РЕШЕНИЕ № ГЗ-180/2013 о признании жалобы ООО «Луч» на действия Заказчика обоснованной

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: № ГЗ-180/2013
Дата публикации: 20 мая 2013, 18:13

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

15 мая 2013 года

№ ГЗ-180/2013

 

г. Калининград

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:

председателя Комиссии: О.А. Бобровой – руководителя Калининградского УФАС России,

членов Комиссии:

А.В. Крепина – заместителя начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,

Н.Н. Гарькиной — старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,

А.В. Белоногова — старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,

в присутствии представителей Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в лице Калининградского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее – Заказчик): Колмогорова В. П. (по доверенности № 78 АА 4132526 от 25.03.2013), Михайловой О.П., Боскачева Р.В.,

в отсутствие представителя ООО «Луч», заявившего ходатайство (вх. № 3265 от 13.05.2013, вх. № 3310 от 15.05.2013) о рассмотрении жалобы без участия представителя ООО «Луч»,

рассмотрев жалобу ООО «Луч» (далее – Заявитель) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса (№0335100016213000002) на оказание услуг по организации и проведению комплекса мероприятий по организации отбора проб морских вод Калининградским ЦГМС - филиалом ФГБУ «Северо-Западное УГМС» в Вислинском (Калининградском), Куршском заливах и Юго-восточной части Балтийского моря в 2013 году (далее – Конкурс) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 30.04.2013 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса в части необоснованного, по мнению Заявителя, необоснованного, по мнению Заявителя, установления требования к участникам размещения заказа, влекущего за собой ограничение количества участников размещения заказа.

 

В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы.

В предмете Конкурса Заказчиком не указано, что необходимо выполнить морские научно-исследовательские работы.

Однако, при размещении заказа Заказчик установил требование к участникам размещения заказа о предоставлении разрешения на проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в ее исключительной экономической зоне и на ее континентальном шельфе, не являющихся предметом Конкурса, что приводит к ограничению количества участников размещения заказа. Указанные действия Заказчика существенно нарушают права и законные интересы Заявителя, поскольку предмет Конкурса не связан с проведением научных исследований.

Заявитель считает, что Заказчиком нарушены ч.ч. 2, 3 ст. 22 Закона о размещении заказов, ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя.

Заказчик не имеет возможности выполнения работ, указанных в техническом задании конкурсной документации - по вертикальному зондированию с целью выявления сезонных термо- и галоклинов, по наблюдениям за загрязнением донных отложений, ввиду отсутствия необходимого оборудования у Заказчика. На основании письма от 08.05.2013 №20-50-103 Росгидромета, главного распорядителя финансов по Федеральной целевой программе «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» требуется наличие у субподрядчика разрешения на проведение морских научных исследований.

В приложении 1 «Запрос на проведение морских научных исследований» (п. 11 пп. И) «Правил проведения морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации...» (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 391 перечислены технические средства морских научных исследований, включая оборудование для взятия проб воды, грунта, донных отложений, биологических и других проб, что однозначно свидетельствует о необходимости получения разрешения на проведение морских научных исследований при выполнении отбора проб воды, грунта и донных отложений, предусмотренных программой «Мониторинга трансграничных водных объектов...».

На основании Правил Заказчик установил в конкурсной документации вышеназванное требование.

 

В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.

 

19 апреля 2013 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – официальный сайт) размещены извещение о проведении открытого конкурса (№ 0335100016213000002) и конкурсная документация. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 596 000 рублей.

При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.

1. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа - соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В силу ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1 - 3 ст. 11 Закона о размещении заказов требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.

Предметом данного Конкурса является оказание услуг по организации и проведению комплекса мероприятий по организации отбора проб морских вод Калининградским ЦГМС - филиалом ФГБУ «Северо-Западное УГМС» в Вислинском (Калининградском), Куршском заливах и Юго-восточной части Балтийского моря в 2013 году.

Подпунктом 5 пункта 8.8 раздела III «Информационная карта конкурса» конкурсной документации Заказчиком установлено требование к участникам размещения заказа - наличие разрешения на проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в ее исключительной экономической зоне и на ее континентальном шельфе.

Комиссией установлено, что предмет Конкурса не содержит выполнение научно-исследовательских работ.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные требования к лицам, осуществляющим отбор проб морских вод.

Таким образом, в нарушение ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов Заказчиком в конкурсной документации установлено необоснованной требование к участникам размещения заказа, не являющееся предметом данных торгов.

Комиссия приходит к выводу о том, что жалоба Заявителя в данной части является обоснованной.

2. Согласно ч. 4 ст. 25 Закона о размещении заказов не допускается требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а" - "в", "д" и "е" п. 1, п.п. 2 и 3 ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов документов и сведений.

В соответствии с п.п. «б» п. 3 ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса и данные требования предусмотрены конкурсной документацией.

Подпунктом 9 пункта 8.13 раздела III «Информационная карта конкурса» конкурсной документации Заказчиком установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям подпункта 1.6.5.1 конкурсной документации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, и такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса.

Представители Заказчика пояснили Комиссии о том, что данное требование установлено на основании п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов. Однако, не смогли пояснить какими нормами законодательства Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим оказание услуг по отбору проб морских вод, являющихся предметом торгов.

Таким образом, в нарушение ч. 4 ст. 25 Закона о размещении заказов Заказчиком в конкурсной документации установлено необоснованное требование к участникам размещения заказа о предоставлении копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа.

Комиссия приходит к выводу о том, что жалоба Заявителя в данной части является обоснованной.

3. Согласно сведениям таблиц №№ 1, 2 раздела V «Техническая часть» конкурсной документации (далее – ТЗ) по периодичности проведения отбора проб морских вод первая съемка должна осуществляться в апреле 2013 года.

Согласно извещению о проведении открытого конкурса № 0335100016213000002 (в редакции № 3) Заказчиком установлена дата подведения итогов Конкурса – 15.05.2013.

Пунктом 8.23 раздела III «Информационная карта конкурса» конкурсной документации Заказчиком определен срок подписания проекта гражданско-правового договора, который должен составлять не менее десяти дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и не позднее двадцати дней со дня завершения конкурса и оформления указанного протокола.

Согласно действующему законодательству, по данному размещению заказа исполнитель может заключить договор и приступить к оказанию услуг не ранее 28 мая 2013 года. Требование Заказчика оказать услуги в период с апреля по 28 мая 2013 года исключает реальную возможность исполнить условия Конкурса и проекта договора, участники размещения заказа не имеют реальной возможности провести первую съемку отбора проб морских вод в период с апреля по 28 мая года. При таких условиях ни один участник размещения заказа не может исполнить требование ТЗ в этой части.

В силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно наступить.

Согласно ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Заказчик был вправе установить срок оказания услуг по указанным размещениям заказов начиная с возможной даты заключения контракта, т.е. с 28 мая 2013 года.

В силу ч. 3 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не должна содержать требования к услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика по установлению требования по проведению первой съемки отбора проб морских вод в апреле 2013 года (до возможной даты заключения договора) нарушают ч. 3 ст. 22 Закона о размещении заказов, ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Луч» обоснованной.

2. Признать действия Заказчика нарушившими ч. 4 ст. 11, ч. 4 ст. 25, ч. 3 ст. 22 Закона о размещении заказов, ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений Закона о размещении заказов, Закона о защите конкуренции.

4. Передать материалы дела должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о размещении заказов, к административной ответственности.

 

Председатель комиссии:

 

 

 

О.А. Боброва

 

 

Члены комиссии:

 

 

А.В. Крепин

 

Н.Н. Гарькина

 

А.В. Белоногов

 

В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

stdClass Object ( [vid] => 7984 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № ГЗ-180/2013 о признании жалобы ООО «Луч» на действия Заказчика обоснованной [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7984 [type] => solution [language] => ru [created] => 1369063248 [changed] => 1370518299 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370518299 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

15 мая 2013 года

№ ГЗ-180/2013

 

г. Калининград

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:

председателя Комиссии: О.А. Бобровой – руководителя Калининградского УФАС России,

членов Комиссии:

А.В. Крепина – заместителя начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,

Н.Н. Гарькиной — старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,

А.В. Белоногова — старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,

в присутствии представителей Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в лице Калининградского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее – Заказчик): Колмогорова В. П. (по доверенности № 78 АА 4132526 от 25.03.2013), Михайловой О.П., Боскачева Р.В.,

в отсутствие представителя ООО «Луч», заявившего ходатайство (вх. № 3265 от 13.05.2013, вх. № 3310 от 15.05.2013) о рассмотрении жалобы без участия представителя ООО «Луч»,

рассмотрев жалобу ООО «Луч» (далее – Заявитель) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса (№0335100016213000002) на оказание услуг по организации и проведению комплекса мероприятий по организации отбора проб морских вод Калининградским ЦГМС - филиалом ФГБУ «Северо-Западное УГМС» в Вислинском (Калининградском), Куршском заливах и Юго-восточной части Балтийского моря в 2013 году (далее – Конкурс) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 30.04.2013 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса в части необоснованного, по мнению Заявителя, необоснованного, по мнению Заявителя, установления требования к участникам размещения заказа, влекущего за собой ограничение количества участников размещения заказа.

 

В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы.

В предмете Конкурса Заказчиком не указано, что необходимо выполнить морские научно-исследовательские работы.

Однако, при размещении заказа Заказчик установил требование к участникам размещения заказа о предоставлении разрешения на проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в ее исключительной экономической зоне и на ее континентальном шельфе, не являющихся предметом Конкурса, что приводит к ограничению количества участников размещения заказа. Указанные действия Заказчика существенно нарушают права и законные интересы Заявителя, поскольку предмет Конкурса не связан с проведением научных исследований.

Заявитель считает, что Заказчиком нарушены ч.ч. 2, 3 ст. 22 Закона о размещении заказов, ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя.

Заказчик не имеет возможности выполнения работ, указанных в техническом задании конкурсной документации - по вертикальному зондированию с целью выявления сезонных термо- и галоклинов, по наблюдениям за загрязнением донных отложений, ввиду отсутствия необходимого оборудования у Заказчика. На основании письма от 08.05.2013 №20-50-103 Росгидромета, главного распорядителя финансов по Федеральной целевой программе «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» требуется наличие у субподрядчика разрешения на проведение морских научных исследований.

В приложении 1 «Запрос на проведение морских научных исследований» (п. 11 пп. И) «Правил проведения морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации...» (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 391 перечислены технические средства морских научных исследований, включая оборудование для взятия проб воды, грунта, донных отложений, биологических и других проб, что однозначно свидетельствует о необходимости получения разрешения на проведение морских научных исследований при выполнении отбора проб воды, грунта и донных отложений, предусмотренных программой «Мониторинга трансграничных водных объектов...».

На основании Правил Заказчик установил в конкурсной документации вышеназванное требование.

 

В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.

 

19 апреля 2013 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – официальный сайт) размещены извещение о проведении открытого конкурса (№ 0335100016213000002) и конкурсная документация. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 596 000 рублей.

При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.

1. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа - соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В силу ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1 - 3 ст. 11 Закона о размещении заказов требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.

Предметом данного Конкурса является оказание услуг по организации и проведению комплекса мероприятий по организации отбора проб морских вод Калининградским ЦГМС - филиалом ФГБУ «Северо-Западное УГМС» в Вислинском (Калининградском), Куршском заливах и Юго-восточной части Балтийского моря в 2013 году.

Подпунктом 5 пункта 8.8 раздела III «Информационная карта конкурса» конкурсной документации Заказчиком установлено требование к участникам размещения заказа - наличие разрешения на проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в ее исключительной экономической зоне и на ее континентальном шельфе.

Комиссией установлено, что предмет Конкурса не содержит выполнение научно-исследовательских работ.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные требования к лицам, осуществляющим отбор проб морских вод.

Таким образом, в нарушение ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов Заказчиком в конкурсной документации установлено необоснованной требование к участникам размещения заказа, не являющееся предметом данных торгов.

Комиссия приходит к выводу о том, что жалоба Заявителя в данной части является обоснованной.

2. Согласно ч. 4 ст. 25 Закона о размещении заказов не допускается требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а" - "в", "д" и "е" п. 1, п.п. 2 и 3 ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов документов и сведений.

В соответствии с п.п. «б» п. 3 ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса и данные требования предусмотрены конкурсной документацией.

Подпунктом 9 пункта 8.13 раздела III «Информационная карта конкурса» конкурсной документации Заказчиком установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям подпункта 1.6.5.1 конкурсной документации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, и такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса.

Представители Заказчика пояснили Комиссии о том, что данное требование установлено на основании п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов. Однако, не смогли пояснить какими нормами законодательства Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим оказание услуг по отбору проб морских вод, являющихся предметом торгов.

Таким образом, в нарушение ч. 4 ст. 25 Закона о размещении заказов Заказчиком в конкурсной документации установлено необоснованное требование к участникам размещения заказа о предоставлении копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа.

Комиссия приходит к выводу о том, что жалоба Заявителя в данной части является обоснованной.

3. Согласно сведениям таблиц №№ 1, 2 раздела V «Техническая часть» конкурсной документации (далее – ТЗ) по периодичности проведения отбора проб морских вод первая съемка должна осуществляться в апреле 2013 года.

Согласно извещению о проведении открытого конкурса № 0335100016213000002 (в редакции № 3) Заказчиком установлена дата подведения итогов Конкурса – 15.05.2013.

Пунктом 8.23 раздела III «Информационная карта конкурса» конкурсной документации Заказчиком определен срок подписания проекта гражданско-правового договора, который должен составлять не менее десяти дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и не позднее двадцати дней со дня завершения конкурса и оформления указанного протокола.

Согласно действующему законодательству, по данному размещению заказа исполнитель может заключить договор и приступить к оказанию услуг не ранее 28 мая 2013 года. Требование Заказчика оказать услуги в период с апреля по 28 мая 2013 года исключает реальную возможность исполнить условия Конкурса и проекта договора, участники размещения заказа не имеют реальной возможности провести первую съемку отбора проб морских вод в период с апреля по 28 мая года. При таких условиях ни один участник размещения заказа не может исполнить требование ТЗ в этой части.

В силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно наступить.

Согласно ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Заказчик был вправе установить срок оказания услуг по указанным размещениям заказов начиная с возможной даты заключения контракта, т.е. с 28 мая 2013 года.

В силу ч. 3 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не должна содержать требования к услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика по установлению требования по проведению первой съемки отбора проб морских вод в апреле 2013 года (до возможной даты заключения договора) нарушают ч. 3 ст. 22 Закона о размещении заказов, ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Луч» обоснованной.

2. Признать действия Заказчика нарушившими ч. 4 ст. 11, ч. 4 ст. 25, ч. 3 ст. 22 Закона о размещении заказов, ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений Закона о размещении заказов, Закона о защите конкуренции.

4. Передать материалы дела должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о размещении заказов, к административной ответственности.

 

Председатель комиссии:

 

 

 

О.А. Боброва

 

 

Члены комиссии:

 

 

А.В. Крепин

 

Н.Н. Гарькина

 

А.В. Белоногов

 

В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

15 мая 2013 года

№ ГЗ-180/2013

 

г. Калининград

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:

председателя Комиссии: О.А. Бобровой – руководителя Калининградского УФАС России,

членов Комиссии:

А.В. Крепина – заместителя начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,

Н.Н. Гарькиной — старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,

А.В. Белоногова — старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,

в присутствии представителей Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в лице Калининградского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее – Заказчик): Колмогорова В. П. (по доверенности № 78 АА 4132526 от 25.03.2013), Михайловой О.П., Боскачева Р.В.,

в отсутствие представителя ООО «Луч», заявившего ходатайство (вх. № 3265 от 13.05.2013, вх. № 3310 от 15.05.2013) о рассмотрении жалобы без участия представителя ООО «Луч»,

рассмотрев жалобу ООО «Луч» (далее – Заявитель) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса (№0335100016213000002) на оказание услуг по организации и проведению комплекса мероприятий по организации отбора проб морских вод Калининградским ЦГМС - филиалом ФГБУ «Северо-Западное УГМС» в Вислинском (Калининградском), Куршском заливах и Юго-восточной части Балтийского моря в 2013 году (далее – Конкурс) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 30.04.2013 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса в части необоснованного, по мнению Заявителя, необоснованного, по мнению Заявителя, установления требования к участникам размещения заказа, влекущего за собой ограничение количества участников размещения заказа.

 

В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы.

В предмете Конкурса Заказчиком не указано, что необходимо выполнить морские научно-исследовательские работы.

Однако, при размещении заказа Заказчик установил требование к участникам размещения заказа о предоставлении разрешения на проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в ее исключительной экономической зоне и на ее континентальном шельфе, не являющихся предметом Конкурса, что приводит к ограничению количества участников размещения заказа. Указанные действия Заказчика существенно нарушают права и законные интересы Заявителя, поскольку предмет Конкурса не связан с проведением научных исследований.

Заявитель считает, что Заказчиком нарушены ч.ч. 2, 3 ст. 22 Закона о размещении заказов, ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя.

Заказчик не имеет возможности выполнения работ, указанных в техническом задании конкурсной документации - по вертикальному зондированию с целью выявления сезонных термо- и галоклинов, по наблюдениям за загрязнением донных отложений, ввиду отсутствия необходимого оборудования у Заказчика. На основании письма от 08.05.2013 №20-50-103 Росгидромета, главного распорядителя финансов по Федеральной целевой программе «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» требуется наличие у субподрядчика разрешения на проведение морских научных исследований.

В приложении 1 «Запрос на проведение морских научных исследований» (п. 11 пп. И) «Правил проведения морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации...» (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 391 перечислены технические средства морских научных исследований, включая оборудование для взятия проб воды, грунта, донных отложений, биологических и других проб, что однозначно свидетельствует о необходимости получения разрешения на проведение морских научных исследований при выполнении отбора проб воды, грунта и донных отложений, предусмотренных программой «Мониторинга трансграничных водных объектов...».

На основании Правил Заказчик установил в конкурсной документации вышеназванное требование.

 

В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.

 

19 апреля 2013 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – официальный сайт) размещены извещение о проведении открытого конкурса (№ 0335100016213000002) и конкурсная документация. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 596 000 рублей.

При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.

1. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа - соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В силу ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1 - 3 ст. 11 Закона о размещении заказов требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.

Предметом данного Конкурса является оказание услуг по организации и проведению комплекса мероприятий по организации отбора проб морских вод Калининградским ЦГМС - филиалом ФГБУ «Северо-Западное УГМС» в Вислинском (Калининградском), Куршском заливах и Юго-восточной части Балтийского моря в 2013 году.

Подпунктом 5 пункта 8.8 раздела III «Информационная карта конкурса» конкурсной документации Заказчиком установлено требование к участникам размещения заказа - наличие разрешения на проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в ее исключительной экономической зоне и на ее континентальном шельфе.

Комиссией установлено, что предмет Конкурса не содержит выполнение научно-исследовательских работ.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные требования к лицам, осуществляющим отбор проб морских вод.

Таким образом, в нарушение ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов Заказчиком в конкурсной документации установлено необоснованной требование к участникам размещения заказа, не являющееся предметом данных торгов.

Комиссия приходит к выводу о том, что жалоба Заявителя в данной части является обоснованной.

2. Согласно ч. 4 ст. 25 Закона о размещении заказов не допускается требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а" - "в", "д" и "е" п. 1, п.п. 2 и 3 ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов документов и сведений.

В соответствии с п.п. «б» п. 3 ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса и данные требования предусмотрены конкурсной документацией.

Подпунктом 9 пункта 8.13 раздела III «Информационная карта конкурса» конкурсной документации Заказчиком установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям подпункта 1.6.5.1 конкурсной документации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, и такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса.

Представители Заказчика пояснили Комиссии о том, что данное требование установлено на основании п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов. Однако, не смогли пояснить какими нормами законодательства Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим оказание услуг по отбору проб морских вод, являющихся предметом торгов.

Таким образом, в нарушение ч. 4 ст. 25 Закона о размещении заказов Заказчиком в конкурсной документации установлено необоснованное требование к участникам размещения заказа о предоставлении копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа.

Комиссия приходит к выводу о том, что жалоба Заявителя в данной части является обоснованной.

3. Согласно сведениям таблиц №№ 1, 2 раздела V «Техническая часть» конкурсной документации (далее – ТЗ) по периодичности проведения отбора проб морских вод первая съемка должна осуществляться в апреле 2013 года.

Согласно извещению о проведении открытого конкурса № 0335100016213000002 (в редакции № 3) Заказчиком установлена дата подведения итогов Конкурса – 15.05.2013.

Пунктом 8.23 раздела III «Информационная карта конкурса» конкурсной документации Заказчиком определен срок подписания проекта гражданско-правового договора, который должен составлять не менее десяти дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и не позднее двадцати дней со дня завершения конкурса и оформления указанного протокола.

Согласно действующему законодательству, по данному размещению заказа исполнитель может заключить договор и приступить к оказанию услуг не ранее 28 мая 2013 года. Требование Заказчика оказать услуги в период с апреля по 28 мая 2013 года исключает реальную возможность исполнить условия Конкурса и проекта договора, участники размещения заказа не имеют реальной возможности провести первую съемку отбора проб морских вод в период с апреля по 28 мая года. При таких условиях ни один участник размещения заказа не может исполнить требование ТЗ в этой части.

В силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно наступить.

Согласно ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Заказчик был вправе установить срок оказания услуг по указанным размещениям заказов начиная с возможной даты заключения контракта, т.е. с 28 мая 2013 года.

В силу ч. 3 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не должна содержать требования к услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика по установлению требования по проведению первой съемки отбора проб морских вод в апреле 2013 года (до возможной даты заключения договора) нарушают ч. 3 ст. 22 Закона о размещении заказов, ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Луч» обоснованной.

2. Признать действия Заказчика нарушившими ч. 4 ст. 11, ч. 4 ст. 25, ч. 3 ст. 22 Закона о размещении заказов, ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений Закона о размещении заказов, Закона о защите конкуренции.

4. Передать материалы дела должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о размещении заказов, к административной ответственности.

 

Председатель комиссии:

 

 

 

О.А. Боброва

 

 

Члены комиссии:

 

 

А.В. Крепин

 

Н.Н. Гарькина

 

А.В. Белоногов

 

В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № ГЗ-180/2013 [format] => [safe_value] => № ГЗ-180/2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] =>

 

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. №94 Федеральная антимонопольная служба уполномочена осуществлять контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со своей компетенцией.

Свод основных документов, регламентирующих контроль в сфере размещения госзаказа

Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа" и пояснительная записка

Концепция проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа»

Доклады о результатах деятельности органов ФАС России при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов

Журнал "Госзакупки.ру. Официальная информация. Письма. Комментарии. Административная практика"

Экономия на электронных аукционах

Информация о содержании уведомления, представляемого в УФАС России

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-20 15:13:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-15 15:13:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1369063248 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )