• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

РЕШЕНИЕ № Т – 49/2014 о признании жалобы ОАО «Народное предприятие «6 экспедиционный отряд подводно-технических работ» необоснованной. Признаниии ОАО «33 судоремонтный завод» нарушившим Закон о закупках

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов
Номер дела: № Т – 49/2014
Дата публикации: 10 июня 2014, 18:54

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

06 июня 2014 года

№ Т – 49/2014

г. Калининград

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в составе:

 

Председателя комиссии:

 

О.А. Бобровой

руководителя Калининградского УФАС России;

Членов комиссии:

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

О.А. Железновой

главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

при участии:

 

 

представителя Заказчика ОАО «33 судоремонтный завод»

М.В. Мануковской

 

на основании доверенности от 16.08.2013 № 19-08/13-2;

представителя Заявителя ОАО «Народное пред-приятие «6 экспедици-онный отряд подводно-технических работ»

 

Е.В. Журавлева

 

Н.К. Юдина

на основании доверенности от 01.04.2014;

на основании доверенности от 05.05.2014,

 

рассмотрев жалобу ОАО «Народное предприятие «6 экспедиционный отряд подводно-технических работ» (далее – Заявитель) на действия заказчика - ОАО «33 судоремонтный завод» (далее – Заказчик, Ответчик) при проведении процедуры запроса предложений на проведение дноуглубительных работ на акватории судоремонтного завода под плавдоками (очистка доковых ям) при проведении процедуры запроса предложений на проведение дноуглубительных работ на акватории судоремонтного завода под плавдоками (очистка доковых ям),

УСТАНОВИЛА:

 

 

28.05.2014 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступила жалоба ОАО «Народное предприятие «6 экспедиционный отряд подводно-технических работ» на действия заказчика ОАО «33 судоремонтный завод». Заявитель оспаривает действия Заказчика, осуществленные при проведении процедуры запроса предложений на проведение дноуглубительных работ на акватории судоремонтного завода под плавдоками (очистка доковых ям) (номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 31401172346).

 

В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы

 

20.05.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком размещена документация и извещение о проведении процедуры запроса предложений покупателя на проведение дноуглубительных работ на акватории судоремонтного завода под плавдоками (очистка доковых ям), включая подготовительные и обеспечивающие мероприятия в условиях нахождения доков на местах постоянного базирования, в том числе: лот № 1 — проведение дноуглубительных работ на акватории судоремонтного завода под плавдоком ПД-8 (очистка доковых ям), включая подготовительные и обеспечивающие мероприятия в условиях нахождения доков на местах постоянного базирования, и лот № 2 — проведение дноуглубительных работ на акватории судоремонтного завода под плавдоком ПД-33 (очистка доковых ям), включая подготовительные и обеспечивающие мероприятия в условиях нахождения доков на местах постоянного базирования, номер закупки 31401172346.

1. Заявитель полагает, что Заказчиком допущено необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки путём отсутствия единых критериев определения соответствия участников закупки требованиям документации о закупке, о типе, количестве необходимого технологического обрудования, необходимой квалификации персонала, а также путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки, что не соответствует требованиям части 1 статьи 3 Закона от 18.06.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Кроме того, Заявитель полагает, что Заказчиком допущено необоснованное ограничение конкуренции путём осуществления закупки фактически на проведение проектных работ и на выполнение работ по капитальному ремонту объекта одновременно. По мнению Заявителя, Заказчиком не учтены требования части 1 статьи 61 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которой проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна, и берегов водных объектов,в их водоохранных зонах,в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 37 Закона «Об охране окружающей среды» запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.

Пунктом 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

В соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 «Об утверждении перечня работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды отнесены к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства и требующим наличия соответствующих допусков, выданных саморегулируемыми организациями.

В раздел 2 Технического задания документации о закупке Заказчик включил разработку материалов и получение разрешительной документации в области охраны окружающей среды, т. е. фактическое выполнение работ по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды, которые требуют наличие допуска на выполнение проектных работ.

  1. Пунктом 19 закупочной документации предусмотрены следующие критерии оценки и сопоставления заявок на участие: цена договора — 50%, сроки выполнения работ — 20%, качество выполнения работ (наличие графика производства работ и степень его проработки, организационно-технологическая схема работ, суточная производительность земснаряда на участке ремонтных дноуглубительных работ, применяемая система контроля качества) — 15 %, квалификация участника запроса предложений (опыт выполнения аналогичных работ за последние 3 года, наличие производственных мощностей, технологического оборудования) — 15 %.

При этом, пунктом 20 закупочной документации предусмотрено, что победителем в проведении запроса предложений признается участник, подавший заявку на участие, которая отвечает всем требованиям, установленным в закупочной документации, и в которой установлена наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. Заявитель полагает, что Заказчиком нарушены требования подпунктов 12 и 13 пункта 10 статьи 4 Закона от 18.06.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», т. к. не установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

 

На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Заявитель просит признать действия Заказчика незаконными, приостановить размещение заказа до рассмотрения жалобы по существу и выдать предписание об устранении нарушений законодательства.

 

 

Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя

 

ОАО «33 судоремонтный завод» установленным порядком в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов утвердило типовые формы Положения о закупке товаров, работ, услуг и Порядок проведения процедур закупки Общества.

Соответствующие документы были размещены на официальных сайтах Завода: 33срз.рф; электронной торговой площадке www.fabricant.ru, а также на сайте www.zakupki.gov.ru.

20.05.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, www.fabricant.ru, а также на сайте 33 срз.рф ОАО «33 СРЗ» была размещена документация и извещение о проведении открытой процедуры запроса предложений на проведение дноуглубительных работ на акватории судоремонтного завода под плавдоками, включая подготовительные и обеспечивающие мероприятия в условиях нахождения доков в местах постоянного базирования: лот № 1 — проведение дноуглубительных работ на акватории судоремонтного завода под плавдоком ПД-8 и лот № 2 — проведение дноуглубительных работ на акватории судоремонтного завода под плавдоком ПД-33, номер закупочной процедуры на сайте www.zakupki.gov.ru - 31401172346.

1. Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемый участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, согласно подпункту 11 статьи 5.4.12 Положения о закупке Общества, в полном объёме отражены в пункте 2 раздела 22 Извещения о закупке и пункте 2.3 статьи 11 закупочной документации, размещённой в открытом информационном доступе.

Общество полагает, что соответствующие указания, а также конкретизация требований, установленная в пункте 3 технического задания, которое является неотъемлемой частью договора и приложением к закупочной документации, не порождает двусмысленного толкования, и позволяет привлечь к участию в конкурентной процедуре достаточно широкий круг субъектов.

Кроме того, Заявитель, как и любой потенциальный участник в случае наличия вопросов, либо неопределённостей при интерпретации заявленной документации, в частности технологическое оборудование, квалификация персонала вправе в соответствии с требованиями Федерального закона № 223-ФЗ, а также раздела 13 закупочной документации направить организатору закупки запрос о разъяснении положений закупочной документации. Требования к описанию предложения о качестве работ, услуг, где потенциальный соискатель должен изложить механизмы, последовательность и способы выполнения работ, раскрывая в том числе технологические особенности производства, кадровые резервы и иные справочно-информационные материалы, обосновывающие квалификацию участника на рынке соответствующих услуг, определены в разделе 3 закупочной документации.

В соответствии со статьёй 6.5.7 Порядка проведения процедур закупки и раздела 1 Положения о закупке победителем запроса предложений признается участник, представивший предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребности Заказчика в работах, услугах, что не обязывает Заказчика устанавливать и определять конкретную марку и состав используемого оборудования.

2. Федеральным законом № 223-ФЗ условия формирования лотов не регламентированы, в связи с чем одновременное осуществление закупки на проведение проектных работ и выполнение работ по капитальному ремонту не ограничивает конкуренцию. Закупочная документация, в том числе Извещение и пункты 9.2 и 9.3 договора содержат положения, позволяющие привлекать к выполнению работ сторонних лиц (субподрядчиков). Общество полагает, что указанные работы функционально и технологически связаны между собой и их объединение в одном лоте не приводит к ограничению конкуренции. Формирование лотов производится с целью оптимизации прав субъектов и экономической целесообразности расходов. Проведение двух процедур закупок необоснованно увеличит временные затраты на организацию работ и повлечёт увеличение материальных затрат Заказчика — предприятия оборонно-промышленного комплекса РФ, финансируемого в основном за счёт средств бюджетных ассигнований в пределах номенклатуры, установленной государственным оборонным заказом.

 

 

В результате рассмотрения жалобы и проведения проверки документации закупки, Комиссия установила следующее

 

1. В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведение торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключение жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействиях) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

2. В соответствии с частью 1 статьи 1 «Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

3. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Часть 2 статьи 2 Закона о закупках указывает, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с приказом ОАО «33 судоремонтный завод» от 27.05.2013 № 387 «О введении в действие локальных правовых актов общества, регламентирующих закупочную деятельность» на основании протокола Совета директоров общества № 7/2012 от 24.12.2012 с 20.06.2013 были введены в действие «Положение о закупках товаров, работ, услуг», «Порядок проведения процедур закупки», «Порядок формирования плана закупки» и «Положение о закупочной комиссии «ОАО «33 судоремонтный завод».

Часть 5 статьи 4 Закона о закупках обязывает Заказчика к размещению в единой информационной системе при закупке следующей информация о закупке: извещения о закупке, документации о закупке, проекта договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменений, вносимых в такое извещение и такую документацию, разъяснений такой документации, протоколов, составляемых в ходе закупки, а также иной информации, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке.

В ходе заседания Комиссия КУФАС установила, что «Положение о закупочной комиссии «ОАО «33 судоремонтный завод» не было размещено Заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru, следовательно Заказчиком не соблюдено требование части 1 статьи 1 Закона о торгах по обеспечению гласности и прозрачности закупки, а также части 5 статьи 4 по размещению в единой информационной системе иной информация, предусмотренной Законом о закупках и положением о закупке.

Частью 3 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено право заказчика предусмотреть в положении о закупке иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки, обязав его при этом, установить порядок закупки указанными способами.

Заказчиком ОАО «33 судоремонтный завод» при проведении оспоренной закупки выбран способ закупки – запрос предложений.

Согласно пункту 1 Положения запрос цен – это способ закупки, при котором победителем признается участник, представивший предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребностям Заказчика в товарах, работах, услугах.

Пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках обязывает Заказчика при закупке товаров, работ, услуг руководствоваться принципом информационной открытости закупки, пунктом 4 части 1 статьи 3 предусмотрено отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках устанавливает императивное требование к Заказчику по указанию в документации о закупке установленных заказчиком требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком вышеперечисленные принципы не были соблюдены исходя из следующих обстоятельств.

Подпункт 3 пункта 5 технического задания на выполнение ремонтных дноуглубительных работ в акватории ОАО «33 судоремонтный завод» под плавдоками ПД-8 и ПД-33 (далее — ТЗ) содержит следующие требования к исполнителю: «наличие соответствующего технологического оборудования, квалифицированного персонала», однако, ТЗ не конкретизированы требования к исполнителю, не содержится указания на тип оборудования, требования к квалификации персонала. Таким образом, Заказчиком установлены неизмеряемые требования к участникам закупки, нарушены требования об информационной открытость закупки, а также - по указанию в документации о закупке установленных заказчиком требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара.

4. Комиссия не признает обоснованным довод Заявителя о нарушении Заказчиком требований Закона о закупках и ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции в части необоснованного объединения последним в закупке в один лот проектных работ (включающих разработку и согласование проекта производства работ с соответствующими территориальными органами контроля и надзора, проведение водолазного обследования участков работ, … , разработку материалов и получение разрешительной документации в области охраны окружающей среды до начала производства работ на объектах, … и т. п.) и выполнение работ по капитальному ремонту объектов. Необходимость получения комплексной услуги подтверждено Заказчиком в ходе рассмотрения жалобы, не противоречит требованиям Закона о закупках, кроме того Заявителем не представлено доказательств невозможности привлечения им к выполнению данных видов работ субподрядчика.

5. Пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке в числе иных сведений должен быть указан порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно письменным пояснениям Заказчика от 06.06.2014 исх. № 1-1654 разделом 1 Положения о закупочной комиссии определено, что Закупочная комиссия это коллегиальный орган, создаваемый для принятия решений по закупочной процедуре.

В соответствии со статьями 3.3-3.8 раздела 3 указанного Положения в целях принятия Закупочной комиссией решений по определению места (ранжированию) поступивших заявок по степени предпочтительности и выбору победителя закупочных процедур при закупках сложной продукции Закупочная комиссия может принять решение о проведении экспертной оценки поступивших Заявок участников.

Для проведения экспертизы заявок Участников по техническому, экономическому и юридическому направлениям Закупочная комиссия может создать своим решением Экспертную группу из членов Закупочной комиссии и привлеченных высококвалифицированных специалистов (далее — эксперты) из состава работников ОАО «33СРЗ», Экспертного совета при Научно-техническом совете ОАО «ОСК».

При ранжировании конкурентных предложений и выборе победителя закупочных процедур Закупочная комиссия учитывает оценки и рекомендации экспертов, однако может принимать голосованием любые самостоятельные решения.

Разделом 6 Положения о Закупочной комиссии установлен регламент работы комиссии, который согласно пункту 6.1 определяется порядком проведения закупок, установленным в Положении о закупках ОАО «33 СРЗ» и закупочной документации.

Правила рассмотрения заявок на участие в запросе предложений установлены разделом 6.4 Порядка проведения процедур закупки. Разделом 6.5 указанного Порядка определены условия оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений, в том числе, согласно пункту 6.5.2 Порядка, оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений определяется Закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями оценки.

Критерии оценки, по мнению Заказчика, определены в позиции 19 закупочной документации, в том числе: цена договора — 50 %, срок выполнения работ — 20 %, качество выполнения работ и квалификации участника — по 15 %.

Вместе с тем Положение о закупочной комиссии, размещенное только на сайте 33 срз.рф, не содержит порядка оценки указанных выше критериев.

Ни в письменных, ни в устных пояснения Заказчика не дано Комиссии разъяснений по вопросу о том, какие документы, сведения и предложения Участников могут быть оценены Закупочной комиссией по максимальному, либо минимальному порогу; в каком виде (каким способом) данные сведения должны быть представлены Участниками, какие сведения и документы Участников, подтверждающие качество выполнения работы и их квалификацию позволят им максимально раскрыть для Заказчика данные критерии и получить максимальную (либо минимальную) их оценку.

На основании изложенного Комиссия КУФАС приходит к выводу об отсутствии в документации о закупке порядка оценки и сопоставления заявок, определения победителя конкурса и нарушении Заказчиком требований пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос председателя комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1, ч. 3-1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия УФАС

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ОАО «Народное предприятие «6 экспедиционный отряд подводно-технических работ» необоснованной.
  2. Признать заказчика ОАО «33 судоремонтный завод» нарушившим часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 2, пункты 1) и 4) части 1 статьи 3, часть 5 статьи 4, пункты 1),13) части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать ОАО «33 судоремонтный завод» предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.
  4. Контроль за исполнением предписания возложить на главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Железнову Ольгу Александровну.
  5. Передать материалы дела Т-49/2014 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства о закупках, к административной ответственности.

 

 

Председатель комиссии                                                                                             О.А. Боброва

 

Члены комиссии                                                                                                        Л.Н. Зуева

 

                                                                                                                                 О.А. Железнова

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

stdClass Object ( [vid] => 9061 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № Т – 49/2014 о признании жалобы ОАО «Народное предприятие «6 экспедиционный отряд подводно-технических работ» необоснованной. Признаниии ОАО «33 судоремонтный завод» нарушившим Закон о закупках [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9061 [type] => solution [language] => ru [created] => 1402502312 [changed] => 1402502364 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1402502364 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

06 июня 2014 года

№ Т – 49/2014

г. Калининград

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в составе:

 

Председателя комиссии:

 

О.А. Бобровой

руководителя Калининградского УФАС России;

Членов комиссии:

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

О.А. Железновой

главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

при участии:

 

 

представителя Заказчика ОАО «33 судоремонтный завод»

М.В. Мануковской

 

на основании доверенности от 16.08.2013 № 19-08/13-2;

представителя Заявителя ОАО «Народное пред-приятие «6 экспедици-онный отряд подводно-технических работ»

 

Е.В. Журавлева

 

Н.К. Юдина

на основании доверенности от 01.04.2014;

на основании доверенности от 05.05.2014,

 

рассмотрев жалобу ОАО «Народное предприятие «6 экспедиционный отряд подводно-технических работ» (далее – Заявитель) на действия заказчика - ОАО «33 судоремонтный завод» (далее – Заказчик, Ответчик) при проведении процедуры запроса предложений на проведение дноуглубительных работ на акватории судоремонтного завода под плавдоками (очистка доковых ям) при проведении процедуры запроса предложений на проведение дноуглубительных работ на акватории судоремонтного завода под плавдоками (очистка доковых ям),

УСТАНОВИЛА:

 

 

28.05.2014 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступила жалоба ОАО «Народное предприятие «6 экспедиционный отряд подводно-технических работ» на действия заказчика ОАО «33 судоремонтный завод». Заявитель оспаривает действия Заказчика, осуществленные при проведении процедуры запроса предложений на проведение дноуглубительных работ на акватории судоремонтного завода под плавдоками (очистка доковых ям) (номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 31401172346).

 

В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы

 

20.05.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком размещена документация и извещение о проведении процедуры запроса предложений покупателя на проведение дноуглубительных работ на акватории судоремонтного завода под плавдоками (очистка доковых ям), включая подготовительные и обеспечивающие мероприятия в условиях нахождения доков на местах постоянного базирования, в том числе: лот № 1 — проведение дноуглубительных работ на акватории судоремонтного завода под плавдоком ПД-8 (очистка доковых ям), включая подготовительные и обеспечивающие мероприятия в условиях нахождения доков на местах постоянного базирования, и лот № 2 — проведение дноуглубительных работ на акватории судоремонтного завода под плавдоком ПД-33 (очистка доковых ям), включая подготовительные и обеспечивающие мероприятия в условиях нахождения доков на местах постоянного базирования, номер закупки 31401172346.

1. Заявитель полагает, что Заказчиком допущено необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки путём отсутствия единых критериев определения соответствия участников закупки требованиям документации о закупке, о типе, количестве необходимого технологического обрудования, необходимой квалификации персонала, а также путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки, что не соответствует требованиям части 1 статьи 3 Закона от 18.06.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Кроме того, Заявитель полагает, что Заказчиком допущено необоснованное ограничение конкуренции путём осуществления закупки фактически на проведение проектных работ и на выполнение работ по капитальному ремонту объекта одновременно. По мнению Заявителя, Заказчиком не учтены требования части 1 статьи 61 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которой проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна, и берегов водных объектов,в их водоохранных зонах,в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 37 Закона «Об охране окружающей среды» запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.

Пунктом 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

В соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 «Об утверждении перечня работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды отнесены к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства и требующим наличия соответствующих допусков, выданных саморегулируемыми организациями.

В раздел 2 Технического задания документации о закупке Заказчик включил разработку материалов и получение разрешительной документации в области охраны окружающей среды, т. е. фактическое выполнение работ по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды, которые требуют наличие допуска на выполнение проектных работ.

  1. Пунктом 19 закупочной документации предусмотрены следующие критерии оценки и сопоставления заявок на участие: цена договора — 50%, сроки выполнения работ — 20%, качество выполнения работ (наличие графика производства работ и степень его проработки, организационно-технологическая схема работ, суточная производительность земснаряда на участке ремонтных дноуглубительных работ, применяемая система контроля качества) — 15 %, квалификация участника запроса предложений (опыт выполнения аналогичных работ за последние 3 года, наличие производственных мощностей, технологического оборудования) — 15 %.

При этом, пунктом 20 закупочной документации предусмотрено, что победителем в проведении запроса предложений признается участник, подавший заявку на участие, которая отвечает всем требованиям, установленным в закупочной документации, и в которой установлена наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. Заявитель полагает, что Заказчиком нарушены требования подпунктов 12 и 13 пункта 10 статьи 4 Закона от 18.06.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», т. к. не установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

 

На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Заявитель просит признать действия Заказчика незаконными, приостановить размещение заказа до рассмотрения жалобы по существу и выдать предписание об устранении нарушений законодательства.

 

 

Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя

 

ОАО «33 судоремонтный завод» установленным порядком в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов утвердило типовые формы Положения о закупке товаров, работ, услуг и Порядок проведения процедур закупки Общества.

Соответствующие документы были размещены на официальных сайтах Завода: 33срз.рф; электронной торговой площадке www.fabricant.ru, а также на сайте www.zakupki.gov.ru.

20.05.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, www.fabricant.ru, а также на сайте 33 срз.рф ОАО «33 СРЗ» была размещена документация и извещение о проведении открытой процедуры запроса предложений на проведение дноуглубительных работ на акватории судоремонтного завода под плавдоками, включая подготовительные и обеспечивающие мероприятия в условиях нахождения доков в местах постоянного базирования: лот № 1 — проведение дноуглубительных работ на акватории судоремонтного завода под плавдоком ПД-8 и лот № 2 — проведение дноуглубительных работ на акватории судоремонтного завода под плавдоком ПД-33, номер закупочной процедуры на сайте www.zakupki.gov.ru - 31401172346.

1. Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемый участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, согласно подпункту 11 статьи 5.4.12 Положения о закупке Общества, в полном объёме отражены в пункте 2 раздела 22 Извещения о закупке и пункте 2.3 статьи 11 закупочной документации, размещённой в открытом информационном доступе.

Общество полагает, что соответствующие указания, а также конкретизация требований, установленная в пункте 3 технического задания, которое является неотъемлемой частью договора и приложением к закупочной документации, не порождает двусмысленного толкования, и позволяет привлечь к участию в конкурентной процедуре достаточно широкий круг субъектов.

Кроме того, Заявитель, как и любой потенциальный участник в случае наличия вопросов, либо неопределённостей при интерпретации заявленной документации, в частности технологическое оборудование, квалификация персонала вправе в соответствии с требованиями Федерального закона № 223-ФЗ, а также раздела 13 закупочной документации направить организатору закупки запрос о разъяснении положений закупочной документации. Требования к описанию предложения о качестве работ, услуг, где потенциальный соискатель должен изложить механизмы, последовательность и способы выполнения работ, раскрывая в том числе технологические особенности производства, кадровые резервы и иные справочно-информационные материалы, обосновывающие квалификацию участника на рынке соответствующих услуг, определены в разделе 3 закупочной документации.

В соответствии со статьёй 6.5.7 Порядка проведения процедур закупки и раздела 1 Положения о закупке победителем запроса предложений признается участник, представивший предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребности Заказчика в работах, услугах, что не обязывает Заказчика устанавливать и определять конкретную марку и состав используемого оборудования.

2. Федеральным законом № 223-ФЗ условия формирования лотов не регламентированы, в связи с чем одновременное осуществление закупки на проведение проектных работ и выполнение работ по капитальному ремонту не ограничивает конкуренцию. Закупочная документация, в том числе Извещение и пункты 9.2 и 9.3 договора содержат положения, позволяющие привлекать к выполнению работ сторонних лиц (субподрядчиков). Общество полагает, что указанные работы функционально и технологически связаны между собой и их объединение в одном лоте не приводит к ограничению конкуренции. Формирование лотов производится с целью оптимизации прав субъектов и экономической целесообразности расходов. Проведение двух процедур закупок необоснованно увеличит временные затраты на организацию работ и повлечёт увеличение материальных затрат Заказчика — предприятия оборонно-промышленного комплекса РФ, финансируемого в основном за счёт средств бюджетных ассигнований в пределах номенклатуры, установленной государственным оборонным заказом.

 

 

В результате рассмотрения жалобы и проведения проверки документации закупки, Комиссия установила следующее

 

1. В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведение торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключение жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействиях) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

2. В соответствии с частью 1 статьи 1 «Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

3. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Часть 2 статьи 2 Закона о закупках указывает, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с приказом ОАО «33 судоремонтный завод» от 27.05.2013 № 387 «О введении в действие локальных правовых актов общества, регламентирующих закупочную деятельность» на основании протокола Совета директоров общества № 7/2012 от 24.12.2012 с 20.06.2013 были введены в действие «Положение о закупках товаров, работ, услуг», «Порядок проведения процедур закупки», «Порядок формирования плана закупки» и «Положение о закупочной комиссии «ОАО «33 судоремонтный завод».

Часть 5 статьи 4 Закона о закупках обязывает Заказчика к размещению в единой информационной системе при закупке следующей информация о закупке: извещения о закупке, документации о закупке, проекта договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменений, вносимых в такое извещение и такую документацию, разъяснений такой документации, протоколов, составляемых в ходе закупки, а также иной информации, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке.

В ходе заседания Комиссия КУФАС установила, что «Положение о закупочной комиссии «ОАО «33 судоремонтный завод» не было размещено Заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru, следовательно Заказчиком не соблюдено требование части 1 статьи 1 Закона о торгах по обеспечению гласности и прозрачности закупки, а также части 5 статьи 4 по размещению в единой информационной системе иной информация, предусмотренной Законом о закупках и положением о закупке.

Частью 3 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено право заказчика предусмотреть в положении о закупке иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки, обязав его при этом, установить порядок закупки указанными способами.

Заказчиком ОАО «33 судоремонтный завод» при проведении оспоренной закупки выбран способ закупки – запрос предложений.

Согласно пункту 1 Положения запрос цен – это способ закупки, при котором победителем признается участник, представивший предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребностям Заказчика в товарах, работах, услугах.

Пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках обязывает Заказчика при закупке товаров, работ, услуг руководствоваться принципом информационной открытости закупки, пунктом 4 части 1 статьи 3 предусмотрено отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках устанавливает императивное требование к Заказчику по указанию в документации о закупке установленных заказчиком требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком вышеперечисленные принципы не были соблюдены исходя из следующих обстоятельств.

Подпункт 3 пункта 5 технического задания на выполнение ремонтных дноуглубительных работ в акватории ОАО «33 судоремонтный завод» под плавдоками ПД-8 и ПД-33 (далее — ТЗ) содержит следующие требования к исполнителю: «наличие соответствующего технологического оборудования, квалифицированного персонала», однако, ТЗ не конкретизированы требования к исполнителю, не содержится указания на тип оборудования, требования к квалификации персонала. Таким образом, Заказчиком установлены неизмеряемые требования к участникам закупки, нарушены требования об информационной открытость закупки, а также - по указанию в документации о закупке установленных заказчиком требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара.

4. Комиссия не признает обоснованным довод Заявителя о нарушении Заказчиком требований Закона о закупках и ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции в части необоснованного объединения последним в закупке в один лот проектных работ (включающих разработку и согласование проекта производства работ с соответствующими территориальными органами контроля и надзора, проведение водолазного обследования участков работ, … , разработку материалов и получение разрешительной документации в области охраны окружающей среды до начала производства работ на объектах, … и т. п.) и выполнение работ по капитальному ремонту объектов. Необходимость получения комплексной услуги подтверждено Заказчиком в ходе рассмотрения жалобы, не противоречит требованиям Закона о закупках, кроме того Заявителем не представлено доказательств невозможности привлечения им к выполнению данных видов работ субподрядчика.

5. Пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке в числе иных сведений должен быть указан порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно письменным пояснениям Заказчика от 06.06.2014 исх. № 1-1654 разделом 1 Положения о закупочной комиссии определено, что Закупочная комиссия это коллегиальный орган, создаваемый для принятия решений по закупочной процедуре.

В соответствии со статьями 3.3-3.8 раздела 3 указанного Положения в целях принятия Закупочной комиссией решений по определению места (ранжированию) поступивших заявок по степени предпочтительности и выбору победителя закупочных процедур при закупках сложной продукции Закупочная комиссия может принять решение о проведении экспертной оценки поступивших Заявок участников.

Для проведения экспертизы заявок Участников по техническому, экономическому и юридическому направлениям Закупочная комиссия может создать своим решением Экспертную группу из членов Закупочной комиссии и привлеченных высококвалифицированных специалистов (далее — эксперты) из состава работников ОАО «33СРЗ», Экспертного совета при Научно-техническом совете ОАО «ОСК».

При ранжировании конкурентных предложений и выборе победителя закупочных процедур Закупочная комиссия учитывает оценки и рекомендации экспертов, однако может принимать голосованием любые самостоятельные решения.

Разделом 6 Положения о Закупочной комиссии установлен регламент работы комиссии, который согласно пункту 6.1 определяется порядком проведения закупок, установленным в Положении о закупках ОАО «33 СРЗ» и закупочной документации.

Правила рассмотрения заявок на участие в запросе предложений установлены разделом 6.4 Порядка проведения процедур закупки. Разделом 6.5 указанного Порядка определены условия оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений, в том числе, согласно пункту 6.5.2 Порядка, оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений определяется Закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями оценки.

Критерии оценки, по мнению Заказчика, определены в позиции 19 закупочной документации, в том числе: цена договора — 50 %, срок выполнения работ — 20 %, качество выполнения работ и квалификации участника — по 15 %.

Вместе с тем Положение о закупочной комиссии, размещенное только на сайте 33 срз.рф, не содержит порядка оценки указанных выше критериев.

Ни в письменных, ни в устных пояснения Заказчика не дано Комиссии разъяснений по вопросу о том, какие документы, сведения и предложения Участников могут быть оценены Закупочной комиссией по максимальному, либо минимальному порогу; в каком виде (каким способом) данные сведения должны быть представлены Участниками, какие сведения и документы Участников, подтверждающие качество выполнения работы и их квалификацию позволят им максимально раскрыть для Заказчика данные критерии и получить максимальную (либо минимальную) их оценку.

На основании изложенного Комиссия КУФАС приходит к выводу об отсутствии в документации о закупке порядка оценки и сопоставления заявок, определения победителя конкурса и нарушении Заказчиком требований пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос председателя комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1, ч. 3-1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия УФАС

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ОАО «Народное предприятие «6 экспедиционный отряд подводно-технических работ» необоснованной.
  2. Признать заказчика ОАО «33 судоремонтный завод» нарушившим часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 2, пункты 1) и 4) части 1 статьи 3, часть 5 статьи 4, пункты 1),13) части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать ОАО «33 судоремонтный завод» предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.
  4. Контроль за исполнением предписания возложить на главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Железнову Ольгу Александровну.
  5. Передать материалы дела Т-49/2014 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства о закупках, к административной ответственности.

 

 

Председатель комиссии                                                                                             О.А. Боброва

 

Члены комиссии                                                                                                        Л.Н. Зуева

 

                                                                                                                                 О.А. Железнова

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

06 июня 2014 года

№ Т – 49/2014

г. Калининград

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в составе:

 

Председателя комиссии:

 

О.А. Бобровой

руководителя Калининградского УФАС России;

Членов комиссии:

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

О.А. Железновой

главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

при участии:

 

 

представителя Заказчика ОАО «33 судоремонтный завод»

М.В. Мануковской

 

на основании доверенности от 16.08.2013 № 19-08/13-2;

представителя Заявителя ОАО «Народное пред-приятие «6 экспедици-онный отряд подводно-технических работ»

 

Е.В. Журавлева

 

Н.К. Юдина

на основании доверенности от 01.04.2014;

на основании доверенности от 05.05.2014,

 

рассмотрев жалобу ОАО «Народное предприятие «6 экспедиционный отряд подводно-технических работ» (далее – Заявитель) на действия заказчика - ОАО «33 судоремонтный завод» (далее – Заказчик, Ответчик) при проведении процедуры запроса предложений на проведение дноуглубительных работ на акватории судоремонтного завода под плавдоками (очистка доковых ям) при проведении процедуры запроса предложений на проведение дноуглубительных работ на акватории судоремонтного завода под плавдоками (очистка доковых ям),

УСТАНОВИЛА:

 

 

28.05.2014 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступила жалоба ОАО «Народное предприятие «6 экспедиционный отряд подводно-технических работ» на действия заказчика ОАО «33 судоремонтный завод». Заявитель оспаривает действия Заказчика, осуществленные при проведении процедуры запроса предложений на проведение дноуглубительных работ на акватории судоремонтного завода под плавдоками (очистка доковых ям) (номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 31401172346).

 

В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы

 

20.05.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком размещена документация и извещение о проведении процедуры запроса предложений покупателя на проведение дноуглубительных работ на акватории судоремонтного завода под плавдоками (очистка доковых ям), включая подготовительные и обеспечивающие мероприятия в условиях нахождения доков на местах постоянного базирования, в том числе: лот № 1 — проведение дноуглубительных работ на акватории судоремонтного завода под плавдоком ПД-8 (очистка доковых ям), включая подготовительные и обеспечивающие мероприятия в условиях нахождения доков на местах постоянного базирования, и лот № 2 — проведение дноуглубительных работ на акватории судоремонтного завода под плавдоком ПД-33 (очистка доковых ям), включая подготовительные и обеспечивающие мероприятия в условиях нахождения доков на местах постоянного базирования, номер закупки 31401172346.

1. Заявитель полагает, что Заказчиком допущено необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки путём отсутствия единых критериев определения соответствия участников закупки требованиям документации о закупке, о типе, количестве необходимого технологического обрудования, необходимой квалификации персонала, а также путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки, что не соответствует требованиям части 1 статьи 3 Закона от 18.06.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Кроме того, Заявитель полагает, что Заказчиком допущено необоснованное ограничение конкуренции путём осуществления закупки фактически на проведение проектных работ и на выполнение работ по капитальному ремонту объекта одновременно. По мнению Заявителя, Заказчиком не учтены требования части 1 статьи 61 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которой проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна, и берегов водных объектов,в их водоохранных зонах,в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 37 Закона «Об охране окружающей среды» запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.

Пунктом 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

В соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 «Об утверждении перечня работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды отнесены к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства и требующим наличия соответствующих допусков, выданных саморегулируемыми организациями.

В раздел 2 Технического задания документации о закупке Заказчик включил разработку материалов и получение разрешительной документации в области охраны окружающей среды, т. е. фактическое выполнение работ по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды, которые требуют наличие допуска на выполнение проектных работ.

  1. Пунктом 19 закупочной документации предусмотрены следующие критерии оценки и сопоставления заявок на участие: цена договора — 50%, сроки выполнения работ — 20%, качество выполнения работ (наличие графика производства работ и степень его проработки, организационно-технологическая схема работ, суточная производительность земснаряда на участке ремонтных дноуглубительных работ, применяемая система контроля качества) — 15 %, квалификация участника запроса предложений (опыт выполнения аналогичных работ за последние 3 года, наличие производственных мощностей, технологического оборудования) — 15 %.

При этом, пунктом 20 закупочной документации предусмотрено, что победителем в проведении запроса предложений признается участник, подавший заявку на участие, которая отвечает всем требованиям, установленным в закупочной документации, и в которой установлена наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. Заявитель полагает, что Заказчиком нарушены требования подпунктов 12 и 13 пункта 10 статьи 4 Закона от 18.06.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», т. к. не установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

 

На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Заявитель просит признать действия Заказчика незаконными, приостановить размещение заказа до рассмотрения жалобы по существу и выдать предписание об устранении нарушений законодательства.

 

 

Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя

 

ОАО «33 судоремонтный завод» установленным порядком в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов утвердило типовые формы Положения о закупке товаров, работ, услуг и Порядок проведения процедур закупки Общества.

Соответствующие документы были размещены на официальных сайтах Завода: 33срз.рф; электронной торговой площадке www.fabricant.ru, а также на сайте www.zakupki.gov.ru.

20.05.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, www.fabricant.ru, а также на сайте 33 срз.рф ОАО «33 СРЗ» была размещена документация и извещение о проведении открытой процедуры запроса предложений на проведение дноуглубительных работ на акватории судоремонтного завода под плавдоками, включая подготовительные и обеспечивающие мероприятия в условиях нахождения доков в местах постоянного базирования: лот № 1 — проведение дноуглубительных работ на акватории судоремонтного завода под плавдоком ПД-8 и лот № 2 — проведение дноуглубительных работ на акватории судоремонтного завода под плавдоком ПД-33, номер закупочной процедуры на сайте www.zakupki.gov.ru - 31401172346.

1. Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемый участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, согласно подпункту 11 статьи 5.4.12 Положения о закупке Общества, в полном объёме отражены в пункте 2 раздела 22 Извещения о закупке и пункте 2.3 статьи 11 закупочной документации, размещённой в открытом информационном доступе.

Общество полагает, что соответствующие указания, а также конкретизация требований, установленная в пункте 3 технического задания, которое является неотъемлемой частью договора и приложением к закупочной документации, не порождает двусмысленного толкования, и позволяет привлечь к участию в конкурентной процедуре достаточно широкий круг субъектов.

Кроме того, Заявитель, как и любой потенциальный участник в случае наличия вопросов, либо неопределённостей при интерпретации заявленной документации, в частности технологическое оборудование, квалификация персонала вправе в соответствии с требованиями Федерального закона № 223-ФЗ, а также раздела 13 закупочной документации направить организатору закупки запрос о разъяснении положений закупочной документации. Требования к описанию предложения о качестве работ, услуг, где потенциальный соискатель должен изложить механизмы, последовательность и способы выполнения работ, раскрывая в том числе технологические особенности производства, кадровые резервы и иные справочно-информационные материалы, обосновывающие квалификацию участника на рынке соответствующих услуг, определены в разделе 3 закупочной документации.

В соответствии со статьёй 6.5.7 Порядка проведения процедур закупки и раздела 1 Положения о закупке победителем запроса предложений признается участник, представивший предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребности Заказчика в работах, услугах, что не обязывает Заказчика устанавливать и определять конкретную марку и состав используемого оборудования.

2. Федеральным законом № 223-ФЗ условия формирования лотов не регламентированы, в связи с чем одновременное осуществление закупки на проведение проектных работ и выполнение работ по капитальному ремонту не ограничивает конкуренцию. Закупочная документация, в том числе Извещение и пункты 9.2 и 9.3 договора содержат положения, позволяющие привлекать к выполнению работ сторонних лиц (субподрядчиков). Общество полагает, что указанные работы функционально и технологически связаны между собой и их объединение в одном лоте не приводит к ограничению конкуренции. Формирование лотов производится с целью оптимизации прав субъектов и экономической целесообразности расходов. Проведение двух процедур закупок необоснованно увеличит временные затраты на организацию работ и повлечёт увеличение материальных затрат Заказчика — предприятия оборонно-промышленного комплекса РФ, финансируемого в основном за счёт средств бюджетных ассигнований в пределах номенклатуры, установленной государственным оборонным заказом.

 

 

В результате рассмотрения жалобы и проведения проверки документации закупки, Комиссия установила следующее

 

1. В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведение торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключение жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействиях) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

2. В соответствии с частью 1 статьи 1 «Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

3. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Часть 2 статьи 2 Закона о закупках указывает, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с приказом ОАО «33 судоремонтный завод» от 27.05.2013 № 387 «О введении в действие локальных правовых актов общества, регламентирующих закупочную деятельность» на основании протокола Совета директоров общества № 7/2012 от 24.12.2012 с 20.06.2013 были введены в действие «Положение о закупках товаров, работ, услуг», «Порядок проведения процедур закупки», «Порядок формирования плана закупки» и «Положение о закупочной комиссии «ОАО «33 судоремонтный завод».

Часть 5 статьи 4 Закона о закупках обязывает Заказчика к размещению в единой информационной системе при закупке следующей информация о закупке: извещения о закупке, документации о закупке, проекта договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменений, вносимых в такое извещение и такую документацию, разъяснений такой документации, протоколов, составляемых в ходе закупки, а также иной информации, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке.

В ходе заседания Комиссия КУФАС установила, что «Положение о закупочной комиссии «ОАО «33 судоремонтный завод» не было размещено Заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru, следовательно Заказчиком не соблюдено требование части 1 статьи 1 Закона о торгах по обеспечению гласности и прозрачности закупки, а также части 5 статьи 4 по размещению в единой информационной системе иной информация, предусмотренной Законом о закупках и положением о закупке.

Частью 3 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено право заказчика предусмотреть в положении о закупке иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки, обязав его при этом, установить порядок закупки указанными способами.

Заказчиком ОАО «33 судоремонтный завод» при проведении оспоренной закупки выбран способ закупки – запрос предложений.

Согласно пункту 1 Положения запрос цен – это способ закупки, при котором победителем признается участник, представивший предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребностям Заказчика в товарах, работах, услугах.

Пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках обязывает Заказчика при закупке товаров, работ, услуг руководствоваться принципом информационной открытости закупки, пунктом 4 части 1 статьи 3 предусмотрено отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках устанавливает императивное требование к Заказчику по указанию в документации о закупке установленных заказчиком требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком вышеперечисленные принципы не были соблюдены исходя из следующих обстоятельств.

Подпункт 3 пункта 5 технического задания на выполнение ремонтных дноуглубительных работ в акватории ОАО «33 судоремонтный завод» под плавдоками ПД-8 и ПД-33 (далее — ТЗ) содержит следующие требования к исполнителю: «наличие соответствующего технологического оборудования, квалифицированного персонала», однако, ТЗ не конкретизированы требования к исполнителю, не содержится указания на тип оборудования, требования к квалификации персонала. Таким образом, Заказчиком установлены неизмеряемые требования к участникам закупки, нарушены требования об информационной открытость закупки, а также - по указанию в документации о закупке установленных заказчиком требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара.

4. Комиссия не признает обоснованным довод Заявителя о нарушении Заказчиком требований Закона о закупках и ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции в части необоснованного объединения последним в закупке в один лот проектных работ (включающих разработку и согласование проекта производства работ с соответствующими территориальными органами контроля и надзора, проведение водолазного обследования участков работ, … , разработку материалов и получение разрешительной документации в области охраны окружающей среды до начала производства работ на объектах, … и т. п.) и выполнение работ по капитальному ремонту объектов. Необходимость получения комплексной услуги подтверждено Заказчиком в ходе рассмотрения жалобы, не противоречит требованиям Закона о закупках, кроме того Заявителем не представлено доказательств невозможности привлечения им к выполнению данных видов работ субподрядчика.

5. Пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке в числе иных сведений должен быть указан порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно письменным пояснениям Заказчика от 06.06.2014 исх. № 1-1654 разделом 1 Положения о закупочной комиссии определено, что Закупочная комиссия это коллегиальный орган, создаваемый для принятия решений по закупочной процедуре.

В соответствии со статьями 3.3-3.8 раздела 3 указанного Положения в целях принятия Закупочной комиссией решений по определению места (ранжированию) поступивших заявок по степени предпочтительности и выбору победителя закупочных процедур при закупках сложной продукции Закупочная комиссия может принять решение о проведении экспертной оценки поступивших Заявок участников.

Для проведения экспертизы заявок Участников по техническому, экономическому и юридическому направлениям Закупочная комиссия может создать своим решением Экспертную группу из членов Закупочной комиссии и привлеченных высококвалифицированных специалистов (далее — эксперты) из состава работников ОАО «33СРЗ», Экспертного совета при Научно-техническом совете ОАО «ОСК».

При ранжировании конкурентных предложений и выборе победителя закупочных процедур Закупочная комиссия учитывает оценки и рекомендации экспертов, однако может принимать голосованием любые самостоятельные решения.

Разделом 6 Положения о Закупочной комиссии установлен регламент работы комиссии, который согласно пункту 6.1 определяется порядком проведения закупок, установленным в Положении о закупках ОАО «33 СРЗ» и закупочной документации.

Правила рассмотрения заявок на участие в запросе предложений установлены разделом 6.4 Порядка проведения процедур закупки. Разделом 6.5 указанного Порядка определены условия оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений, в том числе, согласно пункту 6.5.2 Порядка, оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений определяется Закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями оценки.

Критерии оценки, по мнению Заказчика, определены в позиции 19 закупочной документации, в том числе: цена договора — 50 %, срок выполнения работ — 20 %, качество выполнения работ и квалификации участника — по 15 %.

Вместе с тем Положение о закупочной комиссии, размещенное только на сайте 33 срз.рф, не содержит порядка оценки указанных выше критериев.

Ни в письменных, ни в устных пояснения Заказчика не дано Комиссии разъяснений по вопросу о том, какие документы, сведения и предложения Участников могут быть оценены Закупочной комиссией по максимальному, либо минимальному порогу; в каком виде (каким способом) данные сведения должны быть представлены Участниками, какие сведения и документы Участников, подтверждающие качество выполнения работы и их квалификацию позволят им максимально раскрыть для Заказчика данные критерии и получить максимальную (либо минимальную) их оценку.

На основании изложенного Комиссия КУФАС приходит к выводу об отсутствии в документации о закупке порядка оценки и сопоставления заявок, определения победителя конкурса и нарушении Заказчиком требований пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос председателя комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1, ч. 3-1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия УФАС

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ОАО «Народное предприятие «6 экспедиционный отряд подводно-технических работ» необоснованной.
  2. Признать заказчика ОАО «33 судоремонтный завод» нарушившим часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 2, пункты 1) и 4) части 1 статьи 3, часть 5 статьи 4, пункты 1),13) части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать ОАО «33 судоремонтный завод» предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.
  4. Контроль за исполнением предписания возложить на главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Железнову Ольгу Александровну.
  5. Передать материалы дела Т-49/2014 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства о закупках, к административной ответственности.

 

 

Председатель комиссии                                                                                             О.А. Боброва

 

Члены комиссии                                                                                                        Л.Н. Зуева

 

                                                                                                                                 О.А. Железнова

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № Т – 49/2014 [format] => [safe_value] => № Т – 49/2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 47 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 47 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-10 15:54:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-06 15:54:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1402502312 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )