РЕШЕНИЕ № ГЗ-229/2013 о признании жалобы ЗАО агрофирмы «Водстрой» - (ПМК-1) на действия заказчика – ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области обоснованной

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: № ГЗ-229/2013
Дата публикации: 18 июня 2013, 11:31

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

13 июня 2013 года

№ ГЗ-229/2013

 

г. Калининград

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:

ведущего заседание Комиссии: К.А. Кучушева — заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы,

членов Комиссии:

А.В. Крепина — заместителя начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы;

А.В. Куклевой — ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы,

А.Г. Киселевой — специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы,

с участием представителей:

- ЗАО агрофирма «Водстрой»-(ПМК-1) – Андреева Н.И., Туркиной О.В.,

- Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области» (далее – ФГБУ «Управление «Калининградмелиоводхоз», Заказчик) - Смильгина В.Э., Никитиной Л.В., Пунтусова В.Г.;

- ООО «Балтремстройсеть» - Журавлевой Т.В., Дудинской Е.Г.,

рассмотрев жалобу ЗАО агрофирмы «Водстрой»-(ПМК-1) (далее – Заявитель) на действия заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области» при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0335100004713000014 по выбору генерального подрядчика на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции объектов: «правобережной дамбы реки Ржевка, Славский район, Калининградская область»; «правобережной дамбы реки Немонин, Славский район, Калининградская область»; «левобережной дамбы реки Немонин, Славский район, Калининградская область»; «правобережной дамбы реки Шлюзовая, Славский район, Калининградская область»; «правобережной дамбы реки Луговая, Славский район, Калининградская область» (далее – Аукцион) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 05 июня 2013 года поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона в части необоснованного включения в один лот объектов, технологически и функционально не связанных между собой, а также установления требований к работам, влекущим за собой ограничение количества участников размещения заказа.

 

В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы.

 

На официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов (www.zakupki.gov.ru) 28.05.2013 года размещено извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0335100004713000014.

Согласно документации об Аукционе в рамках одного аукциона указаны работы по реконструкции пяти различных объектов, а именно: «правобережной дамбы реки Ржевка, Славский район, Калининградская область»; «правобережной дамбы реки Немонин, Славский район, Калининградская область»; «левобережной дамбы реки Немонин, Славский район, Калининградская область»; «правобережной дамбы реки Шлюзовая, Славский район, Калининградская область»; «правобережной дамбы реки Луговая, Славский район, Калининградская область».

Все пять объектов отдельной строкой включены в Федеральную целевую программу «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 гг.» (Приложение № 4) на основании Постановления Правительства РФ от 30.12.20012 № 1497. Номера инвестиционных проектов № 132, 133, 134, 135, 136.

На каждый из этих объектов отдельно разработана проектно-сметная документация, получено положительное заключение государственной экспертизы.

Несмотря на то, что объекты (дамбы) расположены в одном муниципальном районе, их территориальное расположение друг от друга приходится на расстоянии от 15 км до 60 км. Реконструкция указанных дамб будет проводиться вдоль различных водоприемников - р. Ржевка, р. Луговая, р. Немонин, р. Шлюзовая и защищать от затопления совершенно разное количество населения и территории разных населенных пунктов и сельхозугодий.

Согласно Разделу 3 «Техническое задание» и Разделу 4 «Проект контракта» документации об Аукционе для каждой дамбы установлены отдельные сроки начала и окончания выполнения работ.

По мнению Заявителя, в соответствии со ст. 51,55 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ на каждый из этих объектов необходимо отдельно получить разрешение на строительство, решение на ввод объекта в Эксплуатацию, ежемесячно в период строительства но каждому объекту принимать работы по форме КС-2, КС-3.

Таким образом, объекты (дамбы) по своему функциональному назначению и технологическому положению не увязаны между собой - выполнение работ по реконструкции одного из объектов и не обусловлено выполнением работ по реконструкции других дамб.

Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов на размещение заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с работами, выполнение которых являются предметом торгов.

По мнению Заявителя, в нарушение действующего законодательства включение Заказчиком в один аукцион пяти объектов без выделения отдельных лотов, когда реконструкция одного объекта не обусловлена реконструкцией другого объекта, приводит:

- к искусственному укрупнению максимальной (начальной) цены контракта (578 433 310,00 рублей); размера обеспечения заявки на участие в Аукционе (28 921 665,50 рублей); размера обеспечения исполнения контракта (173 529 993,00 рублей);

- к необходимости наличия свидетельства о допуске к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с правом осуществления организации работ по строительству, стоимость которых по одному договору (контракту) превышает (составляет) начальную (максимальную) цену контракта – до 3 000 000 000,00 рублей;

- к необходимости наличия документов, подтверждающих выполнение участником размещения заказа за последние 5 лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе на выполнение которых размещается заказ, стоимость которых составляет не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта - 115 686 662,00 рубля;

- к выполнению работ без оплаты до выполнения не менее 10 % от общего объема работ - 57 843 331,00 рубль.

Все это оказывает отрицательное влияние на конкурентную среду и влечет вытеснение хозяйствующих субъектов, не обладающими большими свободными финансовыми и техническими средствами.

Заявитель просит приостановить размещение данного заказа и признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, ст. 17 Закона о защите конкуренции.

 

Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается и утверждается заказчиком самостоятельно.

Закон о размещении заказов не регламентирует порядок формирования предмета торгов. Заказчик самостоятельно принимает решение о включении работ в предмет торгов.

Согласно ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать требования к работам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Иных ограничений к содержанию документации об аукционе, в том числе запрета объединять заказы на выполнение одноименных работ по месту их выполнения, по цене работ, а также по срокам их выполнения Законом о размещении заказов не предусмотрено.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в один лот работ, технологически и функционально не связанных с работами, выполнение которых является предметом торгов.

По мнению Заказчика, допускается возможность включения в состав одного предмета торгов работ, технологически и функционально связанных с работами, выполнение которых является предметом торгов. Предметом данных торгов является реконструкция дамб.

Документация об Аукционе разработана и утверждена Заказчиком для сохранения и восстановления объектов комплексного назначения до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод на территории Славского района Калининградской области в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах».

Заказчик считает, что положения документации об Аукционе не нарушают действующее законодательство.

Реконструкция дамб, указанных в предмете Аукциона, осуществляется на территории одного муниципального района (Славского района Калининградской области) и целесообразно объединить их в единый лот, так как все эти дамбы относятся к основной польдерной системе Куршского залива, технологически и функционально связаны между собой.

Контроль и надзор за ходом выполнения работ, качеством используемых материалов и оборудования осуществляется одним заказчиком – ФГБУ «Управление «Калининградмелиоводхоз».

Пунктом 4.3.2 Раздела 4 «Проект контракта» документации об Аукционе установлено, что генеральный подрядчик имеет право привлекать к выполнению работ субподрядные организации.

Кроме того, по мнению Заказчика, документация об Аукционе не содержит требований к участникам размещения заказа относительно трудовых, технических и иных ресурсов, за исключением требований Закона о размещении заказов.

Заказчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной.

 

В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

 

28 мая 2013 года Федеральным государственным бюджетным учреждением «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области» на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – официальный сайт) размещены извещение № 0335100004713000014 и документация об открытом аукционе в электронной форме.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 578 433 310,00 рублей.

В соответствии с ч. 5 ст. 41.5 Закона о размещении заказов Заказчиком 03.06.2013 и 10.06.2013 внесены изменения в извещение о проведении данного Аукциона и документацию об открытом аукционе в электронной форме.

 

При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 – 3.2, 4.1 – 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.

Согласно ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Из документации об Аукционе следует, что Заказчиком установлено требование о необходимости осуществления работ (в рамках одного контракта) по реконструкции 5 (пяти) отдельных объектов, включенных в перечень Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 № 350), а именно: «правобережной дамбы реки Ржевка, Славский район, Калининградская область»; «правобережной дамбы реки Немонин, Славский район, Калининградская область»; «левобережной дамбы реки Немонин, Славский район, Калининградская область»; «правобережной дамбы реки Шлюзовая, Славский район, Калининградская область»; «правобережной дамбы реки Луговая, Славский район, Калининградская область».

Согласно проектно-сметной документации данные объекты расположены в пределах одного муниципального района (Славский район Калининградской области), однако территориальная удаленность объектов друг от друга составляет от 15 км до 60 км.

Документацией об Аукционе предусматривается проведение работ по реконструкции дамб вдоль различных водоприемников (река Ржевка, река Луговая, река Немонин, река Шлюзовая). Указанные дамбы (каждая в отдельности) защищает от затопления разные территориально расположенные площади, населенные пункты и сельхозугодия (от 3520 га до 10800 га каждая).

Работы по реконструкции каждой дамбы должны осуществляться по отдельной проектно-сметной документации, каждая из которых имеет положительное заключение государственной экспертизы. Проектно-сметная документация по каждой реконструируемой дамбе легла в основу расчета начальной (максимальной) цены контракта отдельно по каждой дамбе.

В соответствии с приложением 2 к проекту контракта установлены различные сроки реконструкции каждого из объектов в отдельности:

- правобережной дамбы реки Немонин и левобережной дамбы реки Немонин (июль 2013 года – ноябрь 2014 года),

- правобережной дамбы реки Шлюзовая (август 2013 года – ноябрь 2014 года),

- правобережной дамбы реки Ржевка (сентябрь 2013 года – ноябрь 2016 года),

- правобережной дамбы реки Луговая (октябрь 2013 года – ноябрь 2015 года).

Анализ документации об Аукционе позволяет Комиссии сделать вывод о том, что реконструкция одного объекта не обусловлена выполнением каких-либо работ по реконструкции другого объекта, следовательно - проведение работ по реконструкции данных объектов технологически и функционально не связаны между собой.

В ходе рассмотрения дела Комиссией получена информация (письмо Министерства сельского хозяйства Калининградской области (исх. № МСХ-2819 от 13.06.2013)) о том, что указанные в документации об Аукционе дамбы защищают от затопления и подтопления различные площади с расположенными на них населенными пунктами, функциональная взаимосвязь между ними при выполнении работ по их реконструкции отсутствует. Так как запланированные к реконструкции водозащитные дамбы, в первую очередь, предназначены обеспечить безаварийный пропуск паводковых вод на конкретной реке (водотоке), с конкретной водосборной площадью, технологическая взаимосвязь при выполнении работ по их реконструкции отсутствует, что подтверждается опытом проведения указанных работ, как в советское, так и в настоящее время.

Из пояснений ОАО института «ЗАПВОДПРОЕКТА» (письмо исх. № 224 от 13.06.2013) следует, что для реконструкции вышеперечисленных объектов используются различные карьеры местного грунта, подъездные пути, при этом технологическая связь при их исполнении отсутствует. Выполнение строительных работ по реконструкции всех дамб одной подрядной организацией может привести к срыву сроков и снижению качества работ, так как в Калининградской области нет мелиоративной строительной организации, обладающей достаточной технической оснащенностью для выполнения одновременного строительства четырех объектов.

Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что при проведении торгов запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов запроса котировок.

Объединение Заказчиком в один лот не связанных между собой объектов реконструкции приводит к необоснованному укрупнению лота и начальной (максимальной) цены контракта (578 433 310,00 рублей). Начальная (максимальная) цена контракта влияет на размер обеспечения заявки на участие в Аукционе (28 921 665,50 рублей), размер обеспечения исполнения контракта (173 529 993,00 рублей). Размер начальной (максимальной) цены контракта влияет также на показатель одного из критериев допуска к участию в торгах - наличие документов, подтверждающих выполнение участником размещения заказа за последние 5 лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе на выполнение которых размещается заказ, стоимость которых составляет не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта - 115 686 662,00 руб.

Необоснованное объединение Заказчиком в один лот указанных объектов требует от потенциальных участников Аукциона наличия значительного объема технических, кадровых и финансовых ресурсов.

Согласно нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации для выполнения работ по реконструкции объектов, указанных в документации об Аукционе, участник размещения заказа должен располагать Свидетельством СРО с указанием в приложении к свидетельству о праве заключать договоры по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору (контракту) превышает (составляет) начальную (максимальную) цену контракта).

Начальная (максимальная) цена контракта по проводимому Аукциону составляет 578 433 310,00 рублей, а с учетом положений п. 4 ч. 7 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Свидетельство СРО должно содержать сведения о возможности заключать договоры по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору составляет до трех миллиардов рублей.

Данное обстоятельство исключает из числа потенциальных участников торгов все строительные организации Калининградской области.

Согласно документации об Аукционе (п. 3.3 Раздела 4 проекта контракта) Заказчиком установлено требование к выполнению генеральным подрядчиком работ без их оплаты до выполнения не менее 10 % общего объема работ. Заказчик следует, что такое требования им установлено с целью необходимости обеспечения надлежащего исполнения контракта, предотвращения недобросовестного поведения генерального подрядчика. Из проектной документации, графика выполнения работ следует, что для освоения 10 % общего объема работ потребуется время не менее 4-6 месяцев. Данное требование также не обусловлено производственной необходимостью и не может быть реализовано хозяйствующими субъектами, не располагающими значительными материальными ресурсами, что исключает их участие в размещении заказа.

Комиссия считает, что при таких обстоятельствах требование Заказчиком выполнения работ по всем реконструируемым объектам только одним генеральным подрядчиком влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа и нарушает требования части 3.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.

 

В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ЗАО агрофирмы «Водстрой» - (ПМК-1) обоснованной.

2. Признать действия заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области» нарушившими требования ч. 1 ст. 41.6, ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.

3. Предписание не выдавать в связи с тем, что ранее Заказчику выдано предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов № 89-гз/2013 от 13.06.2013 по делу № ГЗ-223/2013.

4. Направить информацию в отдел контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России для решения вопроса о наличии в действиях Заказчика нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции.

5. Передать материалы дела должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о размещении заказов, к административной ответственности.

 

 

Ведущий заседание комиссии:

 

 

 

 К.А. Кучушев

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 А.В. Крепин

 

 А.В. Куклева

 

 А.Г. Киселева

 

 

В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 8090 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № ГЗ-229/2013 о признании жалобы ЗАО агрофирмы «Водстрой» - (ПМК-1) на действия заказчика – ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области обоснованной [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8090 [type] => solution [language] => ru [created] => 1371717523 [changed] => 1371717523 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1371717523 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

13 июня 2013 года

№ ГЗ-229/2013

 

г. Калининград

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:

ведущего заседание Комиссии: К.А. Кучушева — заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы,

членов Комиссии:

А.В. Крепина — заместителя начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы;

А.В. Куклевой — ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы,

А.Г. Киселевой — специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы,

с участием представителей:

- ЗАО агрофирма «Водстрой»-(ПМК-1) – Андреева Н.И., Туркиной О.В.,

- Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области» (далее – ФГБУ «Управление «Калининградмелиоводхоз», Заказчик) - Смильгина В.Э., Никитиной Л.В., Пунтусова В.Г.;

- ООО «Балтремстройсеть» - Журавлевой Т.В., Дудинской Е.Г.,

рассмотрев жалобу ЗАО агрофирмы «Водстрой»-(ПМК-1) (далее – Заявитель) на действия заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области» при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0335100004713000014 по выбору генерального подрядчика на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции объектов: «правобережной дамбы реки Ржевка, Славский район, Калининградская область»; «правобережной дамбы реки Немонин, Славский район, Калининградская область»; «левобережной дамбы реки Немонин, Славский район, Калининградская область»; «правобережной дамбы реки Шлюзовая, Славский район, Калининградская область»; «правобережной дамбы реки Луговая, Славский район, Калининградская область» (далее – Аукцион) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 05 июня 2013 года поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона в части необоснованного включения в один лот объектов, технологически и функционально не связанных между собой, а также установления требований к работам, влекущим за собой ограничение количества участников размещения заказа.

 

В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы.

 

На официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов (www.zakupki.gov.ru) 28.05.2013 года размещено извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0335100004713000014.

Согласно документации об Аукционе в рамках одного аукциона указаны работы по реконструкции пяти различных объектов, а именно: «правобережной дамбы реки Ржевка, Славский район, Калининградская область»; «правобережной дамбы реки Немонин, Славский район, Калининградская область»; «левобережной дамбы реки Немонин, Славский район, Калининградская область»; «правобережной дамбы реки Шлюзовая, Славский район, Калининградская область»; «правобережной дамбы реки Луговая, Славский район, Калининградская область».

Все пять объектов отдельной строкой включены в Федеральную целевую программу «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 гг.» (Приложение № 4) на основании Постановления Правительства РФ от 30.12.20012 № 1497. Номера инвестиционных проектов № 132, 133, 134, 135, 136.

На каждый из этих объектов отдельно разработана проектно-сметная документация, получено положительное заключение государственной экспертизы.

Несмотря на то, что объекты (дамбы) расположены в одном муниципальном районе, их территориальное расположение друг от друга приходится на расстоянии от 15 км до 60 км. Реконструкция указанных дамб будет проводиться вдоль различных водоприемников - р. Ржевка, р. Луговая, р. Немонин, р. Шлюзовая и защищать от затопления совершенно разное количество населения и территории разных населенных пунктов и сельхозугодий.

Согласно Разделу 3 «Техническое задание» и Разделу 4 «Проект контракта» документации об Аукционе для каждой дамбы установлены отдельные сроки начала и окончания выполнения работ.

По мнению Заявителя, в соответствии со ст. 51,55 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ на каждый из этих объектов необходимо отдельно получить разрешение на строительство, решение на ввод объекта в Эксплуатацию, ежемесячно в период строительства но каждому объекту принимать работы по форме КС-2, КС-3.

Таким образом, объекты (дамбы) по своему функциональному назначению и технологическому положению не увязаны между собой - выполнение работ по реконструкции одного из объектов и не обусловлено выполнением работ по реконструкции других дамб.

Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов на размещение заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с работами, выполнение которых являются предметом торгов.

По мнению Заявителя, в нарушение действующего законодательства включение Заказчиком в один аукцион пяти объектов без выделения отдельных лотов, когда реконструкция одного объекта не обусловлена реконструкцией другого объекта, приводит:

- к искусственному укрупнению максимальной (начальной) цены контракта (578 433 310,00 рублей); размера обеспечения заявки на участие в Аукционе (28 921 665,50 рублей); размера обеспечения исполнения контракта (173 529 993,00 рублей);

- к необходимости наличия свидетельства о допуске к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с правом осуществления организации работ по строительству, стоимость которых по одному договору (контракту) превышает (составляет) начальную (максимальную) цену контракта – до 3 000 000 000,00 рублей;

- к необходимости наличия документов, подтверждающих выполнение участником размещения заказа за последние 5 лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе на выполнение которых размещается заказ, стоимость которых составляет не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта - 115 686 662,00 рубля;

- к выполнению работ без оплаты до выполнения не менее 10 % от общего объема работ - 57 843 331,00 рубль.

Все это оказывает отрицательное влияние на конкурентную среду и влечет вытеснение хозяйствующих субъектов, не обладающими большими свободными финансовыми и техническими средствами.

Заявитель просит приостановить размещение данного заказа и признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, ст. 17 Закона о защите конкуренции.

 

Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается и утверждается заказчиком самостоятельно.

Закон о размещении заказов не регламентирует порядок формирования предмета торгов. Заказчик самостоятельно принимает решение о включении работ в предмет торгов.

Согласно ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать требования к работам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Иных ограничений к содержанию документации об аукционе, в том числе запрета объединять заказы на выполнение одноименных работ по месту их выполнения, по цене работ, а также по срокам их выполнения Законом о размещении заказов не предусмотрено.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в один лот работ, технологически и функционально не связанных с работами, выполнение которых является предметом торгов.

По мнению Заказчика, допускается возможность включения в состав одного предмета торгов работ, технологически и функционально связанных с работами, выполнение которых является предметом торгов. Предметом данных торгов является реконструкция дамб.

Документация об Аукционе разработана и утверждена Заказчиком для сохранения и восстановления объектов комплексного назначения до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод на территории Славского района Калининградской области в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах».

Заказчик считает, что положения документации об Аукционе не нарушают действующее законодательство.

Реконструкция дамб, указанных в предмете Аукциона, осуществляется на территории одного муниципального района (Славского района Калининградской области) и целесообразно объединить их в единый лот, так как все эти дамбы относятся к основной польдерной системе Куршского залива, технологически и функционально связаны между собой.

Контроль и надзор за ходом выполнения работ, качеством используемых материалов и оборудования осуществляется одним заказчиком – ФГБУ «Управление «Калининградмелиоводхоз».

Пунктом 4.3.2 Раздела 4 «Проект контракта» документации об Аукционе установлено, что генеральный подрядчик имеет право привлекать к выполнению работ субподрядные организации.

Кроме того, по мнению Заказчика, документация об Аукционе не содержит требований к участникам размещения заказа относительно трудовых, технических и иных ресурсов, за исключением требований Закона о размещении заказов.

Заказчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной.

 

В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

 

28 мая 2013 года Федеральным государственным бюджетным учреждением «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области» на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – официальный сайт) размещены извещение № 0335100004713000014 и документация об открытом аукционе в электронной форме.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 578 433 310,00 рублей.

В соответствии с ч. 5 ст. 41.5 Закона о размещении заказов Заказчиком 03.06.2013 и 10.06.2013 внесены изменения в извещение о проведении данного Аукциона и документацию об открытом аукционе в электронной форме.

 

При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 – 3.2, 4.1 – 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.

Согласно ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Из документации об Аукционе следует, что Заказчиком установлено требование о необходимости осуществления работ (в рамках одного контракта) по реконструкции 5 (пяти) отдельных объектов, включенных в перечень Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 № 350), а именно: «правобережной дамбы реки Ржевка, Славский район, Калининградская область»; «правобережной дамбы реки Немонин, Славский район, Калининградская область»; «левобережной дамбы реки Немонин, Славский район, Калининградская область»; «правобережной дамбы реки Шлюзовая, Славский район, Калининградская область»; «правобережной дамбы реки Луговая, Славский район, Калининградская область».

Согласно проектно-сметной документации данные объекты расположены в пределах одного муниципального района (Славский район Калининградской области), однако территориальная удаленность объектов друг от друга составляет от 15 км до 60 км.

Документацией об Аукционе предусматривается проведение работ по реконструкции дамб вдоль различных водоприемников (река Ржевка, река Луговая, река Немонин, река Шлюзовая). Указанные дамбы (каждая в отдельности) защищает от затопления разные территориально расположенные площади, населенные пункты и сельхозугодия (от 3520 га до 10800 га каждая).

Работы по реконструкции каждой дамбы должны осуществляться по отдельной проектно-сметной документации, каждая из которых имеет положительное заключение государственной экспертизы. Проектно-сметная документация по каждой реконструируемой дамбе легла в основу расчета начальной (максимальной) цены контракта отдельно по каждой дамбе.

В соответствии с приложением 2 к проекту контракта установлены различные сроки реконструкции каждого из объектов в отдельности:

- правобережной дамбы реки Немонин и левобережной дамбы реки Немонин (июль 2013 года – ноябрь 2014 года),

- правобережной дамбы реки Шлюзовая (август 2013 года – ноябрь 2014 года),

- правобережной дамбы реки Ржевка (сентябрь 2013 года – ноябрь 2016 года),

- правобережной дамбы реки Луговая (октябрь 2013 года – ноябрь 2015 года).

Анализ документации об Аукционе позволяет Комиссии сделать вывод о том, что реконструкция одного объекта не обусловлена выполнением каких-либо работ по реконструкции другого объекта, следовательно - проведение работ по реконструкции данных объектов технологически и функционально не связаны между собой.

В ходе рассмотрения дела Комиссией получена информация (письмо Министерства сельского хозяйства Калининградской области (исх. № МСХ-2819 от 13.06.2013)) о том, что указанные в документации об Аукционе дамбы защищают от затопления и подтопления различные площади с расположенными на них населенными пунктами, функциональная взаимосвязь между ними при выполнении работ по их реконструкции отсутствует. Так как запланированные к реконструкции водозащитные дамбы, в первую очередь, предназначены обеспечить безаварийный пропуск паводковых вод на конкретной реке (водотоке), с конкретной водосборной площадью, технологическая взаимосвязь при выполнении работ по их реконструкции отсутствует, что подтверждается опытом проведения указанных работ, как в советское, так и в настоящее время.

Из пояснений ОАО института «ЗАПВОДПРОЕКТА» (письмо исх. № 224 от 13.06.2013) следует, что для реконструкции вышеперечисленных объектов используются различные карьеры местного грунта, подъездные пути, при этом технологическая связь при их исполнении отсутствует. Выполнение строительных работ по реконструкции всех дамб одной подрядной организацией может привести к срыву сроков и снижению качества работ, так как в Калининградской области нет мелиоративной строительной организации, обладающей достаточной технической оснащенностью для выполнения одновременного строительства четырех объектов.

Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что при проведении торгов запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов запроса котировок.

Объединение Заказчиком в один лот не связанных между собой объектов реконструкции приводит к необоснованному укрупнению лота и начальной (максимальной) цены контракта (578 433 310,00 рублей). Начальная (максимальная) цена контракта влияет на размер обеспечения заявки на участие в Аукционе (28 921 665,50 рублей), размер обеспечения исполнения контракта (173 529 993,00 рублей). Размер начальной (максимальной) цены контракта влияет также на показатель одного из критериев допуска к участию в торгах - наличие документов, подтверждающих выполнение участником размещения заказа за последние 5 лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе на выполнение которых размещается заказ, стоимость которых составляет не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта - 115 686 662,00 руб.

Необоснованное объединение Заказчиком в один лот указанных объектов требует от потенциальных участников Аукциона наличия значительного объема технических, кадровых и финансовых ресурсов.

Согласно нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации для выполнения работ по реконструкции объектов, указанных в документации об Аукционе, участник размещения заказа должен располагать Свидетельством СРО с указанием в приложении к свидетельству о праве заключать договоры по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору (контракту) превышает (составляет) начальную (максимальную) цену контракта).

Начальная (максимальная) цена контракта по проводимому Аукциону составляет 578 433 310,00 рублей, а с учетом положений п. 4 ч. 7 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Свидетельство СРО должно содержать сведения о возможности заключать договоры по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору составляет до трех миллиардов рублей.

Данное обстоятельство исключает из числа потенциальных участников торгов все строительные организации Калининградской области.

Согласно документации об Аукционе (п. 3.3 Раздела 4 проекта контракта) Заказчиком установлено требование к выполнению генеральным подрядчиком работ без их оплаты до выполнения не менее 10 % общего объема работ. Заказчик следует, что такое требования им установлено с целью необходимости обеспечения надлежащего исполнения контракта, предотвращения недобросовестного поведения генерального подрядчика. Из проектной документации, графика выполнения работ следует, что для освоения 10 % общего объема работ потребуется время не менее 4-6 месяцев. Данное требование также не обусловлено производственной необходимостью и не может быть реализовано хозяйствующими субъектами, не располагающими значительными материальными ресурсами, что исключает их участие в размещении заказа.

Комиссия считает, что при таких обстоятельствах требование Заказчиком выполнения работ по всем реконструируемым объектам только одним генеральным подрядчиком влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа и нарушает требования части 3.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.

 

В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ЗАО агрофирмы «Водстрой» - (ПМК-1) обоснованной.

2. Признать действия заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области» нарушившими требования ч. 1 ст. 41.6, ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.

3. Предписание не выдавать в связи с тем, что ранее Заказчику выдано предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов № 89-гз/2013 от 13.06.2013 по делу № ГЗ-223/2013.

4. Направить информацию в отдел контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России для решения вопроса о наличии в действиях Заказчика нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции.

5. Передать материалы дела должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о размещении заказов, к административной ответственности.

 

 

Ведущий заседание комиссии:

 

 

 

 К.А. Кучушев

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 А.В. Крепин

 

 А.В. Куклева

 

 А.Г. Киселева

 

 

В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

13 июня 2013 года

№ ГЗ-229/2013

 

г. Калининград

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:

ведущего заседание Комиссии: К.А. Кучушева — заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы,

членов Комиссии:

А.В. Крепина — заместителя начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы;

А.В. Куклевой — ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы,

А.Г. Киселевой — специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы,

с участием представителей:

- ЗАО агрофирма «Водстрой»-(ПМК-1) – Андреева Н.И., Туркиной О.В.,

- Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области» (далее – ФГБУ «Управление «Калининградмелиоводхоз», Заказчик) - Смильгина В.Э., Никитиной Л.В., Пунтусова В.Г.;

- ООО «Балтремстройсеть» - Журавлевой Т.В., Дудинской Е.Г.,

рассмотрев жалобу ЗАО агрофирмы «Водстрой»-(ПМК-1) (далее – Заявитель) на действия заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области» при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0335100004713000014 по выбору генерального подрядчика на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции объектов: «правобережной дамбы реки Ржевка, Славский район, Калининградская область»; «правобережной дамбы реки Немонин, Славский район, Калининградская область»; «левобережной дамбы реки Немонин, Славский район, Калининградская область»; «правобережной дамбы реки Шлюзовая, Славский район, Калининградская область»; «правобережной дамбы реки Луговая, Славский район, Калининградская область» (далее – Аукцион) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 05 июня 2013 года поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона в части необоснованного включения в один лот объектов, технологически и функционально не связанных между собой, а также установления требований к работам, влекущим за собой ограничение количества участников размещения заказа.

 

В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы.

 

На официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов (www.zakupki.gov.ru) 28.05.2013 года размещено извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0335100004713000014.

Согласно документации об Аукционе в рамках одного аукциона указаны работы по реконструкции пяти различных объектов, а именно: «правобережной дамбы реки Ржевка, Славский район, Калининградская область»; «правобережной дамбы реки Немонин, Славский район, Калининградская область»; «левобережной дамбы реки Немонин, Славский район, Калининградская область»; «правобережной дамбы реки Шлюзовая, Славский район, Калининградская область»; «правобережной дамбы реки Луговая, Славский район, Калининградская область».

Все пять объектов отдельной строкой включены в Федеральную целевую программу «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 гг.» (Приложение № 4) на основании Постановления Правительства РФ от 30.12.20012 № 1497. Номера инвестиционных проектов № 132, 133, 134, 135, 136.

На каждый из этих объектов отдельно разработана проектно-сметная документация, получено положительное заключение государственной экспертизы.

Несмотря на то, что объекты (дамбы) расположены в одном муниципальном районе, их территориальное расположение друг от друга приходится на расстоянии от 15 км до 60 км. Реконструкция указанных дамб будет проводиться вдоль различных водоприемников - р. Ржевка, р. Луговая, р. Немонин, р. Шлюзовая и защищать от затопления совершенно разное количество населения и территории разных населенных пунктов и сельхозугодий.

Согласно Разделу 3 «Техническое задание» и Разделу 4 «Проект контракта» документации об Аукционе для каждой дамбы установлены отдельные сроки начала и окончания выполнения работ.

По мнению Заявителя, в соответствии со ст. 51,55 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ на каждый из этих объектов необходимо отдельно получить разрешение на строительство, решение на ввод объекта в Эксплуатацию, ежемесячно в период строительства но каждому объекту принимать работы по форме КС-2, КС-3.

Таким образом, объекты (дамбы) по своему функциональному назначению и технологическому положению не увязаны между собой - выполнение работ по реконструкции одного из объектов и не обусловлено выполнением работ по реконструкции других дамб.

Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов на размещение заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с работами, выполнение которых являются предметом торгов.

По мнению Заявителя, в нарушение действующего законодательства включение Заказчиком в один аукцион пяти объектов без выделения отдельных лотов, когда реконструкция одного объекта не обусловлена реконструкцией другого объекта, приводит:

- к искусственному укрупнению максимальной (начальной) цены контракта (578 433 310,00 рублей); размера обеспечения заявки на участие в Аукционе (28 921 665,50 рублей); размера обеспечения исполнения контракта (173 529 993,00 рублей);

- к необходимости наличия свидетельства о допуске к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с правом осуществления организации работ по строительству, стоимость которых по одному договору (контракту) превышает (составляет) начальную (максимальную) цену контракта – до 3 000 000 000,00 рублей;

- к необходимости наличия документов, подтверждающих выполнение участником размещения заказа за последние 5 лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе на выполнение которых размещается заказ, стоимость которых составляет не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта - 115 686 662,00 рубля;

- к выполнению работ без оплаты до выполнения не менее 10 % от общего объема работ - 57 843 331,00 рубль.

Все это оказывает отрицательное влияние на конкурентную среду и влечет вытеснение хозяйствующих субъектов, не обладающими большими свободными финансовыми и техническими средствами.

Заявитель просит приостановить размещение данного заказа и признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, ст. 17 Закона о защите конкуренции.

 

Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается и утверждается заказчиком самостоятельно.

Закон о размещении заказов не регламентирует порядок формирования предмета торгов. Заказчик самостоятельно принимает решение о включении работ в предмет торгов.

Согласно ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать требования к работам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Иных ограничений к содержанию документации об аукционе, в том числе запрета объединять заказы на выполнение одноименных работ по месту их выполнения, по цене работ, а также по срокам их выполнения Законом о размещении заказов не предусмотрено.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в один лот работ, технологически и функционально не связанных с работами, выполнение которых является предметом торгов.

По мнению Заказчика, допускается возможность включения в состав одного предмета торгов работ, технологически и функционально связанных с работами, выполнение которых является предметом торгов. Предметом данных торгов является реконструкция дамб.

Документация об Аукционе разработана и утверждена Заказчиком для сохранения и восстановления объектов комплексного назначения до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод на территории Славского района Калининградской области в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах».

Заказчик считает, что положения документации об Аукционе не нарушают действующее законодательство.

Реконструкция дамб, указанных в предмете Аукциона, осуществляется на территории одного муниципального района (Славского района Калининградской области) и целесообразно объединить их в единый лот, так как все эти дамбы относятся к основной польдерной системе Куршского залива, технологически и функционально связаны между собой.

Контроль и надзор за ходом выполнения работ, качеством используемых материалов и оборудования осуществляется одним заказчиком – ФГБУ «Управление «Калининградмелиоводхоз».

Пунктом 4.3.2 Раздела 4 «Проект контракта» документации об Аукционе установлено, что генеральный подрядчик имеет право привлекать к выполнению работ субподрядные организации.

Кроме того, по мнению Заказчика, документация об Аукционе не содержит требований к участникам размещения заказа относительно трудовых, технических и иных ресурсов, за исключением требований Закона о размещении заказов.

Заказчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной.

 

В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

 

28 мая 2013 года Федеральным государственным бюджетным учреждением «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области» на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – официальный сайт) размещены извещение № 0335100004713000014 и документация об открытом аукционе в электронной форме.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 578 433 310,00 рублей.

В соответствии с ч. 5 ст. 41.5 Закона о размещении заказов Заказчиком 03.06.2013 и 10.06.2013 внесены изменения в извещение о проведении данного Аукциона и документацию об открытом аукционе в электронной форме.

 

При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 – 3.2, 4.1 – 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.

Согласно ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Из документации об Аукционе следует, что Заказчиком установлено требование о необходимости осуществления работ (в рамках одного контракта) по реконструкции 5 (пяти) отдельных объектов, включенных в перечень Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 № 350), а именно: «правобережной дамбы реки Ржевка, Славский район, Калининградская область»; «правобережной дамбы реки Немонин, Славский район, Калининградская область»; «левобережной дамбы реки Немонин, Славский район, Калининградская область»; «правобережной дамбы реки Шлюзовая, Славский район, Калининградская область»; «правобережной дамбы реки Луговая, Славский район, Калининградская область».

Согласно проектно-сметной документации данные объекты расположены в пределах одного муниципального района (Славский район Калининградской области), однако территориальная удаленность объектов друг от друга составляет от 15 км до 60 км.

Документацией об Аукционе предусматривается проведение работ по реконструкции дамб вдоль различных водоприемников (река Ржевка, река Луговая, река Немонин, река Шлюзовая). Указанные дамбы (каждая в отдельности) защищает от затопления разные территориально расположенные площади, населенные пункты и сельхозугодия (от 3520 га до 10800 га каждая).

Работы по реконструкции каждой дамбы должны осуществляться по отдельной проектно-сметной документации, каждая из которых имеет положительное заключение государственной экспертизы. Проектно-сметная документация по каждой реконструируемой дамбе легла в основу расчета начальной (максимальной) цены контракта отдельно по каждой дамбе.

В соответствии с приложением 2 к проекту контракта установлены различные сроки реконструкции каждого из объектов в отдельности:

- правобережной дамбы реки Немонин и левобережной дамбы реки Немонин (июль 2013 года – ноябрь 2014 года),

- правобережной дамбы реки Шлюзовая (август 2013 года – ноябрь 2014 года),

- правобережной дамбы реки Ржевка (сентябрь 2013 года – ноябрь 2016 года),

- правобережной дамбы реки Луговая (октябрь 2013 года – ноябрь 2015 года).

Анализ документации об Аукционе позволяет Комиссии сделать вывод о том, что реконструкция одного объекта не обусловлена выполнением каких-либо работ по реконструкции другого объекта, следовательно - проведение работ по реконструкции данных объектов технологически и функционально не связаны между собой.

В ходе рассмотрения дела Комиссией получена информация (письмо Министерства сельского хозяйства Калининградской области (исх. № МСХ-2819 от 13.06.2013)) о том, что указанные в документации об Аукционе дамбы защищают от затопления и подтопления различные площади с расположенными на них населенными пунктами, функциональная взаимосвязь между ними при выполнении работ по их реконструкции отсутствует. Так как запланированные к реконструкции водозащитные дамбы, в первую очередь, предназначены обеспечить безаварийный пропуск паводковых вод на конкретной реке (водотоке), с конкретной водосборной площадью, технологическая взаимосвязь при выполнении работ по их реконструкции отсутствует, что подтверждается опытом проведения указанных работ, как в советское, так и в настоящее время.

Из пояснений ОАО института «ЗАПВОДПРОЕКТА» (письмо исх. № 224 от 13.06.2013) следует, что для реконструкции вышеперечисленных объектов используются различные карьеры местного грунта, подъездные пути, при этом технологическая связь при их исполнении отсутствует. Выполнение строительных работ по реконструкции всех дамб одной подрядной организацией может привести к срыву сроков и снижению качества работ, так как в Калининградской области нет мелиоративной строительной организации, обладающей достаточной технической оснащенностью для выполнения одновременного строительства четырех объектов.

Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что при проведении торгов запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов запроса котировок.

Объединение Заказчиком в один лот не связанных между собой объектов реконструкции приводит к необоснованному укрупнению лота и начальной (максимальной) цены контракта (578 433 310,00 рублей). Начальная (максимальная) цена контракта влияет на размер обеспечения заявки на участие в Аукционе (28 921 665,50 рублей), размер обеспечения исполнения контракта (173 529 993,00 рублей). Размер начальной (максимальной) цены контракта влияет также на показатель одного из критериев допуска к участию в торгах - наличие документов, подтверждающих выполнение участником размещения заказа за последние 5 лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе на выполнение которых размещается заказ, стоимость которых составляет не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта - 115 686 662,00 руб.

Необоснованное объединение Заказчиком в один лот указанных объектов требует от потенциальных участников Аукциона наличия значительного объема технических, кадровых и финансовых ресурсов.

Согласно нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации для выполнения работ по реконструкции объектов, указанных в документации об Аукционе, участник размещения заказа должен располагать Свидетельством СРО с указанием в приложении к свидетельству о праве заключать договоры по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору (контракту) превышает (составляет) начальную (максимальную) цену контракта).

Начальная (максимальная) цена контракта по проводимому Аукциону составляет 578 433 310,00 рублей, а с учетом положений п. 4 ч. 7 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Свидетельство СРО должно содержать сведения о возможности заключать договоры по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору составляет до трех миллиардов рублей.

Данное обстоятельство исключает из числа потенциальных участников торгов все строительные организации Калининградской области.

Согласно документации об Аукционе (п. 3.3 Раздела 4 проекта контракта) Заказчиком установлено требование к выполнению генеральным подрядчиком работ без их оплаты до выполнения не менее 10 % общего объема работ. Заказчик следует, что такое требования им установлено с целью необходимости обеспечения надлежащего исполнения контракта, предотвращения недобросовестного поведения генерального подрядчика. Из проектной документации, графика выполнения работ следует, что для освоения 10 % общего объема работ потребуется время не менее 4-6 месяцев. Данное требование также не обусловлено производственной необходимостью и не может быть реализовано хозяйствующими субъектами, не располагающими значительными материальными ресурсами, что исключает их участие в размещении заказа.

Комиссия считает, что при таких обстоятельствах требование Заказчиком выполнения работ по всем реконструируемым объектам только одним генеральным подрядчиком влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа и нарушает требования части 3.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.

 

В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ЗАО агрофирмы «Водстрой» - (ПМК-1) обоснованной.

2. Признать действия заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области» нарушившими требования ч. 1 ст. 41.6, ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.

3. Предписание не выдавать в связи с тем, что ранее Заказчику выдано предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов № 89-гз/2013 от 13.06.2013 по делу № ГЗ-223/2013.

4. Направить информацию в отдел контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России для решения вопроса о наличии в действиях Заказчика нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции.

5. Передать материалы дела должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о размещении заказов, к административной ответственности.

 

 

Ведущий заседание комиссии:

 

 

 

 К.А. Кучушев

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 А.В. Крепин

 

 А.В. Куклева

 

 А.Г. Киселева

 

 

В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № ГЗ-229/2013 [format] => [safe_value] => № ГЗ-229/2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] =>

 

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. №94 Федеральная антимонопольная служба уполномочена осуществлять контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со своей компетенцией.

Свод основных документов, регламентирующих контроль в сфере размещения госзаказа

Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа" и пояснительная записка

Концепция проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа»

Доклады о результатах деятельности органов ФАС России при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов

Журнал "Госзакупки.ру. Официальная информация. Письма. Комментарии. Административная практика"

Экономия на электронных аукционах

Информация о содержании уведомления, представляемого в УФАС России

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-18 08:31:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-13 08:31:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1371717523 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )