РЕШЕНИЕ № АМЗ-62/2012 о признании ОАО «Калининградгазификация» нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции»

Номер дела: № АМЗ-62/2012
Дата публикации: 14 февраля 2013, 12:25

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

 

12 февраля 2013 года

№ АМЗ-62/2012

г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 12 февраля 2013 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 30 января 2013 года.

Комиссия по рассмотрению дела № АМЗ-62/2012 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

Председатель комиссии:

О.А. Боброва

Руководитель
Калининградского УФАС России;

 

Члены комиссии:

Е.И. Можаро

начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

Т.А. Сафронова

ведущий специалист-эксперт отдела отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

В присутствии представителя

ОАО «Калининград-газификация»

А.В. Куранова

заместителя генерального директора

на основании доверенности

 

 

рассмотрев дело № АМЗ-62/2012 по признакам нарушения ОАО «Калининградгазификация» (ул. Ст. л-та Сибирякова, 17 г. Калининград, 236029) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступила жалоба гр. Рысевой Р.Ф. на неправомерные действия ОАО «Калининградгазификация», выразившиеся в отказе предъявить смету на выполнение работ по установке прибора учета газа по их завершению сотрудниками ОАО «Калининградгазификация», что явилось поводом для заявительницы усомниться в правильности взимания платы за объем выполненных работ по демонтажу/монтажу газового оборудования и установке прибора учета газа.

По результатам рассмотрения представленных материалов со стороны заявителя гр. Рысевой Р.Ф. и со стороны ОАО «Калининградгазификация» Управлением Федеральной антимонопольной службы в действиях Общества усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства

В соответствии с приказом от 15.11.2012 № 277 Калининградским УФАС России возбуждено дело № АМЗ-62/2012 по признакам нарушения ОАО «Калининградгазификация» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в ущемлении интересов гр. Рысевой Р.Ф.

 

2. Существо дела в изложении заявителя.

 

Гр. Рысева Р.Ф. в июне 2012 года обратилась в ОАО «Калининградгазификация» по вопросу установки прибора учета газа. Согласовав, назначенное на 12 июля 2012 года, время для выполнения работ по установке прибора учета расхода природного газа, ею были исполнены все мероприятия, необходимые для начала проведения работ специалистами ОАО «Калининградгазификация». Заявитель заключила договор с КОО ВДПО (Калининградское областное отделение общероссийской общественной организации Всероссийское добровольное пожарное общество) на обследование вентиляционных каналов и газоходов. 10 июля 2012 года работы КОО ВДПО были выполнены и составлен акт о техническом состоянии дымоотводящих систем. 12 июля 2012 года специалисты ОАО «Калининградгазификация» приехали к вечеру, посмотрев объем работ, определив его как большой, ориентировочно назвав цену в 25 000 рублей, сославшись на то, что не успеют сделать в этот день, посоветовали обратиться еще раз в ОАО «Калининградгазификация» и записаться на другой день. Гр. Рысева Р.Ф. позвонив в ОАО «Калининградгазификация», сказала, что специалисты определили стоимость выполнения работ в размере около 25 000 рублей, дала согласие на выполнение работ и согласовала дату установки прибора учета расхода газа на 27 августа 2012 года. Два специалиста ОАО «Калининградгазификация» прибыли в назначенный день после 11-00 часов. К этому времени заявитель подготовила место для работы, оповестила соседей о прекращении подачи газа. После выполнения работ специалисты ОАО «Калининградгазификация» выдали акт приемки-сдачи выполненных работ от 27 августа 2012 на сумму 24397 рублей 12 копеек, договор от 27.08.2012 г., в котором стоимость оказанных ей услуг составляет 24397 рублей 12 копеек, копию квитанции на оплату услуг газификации и газоснабжения на 870 рублей 82 копейки. Оплатив выполненную работу, гр. Рысева Р.Ф. попросила представить смету на выполнение работ по установке прибора учета газа, на что ей было указано на необходимость обращения в ОАО «Калининградгазификация». 28 августа 2012 года ей позвонила сотрудник Ответчика и проинформировала о неправильно произведенном расчете, а также о необходимости прибытия за получением излишне уплаченных средств. 28.08.2012 г Ответчиком ей был произведен возврат разницы и выдана смета на 23714 рублей 25 копеек. Перечисленное явилось основанием для обращения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области.

 

3. Существо дела в изложении ответчика.

Работы по установке прибора учета расхода природного газа и перемонтажу внутреннего газопровода в жилом помещении по ул. Харьковской д.27., кв. 2 в г. Калининграде выполнены специалистами ОАО «Калининградгазификация» в рамках договора. Перечень выполненных работ и объем израсходованных материалов с указанием их стоимости перечислены в смете от 27.08.2012 года, подписанной представителями обеих сторон вышеуказанного договора от 27.08.2012 года. Цена работ (услуг) ОАО «Калининградгазификация» определяется в соответствие с примерным прейскурантом цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, утвержденным Приказом «Росгазификация» от 20.06.2001 года № 35 с применением коэффициента индексации 4,79, утвержденного приказом генерального директора ОАО «Калининградгазификация» от 29.04.2011 № 481 и внутренними калькуляциями Общества.

 Гр. Рысева обращалась в ОАО «Калининградгазификация» по вопросу установки прибора учета расхода природного газа в июне и июле 2012 года, что подтверждается аудиозаписью ее телефонных разговоров с телефонным оператором Общества, состоявшихся 27.06.2012 и 12.07.2012. 12 июля 2012 г. (дата согласована с Заявителем) специалисты ОАО «Калининградгазификация» выезжали на объект (жилое помещение) гр. Рысевой Р.Ф. для предварительного осмотра, где необходимо выполнить работы и составления проекта договора и сметы. Для осмотра помещения гр. Рысевой прибыли два специалиста ОАО «Калининградгазификация». На объекте была составлена смета на выполнение работ по установке прибора учета расхода природного газа. При составлении сметы на необходимые работы специалист, находящийся на объекте, сообщал мастеру объем работы, мастер определял сумму, таким образом был составлен договор и составлена смета. Определена стоимость работы 24000 рублей. От подписи перечисленных документов 12.07.2012 г. гр. Рысева Р.Ф. отказалась. Проект договора на установку прибора учета расхода природного газа и работы по перемонтажу системы газоснабжения, вместе со сметой, были переданы Рысевой Р.Ф. мастером ОАО «Калининградгазификация Дацкевичем С.В. 12.07.2012 во время выезда в ее жилое помещение для предварительного осмотра и составления сметы. Если потребитель не согласен с ценой договора, вверху бланка договора ставится отметка, о том, что абонент не согласен. В конкретном случае специалисты возможно торопились и забыли поставить отметку.

По повторному обращению гр. Рысевой и согласованной дате специалисты ОАО «Калининградгазификация» приехали к Заявителю 27 августа 2012 года. Мастер ОАО «Калининградгазификация» обеспечила бригаду полным комплектом документов: договором, актом о выполненных работах, сметой (стоимость выполненных работ в которой уже подсчитана), квитанцией, договором на обслуживание, за исключением бланка протокола согласования цены, т. к. у мастеров не было этих бланков. По мнению ОАО «Калининградгазификация» нет ни одного документа, который бы обязывал данный протокол к договору, как обязательным. После выполнения работ по установке прибора учета расхода природного газа и перемонтажа внутридомового газопровода в жилом помещении гр. Рысева Р.Ф. 27.08 2012 года подписала договор на оказание услуг (выполнение работ) по установке приборов учета газа бытовых потребителей, смету на выполнение работ, акт приемки-сдачи выполненных работ. В результате счетной ошибки в смету была излишне включена сумма в размере 683 рубля 47 коп. После выявления ошибки 28.08.2012 денежные средства в указанной сумме были возвращены заказчику Рысеевой Р.Ф.

Считаем, что действия ОАО «Калининградгазификация» не противоречат законодательству.

 

4. Комиссией Калининградского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Приказом Калининградского УФАС России от 27.03.2001 № 31 ГУП «Калининградгазификация» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 %, по установке приборов учета (газовые счетчики).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Распоряжением Министерства энергетики Российской Федерации от 20 сентября 2001 года № 196-р ГУП «Калининградгазификация» было переименовано в ФГУП «Калининградгазификация» и являлось правопреемником его имущественных прав и договорных обязательств. В настоящее время ФГУП «Калининградгазификация» акционировано и согласно п. 1.1. устава ОАО «Калининградгазификация» является правопреемником ФГУП «Калининградгазификация».

Таким образом, установлено, что ОАО «Калининградгазификация» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по установке приборов учета газа (газовые счетчики), по поверке бытовых приборов учета расхода газа и по демонтажу бытового счетчика газа с установкой перемычки и установке счетчика после ремонта или поверки, следовательно, на действия ОАО «Калининградгазификация» распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

В соответствии с уставом ОАО «Калининградгазификация» в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет, в том числе, ремонт и установку средств измерений, приборов учета расхода газа, систем контроля загазованности и защиты.

 В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона РФ «О защите потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Пункт 2 ст. 8 Указанного Закона устанавливает обязанность услугодателя предоставить информацию, указанную в пункте 1 настоящей статьи, в наглядной и доступной форме при заключении договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке.

Статьей 10 Закона «О защите прав потребителей» установлены следующие требования к информации о работах и услугах, обязательные для исполнения услугодателем:

- информация должна быть необходимой и достоверной и обеспечивающей возможность их правильного выбора;

- наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

- сведения об основных потребительских свойствах работ и услуг,

- цену в рублях и условиях приобретения работ, услуг;

- гарантийный срок, если он установлен;

- правила и условия эффективного и безопасного использования работ, услуг;

- адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя, исполнителя

- информацию о правилах выполнения работ, оказания услуг;

- указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги).

Статьей 33 Закона о защите прав потребителей устанавливаются требования к порядку составления сметы на выполнение работы (оказание услуги), часть 2 пункта 1 указанной статьи обязывает исполнителя составить смету выполнения работы (оказания услуги) при наличии требования потребителя или исполнителя.

Пунктом 3 данной статьи установлено, что в случае возникновения необходимости выполнения дополнительных работ (оказания дополнительных услуг) и по этой причине существенного превышения приблизительной сметы, исполнитель обязан своевременно предупредить об этом потребителя. Если потребитель не дал согласие на превышение приблизительной сметы, он вправе отказаться от исполнения договора. В этом случае исполнитель может требовать от потребителя уплаты цены за выполненную работу (оказанную услугу). Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан исполнить договор, сохраняя право на оплату работы (услуги) в пределах приблизительной сметы.

Согласно п. 1 ч. 1 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 7 апреля 2010 г. N 149, (далее – Порядок) определены особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии) (далее - договор) на объектах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Частью 2 Порядка установлено, что заказчик - физическое лицо направляет исполнителю письменную заявку, которая должна содержать:

1) сведения о предмете договора;

2) фамилию, имя, отчество заказчика и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место жительства, почтовый адрес, а также при наличии телефон, факс, адрес электронной почты;

3) адрес объекта, подлежащего оснащению прибором учета, с указанием предполагаемого места установки прибора учета;

4) требования заказчика к прибору учета, соответствующие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации.

К заявке заказчика - физического лица прилагаются копии документов, подтверждающих право собственности на объект, подлежащий оснащению прибором учета, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку, если заявка подписана не собственником. Исполнитель не вправе требовать от заказчика представления сведений и документов, не предусмотренных указанным Порядком. При отсутствии в заявке необходимых сведений, а также при отсутствии документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 Порядка, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки и прилагаемых к ней документов уведомляет об этом заказчика.

На основании документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 Порядка, исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня их получения производит осмотр объекта с целью проверки наличия технической возможности установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета.

О планируемой дате осмотра исполнитель информирует заказчика. Заказчик обязан предоставить исполнителю доступ к объекту (прибору учета) для их осмотра.

В случае невозможности предоставления исполнителю в определенный им срок доступа к объекту (прибору учета) заказчик должен предложить исполнителю иной срок для осмотра.

При наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы (оказать услуги), указанные в заявке, и при предоставлении заказчиком документов, предусмотренных пунктами 7-9 Порядка, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также технические условия в случае установки (замены) прибора учета. Если иное не установлено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, соглашением сторон договора, технические условия должны содержать перечень мероприятий, осуществляемых заказчиком, по технической подготовке объекта для установки (замены) прибора учета.

При отсутствии технической возможности выполнить работы (оказать услуги), указанные в заявке, исполнитель, в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта, направляет заказчику мотивированный отказ в заключении договора.

Заказчик, получивший от исполнителя проект договора, подписывает его и в срок не более 15 рабочих дней со дня получения проекта договора направляет один подписанный им экземпляр договора исполнителю.

В случае если договор подписывает уполномоченное заказчиком лицо, к нему прилагаются документы, подтверждающие полномочия указанного лица.

Согласно ч. 3 Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 7 апреля 2010 г. N 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» договор на установку (замену) прибора учета должен содержать следующие существенные условия:

1) предмет договора;

2) цена договора;

3) порядок расчетов по договору;

4) срок установки (замены) прибора учета;

5) место установки (замены) прибора учета, соответствующего требованиям, предъявляемым изготовителем прибора учета к условиям, необходимым для его работы;

6) порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;

7) гарантийные обязательства исполнителя.

В связи с изложенным, направление указанных договоров гражданам до произведения каких-либо работ является обязательным и предотвращает недопонимание по видам работ и по цене услуги.

            Приказом ОАО «Калининградгазификация» от 23.07.2012 года № 447 «Об утверждении и введении в действие Положения о порядке заключения и существенных условиях договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета расхода газа» в целях организации работы структурных подразделений ОАО «Калининградгазификация» утверждено и введено в действие Положение о порядке заключения и существенных условиях договора, регулирующего условия установки (замены) и (или) эксплуатации приборов учета расхода газа, утверждены и введены в действие образцы форм договоров, регулирующих условия установки (замены) и эксплуатации приборов учета расхода газа, структурным подразделениям Общества, приказано применять в соответствующих договорных отношениях с Заказчиками утвержденные настоящим приказом образцы форм договора.

            12 июля 2012 в жилом помещении, принадлежащем гр. Рысевой Р.Ф. специалисты ОАО «Калининградгазификация», установив техническую возможность установки прибора учета, определили ориентировочную стоимость работ по установке прибора учета расхода природного газа, без составления проекта договора, сметы на выполнение работ. Специалисты Общества не направили подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах) и после 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта. Данный факт подтверждается материалами, представленными Заявителем гр. Рысевой Р.Ф., а также отсутствием проекта договора с отметкой «согласна, не согласна» у ОАО «Калининградгазификация». Ответчиком не представлено доказательств надлежащего направления Заявительнице проекта договора и сметы на выполнение работ 12.07.2012 для согласования. Не получив от Ответчика проект договора, Заявитель был лишен возможности ознакомления с ним и подписи. В соответствии с договором стоимость услуги определяется сторонами в протоколе согласования договорной цены, подписываемом обеими сторонами и являющимся неотъемлемой частью договора.

В случае надлежащего направления Ответчиком проекта договора гр. Рысевой Р.Ф. для согласования, Заявитель могла высказать свои возражения по цене договора, направить протокол согласования разногласий. В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что данной возможности при заключении договора Рысева Р.Ф. Ответчиком была лишена.

27 августа 2012 года после выполнения работ по монтажу систем газоснабжения, изменению состава газоиспользующего оборудования, монтажу прибора учета расхода природного газа гр. Рысевой Р.Ф. был представлен акт приемки-сдачи выполненных работ от 27.08.2012 г. на сумму 24397 рублей 12 копеек, договор на выполнение работ по установке приборов учета газа бытовых потребителей. Цена договора 24397 рублей 12 копеек. Смета на выполнение работ представлена не была, что подтверждается следующим. В материалы дела ОАО «Калининградгазификация» представлена смета от 27.08.2012 года на сумму 23714 рублей 25 копеек. Возврат разницы в цене в размере 683 рубля 47 копеек гр. Рысевой Р.Ф. произведен 28.08.2012 года одновременно со вручением сметы от 27.08.2012 на сумму 23714 рублей 25 копеек. Первоначальная смета в Комиссию не представлена ни заявителем, ни ответчиком.

 Таким образом, при установке прибора учета природного газа в квартире заявителя гр. Рысевой Р.Ф. ОАО «Калининградгазификация» не выполнило требования Закона РФ «О защите прав потребителей», Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 7 апреля 2010 г. N 149, тем самым ущемив интересы Заявителя, путем непредставления проекта договора, протокола согласования цены, сметы на момент выполненных работ и как следствие неправомерных действий Ответчика - неправильного расчета цены по результатам выполненных работ, что является нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

На основании изложенного комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Калининградгазификация» нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части ущемления интересов физического лица при установке прибора учета газа нарушением Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 7 апреля 2010 г. N 149.

 

2. Предписание не выдавать.

 

3. Передать материалы дела в правовой отдел Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении нарушения антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

 

 

 

Председатель комиссии,

Руководитель

Калининградского УФАС России

 

О.А. Боброва

 

 

Члены комиссии:

 

 

Начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России

 

Е.И. Можаро

Ведущий специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России

 

Т.А. Сафронова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 7741 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № АМЗ-62/2012 о признании ОАО «Калининградгазификация» нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7741 [type] => solution [language] => ru [created] => 1360921122 [changed] => 1370518299 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370518299 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

 

12 февраля 2013 года

№ АМЗ-62/2012

г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 12 февраля 2013 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 30 января 2013 года.

Комиссия по рассмотрению дела № АМЗ-62/2012 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

Председатель комиссии:

О.А. Боброва

Руководитель
Калининградского УФАС России;

 

Члены комиссии:

Е.И. Можаро

начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

Т.А. Сафронова

ведущий специалист-эксперт отдела отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

В присутствии представителя

ОАО «Калининград-газификация»

А.В. Куранова

заместителя генерального директора

на основании доверенности

 

 

рассмотрев дело № АМЗ-62/2012 по признакам нарушения ОАО «Калининградгазификация» (ул. Ст. л-та Сибирякова, 17 г. Калининград, 236029) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступила жалоба гр. Рысевой Р.Ф. на неправомерные действия ОАО «Калининградгазификация», выразившиеся в отказе предъявить смету на выполнение работ по установке прибора учета газа по их завершению сотрудниками ОАО «Калининградгазификация», что явилось поводом для заявительницы усомниться в правильности взимания платы за объем выполненных работ по демонтажу/монтажу газового оборудования и установке прибора учета газа.

По результатам рассмотрения представленных материалов со стороны заявителя гр. Рысевой Р.Ф. и со стороны ОАО «Калининградгазификация» Управлением Федеральной антимонопольной службы в действиях Общества усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства

В соответствии с приказом от 15.11.2012 № 277 Калининградским УФАС России возбуждено дело № АМЗ-62/2012 по признакам нарушения ОАО «Калининградгазификация» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в ущемлении интересов гр. Рысевой Р.Ф.

 

2. Существо дела в изложении заявителя.

 

Гр. Рысева Р.Ф. в июне 2012 года обратилась в ОАО «Калининградгазификация» по вопросу установки прибора учета газа. Согласовав, назначенное на 12 июля 2012 года, время для выполнения работ по установке прибора учета расхода природного газа, ею были исполнены все мероприятия, необходимые для начала проведения работ специалистами ОАО «Калининградгазификация». Заявитель заключила договор с КОО ВДПО (Калининградское областное отделение общероссийской общественной организации Всероссийское добровольное пожарное общество) на обследование вентиляционных каналов и газоходов. 10 июля 2012 года работы КОО ВДПО были выполнены и составлен акт о техническом состоянии дымоотводящих систем. 12 июля 2012 года специалисты ОАО «Калининградгазификация» приехали к вечеру, посмотрев объем работ, определив его как большой, ориентировочно назвав цену в 25 000 рублей, сославшись на то, что не успеют сделать в этот день, посоветовали обратиться еще раз в ОАО «Калининградгазификация» и записаться на другой день. Гр. Рысева Р.Ф. позвонив в ОАО «Калининградгазификация», сказала, что специалисты определили стоимость выполнения работ в размере около 25 000 рублей, дала согласие на выполнение работ и согласовала дату установки прибора учета расхода газа на 27 августа 2012 года. Два специалиста ОАО «Калининградгазификация» прибыли в назначенный день после 11-00 часов. К этому времени заявитель подготовила место для работы, оповестила соседей о прекращении подачи газа. После выполнения работ специалисты ОАО «Калининградгазификация» выдали акт приемки-сдачи выполненных работ от 27 августа 2012 на сумму 24397 рублей 12 копеек, договор от 27.08.2012 г., в котором стоимость оказанных ей услуг составляет 24397 рублей 12 копеек, копию квитанции на оплату услуг газификации и газоснабжения на 870 рублей 82 копейки. Оплатив выполненную работу, гр. Рысева Р.Ф. попросила представить смету на выполнение работ по установке прибора учета газа, на что ей было указано на необходимость обращения в ОАО «Калининградгазификация». 28 августа 2012 года ей позвонила сотрудник Ответчика и проинформировала о неправильно произведенном расчете, а также о необходимости прибытия за получением излишне уплаченных средств. 28.08.2012 г Ответчиком ей был произведен возврат разницы и выдана смета на 23714 рублей 25 копеек. Перечисленное явилось основанием для обращения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области.

 

3. Существо дела в изложении ответчика.

Работы по установке прибора учета расхода природного газа и перемонтажу внутреннего газопровода в жилом помещении по ул. Харьковской д.27., кв. 2 в г. Калининграде выполнены специалистами ОАО «Калининградгазификация» в рамках договора. Перечень выполненных работ и объем израсходованных материалов с указанием их стоимости перечислены в смете от 27.08.2012 года, подписанной представителями обеих сторон вышеуказанного договора от 27.08.2012 года. Цена работ (услуг) ОАО «Калининградгазификация» определяется в соответствие с примерным прейскурантом цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, утвержденным Приказом «Росгазификация» от 20.06.2001 года № 35 с применением коэффициента индексации 4,79, утвержденного приказом генерального директора ОАО «Калининградгазификация» от 29.04.2011 № 481 и внутренними калькуляциями Общества.

 Гр. Рысева обращалась в ОАО «Калининградгазификация» по вопросу установки прибора учета расхода природного газа в июне и июле 2012 года, что подтверждается аудиозаписью ее телефонных разговоров с телефонным оператором Общества, состоявшихся 27.06.2012 и 12.07.2012. 12 июля 2012 г. (дата согласована с Заявителем) специалисты ОАО «Калининградгазификация» выезжали на объект (жилое помещение) гр. Рысевой Р.Ф. для предварительного осмотра, где необходимо выполнить работы и составления проекта договора и сметы. Для осмотра помещения гр. Рысевой прибыли два специалиста ОАО «Калининградгазификация». На объекте была составлена смета на выполнение работ по установке прибора учета расхода природного газа. При составлении сметы на необходимые работы специалист, находящийся на объекте, сообщал мастеру объем работы, мастер определял сумму, таким образом был составлен договор и составлена смета. Определена стоимость работы 24000 рублей. От подписи перечисленных документов 12.07.2012 г. гр. Рысева Р.Ф. отказалась. Проект договора на установку прибора учета расхода природного газа и работы по перемонтажу системы газоснабжения, вместе со сметой, были переданы Рысевой Р.Ф. мастером ОАО «Калининградгазификация Дацкевичем С.В. 12.07.2012 во время выезда в ее жилое помещение для предварительного осмотра и составления сметы. Если потребитель не согласен с ценой договора, вверху бланка договора ставится отметка, о том, что абонент не согласен. В конкретном случае специалисты возможно торопились и забыли поставить отметку.

По повторному обращению гр. Рысевой и согласованной дате специалисты ОАО «Калининградгазификация» приехали к Заявителю 27 августа 2012 года. Мастер ОАО «Калининградгазификация» обеспечила бригаду полным комплектом документов: договором, актом о выполненных работах, сметой (стоимость выполненных работ в которой уже подсчитана), квитанцией, договором на обслуживание, за исключением бланка протокола согласования цены, т. к. у мастеров не было этих бланков. По мнению ОАО «Калининградгазификация» нет ни одного документа, который бы обязывал данный протокол к договору, как обязательным. После выполнения работ по установке прибора учета расхода природного газа и перемонтажа внутридомового газопровода в жилом помещении гр. Рысева Р.Ф. 27.08 2012 года подписала договор на оказание услуг (выполнение работ) по установке приборов учета газа бытовых потребителей, смету на выполнение работ, акт приемки-сдачи выполненных работ. В результате счетной ошибки в смету была излишне включена сумма в размере 683 рубля 47 коп. После выявления ошибки 28.08.2012 денежные средства в указанной сумме были возвращены заказчику Рысеевой Р.Ф.

Считаем, что действия ОАО «Калининградгазификация» не противоречат законодательству.

 

4. Комиссией Калининградского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Приказом Калининградского УФАС России от 27.03.2001 № 31 ГУП «Калининградгазификация» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 %, по установке приборов учета (газовые счетчики).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Распоряжением Министерства энергетики Российской Федерации от 20 сентября 2001 года № 196-р ГУП «Калининградгазификация» было переименовано в ФГУП «Калининградгазификация» и являлось правопреемником его имущественных прав и договорных обязательств. В настоящее время ФГУП «Калининградгазификация» акционировано и согласно п. 1.1. устава ОАО «Калининградгазификация» является правопреемником ФГУП «Калининградгазификация».

Таким образом, установлено, что ОАО «Калининградгазификация» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по установке приборов учета газа (газовые счетчики), по поверке бытовых приборов учета расхода газа и по демонтажу бытового счетчика газа с установкой перемычки и установке счетчика после ремонта или поверки, следовательно, на действия ОАО «Калининградгазификация» распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

В соответствии с уставом ОАО «Калининградгазификация» в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет, в том числе, ремонт и установку средств измерений, приборов учета расхода газа, систем контроля загазованности и защиты.

 В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона РФ «О защите потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Пункт 2 ст. 8 Указанного Закона устанавливает обязанность услугодателя предоставить информацию, указанную в пункте 1 настоящей статьи, в наглядной и доступной форме при заключении договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке.

Статьей 10 Закона «О защите прав потребителей» установлены следующие требования к информации о работах и услугах, обязательные для исполнения услугодателем:

- информация должна быть необходимой и достоверной и обеспечивающей возможность их правильного выбора;

- наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

- сведения об основных потребительских свойствах работ и услуг,

- цену в рублях и условиях приобретения работ, услуг;

- гарантийный срок, если он установлен;

- правила и условия эффективного и безопасного использования работ, услуг;

- адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя, исполнителя

- информацию о правилах выполнения работ, оказания услуг;

- указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги).

Статьей 33 Закона о защите прав потребителей устанавливаются требования к порядку составления сметы на выполнение работы (оказание услуги), часть 2 пункта 1 указанной статьи обязывает исполнителя составить смету выполнения работы (оказания услуги) при наличии требования потребителя или исполнителя.

Пунктом 3 данной статьи установлено, что в случае возникновения необходимости выполнения дополнительных работ (оказания дополнительных услуг) и по этой причине существенного превышения приблизительной сметы, исполнитель обязан своевременно предупредить об этом потребителя. Если потребитель не дал согласие на превышение приблизительной сметы, он вправе отказаться от исполнения договора. В этом случае исполнитель может требовать от потребителя уплаты цены за выполненную работу (оказанную услугу). Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан исполнить договор, сохраняя право на оплату работы (услуги) в пределах приблизительной сметы.

Согласно п. 1 ч. 1 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 7 апреля 2010 г. N 149, (далее – Порядок) определены особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии) (далее - договор) на объектах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Частью 2 Порядка установлено, что заказчик - физическое лицо направляет исполнителю письменную заявку, которая должна содержать:

1) сведения о предмете договора;

2) фамилию, имя, отчество заказчика и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место жительства, почтовый адрес, а также при наличии телефон, факс, адрес электронной почты;

3) адрес объекта, подлежащего оснащению прибором учета, с указанием предполагаемого места установки прибора учета;

4) требования заказчика к прибору учета, соответствующие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации.

К заявке заказчика - физического лица прилагаются копии документов, подтверждающих право собственности на объект, подлежащий оснащению прибором учета, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку, если заявка подписана не собственником. Исполнитель не вправе требовать от заказчика представления сведений и документов, не предусмотренных указанным Порядком. При отсутствии в заявке необходимых сведений, а также при отсутствии документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 Порядка, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки и прилагаемых к ней документов уведомляет об этом заказчика.

На основании документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 Порядка, исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня их получения производит осмотр объекта с целью проверки наличия технической возможности установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета.

О планируемой дате осмотра исполнитель информирует заказчика. Заказчик обязан предоставить исполнителю доступ к объекту (прибору учета) для их осмотра.

В случае невозможности предоставления исполнителю в определенный им срок доступа к объекту (прибору учета) заказчик должен предложить исполнителю иной срок для осмотра.

При наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы (оказать услуги), указанные в заявке, и при предоставлении заказчиком документов, предусмотренных пунктами 7-9 Порядка, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также технические условия в случае установки (замены) прибора учета. Если иное не установлено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, соглашением сторон договора, технические условия должны содержать перечень мероприятий, осуществляемых заказчиком, по технической подготовке объекта для установки (замены) прибора учета.

При отсутствии технической возможности выполнить работы (оказать услуги), указанные в заявке, исполнитель, в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта, направляет заказчику мотивированный отказ в заключении договора.

Заказчик, получивший от исполнителя проект договора, подписывает его и в срок не более 15 рабочих дней со дня получения проекта договора направляет один подписанный им экземпляр договора исполнителю.

В случае если договор подписывает уполномоченное заказчиком лицо, к нему прилагаются документы, подтверждающие полномочия указанного лица.

Согласно ч. 3 Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 7 апреля 2010 г. N 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» договор на установку (замену) прибора учета должен содержать следующие существенные условия:

1) предмет договора;

2) цена договора;

3) порядок расчетов по договору;

4) срок установки (замены) прибора учета;

5) место установки (замены) прибора учета, соответствующего требованиям, предъявляемым изготовителем прибора учета к условиям, необходимым для его работы;

6) порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;

7) гарантийные обязательства исполнителя.

В связи с изложенным, направление указанных договоров гражданам до произведения каких-либо работ является обязательным и предотвращает недопонимание по видам работ и по цене услуги.

            Приказом ОАО «Калининградгазификация» от 23.07.2012 года № 447 «Об утверждении и введении в действие Положения о порядке заключения и существенных условиях договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета расхода газа» в целях организации работы структурных подразделений ОАО «Калининградгазификация» утверждено и введено в действие Положение о порядке заключения и существенных условиях договора, регулирующего условия установки (замены) и (или) эксплуатации приборов учета расхода газа, утверждены и введены в действие образцы форм договоров, регулирующих условия установки (замены) и эксплуатации приборов учета расхода газа, структурным подразделениям Общества, приказано применять в соответствующих договорных отношениях с Заказчиками утвержденные настоящим приказом образцы форм договора.

            12 июля 2012 в жилом помещении, принадлежащем гр. Рысевой Р.Ф. специалисты ОАО «Калининградгазификация», установив техническую возможность установки прибора учета, определили ориентировочную стоимость работ по установке прибора учета расхода природного газа, без составления проекта договора, сметы на выполнение работ. Специалисты Общества не направили подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах) и после 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта. Данный факт подтверждается материалами, представленными Заявителем гр. Рысевой Р.Ф., а также отсутствием проекта договора с отметкой «согласна, не согласна» у ОАО «Калининградгазификация». Ответчиком не представлено доказательств надлежащего направления Заявительнице проекта договора и сметы на выполнение работ 12.07.2012 для согласования. Не получив от Ответчика проект договора, Заявитель был лишен возможности ознакомления с ним и подписи. В соответствии с договором стоимость услуги определяется сторонами в протоколе согласования договорной цены, подписываемом обеими сторонами и являющимся неотъемлемой частью договора.

В случае надлежащего направления Ответчиком проекта договора гр. Рысевой Р.Ф. для согласования, Заявитель могла высказать свои возражения по цене договора, направить протокол согласования разногласий. В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что данной возможности при заключении договора Рысева Р.Ф. Ответчиком была лишена.

27 августа 2012 года после выполнения работ по монтажу систем газоснабжения, изменению состава газоиспользующего оборудования, монтажу прибора учета расхода природного газа гр. Рысевой Р.Ф. был представлен акт приемки-сдачи выполненных работ от 27.08.2012 г. на сумму 24397 рублей 12 копеек, договор на выполнение работ по установке приборов учета газа бытовых потребителей. Цена договора 24397 рублей 12 копеек. Смета на выполнение работ представлена не была, что подтверждается следующим. В материалы дела ОАО «Калининградгазификация» представлена смета от 27.08.2012 года на сумму 23714 рублей 25 копеек. Возврат разницы в цене в размере 683 рубля 47 копеек гр. Рысевой Р.Ф. произведен 28.08.2012 года одновременно со вручением сметы от 27.08.2012 на сумму 23714 рублей 25 копеек. Первоначальная смета в Комиссию не представлена ни заявителем, ни ответчиком.

 Таким образом, при установке прибора учета природного газа в квартире заявителя гр. Рысевой Р.Ф. ОАО «Калининградгазификация» не выполнило требования Закона РФ «О защите прав потребителей», Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 7 апреля 2010 г. N 149, тем самым ущемив интересы Заявителя, путем непредставления проекта договора, протокола согласования цены, сметы на момент выполненных работ и как следствие неправомерных действий Ответчика - неправильного расчета цены по результатам выполненных работ, что является нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

На основании изложенного комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Калининградгазификация» нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части ущемления интересов физического лица при установке прибора учета газа нарушением Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 7 апреля 2010 г. N 149.

 

2. Предписание не выдавать.

 

3. Передать материалы дела в правовой отдел Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении нарушения антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

 

 

 

Председатель комиссии,

Руководитель

Калининградского УФАС России

 

О.А. Боброва

 

 

Члены комиссии:

 

 

Начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России

 

Е.И. Можаро

Ведущий специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России

 

Т.А. Сафронова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

 

12 февраля 2013 года

№ АМЗ-62/2012

г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 12 февраля 2013 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 30 января 2013 года.

Комиссия по рассмотрению дела № АМЗ-62/2012 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

Председатель комиссии:

О.А. Боброва

Руководитель
Калининградского УФАС России;

 

Члены комиссии:

Е.И. Можаро

начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

Т.А. Сафронова

ведущий специалист-эксперт отдела отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

В присутствии представителя

ОАО «Калининград-газификация»

А.В. Куранова

заместителя генерального директора

на основании доверенности

 

 

рассмотрев дело № АМЗ-62/2012 по признакам нарушения ОАО «Калининградгазификация» (ул. Ст. л-та Сибирякова, 17 г. Калининград, 236029) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступила жалоба гр. Рысевой Р.Ф. на неправомерные действия ОАО «Калининградгазификация», выразившиеся в отказе предъявить смету на выполнение работ по установке прибора учета газа по их завершению сотрудниками ОАО «Калининградгазификация», что явилось поводом для заявительницы усомниться в правильности взимания платы за объем выполненных работ по демонтажу/монтажу газового оборудования и установке прибора учета газа.

По результатам рассмотрения представленных материалов со стороны заявителя гр. Рысевой Р.Ф. и со стороны ОАО «Калининградгазификация» Управлением Федеральной антимонопольной службы в действиях Общества усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства

В соответствии с приказом от 15.11.2012 № 277 Калининградским УФАС России возбуждено дело № АМЗ-62/2012 по признакам нарушения ОАО «Калининградгазификация» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в ущемлении интересов гр. Рысевой Р.Ф.

 

2. Существо дела в изложении заявителя.

 

Гр. Рысева Р.Ф. в июне 2012 года обратилась в ОАО «Калининградгазификация» по вопросу установки прибора учета газа. Согласовав, назначенное на 12 июля 2012 года, время для выполнения работ по установке прибора учета расхода природного газа, ею были исполнены все мероприятия, необходимые для начала проведения работ специалистами ОАО «Калининградгазификация». Заявитель заключила договор с КОО ВДПО (Калининградское областное отделение общероссийской общественной организации Всероссийское добровольное пожарное общество) на обследование вентиляционных каналов и газоходов. 10 июля 2012 года работы КОО ВДПО были выполнены и составлен акт о техническом состоянии дымоотводящих систем. 12 июля 2012 года специалисты ОАО «Калининградгазификация» приехали к вечеру, посмотрев объем работ, определив его как большой, ориентировочно назвав цену в 25 000 рублей, сославшись на то, что не успеют сделать в этот день, посоветовали обратиться еще раз в ОАО «Калининградгазификация» и записаться на другой день. Гр. Рысева Р.Ф. позвонив в ОАО «Калининградгазификация», сказала, что специалисты определили стоимость выполнения работ в размере около 25 000 рублей, дала согласие на выполнение работ и согласовала дату установки прибора учета расхода газа на 27 августа 2012 года. Два специалиста ОАО «Калининградгазификация» прибыли в назначенный день после 11-00 часов. К этому времени заявитель подготовила место для работы, оповестила соседей о прекращении подачи газа. После выполнения работ специалисты ОАО «Калининградгазификация» выдали акт приемки-сдачи выполненных работ от 27 августа 2012 на сумму 24397 рублей 12 копеек, договор от 27.08.2012 г., в котором стоимость оказанных ей услуг составляет 24397 рублей 12 копеек, копию квитанции на оплату услуг газификации и газоснабжения на 870 рублей 82 копейки. Оплатив выполненную работу, гр. Рысева Р.Ф. попросила представить смету на выполнение работ по установке прибора учета газа, на что ей было указано на необходимость обращения в ОАО «Калининградгазификация». 28 августа 2012 года ей позвонила сотрудник Ответчика и проинформировала о неправильно произведенном расчете, а также о необходимости прибытия за получением излишне уплаченных средств. 28.08.2012 г Ответчиком ей был произведен возврат разницы и выдана смета на 23714 рублей 25 копеек. Перечисленное явилось основанием для обращения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области.

 

3. Существо дела в изложении ответчика.

Работы по установке прибора учета расхода природного газа и перемонтажу внутреннего газопровода в жилом помещении по ул. Харьковской д.27., кв. 2 в г. Калининграде выполнены специалистами ОАО «Калининградгазификация» в рамках договора. Перечень выполненных работ и объем израсходованных материалов с указанием их стоимости перечислены в смете от 27.08.2012 года, подписанной представителями обеих сторон вышеуказанного договора от 27.08.2012 года. Цена работ (услуг) ОАО «Калининградгазификация» определяется в соответствие с примерным прейскурантом цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, утвержденным Приказом «Росгазификация» от 20.06.2001 года № 35 с применением коэффициента индексации 4,79, утвержденного приказом генерального директора ОАО «Калининградгазификация» от 29.04.2011 № 481 и внутренними калькуляциями Общества.

 Гр. Рысева обращалась в ОАО «Калининградгазификация» по вопросу установки прибора учета расхода природного газа в июне и июле 2012 года, что подтверждается аудиозаписью ее телефонных разговоров с телефонным оператором Общества, состоявшихся 27.06.2012 и 12.07.2012. 12 июля 2012 г. (дата согласована с Заявителем) специалисты ОАО «Калининградгазификация» выезжали на объект (жилое помещение) гр. Рысевой Р.Ф. для предварительного осмотра, где необходимо выполнить работы и составления проекта договора и сметы. Для осмотра помещения гр. Рысевой прибыли два специалиста ОАО «Калининградгазификация». На объекте была составлена смета на выполнение работ по установке прибора учета расхода природного газа. При составлении сметы на необходимые работы специалист, находящийся на объекте, сообщал мастеру объем работы, мастер определял сумму, таким образом был составлен договор и составлена смета. Определена стоимость работы 24000 рублей. От подписи перечисленных документов 12.07.2012 г. гр. Рысева Р.Ф. отказалась. Проект договора на установку прибора учета расхода природного газа и работы по перемонтажу системы газоснабжения, вместе со сметой, были переданы Рысевой Р.Ф. мастером ОАО «Калининградгазификация Дацкевичем С.В. 12.07.2012 во время выезда в ее жилое помещение для предварительного осмотра и составления сметы. Если потребитель не согласен с ценой договора, вверху бланка договора ставится отметка, о том, что абонент не согласен. В конкретном случае специалисты возможно торопились и забыли поставить отметку.

По повторному обращению гр. Рысевой и согласованной дате специалисты ОАО «Калининградгазификация» приехали к Заявителю 27 августа 2012 года. Мастер ОАО «Калининградгазификация» обеспечила бригаду полным комплектом документов: договором, актом о выполненных работах, сметой (стоимость выполненных работ в которой уже подсчитана), квитанцией, договором на обслуживание, за исключением бланка протокола согласования цены, т. к. у мастеров не было этих бланков. По мнению ОАО «Калининградгазификация» нет ни одного документа, который бы обязывал данный протокол к договору, как обязательным. После выполнения работ по установке прибора учета расхода природного газа и перемонтажа внутридомового газопровода в жилом помещении гр. Рысева Р.Ф. 27.08 2012 года подписала договор на оказание услуг (выполнение работ) по установке приборов учета газа бытовых потребителей, смету на выполнение работ, акт приемки-сдачи выполненных работ. В результате счетной ошибки в смету была излишне включена сумма в размере 683 рубля 47 коп. После выявления ошибки 28.08.2012 денежные средства в указанной сумме были возвращены заказчику Рысеевой Р.Ф.

Считаем, что действия ОАО «Калининградгазификация» не противоречат законодательству.

 

4. Комиссией Калининградского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Приказом Калининградского УФАС России от 27.03.2001 № 31 ГУП «Калининградгазификация» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 %, по установке приборов учета (газовые счетчики).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Распоряжением Министерства энергетики Российской Федерации от 20 сентября 2001 года № 196-р ГУП «Калининградгазификация» было переименовано в ФГУП «Калининградгазификация» и являлось правопреемником его имущественных прав и договорных обязательств. В настоящее время ФГУП «Калининградгазификация» акционировано и согласно п. 1.1. устава ОАО «Калининградгазификация» является правопреемником ФГУП «Калининградгазификация».

Таким образом, установлено, что ОАО «Калининградгазификация» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по установке приборов учета газа (газовые счетчики), по поверке бытовых приборов учета расхода газа и по демонтажу бытового счетчика газа с установкой перемычки и установке счетчика после ремонта или поверки, следовательно, на действия ОАО «Калининградгазификация» распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

В соответствии с уставом ОАО «Калининградгазификация» в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет, в том числе, ремонт и установку средств измерений, приборов учета расхода газа, систем контроля загазованности и защиты.

 В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона РФ «О защите потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Пункт 2 ст. 8 Указанного Закона устанавливает обязанность услугодателя предоставить информацию, указанную в пункте 1 настоящей статьи, в наглядной и доступной форме при заключении договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке.

Статьей 10 Закона «О защите прав потребителей» установлены следующие требования к информации о работах и услугах, обязательные для исполнения услугодателем:

- информация должна быть необходимой и достоверной и обеспечивающей возможность их правильного выбора;

- наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

- сведения об основных потребительских свойствах работ и услуг,

- цену в рублях и условиях приобретения работ, услуг;

- гарантийный срок, если он установлен;

- правила и условия эффективного и безопасного использования работ, услуг;

- адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя, исполнителя

- информацию о правилах выполнения работ, оказания услуг;

- указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги).

Статьей 33 Закона о защите прав потребителей устанавливаются требования к порядку составления сметы на выполнение работы (оказание услуги), часть 2 пункта 1 указанной статьи обязывает исполнителя составить смету выполнения работы (оказания услуги) при наличии требования потребителя или исполнителя.

Пунктом 3 данной статьи установлено, что в случае возникновения необходимости выполнения дополнительных работ (оказания дополнительных услуг) и по этой причине существенного превышения приблизительной сметы, исполнитель обязан своевременно предупредить об этом потребителя. Если потребитель не дал согласие на превышение приблизительной сметы, он вправе отказаться от исполнения договора. В этом случае исполнитель может требовать от потребителя уплаты цены за выполненную работу (оказанную услугу). Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан исполнить договор, сохраняя право на оплату работы (услуги) в пределах приблизительной сметы.

Согласно п. 1 ч. 1 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 7 апреля 2010 г. N 149, (далее – Порядок) определены особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии) (далее - договор) на объектах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Частью 2 Порядка установлено, что заказчик - физическое лицо направляет исполнителю письменную заявку, которая должна содержать:

1) сведения о предмете договора;

2) фамилию, имя, отчество заказчика и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место жительства, почтовый адрес, а также при наличии телефон, факс, адрес электронной почты;

3) адрес объекта, подлежащего оснащению прибором учета, с указанием предполагаемого места установки прибора учета;

4) требования заказчика к прибору учета, соответствующие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации.

К заявке заказчика - физического лица прилагаются копии документов, подтверждающих право собственности на объект, подлежащий оснащению прибором учета, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку, если заявка подписана не собственником. Исполнитель не вправе требовать от заказчика представления сведений и документов, не предусмотренных указанным Порядком. При отсутствии в заявке необходимых сведений, а также при отсутствии документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 Порядка, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки и прилагаемых к ней документов уведомляет об этом заказчика.

На основании документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 Порядка, исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня их получения производит осмотр объекта с целью проверки наличия технической возможности установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета.

О планируемой дате осмотра исполнитель информирует заказчика. Заказчик обязан предоставить исполнителю доступ к объекту (прибору учета) для их осмотра.

В случае невозможности предоставления исполнителю в определенный им срок доступа к объекту (прибору учета) заказчик должен предложить исполнителю иной срок для осмотра.

При наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы (оказать услуги), указанные в заявке, и при предоставлении заказчиком документов, предусмотренных пунктами 7-9 Порядка, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также технические условия в случае установки (замены) прибора учета. Если иное не установлено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, соглашением сторон договора, технические условия должны содержать перечень мероприятий, осуществляемых заказчиком, по технической подготовке объекта для установки (замены) прибора учета.

При отсутствии технической возможности выполнить работы (оказать услуги), указанные в заявке, исполнитель, в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта, направляет заказчику мотивированный отказ в заключении договора.

Заказчик, получивший от исполнителя проект договора, подписывает его и в срок не более 15 рабочих дней со дня получения проекта договора направляет один подписанный им экземпляр договора исполнителю.

В случае если договор подписывает уполномоченное заказчиком лицо, к нему прилагаются документы, подтверждающие полномочия указанного лица.

Согласно ч. 3 Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 7 апреля 2010 г. N 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» договор на установку (замену) прибора учета должен содержать следующие существенные условия:

1) предмет договора;

2) цена договора;

3) порядок расчетов по договору;

4) срок установки (замены) прибора учета;

5) место установки (замены) прибора учета, соответствующего требованиям, предъявляемым изготовителем прибора учета к условиям, необходимым для его работы;

6) порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;

7) гарантийные обязательства исполнителя.

В связи с изложенным, направление указанных договоров гражданам до произведения каких-либо работ является обязательным и предотвращает недопонимание по видам работ и по цене услуги.

            Приказом ОАО «Калининградгазификация» от 23.07.2012 года № 447 «Об утверждении и введении в действие Положения о порядке заключения и существенных условиях договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета расхода газа» в целях организации работы структурных подразделений ОАО «Калининградгазификация» утверждено и введено в действие Положение о порядке заключения и существенных условиях договора, регулирующего условия установки (замены) и (или) эксплуатации приборов учета расхода газа, утверждены и введены в действие образцы форм договоров, регулирующих условия установки (замены) и эксплуатации приборов учета расхода газа, структурным подразделениям Общества, приказано применять в соответствующих договорных отношениях с Заказчиками утвержденные настоящим приказом образцы форм договора.

            12 июля 2012 в жилом помещении, принадлежащем гр. Рысевой Р.Ф. специалисты ОАО «Калининградгазификация», установив техническую возможность установки прибора учета, определили ориентировочную стоимость работ по установке прибора учета расхода природного газа, без составления проекта договора, сметы на выполнение работ. Специалисты Общества не направили подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах) и после 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта. Данный факт подтверждается материалами, представленными Заявителем гр. Рысевой Р.Ф., а также отсутствием проекта договора с отметкой «согласна, не согласна» у ОАО «Калининградгазификация». Ответчиком не представлено доказательств надлежащего направления Заявительнице проекта договора и сметы на выполнение работ 12.07.2012 для согласования. Не получив от Ответчика проект договора, Заявитель был лишен возможности ознакомления с ним и подписи. В соответствии с договором стоимость услуги определяется сторонами в протоколе согласования договорной цены, подписываемом обеими сторонами и являющимся неотъемлемой частью договора.

В случае надлежащего направления Ответчиком проекта договора гр. Рысевой Р.Ф. для согласования, Заявитель могла высказать свои возражения по цене договора, направить протокол согласования разногласий. В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что данной возможности при заключении договора Рысева Р.Ф. Ответчиком была лишена.

27 августа 2012 года после выполнения работ по монтажу систем газоснабжения, изменению состава газоиспользующего оборудования, монтажу прибора учета расхода природного газа гр. Рысевой Р.Ф. был представлен акт приемки-сдачи выполненных работ от 27.08.2012 г. на сумму 24397 рублей 12 копеек, договор на выполнение работ по установке приборов учета газа бытовых потребителей. Цена договора 24397 рублей 12 копеек. Смета на выполнение работ представлена не была, что подтверждается следующим. В материалы дела ОАО «Калининградгазификация» представлена смета от 27.08.2012 года на сумму 23714 рублей 25 копеек. Возврат разницы в цене в размере 683 рубля 47 копеек гр. Рысевой Р.Ф. произведен 28.08.2012 года одновременно со вручением сметы от 27.08.2012 на сумму 23714 рублей 25 копеек. Первоначальная смета в Комиссию не представлена ни заявителем, ни ответчиком.

 Таким образом, при установке прибора учета природного газа в квартире заявителя гр. Рысевой Р.Ф. ОАО «Калининградгазификация» не выполнило требования Закона РФ «О защите прав потребителей», Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 7 апреля 2010 г. N 149, тем самым ущемив интересы Заявителя, путем непредставления проекта договора, протокола согласования цены, сметы на момент выполненных работ и как следствие неправомерных действий Ответчика - неправильного расчета цены по результатам выполненных работ, что является нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

На основании изложенного комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Калининградгазификация» нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части ущемления интересов физического лица при установке прибора учета газа нарушением Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 7 апреля 2010 г. N 149.

 

2. Предписание не выдавать.

 

3. Передать материалы дела в правовой отдел Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении нарушения антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

 

 

 

Председатель комиссии,

Руководитель

Калининградского УФАС России

 

О.А. Боброва

 

 

Члены комиссии:

 

 

Начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России

 

Е.И. Можаро

Ведущий специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России

 

Т.А. Сафронова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № АМЗ-62/2012 [format] => [safe_value] => № АМЗ-62/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-02-14 09:25:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-02-12 09:25:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1360921122 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )