РЕШЕНИЕ № АМЗ – 115/2013 о признании ОАО «Янтарьэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Номер дела: № АМЗ-115/2013
Дата публикации: 14 февраля 2014, 11:41

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

12 февраля 2014 года

№ АМЗ - 115/2013

г. Калининград

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 12 февраля 2014 года.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 05 февраля 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

председателя Комиссии:

 

О.Е. Балуева

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

А.А. Овагимян

ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

с участием:

 

 

заявителя

Н.А. Петровой,

 

 

рассмотрев дело № АМЗ-115/2013 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (ул. Театральная, 34, г. Калининград, 236022) пункта 3 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в навязывании Петровой Наталье Алексеевне условий договора, невыгодных для нее, и в нарушении установленного срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства Петровой Натальи Алексеевны,

 

УСТАНОВИЛА:

1. 21.05.2013 в Управление ФАС России по Калининградской области (далее – КУФАС, Управление) поступила жалоба вх. № 3425 Петровой Натальи Алексеевны (далее – Заявитель) на невыполнение ОАО «Янтарьэнерго» (далее – Ответчик) условий договора от 18.05.2010 № 648/10 (ЗПЭС) об осуществлении технологического присоединения (далее – Договор).

В результате рассмотрения жалобы Управлением в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением ФАС России по Калининградской области в адрес ОАО «Янтарьэнерго» было направлено предупреждение от 16.08.2013 № 45 о прекращении не позднее 01.11.2013 действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем указания в технических условиях № Z-867/10 от 21.04.2010 и № 488/10-С от 21.04.2010 (соответственно приложения № 1 и № 2 к договору от 18.05.2010 № 648/10 (ЗПЭС) об осуществлении технологического присоединения) точки присоединения энергопринимающего устройства (индивидуальный жилой дом по адресу ул. Красная, г. Пионерский Калининградской обл., кадастровый номер 39:19:010301:64) Петровой Натальи Алексеевны к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго».

В установленный срок предупреждение выполнено не было.

Кроме того, продолжается ущемление интересов Заявителя путем нарушения ОАО «Янтарьэнерго» законодательно установленных сроков технологического присоединения.

На основании изложенного в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-115/2013 (приказ КУФАС от 19.11.2013 № 402) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» пункта 3 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Существо дела в изложении Заявителя

На заседании Комиссии Заявитель сообщил, что выполнил все свои обязательства по Договору присоединения в полном объеме, включая внесение платы за технологическое присоединение (550 рублей) одновременно с заключением Договора, разработку проектной документации и согласование ее с ответчиком. Договором об осуществлении технологического присоединения предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев с даты его заключения. По состоянию на 05.02.2014 ОАО «Янтарьэнерго» не исполнило своих обязательств.

Неисполнение ответчиком своих обязательств не позволяет Заявителю окончить строительные и отделочные работы в ее индивидуальном жилом доме.

 

3. Существо дела в изложении Ответчика

На заседании Комиссии Ответчик не присутствовал несмотря на то, что был уведомлен надлежащим образом. Письменно Ответчик пояснил антимонопольному органу следующее.

В целях технологического присоединения энергопринимающего устройства Заявителя в соответствии с Договором ОАО «Янтарьэнерго» приняло на себя ряд обязательств, которые требуют значительных материальных и организационных затрат. В целях выполнения взятых на себя обязательств ОАО «Янтарьэнерго» были выполнены следующие работы:

  1. 08.06.2010 утверждено техническое задание на проектирование.
  2. 01.12.2010 заключен договор № 622 с ООО «Факел-проект» на выполнение проектных работ.
  3. 30.03.2012 проектная документация сдана подрядчиком ООО «Факел-проект».
  4. 29.05.2012 заключен договор № 502 с ООО «Каскад-19» на выполнение строительно-монтажных работ.

При этом в процессе выполнения строительно-монтажных работ было выявлено несоответствие разработанной и принятой ОАО «Янтарьэнерго» проектно-сметной документации утвержденному техническому заданию на проектирование в части проектирования участка ВЛИ 0,4 кВ до границ участка Заявителя. По этой причине Ответчик был вынужден разработать новое техническое задание на проектирование с последующим выполнением строительно-монтажных работ для технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя. 17.06.2013 на Интернет-сайте электронной торговой площадки «В2В-MRSK» и на сайте ОАО «Янтарьэнерго» были размещены документация и уведомление о проведении открытых процедур по выбору подрядчика на выполнение строительно-монтажных работ.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя осуществляется путем реализации нескольких технических заданий. По титулу «Строительство ВЛИ 0,4 кВ, реконструкция ВЛ 0,4 кВ от ПС В-22 (инв. № 5116050) в г. Пионерский Калининградской области» выполнены строительно-монтажные работы, объект введен в эксплуатацию. По титулу «Строительство ВЛИ 0,4 кВ от ПС В-22 (инв. № 5116050) в г. Пионерский, ул. Красная (второй этапа)» подготовлено техническое задание, 19.09.2013 с ОАО «Янтарьэнергосервис» заключен комплексный договор № 690 на разработку проектной документации и выполнение строительно-монтажных работ в течение 6 месяцев. Осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств индивидуального жилого дома Заявителя планируется осуществить в апреле 2004 года.

По мнению Ответчика, изложенное свидетельствует, что ОАО «Янтарьэнерго» действует добросовестно, в пределах своих гражданских прав, его действия не имели целью злоупотребления своим положением как стороны публичного договора с целью нарушения интересов Заявителя. При этом в качестве одной из причин отсутствия технологического присоединения Ответчик назвал то, что Заявитель не сообщил ОАО «Янтарьэнерго» о выполнении своих обязательств по Договору. Кроме того, по мнению Ответчика, отношения, связанные с исполнением Договора, не подпадают под антимонопольное регулирование в силу их гражданско-правового характера.

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 N 10-1/100 ОАО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 года № 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относится оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг; в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – г. Пионерский Калининградской обл.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать шесть месяцев.

Согласно пункту 1.4 заключенного между Заявителем и Ответчиком договора от 18.05.2010 № 648/10 (ЗПЭС) об осуществлении технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев и продлевается соразмерно времени задержки исполнения обязательств со стороны Заявителя. Согласно имеющимся в деле материалам все свои обязательства с учетом вышеуказанного отсутствия по вине Ответчика информации о конкретной точке присоединения, предусмотренные Договором (включая согласование проектной документации с Ответчиком), Заявителем были выполнены еще 30.08.2010.

Пунктом 16 Правил установлено, что срок технологического присоединения в данном случае не может превышать шесть месяцев.

Таким образом, датой начала исполнения обязательств со стороны ОАО «Янтарьэнерго» является 18.05.2010, датой окончания – 18.11.2010.

На момент подачи Заявителем жалобы в антимонопольный орган, т.е. на 21.05.2013, технологическое присоединение не было осуществлено. Таким образом, с момента окончания законодательно установленного срока исполнения Договора (т.е. с 18.11.2010) до момента обращения Заявителя в антимонопольный орган (т.е. до 21.05.2013) срок неисполнения Ответчиком своих обязательств составил 2 года 6 месяцев и 3 дня.

Ответчик с целью выполнения своих обязательств по указанному Договору выполнил только часть необходимых для этого работ (в том числе были заключены договоры на проектирование и на выполнение строительно-монтажных работ).

Согласно пункту 5 технических условий № Z-867/10 от 21.04.2010 и № 488/10-С от 21.04.2010 (приложения № 1 и № 2 к Договору соответственно) присоединение к электрической сети должно осуществляться в точке зажимов провода на опоре, номер которой необходимо уточнить при проектировании. В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением в адрес ОАО «Янтарьэнерго» было направлено предупреждение от 16.08.2013 № 45 о прекращении не позднее 01.11.2013 указанных действий путем указания в выданных заявителю технических условиях точки присоединения (номера опоры) энергопринимающих устройств Заявителя.

В установленный срок предупреждение выполнено не было.

Точка присоединения энергопринимающего устройства Заявителя к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго» является границей балансовой принадлежности между Заявителем и ОАО «Янтарьэнерго». Согласно разделу II Договора исполнение обязательств, прописанных в технических условиях, которые являются неотъемлемой частью Договора, возлагается как на Заявителя, так и на Ответчика: для Заявителя – выполнить работы, предусмотренные проектом электроснабжения (от энергопринимающего устройства до точки присоединения), для Ответчика – от точки присоединения до электросетевого хозяйства ОАО «Янтарьэнерго». Неуказание точки присоединения в технических условиях № Z-867/10 от 21.04.2010 и № 488/10-С от 21.04.2010 заведомо создает для Заявителя условия, которые являются препятствием для выполнения последним обязательств согласно договору технологического присоединения.

К заседанию Комиссии 05.02.2013 Ответчиком не были представлены доказательства того, что им было выполнено предупреждение антимонопольного органа от 16.08.2013 № 45 и что технологическое подключение энергопринимающих устройств Заявителя фактически осуществлено.

В результате навязывания Ответчиком Заявителю условий договора, невыгодных для него, и несвоевременного выполнения ОАО «Янтарьэнерго» своих обязательств по указанному Договору были ущемлены интересы Заявителя, так как отсутствие технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома Заявителя не дает ему возможности нормально эксплуатировать этот дом в целях проживания в нем.

Пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части навязывания Петровой Наталье Алексеевне условий договора, невыгодных для нее, выразившихся в том, что в пункте 5 выданных ей технических условий № Z-867/10 от 21.04.2010 и № 488/10-С от 21.04.2010 (соответственно приложения № 1 и № 2 к договору от 18.05.2010 № 648/10 (ЗПЭС) об осуществлении технологического присоединения) содержится условие о необходимости уточнить при проектировании точку присоединения энергопринимающего устройства Заявителя к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго», нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающего устройства Петровой Натальи Алексеевны, установленных пунктом 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, которые повлекли ущемление интересов Заявителя, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Выдать ОАО «Янтарьэнерго» предписание по делу № АМЗ-115/2013 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, для чего в срок до 01.05.2014 указать в технических условиях № Z-867/10 от 21.04.2010 и № 488/10-С от 21.04.2010 (соответственно приложения № 1 и № 2 к договору от 18.05.2010 № 648/10 (ЗПЭС) об осуществлении технологического присоединения) точку присоединения и произвести технологическое присоединение энергопринимающего устройства (индивидуальный жилой дом по адресу ул. Красная, г. Пионерский Калининградской обл., кадастровый номер 39:19:010301:64) Петровой Натальи Алексеевны к сетям ОАО «Янтарьэнерго». В течение пяти дней представить в антимонопольный орган информацию об исполнении указанного предписания.
  4. Контроль за исполнением предписания возложить на заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Зуеву Лидию Николаевну.
  5. Передать материалы дела № АМЗ-115/2013 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Председатель комиссии

 

 

 

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

 

 

Л.Н. Зуева

 

 

 

 

 

 

 

А.А. Овагимян

 

 

 

 

 

      

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 8942 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № АМЗ – 115/2013 о признании ОАО «Янтарьэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8942 [type] => solution [language] => ru [created] => 1398761014 [changed] => 1398761014 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1398761014 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

12 февраля 2014 года

№ АМЗ - 115/2013

г. Калининград

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 12 февраля 2014 года.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 05 февраля 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

председателя Комиссии:

 

О.Е. Балуева

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

А.А. Овагимян

ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

с участием:

 

 

заявителя

Н.А. Петровой,

 

 

рассмотрев дело № АМЗ-115/2013 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (ул. Театральная, 34, г. Калининград, 236022) пункта 3 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в навязывании Петровой Наталье Алексеевне условий договора, невыгодных для нее, и в нарушении установленного срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства Петровой Натальи Алексеевны,

 

УСТАНОВИЛА:

1. 21.05.2013 в Управление ФАС России по Калининградской области (далее – КУФАС, Управление) поступила жалоба вх. № 3425 Петровой Натальи Алексеевны (далее – Заявитель) на невыполнение ОАО «Янтарьэнерго» (далее – Ответчик) условий договора от 18.05.2010 № 648/10 (ЗПЭС) об осуществлении технологического присоединения (далее – Договор).

В результате рассмотрения жалобы Управлением в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением ФАС России по Калининградской области в адрес ОАО «Янтарьэнерго» было направлено предупреждение от 16.08.2013 № 45 о прекращении не позднее 01.11.2013 действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем указания в технических условиях № Z-867/10 от 21.04.2010 и № 488/10-С от 21.04.2010 (соответственно приложения № 1 и № 2 к договору от 18.05.2010 № 648/10 (ЗПЭС) об осуществлении технологического присоединения) точки присоединения энергопринимающего устройства (индивидуальный жилой дом по адресу ул. Красная, г. Пионерский Калининградской обл., кадастровый номер 39:19:010301:64) Петровой Натальи Алексеевны к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго».

В установленный срок предупреждение выполнено не было.

Кроме того, продолжается ущемление интересов Заявителя путем нарушения ОАО «Янтарьэнерго» законодательно установленных сроков технологического присоединения.

На основании изложенного в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-115/2013 (приказ КУФАС от 19.11.2013 № 402) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» пункта 3 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Существо дела в изложении Заявителя

На заседании Комиссии Заявитель сообщил, что выполнил все свои обязательства по Договору присоединения в полном объеме, включая внесение платы за технологическое присоединение (550 рублей) одновременно с заключением Договора, разработку проектной документации и согласование ее с ответчиком. Договором об осуществлении технологического присоединения предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев с даты его заключения. По состоянию на 05.02.2014 ОАО «Янтарьэнерго» не исполнило своих обязательств.

Неисполнение ответчиком своих обязательств не позволяет Заявителю окончить строительные и отделочные работы в ее индивидуальном жилом доме.

 

3. Существо дела в изложении Ответчика

На заседании Комиссии Ответчик не присутствовал несмотря на то, что был уведомлен надлежащим образом. Письменно Ответчик пояснил антимонопольному органу следующее.

В целях технологического присоединения энергопринимающего устройства Заявителя в соответствии с Договором ОАО «Янтарьэнерго» приняло на себя ряд обязательств, которые требуют значительных материальных и организационных затрат. В целях выполнения взятых на себя обязательств ОАО «Янтарьэнерго» были выполнены следующие работы:

  1. 08.06.2010 утверждено техническое задание на проектирование.
  2. 01.12.2010 заключен договор № 622 с ООО «Факел-проект» на выполнение проектных работ.
  3. 30.03.2012 проектная документация сдана подрядчиком ООО «Факел-проект».
  4. 29.05.2012 заключен договор № 502 с ООО «Каскад-19» на выполнение строительно-монтажных работ.

При этом в процессе выполнения строительно-монтажных работ было выявлено несоответствие разработанной и принятой ОАО «Янтарьэнерго» проектно-сметной документации утвержденному техническому заданию на проектирование в части проектирования участка ВЛИ 0,4 кВ до границ участка Заявителя. По этой причине Ответчик был вынужден разработать новое техническое задание на проектирование с последующим выполнением строительно-монтажных работ для технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя. 17.06.2013 на Интернет-сайте электронной торговой площадки «В2В-MRSK» и на сайте ОАО «Янтарьэнерго» были размещены документация и уведомление о проведении открытых процедур по выбору подрядчика на выполнение строительно-монтажных работ.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя осуществляется путем реализации нескольких технических заданий. По титулу «Строительство ВЛИ 0,4 кВ, реконструкция ВЛ 0,4 кВ от ПС В-22 (инв. № 5116050) в г. Пионерский Калининградской области» выполнены строительно-монтажные работы, объект введен в эксплуатацию. По титулу «Строительство ВЛИ 0,4 кВ от ПС В-22 (инв. № 5116050) в г. Пионерский, ул. Красная (второй этапа)» подготовлено техническое задание, 19.09.2013 с ОАО «Янтарьэнергосервис» заключен комплексный договор № 690 на разработку проектной документации и выполнение строительно-монтажных работ в течение 6 месяцев. Осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств индивидуального жилого дома Заявителя планируется осуществить в апреле 2004 года.

По мнению Ответчика, изложенное свидетельствует, что ОАО «Янтарьэнерго» действует добросовестно, в пределах своих гражданских прав, его действия не имели целью злоупотребления своим положением как стороны публичного договора с целью нарушения интересов Заявителя. При этом в качестве одной из причин отсутствия технологического присоединения Ответчик назвал то, что Заявитель не сообщил ОАО «Янтарьэнерго» о выполнении своих обязательств по Договору. Кроме того, по мнению Ответчика, отношения, связанные с исполнением Договора, не подпадают под антимонопольное регулирование в силу их гражданско-правового характера.

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 N 10-1/100 ОАО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 года № 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относится оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг; в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – г. Пионерский Калининградской обл.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать шесть месяцев.

Согласно пункту 1.4 заключенного между Заявителем и Ответчиком договора от 18.05.2010 № 648/10 (ЗПЭС) об осуществлении технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев и продлевается соразмерно времени задержки исполнения обязательств со стороны Заявителя. Согласно имеющимся в деле материалам все свои обязательства с учетом вышеуказанного отсутствия по вине Ответчика информации о конкретной точке присоединения, предусмотренные Договором (включая согласование проектной документации с Ответчиком), Заявителем были выполнены еще 30.08.2010.

Пунктом 16 Правил установлено, что срок технологического присоединения в данном случае не может превышать шесть месяцев.

Таким образом, датой начала исполнения обязательств со стороны ОАО «Янтарьэнерго» является 18.05.2010, датой окончания – 18.11.2010.

На момент подачи Заявителем жалобы в антимонопольный орган, т.е. на 21.05.2013, технологическое присоединение не было осуществлено. Таким образом, с момента окончания законодательно установленного срока исполнения Договора (т.е. с 18.11.2010) до момента обращения Заявителя в антимонопольный орган (т.е. до 21.05.2013) срок неисполнения Ответчиком своих обязательств составил 2 года 6 месяцев и 3 дня.

Ответчик с целью выполнения своих обязательств по указанному Договору выполнил только часть необходимых для этого работ (в том числе были заключены договоры на проектирование и на выполнение строительно-монтажных работ).

Согласно пункту 5 технических условий № Z-867/10 от 21.04.2010 и № 488/10-С от 21.04.2010 (приложения № 1 и № 2 к Договору соответственно) присоединение к электрической сети должно осуществляться в точке зажимов провода на опоре, номер которой необходимо уточнить при проектировании. В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением в адрес ОАО «Янтарьэнерго» было направлено предупреждение от 16.08.2013 № 45 о прекращении не позднее 01.11.2013 указанных действий путем указания в выданных заявителю технических условиях точки присоединения (номера опоры) энергопринимающих устройств Заявителя.

В установленный срок предупреждение выполнено не было.

Точка присоединения энергопринимающего устройства Заявителя к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго» является границей балансовой принадлежности между Заявителем и ОАО «Янтарьэнерго». Согласно разделу II Договора исполнение обязательств, прописанных в технических условиях, которые являются неотъемлемой частью Договора, возлагается как на Заявителя, так и на Ответчика: для Заявителя – выполнить работы, предусмотренные проектом электроснабжения (от энергопринимающего устройства до точки присоединения), для Ответчика – от точки присоединения до электросетевого хозяйства ОАО «Янтарьэнерго». Неуказание точки присоединения в технических условиях № Z-867/10 от 21.04.2010 и № 488/10-С от 21.04.2010 заведомо создает для Заявителя условия, которые являются препятствием для выполнения последним обязательств согласно договору технологического присоединения.

К заседанию Комиссии 05.02.2013 Ответчиком не были представлены доказательства того, что им было выполнено предупреждение антимонопольного органа от 16.08.2013 № 45 и что технологическое подключение энергопринимающих устройств Заявителя фактически осуществлено.

В результате навязывания Ответчиком Заявителю условий договора, невыгодных для него, и несвоевременного выполнения ОАО «Янтарьэнерго» своих обязательств по указанному Договору были ущемлены интересы Заявителя, так как отсутствие технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома Заявителя не дает ему возможности нормально эксплуатировать этот дом в целях проживания в нем.

Пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части навязывания Петровой Наталье Алексеевне условий договора, невыгодных для нее, выразившихся в том, что в пункте 5 выданных ей технических условий № Z-867/10 от 21.04.2010 и № 488/10-С от 21.04.2010 (соответственно приложения № 1 и № 2 к договору от 18.05.2010 № 648/10 (ЗПЭС) об осуществлении технологического присоединения) содержится условие о необходимости уточнить при проектировании точку присоединения энергопринимающего устройства Заявителя к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго», нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающего устройства Петровой Натальи Алексеевны, установленных пунктом 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, которые повлекли ущемление интересов Заявителя, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Выдать ОАО «Янтарьэнерго» предписание по делу № АМЗ-115/2013 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, для чего в срок до 01.05.2014 указать в технических условиях № Z-867/10 от 21.04.2010 и № 488/10-С от 21.04.2010 (соответственно приложения № 1 и № 2 к договору от 18.05.2010 № 648/10 (ЗПЭС) об осуществлении технологического присоединения) точку присоединения и произвести технологическое присоединение энергопринимающего устройства (индивидуальный жилой дом по адресу ул. Красная, г. Пионерский Калининградской обл., кадастровый номер 39:19:010301:64) Петровой Натальи Алексеевны к сетям ОАО «Янтарьэнерго». В течение пяти дней представить в антимонопольный орган информацию об исполнении указанного предписания.
  4. Контроль за исполнением предписания возложить на заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Зуеву Лидию Николаевну.
  5. Передать материалы дела № АМЗ-115/2013 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Председатель комиссии

 

 

 

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

 

 

Л.Н. Зуева

 

 

 

 

 

 

 

А.А. Овагимян

 

 

 

 

 

      

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

12 февраля 2014 года

№ АМЗ - 115/2013

г. Калининград

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 12 февраля 2014 года.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 05 февраля 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

председателя Комиссии:

 

О.Е. Балуева

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

А.А. Овагимян

ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

с участием:

 

 

заявителя

Н.А. Петровой,

 

 

рассмотрев дело № АМЗ-115/2013 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (ул. Театральная, 34, г. Калининград, 236022) пункта 3 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в навязывании Петровой Наталье Алексеевне условий договора, невыгодных для нее, и в нарушении установленного срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства Петровой Натальи Алексеевны,

 

УСТАНОВИЛА:

1. 21.05.2013 в Управление ФАС России по Калининградской области (далее – КУФАС, Управление) поступила жалоба вх. № 3425 Петровой Натальи Алексеевны (далее – Заявитель) на невыполнение ОАО «Янтарьэнерго» (далее – Ответчик) условий договора от 18.05.2010 № 648/10 (ЗПЭС) об осуществлении технологического присоединения (далее – Договор).

В результате рассмотрения жалобы Управлением в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением ФАС России по Калининградской области в адрес ОАО «Янтарьэнерго» было направлено предупреждение от 16.08.2013 № 45 о прекращении не позднее 01.11.2013 действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем указания в технических условиях № Z-867/10 от 21.04.2010 и № 488/10-С от 21.04.2010 (соответственно приложения № 1 и № 2 к договору от 18.05.2010 № 648/10 (ЗПЭС) об осуществлении технологического присоединения) точки присоединения энергопринимающего устройства (индивидуальный жилой дом по адресу ул. Красная, г. Пионерский Калининградской обл., кадастровый номер 39:19:010301:64) Петровой Натальи Алексеевны к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго».

В установленный срок предупреждение выполнено не было.

Кроме того, продолжается ущемление интересов Заявителя путем нарушения ОАО «Янтарьэнерго» законодательно установленных сроков технологического присоединения.

На основании изложенного в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-115/2013 (приказ КУФАС от 19.11.2013 № 402) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» пункта 3 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Существо дела в изложении Заявителя

На заседании Комиссии Заявитель сообщил, что выполнил все свои обязательства по Договору присоединения в полном объеме, включая внесение платы за технологическое присоединение (550 рублей) одновременно с заключением Договора, разработку проектной документации и согласование ее с ответчиком. Договором об осуществлении технологического присоединения предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев с даты его заключения. По состоянию на 05.02.2014 ОАО «Янтарьэнерго» не исполнило своих обязательств.

Неисполнение ответчиком своих обязательств не позволяет Заявителю окончить строительные и отделочные работы в ее индивидуальном жилом доме.

 

3. Существо дела в изложении Ответчика

На заседании Комиссии Ответчик не присутствовал несмотря на то, что был уведомлен надлежащим образом. Письменно Ответчик пояснил антимонопольному органу следующее.

В целях технологического присоединения энергопринимающего устройства Заявителя в соответствии с Договором ОАО «Янтарьэнерго» приняло на себя ряд обязательств, которые требуют значительных материальных и организационных затрат. В целях выполнения взятых на себя обязательств ОАО «Янтарьэнерго» были выполнены следующие работы:

  1. 08.06.2010 утверждено техническое задание на проектирование.
  2. 01.12.2010 заключен договор № 622 с ООО «Факел-проект» на выполнение проектных работ.
  3. 30.03.2012 проектная документация сдана подрядчиком ООО «Факел-проект».
  4. 29.05.2012 заключен договор № 502 с ООО «Каскад-19» на выполнение строительно-монтажных работ.

При этом в процессе выполнения строительно-монтажных работ было выявлено несоответствие разработанной и принятой ОАО «Янтарьэнерго» проектно-сметной документации утвержденному техническому заданию на проектирование в части проектирования участка ВЛИ 0,4 кВ до границ участка Заявителя. По этой причине Ответчик был вынужден разработать новое техническое задание на проектирование с последующим выполнением строительно-монтажных работ для технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя. 17.06.2013 на Интернет-сайте электронной торговой площадки «В2В-MRSK» и на сайте ОАО «Янтарьэнерго» были размещены документация и уведомление о проведении открытых процедур по выбору подрядчика на выполнение строительно-монтажных работ.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя осуществляется путем реализации нескольких технических заданий. По титулу «Строительство ВЛИ 0,4 кВ, реконструкция ВЛ 0,4 кВ от ПС В-22 (инв. № 5116050) в г. Пионерский Калининградской области» выполнены строительно-монтажные работы, объект введен в эксплуатацию. По титулу «Строительство ВЛИ 0,4 кВ от ПС В-22 (инв. № 5116050) в г. Пионерский, ул. Красная (второй этапа)» подготовлено техническое задание, 19.09.2013 с ОАО «Янтарьэнергосервис» заключен комплексный договор № 690 на разработку проектной документации и выполнение строительно-монтажных работ в течение 6 месяцев. Осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств индивидуального жилого дома Заявителя планируется осуществить в апреле 2004 года.

По мнению Ответчика, изложенное свидетельствует, что ОАО «Янтарьэнерго» действует добросовестно, в пределах своих гражданских прав, его действия не имели целью злоупотребления своим положением как стороны публичного договора с целью нарушения интересов Заявителя. При этом в качестве одной из причин отсутствия технологического присоединения Ответчик назвал то, что Заявитель не сообщил ОАО «Янтарьэнерго» о выполнении своих обязательств по Договору. Кроме того, по мнению Ответчика, отношения, связанные с исполнением Договора, не подпадают под антимонопольное регулирование в силу их гражданско-правового характера.

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 N 10-1/100 ОАО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 года № 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относится оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг; в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – г. Пионерский Калининградской обл.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать шесть месяцев.

Согласно пункту 1.4 заключенного между Заявителем и Ответчиком договора от 18.05.2010 № 648/10 (ЗПЭС) об осуществлении технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев и продлевается соразмерно времени задержки исполнения обязательств со стороны Заявителя. Согласно имеющимся в деле материалам все свои обязательства с учетом вышеуказанного отсутствия по вине Ответчика информации о конкретной точке присоединения, предусмотренные Договором (включая согласование проектной документации с Ответчиком), Заявителем были выполнены еще 30.08.2010.

Пунктом 16 Правил установлено, что срок технологического присоединения в данном случае не может превышать шесть месяцев.

Таким образом, датой начала исполнения обязательств со стороны ОАО «Янтарьэнерго» является 18.05.2010, датой окончания – 18.11.2010.

На момент подачи Заявителем жалобы в антимонопольный орган, т.е. на 21.05.2013, технологическое присоединение не было осуществлено. Таким образом, с момента окончания законодательно установленного срока исполнения Договора (т.е. с 18.11.2010) до момента обращения Заявителя в антимонопольный орган (т.е. до 21.05.2013) срок неисполнения Ответчиком своих обязательств составил 2 года 6 месяцев и 3 дня.

Ответчик с целью выполнения своих обязательств по указанному Договору выполнил только часть необходимых для этого работ (в том числе были заключены договоры на проектирование и на выполнение строительно-монтажных работ).

Согласно пункту 5 технических условий № Z-867/10 от 21.04.2010 и № 488/10-С от 21.04.2010 (приложения № 1 и № 2 к Договору соответственно) присоединение к электрической сети должно осуществляться в точке зажимов провода на опоре, номер которой необходимо уточнить при проектировании. В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением в адрес ОАО «Янтарьэнерго» было направлено предупреждение от 16.08.2013 № 45 о прекращении не позднее 01.11.2013 указанных действий путем указания в выданных заявителю технических условиях точки присоединения (номера опоры) энергопринимающих устройств Заявителя.

В установленный срок предупреждение выполнено не было.

Точка присоединения энергопринимающего устройства Заявителя к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго» является границей балансовой принадлежности между Заявителем и ОАО «Янтарьэнерго». Согласно разделу II Договора исполнение обязательств, прописанных в технических условиях, которые являются неотъемлемой частью Договора, возлагается как на Заявителя, так и на Ответчика: для Заявителя – выполнить работы, предусмотренные проектом электроснабжения (от энергопринимающего устройства до точки присоединения), для Ответчика – от точки присоединения до электросетевого хозяйства ОАО «Янтарьэнерго». Неуказание точки присоединения в технических условиях № Z-867/10 от 21.04.2010 и № 488/10-С от 21.04.2010 заведомо создает для Заявителя условия, которые являются препятствием для выполнения последним обязательств согласно договору технологического присоединения.

К заседанию Комиссии 05.02.2013 Ответчиком не были представлены доказательства того, что им было выполнено предупреждение антимонопольного органа от 16.08.2013 № 45 и что технологическое подключение энергопринимающих устройств Заявителя фактически осуществлено.

В результате навязывания Ответчиком Заявителю условий договора, невыгодных для него, и несвоевременного выполнения ОАО «Янтарьэнерго» своих обязательств по указанному Договору были ущемлены интересы Заявителя, так как отсутствие технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома Заявителя не дает ему возможности нормально эксплуатировать этот дом в целях проживания в нем.

Пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части навязывания Петровой Наталье Алексеевне условий договора, невыгодных для нее, выразившихся в том, что в пункте 5 выданных ей технических условий № Z-867/10 от 21.04.2010 и № 488/10-С от 21.04.2010 (соответственно приложения № 1 и № 2 к договору от 18.05.2010 № 648/10 (ЗПЭС) об осуществлении технологического присоединения) содержится условие о необходимости уточнить при проектировании точку присоединения энергопринимающего устройства Заявителя к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго», нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающего устройства Петровой Натальи Алексеевны, установленных пунктом 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, которые повлекли ущемление интересов Заявителя, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Выдать ОАО «Янтарьэнерго» предписание по делу № АМЗ-115/2013 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, для чего в срок до 01.05.2014 указать в технических условиях № Z-867/10 от 21.04.2010 и № 488/10-С от 21.04.2010 (соответственно приложения № 1 и № 2 к договору от 18.05.2010 № 648/10 (ЗПЭС) об осуществлении технологического присоединения) точку присоединения и произвести технологическое присоединение энергопринимающего устройства (индивидуальный жилой дом по адресу ул. Красная, г. Пионерский Калининградской обл., кадастровый номер 39:19:010301:64) Петровой Натальи Алексеевны к сетям ОАО «Янтарьэнерго». В течение пяти дней представить в антимонопольный орган информацию об исполнении указанного предписания.
  4. Контроль за исполнением предписания возложить на заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Зуеву Лидию Николаевну.
  5. Передать материалы дела № АМЗ-115/2013 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Председатель комиссии

 

 

 

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

 

 

Л.Н. Зуева

 

 

 

 

 

 

 

А.А. Овагимян

 

 

 

 

 

           

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № АМЗ-115/2013 [format] => [safe_value] => № АМЗ-115/2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-14 08:41:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-12 08:41:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1398761014 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )