РЕШЕНИЕ № АМЗ - 32/2014 о признании ОАО «Янтарьэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Номер дела: № АМЗ - 32/2014
Дата публикации: 19 мая 2014, 10:34

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

15 мая 2014 года

№ АМЗ - 32/2014

г. Калининград

 

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 15 мая 2014 года.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 12 мая 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

 

председателя Комиссии:

 

О.Е. Балуева

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

Д.С. Ивлиева

старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

с участием:

 

 

 

 

 

представителя ответчика ОАО «Янтарьэнерго»

Ж.А. Боковой

по доверенности от 01.01.2014 № 320/1,

 

рассмотрев дело № АМЗ-32/2014 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (ул. Театральная, 34, г. Калининград, 236022) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1. 18.11.2013 в Управление ФАС России по Калининградской области (далее – Управление) поступила жалоба вх. № 7851 на невыполнение ОАО «Янтарьэнерго» (далее – Ответчик) условий договора от 14.03.2011 № 27/11 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения (далее – Договор), заключенного с Заявителем. В антимонопольный орган жалоба была направлена главным федеральным инспектором, руководителем приемной Президента РФ в Калининградской области А. Чаплыгиным. 05.12.2013 в антимонопольный орган поступила аналогичная жалоба вх. № 8293.

В результате рассмотрения жалобы Управлением в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в адрес ОАО «Янтарьэнерго» было направлено предупреждение от 14.02.2014 № 14 о прекращении не позднее 01.04.2014 действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем указания в технических условиях № Z-48/11 от 05.01.2011 и № 25/11-С от 05.01.2011 (соответственно приложения № 1 и № 2 к договору от 14.03.2011 № 28/11 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения) точки присоединения энергопринимающего устройства (индивидуальный жилой дом) Заявителя к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго».

28.03.2014 Ответчик сообщил антимонопольному органу (вх. № 2234) о выполнении данного предупреждения.

В связи с тем, что продолжалось ущемление интересов Заявителя путем нарушения ОАО «Янтарьэнерго» законодательно установленных сроков технологического присоединения, антимонопольным органом в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-32/2014 (приказ Управления от 28.02.2014 № 76) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Существо дела в изложении Заявителя

На заседании Комиссии Заявитель не присутствовал, но письменно сообщил, что выполнил все свои обязательства по Договору присоединения в полном объеме, включая внесение платы за технологическое присоединение (550 рублей) и выполнение всех предусмотренных Договором мероприятий в границах его земельного участка. Ответчик об этом уведомлен 30.12.2013 и 29.02.2014. Дом уже построен.

Пунктом 1.4 договора от 14.03.2011 № 27/11 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев с даты его заключения. Таким образом, технологическое присоединение должно было быть осуществлено не позже 14.09.2011.

Неисполнение ответчиком своих обязательств не позволяет Заявителю и его семье нормально проживать в указанном доме. Отсутствие технологического присоединения создает большие неудобства из-за невозможности использовать электрические бытовые приборы.

 

3. Существо дела в изложении Ответчика

На заседании Комиссии Ответчик пояснил антимонопольному органу следующее.

В целях технологического присоединения энергопринимающего устройства Заявителя в соответствии с Договором ОАО «Янтарьэнерго» приняло на себя ряд обязательств, которые требуют значительных материальных и организационных затрат. В целях выполнения взятых на себя обязательств после заключения договора с Заявителем от 14.03.2011 № 27/11 (ЗЭС) ОАО «Янтарьэнерго» выполнило следующие работы:

  1. 03.03.2011 с ООО «Бетонстрой» заключен договор № 133 на разработку проектной документации, расторгнутый в связи с грубым неисполнением условий этого договора подрядчиком.
  2. 10.12.2013 сформирована закупочная документация для проведения открытого запроса предложений на право заключения договора на разработку проектной документации и выполнение строительно-монтажных работ.
  3. 24.12.2013 подготовлены технические условия № 669-С для технологического присоединения ЩВУ стройплощадки индивидуального жилого дома Заявителя с предоставлением 3 кВт максимальной мощности без обязательств по возведению новых электросетевых объектов со стороны ОАО «Янтарьэнерго».

По мнению Ответчика, изложенное свидетельствует, что ОАО «Янтарьэнерго» действует добросовестно, в пределах своих гражданских прав, его действия не имели целью злоупотребления своим положением как стороны публичного договора с целью нарушения интересов Заявителя. Кроме того, по мнению Ответчика, отношения, связанные с исполнением Договора, не подпадают под антимонопольное регулирование в силу их гражданско-правового характера.

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии», ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 N 10-1/100 ОАО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям. Мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 года № 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относится оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг; в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – п. Чехово, Багратионовский р-п, Калининградская обл.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать шесть месяцев.

Таким образом, датой начала исполнения обязательств со стороны ОАО «Янтарьэнерго» является 14.03.2011, датой окончания – 14.09.2011. К указанному сроку технологическое присоединение осуществлено не было несмотря на то, что Заявитель выполнил все свои обязательства по Договору.

Ответчик с целью выполнения своих обязательств по указанному Договору выполнил только часть необходимых для этого работ (в том числе сформирована закупочная документация для проведения открытого запроса предложений на право заключения договора на разработку проектной документации и выполнение строительно-монтажных работ). При этом технические условия № 669-С для технологического присоединения ЩВУ стройплощадки индивидуального жилого дома Заявителя с предоставлением 3 кВт были подготовлены Ответчиком только 24.12.2013, тогда как Заявитель обратился в сетевую организацию за их получением еще 21.03.2012 (в ОАО «Янтарьэнерго вх. № 3524). Изложенное свидетельствует о бездействии Ответчика в тот период, когда им должно было осуществляться выполнение условий технологического присоединения.

На момент подачи Заявителем жалобы в антимонопольный орган, т.е. на 18.11.2013, технологическое присоединение также не было осуществлено. Таким образом, с момента окончания законодательно установленного срока исполнения Договора (т.е. с 14.09.2011) до момента обращения Заявителя в антимонопольный орган (т.е. до 18.11.2013) срок неисполнения Ответчиком своих обязательств составил 2 года 2 месяца и 4 дня.

К заседанию Комиссии 12.05.2014 Ответчиком не были представлены доказательства того, что технологическое подключение энергопринимающих устройств Заявителя фактически осуществлено.

В результате несвоевременного выполнения ОАО «Янтарьэнерго» своих обязательств по указанному Договору были ущемлены интересы Заявителя, так как отсутствие технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома Заявителя не дает ему возможности нормально эксплуатировать этот дом в целях проживания в нем его и его семьи.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать ОАО «Янтарьэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения срока технологического присоединения энергопринимающего устройства (индивидуальный жилой дом) Заявителя, установленного пунктом 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, повлекшего ущемление интересов Заявителя.
  2. Выдать ОАО «Янтарьэнерго» предписание по делу № АМЗ-32/2014 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, для чего в срок до 01.11.2014 произвести технологическое присоединение к сетям ОАО «Янтарьэнерго» энергопринимающего устройства (индивидуальный жилой дом) Заявителя. В течение пяти дней представить в антимонопольный орган информацию об исполнении указанного предписания.
  3. Контроль за исполнением предписания возложить на заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Зуеву Лидию Николаевну.
  4. Передать материалы дела № АМЗ-32/2014 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Председатель комиссии

 

 

 

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

 

 

Л.Н. Зуева

 

 

 

 

 

 

 

Д.С. Ивлиев

 

 

 

 

 

      

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 9066 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № АМЗ - 32/2014 о признании ОАО «Янтарьэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9066 [type] => solution [language] => ru [created] => 1402904229 [changed] => 1402904229 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1402904229 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

15 мая 2014 года

№ АМЗ - 32/2014

г. Калининград

 

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 15 мая 2014 года.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 12 мая 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

 

председателя Комиссии:

 

О.Е. Балуева

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

Д.С. Ивлиева

старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

с участием:

 

 

 

 

 

представителя ответчика ОАО «Янтарьэнерго»

Ж.А. Боковой

по доверенности от 01.01.2014 № 320/1,

 

рассмотрев дело № АМЗ-32/2014 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (ул. Театральная, 34, г. Калининград, 236022) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1. 18.11.2013 в Управление ФАС России по Калининградской области (далее – Управление) поступила жалоба вх. № 7851 на невыполнение ОАО «Янтарьэнерго» (далее – Ответчик) условий договора от 14.03.2011 № 27/11 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения (далее – Договор), заключенного с Заявителем. В антимонопольный орган жалоба была направлена главным федеральным инспектором, руководителем приемной Президента РФ в Калининградской области А. Чаплыгиным. 05.12.2013 в антимонопольный орган поступила аналогичная жалоба вх. № 8293.

В результате рассмотрения жалобы Управлением в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в адрес ОАО «Янтарьэнерго» было направлено предупреждение от 14.02.2014 № 14 о прекращении не позднее 01.04.2014 действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем указания в технических условиях № Z-48/11 от 05.01.2011 и № 25/11-С от 05.01.2011 (соответственно приложения № 1 и № 2 к договору от 14.03.2011 № 28/11 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения) точки присоединения энергопринимающего устройства (индивидуальный жилой дом) Заявителя к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго».

28.03.2014 Ответчик сообщил антимонопольному органу (вх. № 2234) о выполнении данного предупреждения.

В связи с тем, что продолжалось ущемление интересов Заявителя путем нарушения ОАО «Янтарьэнерго» законодательно установленных сроков технологического присоединения, антимонопольным органом в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-32/2014 (приказ Управления от 28.02.2014 № 76) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Существо дела в изложении Заявителя

На заседании Комиссии Заявитель не присутствовал, но письменно сообщил, что выполнил все свои обязательства по Договору присоединения в полном объеме, включая внесение платы за технологическое присоединение (550 рублей) и выполнение всех предусмотренных Договором мероприятий в границах его земельного участка. Ответчик об этом уведомлен 30.12.2013 и 29.02.2014. Дом уже построен.

Пунктом 1.4 договора от 14.03.2011 № 27/11 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев с даты его заключения. Таким образом, технологическое присоединение должно было быть осуществлено не позже 14.09.2011.

Неисполнение ответчиком своих обязательств не позволяет Заявителю и его семье нормально проживать в указанном доме. Отсутствие технологического присоединения создает большие неудобства из-за невозможности использовать электрические бытовые приборы.

 

3. Существо дела в изложении Ответчика

На заседании Комиссии Ответчик пояснил антимонопольному органу следующее.

В целях технологического присоединения энергопринимающего устройства Заявителя в соответствии с Договором ОАО «Янтарьэнерго» приняло на себя ряд обязательств, которые требуют значительных материальных и организационных затрат. В целях выполнения взятых на себя обязательств после заключения договора с Заявителем от 14.03.2011 № 27/11 (ЗЭС) ОАО «Янтарьэнерго» выполнило следующие работы:

  1. 03.03.2011 с ООО «Бетонстрой» заключен договор № 133 на разработку проектной документации, расторгнутый в связи с грубым неисполнением условий этого договора подрядчиком.
  2. 10.12.2013 сформирована закупочная документация для проведения открытого запроса предложений на право заключения договора на разработку проектной документации и выполнение строительно-монтажных работ.
  3. 24.12.2013 подготовлены технические условия № 669-С для технологического присоединения ЩВУ стройплощадки индивидуального жилого дома Заявителя с предоставлением 3 кВт максимальной мощности без обязательств по возведению новых электросетевых объектов со стороны ОАО «Янтарьэнерго».

По мнению Ответчика, изложенное свидетельствует, что ОАО «Янтарьэнерго» действует добросовестно, в пределах своих гражданских прав, его действия не имели целью злоупотребления своим положением как стороны публичного договора с целью нарушения интересов Заявителя. Кроме того, по мнению Ответчика, отношения, связанные с исполнением Договора, не подпадают под антимонопольное регулирование в силу их гражданско-правового характера.

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии», ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 N 10-1/100 ОАО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям. Мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 года № 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относится оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг; в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – п. Чехово, Багратионовский р-п, Калининградская обл.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать шесть месяцев.

Таким образом, датой начала исполнения обязательств со стороны ОАО «Янтарьэнерго» является 14.03.2011, датой окончания – 14.09.2011. К указанному сроку технологическое присоединение осуществлено не было несмотря на то, что Заявитель выполнил все свои обязательства по Договору.

Ответчик с целью выполнения своих обязательств по указанному Договору выполнил только часть необходимых для этого работ (в том числе сформирована закупочная документация для проведения открытого запроса предложений на право заключения договора на разработку проектной документации и выполнение строительно-монтажных работ). При этом технические условия № 669-С для технологического присоединения ЩВУ стройплощадки индивидуального жилого дома Заявителя с предоставлением 3 кВт были подготовлены Ответчиком только 24.12.2013, тогда как Заявитель обратился в сетевую организацию за их получением еще 21.03.2012 (в ОАО «Янтарьэнерго вх. № 3524). Изложенное свидетельствует о бездействии Ответчика в тот период, когда им должно было осуществляться выполнение условий технологического присоединения.

На момент подачи Заявителем жалобы в антимонопольный орган, т.е. на 18.11.2013, технологическое присоединение также не было осуществлено. Таким образом, с момента окончания законодательно установленного срока исполнения Договора (т.е. с 14.09.2011) до момента обращения Заявителя в антимонопольный орган (т.е. до 18.11.2013) срок неисполнения Ответчиком своих обязательств составил 2 года 2 месяца и 4 дня.

К заседанию Комиссии 12.05.2014 Ответчиком не были представлены доказательства того, что технологическое подключение энергопринимающих устройств Заявителя фактически осуществлено.

В результате несвоевременного выполнения ОАО «Янтарьэнерго» своих обязательств по указанному Договору были ущемлены интересы Заявителя, так как отсутствие технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома Заявителя не дает ему возможности нормально эксплуатировать этот дом в целях проживания в нем его и его семьи.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать ОАО «Янтарьэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения срока технологического присоединения энергопринимающего устройства (индивидуальный жилой дом) Заявителя, установленного пунктом 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, повлекшего ущемление интересов Заявителя.
  2. Выдать ОАО «Янтарьэнерго» предписание по делу № АМЗ-32/2014 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, для чего в срок до 01.11.2014 произвести технологическое присоединение к сетям ОАО «Янтарьэнерго» энергопринимающего устройства (индивидуальный жилой дом) Заявителя. В течение пяти дней представить в антимонопольный орган информацию об исполнении указанного предписания.
  3. Контроль за исполнением предписания возложить на заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Зуеву Лидию Николаевну.
  4. Передать материалы дела № АМЗ-32/2014 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Председатель комиссии

 

 

 

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

 

 

Л.Н. Зуева

 

 

 

 

 

 

 

Д.С. Ивлиев

 

 

 

 

 

      

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

15 мая 2014 года

№ АМЗ - 32/2014

г. Калининград

 

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 15 мая 2014 года.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 12 мая 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

 

председателя Комиссии:

 

О.Е. Балуева

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

Д.С. Ивлиева

старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

с участием:

 

 

 

 

 

представителя ответчика ОАО «Янтарьэнерго»

Ж.А. Боковой

по доверенности от 01.01.2014 № 320/1,

 

рассмотрев дело № АМЗ-32/2014 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (ул. Театральная, 34, г. Калининград, 236022) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1. 18.11.2013 в Управление ФАС России по Калининградской области (далее – Управление) поступила жалоба вх. № 7851 на невыполнение ОАО «Янтарьэнерго» (далее – Ответчик) условий договора от 14.03.2011 № 27/11 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения (далее – Договор), заключенного с Заявителем. В антимонопольный орган жалоба была направлена главным федеральным инспектором, руководителем приемной Президента РФ в Калининградской области А. Чаплыгиным. 05.12.2013 в антимонопольный орган поступила аналогичная жалоба вх. № 8293.

В результате рассмотрения жалобы Управлением в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в адрес ОАО «Янтарьэнерго» было направлено предупреждение от 14.02.2014 № 14 о прекращении не позднее 01.04.2014 действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем указания в технических условиях № Z-48/11 от 05.01.2011 и № 25/11-С от 05.01.2011 (соответственно приложения № 1 и № 2 к договору от 14.03.2011 № 28/11 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения) точки присоединения энергопринимающего устройства (индивидуальный жилой дом) Заявителя к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго».

28.03.2014 Ответчик сообщил антимонопольному органу (вх. № 2234) о выполнении данного предупреждения.

В связи с тем, что продолжалось ущемление интересов Заявителя путем нарушения ОАО «Янтарьэнерго» законодательно установленных сроков технологического присоединения, антимонопольным органом в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-32/2014 (приказ Управления от 28.02.2014 № 76) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Существо дела в изложении Заявителя

На заседании Комиссии Заявитель не присутствовал, но письменно сообщил, что выполнил все свои обязательства по Договору присоединения в полном объеме, включая внесение платы за технологическое присоединение (550 рублей) и выполнение всех предусмотренных Договором мероприятий в границах его земельного участка. Ответчик об этом уведомлен 30.12.2013 и 29.02.2014. Дом уже построен.

Пунктом 1.4 договора от 14.03.2011 № 27/11 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев с даты его заключения. Таким образом, технологическое присоединение должно было быть осуществлено не позже 14.09.2011.

Неисполнение ответчиком своих обязательств не позволяет Заявителю и его семье нормально проживать в указанном доме. Отсутствие технологического присоединения создает большие неудобства из-за невозможности использовать электрические бытовые приборы.

 

3. Существо дела в изложении Ответчика

На заседании Комиссии Ответчик пояснил антимонопольному органу следующее.

В целях технологического присоединения энергопринимающего устройства Заявителя в соответствии с Договором ОАО «Янтарьэнерго» приняло на себя ряд обязательств, которые требуют значительных материальных и организационных затрат. В целях выполнения взятых на себя обязательств после заключения договора с Заявителем от 14.03.2011 № 27/11 (ЗЭС) ОАО «Янтарьэнерго» выполнило следующие работы:

  1. 03.03.2011 с ООО «Бетонстрой» заключен договор № 133 на разработку проектной документации, расторгнутый в связи с грубым неисполнением условий этого договора подрядчиком.
  2. 10.12.2013 сформирована закупочная документация для проведения открытого запроса предложений на право заключения договора на разработку проектной документации и выполнение строительно-монтажных работ.
  3. 24.12.2013 подготовлены технические условия № 669-С для технологического присоединения ЩВУ стройплощадки индивидуального жилого дома Заявителя с предоставлением 3 кВт максимальной мощности без обязательств по возведению новых электросетевых объектов со стороны ОАО «Янтарьэнерго».

По мнению Ответчика, изложенное свидетельствует, что ОАО «Янтарьэнерго» действует добросовестно, в пределах своих гражданских прав, его действия не имели целью злоупотребления своим положением как стороны публичного договора с целью нарушения интересов Заявителя. Кроме того, по мнению Ответчика, отношения, связанные с исполнением Договора, не подпадают под антимонопольное регулирование в силу их гражданско-правового характера.

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии», ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 N 10-1/100 ОАО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям. Мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 года № 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относится оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг; в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – п. Чехово, Багратионовский р-п, Калининградская обл.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать шесть месяцев.

Таким образом, датой начала исполнения обязательств со стороны ОАО «Янтарьэнерго» является 14.03.2011, датой окончания – 14.09.2011. К указанному сроку технологическое присоединение осуществлено не было несмотря на то, что Заявитель выполнил все свои обязательства по Договору.

Ответчик с целью выполнения своих обязательств по указанному Договору выполнил только часть необходимых для этого работ (в том числе сформирована закупочная документация для проведения открытого запроса предложений на право заключения договора на разработку проектной документации и выполнение строительно-монтажных работ). При этом технические условия № 669-С для технологического присоединения ЩВУ стройплощадки индивидуального жилого дома Заявителя с предоставлением 3 кВт были подготовлены Ответчиком только 24.12.2013, тогда как Заявитель обратился в сетевую организацию за их получением еще 21.03.2012 (в ОАО «Янтарьэнерго вх. № 3524). Изложенное свидетельствует о бездействии Ответчика в тот период, когда им должно было осуществляться выполнение условий технологического присоединения.

На момент подачи Заявителем жалобы в антимонопольный орган, т.е. на 18.11.2013, технологическое присоединение также не было осуществлено. Таким образом, с момента окончания законодательно установленного срока исполнения Договора (т.е. с 14.09.2011) до момента обращения Заявителя в антимонопольный орган (т.е. до 18.11.2013) срок неисполнения Ответчиком своих обязательств составил 2 года 2 месяца и 4 дня.

К заседанию Комиссии 12.05.2014 Ответчиком не были представлены доказательства того, что технологическое подключение энергопринимающих устройств Заявителя фактически осуществлено.

В результате несвоевременного выполнения ОАО «Янтарьэнерго» своих обязательств по указанному Договору были ущемлены интересы Заявителя, так как отсутствие технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома Заявителя не дает ему возможности нормально эксплуатировать этот дом в целях проживания в нем его и его семьи.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать ОАО «Янтарьэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения срока технологического присоединения энергопринимающего устройства (индивидуальный жилой дом) Заявителя, установленного пунктом 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, повлекшего ущемление интересов Заявителя.
  2. Выдать ОАО «Янтарьэнерго» предписание по делу № АМЗ-32/2014 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, для чего в срок до 01.11.2014 произвести технологическое присоединение к сетям ОАО «Янтарьэнерго» энергопринимающего устройства (индивидуальный жилой дом) Заявителя. В течение пяти дней представить в антимонопольный орган информацию об исполнении указанного предписания.
  3. Контроль за исполнением предписания возложить на заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Зуеву Лидию Николаевну.
  4. Передать материалы дела № АМЗ-32/2014 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Председатель комиссии

 

 

 

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

 

 

Л.Н. Зуева

 

 

 

 

 

 

 

Д.С. Ивлиев

 

 

 

 

 

           

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № АМЗ - 32/2014 [format] => [safe_value] => № АМЗ - 32/2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-19 07:34:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-15 07:34:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1402904229 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )