РЕШЕНИЕ № АМЗ – 104/2013 о признании ОАО «Янтарьэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Номер дела: № АМЗ-104/2013
Дата публикации: 19 декабря 2013, 15:51

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

17 декабря 2013 года

№ АМЗ-104/2013

г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 17 декабря 2013 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 03 декабря 2013 года.

Комиссия по рассмотрению дела № АМЗ-104/2013 о нарушении ОАО «Янтарьэнерго» антимонопольного законодательства в составе:

 

Председателя комиссии:

 

Н.С. Ивановой

исполняющей обязанности заместителя руководителя, начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России;

Членов комиссии:

Е.И. Можаро

начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

О.А. Железновой

главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

в присутствии:

 

 

заявителя

С.Ю. Зубрицкой

 

не прибыла, уведомлена надлежащим образом;

представителя Ответчика ОАО «Янтарьэнерго»

 

Ж.А. Боковой

на основании доверенности от 07.10.2013 № 320/182,

 

рассмотрев дело № АМЗ-104/2013 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (236035, г. Калининград, ул. Театральная, 34) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее — Управление) поступило заявление гр. Зубрицкой С.Ю. (далее — Заявитель) (вх. № 2927 от 24.04.2013) на неправомерные действия ОАО «Янтарьэнерго» (далее — Ответчик), выразившиеся в неисполнении ОАО «Янтарьэнерго» мероприятий по договору от 11.09.2009 № 1158/09 (ЗПЭС) (далее - договор) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств индивидуального жилого дома заявителя, расположенного по адресу: Калининградская обл., Гурьевский район, пос. Родники, ул. Калининградская, дом 20 - а.

В результате рассмотрения жалобы Калининградским управлением ФАС России (далее – КУФАС) в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-104/2013 (приказ КУФАС от 29.08.2013 № 285) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в ущемлении интересов Заявителя путем несоблюдения сроков технологического присоединения его энергопринимающих устройств к электрическим сетям и увеличением данного срока сверх установленного нормативными актами.

 

1. Существо дела в изложении заявителя (по жалобе от 24.04.2013, с учётом дополнений от 28.06.2013).

15.09.2009 Заявителем произведена оплата за технологическое присоединение к электросетям в сумме 649 рублей 00 коп. и получены Договор технологического присоединения к электрическим сетям № 1158/09 (ЗПЭС) от 11.09.2009, технические условия № Z-1552/09 от 02.09.2009 и № 663/09-С от 02.09.2009.

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению был определён сторонами договора и составил 6 месяцев со дня заключения указанного договора, т. е. технологическое присоединение следовало выполнить 11.03.2010. По состоянию на 24.04.2013 года ОАО «Янтарьэнерго» технологическое присоединение энергопринимающих устройств ИЖД к электрическим сетям не осуществило. Заявитель со своей стороны все условия договора выполнила в оговоренные сроки и надлежащим образом, о чём уведомила ОАО «Янтарьэнерго» в письме от 24.04.2013 (вх. № АСУД ЯЭ/ЦОК/1199) и просила осуществить фактическое технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям Ответчика в кратчайшие сроки.

Указанное письмо (в копии) 24.04.2013 также было направлено Заявителем в Управление.

 

2. Существо дела в изложении Ответчика.

11.09.2009 между ОАО «Янтарьэнерго» и Зубрицкой С.Ю. был заключен договор технологического присоединения к электрическим сетям № 1158/09 (ЗПЭС) от 11.09.2009. Неотъемлемой частью договора являются технические условия № Z-1552/09 от 02.09.2009 (далее — ТУ-09).

В целях технологического присоединения индивидуального жилого дома Зубрицкой С.Ю. ОАО «Янтарьэнерго» приняло на себя следующие обязательства: от ТП 148-8 до опоры № 4 (Л-2) построить ВЛИ 0,4 кВ … (протяжённость около 130 м) ...; от опоры № 4 до опоры № 7-2 (Л-2) заменить существующий провод … (протяжённость 175 м); от опоры № 7-2 до земельного участка Зубрицкой С.Ю. построить ВЛИ с СИП 4х70 (протяжённость 70 м).

Указанные мероприятия выполнялись Обществом в рамках разработанного технического задания на проектирование № 69.СРС.2009/ЗПЭС от 29.01.2010 «Строительство ЛЭП 0,4 кВ, реконструкция ВЛ 0,4 кВ от ТП 148-8 (инв. № 5114807) в пос. Родники Гурьевского района» (далее — ТЗ № 69). 31.08.2011 согласно договору подряда № 128, заключенному между ОАО «Янтарьэнерго» и ООО «СКД-развитие», подрядчик в полном объёме выполнил строительно-монтажные работы по вышеуказанному титулу.

После обращения Заявителя от 24.04.2013 (вх. № АСУД ЯЭ/ЦОК/1199) в ОАО «Янтарьэнерго» проведено служебное расследование, в ходе которого выявлено несоответствие ТЗ № 69 техническим условиям № Z-1552/09, и разработано новое техническое задание на проектирование № 141.СЭРС.2013/ЗЭС-20 «Строительство ЛЭП 0,4 кВ от ТП 148-8 (инв. № 5114807) в пос. Родники Гурьевского района» (второй этап к ТЗ № 18 СРС.2011/ЗЭС-20). Завершение строительно-монтажных работ запланировано на 2013 год.

 

3. В ходе рассмотрения дела комиссией установлено следующее.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 г. N 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относятся оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договоров с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование, и обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с указанным законом на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – Калининградская обл., Гурьевский район, пос. Родники.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

По договору № 1158/09 (ЗПЭС) об осуществлении технологического присоединения от 11.09.2009 (далее - договор) ОАО «Янтарьэнерго» приняло на себя обязательства по технологическому присоединению энергопринимающего устройства (энергоустановки), питающего индивидуальный жилой дом Заявителя, расположенный по адресу: Калининградская обл., Гурьевский район, пос. Родники, ул. Калининградская, дом 20 - а.

Согласно п. 1.4 договора, технологическое присоединение включает в себя, в том числе, подготовку и выдачу Ответчиком технических условий, приведённых в приложении, а именно, № Z-1552/09 от 02.09.2009 (объект — индивидуальный жилой дом) и № 663/09 - С от 02.09.2009 (объект — стройплощадка индивидуального жилого дома) (далее — ТУ-09).

Пунктами 8 и 7 ТУ-09 определены обязательства Ответчика и Заявителя, в том числе:

  •  в соответствии с п. 8 ТУ Ответчику надлежит от ТП 148-8 до опоры № 4 (Л-2) построить ВЛИ 0,4 кВ … (протяжённость около 130 м) ...; от опоры № 4 до опоры № 7-2 (Л-2) заменить существующий провод … (протяжённость 175 м); от опоры № 7-2 до земельного участка Зубрицкой С.Ю. построить ВЛИ с СИП 4х70 (протяжённость 70 м); группу в РУ 0,4 кВ оборудовать предохранителями на ток плавкой вставки в соответствии с расчётной мощностью;
  •  в соответствии с п. 7 ТУ Заявителю надлежит выполнить ряд требований к монтажу электрической сети, приборов учёта и иных устройств. В соответствии с п. 2.1.2 договора Заявителю также надлежит согласовать проект электроснабжения от точки присоединения до энергоустановки объекта … , соответствующий ТУ-09.

Ответчик выполнение своих обязательств по Договору начал только после обращения Заявителя от 24.04.2013 в КУФАС (вх. № 2927) и на дату принятия настоящего решения (03.12.2013) выполнил только часть необходимых для этого работ, разработав 04.09.2013 техническое задание на проектирование № 141.СЭРС.2013/ЗЭС-20 «Строительство ЛЭП 0,4 кВ от ТП 148-8 (инв. № 5114807) в пос. Родники Гурьевского района» (второй этап к ТЗ № 18 СРС.2011/ЗЭС-20) и приступив к проведению конкурсных процедур по выбору подрядной организации на разработку рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ 26.11.2013, т. е. более чем через 4 года, после заключения договора с Заявителем 11.09.2009 года. Вышеперечисленное свидетельствует о том, что до обращения Заявителя в КУФАС, Ответчик бездействовал.

ОАО «Янтарьэнерго» не представило доказательств о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших ему своевременно осуществить технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения и условиями заключенного договора при соблюдении баланса интересов заявителя и сетевой организации, в том числе таких, как совершение заявителем действий, способствовавших затягиванию сроков на осуществление технологического присоединения, невыполнение в установленный срок требований технических условий по монтажу энергопринимающих устройств на своем земельном участке.

Заявитель исполнил свои обязательства по договору и техническим условиям, о чём уведомил Ответчика, согласовав 16.04.2013 года с департаментом технологических присоединений ОАО «Янтарьэнерго» рабочую документацию электроснабжения и электрооборудования индивидуального жилого дома 20 - а по ул. Калининградская в поселке Родники, Гурьевский район, Калининградская обл.

В ходе заседания Комиссии 03 декабря 2013 года Ответчик подтвердил, что действия по технологическому присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств Заявителя к электросетевому хозяйству ОАО «Янтарьэнерго» не осуществлены.

В связи с отсутствием энергоснабжения гр. Зубрицкая С.Ю. не имеет возможности постоянно проживать в жилом строении по адресу: Калининградская обл., Калининградская обл., Гурьевский район, пос. Родники, ул. Калининградская, дом 20 - а, и несёт дополнительные финансовые затраты.

Нормами действующего законодательства не предусмотрено право сетевой организации исполнять возложенные на нее мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, сверх сроков, установленных п. 16 Правил.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

Подпункт б пункта 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (ред. от 04.05.2012) предусматривает срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать:

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Исходя из требований подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения следует, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Заявителя к электросетевому хозяйству ОАО «Янтарьэнерго» не может превышать 6 месяцев.

При заключении договора от 11.09.2009 № 1158/09 (ЗПЭС) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не был предусмотрен. 11.09.2009 между Ответчиком и Заявителем было заключено дополнительное соглашение № 1, согласно которому договор дополнен пунктом 1.5, а именно: «срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения настоящего договора ...», т. е. с 11.09.2009. 29.07.2011 между Заявителем и Ответчиком было заключено дополнительное соглашение № 2, согласно п. 2 которого п. 1.5. договора был изложен в иной редакции и срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению определён Ответчиком до 02.09.2014 г., что является нарушением требований подпункта "б" пункта 16 Правил.

На дату принятия настоящего решения (03.12.2013 года) срок неисполнения Ответчиком вышеуказанных обязательств составляет 4 года 2 месяца 21 день.

Роль сетевой организации при осуществлении возложенной на нее обязанности по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя предполагает ее активное поведение во взаимодействие как с обратившимся к нему лицом, так и иными хозяйствующими субъектами, тем самым обеспечивая права такого лица в установленном законодательством порядке и сроки.

Именно бездействие Общества в части непринятия своевременных и разумных мер по осуществлению технологического присоединения жилого дома Заявителя к электрическим сетям в течении более 4 лет привело к нарушению, как интересов Заявителя, так и императивных требований, установленных Правилами.

Нормы, изложенные в Правилах, являются нормами регулирования доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

 

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

 

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств С.Ю. Зубрицкой, установленных пунктом 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, которые повлекли ущемление интересов Заявителя, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «Янтарьэнерго» предписание по делу № АМЗ-104/2013 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Контроль за исполнением предписания возложить на главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Железнову Ольгу Александровну.

4. Передать материалы дела № АМЗ-104/2013 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

 

 

Председатель комиссии

исполняющая обязанности

заместителя руководителя,

начальника отдела контроля органов власти

Калининградского УФАС России Н.С. Иванова

 

Члены комиссии:

 

Начальник отдела антимонопольного

 контроля Калининградского УФАС России Е.И. Можаро

 

Главный специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России О.А. Железнова

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 8921 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № АМЗ – 104/2013 о признании ОАО «Янтарьэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8921 [type] => solution [language] => ru [created] => 1398430468 [changed] => 1398430468 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1398430468 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

17 декабря 2013 года

№ АМЗ-104/2013

г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 17 декабря 2013 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 03 декабря 2013 года.

Комиссия по рассмотрению дела № АМЗ-104/2013 о нарушении ОАО «Янтарьэнерго» антимонопольного законодательства в составе:

 

Председателя комиссии:

 

Н.С. Ивановой

исполняющей обязанности заместителя руководителя, начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России;

Членов комиссии:

Е.И. Можаро

начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

О.А. Железновой

главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

в присутствии:

 

 

заявителя

С.Ю. Зубрицкой

 

не прибыла, уведомлена надлежащим образом;

представителя Ответчика ОАО «Янтарьэнерго»

 

Ж.А. Боковой

на основании доверенности от 07.10.2013 № 320/182,

 

рассмотрев дело № АМЗ-104/2013 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (236035, г. Калининград, ул. Театральная, 34) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее — Управление) поступило заявление гр. Зубрицкой С.Ю. (далее — Заявитель) (вх. № 2927 от 24.04.2013) на неправомерные действия ОАО «Янтарьэнерго» (далее — Ответчик), выразившиеся в неисполнении ОАО «Янтарьэнерго» мероприятий по договору от 11.09.2009 № 1158/09 (ЗПЭС) (далее - договор) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств индивидуального жилого дома заявителя, расположенного по адресу: Калининградская обл., Гурьевский район, пос. Родники, ул. Калининградская, дом 20 - а.

В результате рассмотрения жалобы Калининградским управлением ФАС России (далее – КУФАС) в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-104/2013 (приказ КУФАС от 29.08.2013 № 285) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в ущемлении интересов Заявителя путем несоблюдения сроков технологического присоединения его энергопринимающих устройств к электрическим сетям и увеличением данного срока сверх установленного нормативными актами.

 

1. Существо дела в изложении заявителя (по жалобе от 24.04.2013, с учётом дополнений от 28.06.2013).

15.09.2009 Заявителем произведена оплата за технологическое присоединение к электросетям в сумме 649 рублей 00 коп. и получены Договор технологического присоединения к электрическим сетям № 1158/09 (ЗПЭС) от 11.09.2009, технические условия № Z-1552/09 от 02.09.2009 и № 663/09-С от 02.09.2009.

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению был определён сторонами договора и составил 6 месяцев со дня заключения указанного договора, т. е. технологическое присоединение следовало выполнить 11.03.2010. По состоянию на 24.04.2013 года ОАО «Янтарьэнерго» технологическое присоединение энергопринимающих устройств ИЖД к электрическим сетям не осуществило. Заявитель со своей стороны все условия договора выполнила в оговоренные сроки и надлежащим образом, о чём уведомила ОАО «Янтарьэнерго» в письме от 24.04.2013 (вх. № АСУД ЯЭ/ЦОК/1199) и просила осуществить фактическое технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям Ответчика в кратчайшие сроки.

Указанное письмо (в копии) 24.04.2013 также было направлено Заявителем в Управление.

 

2. Существо дела в изложении Ответчика.

11.09.2009 между ОАО «Янтарьэнерго» и Зубрицкой С.Ю. был заключен договор технологического присоединения к электрическим сетям № 1158/09 (ЗПЭС) от 11.09.2009. Неотъемлемой частью договора являются технические условия № Z-1552/09 от 02.09.2009 (далее — ТУ-09).

В целях технологического присоединения индивидуального жилого дома Зубрицкой С.Ю. ОАО «Янтарьэнерго» приняло на себя следующие обязательства: от ТП 148-8 до опоры № 4 (Л-2) построить ВЛИ 0,4 кВ … (протяжённость около 130 м) ...; от опоры № 4 до опоры № 7-2 (Л-2) заменить существующий провод … (протяжённость 175 м); от опоры № 7-2 до земельного участка Зубрицкой С.Ю. построить ВЛИ с СИП 4х70 (протяжённость 70 м).

Указанные мероприятия выполнялись Обществом в рамках разработанного технического задания на проектирование № 69.СРС.2009/ЗПЭС от 29.01.2010 «Строительство ЛЭП 0,4 кВ, реконструкция ВЛ 0,4 кВ от ТП 148-8 (инв. № 5114807) в пос. Родники Гурьевского района» (далее — ТЗ № 69). 31.08.2011 согласно договору подряда № 128, заключенному между ОАО «Янтарьэнерго» и ООО «СКД-развитие», подрядчик в полном объёме выполнил строительно-монтажные работы по вышеуказанному титулу.

После обращения Заявителя от 24.04.2013 (вх. № АСУД ЯЭ/ЦОК/1199) в ОАО «Янтарьэнерго» проведено служебное расследование, в ходе которого выявлено несоответствие ТЗ № 69 техническим условиям № Z-1552/09, и разработано новое техническое задание на проектирование № 141.СЭРС.2013/ЗЭС-20 «Строительство ЛЭП 0,4 кВ от ТП 148-8 (инв. № 5114807) в пос. Родники Гурьевского района» (второй этап к ТЗ № 18 СРС.2011/ЗЭС-20). Завершение строительно-монтажных работ запланировано на 2013 год.

 

3. В ходе рассмотрения дела комиссией установлено следующее.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 г. N 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относятся оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договоров с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование, и обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с указанным законом на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – Калининградская обл., Гурьевский район, пос. Родники.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

По договору № 1158/09 (ЗПЭС) об осуществлении технологического присоединения от 11.09.2009 (далее - договор) ОАО «Янтарьэнерго» приняло на себя обязательства по технологическому присоединению энергопринимающего устройства (энергоустановки), питающего индивидуальный жилой дом Заявителя, расположенный по адресу: Калининградская обл., Гурьевский район, пос. Родники, ул. Калининградская, дом 20 - а.

Согласно п. 1.4 договора, технологическое присоединение включает в себя, в том числе, подготовку и выдачу Ответчиком технических условий, приведённых в приложении, а именно, № Z-1552/09 от 02.09.2009 (объект — индивидуальный жилой дом) и № 663/09 - С от 02.09.2009 (объект — стройплощадка индивидуального жилого дома) (далее — ТУ-09).

Пунктами 8 и 7 ТУ-09 определены обязательства Ответчика и Заявителя, в том числе:

  •  в соответствии с п. 8 ТУ Ответчику надлежит от ТП 148-8 до опоры № 4 (Л-2) построить ВЛИ 0,4 кВ … (протяжённость около 130 м) ...; от опоры № 4 до опоры № 7-2 (Л-2) заменить существующий провод … (протяжённость 175 м); от опоры № 7-2 до земельного участка Зубрицкой С.Ю. построить ВЛИ с СИП 4х70 (протяжённость 70 м); группу в РУ 0,4 кВ оборудовать предохранителями на ток плавкой вставки в соответствии с расчётной мощностью;
  •  в соответствии с п. 7 ТУ Заявителю надлежит выполнить ряд требований к монтажу электрической сети, приборов учёта и иных устройств. В соответствии с п. 2.1.2 договора Заявителю также надлежит согласовать проект электроснабжения от точки присоединения до энергоустановки объекта … , соответствующий ТУ-09.

Ответчик выполнение своих обязательств по Договору начал только после обращения Заявителя от 24.04.2013 в КУФАС (вх. № 2927) и на дату принятия настоящего решения (03.12.2013) выполнил только часть необходимых для этого работ, разработав 04.09.2013 техническое задание на проектирование № 141.СЭРС.2013/ЗЭС-20 «Строительство ЛЭП 0,4 кВ от ТП 148-8 (инв. № 5114807) в пос. Родники Гурьевского района» (второй этап к ТЗ № 18 СРС.2011/ЗЭС-20) и приступив к проведению конкурсных процедур по выбору подрядной организации на разработку рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ 26.11.2013, т. е. более чем через 4 года, после заключения договора с Заявителем 11.09.2009 года. Вышеперечисленное свидетельствует о том, что до обращения Заявителя в КУФАС, Ответчик бездействовал.

ОАО «Янтарьэнерго» не представило доказательств о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших ему своевременно осуществить технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения и условиями заключенного договора при соблюдении баланса интересов заявителя и сетевой организации, в том числе таких, как совершение заявителем действий, способствовавших затягиванию сроков на осуществление технологического присоединения, невыполнение в установленный срок требований технических условий по монтажу энергопринимающих устройств на своем земельном участке.

Заявитель исполнил свои обязательства по договору и техническим условиям, о чём уведомил Ответчика, согласовав 16.04.2013 года с департаментом технологических присоединений ОАО «Янтарьэнерго» рабочую документацию электроснабжения и электрооборудования индивидуального жилого дома 20 - а по ул. Калининградская в поселке Родники, Гурьевский район, Калининградская обл.

В ходе заседания Комиссии 03 декабря 2013 года Ответчик подтвердил, что действия по технологическому присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств Заявителя к электросетевому хозяйству ОАО «Янтарьэнерго» не осуществлены.

В связи с отсутствием энергоснабжения гр. Зубрицкая С.Ю. не имеет возможности постоянно проживать в жилом строении по адресу: Калининградская обл., Калининградская обл., Гурьевский район, пос. Родники, ул. Калининградская, дом 20 - а, и несёт дополнительные финансовые затраты.

Нормами действующего законодательства не предусмотрено право сетевой организации исполнять возложенные на нее мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, сверх сроков, установленных п. 16 Правил.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

Подпункт б пункта 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (ред. от 04.05.2012) предусматривает срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать:

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Исходя из требований подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения следует, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Заявителя к электросетевому хозяйству ОАО «Янтарьэнерго» не может превышать 6 месяцев.

При заключении договора от 11.09.2009 № 1158/09 (ЗПЭС) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не был предусмотрен. 11.09.2009 между Ответчиком и Заявителем было заключено дополнительное соглашение № 1, согласно которому договор дополнен пунктом 1.5, а именно: «срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения настоящего договора ...», т. е. с 11.09.2009. 29.07.2011 между Заявителем и Ответчиком было заключено дополнительное соглашение № 2, согласно п. 2 которого п. 1.5. договора был изложен в иной редакции и срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению определён Ответчиком до 02.09.2014 г., что является нарушением требований подпункта "б" пункта 16 Правил.

На дату принятия настоящего решения (03.12.2013 года) срок неисполнения Ответчиком вышеуказанных обязательств составляет 4 года 2 месяца 21 день.

Роль сетевой организации при осуществлении возложенной на нее обязанности по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя предполагает ее активное поведение во взаимодействие как с обратившимся к нему лицом, так и иными хозяйствующими субъектами, тем самым обеспечивая права такого лица в установленном законодательством порядке и сроки.

Именно бездействие Общества в части непринятия своевременных и разумных мер по осуществлению технологического присоединения жилого дома Заявителя к электрическим сетям в течении более 4 лет привело к нарушению, как интересов Заявителя, так и императивных требований, установленных Правилами.

Нормы, изложенные в Правилах, являются нормами регулирования доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

 

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

 

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств С.Ю. Зубрицкой, установленных пунктом 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, которые повлекли ущемление интересов Заявителя, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «Янтарьэнерго» предписание по делу № АМЗ-104/2013 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Контроль за исполнением предписания возложить на главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Железнову Ольгу Александровну.

4. Передать материалы дела № АМЗ-104/2013 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

 

 

Председатель комиссии

исполняющая обязанности

заместителя руководителя,

начальника отдела контроля органов власти

Калининградского УФАС России Н.С. Иванова

 

Члены комиссии:

 

Начальник отдела антимонопольного

 контроля Калининградского УФАС России Е.И. Можаро

 

Главный специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России О.А. Железнова

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

17 декабря 2013 года

№ АМЗ-104/2013

г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 17 декабря 2013 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 03 декабря 2013 года.

Комиссия по рассмотрению дела № АМЗ-104/2013 о нарушении ОАО «Янтарьэнерго» антимонопольного законодательства в составе:

 

Председателя комиссии:

 

Н.С. Ивановой

исполняющей обязанности заместителя руководителя, начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России;

Членов комиссии:

Е.И. Можаро

начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

О.А. Железновой

главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

в присутствии:

 

 

заявителя

С.Ю. Зубрицкой

 

не прибыла, уведомлена надлежащим образом;

представителя Ответчика ОАО «Янтарьэнерго»

 

Ж.А. Боковой

на основании доверенности от 07.10.2013 № 320/182,

 

рассмотрев дело № АМЗ-104/2013 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (236035, г. Калининград, ул. Театральная, 34) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее — Управление) поступило заявление гр. Зубрицкой С.Ю. (далее — Заявитель) (вх. № 2927 от 24.04.2013) на неправомерные действия ОАО «Янтарьэнерго» (далее — Ответчик), выразившиеся в неисполнении ОАО «Янтарьэнерго» мероприятий по договору от 11.09.2009 № 1158/09 (ЗПЭС) (далее - договор) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств индивидуального жилого дома заявителя, расположенного по адресу: Калининградская обл., Гурьевский район, пос. Родники, ул. Калининградская, дом 20 - а.

В результате рассмотрения жалобы Калининградским управлением ФАС России (далее – КУФАС) в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-104/2013 (приказ КУФАС от 29.08.2013 № 285) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в ущемлении интересов Заявителя путем несоблюдения сроков технологического присоединения его энергопринимающих устройств к электрическим сетям и увеличением данного срока сверх установленного нормативными актами.

 

1. Существо дела в изложении заявителя (по жалобе от 24.04.2013, с учётом дополнений от 28.06.2013).

15.09.2009 Заявителем произведена оплата за технологическое присоединение к электросетям в сумме 649 рублей 00 коп. и получены Договор технологического присоединения к электрическим сетям № 1158/09 (ЗПЭС) от 11.09.2009, технические условия № Z-1552/09 от 02.09.2009 и № 663/09-С от 02.09.2009.

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению был определён сторонами договора и составил 6 месяцев со дня заключения указанного договора, т. е. технологическое присоединение следовало выполнить 11.03.2010. По состоянию на 24.04.2013 года ОАО «Янтарьэнерго» технологическое присоединение энергопринимающих устройств ИЖД к электрическим сетям не осуществило. Заявитель со своей стороны все условия договора выполнила в оговоренные сроки и надлежащим образом, о чём уведомила ОАО «Янтарьэнерго» в письме от 24.04.2013 (вх. № АСУД ЯЭ/ЦОК/1199) и просила осуществить фактическое технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям Ответчика в кратчайшие сроки.

Указанное письмо (в копии) 24.04.2013 также было направлено Заявителем в Управление.

 

2. Существо дела в изложении Ответчика.

11.09.2009 между ОАО «Янтарьэнерго» и Зубрицкой С.Ю. был заключен договор технологического присоединения к электрическим сетям № 1158/09 (ЗПЭС) от 11.09.2009. Неотъемлемой частью договора являются технические условия № Z-1552/09 от 02.09.2009 (далее — ТУ-09).

В целях технологического присоединения индивидуального жилого дома Зубрицкой С.Ю. ОАО «Янтарьэнерго» приняло на себя следующие обязательства: от ТП 148-8 до опоры № 4 (Л-2) построить ВЛИ 0,4 кВ … (протяжённость около 130 м) ...; от опоры № 4 до опоры № 7-2 (Л-2) заменить существующий провод … (протяжённость 175 м); от опоры № 7-2 до земельного участка Зубрицкой С.Ю. построить ВЛИ с СИП 4х70 (протяжённость 70 м).

Указанные мероприятия выполнялись Обществом в рамках разработанного технического задания на проектирование № 69.СРС.2009/ЗПЭС от 29.01.2010 «Строительство ЛЭП 0,4 кВ, реконструкция ВЛ 0,4 кВ от ТП 148-8 (инв. № 5114807) в пос. Родники Гурьевского района» (далее — ТЗ № 69). 31.08.2011 согласно договору подряда № 128, заключенному между ОАО «Янтарьэнерго» и ООО «СКД-развитие», подрядчик в полном объёме выполнил строительно-монтажные работы по вышеуказанному титулу.

После обращения Заявителя от 24.04.2013 (вх. № АСУД ЯЭ/ЦОК/1199) в ОАО «Янтарьэнерго» проведено служебное расследование, в ходе которого выявлено несоответствие ТЗ № 69 техническим условиям № Z-1552/09, и разработано новое техническое задание на проектирование № 141.СЭРС.2013/ЗЭС-20 «Строительство ЛЭП 0,4 кВ от ТП 148-8 (инв. № 5114807) в пос. Родники Гурьевского района» (второй этап к ТЗ № 18 СРС.2011/ЗЭС-20). Завершение строительно-монтажных работ запланировано на 2013 год.

 

3. В ходе рассмотрения дела комиссией установлено следующее.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 г. N 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относятся оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договоров с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование, и обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с указанным законом на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – Калининградская обл., Гурьевский район, пос. Родники.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

По договору № 1158/09 (ЗПЭС) об осуществлении технологического присоединения от 11.09.2009 (далее - договор) ОАО «Янтарьэнерго» приняло на себя обязательства по технологическому присоединению энергопринимающего устройства (энергоустановки), питающего индивидуальный жилой дом Заявителя, расположенный по адресу: Калининградская обл., Гурьевский район, пос. Родники, ул. Калининградская, дом 20 - а.

Согласно п. 1.4 договора, технологическое присоединение включает в себя, в том числе, подготовку и выдачу Ответчиком технических условий, приведённых в приложении, а именно, № Z-1552/09 от 02.09.2009 (объект — индивидуальный жилой дом) и № 663/09 - С от 02.09.2009 (объект — стройплощадка индивидуального жилого дома) (далее — ТУ-09).

Пунктами 8 и 7 ТУ-09 определены обязательства Ответчика и Заявителя, в том числе:

  •  в соответствии с п. 8 ТУ Ответчику надлежит от ТП 148-8 до опоры № 4 (Л-2) построить ВЛИ 0,4 кВ … (протяжённость около 130 м) ...; от опоры № 4 до опоры № 7-2 (Л-2) заменить существующий провод … (протяжённость 175 м); от опоры № 7-2 до земельного участка Зубрицкой С.Ю. построить ВЛИ с СИП 4х70 (протяжённость 70 м); группу в РУ 0,4 кВ оборудовать предохранителями на ток плавкой вставки в соответствии с расчётной мощностью;
  •  в соответствии с п. 7 ТУ Заявителю надлежит выполнить ряд требований к монтажу электрической сети, приборов учёта и иных устройств. В соответствии с п. 2.1.2 договора Заявителю также надлежит согласовать проект электроснабжения от точки присоединения до энергоустановки объекта … , соответствующий ТУ-09.

Ответчик выполнение своих обязательств по Договору начал только после обращения Заявителя от 24.04.2013 в КУФАС (вх. № 2927) и на дату принятия настоящего решения (03.12.2013) выполнил только часть необходимых для этого работ, разработав 04.09.2013 техническое задание на проектирование № 141.СЭРС.2013/ЗЭС-20 «Строительство ЛЭП 0,4 кВ от ТП 148-8 (инв. № 5114807) в пос. Родники Гурьевского района» (второй этап к ТЗ № 18 СРС.2011/ЗЭС-20) и приступив к проведению конкурсных процедур по выбору подрядной организации на разработку рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ 26.11.2013, т. е. более чем через 4 года, после заключения договора с Заявителем 11.09.2009 года. Вышеперечисленное свидетельствует о том, что до обращения Заявителя в КУФАС, Ответчик бездействовал.

ОАО «Янтарьэнерго» не представило доказательств о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших ему своевременно осуществить технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения и условиями заключенного договора при соблюдении баланса интересов заявителя и сетевой организации, в том числе таких, как совершение заявителем действий, способствовавших затягиванию сроков на осуществление технологического присоединения, невыполнение в установленный срок требований технических условий по монтажу энергопринимающих устройств на своем земельном участке.

Заявитель исполнил свои обязательства по договору и техническим условиям, о чём уведомил Ответчика, согласовав 16.04.2013 года с департаментом технологических присоединений ОАО «Янтарьэнерго» рабочую документацию электроснабжения и электрооборудования индивидуального жилого дома 20 - а по ул. Калининградская в поселке Родники, Гурьевский район, Калининградская обл.

В ходе заседания Комиссии 03 декабря 2013 года Ответчик подтвердил, что действия по технологическому присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств Заявителя к электросетевому хозяйству ОАО «Янтарьэнерго» не осуществлены.

В связи с отсутствием энергоснабжения гр. Зубрицкая С.Ю. не имеет возможности постоянно проживать в жилом строении по адресу: Калининградская обл., Калининградская обл., Гурьевский район, пос. Родники, ул. Калининградская, дом 20 - а, и несёт дополнительные финансовые затраты.

Нормами действующего законодательства не предусмотрено право сетевой организации исполнять возложенные на нее мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, сверх сроков, установленных п. 16 Правил.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

Подпункт б пункта 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (ред. от 04.05.2012) предусматривает срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать:

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Исходя из требований подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения следует, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Заявителя к электросетевому хозяйству ОАО «Янтарьэнерго» не может превышать 6 месяцев.

При заключении договора от 11.09.2009 № 1158/09 (ЗПЭС) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не был предусмотрен. 11.09.2009 между Ответчиком и Заявителем было заключено дополнительное соглашение № 1, согласно которому договор дополнен пунктом 1.5, а именно: «срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения настоящего договора ...», т. е. с 11.09.2009. 29.07.2011 между Заявителем и Ответчиком было заключено дополнительное соглашение № 2, согласно п. 2 которого п. 1.5. договора был изложен в иной редакции и срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению определён Ответчиком до 02.09.2014 г., что является нарушением требований подпункта "б" пункта 16 Правил.

На дату принятия настоящего решения (03.12.2013 года) срок неисполнения Ответчиком вышеуказанных обязательств составляет 4 года 2 месяца 21 день.

Роль сетевой организации при осуществлении возложенной на нее обязанности по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя предполагает ее активное поведение во взаимодействие как с обратившимся к нему лицом, так и иными хозяйствующими субъектами, тем самым обеспечивая права такого лица в установленном законодательством порядке и сроки.

Именно бездействие Общества в части непринятия своевременных и разумных мер по осуществлению технологического присоединения жилого дома Заявителя к электрическим сетям в течении более 4 лет привело к нарушению, как интересов Заявителя, так и императивных требований, установленных Правилами.

Нормы, изложенные в Правилах, являются нормами регулирования доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

 

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

 

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств С.Ю. Зубрицкой, установленных пунктом 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, которые повлекли ущемление интересов Заявителя, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «Янтарьэнерго» предписание по делу № АМЗ-104/2013 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Контроль за исполнением предписания возложить на главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Железнову Ольгу Александровну.

4. Передать материалы дела № АМЗ-104/2013 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

 

 

Председатель комиссии

исполняющая обязанности

заместителя руководителя,

начальника отдела контроля органов власти

Калининградского УФАС России Н.С. Иванова

 

Члены комиссии:

 

Начальник отдела антимонопольного

 контроля Калининградского УФАС России Е.И. Можаро

 

Главный специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России О.А. Железнова

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № АМЗ-104/2013 [format] => [safe_value] => № АМЗ-104/2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-19 12:51:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-17 12:51:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1398430468 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )