РЕШЕНИЕ № АМЗ - 13/2014 о признании действия ОАО «Янтарьэнерго» нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Номер дела: № АМЗ - 13/2014
Дата публикации: 20 июня 2014, 16:14

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

18 июня 2014 года

№ АМЗ - 13/2014

г. Калининград

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 18 июня 2014 года.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 02 июня 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

 

председателя Комиссии:

 

О.Е. Балуева

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

В.А. Файфера

старшего специалист 1-го разряда правового отдела Калининградского УФАС России;

с участием:

 

 

заявителя

В.В. Кульдяева;

 

представителя ответчика ОАО «Янтарьэнерго»

Ж.А. Боковой

на основании доверенности;

 

рассмотрев дело № АМЗ-13/2014 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (ул. Театральная, 34, г. Калининград, 236022) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1. 09.08.2013 в Управление ФАС России по Калининградской области (далее – КУФАС, Управление) поступила жалоба вх. № 5501 Заявителя на навязывание ему со стороны ОАО «Янтарьэнерго» (далее – Ответчик) невыгодных для него условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

В результате рассмотрения жалобы Управлением в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением в адрес ОАО «Янтарьэнерго» было направлено предупреждение от 25.11.2013 № 78 о прекращении не позднее 01.01.2014 действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем составления договора об осуществлении технологического присоединения и приложений к нему в соответствии с требованиями законодательных актов Российской Федерации.

Предупреждение Ответчиком было получено, но в установленный срок выполнено не было.

На основании изложенного в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-13/2013 (приказ КУФАС от 12.02.2013 № 36) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Существо дела в изложении Заявителя

12.02.2013 Заявитель направил в сетевую организацию ОАО «Янтарьэнерго» ценным письмом заявку об осуществлении технологического присоединения его энергопринимающих устройств, расположенных в пределах принадлежащего Заявителю земельного участка.

На основании этой заявки ОАО «Янтарьэнерго» подготовило и направило Заявителю для подписания проекты договора № 875/13 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор) и технических условий (далее – ТУ) от 01.04.2013 № Z-1326/13 (приложение № 1 к Договору). Согласно Договору размер платы за технологическое присоединение составляет 550 рублей.

В проектах Договора и ТУ содержатся условия, противоречащие, по мнению Заявителя, действующему законодательству (в том числе «Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила) и являющиеся заведомо невыгодными для него. К таким условиям относятся:

  • обязанность установить приборы учета для расчета за электроэнергию в соответствии с требованиями ПУЭ, которые не распространяются на физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • обязанность разработать и согласовать проектную документацию, что противоречит пунктам 18 и 19 Правил и части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ;
  • в нарушение пункта 7 Правил Ответчик самовольно изменил наименования энергопринимающих устройств и объекта подключения Заявителя;
  • в нарушение подпункта «б» пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению установлен 1 год вместо 6 месяцев;
  • в нарушение подпункта «а» пункта 25.1 и пункта 16.3 Правил точка подключения указана вне участка Заявителя и не соответствует заявке;
  • в нарушение пункта 16.3 Правил граница балансовой принадлежности определена вне границ участка Заявителя.

Заявитель полагает, что такая редакция ТУ навязывает ему выполнение требований (а именно разработку проекта, установку обеспечивающего контроль величины максимальной мощности устройства, выполнение работ за границами участка Заявителя), не обусловленных нормами законодательства и влекущих дополнительные финансовые затраты для него.

Кроме того, Заявитель считает, что срок исполнения обязательств со стороны Ответчика следует отсчитывать начиная с даты поступления заявки в сетевую организацию, а не с даты заключения Договора.

Также Заявитель считает, что расположение точки присоединения в виде опоры на границе его участка повлечет установление на территории этого участка обременения в виде 2-х метровой охранной зоны.

Все вышеизложенное привело к тому, что на участке Заявителя до сих пор отсутствует электроснабжение, что не позволяет нормально вести строительные работы.

 

3. Существо дела в изложении Ответчика

Ответчик пояснил антимонопольному органу следующее.

Заявитель направлял Ответчику требования о внесении изменений в проекты Договора и ТУ 15.07.2013 и 02.08.2013. На каждое из этих требований ОАО «Янтарьэнерго» давало ответ. Также Заявителю 17.08.2013 были вручены протокол согласования разногласий к Договору и новые ТУ № Z-3236/13 от 13.08.2013 взамен ТУ № Z-1326/13. Протокол согласования разногласий к Договору и ТУ № Z-3236/13 Заявителем подписаны не были.

При подготовке Договора и ТУ Ответчик руководствовался Правилами и утвержденными этими Правилами формами типового договора и технических условий.

В отношении требований Заявителя Ответчик сообщил следующее:

1) согласно статье 425 Гражданского кодекса РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения, в связи с чем требование Заявителя об изменении Договора в части начала исчисления срока его исполнения является неправомерным;

2) в соответствии с подпунктом «г» пункта 25(1) Правил точка присоединения к электрической сети должна располагаться не далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты Заявителя;

В процессе рассмотрения дела Ответчик представил в антимонопольный орган доказательства того, что им были устранены допущенные нарушения антимонопольного законодательства путем подготовки проектов новых Договора и ТУ (договор № 1489/14 (ЗЭС) и технические условия № Z-1954/14) взамен выданных ранее и направления их Заявителю. Вновь подготовленные документы Заявитель также отказался подписывать.

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

4.1. В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 N 10-1/100 ОАО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 года № 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относится оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг; в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – п. Ново-Дорожный Гурьевского р-на Калининградской обл.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

4.2. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 5 Правил договор об осуществлении технологического присоединения считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию. В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать шесть месяцев при соблюдении следующих условий:

  • договор об осуществлении технологического присоединения заключается с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику;
  • технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно;
  • расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В данном случае все эти условия соблюдаются, поэтому Ответчик правомерно применил в пункте 5 новой редакции Договора формулировку о том, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения Договора.

4.3. В пункте 7 вновь подготовленных Ответчиком ТУ № Z-1954/14 от 28.05.2014 указано следующее: точка(и) присоединения к электрической сети: зажим провода на опоре, расположенной в 2-х метрах от границы участка, ВЛ 0,4 кВ Л-новая от ТП 15/04 кВ.

В соответствии с пунктом 2 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, «граница балансовой принадлежности» – линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок; «точка присоединения к электрической сети» – место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации. Таким образом, точка присоединения энергопринимающего устройства Заявителя к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго» является границей балансовой принадлежности между Заявителем и ОАО «Янтарьэнерго».

Пунктом 25(1) Правил установлено, что точка присоединения не может располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя. В соответствии с пунктом 16.1 Правил заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию. Таким образом, Правилами предусмотрена возможность установления границы балансовой принадлежности между сетевой организацией и заявителем, отличной от границы участка заявителя, при наличии соответствующего соглашения между указанными сторонами.

В силу изложенного предложение Ответчика установить точку присоединения к электрической сети в 2-х метрах от границы участка Заявителя с соответствующим распределением обязанностей между сторонами не противоречит нормам законодательства.

4.4. В пункте 14 Правил содержится исчерпывающий перечень документов, которые заявитель – физическое лицо обязан приложить к своей заявке на технологическое присоединение. Проектная документация применительно к строительству индивидуального жилого дома в этом перечне не указана. При этом пунктами 11 и 19 Правил установлено следующее: сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами; запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами.

В соответствии с пунктом 18 Правил заявитель не обязан разрабатывать проектную документацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.

Согласно пункту 85 Правил «для проведения проверки выполнения технических условий заявитель представляет в сетевую организацию уведомление о выполнении технических условий с приложением следующих документов:

а) копии сертификатов соответствия на электрооборудование (если оборудование подлежит обязательной сертификации) и (или) сопроводительной технической документации (технические паспорта оборудования), содержащей сведения о сертификации;

б) копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения (схеме выдачи мощности объектов по производству электрической энергии), релейной защите и автоматике, телемеханике и связи, в случае если такая проектная документация не была представлена заявителем в сетевую организацию до направления заявителем в сетевую организацию уведомления о выполнении технических условий (если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации является обязательной);

в) документы, содержащие информацию о результатах проведения пусконаладочных работ, приемо-сдаточных и иных испытаний;

г) нормальные (временные нормальные) схемы электрических соединений объекта электроэнергетики, в том числе однолинейная схема электрических соединений (электроустановки)».

Пунктом 86 Правил установлено, что «документы, указанные в подпунктах «в» и «г» пункта 85 Правил, не требуются для представления заявителями, электрохозяйство которых включает в себя только вводное устройство напряжением до 1000 В, осветительные установки, переносное электрооборудование и энергопринимающие устройства номинальным напряжением не выше 380 В».

Согласно пункту 5 технических условий № Z-1954/14 от 28.05.2013 класс напряжения электрической сети в точке присоединения составляет 0,4 кВ, т.е. 400 В.

При этом частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ установлено следующее: «осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства».

В соответствии с частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка. В соответствии с «Положением о составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, к объектам капитального строительства относятся линейные объекты, включая линии электропередач.

Согласно ГОСТ 24291-90 «Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения», утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 № 3403, линией электропередачи является электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии. В соответствии с пунктом 2.4.3 «Правил устройства электроустановок», утвержденных Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 № 187, участок электрического кабеля от точки присоединения до индивидуального жилого дома Заявителя является ответвлением от воздушной линии к вводу, а не линейным объектом.

В «Типовых технических условиях для присоединения к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности)», содержащихся в приложении № 1 к Правилам, отсутствует условие о разработке проектной документации.

Указанная проектная документация разрабатывается в соответствии с установленными законодательством требованиями специализированными организациями и иными лицами, обладающими необходимыми навыками. Ответчик не привел доказательств того, что Заявитель такими навыками обладает, вследствие чего ему пришлось бы обращаться к указанным лицам, что повлекло бы для него дополнительные финансовые затраты.

В своей заявке в сетевую организацию Заявитель не указал, что технологическое присоединение необходимо для индивидуального жилого дома, однако подготовленные Ответчиком договор № 1489/14 (ЗЭС) и технические условия № Z-1954/14 не содержат требования о разработке проектной документации.

4.5. Согласно пункту 11.2 вновь подготовленных ТУ № Z-1954/14 от 28.05.2013 Заявитель обязан «установить приборы учета для расчетов за электроэнергию в соответствии с требованиями ПУЭ и устройство, обеспечивающее контроль величины максимальной мощности».

При этом шестым изданием «Правил устройства электроустановок» (ПУЭ), утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 (ред. от 20.06.2003), установлено, что требования ПУЭ являются обязательными для всех ведомств, организаций и предприятий, независимо от форм собственности, занимающихся проектированием и монтажом электроустановок. Физические лица, указанные в пункте 14 Правил, в этом перечне отсутствуют.

Согласно «Правилам устройства электроустановок», утвержденным Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 № 187, требования этих правил обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также для физических лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Ответчик не представил доказательств того, что Заявитель является предпринимателем без образования юридического лица. Сам Заявитель также отрицает, что он занимается предпринимательской деятельностью.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 25(1) Правил «мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией».

В пункте 7 технических условий ТУ № Z-3236/13 от 13.08.2013, которые Заявитель отказался подписывать, указано, что точка присоединения к электрической сети находится на опоре, расположенной на границе земельного участка Заявителя. В этой связи нельзя однозначно утверждать, что обязанности, указанные в пункте 11.2 этих ТУ, относятся к мероприятиям по технологическому присоединению в пределах границ участка или за их пределами. В учетом требования Заявителя избежать обременения его земельного участка 2-хметровой охранной зоной Ответчик подготовил ТУ № Z-1954/14 от 28.05.2014, в которых точка присоединения к электрической сети располагается на опоре, расположенной в 2-х метрах от границы участка. Указанные ТУ Заявитель также отказался подписывать. При этом сам Заявитель в своей заявке в сетевую организацию указал, что вводно-распределительное устройство должно располагаться в границах земельного участка.

Таким образом, в настоящее время между сторонами не достигнуто соглашение относительно того, где именно будет располагаться точка присоединения – на территории участка Заявителя или за его пределами, что, в свою очередь, это не позволяет определить, как именно должны распределяться мероприятия по технологическому присоединению между Заявителем и Ответчиком.

Остальные требования Заявителя Ответчиком удовлетворены при подготовке новых Договора и ТУ (договор № 1489/14 (ЗЭС) и технические условия № Z-1954/14).

4.6. Пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.

Подготовив и направив в ходе рассмотрения дела № АМЗ-13/2014Заявителю для подписания проекты договора № 1489/14 (ЗЭС) и технических условий № Z-1954/14, Ответчик тем самым устранил допущенные нарушения антимонопольного законодательства.

 

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части навязывания Заявителю условий договора, невыгодных для него, нарушившими пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. На основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить рассмотрение дела № АМЗ-13/2014 в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
  3. Предписание не выдавать в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
  4. Передать материалы дела № АМЗ-13/2014 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

 

 

Л.Н. Зуева

 

 

 

 

 

 

 

В.А. Файфер

 

 

 

 

 

      

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 9098 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № АМЗ - 13/2014 о признании действия ОАО «Янтарьэнерго» нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9098 [type] => solution [language] => ru [created] => 1403616223 [changed] => 1403616223 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1403616223 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

18 июня 2014 года

№ АМЗ - 13/2014

г. Калининград

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 18 июня 2014 года.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 02 июня 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

 

председателя Комиссии:

 

О.Е. Балуева

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

В.А. Файфера

старшего специалист 1-го разряда правового отдела Калининградского УФАС России;

с участием:

 

 

заявителя

В.В. Кульдяева;

 

представителя ответчика ОАО «Янтарьэнерго»

Ж.А. Боковой

на основании доверенности;

 

рассмотрев дело № АМЗ-13/2014 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (ул. Театральная, 34, г. Калининград, 236022) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1. 09.08.2013 в Управление ФАС России по Калининградской области (далее – КУФАС, Управление) поступила жалоба вх. № 5501 Заявителя на навязывание ему со стороны ОАО «Янтарьэнерго» (далее – Ответчик) невыгодных для него условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

В результате рассмотрения жалобы Управлением в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением в адрес ОАО «Янтарьэнерго» было направлено предупреждение от 25.11.2013 № 78 о прекращении не позднее 01.01.2014 действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем составления договора об осуществлении технологического присоединения и приложений к нему в соответствии с требованиями законодательных актов Российской Федерации.

Предупреждение Ответчиком было получено, но в установленный срок выполнено не было.

На основании изложенного в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-13/2013 (приказ КУФАС от 12.02.2013 № 36) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Существо дела в изложении Заявителя

12.02.2013 Заявитель направил в сетевую организацию ОАО «Янтарьэнерго» ценным письмом заявку об осуществлении технологического присоединения его энергопринимающих устройств, расположенных в пределах принадлежащего Заявителю земельного участка.

На основании этой заявки ОАО «Янтарьэнерго» подготовило и направило Заявителю для подписания проекты договора № 875/13 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор) и технических условий (далее – ТУ) от 01.04.2013 № Z-1326/13 (приложение № 1 к Договору). Согласно Договору размер платы за технологическое присоединение составляет 550 рублей.

В проектах Договора и ТУ содержатся условия, противоречащие, по мнению Заявителя, действующему законодательству (в том числе «Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила) и являющиеся заведомо невыгодными для него. К таким условиям относятся:

  • обязанность установить приборы учета для расчета за электроэнергию в соответствии с требованиями ПУЭ, которые не распространяются на физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • обязанность разработать и согласовать проектную документацию, что противоречит пунктам 18 и 19 Правил и части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ;
  • в нарушение пункта 7 Правил Ответчик самовольно изменил наименования энергопринимающих устройств и объекта подключения Заявителя;
  • в нарушение подпункта «б» пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению установлен 1 год вместо 6 месяцев;
  • в нарушение подпункта «а» пункта 25.1 и пункта 16.3 Правил точка подключения указана вне участка Заявителя и не соответствует заявке;
  • в нарушение пункта 16.3 Правил граница балансовой принадлежности определена вне границ участка Заявителя.

Заявитель полагает, что такая редакция ТУ навязывает ему выполнение требований (а именно разработку проекта, установку обеспечивающего контроль величины максимальной мощности устройства, выполнение работ за границами участка Заявителя), не обусловленных нормами законодательства и влекущих дополнительные финансовые затраты для него.

Кроме того, Заявитель считает, что срок исполнения обязательств со стороны Ответчика следует отсчитывать начиная с даты поступления заявки в сетевую организацию, а не с даты заключения Договора.

Также Заявитель считает, что расположение точки присоединения в виде опоры на границе его участка повлечет установление на территории этого участка обременения в виде 2-х метровой охранной зоны.

Все вышеизложенное привело к тому, что на участке Заявителя до сих пор отсутствует электроснабжение, что не позволяет нормально вести строительные работы.

 

3. Существо дела в изложении Ответчика

Ответчик пояснил антимонопольному органу следующее.

Заявитель направлял Ответчику требования о внесении изменений в проекты Договора и ТУ 15.07.2013 и 02.08.2013. На каждое из этих требований ОАО «Янтарьэнерго» давало ответ. Также Заявителю 17.08.2013 были вручены протокол согласования разногласий к Договору и новые ТУ № Z-3236/13 от 13.08.2013 взамен ТУ № Z-1326/13. Протокол согласования разногласий к Договору и ТУ № Z-3236/13 Заявителем подписаны не были.

При подготовке Договора и ТУ Ответчик руководствовался Правилами и утвержденными этими Правилами формами типового договора и технических условий.

В отношении требований Заявителя Ответчик сообщил следующее:

1) согласно статье 425 Гражданского кодекса РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения, в связи с чем требование Заявителя об изменении Договора в части начала исчисления срока его исполнения является неправомерным;

2) в соответствии с подпунктом «г» пункта 25(1) Правил точка присоединения к электрической сети должна располагаться не далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты Заявителя;

В процессе рассмотрения дела Ответчик представил в антимонопольный орган доказательства того, что им были устранены допущенные нарушения антимонопольного законодательства путем подготовки проектов новых Договора и ТУ (договор № 1489/14 (ЗЭС) и технические условия № Z-1954/14) взамен выданных ранее и направления их Заявителю. Вновь подготовленные документы Заявитель также отказался подписывать.

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

4.1. В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 N 10-1/100 ОАО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 года № 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относится оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг; в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – п. Ново-Дорожный Гурьевского р-на Калининградской обл.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

4.2. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 5 Правил договор об осуществлении технологического присоединения считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию. В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать шесть месяцев при соблюдении следующих условий:

  • договор об осуществлении технологического присоединения заключается с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику;
  • технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно;
  • расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В данном случае все эти условия соблюдаются, поэтому Ответчик правомерно применил в пункте 5 новой редакции Договора формулировку о том, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения Договора.

4.3. В пункте 7 вновь подготовленных Ответчиком ТУ № Z-1954/14 от 28.05.2014 указано следующее: точка(и) присоединения к электрической сети: зажим провода на опоре, расположенной в 2-х метрах от границы участка, ВЛ 0,4 кВ Л-новая от ТП 15/04 кВ.

В соответствии с пунктом 2 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, «граница балансовой принадлежности» – линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок; «точка присоединения к электрической сети» – место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации. Таким образом, точка присоединения энергопринимающего устройства Заявителя к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго» является границей балансовой принадлежности между Заявителем и ОАО «Янтарьэнерго».

Пунктом 25(1) Правил установлено, что точка присоединения не может располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя. В соответствии с пунктом 16.1 Правил заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию. Таким образом, Правилами предусмотрена возможность установления границы балансовой принадлежности между сетевой организацией и заявителем, отличной от границы участка заявителя, при наличии соответствующего соглашения между указанными сторонами.

В силу изложенного предложение Ответчика установить точку присоединения к электрической сети в 2-х метрах от границы участка Заявителя с соответствующим распределением обязанностей между сторонами не противоречит нормам законодательства.

4.4. В пункте 14 Правил содержится исчерпывающий перечень документов, которые заявитель – физическое лицо обязан приложить к своей заявке на технологическое присоединение. Проектная документация применительно к строительству индивидуального жилого дома в этом перечне не указана. При этом пунктами 11 и 19 Правил установлено следующее: сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами; запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами.

В соответствии с пунктом 18 Правил заявитель не обязан разрабатывать проектную документацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.

Согласно пункту 85 Правил «для проведения проверки выполнения технических условий заявитель представляет в сетевую организацию уведомление о выполнении технических условий с приложением следующих документов:

а) копии сертификатов соответствия на электрооборудование (если оборудование подлежит обязательной сертификации) и (или) сопроводительной технической документации (технические паспорта оборудования), содержащей сведения о сертификации;

б) копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения (схеме выдачи мощности объектов по производству электрической энергии), релейной защите и автоматике, телемеханике и связи, в случае если такая проектная документация не была представлена заявителем в сетевую организацию до направления заявителем в сетевую организацию уведомления о выполнении технических условий (если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации является обязательной);

в) документы, содержащие информацию о результатах проведения пусконаладочных работ, приемо-сдаточных и иных испытаний;

г) нормальные (временные нормальные) схемы электрических соединений объекта электроэнергетики, в том числе однолинейная схема электрических соединений (электроустановки)».

Пунктом 86 Правил установлено, что «документы, указанные в подпунктах «в» и «г» пункта 85 Правил, не требуются для представления заявителями, электрохозяйство которых включает в себя только вводное устройство напряжением до 1000 В, осветительные установки, переносное электрооборудование и энергопринимающие устройства номинальным напряжением не выше 380 В».

Согласно пункту 5 технических условий № Z-1954/14 от 28.05.2013 класс напряжения электрической сети в точке присоединения составляет 0,4 кВ, т.е. 400 В.

При этом частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ установлено следующее: «осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства».

В соответствии с частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка. В соответствии с «Положением о составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, к объектам капитального строительства относятся линейные объекты, включая линии электропередач.

Согласно ГОСТ 24291-90 «Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения», утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 № 3403, линией электропередачи является электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии. В соответствии с пунктом 2.4.3 «Правил устройства электроустановок», утвержденных Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 № 187, участок электрического кабеля от точки присоединения до индивидуального жилого дома Заявителя является ответвлением от воздушной линии к вводу, а не линейным объектом.

В «Типовых технических условиях для присоединения к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности)», содержащихся в приложении № 1 к Правилам, отсутствует условие о разработке проектной документации.

Указанная проектная документация разрабатывается в соответствии с установленными законодательством требованиями специализированными организациями и иными лицами, обладающими необходимыми навыками. Ответчик не привел доказательств того, что Заявитель такими навыками обладает, вследствие чего ему пришлось бы обращаться к указанным лицам, что повлекло бы для него дополнительные финансовые затраты.

В своей заявке в сетевую организацию Заявитель не указал, что технологическое присоединение необходимо для индивидуального жилого дома, однако подготовленные Ответчиком договор № 1489/14 (ЗЭС) и технические условия № Z-1954/14 не содержат требования о разработке проектной документации.

4.5. Согласно пункту 11.2 вновь подготовленных ТУ № Z-1954/14 от 28.05.2013 Заявитель обязан «установить приборы учета для расчетов за электроэнергию в соответствии с требованиями ПУЭ и устройство, обеспечивающее контроль величины максимальной мощности».

При этом шестым изданием «Правил устройства электроустановок» (ПУЭ), утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 (ред. от 20.06.2003), установлено, что требования ПУЭ являются обязательными для всех ведомств, организаций и предприятий, независимо от форм собственности, занимающихся проектированием и монтажом электроустановок. Физические лица, указанные в пункте 14 Правил, в этом перечне отсутствуют.

Согласно «Правилам устройства электроустановок», утвержденным Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 № 187, требования этих правил обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также для физических лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Ответчик не представил доказательств того, что Заявитель является предпринимателем без образования юридического лица. Сам Заявитель также отрицает, что он занимается предпринимательской деятельностью.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 25(1) Правил «мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией».

В пункте 7 технических условий ТУ № Z-3236/13 от 13.08.2013, которые Заявитель отказался подписывать, указано, что точка присоединения к электрической сети находится на опоре, расположенной на границе земельного участка Заявителя. В этой связи нельзя однозначно утверждать, что обязанности, указанные в пункте 11.2 этих ТУ, относятся к мероприятиям по технологическому присоединению в пределах границ участка или за их пределами. В учетом требования Заявителя избежать обременения его земельного участка 2-хметровой охранной зоной Ответчик подготовил ТУ № Z-1954/14 от 28.05.2014, в которых точка присоединения к электрической сети располагается на опоре, расположенной в 2-х метрах от границы участка. Указанные ТУ Заявитель также отказался подписывать. При этом сам Заявитель в своей заявке в сетевую организацию указал, что вводно-распределительное устройство должно располагаться в границах земельного участка.

Таким образом, в настоящее время между сторонами не достигнуто соглашение относительно того, где именно будет располагаться точка присоединения – на территории участка Заявителя или за его пределами, что, в свою очередь, это не позволяет определить, как именно должны распределяться мероприятия по технологическому присоединению между Заявителем и Ответчиком.

Остальные требования Заявителя Ответчиком удовлетворены при подготовке новых Договора и ТУ (договор № 1489/14 (ЗЭС) и технические условия № Z-1954/14).

4.6. Пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.

Подготовив и направив в ходе рассмотрения дела № АМЗ-13/2014Заявителю для подписания проекты договора № 1489/14 (ЗЭС) и технических условий № Z-1954/14, Ответчик тем самым устранил допущенные нарушения антимонопольного законодательства.

 

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части навязывания Заявителю условий договора, невыгодных для него, нарушившими пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. На основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить рассмотрение дела № АМЗ-13/2014 в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
  3. Предписание не выдавать в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
  4. Передать материалы дела № АМЗ-13/2014 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

 

 

Л.Н. Зуева

 

 

 

 

 

 

 

В.А. Файфер

 

 

 

 

 

      

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

18 июня 2014 года

№ АМЗ - 13/2014

г. Калининград

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 18 июня 2014 года.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 02 июня 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

 

председателя Комиссии:

 

О.Е. Балуева

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

В.А. Файфера

старшего специалист 1-го разряда правового отдела Калининградского УФАС России;

с участием:

 

 

заявителя

В.В. Кульдяева;

 

представителя ответчика ОАО «Янтарьэнерго»

Ж.А. Боковой

на основании доверенности;

 

рассмотрев дело № АМЗ-13/2014 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (ул. Театральная, 34, г. Калининград, 236022) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1. 09.08.2013 в Управление ФАС России по Калининградской области (далее – КУФАС, Управление) поступила жалоба вх. № 5501 Заявителя на навязывание ему со стороны ОАО «Янтарьэнерго» (далее – Ответчик) невыгодных для него условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

В результате рассмотрения жалобы Управлением в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением в адрес ОАО «Янтарьэнерго» было направлено предупреждение от 25.11.2013 № 78 о прекращении не позднее 01.01.2014 действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем составления договора об осуществлении технологического присоединения и приложений к нему в соответствии с требованиями законодательных актов Российской Федерации.

Предупреждение Ответчиком было получено, но в установленный срок выполнено не было.

На основании изложенного в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-13/2013 (приказ КУФАС от 12.02.2013 № 36) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Существо дела в изложении Заявителя

12.02.2013 Заявитель направил в сетевую организацию ОАО «Янтарьэнерго» ценным письмом заявку об осуществлении технологического присоединения его энергопринимающих устройств, расположенных в пределах принадлежащего Заявителю земельного участка.

На основании этой заявки ОАО «Янтарьэнерго» подготовило и направило Заявителю для подписания проекты договора № 875/13 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор) и технических условий (далее – ТУ) от 01.04.2013 № Z-1326/13 (приложение № 1 к Договору). Согласно Договору размер платы за технологическое присоединение составляет 550 рублей.

В проектах Договора и ТУ содержатся условия, противоречащие, по мнению Заявителя, действующему законодательству (в том числе «Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила) и являющиеся заведомо невыгодными для него. К таким условиям относятся:

  • обязанность установить приборы учета для расчета за электроэнергию в соответствии с требованиями ПУЭ, которые не распространяются на физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • обязанность разработать и согласовать проектную документацию, что противоречит пунктам 18 и 19 Правил и части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ;
  • в нарушение пункта 7 Правил Ответчик самовольно изменил наименования энергопринимающих устройств и объекта подключения Заявителя;
  • в нарушение подпункта «б» пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению установлен 1 год вместо 6 месяцев;
  • в нарушение подпункта «а» пункта 25.1 и пункта 16.3 Правил точка подключения указана вне участка Заявителя и не соответствует заявке;
  • в нарушение пункта 16.3 Правил граница балансовой принадлежности определена вне границ участка Заявителя.

Заявитель полагает, что такая редакция ТУ навязывает ему выполнение требований (а именно разработку проекта, установку обеспечивающего контроль величины максимальной мощности устройства, выполнение работ за границами участка Заявителя), не обусловленных нормами законодательства и влекущих дополнительные финансовые затраты для него.

Кроме того, Заявитель считает, что срок исполнения обязательств со стороны Ответчика следует отсчитывать начиная с даты поступления заявки в сетевую организацию, а не с даты заключения Договора.

Также Заявитель считает, что расположение точки присоединения в виде опоры на границе его участка повлечет установление на территории этого участка обременения в виде 2-х метровой охранной зоны.

Все вышеизложенное привело к тому, что на участке Заявителя до сих пор отсутствует электроснабжение, что не позволяет нормально вести строительные работы.

 

3. Существо дела в изложении Ответчика

Ответчик пояснил антимонопольному органу следующее.

Заявитель направлял Ответчику требования о внесении изменений в проекты Договора и ТУ 15.07.2013 и 02.08.2013. На каждое из этих требований ОАО «Янтарьэнерго» давало ответ. Также Заявителю 17.08.2013 были вручены протокол согласования разногласий к Договору и новые ТУ № Z-3236/13 от 13.08.2013 взамен ТУ № Z-1326/13. Протокол согласования разногласий к Договору и ТУ № Z-3236/13 Заявителем подписаны не были.

При подготовке Договора и ТУ Ответчик руководствовался Правилами и утвержденными этими Правилами формами типового договора и технических условий.

В отношении требований Заявителя Ответчик сообщил следующее:

1) согласно статье 425 Гражданского кодекса РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения, в связи с чем требование Заявителя об изменении Договора в части начала исчисления срока его исполнения является неправомерным;

2) в соответствии с подпунктом «г» пункта 25(1) Правил точка присоединения к электрической сети должна располагаться не далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты Заявителя;

В процессе рассмотрения дела Ответчик представил в антимонопольный орган доказательства того, что им были устранены допущенные нарушения антимонопольного законодательства путем подготовки проектов новых Договора и ТУ (договор № 1489/14 (ЗЭС) и технические условия № Z-1954/14) взамен выданных ранее и направления их Заявителю. Вновь подготовленные документы Заявитель также отказался подписывать.

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

4.1. В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 N 10-1/100 ОАО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 года № 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относится оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг; в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – п. Ново-Дорожный Гурьевского р-на Калининградской обл.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

4.2. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 5 Правил договор об осуществлении технологического присоединения считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию. В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать шесть месяцев при соблюдении следующих условий:

  • договор об осуществлении технологического присоединения заключается с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику;
  • технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно;
  • расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В данном случае все эти условия соблюдаются, поэтому Ответчик правомерно применил в пункте 5 новой редакции Договора формулировку о том, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения Договора.

4.3. В пункте 7 вновь подготовленных Ответчиком ТУ № Z-1954/14 от 28.05.2014 указано следующее: точка(и) присоединения к электрической сети: зажим провода на опоре, расположенной в 2-х метрах от границы участка, ВЛ 0,4 кВ Л-новая от ТП 15/04 кВ.

В соответствии с пунктом 2 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, «граница балансовой принадлежности» – линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок; «точка присоединения к электрической сети» – место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации. Таким образом, точка присоединения энергопринимающего устройства Заявителя к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго» является границей балансовой принадлежности между Заявителем и ОАО «Янтарьэнерго».

Пунктом 25(1) Правил установлено, что точка присоединения не может располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя. В соответствии с пунктом 16.1 Правил заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию. Таким образом, Правилами предусмотрена возможность установления границы балансовой принадлежности между сетевой организацией и заявителем, отличной от границы участка заявителя, при наличии соответствующего соглашения между указанными сторонами.

В силу изложенного предложение Ответчика установить точку присоединения к электрической сети в 2-х метрах от границы участка Заявителя с соответствующим распределением обязанностей между сторонами не противоречит нормам законодательства.

4.4. В пункте 14 Правил содержится исчерпывающий перечень документов, которые заявитель – физическое лицо обязан приложить к своей заявке на технологическое присоединение. Проектная документация применительно к строительству индивидуального жилого дома в этом перечне не указана. При этом пунктами 11 и 19 Правил установлено следующее: сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами; запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами.

В соответствии с пунктом 18 Правил заявитель не обязан разрабатывать проектную документацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.

Согласно пункту 85 Правил «для проведения проверки выполнения технических условий заявитель представляет в сетевую организацию уведомление о выполнении технических условий с приложением следующих документов:

а) копии сертификатов соответствия на электрооборудование (если оборудование подлежит обязательной сертификации) и (или) сопроводительной технической документации (технические паспорта оборудования), содержащей сведения о сертификации;

б) копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения (схеме выдачи мощности объектов по производству электрической энергии), релейной защите и автоматике, телемеханике и связи, в случае если такая проектная документация не была представлена заявителем в сетевую организацию до направления заявителем в сетевую организацию уведомления о выполнении технических условий (если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации является обязательной);

в) документы, содержащие информацию о результатах проведения пусконаладочных работ, приемо-сдаточных и иных испытаний;

г) нормальные (временные нормальные) схемы электрических соединений объекта электроэнергетики, в том числе однолинейная схема электрических соединений (электроустановки)».

Пунктом 86 Правил установлено, что «документы, указанные в подпунктах «в» и «г» пункта 85 Правил, не требуются для представления заявителями, электрохозяйство которых включает в себя только вводное устройство напряжением до 1000 В, осветительные установки, переносное электрооборудование и энергопринимающие устройства номинальным напряжением не выше 380 В».

Согласно пункту 5 технических условий № Z-1954/14 от 28.05.2013 класс напряжения электрической сети в точке присоединения составляет 0,4 кВ, т.е. 400 В.

При этом частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ установлено следующее: «осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства».

В соответствии с частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка. В соответствии с «Положением о составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, к объектам капитального строительства относятся линейные объекты, включая линии электропередач.

Согласно ГОСТ 24291-90 «Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения», утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 № 3403, линией электропередачи является электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии. В соответствии с пунктом 2.4.3 «Правил устройства электроустановок», утвержденных Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 № 187, участок электрического кабеля от точки присоединения до индивидуального жилого дома Заявителя является ответвлением от воздушной линии к вводу, а не линейным объектом.

В «Типовых технических условиях для присоединения к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности)», содержащихся в приложении № 1 к Правилам, отсутствует условие о разработке проектной документации.

Указанная проектная документация разрабатывается в соответствии с установленными законодательством требованиями специализированными организациями и иными лицами, обладающими необходимыми навыками. Ответчик не привел доказательств того, что Заявитель такими навыками обладает, вследствие чего ему пришлось бы обращаться к указанным лицам, что повлекло бы для него дополнительные финансовые затраты.

В своей заявке в сетевую организацию Заявитель не указал, что технологическое присоединение необходимо для индивидуального жилого дома, однако подготовленные Ответчиком договор № 1489/14 (ЗЭС) и технические условия № Z-1954/14 не содержат требования о разработке проектной документации.

4.5. Согласно пункту 11.2 вновь подготовленных ТУ № Z-1954/14 от 28.05.2013 Заявитель обязан «установить приборы учета для расчетов за электроэнергию в соответствии с требованиями ПУЭ и устройство, обеспечивающее контроль величины максимальной мощности».

При этом шестым изданием «Правил устройства электроустановок» (ПУЭ), утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 (ред. от 20.06.2003), установлено, что требования ПУЭ являются обязательными для всех ведомств, организаций и предприятий, независимо от форм собственности, занимающихся проектированием и монтажом электроустановок. Физические лица, указанные в пункте 14 Правил, в этом перечне отсутствуют.

Согласно «Правилам устройства электроустановок», утвержденным Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 № 187, требования этих правил обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также для физических лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Ответчик не представил доказательств того, что Заявитель является предпринимателем без образования юридического лица. Сам Заявитель также отрицает, что он занимается предпринимательской деятельностью.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 25(1) Правил «мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией».

В пункте 7 технических условий ТУ № Z-3236/13 от 13.08.2013, которые Заявитель отказался подписывать, указано, что точка присоединения к электрической сети находится на опоре, расположенной на границе земельного участка Заявителя. В этой связи нельзя однозначно утверждать, что обязанности, указанные в пункте 11.2 этих ТУ, относятся к мероприятиям по технологическому присоединению в пределах границ участка или за их пределами. В учетом требования Заявителя избежать обременения его земельного участка 2-хметровой охранной зоной Ответчик подготовил ТУ № Z-1954/14 от 28.05.2014, в которых точка присоединения к электрической сети располагается на опоре, расположенной в 2-х метрах от границы участка. Указанные ТУ Заявитель также отказался подписывать. При этом сам Заявитель в своей заявке в сетевую организацию указал, что вводно-распределительное устройство должно располагаться в границах земельного участка.

Таким образом, в настоящее время между сторонами не достигнуто соглашение относительно того, где именно будет располагаться точка присоединения – на территории участка Заявителя или за его пределами, что, в свою очередь, это не позволяет определить, как именно должны распределяться мероприятия по технологическому присоединению между Заявителем и Ответчиком.

Остальные требования Заявителя Ответчиком удовлетворены при подготовке новых Договора и ТУ (договор № 1489/14 (ЗЭС) и технические условия № Z-1954/14).

4.6. Пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.

Подготовив и направив в ходе рассмотрения дела № АМЗ-13/2014Заявителю для подписания проекты договора № 1489/14 (ЗЭС) и технических условий № Z-1954/14, Ответчик тем самым устранил допущенные нарушения антимонопольного законодательства.

 

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части навязывания Заявителю условий договора, невыгодных для него, нарушившими пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. На основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить рассмотрение дела № АМЗ-13/2014 в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
  3. Предписание не выдавать в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
  4. Передать материалы дела № АМЗ-13/2014 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

 

 

Л.Н. Зуева

 

 

 

 

 

 

 

В.А. Файфер

 

 

 

 

 

           

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № АМЗ - 13/2014 [format] => [safe_value] => № АМЗ - 13/2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-20 13:14:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-18 13:14:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1403616223 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )