РЕШЕНИЕ № АМЗ – 96/2013 о признании действия СОАО «ВСК» в части распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые повлекли ущемление интересов Заявителя, нарушением п. 1 ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции

Номер дела: № АМЗ – 96/2013
Дата публикации: 17 декабря 2013, 12:36

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

13 декабря 2013 года

№ АМЗ – 96/2013

г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 13 декабря 2013 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии 02 декабря 2013 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

председателя Комиссии:

 

О.Е. Балуева

временно исполняющего обязанности руководителя Калининградского УФАС России

членов Комиссии:

 

 

 

Е.И. Можаро

 

 

 

 

А.А. Овагимян

 

начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России

 

 

с участием:

представителя ОАО «Капитал Страховаие»

представителя СОАО «ВСК»

 

А. Б. Мельниковой

 

О. Г. Митрошкиной

 

 

 

 

по доверенности,

 

 рассмотрев дело № АМЗ-96/2013 по признакам нарушения СОАО «ВСК» (7710026574, 236010, г. Калининград, Проспект Мира, 144) пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

18.07.2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - антимонопольный орган, КУФАС России) поступило заявление от ОАО «Капитал Страхование» (далее – Заявитель) (236022, г. Калининград, пл. Победы, дом 10, оф. 406)(вх. № 4925) на действия СОАО «ВСК» (далее – Ответчик). В ходе рассмотрения жалобы в действиях СОАО «ВСК» установлены признаки нарушения части 1статьи 14 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Приказом КУФАС России от 04.10.2013 года возбуждено дело № АМЗ-96/2013 по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Позиция Заявителя

В июле 2013 г. в Московском районе г. Калининграда, в том числе по адресу ул. Киевская, дом 159-161, появились рекламные листовки СОАО «ВСК». В данных листовках содержится неверная информация, а именно:

- СОАО «ВСК» … «имеет самую разветвленную региональную сеть среди российских страховых компаний – свыше 400 филиалов». ЕГРЮЛ № 35201В/2013 от 16.07.2013 г. СОАО «ВСК» имеет всего 91 филиал.

-СОАО «ВСК» имеет «1700 миллионов рублей уставный капитал», согласно данным указанной выше Выписки из ЕГРЮЛ уставный капитал компании составляет 3 200 000 000, 00 руб.

Считаем, что наличие в рекламных листовках указанной информации является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите конкуренции», а именно не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

Полагаем, что намеренное завышение более чем в 4 раза числа филиалов страховой компании, а также употребление словосочетания «самая разветвленная» создает у потребителей страховых услуг неверное представление о масштабах деятельности СОАО «ВСК», ставит СОАО «ВСК» в более выгодное положение по сравнению с иными страховыми компаниями.

 

3. Позиция Ответчика

СОАО «ВСК» считает данную жалобу необоснованной по следующим основаниям:

Рекламные листовки, приложенные к жалобе ОАО «Капитал Страхование», не являются рекламной продукцией, распространяемой СОАО «ВСК» в целях привлечения потребителей страховых услуг.

Имеющаяся в деле листовка не изготовлялась по заказу СОАО «ВСК». Ее изготовитель и распространитель нам не известен, никакого отношения к СОАО «ВСК» не имеет.

По указанному в листовке адресу: ул. Киевская, 19В (автомойка 3 этаж), офис или представительство Компании в настоящее время не размещается.

С 16.12.2010 г. по 15.12.2011 г. СОАО «ВСК» арендовало помещение по адресу: г. Калининград, ул. Киевская, 19 б под офис, однако договор субаренды прекратил свое действие по истечении срока аренды.

Таким образом, у Компании нет необходимости в привлечении клиентов по указанному в листовке адресу.

Указанная в листовке информация о предоставляемых Компанией услугах является общедоступной, широко распространена в сети Internet.

Данный рекламный листок также бросает тень на репутацию Компании, так как клиенты, желающие приобрести страховые продукты, предлагаемые СОАО «ВСК», не смогут это сделать, обратившись по указанному адресу.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что данный рекламный материал не просто не доказывает факт недобросовестной конкуренцией со стороны СОАО «ВСК», но также наносит непосредственный ущерб имиджу Компании.

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в частности, распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

В июле 2013 г. в Московском районе г. Калининграда, в том числе по адресу ул. Киевская, дом 159-161, появились рекламные листовки СОАО «ВСК» следующего содержания:

- СОАО «ВСК» … «имеет самую разветвленную региональную сеть среди российских страховых компаний – свыше 400 филиалов»;

-СОАО «ВСК» имеет «1700 миллионов рублей уставный капитал».

Указанная в листовке информация, опровергается выпиской из ЕГРЮЛ № 35201В/2013 от 16.07.2013 г., согласно которой СОАО «ВСК» имеет всего 91 филиал и уставный капитал компании составляет 3 200 000 000, 00 руб.

В рекламной листовке были указаны координаты (имя и номер телефона) Цыркиной Ольги Леонидовны, которая с 17.10.2004 по 18.10.2013 работала в СОАО «ВСК», начиная от специалиста по подготовке договоров страхования до руководителя дирекции, а в момент рассмотрения дела была выведена из штата и в последующем уволена.

Представленный ОАО «Капитал Страхование» образец рекламной листовки ярко ‑ красочного цвета изготовлен на глянцевой бумаге. Использование ярких красок позволяет привлечь внимание потребителей услуг страхования. Содержание рекламной листовки сформировано с целью привлечения клиентов, в следствие чего возможно увеличение заключенных договоров, что в последующем повлияет на страховую премию в сторону возрастания. 01.01.2013 по сентябрь 2013 г. СОАО «ВСК» заключило 10462 договоров ОСАГО, в том числе в момент распространения листовок количество заключенных договоров возросло, в то время как, ОАО «Капитал Страхование» за указанный период заключило всего 10.

В ходе заседания Комиссии Ответчик не привел доказательств того, что имеющаяся в деле листовка, не изготовлялась по их заказу.

Распространение недостоверных, ложных сведений, указанных в листовке, не только вводит в заблуждение страхователей, но и может привести к оттоку клиентов у других страховых компаний, снижению объема выручки от оказания услуг страхования. Следовательно, своими действиями СОАО «ВСК» получает необоснованное преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке страховых услуг и препятствует выходу на этот рынок другим страховым организациям.

Таким образом, действия СОАО «ВСК», направленные на получение преимущества на рынке страховых услуг и способные причинить убытки другим страховым компаниям, противоречат обычаям делового оборота и согласно п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается.

Кроме того, СОАО «ВСК» нарушает не только законодательство о защите конкуренции, но и закон «О рекламе». Согласно частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рекламные листовки распространенные СОАО «ВСК» подпадают под определение рекламы: адресованы неопределенному кругу лиц, направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования, формируют и поддерживают интерес к нему и его продвижение на рынке. Посредством рекламы СОАО «ВСК» формируют у потребителя позитивное отношение к своей услуге.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия СОАО «ВСК» в части распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые повлекли ущемление интересов Заявителя, нарушением пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.  Выдать предписание по делу № АМЗ-96/2013 об устранении нарушения антимонопольного законодательства в срок до 13.01.2014.

3. Передать материалы дела № АМЗ-96/2013 в отдел контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о нарушении СОАО «ВСК» Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

4. Передать материалы дела № АМЗ-96/2013 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении СОАО «ВСК» к административной ответственности.

 

 

Председатель комиссии

Заместитель руководителя

Калининградского УФАС России

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

Начальник

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России

 

Е.И. Можаро

 

Ведущий специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России

 

А.А. Овагимян

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 8506 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № АМЗ – 96/2013 о признании действия СОАО «ВСК» в части распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые повлекли ущемление интересов Заявителя, нарушением п. 1 ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8506 [type] => solution [language] => ru [created] => 1387532443 [changed] => 1387532443 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1387532443 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

13 декабря 2013 года

№ АМЗ – 96/2013

г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 13 декабря 2013 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии 02 декабря 2013 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

председателя Комиссии:

 

О.Е. Балуева

временно исполняющего обязанности руководителя Калининградского УФАС России

членов Комиссии:

 

 

 

Е.И. Можаро

 

 

 

 

А.А. Овагимян

 

начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России

 

 

с участием:

представителя ОАО «Капитал Страховаие»

представителя СОАО «ВСК»

 

А. Б. Мельниковой

 

О. Г. Митрошкиной

 

 

 

 

по доверенности,

 

 рассмотрев дело № АМЗ-96/2013 по признакам нарушения СОАО «ВСК» (7710026574, 236010, г. Калининград, Проспект Мира, 144) пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

18.07.2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - антимонопольный орган, КУФАС России) поступило заявление от ОАО «Капитал Страхование» (далее – Заявитель) (236022, г. Калининград, пл. Победы, дом 10, оф. 406)(вх. № 4925) на действия СОАО «ВСК» (далее – Ответчик). В ходе рассмотрения жалобы в действиях СОАО «ВСК» установлены признаки нарушения части 1статьи 14 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Приказом КУФАС России от 04.10.2013 года возбуждено дело № АМЗ-96/2013 по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Позиция Заявителя

В июле 2013 г. в Московском районе г. Калининграда, в том числе по адресу ул. Киевская, дом 159-161, появились рекламные листовки СОАО «ВСК». В данных листовках содержится неверная информация, а именно:

- СОАО «ВСК» … «имеет самую разветвленную региональную сеть среди российских страховых компаний – свыше 400 филиалов». ЕГРЮЛ № 35201В/2013 от 16.07.2013 г. СОАО «ВСК» имеет всего 91 филиал.

-СОАО «ВСК» имеет «1700 миллионов рублей уставный капитал», согласно данным указанной выше Выписки из ЕГРЮЛ уставный капитал компании составляет 3 200 000 000, 00 руб.

Считаем, что наличие в рекламных листовках указанной информации является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите конкуренции», а именно не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

Полагаем, что намеренное завышение более чем в 4 раза числа филиалов страховой компании, а также употребление словосочетания «самая разветвленная» создает у потребителей страховых услуг неверное представление о масштабах деятельности СОАО «ВСК», ставит СОАО «ВСК» в более выгодное положение по сравнению с иными страховыми компаниями.

 

3. Позиция Ответчика

СОАО «ВСК» считает данную жалобу необоснованной по следующим основаниям:

Рекламные листовки, приложенные к жалобе ОАО «Капитал Страхование», не являются рекламной продукцией, распространяемой СОАО «ВСК» в целях привлечения потребителей страховых услуг.

Имеющаяся в деле листовка не изготовлялась по заказу СОАО «ВСК». Ее изготовитель и распространитель нам не известен, никакого отношения к СОАО «ВСК» не имеет.

По указанному в листовке адресу: ул. Киевская, 19В (автомойка 3 этаж), офис или представительство Компании в настоящее время не размещается.

С 16.12.2010 г. по 15.12.2011 г. СОАО «ВСК» арендовало помещение по адресу: г. Калининград, ул. Киевская, 19 б под офис, однако договор субаренды прекратил свое действие по истечении срока аренды.

Таким образом, у Компании нет необходимости в привлечении клиентов по указанному в листовке адресу.

Указанная в листовке информация о предоставляемых Компанией услугах является общедоступной, широко распространена в сети Internet.

Данный рекламный листок также бросает тень на репутацию Компании, так как клиенты, желающие приобрести страховые продукты, предлагаемые СОАО «ВСК», не смогут это сделать, обратившись по указанному адресу.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что данный рекламный материал не просто не доказывает факт недобросовестной конкуренцией со стороны СОАО «ВСК», но также наносит непосредственный ущерб имиджу Компании.

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в частности, распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

В июле 2013 г. в Московском районе г. Калининграда, в том числе по адресу ул. Киевская, дом 159-161, появились рекламные листовки СОАО «ВСК» следующего содержания:

- СОАО «ВСК» … «имеет самую разветвленную региональную сеть среди российских страховых компаний – свыше 400 филиалов»;

-СОАО «ВСК» имеет «1700 миллионов рублей уставный капитал».

Указанная в листовке информация, опровергается выпиской из ЕГРЮЛ № 35201В/2013 от 16.07.2013 г., согласно которой СОАО «ВСК» имеет всего 91 филиал и уставный капитал компании составляет 3 200 000 000, 00 руб.

В рекламной листовке были указаны координаты (имя и номер телефона) Цыркиной Ольги Леонидовны, которая с 17.10.2004 по 18.10.2013 работала в СОАО «ВСК», начиная от специалиста по подготовке договоров страхования до руководителя дирекции, а в момент рассмотрения дела была выведена из штата и в последующем уволена.

Представленный ОАО «Капитал Страхование» образец рекламной листовки ярко ‑ красочного цвета изготовлен на глянцевой бумаге. Использование ярких красок позволяет привлечь внимание потребителей услуг страхования. Содержание рекламной листовки сформировано с целью привлечения клиентов, в следствие чего возможно увеличение заключенных договоров, что в последующем повлияет на страховую премию в сторону возрастания. 01.01.2013 по сентябрь 2013 г. СОАО «ВСК» заключило 10462 договоров ОСАГО, в том числе в момент распространения листовок количество заключенных договоров возросло, в то время как, ОАО «Капитал Страхование» за указанный период заключило всего 10.

В ходе заседания Комиссии Ответчик не привел доказательств того, что имеющаяся в деле листовка, не изготовлялась по их заказу.

Распространение недостоверных, ложных сведений, указанных в листовке, не только вводит в заблуждение страхователей, но и может привести к оттоку клиентов у других страховых компаний, снижению объема выручки от оказания услуг страхования. Следовательно, своими действиями СОАО «ВСК» получает необоснованное преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке страховых услуг и препятствует выходу на этот рынок другим страховым организациям.

Таким образом, действия СОАО «ВСК», направленные на получение преимущества на рынке страховых услуг и способные причинить убытки другим страховым компаниям, противоречат обычаям делового оборота и согласно п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается.

Кроме того, СОАО «ВСК» нарушает не только законодательство о защите конкуренции, но и закон «О рекламе». Согласно частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рекламные листовки распространенные СОАО «ВСК» подпадают под определение рекламы: адресованы неопределенному кругу лиц, направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования, формируют и поддерживают интерес к нему и его продвижение на рынке. Посредством рекламы СОАО «ВСК» формируют у потребителя позитивное отношение к своей услуге.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия СОАО «ВСК» в части распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые повлекли ущемление интересов Заявителя, нарушением пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.  Выдать предписание по делу № АМЗ-96/2013 об устранении нарушения антимонопольного законодательства в срок до 13.01.2014.

3. Передать материалы дела № АМЗ-96/2013 в отдел контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о нарушении СОАО «ВСК» Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

4. Передать материалы дела № АМЗ-96/2013 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении СОАО «ВСК» к административной ответственности.

 

 

Председатель комиссии

Заместитель руководителя

Калининградского УФАС России

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

Начальник

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России

 

Е.И. Можаро

 

Ведущий специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России

 

А.А. Овагимян

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

13 декабря 2013 года

№ АМЗ – 96/2013

г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 13 декабря 2013 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии 02 декабря 2013 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

председателя Комиссии:

 

О.Е. Балуева

временно исполняющего обязанности руководителя Калининградского УФАС России

членов Комиссии:

 

 

 

Е.И. Можаро

 

 

 

 

А.А. Овагимян

 

начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России

 

 

с участием:

представителя ОАО «Капитал Страховаие»

представителя СОАО «ВСК»

 

А. Б. Мельниковой

 

О. Г. Митрошкиной

 

 

 

 

по доверенности,

 

 рассмотрев дело № АМЗ-96/2013 по признакам нарушения СОАО «ВСК» (7710026574, 236010, г. Калининград, Проспект Мира, 144) пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

18.07.2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - антимонопольный орган, КУФАС России) поступило заявление от ОАО «Капитал Страхование» (далее – Заявитель) (236022, г. Калининград, пл. Победы, дом 10, оф. 406)(вх. № 4925) на действия СОАО «ВСК» (далее – Ответчик). В ходе рассмотрения жалобы в действиях СОАО «ВСК» установлены признаки нарушения части 1статьи 14 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Приказом КУФАС России от 04.10.2013 года возбуждено дело № АМЗ-96/2013 по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Позиция Заявителя

В июле 2013 г. в Московском районе г. Калининграда, в том числе по адресу ул. Киевская, дом 159-161, появились рекламные листовки СОАО «ВСК». В данных листовках содержится неверная информация, а именно:

- СОАО «ВСК» … «имеет самую разветвленную региональную сеть среди российских страховых компаний – свыше 400 филиалов». ЕГРЮЛ № 35201В/2013 от 16.07.2013 г. СОАО «ВСК» имеет всего 91 филиал.

-СОАО «ВСК» имеет «1700 миллионов рублей уставный капитал», согласно данным указанной выше Выписки из ЕГРЮЛ уставный капитал компании составляет 3 200 000 000, 00 руб.

Считаем, что наличие в рекламных листовках указанной информации является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите конкуренции», а именно не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

Полагаем, что намеренное завышение более чем в 4 раза числа филиалов страховой компании, а также употребление словосочетания «самая разветвленная» создает у потребителей страховых услуг неверное представление о масштабах деятельности СОАО «ВСК», ставит СОАО «ВСК» в более выгодное положение по сравнению с иными страховыми компаниями.

 

3. Позиция Ответчика

СОАО «ВСК» считает данную жалобу необоснованной по следующим основаниям:

Рекламные листовки, приложенные к жалобе ОАО «Капитал Страхование», не являются рекламной продукцией, распространяемой СОАО «ВСК» в целях привлечения потребителей страховых услуг.

Имеющаяся в деле листовка не изготовлялась по заказу СОАО «ВСК». Ее изготовитель и распространитель нам не известен, никакого отношения к СОАО «ВСК» не имеет.

По указанному в листовке адресу: ул. Киевская, 19В (автомойка 3 этаж), офис или представительство Компании в настоящее время не размещается.

С 16.12.2010 г. по 15.12.2011 г. СОАО «ВСК» арендовало помещение по адресу: г. Калининград, ул. Киевская, 19 б под офис, однако договор субаренды прекратил свое действие по истечении срока аренды.

Таким образом, у Компании нет необходимости в привлечении клиентов по указанному в листовке адресу.

Указанная в листовке информация о предоставляемых Компанией услугах является общедоступной, широко распространена в сети Internet.

Данный рекламный листок также бросает тень на репутацию Компании, так как клиенты, желающие приобрести страховые продукты, предлагаемые СОАО «ВСК», не смогут это сделать, обратившись по указанному адресу.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что данный рекламный материал не просто не доказывает факт недобросовестной конкуренцией со стороны СОАО «ВСК», но также наносит непосредственный ущерб имиджу Компании.

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в частности, распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

В июле 2013 г. в Московском районе г. Калининграда, в том числе по адресу ул. Киевская, дом 159-161, появились рекламные листовки СОАО «ВСК» следующего содержания:

- СОАО «ВСК» … «имеет самую разветвленную региональную сеть среди российских страховых компаний – свыше 400 филиалов»;

-СОАО «ВСК» имеет «1700 миллионов рублей уставный капитал».

Указанная в листовке информация, опровергается выпиской из ЕГРЮЛ № 35201В/2013 от 16.07.2013 г., согласно которой СОАО «ВСК» имеет всего 91 филиал и уставный капитал компании составляет 3 200 000 000, 00 руб.

В рекламной листовке были указаны координаты (имя и номер телефона) Цыркиной Ольги Леонидовны, которая с 17.10.2004 по 18.10.2013 работала в СОАО «ВСК», начиная от специалиста по подготовке договоров страхования до руководителя дирекции, а в момент рассмотрения дела была выведена из штата и в последующем уволена.

Представленный ОАО «Капитал Страхование» образец рекламной листовки ярко ‑ красочного цвета изготовлен на глянцевой бумаге. Использование ярких красок позволяет привлечь внимание потребителей услуг страхования. Содержание рекламной листовки сформировано с целью привлечения клиентов, в следствие чего возможно увеличение заключенных договоров, что в последующем повлияет на страховую премию в сторону возрастания. 01.01.2013 по сентябрь 2013 г. СОАО «ВСК» заключило 10462 договоров ОСАГО, в том числе в момент распространения листовок количество заключенных договоров возросло, в то время как, ОАО «Капитал Страхование» за указанный период заключило всего 10.

В ходе заседания Комиссии Ответчик не привел доказательств того, что имеющаяся в деле листовка, не изготовлялась по их заказу.

Распространение недостоверных, ложных сведений, указанных в листовке, не только вводит в заблуждение страхователей, но и может привести к оттоку клиентов у других страховых компаний, снижению объема выручки от оказания услуг страхования. Следовательно, своими действиями СОАО «ВСК» получает необоснованное преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке страховых услуг и препятствует выходу на этот рынок другим страховым организациям.

Таким образом, действия СОАО «ВСК», направленные на получение преимущества на рынке страховых услуг и способные причинить убытки другим страховым компаниям, противоречат обычаям делового оборота и согласно п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается.

Кроме того, СОАО «ВСК» нарушает не только законодательство о защите конкуренции, но и закон «О рекламе». Согласно частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рекламные листовки распространенные СОАО «ВСК» подпадают под определение рекламы: адресованы неопределенному кругу лиц, направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования, формируют и поддерживают интерес к нему и его продвижение на рынке. Посредством рекламы СОАО «ВСК» формируют у потребителя позитивное отношение к своей услуге.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия СОАО «ВСК» в части распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые повлекли ущемление интересов Заявителя, нарушением пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.  Выдать предписание по делу № АМЗ-96/2013 об устранении нарушения антимонопольного законодательства в срок до 13.01.2014.

3. Передать материалы дела № АМЗ-96/2013 в отдел контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о нарушении СОАО «ВСК» Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

4. Передать материалы дела № АМЗ-96/2013 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении СОАО «ВСК» к административной ответственности.

 

 

Председатель комиссии

Заместитель руководителя

Калининградского УФАС России

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

Начальник

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России

 

Е.И. Можаро

 

Ведущий специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России

 

А.А. Овагимян

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № АМЗ – 96/2013 [format] => [safe_value] => № АМЗ – 96/2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-17 09:36:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-13 09:36:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1387532443 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )