно энергетических ресурсов (неоплата за два периода платежа, установленных договором). Порядок является льготным и распространяется на организации – потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения и объекты жилищно-коммунального хозяйства. Ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов производится организацией – потребителем самостоятельно путем сокращения использования этих ресурсов либо энергоснабжающей или газоснабжающей организацией путем принудительного ограничения подачи указанных ресурсов.

Как следует из письма ООО «СпецГазАвтоматика» Управлению ФАС России по Калининградской области (вх. № 2885 от 28.04.2012), прекращение подачи газа произошло 26.04.2012. Сторонами не оспаривалось, что, в соответствии с Порядком, ограничение подачи газа производилось теплоснабжающей организацией ООО «СпецГазАвтоматика» самостоятельно. При этом сторонами не были представлены доказательства, что прекращение подачи газа 26.04.2012 произошло путем принудительного ограничения подачи газа газоснабжающей организацией ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург».

Подача тепловой энергии потребителям муниципального образования «Янтарный городской округ» была произведена ООО «СпецГазАвтоматика» во исполнение пункта 1 постановления от 20.04.2012 № 304 главы муниципального образования «Янтарный городской округ» В.Ф. Сердюкова (заявителя) только после окончания отопительного сезона и объективно не могла привести к опасности для жизни людей.

Заявители не привели доказательств того, что: теплоснабжающая организация ООО «СпецГазАвтоматика» при наличии общей задолженности перед нею более 27 млн. руб. имела возможность рентабельного производства тепловой энергии; что газоснабжающая организация ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» в этих условиях могла осуществлять рентабельные поставки газа указанной теплоснабжающей организации; что снижение температуры теплоносителя в открытой системе теплоснабжения поселка Янтарный не было экономически обоснованным при том, что ООО «СпецГазАвтоматика» не имеет технической возможности подавать тепловую энергию только тем потребителям, которые не имеют задолженности, не подавая ее при этом должникам.

При этом имеющиеся в деле материалы свидетельствуют о том, что заявителем - администрацией муниципального образования «Янтарный городской округ» не были предприняты меры по устранению задолженности бюджетных организаций данного муниципального образования за полученную тепловую энергию и, как следствие, задолженности ООО «СпецГазАвтоматика» перед ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» за поставленный газ. Указанное бездействие привело, наряду с другими причинами, к экономически обоснованному сокращению производства тепловой энергии.

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Прекратить дело АМЗ-30/2012 о нарушении ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Председатель комиссии

 

 

 

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

 

 

 

И.А. Бирюк

 

 

 

 

 

 

 

Л.Н. Зуева

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 7529 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № АМЗ - 30/2012 о прекращении дела о нарушении ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» антимонопольного законодательства [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7529 [type] => solution [language] => ru [created] => 1347611870 [changed] => 1370518299 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370518299 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

07 сентября 2012 года

№ АМЗ - 30/2012

г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 07 сентября 2012 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии 27 августа 2012 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

 

председателя Комиссии:

 

 

О.Е. Балуева

 

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

 

 

И.А. Бирюк

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

 

Л.Н. Зуевой

старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России

с участием:

 

 

 

представителя муниципального образования «Янтарный городской округ» - заявителя;

 

 

 

 

 

представителей ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» - ответчика;

 

 

 

 

 

представителя ООО «СпецГазАтоматика», ООО «Коммунальные сети» - лица, располагающего сведениями по делу № АМЗ-30/2012;

 

 

 

 

 

представителя ООО «Центр жилищных услуг» - лица, располагающего сведениями по делу № АМЗ-30/2012

 

 

 

рассмотрев дело № АМЗ-30/2012 по признакам нарушения ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» (почтовый адрес 236000, г. Калининград, ул. Генделя, 5, юридический адрес 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 20-22, литер А) дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

1. В Калининградский УФАС России поступили заявления депутата Калининградской областной Думы, руководителя РОП ПП В.В. Путина А.С. Войтовой вх. № 1737 от 23.03.2012 и главы муниципального образования «Янтарный городской округ» В.Ф. Сердюкова вх. № 1915 от 30.03.2012 в связи с проблемами теплоснабжения и горячего водоснабжения в муниципальном образовании «Янтарный городской округ».

В результате анализа материалов по делу № АМЗ-30/2012 было установлено следующее.

ООО «Коммунальные сети» (238580, Калининградская обл., пос. Янтарный, ул. Дачная, 4) приобретает тепловую энергию у ООО «СпецГазАвтоматика» (236028, г. Калининград, пос. Шоссейное, ул. Гаражная, 2), после чего обеспечивает этой энергией конечных потребителей (жителей муниципального образования «Янтарный городской округ», бюджетные организации и Калининградский янтарный комбинат), у которых накопилась задолженность перед ООО «Коммунальные сети» за отпущенную энергию общей суммой более 27 млн. руб.

ООО «СпецГазАвтоматика» вырабатывает тепловую энергию за счет газа, приобретаемого у ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург». Вышеуказанная задолженность конечных потребителей перед ООО «Коммунальные сети» повлекла за собой задолженность ООО «Коммунальные сети» перед ООО «СпецГазАвтоматика» и задолженность ООО «СпецГазАвтоматика» перед ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург». Изложенное послужило причиной сокращения подачи тепловой энергии конечным потребителям поселка Янтарный.

На основании ч. 8 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением был издан приказ от 22.05.2012 № 105 о возбуждении дела № АМЗ-30/2012 по признакам нарушения ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» п. 4 ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона и создана Комиссия по его рассмотрению.

2. Существо дела в изложении заявителей

Теплоснабжающая организация ООО «СпецГазАвтоматика», начиная с 19.03.2012, снизило параметры тепловой энергии, отпускаемой потребителям поселка Янтарный. Часть потребителей (жителей многоквартирных домов) обслуживаются управляющей компанией ООО «Управляющая компания «Центр жилищных услуг» (238580, Калининградская обл., пос. Янтарный, ул. Железнодорожная, 15). Данная управляющая компания не реагирует на жалобы жильцов на качество тепловой энергии и не предъявляет никаких претензий к ООО «Коммунальные сети», приобретающего эту энергию у ООО «СпецГазАвтоматика». В результате действий перечисленных аффилированных компаний страдают интересы населения.

30.04.2009 между администрацией муниципального образования «Янтарный городской округ» (концедент) и ООО «СпецГазАвтоматика» (концессионер) в соответствии с решением Окружного совета депутатов данного муниципального образования от 05.03.2009 № 15 было заключено концессионное соглашение, согласно которому концессионер обязан создавать и поддерживать на необходимом уровне неснижаемые запасы топлива (природного газа) и аварийные запасы материально-технических ресурсов на центральной котельной. Природный газ концессионер получает у ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» согласно договору от 20.10.2010 № 39-О-0280.

Основной причиной снижения температурных параметров тепловой энергии является задолженность ООО «СпецГазАвтоматика» перед ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» в сумме 7 873,088 тыс. руб. за природный газ, отпущенный для центральной котельной поселка Янтарного.

28.03.2012 администрацией муниципального образования «Янтарный городской округ» было получено уведомление ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» (исх. № 04-05/1990 от 28.03.2012) о вынужденном прекращении с 04.04.2012 подачи газа ООО «СпецГазАвтоматика» из-за неоплаченной задолженности за природный газ. Следствием этого является невозможность выработки тепла на центральной котельной и прекращение обеспечения тепловой энергией населения и социально значимых бюджетных учреждений муниципального образования «Янтарный городской округ».

В целях погашения образовавшейся задолженности за тепловую энергию администрацией муниципального образования «Янтарный городской округ» в течение третьей декады марта 2012 года перечислены в адрес ООО «СпецГазАвтоматика» и ООО «Коммунальные сети» денежные средства сумме 4830,7 тыс. руб. Среди должников также есть янтарный комбинат.

ООО «СпецГазАвтоматика» в отсутствие газа не имело возможности выполнить свои договорные обязательства по производству и поставке тепловой энергии. Было фактическое сокращение поставок газа согласно положениям договора на его поставку, заключенному между ООО «СпецГазАвтоматика» и ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург».

Экономическая возможность поставлять тепло в необходимых объемах у ООО «СпецГазАвтоматика» была.

3. Существо дела в изложении лиц, располагающих сведениями по делу № АМЗ-30/2012

ООО «Коммунальные сети», ООО «СпецГазАвтоматика» и ООО «Управляющая компания «Центр жилищных услуг» не являются аффилированными лицами. По состоянию на 27.04.2012 задолженность ООО «Коммунальные сети» перед ООО «СпецГазАвтоматика» за отпущенную тепловую энергию составила более 27 млн. руб. и образовалась из-за задолженности перед ООО «Коммунальные сети» таких потребителей этой энергии, как бюджетные организации муниципального образования «Янтарной городской округ», ОАО «РЭУ Калининградский», подведомственный Министерству обороны РФ, и население поселка Янтарный. 26.04.2012 ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» полностью прекратило поставки газа ООО «СпецГазАвтоматика».

Имеющееся у ООО «СпецГазАвтоматика» резервное топливо (дизельное топливо) согласно действующему законодательству в данной ситуации не может быть использовано. Кроме того, его использование привело бы к многократному увеличению себестоимости производимой тепловой энергии, значительно превышающей предельную величину тарифа, установленного Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области. При этом имеющаяся задолженность за поставленное тепло – это три месяца работы, а резерв топлива – только десять дней работы. При этом поставщики дизельного топлива гарантируют поставку только 20 тонн, что совершенно недостаточно.

Экономической возможности расплачиваться с ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» за поставляемый газ в условиях сложившейся по вине третьих лиц задолженности у ООО «СпецГазАвтоматика» нет.

Отключить от поставок тепла недобросовестных потребителей - жителей многоквартирных домов при одновременной подаче тепловой энергии добросовестным потребителям - жителям таких домов технологически невозможно, так как данная система теплоснабжения и горячего водоснабжения является открытой.

Постановлением Правительства РФ от 29.05.2002 № 364 «Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства» запрещено отключение или ограничение подачи тепловой энергии таким потребителям, к которым относится ОАО «РЭУ Калининградский». Отключение от теплоснабжения больниц, школ и детских садов может привести к опасности для жизни людей.

ООО «СпецГазАвтоматика» и ООО «Коммунальные сети» активно работают с неплательщиками, используя все незапрещенные законодательством способы. При этом администрация муниципального образования «Янтарный городской округ» не предпринимает никаких усилий в этой области, и задолженность бюджетных организаций до сих пор не погашена.

Арбитражным судом Калининградской области вынесены решения, вступившие в законную силу, о взыскании задолженности с ООО «Управляющая компания «Центр жилищных услуг» за поставленную ООО «Коммунальные сети» тепловую энергию. Вследствие задолженности жителей поселка Янтарный ООО «Управляющая компания «Центр жилищных услуг» не в состоянии исполнить эти судебные решения, в результате чего Арбитражным судом Калининградской области возбуждена процедура банкротства в отношении данной управляющей компании.

4. Существо дела в изложении ответчика

Между ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» (поставщик) и ООО «СпецГазАвтоматика» (покупатель) заключен договор поставки газа, согласно которому поставщик обязуется поставлять, а покупатель – получать и оплачивать поставляемый газ. Поставщик аккуратно исполняет свои обязанности, а покупатель – постоянно нарушает условия договора, не оплачивая поставленный газ. «Порядком прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1 (далее – Порядок), установлена последовательность действий газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи газа при неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов.

Согласно пункту 6 Порядка «в случае, когда к сетям, принадлежащим организации – потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно–энергетические ресурсы, организация – потребитель обязана по соглашению с энергетической или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах». Таким образом, именно ООО «СпецГазАвтоматика», являющееся организацией - потребителем, обязано по соглашению с поставщиком обеспечить добросовестным абонентам тепловую энергию в необходимых для них объемах.

Ограничение подачи газа в рассматриваемый период было произведено ООО «СпецГазАвтоматика» самостоятельно. В марте 2012 года фактически было поставлено 85,8 % газа от договорных объемов. В течение апреля 2012 года, невзирая на предупреждение об ограничении, отбор газа производился согласно ранее запланированным договорным объемам. Санкции за сверхлимитное потребление газа за этот период поставщиком в отношении покупателя не применялись.

ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» взыскивает в судебном порядке у ООО «СпецГазАвтоматика» образовавшуюся задолженность за поставленный газ.

Подача тепла ООО «СпецГазАвтоматика» потребителям поселка Янтарный была прекращена только после издания главой муниципального образования «Янтарный городской округ» постановления от 20.04.2012 № 304 «Об окончании отопительного сезона 2011-2012 годов и подготовке жилищного фонда, объектов коммунального комплекса к эксплуатации в зимний период 2012-2013 годов». Пунктом 1 этого постановления рекомендовано теплоснабжающей организации ООО «СпецГазАвтоматика» завершить отопительный сезон 2011-2012 годов в 8.00 часов с 26 апреля 2012 года и прекратить подачу тепловой энергии и горячей воды на предприятия, учреждения, жилищный фонд муниципального образования «Янтарный городской округ».

Таким образом, подача тепловой энергии потребителям поселка Янтарный была произведена ООО «СпецГазАвтоматика» только после окончания отопительного сезона во исполнение постановления главы муниципального образования «Янтарный городской округ» (т.е. одного из заявителей) от 20.04.2012 № 304.

5. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

Согласно статьям 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург», осуществляющий транспортировку газа по трубопроводам, является субъектам естественной монополии. Согласно пункту 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно пункту 6 «Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов» (утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1, далее – Порядок) «в случае, когда к сетям, принадлежащим организации – потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно–энергетические ресурсы, организация – потребитель обязана по соглашению с энергетической или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах».

Ответчик не оспаривал отсутствие соглашения между ним и ООО «СпецГазАвтоматика», обеспечивающего подачу газа и, как следствие, тепловой энергии добросовестным потребителям. При этом согласно акту поданного-принятого газа по договору поставки газа № 39-О-0280 от 20.10.2010, подписанного ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» и ООО «СпецГазАвтоматика» 31.03.2012, фактически в марте 2012 года было поставлено 85,8 % предусмотрено договором газа. В апреле 2012 года ограничения поставок газа не было. Сторонами не были представлены доказательства, что фактически поставленного газа было недостаточно для обеспечения потребностей потребителей, не имеющих задолженности за полученную тепловую энергию.

Вышеуказанный Порядок определяет последовательность действий энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии и газа) при неоднократном нарушении организацией – потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно энергетических ресурсов (неоплата за два периода платежа, установленных договором). Порядок является льготным и распространяется на организации – потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения и объекты жилищно-коммунального хозяйства. Ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов производится организацией – потребителем самостоятельно путем сокращения использования этих ресурсов либо энергоснабжающей или газоснабжающей организацией путем принудительного ограничения подачи указанных ресурсов.

Как следует из письма ООО «СпецГазАвтоматика» Управлению ФАС России по Калининградской области (вх. № 2885 от 28.04.2012), прекращение подачи газа произошло 26.04.2012. Сторонами не оспаривалось, что, в соответствии с Порядком, ограничение подачи газа производилось теплоснабжающей организацией ООО «СпецГазАвтоматика» самостоятельно. При этом сторонами не были представлены доказательства, что прекращение подачи газа 26.04.2012 произошло путем принудительного ограничения подачи газа газоснабжающей организацией ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург».

Подача тепловой энергии потребителям муниципального образования «Янтарный городской округ» была произведена ООО «СпецГазАвтоматика» во исполнение пункта 1 постановления от 20.04.2012 № 304 главы муниципального образования «Янтарный городской округ» В.Ф. Сердюкова (заявителя) только после окончания отопительного сезона и объективно не могла привести к опасности для жизни людей.

Заявители не привели доказательств того, что: теплоснабжающая организация ООО «СпецГазАвтоматика» при наличии общей задолженности перед нею более 27 млн. руб. имела возможность рентабельного производства тепловой энергии; что газоснабжающая организация ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» в этих условиях могла осуществлять рентабельные поставки газа указанной теплоснабжающей организации; что снижение температуры теплоносителя в открытой системе теплоснабжения поселка Янтарный не было экономически обоснованным при том, что ООО «СпецГазАвтоматика» не имеет технической возможности подавать тепловую энергию только тем потребителям, которые не имеют задолженности, не подавая ее при этом должникам.

При этом имеющиеся в деле материалы свидетельствуют о том, что заявителем - администрацией муниципального образования «Янтарный городской округ» не были предприняты меры по устранению задолженности бюджетных организаций данного муниципального образования за полученную тепловую энергию и, как следствие, задолженности ООО «СпецГазАвтоматика» перед ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» за поставленный газ. Указанное бездействие привело, наряду с другими причинами, к экономически обоснованному сокращению производства тепловой энергии.

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Прекратить дело АМЗ-30/2012 о нарушении ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Председатель комиссии

 

 

 

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

 

 

 

И.А. Бирюк

 

 

 

 

 

 

 

Л.Н. Зуева

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

07 сентября 2012 года

№ АМЗ - 30/2012

г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 07 сентября 2012 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии 27 августа 2012 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

 

председателя Комиссии:

 

 

О.Е. Балуева

 

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

 

 

И.А. Бирюк

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

 

Л.Н. Зуевой

старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России

с участием:

 

 

 

представителя муниципального образования «Янтарный городской округ» - заявителя;

 

 

 

 

 

представителей ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» - ответчика;

 

 

 

 

 

представителя ООО «СпецГазАтоматика», ООО «Коммунальные сети» - лица, располагающего сведениями по делу № АМЗ-30/2012;

 

 

 

 

 

представителя ООО «Центр жилищных услуг» - лица, располагающего сведениями по делу № АМЗ-30/2012

 

 

 

рассмотрев дело № АМЗ-30/2012 по признакам нарушения ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» (почтовый адрес 236000, г. Калининград, ул. Генделя, 5, юридический адрес 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 20-22, литер А) дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

1. В Калининградский УФАС России поступили заявления депутата Калининградской областной Думы, руководителя РОП ПП В.В. Путина А.С. Войтовой вх. № 1737 от 23.03.2012 и главы муниципального образования «Янтарный городской округ» В.Ф. Сердюкова вх. № 1915 от 30.03.2012 в связи с проблемами теплоснабжения и горячего водоснабжения в муниципальном образовании «Янтарный городской округ».

В результате анализа материалов по делу № АМЗ-30/2012 было установлено следующее.

ООО «Коммунальные сети» (238580, Калининградская обл., пос. Янтарный, ул. Дачная, 4) приобретает тепловую энергию у ООО «СпецГазАвтоматика» (236028, г. Калининград, пос. Шоссейное, ул. Гаражная, 2), после чего обеспечивает этой энергией конечных потребителей (жителей муниципального образования «Янтарный городской округ», бюджетные организации и Калининградский янтарный комбинат), у которых накопилась задолженность перед ООО «Коммунальные сети» за отпущенную энергию общей суммой более 27 млн. руб.

ООО «СпецГазАвтоматика» вырабатывает тепловую энергию за счет газа, приобретаемого у ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург». Вышеуказанная задолженность конечных потребителей перед ООО «Коммунальные сети» повлекла за собой задолженность ООО «Коммунальные сети» перед ООО «СпецГазАвтоматика» и задолженность ООО «СпецГазАвтоматика» перед ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург». Изложенное послужило причиной сокращения подачи тепловой энергии конечным потребителям поселка Янтарный.

На основании ч. 8 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением был издан приказ от 22.05.2012 № 105 о возбуждении дела № АМЗ-30/2012 по признакам нарушения ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» п. 4 ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона и создана Комиссия по его рассмотрению.

2. Существо дела в изложении заявителей

Теплоснабжающая организация ООО «СпецГазАвтоматика», начиная с 19.03.2012, снизило параметры тепловой энергии, отпускаемой потребителям поселка Янтарный. Часть потребителей (жителей многоквартирных домов) обслуживаются управляющей компанией ООО «Управляющая компания «Центр жилищных услуг» (238580, Калининградская обл., пос. Янтарный, ул. Железнодорожная, 15). Данная управляющая компания не реагирует на жалобы жильцов на качество тепловой энергии и не предъявляет никаких претензий к ООО «Коммунальные сети», приобретающего эту энергию у ООО «СпецГазАвтоматика». В результате действий перечисленных аффилированных компаний страдают интересы населения.

30.04.2009 между администрацией муниципального образования «Янтарный городской округ» (концедент) и ООО «СпецГазАвтоматика» (концессионер) в соответствии с решением Окружного совета депутатов данного муниципального образования от 05.03.2009 № 15 было заключено концессионное соглашение, согласно которому концессионер обязан создавать и поддерживать на необходимом уровне неснижаемые запасы топлива (природного газа) и аварийные запасы материально-технических ресурсов на центральной котельной. Природный газ концессионер получает у ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» согласно договору от 20.10.2010 № 39-О-0280.

Основной причиной снижения температурных параметров тепловой энергии является задолженность ООО «СпецГазАвтоматика» перед ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» в сумме 7 873,088 тыс. руб. за природный газ, отпущенный для центральной котельной поселка Янтарного.

28.03.2012 администрацией муниципального образования «Янтарный городской округ» было получено уведомление ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» (исх. № 04-05/1990 от 28.03.2012) о вынужденном прекращении с 04.04.2012 подачи газа ООО «СпецГазАвтоматика» из-за неоплаченной задолженности за природный газ. Следствием этого является невозможность выработки тепла на центральной котельной и прекращение обеспечения тепловой энергией населения и социально значимых бюджетных учреждений муниципального образования «Янтарный городской округ».

В целях погашения образовавшейся задолженности за тепловую энергию администрацией муниципального образования «Янтарный городской округ» в течение третьей декады марта 2012 года перечислены в адрес ООО «СпецГазАвтоматика» и ООО «Коммунальные сети» денежные средства сумме 4830,7 тыс. руб. Среди должников также есть янтарный комбинат.

ООО «СпецГазАвтоматика» в отсутствие газа не имело возможности выполнить свои договорные обязательства по производству и поставке тепловой энергии. Было фактическое сокращение поставок газа согласно положениям договора на его поставку, заключенному между ООО «СпецГазАвтоматика» и ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург».

Экономическая возможность поставлять тепло в необходимых объемах у ООО «СпецГазАвтоматика» была.

3. Существо дела в изложении лиц, располагающих сведениями по делу № АМЗ-30/2012

ООО «Коммунальные сети», ООО «СпецГазАвтоматика» и ООО «Управляющая компания «Центр жилищных услуг» не являются аффилированными лицами. По состоянию на 27.04.2012 задолженность ООО «Коммунальные сети» перед ООО «СпецГазАвтоматика» за отпущенную тепловую энергию составила более 27 млн. руб. и образовалась из-за задолженности перед ООО «Коммунальные сети» таких потребителей этой энергии, как бюджетные организации муниципального образования «Янтарной городской округ», ОАО «РЭУ Калининградский», подведомственный Министерству обороны РФ, и население поселка Янтарный. 26.04.2012 ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» полностью прекратило поставки газа ООО «СпецГазАвтоматика».

Имеющееся у ООО «СпецГазАвтоматика» резервное топливо (дизельное топливо) согласно действующему законодательству в данной ситуации не может быть использовано. Кроме того, его использование привело бы к многократному увеличению себестоимости производимой тепловой энергии, значительно превышающей предельную величину тарифа, установленного Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области. При этом имеющаяся задолженность за поставленное тепло – это три месяца работы, а резерв топлива – только десять дней работы. При этом поставщики дизельного топлива гарантируют поставку только 20 тонн, что совершенно недостаточно.

Экономической возможности расплачиваться с ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» за поставляемый газ в условиях сложившейся по вине третьих лиц задолженности у ООО «СпецГазАвтоматика» нет.

Отключить от поставок тепла недобросовестных потребителей - жителей многоквартирных домов при одновременной подаче тепловой энергии добросовестным потребителям - жителям таких домов технологически невозможно, так как данная система теплоснабжения и горячего водоснабжения является открытой.

Постановлением Правительства РФ от 29.05.2002 № 364 «Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства» запрещено отключение или ограничение подачи тепловой энергии таким потребителям, к которым относится ОАО «РЭУ Калининградский». Отключение от теплоснабжения больниц, школ и детских садов может привести к опасности для жизни людей.

ООО «СпецГазАвтоматика» и ООО «Коммунальные сети» активно работают с неплательщиками, используя все незапрещенные законодательством способы. При этом администрация муниципального образования «Янтарный городской округ» не предпринимает никаких усилий в этой области, и задолженность бюджетных организаций до сих пор не погашена.

Арбитражным судом Калининградской области вынесены решения, вступившие в законную силу, о взыскании задолженности с ООО «Управляющая компания «Центр жилищных услуг» за поставленную ООО «Коммунальные сети» тепловую энергию. Вследствие задолженности жителей поселка Янтарный ООО «Управляющая компания «Центр жилищных услуг» не в состоянии исполнить эти судебные решения, в результате чего Арбитражным судом Калининградской области возбуждена процедура банкротства в отношении данной управляющей компании.

4. Существо дела в изложении ответчика

Между ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» (поставщик) и ООО «СпецГазАвтоматика» (покупатель) заключен договор поставки газа, согласно которому поставщик обязуется поставлять, а покупатель – получать и оплачивать поставляемый газ. Поставщик аккуратно исполняет свои обязанности, а покупатель – постоянно нарушает условия договора, не оплачивая поставленный газ. «Порядком прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1 (далее – Порядок), установлена последовательность действий газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи газа при неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов.

Согласно пункту 6 Порядка «в случае, когда к сетям, принадлежащим организации – потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно–энергетические ресурсы, организация – потребитель обязана по соглашению с энергетической или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах». Таким образом, именно ООО «СпецГазАвтоматика», являющееся организацией - потребителем, обязано по соглашению с поставщиком обеспечить добросовестным абонентам тепловую энергию в необходимых для них объемах.

Ограничение подачи газа в рассматриваемый период было произведено ООО «СпецГазАвтоматика» самостоятельно. В марте 2012 года фактически было поставлено 85,8 % газа от договорных объемов. В течение апреля 2012 года, невзирая на предупреждение об ограничении, отбор газа производился согласно ранее запланированным договорным объемам. Санкции за сверхлимитное потребление газа за этот период поставщиком в отношении покупателя не применялись.

ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» взыскивает в судебном порядке у ООО «СпецГазАвтоматика» образовавшуюся задолженность за поставленный газ.

Подача тепла ООО «СпецГазАвтоматика» потребителям поселка Янтарный была прекращена только после издания главой муниципального образования «Янтарный городской округ» постановления от 20.04.2012 № 304 «Об окончании отопительного сезона 2011-2012 годов и подготовке жилищного фонда, объектов коммунального комплекса к эксплуатации в зимний период 2012-2013 годов». Пунктом 1 этого постановления рекомендовано теплоснабжающей организации ООО «СпецГазАвтоматика» завершить отопительный сезон 2011-2012 годов в 8.00 часов с 26 апреля 2012 года и прекратить подачу тепловой энергии и горячей воды на предприятия, учреждения, жилищный фонд муниципального образования «Янтарный городской округ».

Таким образом, подача тепловой энергии потребителям поселка Янтарный была произведена ООО «СпецГазАвтоматика» только после окончания отопительного сезона во исполнение постановления главы муниципального образования «Янтарный городской округ» (т.е. одного из заявителей) от 20.04.2012 № 304.

5. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

Согласно статьям 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург», осуществляющий транспортировку газа по трубопроводам, является субъектам естественной монополии. Согласно пункту 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно пункту 6 «Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов» (утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1, далее – Порядок) «в случае, когда к сетям, принадлежащим организации – потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно–энергетические ресурсы, организация – потребитель обязана по соглашению с энергетической или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах».

Ответчик не оспаривал отсутствие соглашения между ним и ООО «СпецГазАвтоматика», обеспечивающего подачу газа и, как следствие, тепловой энергии добросовестным потребителям. При этом согласно акту поданного-принятого газа по договору поставки газа № 39-О-0280 от 20.10.2010, подписанного ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» и ООО «СпецГазАвтоматика» 31.03.2012, фактически в марте 2012 года было поставлено 85,8 % предусмотрено договором газа. В апреле 2012 года ограничения поставок газа не было. Сторонами не были представлены доказательства, что фактически поставленного газа было недостаточно для обеспечения потребностей потребителей, не имеющих задолженности за полученную тепловую энергию.

Вышеуказанный Порядок определяет последовательность действий энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии и газа) при неоднократном нарушении организацией – потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно энергетических ресурсов (неоплата за два периода платежа, установленных договором). Порядок является льготным и распространяется на организации – потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения и объекты жилищно-коммунального хозяйства. Ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов производится организацией – потребителем самостоятельно путем сокращения использования этих ресурсов либо энергоснабжающей или газоснабжающей организацией путем принудительного ограничения подачи указанных ресурсов.

Как следует из письма ООО «СпецГазАвтоматика» Управлению ФАС России по Калининградской области (вх. № 2885 от 28.04.2012), прекращение подачи газа произошло 26.04.2012. Сторонами не оспаривалось, что, в соответствии с Порядком, ограничение подачи газа производилось теплоснабжающей организацией ООО «СпецГазАвтоматика» самостоятельно. При этом сторонами не были представлены доказательства, что прекращение подачи газа 26.04.2012 произошло путем принудительного ограничения подачи газа газоснабжающей организацией ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург».

Подача тепловой энергии потребителям муниципального образования «Янтарный городской округ» была произведена ООО «СпецГазАвтоматика» во исполнение пункта 1 постановления от 20.04.2012 № 304 главы муниципального образования «Янтарный городской округ» В.Ф. Сердюкова (заявителя) только после окончания отопительного сезона и объективно не могла привести к опасности для жизни людей.

Заявители не привели доказательств того, что: теплоснабжающая организация ООО «СпецГазАвтоматика» при наличии общей задолженности перед нею более 27 млн. руб. имела возможность рентабельного производства тепловой энергии; что газоснабжающая организация ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» в этих условиях могла осуществлять рентабельные поставки газа указанной теплоснабжающей организации; что снижение температуры теплоносителя в открытой системе теплоснабжения поселка Янтарный не было экономически обоснованным при том, что ООО «СпецГазАвтоматика» не имеет технической возможности подавать тепловую энергию только тем потребителям, которые не имеют задолженности, не подавая ее при этом должникам.

При этом имеющиеся в деле материалы свидетельствуют о том, что заявителем - администрацией муниципального образования «Янтарный городской округ» не были предприняты меры по устранению задолженности бюджетных организаций данного муниципального образования за полученную тепловую энергию и, как следствие, задолженности ООО «СпецГазАвтоматика» перед ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» за поставленный газ. Указанное бездействие привело, наряду с другими причинами, к экономически обоснованному сокращению производства тепловой энергии.

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Прекратить дело АМЗ-30/2012 о нарушении ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Председатель комиссии

 

 

 

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

 

 

 

И.А. Бирюк

 

 

 

 

 

 

 

Л.Н. Зуева

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № АМЗ - 30/2012 [format] => [safe_value] => № АМЗ - 30/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-10 08:32:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-07 08:32:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1347611870 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )