РЕШЕНИЕ № Р – 05/2013 О признании рекламы сети мебельных магазинов при проведении акции «Мебель за копейки», с изображением на листовках женского образа плаката времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!» ненадлежащей

Номер дела: № Р – 05/2013
Дата публикации: 13 ноября 2013, 11:43

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

05 ноября 2013 года

 

№ Р – 05/2013

г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 11 ноября 2013 года.

Резолютивная часть решения оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 05 ноября 2013 года.

Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

председателя комиссии:

Бобровой О.А.

 руководителя Калининградского УФАС России;

членов комиссии:

Ивановой Н.С.

и.о. заместителя руководителя – начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России;

 

Киселёвой А.Г.

старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,

при участии представителей ИП Федоренко В.В. – Горшковой Т.В. (по доверенности), Северенчук Е. А. (по доверенности);

в отсутствии представителей заявителя Винокурова Ю.В. должным образом уведомленного о месте и времени проведения заседания комиссии,

рассмотрев дело № Р-05/2013, возбужденное по признакам нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в отношении ИП Федоренко В.В. (ул. Сельская, 2, пос. Малое Исаково, Гурьевский район, Калининградская область, 238310).

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы 18.07.2013 года поступила жалоба гр. Винокурова Ю.В. (далее – Заявитель) по факту распространения буклетов с рекламной информацией о проведении сетью мебельных магазинов «Мебельная ярмарка» акции «Мебель за копейки» с использованием образа «Родина-мать».

Определением 18.09.2013 г. в отношении ИП Федоренко В.В. возбуждено дело № Р-05/2013 по признакам нарушения ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

           

Существо дела в изложении гр. Винокурова Ю.В.:

 

В июле 2013 года сетью магазинов «Мебельная ярмарка» организовано распространение по почтовым ящикам в домах города Балтийска рекламных буклетов с изображением образа «Родина-мать».

Заявитель считает, что для продвижения на рынке своих товаров, для получения прибыли использование великого образа Родины-матери, который вел в бой, вдохновлял на подвиги, на самопожертвование советский народ, оскорбительно и недопустимо.

 Данная реклама вызвала у Заявителя негативные переживания, чувство обиды за свою страну и ее историю.

 

Существо дела в изложении ИП Федоренко В.В.:

 

С 1 мая 2013 года ИП Федоренко В.В., руководителем сети мебельных салонов «Мебельная ярмарка», организована акция «Мебель за копейки».

Для оказания услуг по доставке рекламно-информационного материала между ИП Федоренко В.В. и ФГУП «Почта России» заключен договор № 484-13 от 26 июня 2013 года.

При организации рекламной кампании «Мебель за копейки» выбрана тематика – реклама в стиле советского времени.

На рекламных листовках о проведении акции «Мебель за копейки» изображен похожий женский образ агитационного плаката времен Великой Отечественной войны, разработанный с использованием графической программы, отсутствует оригинальный фон и текстовый призыв: «Родина-мать зовет!».

 Определив объект рекламирования и содержание рекламы, ИП Федоренко В.В. имел своей целью оригинально выделить, сделать более интересной и привлекающей внимание рекламу своего товара, оскорбить и унизить чувство гордости народа за свою Родину не хотел.

 28 сентября 2013 года на информационном интернет-портале «NEWKALININGRAD.RU», а также в газете «Вестник Балтийска» № 40 от 03 октября 2013 года ИП Федоренко В.В. принес свои извинения фронтовикам, ветеранам и жителям Калининградской области, которым своими действиями причинил нравственные страдания при проведении рекламной акции с использованием модифицированного образа плаката художника Ираклия Тоидзе. Ответственный за рекламу понес дисциплинарное взыскание.

 

Обстоятельства, установленные антимонопольным органом:

 

При проведении сетью мебельных магазинов «Мебельная ярмарка» акции «Мебель за копейки» в июле 2013 года на территории Калининградской области распространялась рекламная информация в форме листовок с изображением женского образа плаката времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!» (художник Ираклий Тоидзе, июнь 1941 г.), держащую в руках листок с надписью «Приходите! Дешевле только даром!». В верхней части листовки изображен логотип сети магазинов в виде большой буквы «М» в центре круга, по диаметру которого написано «Мебельная ярмарка»; рядом надпись: «Мебель за копейки».

Пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация, содержащаяся на листовках расценивается как реклама по смыслу пунктов 1, 2 статьи 3 Закона о рекламе, поскольку содержит сведения, как о рекламируемом объекте, так и о компании-продавце или производителе товара, на привлечение внимания к которым направлена распространяемая информация.

В силу ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Таким образом, данная норма законодательства запрещает в рекламе использовать образы, информацию, сравнения, выражения, порочащие образы, в том числе исторические, произведения искусства, составляющие мировое или культурное достояние.

В соответствии с Письмом ФАС России от 29 апреля 2013 г. N АД/17355/13 к непристойным, неэтичным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые модели, принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности. К оскорбительным образам, сравнениям, выражениям – слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

При этом, по мнению ФАС России, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

 В целях установления наличия, либо отсутствия в вышеуказанной рекламной листовке непристойных, неэтичных образов, сравнений, выражений, которые нарушают общепринятые модели, принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области направлены запросы в территориальные органы Томского УФАС России, Санкт-ПетербургскогоУФАС России для рассмотрения вопроса на Экспертных Советах по рекламе о соответствии данной рекламы требованиям законодательства Российской Федерации, а также проведено заседание Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области.

18 сентября 2013 года члены Общественного Совета по рекламе Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее – ОСР), рассмотрев на заседании Совета вопрос об этичности, о наличии в данной рекламе непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, вызывающих негативные переживания, принижающих чувство гордости за свою страну и историческую память российского народа, пришли к единодушному мнению, что представленная реклама нарушает морально-нравственные нормы. Членами ОСР отмечено: «Оригинальный плакат «Родина-мать зовет!» преследовал патриотические цели, использование его в коммерческих целях признаем кощунственным действием. (голосовали «ЗА» - единогласно)».

 По факту распространения вышеуказанной рекламы членами ОСР рекомендовано возбудить дело по признакам нарушения ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

Согласно протоколу заседания Экспертного Совета по рекламе Томского УФАС России от 19.09.2013 члены Совета решили: «Использование в рекламе мебельной компании образа «Родины-матери» является оскорбительным, вызывающим негативные переживания, принижающим чувство гордости за свою страну и историческую память российского народа. Данный образ был самым популярным из всех плакатов Великой отечественной войны. Памятники Родины-матери стоят по всему миру, образ Родины-матери стал символом победы и связан с государственным праздником – «Днем Победы». Кроме того, место распространения рекламы - Калининградская область, где проходили военные действия, поэтому шутить с такими образами неуместно (голосовали «ЗА» - единогласно)».

25 сентября на заседании Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области принято решение о признании использования женского образа Родины-матери при распространении рекламной продукции оскорбительным, вызывающим негативные переживания, принижающим чувство гордости за свою страну и историческую память российского народа (голосовали «ЗА» - единогласно). Члены Совета вынесли решение: «Использование агитационных материалов периода Великой Отечественной войны в иных целях, кроме как героико-патриотического воспитания граждан нашего государства, является попыткой унизить чувство гордости народа за свою Родину. Миллионы жизней отдано за нашу Победу. Агитационные материалы создавались на духовном подъеме с целью создания высокого патриотического осознания всех наших людей ответственности за судьбу Родины и использование их сейчас в рекламных акциях для продажи товаров является нравственной диверсией. Использование образа Родины-матери в совокупности с надписью «Приходите! Дешевле только даром!» можно расценивать как проявление неуважения к Родине, которую можно купить почти даром». Членами Совета рекомендовано учесть данное мнение при рассмотрении дела по факту распространения такой рекламы.

 Для более полной и объективной оценки наличия либо отсутствия нарушения Закона о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области в период с 13.09.2013 по 04.11.2013 проведен социологический опрос жителей Калининградской области методом анкетирования в виде индивидуального опроса, а также в виде опроса на официальном сайте Калининградского УФАС России (kaliningrad.fas.gov.ru).

Опрашиваемым было предложено ответить на следующий вопрос:

«Является ли использование женского образа плаката времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!» (художник Ираклий Тоидзе, июнь 1941 г.) с надписью «Приходите! Дешевле только даром!» при распространении рекламной продукции оскорбительным, вызывающим негативные переживания, принижающим чувство гордости за свою страну и историческую память российского народа?».

Согласно указанному опросу:

 

проголосовали

 Ответ

 «да»

% «да»

 Ответ

 «нет»

% «нет»

 всего

% всего

 

88

91%

9

9%

97

100%

В том числе:

А) - мужчин

 

29

 

30%

 

6

 

6%

 

35

 

36%

 - женщин

59

61%

3

3%

62

64%

Б) в возрасте

 -до 18 лет

 

4

 

4%

 

2

 

2%

 

6

 

6%

 - от 18 до 25

14

14%

5

5%

19

19%

 - от 26 до 35

22

23%

1

1%

23

24%

 - от 36 до 40

26

27%

1

1%

27

28%

 - старше 41 года

22

23%

0

--

22

23%

 

В) - студенты ВУЗа

 

15

 

16%

 

1

 

1%

 

16

 

17%

 - учащиеся УСПО

1

1%

1

1%

2

2%

 - рабочие

22

23%

4

4%

26

27%

 - служащие

22

23%

1

1%

23

24%

 -военнослужащие

9

9%

0

--

9

9%

 - пенсионеры

6

6%

0

--

6

6%

 - другое

13

13%

2

2%

15

15%

 

Г) - городские

 жители

 

85

 

88%

 

8

 

8%

 

93

 

96%

 - жители села

3

3%

1

1%

4

4%

 

Таким образом, 91% респондентов признали использование женского образа плаката «Родина-мать зовет!» с надписью «Приходите! Дешевле только даром!» при распространении рекламной продукции оскорбительным, вызывающим негативные переживания, принижающим чувство гордости за свою страну и историческую память российского народа.

Согласно п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащей является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

 На основании изложенного, Комиссия считает, что вышеуказанная рекламная листовка является ненадлежащей, поскольку содержит непристойный и оскорбительный образ и сравнение, который нарушает общепринятую модель, принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности, ущемляет человеческое достоинство, принижает значимость исторических событий, памятных дат, что является нарушением ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

ИП Федоренко В.В. (Заказчик) и ФГУП «Почта России» (Исполнитель) заключили договор № 484-13 от 26 июня 2013 года на оказание услуг по доставке рекламно-информационных материалов (далее – Договор), согласно которому Исполнитель при получении заявки от Заказчика оказывает услуги по доставке рекламно-информационных материалов по адресным спискам Заказчика либо по безадресной доставке.

Пунктом 3.2.2 Договора предусмотрено, что Заказчик обязан гарантировать достоверность рекламной информации, правомерность происхождения рекламно-информационных материалов, соответствие их требованиям, установленным Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с Договором, заказом и заявкой от 26.06.2013 № 1 ИП Федоренко В.В. оказаны услуги по безадресной доставке рекламно-информационных материалов в виде листовок формата А-5 «Мебель за копейки» с означенным выше изображением. Условия оказания услуг: доставка в почтовые ящики по списку, предоставленному Заказчиком – Калининградская область в количестве 20 000 штук.

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из содержания указанного договора и определения рекламодателя, которое дано в п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодателем вышеупомянутой рекламы является ИП Федоренко В.В.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия рекламодателя – ИП Федоренко В.В., определившего объект и содержание рекламы с изображением женского образа плаката времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!» с надписью «Приходите! Дешевле только даром!», являются нарушением ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

 

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пп. «а» п. 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу сети мебельных магазинов «Мебельная ярмарка» при проведении акции «Мебель за копейки», распространенную в форме листовок с изображением женского образа плаката времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!» (художник Ираклий Тоидзе, июнь 1941 г.) с надписью «Приходите! Дешевле только даром!» - ненадлежащей, нарушающей ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Признать действия рекламодателя ИП Федоренко В.В. по определению объекта и содержанию ненадлежащей рекламы нарушившими ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

3. Передать материалы дела в правовой отдел Калининградского УФАС России

для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства о рекламе к административной ответственности.

 

Председатель комиссии

 

О.А. Боброва

 

 

Члены комиссии:

 

Н.С. Иванова

 

А.Г. Киселёва

 

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», решение, антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.

 

stdClass Object ( [vid] => 8446 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № Р – 05/2013 О признании рекламы сети мебельных магазинов при проведении акции «Мебель за копейки», с изображением на листовках женского образа плаката времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!» ненадлежащей [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8446 [type] => solution [language] => ru [created] => 1384332805 [changed] => 1384333036 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1384333036 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

05 ноября 2013 года

 

№ Р – 05/2013

г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 11 ноября 2013 года.

Резолютивная часть решения оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 05 ноября 2013 года.

Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

председателя комиссии:

Бобровой О.А.

 руководителя Калининградского УФАС России;

членов комиссии:

Ивановой Н.С.

и.о. заместителя руководителя – начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России;

 

Киселёвой А.Г.

старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,

при участии представителей ИП Федоренко В.В. – Горшковой Т.В. (по доверенности), Северенчук Е. А. (по доверенности);

в отсутствии представителей заявителя Винокурова Ю.В. должным образом уведомленного о месте и времени проведения заседания комиссии,

рассмотрев дело № Р-05/2013, возбужденное по признакам нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в отношении ИП Федоренко В.В. (ул. Сельская, 2, пос. Малое Исаково, Гурьевский район, Калининградская область, 238310).

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы 18.07.2013 года поступила жалоба гр. Винокурова Ю.В. (далее – Заявитель) по факту распространения буклетов с рекламной информацией о проведении сетью мебельных магазинов «Мебельная ярмарка» акции «Мебель за копейки» с использованием образа «Родина-мать».

Определением 18.09.2013 г. в отношении ИП Федоренко В.В. возбуждено дело № Р-05/2013 по признакам нарушения ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

           

Существо дела в изложении гр. Винокурова Ю.В.:

 

В июле 2013 года сетью магазинов «Мебельная ярмарка» организовано распространение по почтовым ящикам в домах города Балтийска рекламных буклетов с изображением образа «Родина-мать».

Заявитель считает, что для продвижения на рынке своих товаров, для получения прибыли использование великого образа Родины-матери, который вел в бой, вдохновлял на подвиги, на самопожертвование советский народ, оскорбительно и недопустимо.

 Данная реклама вызвала у Заявителя негативные переживания, чувство обиды за свою страну и ее историю.

 

Существо дела в изложении ИП Федоренко В.В.:

 

С 1 мая 2013 года ИП Федоренко В.В., руководителем сети мебельных салонов «Мебельная ярмарка», организована акция «Мебель за копейки».

Для оказания услуг по доставке рекламно-информационного материала между ИП Федоренко В.В. и ФГУП «Почта России» заключен договор № 484-13 от 26 июня 2013 года.

При организации рекламной кампании «Мебель за копейки» выбрана тематика – реклама в стиле советского времени.

На рекламных листовках о проведении акции «Мебель за копейки» изображен похожий женский образ агитационного плаката времен Великой Отечественной войны, разработанный с использованием графической программы, отсутствует оригинальный фон и текстовый призыв: «Родина-мать зовет!».

 Определив объект рекламирования и содержание рекламы, ИП Федоренко В.В. имел своей целью оригинально выделить, сделать более интересной и привлекающей внимание рекламу своего товара, оскорбить и унизить чувство гордости народа за свою Родину не хотел.

 28 сентября 2013 года на информационном интернет-портале «NEWKALININGRAD.RU», а также в газете «Вестник Балтийска» № 40 от 03 октября 2013 года ИП Федоренко В.В. принес свои извинения фронтовикам, ветеранам и жителям Калининградской области, которым своими действиями причинил нравственные страдания при проведении рекламной акции с использованием модифицированного образа плаката художника Ираклия Тоидзе. Ответственный за рекламу понес дисциплинарное взыскание.

 

Обстоятельства, установленные антимонопольным органом:

 

При проведении сетью мебельных магазинов «Мебельная ярмарка» акции «Мебель за копейки» в июле 2013 года на территории Калининградской области распространялась рекламная информация в форме листовок с изображением женского образа плаката времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!» (художник Ираклий Тоидзе, июнь 1941 г.), держащую в руках листок с надписью «Приходите! Дешевле только даром!». В верхней части листовки изображен логотип сети магазинов в виде большой буквы «М» в центре круга, по диаметру которого написано «Мебельная ярмарка»; рядом надпись: «Мебель за копейки».

Пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация, содержащаяся на листовках расценивается как реклама по смыслу пунктов 1, 2 статьи 3 Закона о рекламе, поскольку содержит сведения, как о рекламируемом объекте, так и о компании-продавце или производителе товара, на привлечение внимания к которым направлена распространяемая информация.

В силу ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Таким образом, данная норма законодательства запрещает в рекламе использовать образы, информацию, сравнения, выражения, порочащие образы, в том числе исторические, произведения искусства, составляющие мировое или культурное достояние.

В соответствии с Письмом ФАС России от 29 апреля 2013 г. N АД/17355/13 к непристойным, неэтичным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые модели, принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности. К оскорбительным образам, сравнениям, выражениям – слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

При этом, по мнению ФАС России, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

 В целях установления наличия, либо отсутствия в вышеуказанной рекламной листовке непристойных, неэтичных образов, сравнений, выражений, которые нарушают общепринятые модели, принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области направлены запросы в территориальные органы Томского УФАС России, Санкт-ПетербургскогоУФАС России для рассмотрения вопроса на Экспертных Советах по рекламе о соответствии данной рекламы требованиям законодательства Российской Федерации, а также проведено заседание Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области.

18 сентября 2013 года члены Общественного Совета по рекламе Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее – ОСР), рассмотрев на заседании Совета вопрос об этичности, о наличии в данной рекламе непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, вызывающих негативные переживания, принижающих чувство гордости за свою страну и историческую память российского народа, пришли к единодушному мнению, что представленная реклама нарушает морально-нравственные нормы. Членами ОСР отмечено: «Оригинальный плакат «Родина-мать зовет!» преследовал патриотические цели, использование его в коммерческих целях признаем кощунственным действием. (голосовали «ЗА» - единогласно)».

 По факту распространения вышеуказанной рекламы членами ОСР рекомендовано возбудить дело по признакам нарушения ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

Согласно протоколу заседания Экспертного Совета по рекламе Томского УФАС России от 19.09.2013 члены Совета решили: «Использование в рекламе мебельной компании образа «Родины-матери» является оскорбительным, вызывающим негативные переживания, принижающим чувство гордости за свою страну и историческую память российского народа. Данный образ был самым популярным из всех плакатов Великой отечественной войны. Памятники Родины-матери стоят по всему миру, образ Родины-матери стал символом победы и связан с государственным праздником – «Днем Победы». Кроме того, место распространения рекламы - Калининградская область, где проходили военные действия, поэтому шутить с такими образами неуместно (голосовали «ЗА» - единогласно)».

25 сентября на заседании Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области принято решение о признании использования женского образа Родины-матери при распространении рекламной продукции оскорбительным, вызывающим негативные переживания, принижающим чувство гордости за свою страну и историческую память российского народа (голосовали «ЗА» - единогласно). Члены Совета вынесли решение: «Использование агитационных материалов периода Великой Отечественной войны в иных целях, кроме как героико-патриотического воспитания граждан нашего государства, является попыткой унизить чувство гордости народа за свою Родину. Миллионы жизней отдано за нашу Победу. Агитационные материалы создавались на духовном подъеме с целью создания высокого патриотического осознания всех наших людей ответственности за судьбу Родины и использование их сейчас в рекламных акциях для продажи товаров является нравственной диверсией. Использование образа Родины-матери в совокупности с надписью «Приходите! Дешевле только даром!» можно расценивать как проявление неуважения к Родине, которую можно купить почти даром». Членами Совета рекомендовано учесть данное мнение при рассмотрении дела по факту распространения такой рекламы.

 Для более полной и объективной оценки наличия либо отсутствия нарушения Закона о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области в период с 13.09.2013 по 04.11.2013 проведен социологический опрос жителей Калининградской области методом анкетирования в виде индивидуального опроса, а также в виде опроса на официальном сайте Калининградского УФАС России (kaliningrad.fas.gov.ru).

Опрашиваемым было предложено ответить на следующий вопрос:

«Является ли использование женского образа плаката времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!» (художник Ираклий Тоидзе, июнь 1941 г.) с надписью «Приходите! Дешевле только даром!» при распространении рекламной продукции оскорбительным, вызывающим негативные переживания, принижающим чувство гордости за свою страну и историческую память российского народа?».

Согласно указанному опросу:

 

проголосовали

 Ответ

 «да»

% «да»

 Ответ

 «нет»

% «нет»

 всего

% всего

 

88

91%

9

9%

97

100%

В том числе:

А) - мужчин

 

29

 

30%

 

6

 

6%

 

35

 

36%

 - женщин

59

61%

3

3%

62

64%

Б) в возрасте

 -до 18 лет

 

4

 

4%

 

2

 

2%

 

6

 

6%

 - от 18 до 25

14

14%

5

5%

19

19%

 - от 26 до 35

22

23%

1

1%

23

24%

 - от 36 до 40

26

27%

1

1%

27

28%

 - старше 41 года

22

23%

0

--

22

23%

 

В) - студенты ВУЗа

 

15

 

16%

 

1

 

1%

 

16

 

17%

 - учащиеся УСПО

1

1%

1

1%

2

2%

 - рабочие

22

23%

4

4%

26

27%

 - служащие

22

23%

1

1%

23

24%

 -военнослужащие

9

9%

0

--

9

9%

 - пенсионеры

6

6%

0

--

6

6%

 - другое

13

13%

2

2%

15

15%

 

Г) - городские

 жители

 

85

 

88%

 

8

 

8%

 

93

 

96%

 - жители села

3

3%

1

1%

4

4%

 

Таким образом, 91% респондентов признали использование женского образа плаката «Родина-мать зовет!» с надписью «Приходите! Дешевле только даром!» при распространении рекламной продукции оскорбительным, вызывающим негативные переживания, принижающим чувство гордости за свою страну и историческую память российского народа.

Согласно п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащей является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

 На основании изложенного, Комиссия считает, что вышеуказанная рекламная листовка является ненадлежащей, поскольку содержит непристойный и оскорбительный образ и сравнение, который нарушает общепринятую модель, принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности, ущемляет человеческое достоинство, принижает значимость исторических событий, памятных дат, что является нарушением ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

ИП Федоренко В.В. (Заказчик) и ФГУП «Почта России» (Исполнитель) заключили договор № 484-13 от 26 июня 2013 года на оказание услуг по доставке рекламно-информационных материалов (далее – Договор), согласно которому Исполнитель при получении заявки от Заказчика оказывает услуги по доставке рекламно-информационных материалов по адресным спискам Заказчика либо по безадресной доставке.

Пунктом 3.2.2 Договора предусмотрено, что Заказчик обязан гарантировать достоверность рекламной информации, правомерность происхождения рекламно-информационных материалов, соответствие их требованиям, установленным Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с Договором, заказом и заявкой от 26.06.2013 № 1 ИП Федоренко В.В. оказаны услуги по безадресной доставке рекламно-информационных материалов в виде листовок формата А-5 «Мебель за копейки» с означенным выше изображением. Условия оказания услуг: доставка в почтовые ящики по списку, предоставленному Заказчиком – Калининградская область в количестве 20 000 штук.

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из содержания указанного договора и определения рекламодателя, которое дано в п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодателем вышеупомянутой рекламы является ИП Федоренко В.В.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия рекламодателя – ИП Федоренко В.В., определившего объект и содержание рекламы с изображением женского образа плаката времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!» с надписью «Приходите! Дешевле только даром!», являются нарушением ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

 

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пп. «а» п. 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу сети мебельных магазинов «Мебельная ярмарка» при проведении акции «Мебель за копейки», распространенную в форме листовок с изображением женского образа плаката времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!» (художник Ираклий Тоидзе, июнь 1941 г.) с надписью «Приходите! Дешевле только даром!» - ненадлежащей, нарушающей ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Признать действия рекламодателя ИП Федоренко В.В. по определению объекта и содержанию ненадлежащей рекламы нарушившими ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

3. Передать материалы дела в правовой отдел Калининградского УФАС России

для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства о рекламе к административной ответственности.

 

Председатель комиссии

 

О.А. Боброва

 

 

Члены комиссии:

 

Н.С. Иванова

 

А.Г. Киселёва

 

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», решение, антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

05 ноября 2013 года

 

№ Р – 05/2013

г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 11 ноября 2013 года.

Резолютивная часть решения оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 05 ноября 2013 года.

Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

председателя комиссии:

Бобровой О.А.

 руководителя Калининградского УФАС России;

членов комиссии:

Ивановой Н.С.

и.о. заместителя руководителя – начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России;

 

Киселёвой А.Г.

старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,

при участии представителей ИП Федоренко В.В. – Горшковой Т.В. (по доверенности), Северенчук Е. А. (по доверенности);

в отсутствии представителей заявителя Винокурова Ю.В. должным образом уведомленного о месте и времени проведения заседания комиссии,

рассмотрев дело № Р-05/2013, возбужденное по признакам нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в отношении ИП Федоренко В.В. (ул. Сельская, 2, пос. Малое Исаково, Гурьевский район, Калининградская область, 238310).

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы 18.07.2013 года поступила жалоба гр. Винокурова Ю.В. (далее – Заявитель) по факту распространения буклетов с рекламной информацией о проведении сетью мебельных магазинов «Мебельная ярмарка» акции «Мебель за копейки» с использованием образа «Родина-мать».

Определением 18.09.2013 г. в отношении ИП Федоренко В.В. возбуждено дело № Р-05/2013 по признакам нарушения ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

           

Существо дела в изложении гр. Винокурова Ю.В.:

 

В июле 2013 года сетью магазинов «Мебельная ярмарка» организовано распространение по почтовым ящикам в домах города Балтийска рекламных буклетов с изображением образа «Родина-мать».

Заявитель считает, что для продвижения на рынке своих товаров, для получения прибыли использование великого образа Родины-матери, который вел в бой, вдохновлял на подвиги, на самопожертвование советский народ, оскорбительно и недопустимо.

 Данная реклама вызвала у Заявителя негативные переживания, чувство обиды за свою страну и ее историю.

 

Существо дела в изложении ИП Федоренко В.В.:

 

С 1 мая 2013 года ИП Федоренко В.В., руководителем сети мебельных салонов «Мебельная ярмарка», организована акция «Мебель за копейки».

Для оказания услуг по доставке рекламно-информационного материала между ИП Федоренко В.В. и ФГУП «Почта России» заключен договор № 484-13 от 26 июня 2013 года.

При организации рекламной кампании «Мебель за копейки» выбрана тематика – реклама в стиле советского времени.

На рекламных листовках о проведении акции «Мебель за копейки» изображен похожий женский образ агитационного плаката времен Великой Отечественной войны, разработанный с использованием графической программы, отсутствует оригинальный фон и текстовый призыв: «Родина-мать зовет!».

 Определив объект рекламирования и содержание рекламы, ИП Федоренко В.В. имел своей целью оригинально выделить, сделать более интересной и привлекающей внимание рекламу своего товара, оскорбить и унизить чувство гордости народа за свою Родину не хотел.

 28 сентября 2013 года на информационном интернет-портале «NEWKALININGRAD.RU», а также в газете «Вестник Балтийска» № 40 от 03 октября 2013 года ИП Федоренко В.В. принес свои извинения фронтовикам, ветеранам и жителям Калининградской области, которым своими действиями причинил нравственные страдания при проведении рекламной акции с использованием модифицированного образа плаката художника Ираклия Тоидзе. Ответственный за рекламу понес дисциплинарное взыскание.

 

Обстоятельства, установленные антимонопольным органом:

 

При проведении сетью мебельных магазинов «Мебельная ярмарка» акции «Мебель за копейки» в июле 2013 года на территории Калининградской области распространялась рекламная информация в форме листовок с изображением женского образа плаката времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!» (художник Ираклий Тоидзе, июнь 1941 г.), держащую в руках листок с надписью «Приходите! Дешевле только даром!». В верхней части листовки изображен логотип сети магазинов в виде большой буквы «М» в центре круга, по диаметру которого написано «Мебельная ярмарка»; рядом надпись: «Мебель за копейки».

Пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация, содержащаяся на листовках расценивается как реклама по смыслу пунктов 1, 2 статьи 3 Закона о рекламе, поскольку содержит сведения, как о рекламируемом объекте, так и о компании-продавце или производителе товара, на привлечение внимания к которым направлена распространяемая информация.

В силу ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Таким образом, данная норма законодательства запрещает в рекламе использовать образы, информацию, сравнения, выражения, порочащие образы, в том числе исторические, произведения искусства, составляющие мировое или культурное достояние.

В соответствии с Письмом ФАС России от 29 апреля 2013 г. N АД/17355/13 к непристойным, неэтичным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые модели, принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности. К оскорбительным образам, сравнениям, выражениям – слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

При этом, по мнению ФАС России, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

 В целях установления наличия, либо отсутствия в вышеуказанной рекламной листовке непристойных, неэтичных образов, сравнений, выражений, которые нарушают общепринятые модели, принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области направлены запросы в территориальные органы Томского УФАС России, Санкт-ПетербургскогоУФАС России для рассмотрения вопроса на Экспертных Советах по рекламе о соответствии данной рекламы требованиям законодательства Российской Федерации, а также проведено заседание Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области.

18 сентября 2013 года члены Общественного Совета по рекламе Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее – ОСР), рассмотрев на заседании Совета вопрос об этичности, о наличии в данной рекламе непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, вызывающих негативные переживания, принижающих чувство гордости за свою страну и историческую память российского народа, пришли к единодушному мнению, что представленная реклама нарушает морально-нравственные нормы. Членами ОСР отмечено: «Оригинальный плакат «Родина-мать зовет!» преследовал патриотические цели, использование его в коммерческих целях признаем кощунственным действием. (голосовали «ЗА» - единогласно)».

 По факту распространения вышеуказанной рекламы членами ОСР рекомендовано возбудить дело по признакам нарушения ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

Согласно протоколу заседания Экспертного Совета по рекламе Томского УФАС России от 19.09.2013 члены Совета решили: «Использование в рекламе мебельной компании образа «Родины-матери» является оскорбительным, вызывающим негативные переживания, принижающим чувство гордости за свою страну и историческую память российского народа. Данный образ был самым популярным из всех плакатов Великой отечественной войны. Памятники Родины-матери стоят по всему миру, образ Родины-матери стал символом победы и связан с государственным праздником – «Днем Победы». Кроме того, место распространения рекламы - Калининградская область, где проходили военные действия, поэтому шутить с такими образами неуместно (голосовали «ЗА» - единогласно)».

25 сентября на заседании Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области принято решение о признании использования женского образа Родины-матери при распространении рекламной продукции оскорбительным, вызывающим негативные переживания, принижающим чувство гордости за свою страну и историческую память российского народа (голосовали «ЗА» - единогласно). Члены Совета вынесли решение: «Использование агитационных материалов периода Великой Отечественной войны в иных целях, кроме как героико-патриотического воспитания граждан нашего государства, является попыткой унизить чувство гордости народа за свою Родину. Миллионы жизней отдано за нашу Победу. Агитационные материалы создавались на духовном подъеме с целью создания высокого патриотического осознания всех наших людей ответственности за судьбу Родины и использование их сейчас в рекламных акциях для продажи товаров является нравственной диверсией. Использование образа Родины-матери в совокупности с надписью «Приходите! Дешевле только даром!» можно расценивать как проявление неуважения к Родине, которую можно купить почти даром». Членами Совета рекомендовано учесть данное мнение при рассмотрении дела по факту распространения такой рекламы.

 Для более полной и объективной оценки наличия либо отсутствия нарушения Закона о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области в период с 13.09.2013 по 04.11.2013 проведен социологический опрос жителей Калининградской области методом анкетирования в виде индивидуального опроса, а также в виде опроса на официальном сайте Калининградского УФАС России (kaliningrad.fas.gov.ru).

Опрашиваемым было предложено ответить на следующий вопрос:

«Является ли использование женского образа плаката времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!» (художник Ираклий Тоидзе, июнь 1941 г.) с надписью «Приходите! Дешевле только даром!» при распространении рекламной продукции оскорбительным, вызывающим негативные переживания, принижающим чувство гордости за свою страну и историческую память российского народа?».

Согласно указанному опросу:

 

проголосовали

 Ответ

 «да»

% «да»

 Ответ

 «нет»

% «нет»

 всего

% всего

 

88

91%

9

9%

97

100%

В том числе:

А) - мужчин

 

29

 

30%

 

6

 

6%

 

35

 

36%

 - женщин

59

61%

3

3%

62

64%

Б) в возрасте

 -до 18 лет

 

4

 

4%

 

2

 

2%

 

6

 

6%

 - от 18 до 25

14

14%

5

5%

19

19%

 - от 26 до 35

22

23%

1

1%

23

24%

 - от 36 до 40

26

27%

1

1%

27

28%

 - старше 41 года

22

23%

0

--

22

23%

 

В) - студенты ВУЗа

 

15

 

16%

 

1

 

1%

 

16

 

17%

 - учащиеся УСПО

1

1%

1

1%

2

2%

 - рабочие

22

23%

4

4%

26

27%

 - служащие

22

23%

1

1%

23

24%

 -военнослужащие

9

9%

0

--

9

9%

 - пенсионеры

6

6%

0

--

6

6%

 - другое

13

13%

2

2%

15

15%

 

Г) - городские

 жители

 

85

 

88%

 

8

 

8%

 

93

 

96%

 - жители села

3

3%

1

1%

4

4%

 

Таким образом, 91% респондентов признали использование женского образа плаката «Родина-мать зовет!» с надписью «Приходите! Дешевле только даром!» при распространении рекламной продукции оскорбительным, вызывающим негативные переживания, принижающим чувство гордости за свою страну и историческую память российского народа.

Согласно п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащей является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

 На основании изложенного, Комиссия считает, что вышеуказанная рекламная листовка является ненадлежащей, поскольку содержит непристойный и оскорбительный образ и сравнение, который нарушает общепринятую модель, принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности, ущемляет человеческое достоинство, принижает значимость исторических событий, памятных дат, что является нарушением ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

ИП Федоренко В.В. (Заказчик) и ФГУП «Почта России» (Исполнитель) заключили договор № 484-13 от 26 июня 2013 года на оказание услуг по доставке рекламно-информационных материалов (далее – Договор), согласно которому Исполнитель при получении заявки от Заказчика оказывает услуги по доставке рекламно-информационных материалов по адресным спискам Заказчика либо по безадресной доставке.

Пунктом 3.2.2 Договора предусмотрено, что Заказчик обязан гарантировать достоверность рекламной информации, правомерность происхождения рекламно-информационных материалов, соответствие их требованиям, установленным Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с Договором, заказом и заявкой от 26.06.2013 № 1 ИП Федоренко В.В. оказаны услуги по безадресной доставке рекламно-информационных материалов в виде листовок формата А-5 «Мебель за копейки» с означенным выше изображением. Условия оказания услуг: доставка в почтовые ящики по списку, предоставленному Заказчиком – Калининградская область в количестве 20 000 штук.

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из содержания указанного договора и определения рекламодателя, которое дано в п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодателем вышеупомянутой рекламы является ИП Федоренко В.В.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия рекламодателя – ИП Федоренко В.В., определившего объект и содержание рекламы с изображением женского образа плаката времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!» с надписью «Приходите! Дешевле только даром!», являются нарушением ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

 

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пп. «а» п. 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу сети мебельных магазинов «Мебельная ярмарка» при проведении акции «Мебель за копейки», распространенную в форме листовок с изображением женского образа плаката времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!» (художник Ираклий Тоидзе, июнь 1941 г.) с надписью «Приходите! Дешевле только даром!» - ненадлежащей, нарушающей ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Признать действия рекламодателя ИП Федоренко В.В. по определению объекта и содержанию ненадлежащей рекламы нарушившими ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

3. Передать материалы дела в правовой отдел Калининградского УФАС России

для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства о рекламе к административной ответственности.

 

Председатель комиссии

 

О.А. Боброва

 

 

Члены комиссии:

 

Н.С. Иванова

 

А.Г. Киселёва

 

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», решение, антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № Р – 05/2013 [format] => [safe_value] => № Р – 05/2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

 

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Письмо ФАС России от 28.11.2012 "Опорядке демонтажа рекламных конструкций"

 

[format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-13 08:43:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-05 08:43:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1384332805 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )