РЕШЕНИЕ № Т - 83/2013 о признании жалобы ОАО Страховая компания «Альянс» на действия заказчика - организатора закупки ГУП «Калининградский янтарный комбинат» необоснованной. Признании Янтарного комбината нарушившим п. 7 ч. 10 Закона о закупках

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов
Номер дела: № Т - 83/2013
Дата публикации: 10 января 2014, 10:29

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

09 января 2014 года

№ Т - 83/2013

г. Калининград

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее – Комиссия УФАС) в составе:

 

председателя комиссии:

О.А. Бобровой

руководителя Калининградского УФАС России;

членов комиссии:

 

Е.И. Можаро

начальника отдела антимонопольного контроля

 

Л.Н. Зуевой

старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля

При участии:

 

 

Ответчика ГУП

«Калининградский янтарный комбинат»

М.Д. Жириковой

по доверенности № 85 от 31.12.2013,

рассмотрев жалобу ОАО Страховая компания «Альянс» (почтовый адрес: Озерковская наб., 30, г. Москва, 113184) (далее – Заявитель), на неправомерные действия заказчика - организатора закупки (далее Организатор, Заказчик) путем открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат» (почтовый адрес: ул. Балебина, 1, п. Янтарный Калининградской области), выраженные в нарушении положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путем несоблюдения требований Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – КУФАС) 26 декабря 2013 поступила жалоба ОАО Страховая компания «Альянс» на неправомерные действия заказчика - организатора закупки путем открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат» (далее – Торги), информация о которой была размещена 11 декабря 2013 года на Интернет-сайтах http://www.zakupki.gov.ru и https://com.roseltorg.ru (заказ № 31300744910, лот 49013 (0342)).

ОАО Страховая компания «Альянс» заявку на участие в Торгах не подавало.

Согласно извещению о закупке начальная (максимальная) цена договора составляет 601 200,00 руб., которая включает в себя: стоимость услуг, налоги, сборы и другие обязательные платежи и иные расходы, которые могут возникнуть у Страховщика в связи с исполнением условий по договору.

По мнению Заявителя, Заказчик при формировании цены договора не руководствовался требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» далее – Закон о страховании), а также страховыми тарифами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии», и Правилами профессиональной деятельности страховщиков-членов Национального союза страховщиков ответственности. Цена договора, рассчитанная в соответствии с перечисленными документами, должна составлять 668 000,00 руб.

На эту цену влияет значение коэффициента уровня безопасности, который может быть определен только на основании анализа исходных данных. Эти данные в документации о закупке отсутствуют. В ответ за запрос Заявителя Ответчик в своем письме от 19.12.2013 № 01/1982 сообщил, что запрашиваемые документы и иная значимая информация будут предоставлены Заказчиком при заключении договора с победителем процедуры закупки по результатам ее проведения.

Тем самым Заказчиком был нарушен пункт 9 статьи 7 Закона о страховании и пункт 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), пункт 3 части статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а страховщик лишен своего законного права на применение дополнительного понижающего коэффициента, устанавливаемого исходя из уровня безопасности опасного объекта. Это не позволило Заявителю принять участие в Торгах.

Согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей). Сведения, от которых зависит применение понижающих коэффициентов, т.е. цена договора, в документации о закупке отсутствуют.

Также, по мнению Заявителя, Заказчиком вышеописанными действиями были нарушены положения статьи 14 Закона о защите конкуренции, запрещающие недобросовестную конкуренцию, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

В свою очередь, Ответчик доводов о нарушении прав Заявителя, изложенных в жалобе, не признал, указал на ее необоснованность и пояснил следующее.

Согласно пункту 2 статьи 52 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат» «процедура запроса предложений не является конкурсом или аукционом, и ее проведение не регулируется статьями 447-449 части 1 Гражданского кодекса РФ. Данная процедура запроса предложений также не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057-1061 части 2 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, данная процедура не накладывает на Заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем запроса предложений или иным его участником».

Заказчик формирует цену договора (цену лота) на основании расходов, предусмотренных в плане закупок на 2014 год, и наименьшей цены услуг страхования опасных производственных объектов (ОПО) по информации, полученной путем мониторинга рынка услуг страхования как из Интернет-сайтов организаций, так и коммерческих предложений организаций, предоставляющих такие услуги (а именно ОАО «СОГАЗ», ОАО СК «Альянс» и ООО СК «ВТБ Страхование»). При этом под порядком формирования цены Заказчиком понимается не механизм ее определения и соответствующее обоснование, а сведения о тех расходах и издержках, которые включаются в цену договора (лота).

Цена договора была определена Заказчиком в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о закупках, т.е. согласно принципу «целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика».

Документация о проведении процедуры закупки была размещена на сайтах http://www.zakupki.gov.ru и https://com.roseltorg.ru с 11.12.20123, и всем участникам был предоставлен равный доступ к входящий в ее состав информации. Страховая премия по договору (начальная максимальная цена договора) была предложена одинаковая для всех участников. Согласно протоколу вскрытия конвертов от 23.12.2013 в Торгах приняли участие три организации со следующими ценовыми предложениями:

  • открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах» – 449 400,00 руб.;
  • страховое открытое акционерное общество «ВСК» – 467 600,00 руб. (цена с учетом НДС);
  • ООО Страховая компания «ВТБ Страхование» – 601200,00 руб.

Перечисленные организации установили цены самостоятельно без предоставления Заказчику расчета в составе своей заявки.

Организатор не является специализированной организацией или надзорным органом, к полномочиям которого относится право проверять правильность формирования страховой премии, предложенной участниками Торгов. При этом различные страховщики указали сопоставимые размеры страховой премии.

В результате рассмотрения материалов дела, рассмотрения позиций сторон, Комиссией УФАС установлено следующее.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Законом Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и «Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг», утвержденным приказом ФАС России от 18.01.2013 № 17/13 (далее – Порядок), установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Пунктом 3 Порядка установлено право участников закупки, указанных в части 5 статьи 3 Закона о закупках, обжаловать действия (бездействие) заказчика в случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению на таком официальном сайте, или нарушение сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Согласно части 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Статьей 2 Закона Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлены требования, предъявляемые к процедуре закупки.

Согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должен быть указан порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Положение о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат» (далее – Положение) утверждено приказом руководителя предприятия от 28.03.2012 года № 240. Главой 10 данного положения предусматривает требования к процедуре закупки путем запроса предложений. Извещение о проведении такой процедуры для выбора исполнителя на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат» было размещено Заказчиком 11 декабря 2013 года на информационных Интернет-ресурсах http://www.zakupki.gov.ru и https://com.roseltorg.ru.

Согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должен быть указан порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей). Это же условие содержится в пункте 7 части 4 статьи 53 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

Начальной максимальной ценой договора в данном случае является страховая премия по договору страхования гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

Порядок формирования страховой премии по договору обязательного страхования установлен Федеральным законом от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Согласно статье 2 Закона о страховании страхователь – владелец опасного объекта, заключивший договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на опасном объекте (далее - договор обязательного страхования); страховщик – страховая организация, имеющая лицензию на осуществление обязательного страхования, выданную в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 части 2 статьи 11 Закона о страховании страхователь обязан уплатить страховую премию (страховые взносы) в размере и в порядке, которые установлены договором обязательного страхования в соответствии с Законом о страховании.

В соответствии со статьей 7 Закона о страховании страховая премия по договору обязательного страхования определяется как произведение устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом страховой суммы и страхового тарифа. Страховые тарифы, структура страховых тарифов и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом. Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются с учетом технических и конструктивных характеристик опасных объектов. Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от: вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших; отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта, установленных законодательством Российской Федерации. При расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте. Порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта устанавливается профессиональным объединением страховщиков в соответствии с Законом о страховании.

Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структура и порядок применения страховщиками при расчете страховой премии утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 № 808.

Таким образом, согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках страхователь-заказчик (организатор торгов) должен указать порядок формирования начальной (максимальной) цены договора (страховой премии) с учетом порядка, утвержденного статьей 7 Закона о страховании и Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 № 808. Участники Торгов, подавая заявки на участие в процедуре закупке, имеют право снижать начальную цену путем использования понижающих коэффициентов в порядке, установленном данными нормативными правовыми документами. В свою очередь, Заказчик должен выбирать победителя на основе этих предложений с использованием критериев, предусмотренных Положением о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

В нарушение указанных требований законодательства РФ, Заказчиком - ГУП «Калининградский янтарный комбинат» цена договора была сформирована на основании расходов, предусмотренных в плане закупок на 2014 год, и исходя из наименьшей цены услуг страхования опасных производственных объектов в результате анализа общедоступной информации о стоимости страхования, размещенной на официальных сайтах страховых компаний в сети «Интернет», а также полученных организатором торгов коммерческих предложений организаций: открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах», страховое открытое акционерное общество «ВСК», ООО Страховая компания «ВТБ Страхование», что противоречит пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках и пункту 7 части 4 статьи 53 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

Заявитель участия в закупке не принимал. Объективных оснований, не позволивших принять участие в Торгах, а также конкретных доказательств совершения Заказчиком действий, ограничивающих возможность Заявителя участвовать в данной закупке, Заявитель не представил.

Комиссией установлено, что согласно части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускает недобросовестная конкуренция. В пункте 7 статьи 4 этого Закона дано следующее понятие конкуренции: «Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». Пункт 9 статьи 4 указывает на действия, признаваемые недобросовестной конкуренцией. Заявитель не привел доказательств того, что указанные действия имели место со стороны ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

Пункт 3 части 1 статьи 17 устанавливает запрет на осуществление действий, нарушающих порядок определения победителя или победителей торгов запроса котировок, запроса предложений.

Части 1, 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции определяют право и основания возбуждения антимонопольным органом дел, принятия решений и выдачи предписаний.

Комиссия отклоняет как несостоятельные доказательства Заявителя о необходимости соблюдения Организатором торгов положений «Правил организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», утвержденных постановлением Президиума Национального союза страховщиков ответственности (НССО) от 14.12.2011 № 34 (в редакции от 04.09.2013 № 58), так как в соответствии с пунктом 1.2 этих Правил они распространяются на деятельность исключительно членов НССО, не являются нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению иными лицами, не входящими в НССО.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», «Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг», утвержденным приказом ФАС России от 18.01.2013 № 17/13, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ОАО Страховая компания «Альянс» на неправомерные действия заказчика - организатора закупки путем открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат» необоснованной.

2. Признать организатора закупки – ГУП «Калининградский янтарный комбинат» нарушившим пункт 7 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и пункт 7 части 4 статьи 53 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

3. Предписание о прекращении нарушения пункта 7 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и пункта 7 части 4 статьи 53 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат» не выдавать в связи с выдачей предписания от 09.01.2014 № 1-т по делу Т-82 об устранении допущенных нарушений: пункта 7 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и пункта 7 части 4 статьи 53 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

 

Председатель комиссии                                                                                             

 

О.А. Боброва

 

Члены комиссии                                                                                                                    

 

Е.И. Можаро

 

                                                                                                                                             

Л.Н. Зуева

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 8540 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № Т - 83/2013 о признании жалобы ОАО Страховая компания «Альянс» на действия заказчика - организатора закупки ГУП «Калининградский янтарный комбинат» необоснованной. Признании Янтарного комбината нарушившим п. 7 ч. 10 Закона о закупках [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8540 [type] => solution [language] => ru [created] => 1389944210 [changed] => 1389944210 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1389944210 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

09 января 2014 года

№ Т - 83/2013

г. Калининград

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее – Комиссия УФАС) в составе:

 

председателя комиссии:

О.А. Бобровой

руководителя Калининградского УФАС России;

членов комиссии:

 

Е.И. Можаро

начальника отдела антимонопольного контроля

 

Л.Н. Зуевой

старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля

При участии:

 

 

Ответчика ГУП

«Калининградский янтарный комбинат»

М.Д. Жириковой

по доверенности № 85 от 31.12.2013,

рассмотрев жалобу ОАО Страховая компания «Альянс» (почтовый адрес: Озерковская наб., 30, г. Москва, 113184) (далее – Заявитель), на неправомерные действия заказчика - организатора закупки (далее Организатор, Заказчик) путем открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат» (почтовый адрес: ул. Балебина, 1, п. Янтарный Калининградской области), выраженные в нарушении положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путем несоблюдения требований Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – КУФАС) 26 декабря 2013 поступила жалоба ОАО Страховая компания «Альянс» на неправомерные действия заказчика - организатора закупки путем открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат» (далее – Торги), информация о которой была размещена 11 декабря 2013 года на Интернет-сайтах http://www.zakupki.gov.ru и https://com.roseltorg.ru (заказ № 31300744910, лот 49013 (0342)).

ОАО Страховая компания «Альянс» заявку на участие в Торгах не подавало.

Согласно извещению о закупке начальная (максимальная) цена договора составляет 601 200,00 руб., которая включает в себя: стоимость услуг, налоги, сборы и другие обязательные платежи и иные расходы, которые могут возникнуть у Страховщика в связи с исполнением условий по договору.

По мнению Заявителя, Заказчик при формировании цены договора не руководствовался требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» далее – Закон о страховании), а также страховыми тарифами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии», и Правилами профессиональной деятельности страховщиков-членов Национального союза страховщиков ответственности. Цена договора, рассчитанная в соответствии с перечисленными документами, должна составлять 668 000,00 руб.

На эту цену влияет значение коэффициента уровня безопасности, который может быть определен только на основании анализа исходных данных. Эти данные в документации о закупке отсутствуют. В ответ за запрос Заявителя Ответчик в своем письме от 19.12.2013 № 01/1982 сообщил, что запрашиваемые документы и иная значимая информация будут предоставлены Заказчиком при заключении договора с победителем процедуры закупки по результатам ее проведения.

Тем самым Заказчиком был нарушен пункт 9 статьи 7 Закона о страховании и пункт 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), пункт 3 части статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а страховщик лишен своего законного права на применение дополнительного понижающего коэффициента, устанавливаемого исходя из уровня безопасности опасного объекта. Это не позволило Заявителю принять участие в Торгах.

Согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей). Сведения, от которых зависит применение понижающих коэффициентов, т.е. цена договора, в документации о закупке отсутствуют.

Также, по мнению Заявителя, Заказчиком вышеописанными действиями были нарушены положения статьи 14 Закона о защите конкуренции, запрещающие недобросовестную конкуренцию, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

В свою очередь, Ответчик доводов о нарушении прав Заявителя, изложенных в жалобе, не признал, указал на ее необоснованность и пояснил следующее.

Согласно пункту 2 статьи 52 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат» «процедура запроса предложений не является конкурсом или аукционом, и ее проведение не регулируется статьями 447-449 части 1 Гражданского кодекса РФ. Данная процедура запроса предложений также не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057-1061 части 2 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, данная процедура не накладывает на Заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем запроса предложений или иным его участником».

Заказчик формирует цену договора (цену лота) на основании расходов, предусмотренных в плане закупок на 2014 год, и наименьшей цены услуг страхования опасных производственных объектов (ОПО) по информации, полученной путем мониторинга рынка услуг страхования как из Интернет-сайтов организаций, так и коммерческих предложений организаций, предоставляющих такие услуги (а именно ОАО «СОГАЗ», ОАО СК «Альянс» и ООО СК «ВТБ Страхование»). При этом под порядком формирования цены Заказчиком понимается не механизм ее определения и соответствующее обоснование, а сведения о тех расходах и издержках, которые включаются в цену договора (лота).

Цена договора была определена Заказчиком в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о закупках, т.е. согласно принципу «целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика».

Документация о проведении процедуры закупки была размещена на сайтах http://www.zakupki.gov.ru и https://com.roseltorg.ru с 11.12.20123, и всем участникам был предоставлен равный доступ к входящий в ее состав информации. Страховая премия по договору (начальная максимальная цена договора) была предложена одинаковая для всех участников. Согласно протоколу вскрытия конвертов от 23.12.2013 в Торгах приняли участие три организации со следующими ценовыми предложениями:

  • открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах» – 449 400,00 руб.;
  • страховое открытое акционерное общество «ВСК» – 467 600,00 руб. (цена с учетом НДС);
  • ООО Страховая компания «ВТБ Страхование» – 601200,00 руб.

Перечисленные организации установили цены самостоятельно без предоставления Заказчику расчета в составе своей заявки.

Организатор не является специализированной организацией или надзорным органом, к полномочиям которого относится право проверять правильность формирования страховой премии, предложенной участниками Торгов. При этом различные страховщики указали сопоставимые размеры страховой премии.

В результате рассмотрения материалов дела, рассмотрения позиций сторон, Комиссией УФАС установлено следующее.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Законом Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и «Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг», утвержденным приказом ФАС России от 18.01.2013 № 17/13 (далее – Порядок), установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Пунктом 3 Порядка установлено право участников закупки, указанных в части 5 статьи 3 Закона о закупках, обжаловать действия (бездействие) заказчика в случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению на таком официальном сайте, или нарушение сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Согласно части 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Статьей 2 Закона Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлены требования, предъявляемые к процедуре закупки.

Согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должен быть указан порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Положение о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат» (далее – Положение) утверждено приказом руководителя предприятия от 28.03.2012 года № 240. Главой 10 данного положения предусматривает требования к процедуре закупки путем запроса предложений. Извещение о проведении такой процедуры для выбора исполнителя на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат» было размещено Заказчиком 11 декабря 2013 года на информационных Интернет-ресурсах http://www.zakupki.gov.ru и https://com.roseltorg.ru.

Согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должен быть указан порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей). Это же условие содержится в пункте 7 части 4 статьи 53 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

Начальной максимальной ценой договора в данном случае является страховая премия по договору страхования гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

Порядок формирования страховой премии по договору обязательного страхования установлен Федеральным законом от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Согласно статье 2 Закона о страховании страхователь – владелец опасного объекта, заключивший договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на опасном объекте (далее - договор обязательного страхования); страховщик – страховая организация, имеющая лицензию на осуществление обязательного страхования, выданную в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 части 2 статьи 11 Закона о страховании страхователь обязан уплатить страховую премию (страховые взносы) в размере и в порядке, которые установлены договором обязательного страхования в соответствии с Законом о страховании.

В соответствии со статьей 7 Закона о страховании страховая премия по договору обязательного страхования определяется как произведение устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом страховой суммы и страхового тарифа. Страховые тарифы, структура страховых тарифов и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом. Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются с учетом технических и конструктивных характеристик опасных объектов. Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от: вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших; отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта, установленных законодательством Российской Федерации. При расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте. Порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта устанавливается профессиональным объединением страховщиков в соответствии с Законом о страховании.

Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структура и порядок применения страховщиками при расчете страховой премии утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 № 808.

Таким образом, согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках страхователь-заказчик (организатор торгов) должен указать порядок формирования начальной (максимальной) цены договора (страховой премии) с учетом порядка, утвержденного статьей 7 Закона о страховании и Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 № 808. Участники Торгов, подавая заявки на участие в процедуре закупке, имеют право снижать начальную цену путем использования понижающих коэффициентов в порядке, установленном данными нормативными правовыми документами. В свою очередь, Заказчик должен выбирать победителя на основе этих предложений с использованием критериев, предусмотренных Положением о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

В нарушение указанных требований законодательства РФ, Заказчиком - ГУП «Калининградский янтарный комбинат» цена договора была сформирована на основании расходов, предусмотренных в плане закупок на 2014 год, и исходя из наименьшей цены услуг страхования опасных производственных объектов в результате анализа общедоступной информации о стоимости страхования, размещенной на официальных сайтах страховых компаний в сети «Интернет», а также полученных организатором торгов коммерческих предложений организаций: открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах», страховое открытое акционерное общество «ВСК», ООО Страховая компания «ВТБ Страхование», что противоречит пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках и пункту 7 части 4 статьи 53 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

Заявитель участия в закупке не принимал. Объективных оснований, не позволивших принять участие в Торгах, а также конкретных доказательств совершения Заказчиком действий, ограничивающих возможность Заявителя участвовать в данной закупке, Заявитель не представил.

Комиссией установлено, что согласно части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускает недобросовестная конкуренция. В пункте 7 статьи 4 этого Закона дано следующее понятие конкуренции: «Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». Пункт 9 статьи 4 указывает на действия, признаваемые недобросовестной конкуренцией. Заявитель не привел доказательств того, что указанные действия имели место со стороны ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

Пункт 3 части 1 статьи 17 устанавливает запрет на осуществление действий, нарушающих порядок определения победителя или победителей торгов запроса котировок, запроса предложений.

Части 1, 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции определяют право и основания возбуждения антимонопольным органом дел, принятия решений и выдачи предписаний.

Комиссия отклоняет как несостоятельные доказательства Заявителя о необходимости соблюдения Организатором торгов положений «Правил организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», утвержденных постановлением Президиума Национального союза страховщиков ответственности (НССО) от 14.12.2011 № 34 (в редакции от 04.09.2013 № 58), так как в соответствии с пунктом 1.2 этих Правил они распространяются на деятельность исключительно членов НССО, не являются нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению иными лицами, не входящими в НССО.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», «Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг», утвержденным приказом ФАС России от 18.01.2013 № 17/13, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ОАО Страховая компания «Альянс» на неправомерные действия заказчика - организатора закупки путем открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат» необоснованной.

2. Признать организатора закупки – ГУП «Калининградский янтарный комбинат» нарушившим пункт 7 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и пункт 7 части 4 статьи 53 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

3. Предписание о прекращении нарушения пункта 7 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и пункта 7 части 4 статьи 53 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат» не выдавать в связи с выдачей предписания от 09.01.2014 № 1-т по делу Т-82 об устранении допущенных нарушений: пункта 7 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и пункта 7 части 4 статьи 53 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

 

Председатель комиссии                                                                                             

 

О.А. Боброва

 

Члены комиссии                                                                                                                    

 

Е.И. Можаро

 

                                                                                                                                             

Л.Н. Зуева

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

09 января 2014 года

№ Т - 83/2013

г. Калининград

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее – Комиссия УФАС) в составе:

 

председателя комиссии:

О.А. Бобровой

руководителя Калининградского УФАС России;

членов комиссии:

 

Е.И. Можаро

начальника отдела антимонопольного контроля

 

Л.Н. Зуевой

старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля

При участии:

 

 

Ответчика ГУП

«Калининградский янтарный комбинат»

М.Д. Жириковой

по доверенности № 85 от 31.12.2013,

рассмотрев жалобу ОАО Страховая компания «Альянс» (почтовый адрес: Озерковская наб., 30, г. Москва, 113184) (далее – Заявитель), на неправомерные действия заказчика - организатора закупки (далее Организатор, Заказчик) путем открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат» (почтовый адрес: ул. Балебина, 1, п. Янтарный Калининградской области), выраженные в нарушении положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путем несоблюдения требований Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – КУФАС) 26 декабря 2013 поступила жалоба ОАО Страховая компания «Альянс» на неправомерные действия заказчика - организатора закупки путем открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат» (далее – Торги), информация о которой была размещена 11 декабря 2013 года на Интернет-сайтах http://www.zakupki.gov.ru и https://com.roseltorg.ru (заказ № 31300744910, лот 49013 (0342)).

ОАО Страховая компания «Альянс» заявку на участие в Торгах не подавало.

Согласно извещению о закупке начальная (максимальная) цена договора составляет 601 200,00 руб., которая включает в себя: стоимость услуг, налоги, сборы и другие обязательные платежи и иные расходы, которые могут возникнуть у Страховщика в связи с исполнением условий по договору.

По мнению Заявителя, Заказчик при формировании цены договора не руководствовался требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» далее – Закон о страховании), а также страховыми тарифами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии», и Правилами профессиональной деятельности страховщиков-членов Национального союза страховщиков ответственности. Цена договора, рассчитанная в соответствии с перечисленными документами, должна составлять 668 000,00 руб.

На эту цену влияет значение коэффициента уровня безопасности, который может быть определен только на основании анализа исходных данных. Эти данные в документации о закупке отсутствуют. В ответ за запрос Заявителя Ответчик в своем письме от 19.12.2013 № 01/1982 сообщил, что запрашиваемые документы и иная значимая информация будут предоставлены Заказчиком при заключении договора с победителем процедуры закупки по результатам ее проведения.

Тем самым Заказчиком был нарушен пункт 9 статьи 7 Закона о страховании и пункт 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), пункт 3 части статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а страховщик лишен своего законного права на применение дополнительного понижающего коэффициента, устанавливаемого исходя из уровня безопасности опасного объекта. Это не позволило Заявителю принять участие в Торгах.

Согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей). Сведения, от которых зависит применение понижающих коэффициентов, т.е. цена договора, в документации о закупке отсутствуют.

Также, по мнению Заявителя, Заказчиком вышеописанными действиями были нарушены положения статьи 14 Закона о защите конкуренции, запрещающие недобросовестную конкуренцию, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

В свою очередь, Ответчик доводов о нарушении прав Заявителя, изложенных в жалобе, не признал, указал на ее необоснованность и пояснил следующее.

Согласно пункту 2 статьи 52 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат» «процедура запроса предложений не является конкурсом или аукционом, и ее проведение не регулируется статьями 447-449 части 1 Гражданского кодекса РФ. Данная процедура запроса предложений также не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057-1061 части 2 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, данная процедура не накладывает на Заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем запроса предложений или иным его участником».

Заказчик формирует цену договора (цену лота) на основании расходов, предусмотренных в плане закупок на 2014 год, и наименьшей цены услуг страхования опасных производственных объектов (ОПО) по информации, полученной путем мониторинга рынка услуг страхования как из Интернет-сайтов организаций, так и коммерческих предложений организаций, предоставляющих такие услуги (а именно ОАО «СОГАЗ», ОАО СК «Альянс» и ООО СК «ВТБ Страхование»). При этом под порядком формирования цены Заказчиком понимается не механизм ее определения и соответствующее обоснование, а сведения о тех расходах и издержках, которые включаются в цену договора (лота).

Цена договора была определена Заказчиком в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о закупках, т.е. согласно принципу «целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика».

Документация о проведении процедуры закупки была размещена на сайтах http://www.zakupki.gov.ru и https://com.roseltorg.ru с 11.12.20123, и всем участникам был предоставлен равный доступ к входящий в ее состав информации. Страховая премия по договору (начальная максимальная цена договора) была предложена одинаковая для всех участников. Согласно протоколу вскрытия конвертов от 23.12.2013 в Торгах приняли участие три организации со следующими ценовыми предложениями:

  • открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах» – 449 400,00 руб.;
  • страховое открытое акционерное общество «ВСК» – 467 600,00 руб. (цена с учетом НДС);
  • ООО Страховая компания «ВТБ Страхование» – 601200,00 руб.

Перечисленные организации установили цены самостоятельно без предоставления Заказчику расчета в составе своей заявки.

Организатор не является специализированной организацией или надзорным органом, к полномочиям которого относится право проверять правильность формирования страховой премии, предложенной участниками Торгов. При этом различные страховщики указали сопоставимые размеры страховой премии.

В результате рассмотрения материалов дела, рассмотрения позиций сторон, Комиссией УФАС установлено следующее.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Законом Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и «Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг», утвержденным приказом ФАС России от 18.01.2013 № 17/13 (далее – Порядок), установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Пунктом 3 Порядка установлено право участников закупки, указанных в части 5 статьи 3 Закона о закупках, обжаловать действия (бездействие) заказчика в случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению на таком официальном сайте, или нарушение сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Согласно части 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Статьей 2 Закона Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлены требования, предъявляемые к процедуре закупки.

Согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должен быть указан порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Положение о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат» (далее – Положение) утверждено приказом руководителя предприятия от 28.03.2012 года № 240. Главой 10 данного положения предусматривает требования к процедуре закупки путем запроса предложений. Извещение о проведении такой процедуры для выбора исполнителя на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат» было размещено Заказчиком 11 декабря 2013 года на информационных Интернет-ресурсах http://www.zakupki.gov.ru и https://com.roseltorg.ru.

Согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должен быть указан порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей). Это же условие содержится в пункте 7 части 4 статьи 53 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

Начальной максимальной ценой договора в данном случае является страховая премия по договору страхования гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

Порядок формирования страховой премии по договору обязательного страхования установлен Федеральным законом от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Согласно статье 2 Закона о страховании страхователь – владелец опасного объекта, заключивший договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на опасном объекте (далее - договор обязательного страхования); страховщик – страховая организация, имеющая лицензию на осуществление обязательного страхования, выданную в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 части 2 статьи 11 Закона о страховании страхователь обязан уплатить страховую премию (страховые взносы) в размере и в порядке, которые установлены договором обязательного страхования в соответствии с Законом о страховании.

В соответствии со статьей 7 Закона о страховании страховая премия по договору обязательного страхования определяется как произведение устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом страховой суммы и страхового тарифа. Страховые тарифы, структура страховых тарифов и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом. Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются с учетом технических и конструктивных характеристик опасных объектов. Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от: вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших; отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта, установленных законодательством Российской Федерации. При расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте. Порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта устанавливается профессиональным объединением страховщиков в соответствии с Законом о страховании.

Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структура и порядок применения страховщиками при расчете страховой премии утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 № 808.

Таким образом, согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках страхователь-заказчик (организатор торгов) должен указать порядок формирования начальной (максимальной) цены договора (страховой премии) с учетом порядка, утвержденного статьей 7 Закона о страховании и Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 № 808. Участники Торгов, подавая заявки на участие в процедуре закупке, имеют право снижать начальную цену путем использования понижающих коэффициентов в порядке, установленном данными нормативными правовыми документами. В свою очередь, Заказчик должен выбирать победителя на основе этих предложений с использованием критериев, предусмотренных Положением о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

В нарушение указанных требований законодательства РФ, Заказчиком - ГУП «Калининградский янтарный комбинат» цена договора была сформирована на основании расходов, предусмотренных в плане закупок на 2014 год, и исходя из наименьшей цены услуг страхования опасных производственных объектов в результате анализа общедоступной информации о стоимости страхования, размещенной на официальных сайтах страховых компаний в сети «Интернет», а также полученных организатором торгов коммерческих предложений организаций: открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах», страховое открытое акционерное общество «ВСК», ООО Страховая компания «ВТБ Страхование», что противоречит пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках и пункту 7 части 4 статьи 53 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

Заявитель участия в закупке не принимал. Объективных оснований, не позволивших принять участие в Торгах, а также конкретных доказательств совершения Заказчиком действий, ограничивающих возможность Заявителя участвовать в данной закупке, Заявитель не представил.

Комиссией установлено, что согласно части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускает недобросовестная конкуренция. В пункте 7 статьи 4 этого Закона дано следующее понятие конкуренции: «Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». Пункт 9 статьи 4 указывает на действия, признаваемые недобросовестной конкуренцией. Заявитель не привел доказательств того, что указанные действия имели место со стороны ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

Пункт 3 части 1 статьи 17 устанавливает запрет на осуществление действий, нарушающих порядок определения победителя или победителей торгов запроса котировок, запроса предложений.

Части 1, 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции определяют право и основания возбуждения антимонопольным органом дел, принятия решений и выдачи предписаний.

Комиссия отклоняет как несостоятельные доказательства Заявителя о необходимости соблюдения Организатором торгов положений «Правил организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», утвержденных постановлением Президиума Национального союза страховщиков ответственности (НССО) от 14.12.2011 № 34 (в редакции от 04.09.2013 № 58), так как в соответствии с пунктом 1.2 этих Правил они распространяются на деятельность исключительно членов НССО, не являются нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению иными лицами, не входящими в НССО.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», «Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг», утвержденным приказом ФАС России от 18.01.2013 № 17/13, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ОАО Страховая компания «Альянс» на неправомерные действия заказчика - организатора закупки путем открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат» необоснованной.

2. Признать организатора закупки – ГУП «Калининградский янтарный комбинат» нарушившим пункт 7 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и пункт 7 части 4 статьи 53 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

3. Предписание о прекращении нарушения пункта 7 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и пункта 7 части 4 статьи 53 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат» не выдавать в связи с выдачей предписания от 09.01.2014 № 1-т по делу Т-82 об устранении допущенных нарушений: пункта 7 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и пункта 7 части 4 статьи 53 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

 

Председатель комиссии                                                                                             

 

О.А. Боброва

 

Члены комиссии                                                                                                                    

 

Е.И. Можаро

 

                                                                                                                                             

Л.Н. Зуева

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № Т - 83/2013 [format] => [safe_value] => № Т - 83/2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 47 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 47 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-10 07:29:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-09 07:29:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1389944210 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )