РЕШЕНИЕ № АМЗ – 137/2013 о признании ОАО «Янтарьэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Номер дела: № АМЗ-137/2013
Дата публикации: 5 марта 2014, 16:55

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

03 марта 2014 года

№ АМЗ-137/2013

г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 03 марта 2014 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 17 февраля 2014 года.

Комиссия по рассмотрению дела № АМЗ-137/2013 о нарушении ОАО «Янтарьэнерго» антимонопольного законодательства в составе:

 

Председателя комиссии:

 

О.Е. Балуева

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

Членов комиссии:

О.А. Железновой

главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

В.А. Файфера

старшего специалист I разряда правового отдела Калининградского УФАС России;

в присутствии:

 

 

заявителя

Л.В. Мельник

 

не прибыла, уведомлена надлежащим образом;

представителя Ответчика ОАО «Янтарьэнерго»

 

Ж.А. Боковой

 

на основании доверенности от 01.01.2013 № 320/3,

 

рассмотрев дело № АМЗ-137/2013 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (236035, г. Калининград, ул. Театральная, 34) части 1 статьи 10 и пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее — Управление) поступило заявление гр. Мельник Л.В. (далее — Заявитель) (вх. № 6583 от 25.09.2013) на неправомерные действия ОАО «Янтарьэнерго» (далее — Ответчик), выразившиеся в неисполнении ОАО «Янтарьэнерго» мероприятий по договору от 29.11.2012 № 2418/12 (ЗЭС) (далее - договор) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств ЩВУ жилого дома заявителя, расположенного по адресу: Калининградская обл., Зеленоградский район, пос. Холмогоровка, кадастровый номер 39:05:060703:481.

В результате рассмотрения жалобы Калининградским управлением ФАС России (далее – КУФАС) в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-137/2013 (приказ КУФАС от 24.12.2013 № 450) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в ущемлении интересов Заявителя путем несоблюдения сроков технологического присоединения его энергопринимающих устройств к электрическим сетям и увеличением данного срока сверх установленного нормативными актами, а также по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в ущемлении интересов Заявителя путем навязывания контрагенту — гр. Мельник Л.В. условий договора, невыгодных для неё (неуказание точки присоединения в технических условиях № Z-3370/12 от 06.11.2012, являющихся неотъемлемой частью договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 29.11.2012 № 2418/12 (ЗЭС).

 

  1. Существо дела в изложении заявителя.

30.10.2012 заявитель подала в ОАО «Янтарьэнерго» заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям Ответчика индивидуального жилого дома, находящегося по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, пос. Холмогоровка, кадастровый номер 39:05:060703:481.

29.11.2012 ею произведена оплата за технологическое присоединение к электросетям в сумме 550 рублей 00 коп. и получены Договор технологического присоединения к электрическим сетям № 2418/12 (ЗЭС) от 29.11.2012 и технические условия № Z-3370/12 от 06.11.2012.

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению был определён сторонами договора в 6 месяцев со дня заключения указанного договора.

25.09.2013 Заявитель обратилась в ОАО «Янтарьэнерго» с жалобой на нарушение условий договора в части сроков технологического присоединения, а также уведомила общество о надлежащем выполнении с её стороны обязательств по технологическому присоединению.

 

Исходя из вышеизложенного Заявитель обратилась в антимонопольный орган с целью понуждения к исполнению обязанностей ОАО «Янтарьэнерго» по договору № 2418/12 (ЗЭС) от 29.11.2012.

 

  1. Существо дела в изложении Ответчика.

29.11.2012 между ОАО «Янтарьэнерго» и Мельник Л.В. был заключен договор технологического присоединения к электрическим сетям № 2418/12 (ЗЭС), приложением к договору являются технические условия № Z-3370/12 от 06.11.2012.

В целях технологического присоединения индивидуального жилого дома Мельник Л.В. ОАО «Янтарьэнерго» разрабатывает техническое задание на проектирование, после утверждения которого будут проведены закупочные процедуры на право заключения договора на разработку проектной документации и выполнение строительно-монтажных работ.

По мнению Общества, отношения, связанные с исполнением договора, не подпадают под антимонопольное регулирование в силу их гражданско-правового характера, вытекающего из исполнения договора. Нарушение сроков технологического присоединения к электрическим сетям объекта может повлечь лишь гражданско-правовые последствия, предусмотренные ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, и не является нарушением антимонопольного законодательства.

Приведённые выше обстоятельства свидетельствуют о добросовестном поведении ОАО «Янтарьэнерго», отсутствии признаков злоупотребления правом.

В связи с вышеизложенным отсутствуют основания для признания Общества нарушившим Закон о защите конкуренции.

 

  1. В ходе рассмотрения дела комиссией установлено следующее.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 г. N 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относятся оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договоров с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование, и обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с указанным законом на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – пос. Сосновка, Гурьевского района, Калининградской области.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать шесть месяцев.

 

По договору № 2418/12 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения от 29.11.2012 (далее - договор) ОАО «Янтарьэнерго» обязуется оказать услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Заявителя — ЩВУ жилого дома, расположенного по адресу: Калининградская обл., Зеленоградский район, пос. Холмогоровка, кадастровый номер 39:05:060703:481.

Согласно п. 4 договора, его неотъемлемой частью являются Технические условия для присоединения к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго» согласно приложениям, а именно, № 3370/12 от 06.11.2012 (объект — жилой дом) (далее — ТУ).

В п. 7 технических условий № Z-3370/12 от 06.11.2012 (далее — ТУ) указана точка присоединения к электрической сети: зажим провода на опоре (№ уточнить при проектировании) ВЛ 0,4 кВ от ТП 128 - 13, Л-новый, является границей балансовой принадлежности.

В соответствии с п. 3 Договора «точка присоединения указана в технических условиях для присоединения к электрическим сетям … и располагается на расстоянии 25 метров от границы участка заявителя, на котором будет располагаться присоединяемый объект заявителя», т. е. ОАО «Янтарьэнерго» на дату заключения договора, не была определена точка присоединения к электросети, в связи с чем Заявитель не имела возможности выполнить обязательства по п. 11 ТУ в полном объёме.

ООО «ЭнергоСтрой» в 2013 году разработана рабочая документация электроснабжения вышеуказанного жилого дома, которая согласована департаментом технологических присоединений ОАО «Янтарьэнерго» 20.06.2013 также без уточнения места расположения точки присоединения энергопринимающих устройств ЩВУ жилого дома заявителя.

По факту нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, а именно навязыванию Заявителю условий договора, невыгодных для него, ОАО «Янтарьэнерго» было вынесено предупреждение о прекращении указанных действий от 24.10.2013 № 67, которое Ответчиком в установленный срок до 05.12.2013 не исполнено.

Пунктами 10 и 11 ТУ определены обязательства Ответчика и Заявителя, в том числе:

  •  в соответствии с п. 10 ТУ Ответчику надлежит группу в РУ 0,4 кВ ТП 128-13 оборудовать рубильником и предохранителями на ток плавкой вставки … ; от ТП 128-13 до участка застройки Заявителя построить ВЛИ 0,4 кВ с самонесущим изолированным проводом … (протяжённость 250 м)

Ответчик с целью выполнения своих обязательств по Договору выполнил только часть необходимых для этого работ (было подготовлено и утверждено техническое задание на проектирование № 106.СЭРС.2013/ЗЭС-24 по титулу «Строительство ВЛИ 0,4 кВ от ТП 128-13 в пос. Холмогоровка, Зеленоградского района» (взамен ТЗ … ).

  •  в соответствии с п. 11 ТУ Заявителю надлежит разработать проектную документацию, а также выполнить ряд требований к проектированию и монтажу.

Заявитель исполнила свои обязательства по договору и техническим условиям, о чём уведомила Ответчика, согласовав 20.06.2013 года с департаментом технологических присоединений ОАО «Янтарьэнерго» принципиальную схему электроснабжения жилого дома в пос. Холмогоровка, Зеленоградского района, кадастровый номер 39:05:060703:481. Рабочая документация на электроснабжение вышеуказанного жилого дома в границах земельного участка Заявителя (далее — рабочая документация) разработана ООО «Энергострой» согласно обязательствам, предусмотренным ТУ.

Согласно пункту 5 договора от 29.11.2012 № 2418/12 (ЗЭС) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего Договора, что соответствует требованиям пункта 16 Правил, согласно которым установлено, что этот срок не может превышать шесть месяцев.

Таким образом, срок исполнения обязательств ОАО «Янтарьэнерго» по п. 5 договора истёк 29.05.2013 года. На дату принятия настоящего решения (17.02.2014) срок неисполнения Ответчиком вышеуказанных обязательств составляе 1 год 2 месяца 19 дней.

 

ОАО «Янтарьэнерго» не представило доказательств о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших ему своевременно осуществить технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения и условиями заключенного договора при соблюдении баланса интересов заявителя и сетевой организации, в том числе таких, как совершение заявителем действий, способствовавших затягиванию сроков на осуществление технологического присоединения, невыполнение в установленный срок требований технических условий по монтажу энергопринимающих устройств на своем земельном участке.

 

В ходе заседания Комиссии 17 февраля 2014 года Ответчик подтвердил, что действия по технологическому присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств Заявителя к электросетевому хозяйству ОАО «Янтарьэнерго» не осуществлены.

В результате несвоевременного выполнения ОАО «Янтарьэнерго» своих обязательств по указанному Договору были ущемлены интересы Заявителя, так как отсутствие технологического присоединения энергопринимающих устройств её жилого дома приводит к дополнительным финансовым затратам и препятствует использованию принадлежащего ей имущества.

 

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц, в том числе пунктом 3 части 1 статьи 10 запрещено навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

 

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части навязывания гр. Мельник Л.В. условий договора, невыгодного для неё, выразившихся в неуказании точки присоединения в технических условиях № Z-3370/12 от 06.11.2012 (приложение к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № № 2418/12 (ЗЭС) от 29.11.2012), нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств Мельник Л.В., установленных пунктом 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, которые повлекли ущемление интересов Заявителя, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Выдать ОАО «Янтарьэнерго» предписание по делу № АМЗ-137/2013 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
  4. Контроль за исполнением предписания возложить на главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Железнову Ольгу Александровну.
  5. Передать материалы дела № АМЗ-137/2013 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении нарушения антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

 

Председатель комиссии

Заместитель руководителя

Калининградского УФАС России

О.Е. Балуев

 

Члены комиссии:

 

Главный специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России

О.А. Железнова

 

Старшего специалист I разряда

правового отдела

Калининградского УФАС России

В.А. Файфер

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 8976 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № АМЗ – 137/2013 о признании ОАО «Янтарьэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8976 [type] => solution [language] => ru [created] => 1399471309 [changed] => 1399471309 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1399471309 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

03 марта 2014 года

№ АМЗ-137/2013

г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 03 марта 2014 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 17 февраля 2014 года.

Комиссия по рассмотрению дела № АМЗ-137/2013 о нарушении ОАО «Янтарьэнерго» антимонопольного законодательства в составе:

 

Председателя комиссии:

 

О.Е. Балуева

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

Членов комиссии:

О.А. Железновой

главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

В.А. Файфера

старшего специалист I разряда правового отдела Калининградского УФАС России;

в присутствии:

 

 

заявителя

Л.В. Мельник

 

не прибыла, уведомлена надлежащим образом;

представителя Ответчика ОАО «Янтарьэнерго»

 

Ж.А. Боковой

 

на основании доверенности от 01.01.2013 № 320/3,

 

рассмотрев дело № АМЗ-137/2013 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (236035, г. Калининград, ул. Театральная, 34) части 1 статьи 10 и пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее — Управление) поступило заявление гр. Мельник Л.В. (далее — Заявитель) (вх. № 6583 от 25.09.2013) на неправомерные действия ОАО «Янтарьэнерго» (далее — Ответчик), выразившиеся в неисполнении ОАО «Янтарьэнерго» мероприятий по договору от 29.11.2012 № 2418/12 (ЗЭС) (далее - договор) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств ЩВУ жилого дома заявителя, расположенного по адресу: Калининградская обл., Зеленоградский район, пос. Холмогоровка, кадастровый номер 39:05:060703:481.

В результате рассмотрения жалобы Калининградским управлением ФАС России (далее – КУФАС) в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-137/2013 (приказ КУФАС от 24.12.2013 № 450) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в ущемлении интересов Заявителя путем несоблюдения сроков технологического присоединения его энергопринимающих устройств к электрическим сетям и увеличением данного срока сверх установленного нормативными актами, а также по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в ущемлении интересов Заявителя путем навязывания контрагенту — гр. Мельник Л.В. условий договора, невыгодных для неё (неуказание точки присоединения в технических условиях № Z-3370/12 от 06.11.2012, являющихся неотъемлемой частью договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 29.11.2012 № 2418/12 (ЗЭС).

 

  1. Существо дела в изложении заявителя.

30.10.2012 заявитель подала в ОАО «Янтарьэнерго» заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям Ответчика индивидуального жилого дома, находящегося по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, пос. Холмогоровка, кадастровый номер 39:05:060703:481.

29.11.2012 ею произведена оплата за технологическое присоединение к электросетям в сумме 550 рублей 00 коп. и получены Договор технологического присоединения к электрическим сетям № 2418/12 (ЗЭС) от 29.11.2012 и технические условия № Z-3370/12 от 06.11.2012.

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению был определён сторонами договора в 6 месяцев со дня заключения указанного договора.

25.09.2013 Заявитель обратилась в ОАО «Янтарьэнерго» с жалобой на нарушение условий договора в части сроков технологического присоединения, а также уведомила общество о надлежащем выполнении с её стороны обязательств по технологическому присоединению.

 

Исходя из вышеизложенного Заявитель обратилась в антимонопольный орган с целью понуждения к исполнению обязанностей ОАО «Янтарьэнерго» по договору № 2418/12 (ЗЭС) от 29.11.2012.

 

  1. Существо дела в изложении Ответчика.

29.11.2012 между ОАО «Янтарьэнерго» и Мельник Л.В. был заключен договор технологического присоединения к электрическим сетям № 2418/12 (ЗЭС), приложением к договору являются технические условия № Z-3370/12 от 06.11.2012.

В целях технологического присоединения индивидуального жилого дома Мельник Л.В. ОАО «Янтарьэнерго» разрабатывает техническое задание на проектирование, после утверждения которого будут проведены закупочные процедуры на право заключения договора на разработку проектной документации и выполнение строительно-монтажных работ.

По мнению Общества, отношения, связанные с исполнением договора, не подпадают под антимонопольное регулирование в силу их гражданско-правового характера, вытекающего из исполнения договора. Нарушение сроков технологического присоединения к электрическим сетям объекта может повлечь лишь гражданско-правовые последствия, предусмотренные ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, и не является нарушением антимонопольного законодательства.

Приведённые выше обстоятельства свидетельствуют о добросовестном поведении ОАО «Янтарьэнерго», отсутствии признаков злоупотребления правом.

В связи с вышеизложенным отсутствуют основания для признания Общества нарушившим Закон о защите конкуренции.

 

  1. В ходе рассмотрения дела комиссией установлено следующее.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 г. N 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относятся оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договоров с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование, и обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с указанным законом на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – пос. Сосновка, Гурьевского района, Калининградской области.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать шесть месяцев.

 

По договору № 2418/12 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения от 29.11.2012 (далее - договор) ОАО «Янтарьэнерго» обязуется оказать услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Заявителя — ЩВУ жилого дома, расположенного по адресу: Калининградская обл., Зеленоградский район, пос. Холмогоровка, кадастровый номер 39:05:060703:481.

Согласно п. 4 договора, его неотъемлемой частью являются Технические условия для присоединения к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго» согласно приложениям, а именно, № 3370/12 от 06.11.2012 (объект — жилой дом) (далее — ТУ).

В п. 7 технических условий № Z-3370/12 от 06.11.2012 (далее — ТУ) указана точка присоединения к электрической сети: зажим провода на опоре (№ уточнить при проектировании) ВЛ 0,4 кВ от ТП 128 - 13, Л-новый, является границей балансовой принадлежности.

В соответствии с п. 3 Договора «точка присоединения указана в технических условиях для присоединения к электрическим сетям … и располагается на расстоянии 25 метров от границы участка заявителя, на котором будет располагаться присоединяемый объект заявителя», т. е. ОАО «Янтарьэнерго» на дату заключения договора, не была определена точка присоединения к электросети, в связи с чем Заявитель не имела возможности выполнить обязательства по п. 11 ТУ в полном объёме.

ООО «ЭнергоСтрой» в 2013 году разработана рабочая документация электроснабжения вышеуказанного жилого дома, которая согласована департаментом технологических присоединений ОАО «Янтарьэнерго» 20.06.2013 также без уточнения места расположения точки присоединения энергопринимающих устройств ЩВУ жилого дома заявителя.

По факту нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, а именно навязыванию Заявителю условий договора, невыгодных для него, ОАО «Янтарьэнерго» было вынесено предупреждение о прекращении указанных действий от 24.10.2013 № 67, которое Ответчиком в установленный срок до 05.12.2013 не исполнено.

Пунктами 10 и 11 ТУ определены обязательства Ответчика и Заявителя, в том числе:

  •  в соответствии с п. 10 ТУ Ответчику надлежит группу в РУ 0,4 кВ ТП 128-13 оборудовать рубильником и предохранителями на ток плавкой вставки … ; от ТП 128-13 до участка застройки Заявителя построить ВЛИ 0,4 кВ с самонесущим изолированным проводом … (протяжённость 250 м)

Ответчик с целью выполнения своих обязательств по Договору выполнил только часть необходимых для этого работ (было подготовлено и утверждено техническое задание на проектирование № 106.СЭРС.2013/ЗЭС-24 по титулу «Строительство ВЛИ 0,4 кВ от ТП 128-13 в пос. Холмогоровка, Зеленоградского района» (взамен ТЗ … ).

  •  в соответствии с п. 11 ТУ Заявителю надлежит разработать проектную документацию, а также выполнить ряд требований к проектированию и монтажу.

Заявитель исполнила свои обязательства по договору и техническим условиям, о чём уведомила Ответчика, согласовав 20.06.2013 года с департаментом технологических присоединений ОАО «Янтарьэнерго» принципиальную схему электроснабжения жилого дома в пос. Холмогоровка, Зеленоградского района, кадастровый номер 39:05:060703:481. Рабочая документация на электроснабжение вышеуказанного жилого дома в границах земельного участка Заявителя (далее — рабочая документация) разработана ООО «Энергострой» согласно обязательствам, предусмотренным ТУ.

Согласно пункту 5 договора от 29.11.2012 № 2418/12 (ЗЭС) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего Договора, что соответствует требованиям пункта 16 Правил, согласно которым установлено, что этот срок не может превышать шесть месяцев.

Таким образом, срок исполнения обязательств ОАО «Янтарьэнерго» по п. 5 договора истёк 29.05.2013 года. На дату принятия настоящего решения (17.02.2014) срок неисполнения Ответчиком вышеуказанных обязательств составляе 1 год 2 месяца 19 дней.

 

ОАО «Янтарьэнерго» не представило доказательств о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших ему своевременно осуществить технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения и условиями заключенного договора при соблюдении баланса интересов заявителя и сетевой организации, в том числе таких, как совершение заявителем действий, способствовавших затягиванию сроков на осуществление технологического присоединения, невыполнение в установленный срок требований технических условий по монтажу энергопринимающих устройств на своем земельном участке.

 

В ходе заседания Комиссии 17 февраля 2014 года Ответчик подтвердил, что действия по технологическому присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств Заявителя к электросетевому хозяйству ОАО «Янтарьэнерго» не осуществлены.

В результате несвоевременного выполнения ОАО «Янтарьэнерго» своих обязательств по указанному Договору были ущемлены интересы Заявителя, так как отсутствие технологического присоединения энергопринимающих устройств её жилого дома приводит к дополнительным финансовым затратам и препятствует использованию принадлежащего ей имущества.

 

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц, в том числе пунктом 3 части 1 статьи 10 запрещено навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

 

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части навязывания гр. Мельник Л.В. условий договора, невыгодного для неё, выразившихся в неуказании точки присоединения в технических условиях № Z-3370/12 от 06.11.2012 (приложение к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № № 2418/12 (ЗЭС) от 29.11.2012), нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств Мельник Л.В., установленных пунктом 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, которые повлекли ущемление интересов Заявителя, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Выдать ОАО «Янтарьэнерго» предписание по делу № АМЗ-137/2013 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
  4. Контроль за исполнением предписания возложить на главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Железнову Ольгу Александровну.
  5. Передать материалы дела № АМЗ-137/2013 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении нарушения антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

 

Председатель комиссии

Заместитель руководителя

Калининградского УФАС России

О.Е. Балуев

 

Члены комиссии:

 

Главный специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России

О.А. Железнова

 

Старшего специалист I разряда

правового отдела

Калининградского УФАС России

В.А. Файфер

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

03 марта 2014 года

№ АМЗ-137/2013

г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 03 марта 2014 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 17 февраля 2014 года.

Комиссия по рассмотрению дела № АМЗ-137/2013 о нарушении ОАО «Янтарьэнерго» антимонопольного законодательства в составе:

 

Председателя комиссии:

 

О.Е. Балуева

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

Членов комиссии:

О.А. Железновой

главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

В.А. Файфера

старшего специалист I разряда правового отдела Калининградского УФАС России;

в присутствии:

 

 

заявителя

Л.В. Мельник

 

не прибыла, уведомлена надлежащим образом;

представителя Ответчика ОАО «Янтарьэнерго»

 

Ж.А. Боковой

 

на основании доверенности от 01.01.2013 № 320/3,

 

рассмотрев дело № АМЗ-137/2013 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (236035, г. Калининград, ул. Театральная, 34) части 1 статьи 10 и пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее — Управление) поступило заявление гр. Мельник Л.В. (далее — Заявитель) (вх. № 6583 от 25.09.2013) на неправомерные действия ОАО «Янтарьэнерго» (далее — Ответчик), выразившиеся в неисполнении ОАО «Янтарьэнерго» мероприятий по договору от 29.11.2012 № 2418/12 (ЗЭС) (далее - договор) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств ЩВУ жилого дома заявителя, расположенного по адресу: Калининградская обл., Зеленоградский район, пос. Холмогоровка, кадастровый номер 39:05:060703:481.

В результате рассмотрения жалобы Калининградским управлением ФАС России (далее – КУФАС) в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-137/2013 (приказ КУФАС от 24.12.2013 № 450) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в ущемлении интересов Заявителя путем несоблюдения сроков технологического присоединения его энергопринимающих устройств к электрическим сетям и увеличением данного срока сверх установленного нормативными актами, а также по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в ущемлении интересов Заявителя путем навязывания контрагенту — гр. Мельник Л.В. условий договора, невыгодных для неё (неуказание точки присоединения в технических условиях № Z-3370/12 от 06.11.2012, являющихся неотъемлемой частью договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 29.11.2012 № 2418/12 (ЗЭС).

 

  1. Существо дела в изложении заявителя.

30.10.2012 заявитель подала в ОАО «Янтарьэнерго» заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям Ответчика индивидуального жилого дома, находящегося по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, пос. Холмогоровка, кадастровый номер 39:05:060703:481.

29.11.2012 ею произведена оплата за технологическое присоединение к электросетям в сумме 550 рублей 00 коп. и получены Договор технологического присоединения к электрическим сетям № 2418/12 (ЗЭС) от 29.11.2012 и технические условия № Z-3370/12 от 06.11.2012.

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению был определён сторонами договора в 6 месяцев со дня заключения указанного договора.

25.09.2013 Заявитель обратилась в ОАО «Янтарьэнерго» с жалобой на нарушение условий договора в части сроков технологического присоединения, а также уведомила общество о надлежащем выполнении с её стороны обязательств по технологическому присоединению.

 

Исходя из вышеизложенного Заявитель обратилась в антимонопольный орган с целью понуждения к исполнению обязанностей ОАО «Янтарьэнерго» по договору № 2418/12 (ЗЭС) от 29.11.2012.

 

  1. Существо дела в изложении Ответчика.

29.11.2012 между ОАО «Янтарьэнерго» и Мельник Л.В. был заключен договор технологического присоединения к электрическим сетям № 2418/12 (ЗЭС), приложением к договору являются технические условия № Z-3370/12 от 06.11.2012.

В целях технологического присоединения индивидуального жилого дома Мельник Л.В. ОАО «Янтарьэнерго» разрабатывает техническое задание на проектирование, после утверждения которого будут проведены закупочные процедуры на право заключения договора на разработку проектной документации и выполнение строительно-монтажных работ.

По мнению Общества, отношения, связанные с исполнением договора, не подпадают под антимонопольное регулирование в силу их гражданско-правового характера, вытекающего из исполнения договора. Нарушение сроков технологического присоединения к электрическим сетям объекта может повлечь лишь гражданско-правовые последствия, предусмотренные ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, и не является нарушением антимонопольного законодательства.

Приведённые выше обстоятельства свидетельствуют о добросовестном поведении ОАО «Янтарьэнерго», отсутствии признаков злоупотребления правом.

В связи с вышеизложенным отсутствуют основания для признания Общества нарушившим Закон о защите конкуренции.

 

  1. В ходе рассмотрения дела комиссией установлено следующее.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 г. N 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относятся оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договоров с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование, и обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с указанным законом на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – пос. Сосновка, Гурьевского района, Калининградской области.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать шесть месяцев.

 

По договору № 2418/12 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения от 29.11.2012 (далее - договор) ОАО «Янтарьэнерго» обязуется оказать услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Заявителя — ЩВУ жилого дома, расположенного по адресу: Калининградская обл., Зеленоградский район, пос. Холмогоровка, кадастровый номер 39:05:060703:481.

Согласно п. 4 договора, его неотъемлемой частью являются Технические условия для присоединения к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго» согласно приложениям, а именно, № 3370/12 от 06.11.2012 (объект — жилой дом) (далее — ТУ).

В п. 7 технических условий № Z-3370/12 от 06.11.2012 (далее — ТУ) указана точка присоединения к электрической сети: зажим провода на опоре (№ уточнить при проектировании) ВЛ 0,4 кВ от ТП 128 - 13, Л-новый, является границей балансовой принадлежности.

В соответствии с п. 3 Договора «точка присоединения указана в технических условиях для присоединения к электрическим сетям … и располагается на расстоянии 25 метров от границы участка заявителя, на котором будет располагаться присоединяемый объект заявителя», т. е. ОАО «Янтарьэнерго» на дату заключения договора, не была определена точка присоединения к электросети, в связи с чем Заявитель не имела возможности выполнить обязательства по п. 11 ТУ в полном объёме.

ООО «ЭнергоСтрой» в 2013 году разработана рабочая документация электроснабжения вышеуказанного жилого дома, которая согласована департаментом технологических присоединений ОАО «Янтарьэнерго» 20.06.2013 также без уточнения места расположения точки присоединения энергопринимающих устройств ЩВУ жилого дома заявителя.

По факту нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, а именно навязыванию Заявителю условий договора, невыгодных для него, ОАО «Янтарьэнерго» было вынесено предупреждение о прекращении указанных действий от 24.10.2013 № 67, которое Ответчиком в установленный срок до 05.12.2013 не исполнено.

Пунктами 10 и 11 ТУ определены обязательства Ответчика и Заявителя, в том числе:

  •  в соответствии с п. 10 ТУ Ответчику надлежит группу в РУ 0,4 кВ ТП 128-13 оборудовать рубильником и предохранителями на ток плавкой вставки … ; от ТП 128-13 до участка застройки Заявителя построить ВЛИ 0,4 кВ с самонесущим изолированным проводом … (протяжённость 250 м)

Ответчик с целью выполнения своих обязательств по Договору выполнил только часть необходимых для этого работ (было подготовлено и утверждено техническое задание на проектирование № 106.СЭРС.2013/ЗЭС-24 по титулу «Строительство ВЛИ 0,4 кВ от ТП 128-13 в пос. Холмогоровка, Зеленоградского района» (взамен ТЗ … ).

  •  в соответствии с п. 11 ТУ Заявителю надлежит разработать проектную документацию, а также выполнить ряд требований к проектированию и монтажу.

Заявитель исполнила свои обязательства по договору и техническим условиям, о чём уведомила Ответчика, согласовав 20.06.2013 года с департаментом технологических присоединений ОАО «Янтарьэнерго» принципиальную схему электроснабжения жилого дома в пос. Холмогоровка, Зеленоградского района, кадастровый номер 39:05:060703:481. Рабочая документация на электроснабжение вышеуказанного жилого дома в границах земельного участка Заявителя (далее — рабочая документация) разработана ООО «Энергострой» согласно обязательствам, предусмотренным ТУ.

Согласно пункту 5 договора от 29.11.2012 № 2418/12 (ЗЭС) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего Договора, что соответствует требованиям пункта 16 Правил, согласно которым установлено, что этот срок не может превышать шесть месяцев.

Таким образом, срок исполнения обязательств ОАО «Янтарьэнерго» по п. 5 договора истёк 29.05.2013 года. На дату принятия настоящего решения (17.02.2014) срок неисполнения Ответчиком вышеуказанных обязательств составляе 1 год 2 месяца 19 дней.

 

ОАО «Янтарьэнерго» не представило доказательств о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших ему своевременно осуществить технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения и условиями заключенного договора при соблюдении баланса интересов заявителя и сетевой организации, в том числе таких, как совершение заявителем действий, способствовавших затягиванию сроков на осуществление технологического присоединения, невыполнение в установленный срок требований технических условий по монтажу энергопринимающих устройств на своем земельном участке.

 

В ходе заседания Комиссии 17 февраля 2014 года Ответчик подтвердил, что действия по технологическому присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств Заявителя к электросетевому хозяйству ОАО «Янтарьэнерго» не осуществлены.

В результате несвоевременного выполнения ОАО «Янтарьэнерго» своих обязательств по указанному Договору были ущемлены интересы Заявителя, так как отсутствие технологического присоединения энергопринимающих устройств её жилого дома приводит к дополнительным финансовым затратам и препятствует использованию принадлежащего ей имущества.

 

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц, в том числе пунктом 3 части 1 статьи 10 запрещено навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

 

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части навязывания гр. Мельник Л.В. условий договора, невыгодного для неё, выразившихся в неуказании точки присоединения в технических условиях № Z-3370/12 от 06.11.2012 (приложение к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № № 2418/12 (ЗЭС) от 29.11.2012), нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств Мельник Л.В., установленных пунктом 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, которые повлекли ущемление интересов Заявителя, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Выдать ОАО «Янтарьэнерго» предписание по делу № АМЗ-137/2013 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
  4. Контроль за исполнением предписания возложить на главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Железнову Ольгу Александровну.
  5. Передать материалы дела № АМЗ-137/2013 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении нарушения антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

 

Председатель комиссии

Заместитель руководителя

Калининградского УФАС России

О.Е. Балуев

 

Члены комиссии:

 

Главный специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России

О.А. Железнова

 

Старшего специалист I разряда

правового отдела

Калининградского УФАС России

В.А. Файфер

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № АМЗ-137/2013 [format] => [safe_value] => № АМЗ-137/2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-05 13:55:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-03 13:55:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1399471309 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )