РЕШЕНИЕ № АМЗ – 49/2012 о признании ФГУП «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Номер дела: № АМЗ – 49/2012
Дата публикации: 14 декабря 2012, 17:23

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

12 декабря 2012 года

№ АМЗ – 49/2012

г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 12 декабря 2012 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии 28 ноября 2012 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

 

председателя Комиссии:

 

 

О.Е. Балуева

 

заместителя руководителя Калининградского УФАС России

 

членов Комиссии:

 

И.А. Бирюк

заместитель начальника отдела антимонопольного контроля,

 

 

 

Д.А. Щербина

 

ведущий специалист-эксперт правового отдела

 

 

 

с участием:

представителей Управления Роспотребнадзора по Калининградской области

 

ФГУП Охрана

 

 

Пушкарева Е.В.

 

Васильев А.А.

 

Кулешова В.И.

Гизун Е.Ю.

Здвижкова Е.Н.

 

 

по доверенности,

 

по доверенности,

 

по доверенности

по доверенности

по доверенности

 

 

 

        

рассмотрев дело № АМЗ-49/2012 по признакам нарушения ФГУП Охрана МВД РФ (105066, г. Москва, ул. Нижняя Красносельская, д. 35, стр. 1а) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

05 мая 2012 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - антимонопольный орган, КУФАС) поступило обращение Управления Роспотребнадзора по Калининградской области (далее – Заявитель) (вх. № 3067) на действия ФГУП Охрана МВД РФ, выраженные в установлении высокой стоимости часа военизированной охраны с использованием специальных средств.

 

По рассмотрению указанного заявления, приказом Калининградского УФАС России от 06 августа 2012 года № 179 возбуждено дело № АМЗ-49/2012 по признакам нарушения ФГУП Орана МВД РФ (далее – Ответчик, Общество) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении монопольно высоких цен на услуги военизированной охраны с использованием специальных средств..

 

 

2. Позиция Заявителя

Управление Роспотребнадзора по Калининградской области является территориальным органом федерального органа исполнительной власти. В соответствии с Постановлением правительства РФ от 14.08.1992 г. № 587 здания Управления и прилегающая к ним территория подлежит государственной охране.

В соответствии с п.5 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Управление в связи с тем, что возникла потребность в услугах, оказание которых осуществляется исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными унитарными предприятиями, во исполнение Постановления Правительства N 587 от 14.08.1992 N 587, заключило Государственный контракт от 29.02.2012 г. № В 3608000015/12 на военизированную охрану с филиалом ФГУП «Охрана» МВД РФ по Калининградской области, как с единственным исполнителем.

В связи со сложившейся ситуацией, Управление отмечает, что филиал ФГУП Охрана МВД РФ по Калининградской области (далее – Филиал) обладает монопольным положением по оказанию услуг охраны для объектов, подлежащих государственной охране. Тарифы Филиала, по сравнению с частными охранными предприятиями, завышены практически в 2 раза. Так же следует отметить, что Филиал оказывает Управлению услуги по охране по тарифу 133,72 руб. без НДС за один посто/час, что соответствует пункту 2 прайс-листа на 2012 год «Охрана с использованием специальных средств», хотя специальные средства сотрудниками филиала при осуществлении своих должностных обязанностей на объектах Управления не используются.

Финансирование Управления осуществляется из федерального бюджета. Исходя из суммы финансирования, выделенной на 2012 год, Управление не может оплачивать расходы на охрану по завышенным тарифам

 

3. Позиция Ответчика

ФГУП Охрана МВД РФ (далее – Предприятие) было создано в соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации». ФГУП Охрана МВД России по Калининградской области является филиалом Предприятия и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, Конституцией РФ, законодательством РФ и локальными нормативными актами.

Как коммерческая организация Предприятие осуществляет свою деятельность на принципах самофинансирования и не является получателем бюджетных средств, в связи с чем, стоимость услуг, сформированная на основе тарифов, должна покрывать все расходы по осуществлению данных услуг.

Расчет тарифов на услуги ФГУП «Охрана» производится затратным методом, таким образом должно ежегодно производить перерасчет тарифов с учетом фактических затрат.

 Приказом Предприятия от 23.12.2010 № 941 «О введении тарифов на услуги военизированной охраны ФГУП Охрана МВД России на 2011 год тарифы на услуги по военизированной охране Филиалу утверждены в следующих размерах:

С учетом НДС

 

Охрана без использования оружия и спецсредств, руб./посто/час

Охрана с использованием спецсредств, руб./посто/час

Охрана с использованием оружия, руб./посто/час

Охрана с использованием спецсредств и оружия, руб./посто/час

Калининградская область

130

151

181

 

200

 

 

Тариф на охрану с использованием специальных средств с 01.01.2011 г. был утвержден в размере 151 руб. за 1 посто/час с учетом НДС, и 127,97 без учета НДС.

Приказом Предприятия от 15.11.2011 № 315 «О введении минимальных тарифов на услуги военизированной охраны для ФГУП Охрана МВД России» тарифы на 2012 год утверждены в следующих размерах:

С учетом НДС

 

Охрана без использования оружия и спецсредств, руб./посто/час

Охрана с использованием спецсредств, руб./посто/час

Охрана с использованием оружия, руб./посто/час

Охрана с использованием спецсредств и оружия, руб./посто/час

Калининградская область

138,93

157,79

193,32

 

213,28

 

Повышение тарифа с 01.01.2012 не превысило уровня инфляции, установленного Федеральным законом РФ от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2012 год и плановый период на 2013 и 2014 годов» на уровне не более 6%, и фактически составило 4,5%.

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

Основанием для возбуждения дела послужило поступление в антимонопольный орган письменного обращения Управления Роспотребнадзора по Калининградской области на высокую стоимость услуг ФГУП «Охрана» охраны объектов, подлежащих государственной охране, с использованием специальных средств. В силу постоянного повышения стоимости оказываемых организацией услуг и недостатком запланированных в Федеральном бюджете денежных средств по данной статье затрат, Управление Роспотребнадзора по Калининградской области было вынуждено расторгнуть контракт с ФГУП «Охрана». В ходе рассмотрения дела в антимонопольный орган поступило аналогичное заявление от Управления Росреестра по Калининградской области на высокую стоимость услуг ФГУП «Охрана» по охране объектов, подлежащих государственной охране, которое при проведении процедуры размещения заказов на поставку услуг военизированной охраны вынуждено заключать контракт с Калининградским филиалом ФГУП «Охрана», чьи цены выше, чем у других хозяйствующих субъектов, к услугам которых Управление Росреестра по Калининградской области не может прибегнуть в силу действия Постановления Правительства N 587 от 14.08.1992 N 587.

В целях недопущения и пресечения недобросовестной конкуренции, а также в случае доминирования хозяйствующих субъектов на товарном рынке, действия которых могут привести к ограничению, устранению конкуренции на товарных рынках, ущемлению интересов других лиц, антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляет нарушение антимонопольного законодательства, принимает меры по его прекращению. В соответствии со статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещается злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением. Для установления доминанта на товарном рынке необходимо провести анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг охраны объектов, подлежащих государственной охране, что является обязательной процедурой вне зависимости от общего состояния конкурентной среды на товарном рынке, далее рассматривать действия хозяйствующего субъекта на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства, в случае их наличия применить меры антимонопольного реагирования.

4.1. На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Для установления наличия (отсутствия) доминирующего положения ФГУП "Охрана" на рынке услуг охраны объектов, подлежащих государственной охране, ФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг охраны объектов, подлежащих государственной охране в соответствии с Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 N 5 (далее - Административный регламент по установлению доминирующего положения), а также в соответствии с порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220.

Проведенным при рассмотрении Федеральной антимонопольной службой России дела № 1 15/86-11 анализом состояния конкуренции на рынке услуг охраны объектов, подлежащих государственной охране и составленным по результатам анализа Аналитическим отчетом от 07.11.2011, установлено доминирующее положение ФГУП "Охрана" МВД России с долей 100% отдельно на каждом из следующих региональных рынков, в географических границах которого осуществляет свою деятельность соответствующий филиал ФГУП «Охрана» на рынке услуг по охране 21 категории объектов, подлежащих государственной охране, указанных в Приложении 1 к Постановлению Правительства N 587 от 14.08.1992 N 587, в том числе на территории Калининградской области.

В соответствии с разделом 3 Аналитического отчета продуктовыми границами исследуемого рынка определена услуга по охране 21 категории объектов, подлежащих государственной охране, указанных в Приложении 1 к Постановлению Правительства N 587 от 14.08.1992 N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности".

Доминирующее положение ФГУП «Охрана» также подтверждено в ходе рассмотрения дела № А40-35703/12

4.2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

4.3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

 путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

4.4. Комиссией проанализированы факты повышения Калининградским филиалом ФГУП «Охрана» цен на услуги по военизированной охране объектов, подлежащих государственной охране, с использованием специальных средств в 2009, 2010, 2011 и в 2012 гг.

Стоимость 1 посто/час с использованием спецсредств составила:

 

Год

Стоимость 1 посто/часа, руб.

Отклонение от предыдущего периода, в %

2009

136,43

 

2010

120

-13,69

2011

151

+20,53

2012

157,79

+4,3

 

Таким образом, из представленной таблицы следует, что Калининградский филиал ФГУП «Охрана» ежегодно, за исключением 2010 года, производил повышение стоимости 1 посто/часа с использованием специальных средств для оказания услуг по военизированной охране объектов, подлежащих государственной охране.

Для выяснения причин, влияющих на изменение стоимости 1 посто/часа в сторону увеличения, Комиссией были запрошены бухгалтерские балансы и отчеты о прибылях и убытках ФГУП «Охрана» за период с 2009г. по 1 полугодие 2012 г., в результате анализа которых определена процентная составляющая себестоимости услуг и валовой прибыли в общей выручке от продажи товаров (работ, услуг).

 

 

 

 

 

Год

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг, руб.

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг, в %

Отклонение к предыдущему периоду

Стоимость 1 посто/часа, руб.

Отклонение от предыдущего периода, в %

Валовая прибыль, в руб.

Валовая прибыль, в %

Отклонение к предыдущему периоду

2009

45 867 399

75,75

 

136,43

 

14 677 519

24

 

2010

45 421 580

70,28

-5,47

120

-13,69

19 201 774

29,7

+5,7

2011

41 927 403

69,55

-0,73

151

+20,53

18 351 227

30,44

+0,74

2012 (1 полугодие)

18 614 182

64

-5,55

157,79

+4,3

10 466 781

36

+5,56

 

Из представленных в таблице данных следует, что расходы, связанные с оказанием услуг не только оставались неизменными, а наоборот имелась тенденция к их снижению, что свидетельствует об отсутствии необходимости увеличения стоимости услуги по военизированной охране с использованием специальных средств.

 На заседании Комиссии по рассмотрению дела представителями Ответчика не было представлено пояснений и документальных доказательств о наличии объективных причин, повлиявших на изменение цены услуги военизированной охраны с использованием специальных средств в сторону увеличения, а также причин уменьшения расходов на ее оказание.

 

4.5 В результате проведенного Анализа состояния конкуренции на рынке услуг охраны объектов, подлежащих государственной охране выявлены все лица, которые в соответствии с Федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами федеральных органов исполнительной власти уполномочены осуществлять охрану объектов, подлежащих государственной охране. В число хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом товарном рынке, не могут быть включены федеральные органы исполнительной власти (их подразделения), осуществляющие охрану объектов, находящихся в сфере ведения конкретного органа власти или организации, и подлежащих государственной охране (ведомственные охраны). Такие хозяйствующие субъекты реализуют товар, отличный от определенных настоящим Анализом продуктовых границ исследуемого рынка (охрана 21 категории объектов, подлежащих государственной охране, указанных в Приложении 1 к постановлению Правительства № 587).

Таким образом, установлено, что единственным хозяйствующим субъектом, действующим в рамках определенных настоящим Анализом продуктовых границ исследуемого рынка по охране 21 категории объектов, подлежащих государственной охране, указанных в приложении 1 к постановлению правительства № 587, является ФГУП «Охрана». Из чего следует, что доля ФГУП «Охрана» на исследуемом рынке услуг охраны объектов, подлежащих государственной охране составляет 100% на каждом отдельном региональном рынке, в географических границах которого осуществляет свою деятельность соответствующий филиал ФГУП «Охрана».

За период исследования доля ФГУП «Охрана» не изменялась, поскольку нормативное регулирование отношений в сфере услуг охраны объектов, подлежащих государственной охране, оставалось неизменным и, соответственно, количество хозяйствующих субъектов на рынке также не изменилось.

Анализом состояния конкуренции определен высокий уровень концентрации исследуемого рынка услуг охраны объектов, подлежащих государственной охране

Исследованием установлено, что барьером входа на рынок по предоставлению услуг охраны объектов, подлежащих государственной охране, является нормативно-правовое регулирование, которое исключает возможность иных хозяйствующих субъектов действовать на указанном рынке.

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке показала, что каждый из региональных рынков услуг по охране 21 категории объектов, подлежащих государственной охране, указанных в Приложении 1 к постановлению Правительства № 587, является высококонцентрированным с фактически отсутствующей конкуренцией среди хозяйствующих субъектов.

На основании изложенного, Комиссией Калининградского УФАС России установлено, что

- цены на услуги Калининградского филиала ФГУП «Охрана» по охране объектов, подлежащих государственной охране, с использование специальных средств за период 2011- 1 квартал 2012 гг. увеличились более чем на 30% по сравнению с ценами 2010 года;

- факты ущемления интересов заявителей в результате действий ФГУП «Охрана», выразившиеся в повышении цен на услуги охраны объектов, подлежащих государственной охране, с использованием специальных средств;

- количество хозяйствующих субъектов на рынке услуг по 21 категории объектов, подлежащих государственной охране, указанных в Приложении 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587, в географических границах Калининградской области, на территории которой осуществляет свою деятельность Калининградский филиал ФГУП «Охрана», за период 2009-2012 гг. не изменилось;

- изменение условий обращения товара (услуги) на товарном рынке остались неизменными.

 

На основании изложенного, Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления на территории Калининградской области в 2012 году монопольно высокой цены на услугу военизированной охраны объектов, подлежащих государственной охране в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы негосударственной (частной охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности»

2. Выдать ФГУП «Охрана» МВД РФ предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на устранение нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела № АМЗ-49/2012 в правовой отдел Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

Председатель комиссии

 

 

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

И.А. Бирюк

 

 

 

 

 

 

 

Д.А. Щербина

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 7934 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № АМЗ – 49/2012 о признании ФГУП «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7934 [type] => solution [language] => ru [created] => 1366640825 [changed] => 1370518299 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370518299 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

12 декабря 2012 года

№ АМЗ – 49/2012

г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 12 декабря 2012 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии 28 ноября 2012 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

 

председателя Комиссии:

 

 

О.Е. Балуева

 

заместителя руководителя Калининградского УФАС России

 

членов Комиссии:

 

И.А. Бирюк

заместитель начальника отдела антимонопольного контроля,

 

 

 

Д.А. Щербина

 

ведущий специалист-эксперт правового отдела

 

 

 

с участием:

представителей Управления Роспотребнадзора по Калининградской области

 

ФГУП Охрана

 

 

Пушкарева Е.В.

 

Васильев А.А.

 

Кулешова В.И.

Гизун Е.Ю.

Здвижкова Е.Н.

 

 

по доверенности,

 

по доверенности,

 

по доверенности

по доверенности

по доверенности

 

 

 

        

рассмотрев дело № АМЗ-49/2012 по признакам нарушения ФГУП Охрана МВД РФ (105066, г. Москва, ул. Нижняя Красносельская, д. 35, стр. 1а) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

05 мая 2012 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - антимонопольный орган, КУФАС) поступило обращение Управления Роспотребнадзора по Калининградской области (далее – Заявитель) (вх. № 3067) на действия ФГУП Охрана МВД РФ, выраженные в установлении высокой стоимости часа военизированной охраны с использованием специальных средств.

 

По рассмотрению указанного заявления, приказом Калининградского УФАС России от 06 августа 2012 года № 179 возбуждено дело № АМЗ-49/2012 по признакам нарушения ФГУП Орана МВД РФ (далее – Ответчик, Общество) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении монопольно высоких цен на услуги военизированной охраны с использованием специальных средств..

 

 

2. Позиция Заявителя

Управление Роспотребнадзора по Калининградской области является территориальным органом федерального органа исполнительной власти. В соответствии с Постановлением правительства РФ от 14.08.1992 г. № 587 здания Управления и прилегающая к ним территория подлежит государственной охране.

В соответствии с п.5 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Управление в связи с тем, что возникла потребность в услугах, оказание которых осуществляется исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными унитарными предприятиями, во исполнение Постановления Правительства N 587 от 14.08.1992 N 587, заключило Государственный контракт от 29.02.2012 г. № В 3608000015/12 на военизированную охрану с филиалом ФГУП «Охрана» МВД РФ по Калининградской области, как с единственным исполнителем.

В связи со сложившейся ситуацией, Управление отмечает, что филиал ФГУП Охрана МВД РФ по Калининградской области (далее – Филиал) обладает монопольным положением по оказанию услуг охраны для объектов, подлежащих государственной охране. Тарифы Филиала, по сравнению с частными охранными предприятиями, завышены практически в 2 раза. Так же следует отметить, что Филиал оказывает Управлению услуги по охране по тарифу 133,72 руб. без НДС за один посто/час, что соответствует пункту 2 прайс-листа на 2012 год «Охрана с использованием специальных средств», хотя специальные средства сотрудниками филиала при осуществлении своих должностных обязанностей на объектах Управления не используются.

Финансирование Управления осуществляется из федерального бюджета. Исходя из суммы финансирования, выделенной на 2012 год, Управление не может оплачивать расходы на охрану по завышенным тарифам

 

3. Позиция Ответчика

ФГУП Охрана МВД РФ (далее – Предприятие) было создано в соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации». ФГУП Охрана МВД России по Калининградской области является филиалом Предприятия и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, Конституцией РФ, законодательством РФ и локальными нормативными актами.

Как коммерческая организация Предприятие осуществляет свою деятельность на принципах самофинансирования и не является получателем бюджетных средств, в связи с чем, стоимость услуг, сформированная на основе тарифов, должна покрывать все расходы по осуществлению данных услуг.

Расчет тарифов на услуги ФГУП «Охрана» производится затратным методом, таким образом должно ежегодно производить перерасчет тарифов с учетом фактических затрат.

 Приказом Предприятия от 23.12.2010 № 941 «О введении тарифов на услуги военизированной охраны ФГУП Охрана МВД России на 2011 год тарифы на услуги по военизированной охране Филиалу утверждены в следующих размерах:

С учетом НДС

 

Охрана без использования оружия и спецсредств, руб./посто/час

Охрана с использованием спецсредств, руб./посто/час

Охрана с использованием оружия, руб./посто/час

Охрана с использованием спецсредств и оружия, руб./посто/час

Калининградская область

130

151

181

 

200

 

 

Тариф на охрану с использованием специальных средств с 01.01.2011 г. был утвержден в размере 151 руб. за 1 посто/час с учетом НДС, и 127,97 без учета НДС.

Приказом Предприятия от 15.11.2011 № 315 «О введении минимальных тарифов на услуги военизированной охраны для ФГУП Охрана МВД России» тарифы на 2012 год утверждены в следующих размерах:

С учетом НДС

 

Охрана без использования оружия и спецсредств, руб./посто/час

Охрана с использованием спецсредств, руб./посто/час

Охрана с использованием оружия, руб./посто/час

Охрана с использованием спецсредств и оружия, руб./посто/час

Калининградская область

138,93

157,79

193,32

 

213,28

 

Повышение тарифа с 01.01.2012 не превысило уровня инфляции, установленного Федеральным законом РФ от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2012 год и плановый период на 2013 и 2014 годов» на уровне не более 6%, и фактически составило 4,5%.

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

Основанием для возбуждения дела послужило поступление в антимонопольный орган письменного обращения Управления Роспотребнадзора по Калининградской области на высокую стоимость услуг ФГУП «Охрана» охраны объектов, подлежащих государственной охране, с использованием специальных средств. В силу постоянного повышения стоимости оказываемых организацией услуг и недостатком запланированных в Федеральном бюджете денежных средств по данной статье затрат, Управление Роспотребнадзора по Калининградской области было вынуждено расторгнуть контракт с ФГУП «Охрана». В ходе рассмотрения дела в антимонопольный орган поступило аналогичное заявление от Управления Росреестра по Калининградской области на высокую стоимость услуг ФГУП «Охрана» по охране объектов, подлежащих государственной охране, которое при проведении процедуры размещения заказов на поставку услуг военизированной охраны вынуждено заключать контракт с Калининградским филиалом ФГУП «Охрана», чьи цены выше, чем у других хозяйствующих субъектов, к услугам которых Управление Росреестра по Калининградской области не может прибегнуть в силу действия Постановления Правительства N 587 от 14.08.1992 N 587.

В целях недопущения и пресечения недобросовестной конкуренции, а также в случае доминирования хозяйствующих субъектов на товарном рынке, действия которых могут привести к ограничению, устранению конкуренции на товарных рынках, ущемлению интересов других лиц, антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляет нарушение антимонопольного законодательства, принимает меры по его прекращению. В соответствии со статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещается злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением. Для установления доминанта на товарном рынке необходимо провести анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг охраны объектов, подлежащих государственной охране, что является обязательной процедурой вне зависимости от общего состояния конкурентной среды на товарном рынке, далее рассматривать действия хозяйствующего субъекта на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства, в случае их наличия применить меры антимонопольного реагирования.

4.1. На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Для установления наличия (отсутствия) доминирующего положения ФГУП "Охрана" на рынке услуг охраны объектов, подлежащих государственной охране, ФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг охраны объектов, подлежащих государственной охране в соответствии с Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 N 5 (далее - Административный регламент по установлению доминирующего положения), а также в соответствии с порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220.

Проведенным при рассмотрении Федеральной антимонопольной службой России дела № 1 15/86-11 анализом состояния конкуренции на рынке услуг охраны объектов, подлежащих государственной охране и составленным по результатам анализа Аналитическим отчетом от 07.11.2011, установлено доминирующее положение ФГУП "Охрана" МВД России с долей 100% отдельно на каждом из следующих региональных рынков, в географических границах которого осуществляет свою деятельность соответствующий филиал ФГУП «Охрана» на рынке услуг по охране 21 категории объектов, подлежащих государственной охране, указанных в Приложении 1 к Постановлению Правительства N 587 от 14.08.1992 N 587, в том числе на территории Калининградской области.

В соответствии с разделом 3 Аналитического отчета продуктовыми границами исследуемого рынка определена услуга по охране 21 категории объектов, подлежащих государственной охране, указанных в Приложении 1 к Постановлению Правительства N 587 от 14.08.1992 N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности".

Доминирующее положение ФГУП «Охрана» также подтверждено в ходе рассмотрения дела № А40-35703/12

4.2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

4.3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

 путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

4.4. Комиссией проанализированы факты повышения Калининградским филиалом ФГУП «Охрана» цен на услуги по военизированной охране объектов, подлежащих государственной охране, с использованием специальных средств в 2009, 2010, 2011 и в 2012 гг.

Стоимость 1 посто/час с использованием спецсредств составила:

 

Год

Стоимость 1 посто/часа, руб.

Отклонение от предыдущего периода, в %

2009

136,43

 

2010

120

-13,69

2011

151

+20,53

2012

157,79

+4,3

 

Таким образом, из представленной таблицы следует, что Калининградский филиал ФГУП «Охрана» ежегодно, за исключением 2010 года, производил повышение стоимости 1 посто/часа с использованием специальных средств для оказания услуг по военизированной охране объектов, подлежащих государственной охране.

Для выяснения причин, влияющих на изменение стоимости 1 посто/часа в сторону увеличения, Комиссией были запрошены бухгалтерские балансы и отчеты о прибылях и убытках ФГУП «Охрана» за период с 2009г. по 1 полугодие 2012 г., в результате анализа которых определена процентная составляющая себестоимости услуг и валовой прибыли в общей выручке от продажи товаров (работ, услуг).

 

 

 

 

 

Год

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг, руб.

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг, в %

Отклонение к предыдущему периоду

Стоимость 1 посто/часа, руб.

Отклонение от предыдущего периода, в %

Валовая прибыль, в руб.

Валовая прибыль, в %

Отклонение к предыдущему периоду

2009

45 867 399

75,75

 

136,43

 

14 677 519

24

 

2010

45 421 580

70,28

-5,47

120

-13,69

19 201 774

29,7

+5,7

2011

41 927 403

69,55

-0,73

151

+20,53

18 351 227

30,44

+0,74

2012 (1 полугодие)

18 614 182

64

-5,55

157,79

+4,3

10 466 781

36

+5,56

 

Из представленных в таблице данных следует, что расходы, связанные с оказанием услуг не только оставались неизменными, а наоборот имелась тенденция к их снижению, что свидетельствует об отсутствии необходимости увеличения стоимости услуги по военизированной охране с использованием специальных средств.

 На заседании Комиссии по рассмотрению дела представителями Ответчика не было представлено пояснений и документальных доказательств о наличии объективных причин, повлиявших на изменение цены услуги военизированной охраны с использованием специальных средств в сторону увеличения, а также причин уменьшения расходов на ее оказание.

 

4.5 В результате проведенного Анализа состояния конкуренции на рынке услуг охраны объектов, подлежащих государственной охране выявлены все лица, которые в соответствии с Федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами федеральных органов исполнительной власти уполномочены осуществлять охрану объектов, подлежащих государственной охране. В число хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом товарном рынке, не могут быть включены федеральные органы исполнительной власти (их подразделения), осуществляющие охрану объектов, находящихся в сфере ведения конкретного органа власти или организации, и подлежащих государственной охране (ведомственные охраны). Такие хозяйствующие субъекты реализуют товар, отличный от определенных настоящим Анализом продуктовых границ исследуемого рынка (охрана 21 категории объектов, подлежащих государственной охране, указанных в Приложении 1 к постановлению Правительства № 587).

Таким образом, установлено, что единственным хозяйствующим субъектом, действующим в рамках определенных настоящим Анализом продуктовых границ исследуемого рынка по охране 21 категории объектов, подлежащих государственной охране, указанных в приложении 1 к постановлению правительства № 587, является ФГУП «Охрана». Из чего следует, что доля ФГУП «Охрана» на исследуемом рынке услуг охраны объектов, подлежащих государственной охране составляет 100% на каждом отдельном региональном рынке, в географических границах которого осуществляет свою деятельность соответствующий филиал ФГУП «Охрана».

За период исследования доля ФГУП «Охрана» не изменялась, поскольку нормативное регулирование отношений в сфере услуг охраны объектов, подлежащих государственной охране, оставалось неизменным и, соответственно, количество хозяйствующих субъектов на рынке также не изменилось.

Анализом состояния конкуренции определен высокий уровень концентрации исследуемого рынка услуг охраны объектов, подлежащих государственной охране

Исследованием установлено, что барьером входа на рынок по предоставлению услуг охраны объектов, подлежащих государственной охране, является нормативно-правовое регулирование, которое исключает возможность иных хозяйствующих субъектов действовать на указанном рынке.

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке показала, что каждый из региональных рынков услуг по охране 21 категории объектов, подлежащих государственной охране, указанных в Приложении 1 к постановлению Правительства № 587, является высококонцентрированным с фактически отсутствующей конкуренцией среди хозяйствующих субъектов.

На основании изложенного, Комиссией Калининградского УФАС России установлено, что

- цены на услуги Калининградского филиала ФГУП «Охрана» по охране объектов, подлежащих государственной охране, с использование специальных средств за период 2011- 1 квартал 2012 гг. увеличились более чем на 30% по сравнению с ценами 2010 года;

- факты ущемления интересов заявителей в результате действий ФГУП «Охрана», выразившиеся в повышении цен на услуги охраны объектов, подлежащих государственной охране, с использованием специальных средств;

- количество хозяйствующих субъектов на рынке услуг по 21 категории объектов, подлежащих государственной охране, указанных в Приложении 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587, в географических границах Калининградской области, на территории которой осуществляет свою деятельность Калининградский филиал ФГУП «Охрана», за период 2009-2012 гг. не изменилось;

- изменение условий обращения товара (услуги) на товарном рынке остались неизменными.

 

На основании изложенного, Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления на территории Калининградской области в 2012 году монопольно высокой цены на услугу военизированной охраны объектов, подлежащих государственной охране в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы негосударственной (частной охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности»

2. Выдать ФГУП «Охрана» МВД РФ предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на устранение нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела № АМЗ-49/2012 в правовой отдел Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

Председатель комиссии

 

 

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

И.А. Бирюк

 

 

 

 

 

 

 

Д.А. Щербина

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

12 декабря 2012 года

№ АМЗ – 49/2012

г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 12 декабря 2012 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии 28 ноября 2012 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

 

председателя Комиссии:

 

 

О.Е. Балуева

 

заместителя руководителя Калининградского УФАС России

 

членов Комиссии:

 

И.А. Бирюк

заместитель начальника отдела антимонопольного контроля,

 

 

 

Д.А. Щербина

 

ведущий специалист-эксперт правового отдела

 

 

 

с участием:

представителей Управления Роспотребнадзора по Калининградской области

 

ФГУП Охрана

 

 

Пушкарева Е.В.

 

Васильев А.А.

 

Кулешова В.И.

Гизун Е.Ю.

Здвижкова Е.Н.

 

 

по доверенности,

 

по доверенности,

 

по доверенности

по доверенности

по доверенности

 

 

 

               

рассмотрев дело № АМЗ-49/2012 по признакам нарушения ФГУП Охрана МВД РФ (105066, г. Москва, ул. Нижняя Красносельская, д. 35, стр. 1а) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

05 мая 2012 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - антимонопольный орган, КУФАС) поступило обращение Управления Роспотребнадзора по Калининградской области (далее – Заявитель) (вх. № 3067) на действия ФГУП Охрана МВД РФ, выраженные в установлении высокой стоимости часа военизированной охраны с использованием специальных средств.

 

По рассмотрению указанного заявления, приказом Калининградского УФАС России от 06 августа 2012 года № 179 возбуждено дело № АМЗ-49/2012 по признакам нарушения ФГУП Орана МВД РФ (далее – Ответчик, Общество) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении монопольно высоких цен на услуги военизированной охраны с использованием специальных средств..

 

 

2. Позиция Заявителя

Управление Роспотребнадзора по Калининградской области является территориальным органом федерального органа исполнительной власти. В соответствии с Постановлением правительства РФ от 14.08.1992 г. № 587 здания Управления и прилегающая к ним территория подлежит государственной охране.

В соответствии с п.5 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Управление в связи с тем, что возникла потребность в услугах, оказание которых осуществляется исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными унитарными предприятиями, во исполнение Постановления Правительства N 587 от 14.08.1992 N 587, заключило Государственный контракт от 29.02.2012 г. № В 3608000015/12 на военизированную охрану с филиалом ФГУП «Охрана» МВД РФ по Калининградской области, как с единственным исполнителем.

В связи со сложившейся ситуацией, Управление отмечает, что филиал ФГУП Охрана МВД РФ по Калининградской области (далее – Филиал) обладает монопольным положением по оказанию услуг охраны для объектов, подлежащих государственной охране. Тарифы Филиала, по сравнению с частными охранными предприятиями, завышены практически в 2 раза. Так же следует отметить, что Филиал оказывает Управлению услуги по охране по тарифу 133,72 руб. без НДС за один посто/час, что соответствует пункту 2 прайс-листа на 2012 год «Охрана с использованием специальных средств», хотя специальные средства сотрудниками филиала при осуществлении своих должностных обязанностей на объектах Управления не используются.

Финансирование Управления осуществляется из федерального бюджета. Исходя из суммы финансирования, выделенной на 2012 год, Управление не может оплачивать расходы на охрану по завышенным тарифам

 

3. Позиция Ответчика

ФГУП Охрана МВД РФ (далее – Предприятие) было создано в соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации». ФГУП Охрана МВД России по Калининградской области является филиалом Предприятия и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, Конституцией РФ, законодательством РФ и локальными нормативными актами.

Как коммерческая организация Предприятие осуществляет свою деятельность на принципах самофинансирования и не является получателем бюджетных средств, в связи с чем, стоимость услуг, сформированная на основе тарифов, должна покрывать все расходы по осуществлению данных услуг.

Расчет тарифов на услуги ФГУП «Охрана» производится затратным методом, таким образом должно ежегодно производить перерасчет тарифов с учетом фактических затрат.

 Приказом Предприятия от 23.12.2010 № 941 «О введении тарифов на услуги военизированной охраны ФГУП Охрана МВД России на 2011 год тарифы на услуги по военизированной охране Филиалу утверждены в следующих размерах:

С учетом НДС

 

Охрана без использования оружия и спецсредств, руб./посто/час

Охрана с использованием спецсредств, руб./посто/час

Охрана с использованием оружия, руб./посто/час

Охрана с использованием спецсредств и оружия, руб./посто/час

Калининградская область

130

151

181

 

200

 

 

Тариф на охрану с использованием специальных средств с 01.01.2011 г. был утвержден в размере 151 руб. за 1 посто/час с учетом НДС, и 127,97 без учета НДС.

Приказом Предприятия от 15.11.2011 № 315 «О введении минимальных тарифов на услуги военизированной охраны для ФГУП Охрана МВД России» тарифы на 2012 год утверждены в следующих размерах:

С учетом НДС

 

Охрана без использования оружия и спецсредств, руб./посто/час

Охрана с использованием спецсредств, руб./посто/час

Охрана с использованием оружия, руб./посто/час

Охрана с использованием спецсредств и оружия, руб./посто/час

Калининградская область

138,93

157,79

193,32

 

213,28

 

Повышение тарифа с 01.01.2012 не превысило уровня инфляции, установленного Федеральным законом РФ от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2012 год и плановый период на 2013 и 2014 годов» на уровне не более 6%, и фактически составило 4,5%.

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

Основанием для возбуждения дела послужило поступление в антимонопольный орган письменного обращения Управления Роспотребнадзора по Калининградской области на высокую стоимость услуг ФГУП «Охрана» охраны объектов, подлежащих государственной охране, с использованием специальных средств. В силу постоянного повышения стоимости оказываемых организацией услуг и недостатком запланированных в Федеральном бюджете денежных средств по данной статье затрат, Управление Роспотребнадзора по Калининградской области было вынуждено расторгнуть контракт с ФГУП «Охрана». В ходе рассмотрения дела в антимонопольный орган поступило аналогичное заявление от Управления Росреестра по Калининградской области на высокую стоимость услуг ФГУП «Охрана» по охране объектов, подлежащих государственной охране, которое при проведении процедуры размещения заказов на поставку услуг военизированной охраны вынуждено заключать контракт с Калининградским филиалом ФГУП «Охрана», чьи цены выше, чем у других хозяйствующих субъектов, к услугам которых Управление Росреестра по Калининградской области не может прибегнуть в силу действия Постановления Правительства N 587 от 14.08.1992 N 587.

В целях недопущения и пресечения недобросовестной конкуренции, а также в случае доминирования хозяйствующих субъектов на товарном рынке, действия которых могут привести к ограничению, устранению конкуренции на товарных рынках, ущемлению интересов других лиц, антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляет нарушение антимонопольного законодательства, принимает меры по его прекращению. В соответствии со статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещается злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением. Для установления доминанта на товарном рынке необходимо провести анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг охраны объектов, подлежащих государственной охране, что является обязательной процедурой вне зависимости от общего состояния конкурентной среды на товарном рынке, далее рассматривать действия хозяйствующего субъекта на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства, в случае их наличия применить меры антимонопольного реагирования.

4.1. На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Для установления наличия (отсутствия) доминирующего положения ФГУП "Охрана" на рынке услуг охраны объектов, подлежащих государственной охране, ФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг охраны объектов, подлежащих государственной охране в соответствии с Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 N 5 (далее - Административный регламент по установлению доминирующего положения), а также в соответствии с порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220.

Проведенным при рассмотрении Федеральной антимонопольной службой России дела № 1 15/86-11 анализом состояния конкуренции на рынке услуг охраны объектов, подлежащих государственной охране и составленным по результатам анализа Аналитическим отчетом от 07.11.2011, установлено доминирующее положение ФГУП "Охрана" МВД России с долей 100% отдельно на каждом из следующих региональных рынков, в географических границах которого осуществляет свою деятельность соответствующий филиал ФГУП «Охрана» на рынке услуг по охране 21 категории объектов, подлежащих государственной охране, указанных в Приложении 1 к Постановлению Правительства N 587 от 14.08.1992 N 587, в том числе на территории Калининградской области.

В соответствии с разделом 3 Аналитического отчета продуктовыми границами исследуемого рынка определена услуга по охране 21 категории объектов, подлежащих государственной охране, указанных в Приложении 1 к Постановлению Правительства N 587 от 14.08.1992 N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности".

Доминирующее положение ФГУП «Охрана» также подтверждено в ходе рассмотрения дела № А40-35703/12

4.2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

4.3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

 путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

4.4. Комиссией проанализированы факты повышения Калининградским филиалом ФГУП «Охрана» цен на услуги по военизированной охране объектов, подлежащих государственной охране, с использованием специальных средств в 2009, 2010, 2011 и в 2012 гг.

Стоимость 1 посто/час с использованием спецсредств составила:

 

Год

Стоимость 1 посто/часа, руб.

Отклонение от предыдущего периода, в %

2009

136,43

 

2010

120

-13,69

2011

151

+20,53

2012

157,79

+4,3

 

Таким образом, из представленной таблицы следует, что Калининградский филиал ФГУП «Охрана» ежегодно, за исключением 2010 года, производил повышение стоимости 1 посто/часа с использованием специальных средств для оказания услуг по военизированной охране объектов, подлежащих государственной охране.

Для выяснения причин, влияющих на изменение стоимости 1 посто/часа в сторону увеличения, Комиссией были запрошены бухгалтерские балансы и отчеты о прибылях и убытках ФГУП «Охрана» за период с 2009г. по 1 полугодие 2012 г., в результате анализа которых определена процентная составляющая себестоимости услуг и валовой прибыли в общей выручке от продажи товаров (работ, услуг).

 

 

 

 

 

Год

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг, руб.

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг, в %

Отклонение к предыдущему периоду

Стоимость 1 посто/часа, руб.

Отклонение от предыдущего периода, в %

Валовая прибыль, в руб.

Валовая прибыль, в %

Отклонение к предыдущему периоду

2009

45 867 399

75,75

 

136,43

 

14 677 519

24

 

2010

45 421 580

70,28

-5,47

120

-13,69

19 201 774

29,7

+5,7

2011

41 927 403

69,55

-0,73

151

+20,53

18 351 227

30,44

+0,74

2012 (1 полугодие)

18 614 182

64

-5,55

157,79

+4,3

10 466 781

36

+5,56

 

Из представленных в таблице данных следует, что расходы, связанные с оказанием услуг не только оставались неизменными, а наоборот имелась тенденция к их снижению, что свидетельствует об отсутствии необходимости увеличения стоимости услуги по военизированной охране с использованием специальных средств.

 На заседании Комиссии по рассмотрению дела представителями Ответчика не было представлено пояснений и документальных доказательств о наличии объективных причин, повлиявших на изменение цены услуги военизированной охраны с использованием специальных средств в сторону увеличения, а также причин уменьшения расходов на ее оказание.

 

4.5 В результате проведенного Анализа состояния конкуренции на рынке услуг охраны объектов, подлежащих государственной охране выявлены все лица, которые в соответствии с Федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами федеральных органов исполнительной власти уполномочены осуществлять охрану объектов, подлежащих государственной охране. В число хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом товарном рынке, не могут быть включены федеральные органы исполнительной власти (их подразделения), осуществляющие охрану объектов, находящихся в сфере ведения конкретного органа власти или организации, и подлежащих государственной охране (ведомственные охраны). Такие хозяйствующие субъекты реализуют товар, отличный от определенных настоящим Анализом продуктовых границ исследуемого рынка (охрана 21 категории объектов, подлежащих государственной охране, указанных в Приложении 1 к постановлению Правительства № 587).

Таким образом, установлено, что единственным хозяйствующим субъектом, действующим в рамках определенных настоящим Анализом продуктовых границ исследуемого рынка по охране 21 категории объектов, подлежащих государственной охране, указанных в приложении 1 к постановлению правительства № 587, является ФГУП «Охрана». Из чего следует, что доля ФГУП «Охрана» на исследуемом рынке услуг охраны объектов, подлежащих государственной охране составляет 100% на каждом отдельном региональном рынке, в географических границах которого осуществляет свою деятельность соответствующий филиал ФГУП «Охрана».

За период исследования доля ФГУП «Охрана» не изменялась, поскольку нормативное регулирование отношений в сфере услуг охраны объектов, подлежащих государственной охране, оставалось неизменным и, соответственно, количество хозяйствующих субъектов на рынке также не изменилось.

Анализом состояния конкуренции определен высокий уровень концентрации исследуемого рынка услуг охраны объектов, подлежащих государственной охране

Исследованием установлено, что барьером входа на рынок по предоставлению услуг охраны объектов, подлежащих государственной охране, является нормативно-правовое регулирование, которое исключает возможность иных хозяйствующих субъектов действовать на указанном рынке.

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке показала, что каждый из региональных рынков услуг по охране 21 категории объектов, подлежащих государственной охране, указанных в Приложении 1 к постановлению Правительства № 587, является высококонцентрированным с фактически отсутствующей конкуренцией среди хозяйствующих субъектов.

На основании изложенного, Комиссией Калининградского УФАС России установлено, что

- цены на услуги Калининградского филиала ФГУП «Охрана» по охране объектов, подлежащих государственной охране, с использование специальных средств за период 2011- 1 квартал 2012 гг. увеличились более чем на 30% по сравнению с ценами 2010 года;

- факты ущемления интересов заявителей в результате действий ФГУП «Охрана», выразившиеся в повышении цен на услуги охраны объектов, подлежащих государственной охране, с использованием специальных средств;

- количество хозяйствующих субъектов на рынке услуг по 21 категории объектов, подлежащих государственной охране, указанных в Приложении 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587, в географических границах Калининградской области, на территории которой осуществляет свою деятельность Калининградский филиал ФГУП «Охрана», за период 2009-2012 гг. не изменилось;

- изменение условий обращения товара (услуги) на товарном рынке остались неизменными.

 

На основании изложенного, Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления на территории Калининградской области в 2012 году монопольно высокой цены на услугу военизированной охраны объектов, подлежащих государственной охране в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы негосударственной (частной охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности»

2. Выдать ФГУП «Охрана» МВД РФ предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на устранение нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела № АМЗ-49/2012 в правовой отдел Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

Председатель комиссии

 

 

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

И.А. Бирюк

 

 

 

 

 

 

 

Д.А. Щербина

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № АМЗ – 49/2012 [format] => [safe_value] => № АМЗ – 49/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-14 14:23:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-12 14:23:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1366640825 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )