РЕШЕНИЕ № АМЗ-55/2013 о прекращении рассмотрения дела

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: № АМЗ-55/2013
Дата публикации: 31 июля 2013, 11:10

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

31июля 2013 года          № АМЗ-55/2013                        г. Калининград

Решение изготовлено в полном объеме 31июля 2013 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 18июля 2013 года.

 

Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

председателя Комиссии:

 

Кучушева К.А.

заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,

 

членов Комиссии:

 

Белоногова А.В.

заместителя начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,

 

 

Куклевой А.В.

старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,

с участием представителей:

- заявителя - гр. Рубан Н. – Кисиля Константина Николаевича (по доверенности б/н от 02.07.2013);

- ответчика –Министерства здравоохранения Калининградской области–Корниловой М.А. (по доверенности № 01-14/5362 от 03.06.2013),

рассмотрев дело № АМЗ-55/2013 по признакам нарушения Министерством здравоохранения Калининградской области п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

По результатам рассмотрения обращения гр. Рубан Н.(далее также – Заявитель)Калининградским УФАС России 21.06.13 приказом №217 возбуждено дело № АМЗ-55/2013 в отношении Министерства здравоохранения Калининградской области (далее также – Министерство)по признакам нарушения п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, в связи сизданием приказа от 19.05.2008 № 151 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства», содержащего положения обустановлении для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги по осуществлению медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства, выразившегося в утверждении уполномоченных (базовых) медицинских учреждений для медицинского освидетельствования иностранных граждан.

Существо дела, изложенное гражданкой Рубан Н.

В декабре 2012 года Заявитель обратилась в УФМС по Калининградской области с заявлением о продлении разрешения на работу. При этом ею были представлены справки, выданные лабораторией ГАУКО «Региональный перинатальный центр» о результатах проведения исследований на ВИЧ.

Однако, сотрудниками УФМС указанные документы приняты не были, в связи с тем, что данные справки должны выдаваться только центром по профилактике и борьбе со СПИДом, расположенным на ул. Желябова в г. Калининграде.

В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 115 - ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан) не указано о том, что данные документы должны предоставляться конкретными медицинскими учреждениями, не указан порядок определения перечня данных учреждений.

Существо дела, изложенное Министерством здравоохранения Калининградской области.

Согласно п. 5.10 Главы V «Порядок освидетельствования на ВИЧ-инфекцию»Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.5.2826-10 определено, что выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения.

На основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 декабря 2007 № 86 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства» для проведения медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства был определен перечень государственных медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь по диагностике, лечению и профилактике инфекционных заболеваний, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2003 № 188 «О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации.

Перечень таких государственных учреждений утвержден приказом Министерства здравоохранения Калининградской области от 19 мая 2008 № 151 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства».

Медицинское освидетельствование иностранных граждан производится на платной основе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2012 № 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных услуг медицинских услуг».

Только постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане являются субъектами обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Обстоятельства, установленные антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 30.03.1995 №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания,вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» выдачаофициального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан).

В силу статьи 2 Закона о правовом положении иностранных граждан применяются следующие основные понятия:

- иностранный гражданин физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

-лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданиномРоссийской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства(подданства) иностранного государства;

  • разрешение на временное проживание подтверждение права иностранногогражданина или лица без гражданства временно проживать в РоссийскойФедерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки вдокументе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица безгражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого вРоссийской Федерации лицу без гражданства, неимеющему документаудостоверяющего его личность;
  • вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицубез гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в
    Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из РоссийскойФедерации и въезд в Российскую Федерацию;
  • разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного
    работника на временное осуществление на территории Российской Федерациитрудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. №789 и № 794 утверждены соответственно Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание и Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, в соответствии с которыми разрешение на временное проживание и вид на жительство выдаются иностранному гражданину (лицу без гражданства) территориальным органом Федеральной миграционной службы.

При подаче заявления иностранный гражданин (лицо без гражданства) представляет, в частности, сертификат об отсутствии у него (членов его семьи) ВИЧ-инфекции, а также документ, подтверждающий, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Для получения разрешения на временное проживание такой документ выдается полномочным органом иностранного государства либо полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, а для получения вида на жительство - только полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона о правовом положении иностранных граждан иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.

Согласно статье 13.1 Закона о правовом положении иностранных граждан разрешение на работу иностранному гражданину выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина.

В случае если разрешение на работу выдано на срок более 90 суток, он обязанв течение 30 суток со дня получения такого разрешения представить в
территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере
миграции документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания
наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченнымПравительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

В силу пункта 7.1 статьи 13.1 Закона о правовом положении иностранных граждан представление такого документа требуется и при подаче заявления о продлении срока действия разрешения на работу.

Аналогичные правила закреплены в пунктах 35 и 55 Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. №681. В соответствии с пунктом 8 статьи 6 и пунктом 5 статьи 8 Закона о правовом положении иностранных граждан порядок выдачи разрешения на временное проживание и вида на жительство определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказами Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. №40 и №41 утверждены соответствующие Административные регламенты, пунктами 38.7 и 38.8 которых также предусмотрено представление сертификата об отсутствии у заявителя (членов его семьи) ВИЧ-инфекции и документа, выданного полномочным органом иностранного государства либо полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, подтверждающего, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2003 г. №188.

Данный Перечень включает в себя болезнь, вызванную вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), лепру (болезнь Гансена), туберкулёз, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем (сифилис, хламидийнаялимфогранулема (венерическая), шанкроид).

Таким образом, как для получения разрешения на временное проживание требуется представление документа, выданного полномочным органом иностранного государства либо полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, а для получения вида на жительство и разрешения на работу только полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации и подтверждающего отсутствие у иностранного гражданина упомянутых выше заболеваний.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 декабря 2007 г. № 86 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства» руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации поручено, в частности:

- обеспечить в установленном порядке прохождение медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства;

- информировать в доступной форме иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывшего в учреждение здравоохранения для прохождения медицинского освидетельствования, с правилами проведения медицинского освидетельствования;

- обеспечить регистрацию каждой процедуры медицинского освидетельствования в специальном журнале и отражение результатов его в акте медицинского освидетельствования;

- направлять информацию о факте выдачи акта медицинского освидетельствования в территориальный орган Федеральной миграционной службы в течение суток с момента его выдачи;

- сформировать базу данных о прохождении иностранными гражданами и лицами без гражданства медицинского освидетельствования, медицинских заключениях о состоянии их здоровья, выданных сертификатах об отсутствии ВИЧ-инфекции.

В целях реализации вышеприведенных нормативных актов Министерством здравоохранения Калининградской области издан приказ от 19 мая 2008 года № 151 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства», которым утверждены:

1. Определитьуполномоченными (базовыми) учреждениями для медицинского освидетельствования иностранных граждан:

1)областное государственное учреждение здравоохранения «Областнойкожно-венерологический диспансер», областное государственное учреждение «Советский кожно-венерологический диспансер» - для медицинского о свидетельствования на предмет наличия либо отсутствия заболеваний сифилисом, хламидийной лимфогранулемой, шанкроидом, лепрой;

2)областное государственное специализированное учреждение «Инфекционная больница Калининградской области» - для медицинского освидетельствования на предмет наличия либо отсутствия заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);

3)областно егосударственное специализированное учреждение здравоохранения «Областная наркологическая больница» - для медицинского освидетельствования на предмет наличия либо отсутствия заболевания наркоманией.

4) государственное учреждение здравоохранения Калининградской области «Областной противотуберкулезный диспансер», областное государственное учреждение «Советский противотуберкулезный диспансер»- для освидетельствования на предмет наличия либо отсутствия заболевания туберкулезом.

Подпунктом 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность включена в Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (специальные разрешения).

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности пунктом3которого предусмотрено, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований в соответствии с Перечнем согласно приложению.

В данный Перечень входят работы (услуги) по медицинскому освидетельствованию на выявление ВИЧ-инфекции, медицинскому освидетельствованию на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации.

Согласно ст. 65 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствийи проводится оно в медицинских организациях в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.10.1995 № 1017 «Об утверждении Правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» обязательное медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции проводится в медицинских учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, имеющих лицензию на проведение таких освидетельствований.

Таким образом, для проведения медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции у медицинских учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения должна быть лицензия на проведение таких освидетельствований.

В соответствии со ст. 1 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В силу пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

По запросу антимонопольного органа от ГАУ КО «Региональный перинатальный центр» были получены сведенияоб отсутствии у учреждения лицензии на проведение таких освидетельствований и сведения о том, что освидетельствование на наличие либо отсутствие ВИЧ-инфекции проводит ОСГУ «Инфекционная больница Калининградской области».

На заседании Комиссии представитель Министерства пояснил о том, что перечень уполномоченных (базовых) учреждений, указанных в Приказе № 151 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства» не является закрытым и любое медицинское учреждение, получившее лицензию на проведение медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции может подать в Министерство заявку и оказывать подобного рода услугу.

Заявителем не были представлены доказательства в обоснование своих доводов о нарушении антимонопольного законодательства.

При таких обстоятельствах принятие Приказа № 151 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства» и утверждение Перечня уполномоченных (базовых) учрежденийне может повлечь за собойограничение конкуренции по смыслу п. 17 ст. 4Закона о защите конкуренции.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела не подтвердились обстоятельства, послужившие основанием к возбуждению дела.

Принимая во внимание изложенное, в результате рассмотрения дела антимонопольный орган приходит к выводу об отсутствии в действиях Министерства здравоохранения Калининградской области нарушений п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пункта 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Прекратить рассмотрение дела № АМЗ-55/2013 по признакам нарушения Министерством здравоохранения Калининградской области п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения в рассматриваемых комиссией действиях.

Председатель комиссии:

 

 

К.А. Кучушев

 

 

Члены комиссии:

 

А.В. Белоногов

 

 А.В. Куклева

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 8233 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № АМЗ-55/2013 о прекращении рассмотрения дела [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8233 [type] => solution [language] => ru [created] => 1377505833 [changed] => 1377506709 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1377506709 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

31июля 2013 года          № АМЗ-55/2013                        г. Калининград

Решение изготовлено в полном объеме 31июля 2013 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 18июля 2013 года.

 

Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

председателя Комиссии:

 

Кучушева К.А.

заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,

 

членов Комиссии:

 

Белоногова А.В.

заместителя начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,

 

 

Куклевой А.В.

старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,

с участием представителей:

- заявителя - гр. Рубан Н. – Кисиля Константина Николаевича (по доверенности б/н от 02.07.2013);

- ответчика –Министерства здравоохранения Калининградской области–Корниловой М.А. (по доверенности № 01-14/5362 от 03.06.2013),

рассмотрев дело № АМЗ-55/2013 по признакам нарушения Министерством здравоохранения Калининградской области п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

По результатам рассмотрения обращения гр. Рубан Н.(далее также – Заявитель)Калининградским УФАС России 21.06.13 приказом №217 возбуждено дело № АМЗ-55/2013 в отношении Министерства здравоохранения Калининградской области (далее также – Министерство)по признакам нарушения п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, в связи сизданием приказа от 19.05.2008 № 151 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства», содержащего положения обустановлении для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги по осуществлению медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства, выразившегося в утверждении уполномоченных (базовых) медицинских учреждений для медицинского освидетельствования иностранных граждан.

Существо дела, изложенное гражданкой Рубан Н.

В декабре 2012 года Заявитель обратилась в УФМС по Калининградской области с заявлением о продлении разрешения на работу. При этом ею были представлены справки, выданные лабораторией ГАУКО «Региональный перинатальный центр» о результатах проведения исследований на ВИЧ.

Однако, сотрудниками УФМС указанные документы приняты не были, в связи с тем, что данные справки должны выдаваться только центром по профилактике и борьбе со СПИДом, расположенным на ул. Желябова в г. Калининграде.

В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 115 - ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан) не указано о том, что данные документы должны предоставляться конкретными медицинскими учреждениями, не указан порядок определения перечня данных учреждений.

Существо дела, изложенное Министерством здравоохранения Калининградской области.

Согласно п. 5.10 Главы V «Порядок освидетельствования на ВИЧ-инфекцию»Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.5.2826-10 определено, что выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения.

На основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 декабря 2007 № 86 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства» для проведения медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства был определен перечень государственных медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь по диагностике, лечению и профилактике инфекционных заболеваний, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2003 № 188 «О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации.

Перечень таких государственных учреждений утвержден приказом Министерства здравоохранения Калининградской области от 19 мая 2008 № 151 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства».

Медицинское освидетельствование иностранных граждан производится на платной основе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2012 № 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных услуг медицинских услуг».

Только постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане являются субъектами обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Обстоятельства, установленные антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 30.03.1995 №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания,вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» выдачаофициального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан).

В силу статьи 2 Закона о правовом положении иностранных граждан применяются следующие основные понятия:

- иностранный гражданин физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

-лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданиномРоссийской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства(подданства) иностранного государства;

  • разрешение на временное проживание подтверждение права иностранногогражданина или лица без гражданства временно проживать в РоссийскойФедерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки вдокументе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица безгражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого вРоссийской Федерации лицу без гражданства, неимеющему документаудостоверяющего его личность;
  • вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицубез гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в
    Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из РоссийскойФедерации и въезд в Российскую Федерацию;
  • разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного
    работника на временное осуществление на территории Российской Федерациитрудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. №789 и № 794 утверждены соответственно Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание и Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, в соответствии с которыми разрешение на временное проживание и вид на жительство выдаются иностранному гражданину (лицу без гражданства) территориальным органом Федеральной миграционной службы.

При подаче заявления иностранный гражданин (лицо без гражданства) представляет, в частности, сертификат об отсутствии у него (членов его семьи) ВИЧ-инфекции, а также документ, подтверждающий, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Для получения разрешения на временное проживание такой документ выдается полномочным органом иностранного государства либо полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, а для получения вида на жительство - только полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона о правовом положении иностранных граждан иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.

Согласно статье 13.1 Закона о правовом положении иностранных граждан разрешение на работу иностранному гражданину выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина.

В случае если разрешение на работу выдано на срок более 90 суток, он обязанв течение 30 суток со дня получения такого разрешения представить в
территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере
миграции документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания
наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченнымПравительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

В силу пункта 7.1 статьи 13.1 Закона о правовом положении иностранных граждан представление такого документа требуется и при подаче заявления о продлении срока действия разрешения на работу.

Аналогичные правила закреплены в пунктах 35 и 55 Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. №681. В соответствии с пунктом 8 статьи 6 и пунктом 5 статьи 8 Закона о правовом положении иностранных граждан порядок выдачи разрешения на временное проживание и вида на жительство определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказами Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. №40 и №41 утверждены соответствующие Административные регламенты, пунктами 38.7 и 38.8 которых также предусмотрено представление сертификата об отсутствии у заявителя (членов его семьи) ВИЧ-инфекции и документа, выданного полномочным органом иностранного государства либо полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, подтверждающего, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2003 г. №188.

Данный Перечень включает в себя болезнь, вызванную вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), лепру (болезнь Гансена), туберкулёз, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем (сифилис, хламидийнаялимфогранулема (венерическая), шанкроид).

Таким образом, как для получения разрешения на временное проживание требуется представление документа, выданного полномочным органом иностранного государства либо полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, а для получения вида на жительство и разрешения на работу только полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации и подтверждающего отсутствие у иностранного гражданина упомянутых выше заболеваний.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 декабря 2007 г. № 86 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства» руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации поручено, в частности:

- обеспечить в установленном порядке прохождение медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства;

- информировать в доступной форме иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывшего в учреждение здравоохранения для прохождения медицинского освидетельствования, с правилами проведения медицинского освидетельствования;

- обеспечить регистрацию каждой процедуры медицинского освидетельствования в специальном журнале и отражение результатов его в акте медицинского освидетельствования;

- направлять информацию о факте выдачи акта медицинского освидетельствования в территориальный орган Федеральной миграционной службы в течение суток с момента его выдачи;

- сформировать базу данных о прохождении иностранными гражданами и лицами без гражданства медицинского освидетельствования, медицинских заключениях о состоянии их здоровья, выданных сертификатах об отсутствии ВИЧ-инфекции.

В целях реализации вышеприведенных нормативных актов Министерством здравоохранения Калининградской области издан приказ от 19 мая 2008 года № 151 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства», которым утверждены:

1. Определитьуполномоченными (базовыми) учреждениями для медицинского освидетельствования иностранных граждан:

1)областное государственное учреждение здравоохранения «Областнойкожно-венерологический диспансер», областное государственное учреждение «Советский кожно-венерологический диспансер» - для медицинского о свидетельствования на предмет наличия либо отсутствия заболеваний сифилисом, хламидийной лимфогранулемой, шанкроидом, лепрой;

2)областное государственное специализированное учреждение «Инфекционная больница Калининградской области» - для медицинского освидетельствования на предмет наличия либо отсутствия заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);

3)областно егосударственное специализированное учреждение здравоохранения «Областная наркологическая больница» - для медицинского освидетельствования на предмет наличия либо отсутствия заболевания наркоманией.

4) государственное учреждение здравоохранения Калининградской области «Областной противотуберкулезный диспансер», областное государственное учреждение «Советский противотуберкулезный диспансер»- для освидетельствования на предмет наличия либо отсутствия заболевания туберкулезом.

Подпунктом 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность включена в Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (специальные разрешения).

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности пунктом3которого предусмотрено, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований в соответствии с Перечнем согласно приложению.

В данный Перечень входят работы (услуги) по медицинскому освидетельствованию на выявление ВИЧ-инфекции, медицинскому освидетельствованию на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации.

Согласно ст. 65 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствийи проводится оно в медицинских организациях в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.10.1995 № 1017 «Об утверждении Правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» обязательное медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции проводится в медицинских учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, имеющих лицензию на проведение таких освидетельствований.

Таким образом, для проведения медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции у медицинских учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения должна быть лицензия на проведение таких освидетельствований.

В соответствии со ст. 1 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В силу пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

По запросу антимонопольного органа от ГАУ КО «Региональный перинатальный центр» были получены сведенияоб отсутствии у учреждения лицензии на проведение таких освидетельствований и сведения о том, что освидетельствование на наличие либо отсутствие ВИЧ-инфекции проводит ОСГУ «Инфекционная больница Калининградской области».

На заседании Комиссии представитель Министерства пояснил о том, что перечень уполномоченных (базовых) учреждений, указанных в Приказе № 151 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства» не является закрытым и любое медицинское учреждение, получившее лицензию на проведение медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции может подать в Министерство заявку и оказывать подобного рода услугу.

Заявителем не были представлены доказательства в обоснование своих доводов о нарушении антимонопольного законодательства.

При таких обстоятельствах принятие Приказа № 151 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства» и утверждение Перечня уполномоченных (базовых) учрежденийне может повлечь за собойограничение конкуренции по смыслу п. 17 ст. 4Закона о защите конкуренции.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела не подтвердились обстоятельства, послужившие основанием к возбуждению дела.

Принимая во внимание изложенное, в результате рассмотрения дела антимонопольный орган приходит к выводу об отсутствии в действиях Министерства здравоохранения Калининградской области нарушений п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пункта 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Прекратить рассмотрение дела № АМЗ-55/2013 по признакам нарушения Министерством здравоохранения Калининградской области п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения в рассматриваемых комиссией действиях.

Председатель комиссии:

 

 

К.А. Кучушев

 

 

Члены комиссии:

 

А.В. Белоногов

 

 А.В. Куклева

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

31июля 2013 года          № АМЗ-55/2013                        г. Калининград

Решение изготовлено в полном объеме 31июля 2013 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 18июля 2013 года.

 

Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

председателя Комиссии:

 

Кучушева К.А.

заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,

 

членов Комиссии:

 

Белоногова А.В.

заместителя начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,

 

 

Куклевой А.В.

старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,

с участием представителей:

- заявителя - гр. Рубан Н. – Кисиля Константина Николаевича (по доверенности б/н от 02.07.2013);

- ответчика –Министерства здравоохранения Калининградской области–Корниловой М.А. (по доверенности № 01-14/5362 от 03.06.2013),

рассмотрев дело № АМЗ-55/2013 по признакам нарушения Министерством здравоохранения Калининградской области п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

По результатам рассмотрения обращения гр. Рубан Н.(далее также – Заявитель)Калининградским УФАС России 21.06.13 приказом №217 возбуждено дело № АМЗ-55/2013 в отношении Министерства здравоохранения Калининградской области (далее также – Министерство)по признакам нарушения п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, в связи сизданием приказа от 19.05.2008 № 151 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства», содержащего положения обустановлении для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги по осуществлению медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства, выразившегося в утверждении уполномоченных (базовых) медицинских учреждений для медицинского освидетельствования иностранных граждан.

Существо дела, изложенное гражданкой Рубан Н.

В декабре 2012 года Заявитель обратилась в УФМС по Калининградской области с заявлением о продлении разрешения на работу. При этом ею были представлены справки, выданные лабораторией ГАУКО «Региональный перинатальный центр» о результатах проведения исследований на ВИЧ.

Однако, сотрудниками УФМС указанные документы приняты не были, в связи с тем, что данные справки должны выдаваться только центром по профилактике и борьбе со СПИДом, расположенным на ул. Желябова в г. Калининграде.

В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 115 - ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан) не указано о том, что данные документы должны предоставляться конкретными медицинскими учреждениями, не указан порядок определения перечня данных учреждений.

Существо дела, изложенное Министерством здравоохранения Калининградской области.

Согласно п. 5.10 Главы V «Порядок освидетельствования на ВИЧ-инфекцию»Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.5.2826-10 определено, что выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения.

На основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 декабря 2007 № 86 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства» для проведения медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства был определен перечень государственных медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь по диагностике, лечению и профилактике инфекционных заболеваний, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2003 № 188 «О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации.

Перечень таких государственных учреждений утвержден приказом Министерства здравоохранения Калининградской области от 19 мая 2008 № 151 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства».

Медицинское освидетельствование иностранных граждан производится на платной основе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2012 № 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных услуг медицинских услуг».

Только постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане являются субъектами обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Обстоятельства, установленные антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 30.03.1995 №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания,вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» выдачаофициального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан).

В силу статьи 2 Закона о правовом положении иностранных граждан применяются следующие основные понятия:

- иностранный гражданин физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

-лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданиномРоссийской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства(подданства) иностранного государства;

  • разрешение на временное проживание подтверждение права иностранногогражданина или лица без гражданства временно проживать в РоссийскойФедерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки вдокументе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица безгражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого вРоссийской Федерации лицу без гражданства, неимеющему документаудостоверяющего его личность;
  • вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицубез гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в
    Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из РоссийскойФедерации и въезд в Российскую Федерацию;
  • разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного
    работника на временное осуществление на территории Российской Федерациитрудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. №789 и № 794 утверждены соответственно Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание и Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, в соответствии с которыми разрешение на временное проживание и вид на жительство выдаются иностранному гражданину (лицу без гражданства) территориальным органом Федеральной миграционной службы.

При подаче заявления иностранный гражданин (лицо без гражданства) представляет, в частности, сертификат об отсутствии у него (членов его семьи) ВИЧ-инфекции, а также документ, подтверждающий, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Для получения разрешения на временное проживание такой документ выдается полномочным органом иностранного государства либо полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, а для получения вида на жительство - только полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона о правовом положении иностранных граждан иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.

Согласно статье 13.1 Закона о правовом положении иностранных граждан разрешение на работу иностранному гражданину выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина.

В случае если разрешение на работу выдано на срок более 90 суток, он обязанв течение 30 суток со дня получения такого разрешения представить в
территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере
миграции документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания
наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченнымПравительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

В силу пункта 7.1 статьи 13.1 Закона о правовом положении иностранных граждан представление такого документа требуется и при подаче заявления о продлении срока действия разрешения на работу.

Аналогичные правила закреплены в пунктах 35 и 55 Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. №681. В соответствии с пунктом 8 статьи 6 и пунктом 5 статьи 8 Закона о правовом положении иностранных граждан порядок выдачи разрешения на временное проживание и вида на жительство определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказами Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. №40 и №41 утверждены соответствующие Административные регламенты, пунктами 38.7 и 38.8 которых также предусмотрено представление сертификата об отсутствии у заявителя (членов его семьи) ВИЧ-инфекции и документа, выданного полномочным органом иностранного государства либо полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, подтверждающего, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2003 г. №188.

Данный Перечень включает в себя болезнь, вызванную вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), лепру (болезнь Гансена), туберкулёз, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем (сифилис, хламидийнаялимфогранулема (венерическая), шанкроид).

Таким образом, как для получения разрешения на временное проживание требуется представление документа, выданного полномочным органом иностранного государства либо полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, а для получения вида на жительство и разрешения на работу только полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации и подтверждающего отсутствие у иностранного гражданина упомянутых выше заболеваний.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 декабря 2007 г. № 86 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства» руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации поручено, в частности:

- обеспечить в установленном порядке прохождение медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства;

- информировать в доступной форме иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывшего в учреждение здравоохранения для прохождения медицинского освидетельствования, с правилами проведения медицинского освидетельствования;

- обеспечить регистрацию каждой процедуры медицинского освидетельствования в специальном журнале и отражение результатов его в акте медицинского освидетельствования;

- направлять информацию о факте выдачи акта медицинского освидетельствования в территориальный орган Федеральной миграционной службы в течение суток с момента его выдачи;

- сформировать базу данных о прохождении иностранными гражданами и лицами без гражданства медицинского освидетельствования, медицинских заключениях о состоянии их здоровья, выданных сертификатах об отсутствии ВИЧ-инфекции.

В целях реализации вышеприведенных нормативных актов Министерством здравоохранения Калининградской области издан приказ от 19 мая 2008 года № 151 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства», которым утверждены:

1. Определитьуполномоченными (базовыми) учреждениями для медицинского освидетельствования иностранных граждан:

1)областное государственное учреждение здравоохранения «Областнойкожно-венерологический диспансер», областное государственное учреждение «Советский кожно-венерологический диспансер» - для медицинского о свидетельствования на предмет наличия либо отсутствия заболеваний сифилисом, хламидийной лимфогранулемой, шанкроидом, лепрой;

2)областное государственное специализированное учреждение «Инфекционная больница Калининградской области» - для медицинского освидетельствования на предмет наличия либо отсутствия заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);

3)областно егосударственное специализированное учреждение здравоохранения «Областная наркологическая больница» - для медицинского освидетельствования на предмет наличия либо отсутствия заболевания наркоманией.

4) государственное учреждение здравоохранения Калининградской области «Областной противотуберкулезный диспансер», областное государственное учреждение «Советский противотуберкулезный диспансер»- для освидетельствования на предмет наличия либо отсутствия заболевания туберкулезом.

Подпунктом 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность включена в Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (специальные разрешения).

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности пунктом3которого предусмотрено, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований в соответствии с Перечнем согласно приложению.

В данный Перечень входят работы (услуги) по медицинскому освидетельствованию на выявление ВИЧ-инфекции, медицинскому освидетельствованию на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации.

Согласно ст. 65 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствийи проводится оно в медицинских организациях в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.10.1995 № 1017 «Об утверждении Правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» обязательное медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции проводится в медицинских учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, имеющих лицензию на проведение таких освидетельствований.

Таким образом, для проведения медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции у медицинских учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения должна быть лицензия на проведение таких освидетельствований.

В соответствии со ст. 1 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В силу пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

По запросу антимонопольного органа от ГАУ КО «Региональный перинатальный центр» были получены сведенияоб отсутствии у учреждения лицензии на проведение таких освидетельствований и сведения о том, что освидетельствование на наличие либо отсутствие ВИЧ-инфекции проводит ОСГУ «Инфекционная больница Калининградской области».

На заседании Комиссии представитель Министерства пояснил о том, что перечень уполномоченных (базовых) учреждений, указанных в Приказе № 151 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства» не является закрытым и любое медицинское учреждение, получившее лицензию на проведение медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции может подать в Министерство заявку и оказывать подобного рода услугу.

Заявителем не были представлены доказательства в обоснование своих доводов о нарушении антимонопольного законодательства.

При таких обстоятельствах принятие Приказа № 151 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства» и утверждение Перечня уполномоченных (базовых) учрежденийне может повлечь за собойограничение конкуренции по смыслу п. 17 ст. 4Закона о защите конкуренции.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела не подтвердились обстоятельства, послужившие основанием к возбуждению дела.

Принимая во внимание изложенное, в результате рассмотрения дела антимонопольный орган приходит к выводу об отсутствии в действиях Министерства здравоохранения Калининградской области нарушений п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пункта 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Прекратить рассмотрение дела № АМЗ-55/2013 по признакам нарушения Министерством здравоохранения Калининградской области п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения в рассматриваемых комиссией действиях.

Председатель комиссии:

 

 

К.А. Кучушев

 

 

Члены комиссии:

 

А.В. Белоногов

 

 А.В. Куклева

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № АМЗ-55/2013 [format] => [safe_value] => № АМЗ-55/2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 43 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 43 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-31 08:10:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-31 08:10:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1377505833 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )