РЕШЕНИЕ № АМЗ - 24/2014 о признании ОАО «Янтарьэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения срока технологического присоединения энергопри-нимающего устройства

Номер дела: № АМЗ - 24/2014
Дата публикации: 30 июня 2014, 11:23

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

27 июня 2014 года

№ АМЗ - 24/2014

г. Калининград

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 27 июня 2014 года.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 26 июня 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

 

председателя Комиссии:

 

О.Е. Балуева

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

О.Ф. Семенова

ведущего специалиста-эксперта правового отдела Калининградского УФАС России;

с участием:

 

 

 

 

 

заявителя

 

 

 

рассмотрев дело № АМЗ-24/2014 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (ул. Театральная, 34, г. Калининград, 236022) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1. 17.10.2013 в Управление ФАС России по Калининградской области (далее – Управление) поступила жалоба вх. № 7126 Заявителя, действующего по доверенности в интересах физического лица, на невыполнение ОАО «Янтарьэнерго» (далее – Ответчик) условий договора от 11.03.2011 № 318/11 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор).

В результате рассмотрения жалобы Управлением в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в адрес ОАО «Янтарьэнерго» было направлено предупреждение от 10.12.2013 № 80 о прекращении не позднее 03.02.2014 действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем указания в технических условиях № Z-281/11 от 03.02.2011 и № 137/11-С от 03.02.2011 (соответственно приложения № 1 и № 2 к договору от 11.03.2011 № 318/11 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения) точки присоединения энергопринимающего устройства (индивидуальный жилой дом) к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго».

03.02.2014 Ответчик сообщил антимонопольному органу (вх. № 667) о выполнении данного предупреждения.

По состоянию на 25.02.2014 продолжалось ущемление интересов Заявителя путем нарушения ОАО «Янтарьэнерго» законодательно установленных сроков технологического присоединения.

На основании изложенного в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-24/2014 (приказ Управления от 25.02.2014 № 65) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Существо дела в изложении Заявителя

Заявитель сообщил антимонопольному органу, что выполнил все свои обязательства по Договору присоединения в полном объеме, включая внесение платы за технологическое присоединение. Проектная документация на энергоснабжение дома согласована с ОАО «Янтарьэнерго» 14.06.2011. Исполнить иные обязательства по Договору из-за неисполнения Ответчиком своих обязательств Заявитель не может. О выполнении Заявителем обязательств по Договору Ответчик был уведомлен письмом вх. № 10616 от 03.10.2011.

Договором от 11.03.2011 № 318/11 (ЗЭС) предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев с даты его заключения. Таким образом, технологическое присоединение должно было быть осуществлено не позже 11.09.2011.

Неисполнение Ответчиком своих обязательств не позволяет Заявителю завершить строительство индивидуального жилого дома с целью постоянного проживания в нем. Строительство ведется за счет средств Заявителя, т.е. он собирается постоянно проживать в этом доме. Ранее построенный фундамент из-за невозможности завершить строительство начал разрушаться. Заявителю пришлось приобрести электрогенератор стоимостью 14850 руб.

 

3. Существо дела в изложении Ответчика

Ответчик пояснил антимонопольному органу следующее.

В целях технологического присоединения энергопринимающего устройства Заявителя в соответствии с Договором ОАО «Янтарьэнерго» приняло на себя ряд обязательств, которые требуют значительных материальных и организационных затрат. В целях выполнения взятых на себя обязательств «Янтарьэнерго» разработало и утвердило техническое задание на проектирование и на выполнение строительно-монтажных работ.

По мнению Ответчика, изложенное свидетельствует, что ОАО «Янтарьэнерго» действует добросовестно, в пределах своих гражданских прав, его действия не имели целью злоупотребления своим положением как стороны публичного договора с целью нарушения интересов Заявителя. Кроме того, по мнению Ответчика, отношения, связанные с исполнением Договора, не подпадают под антимонопольное регулирование в силу их гражданско-правового характера.

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии», ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 № 10-1/100 ОАО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям. Мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 года № 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относится оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг; в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – п. Матросово Гурьевского р-на Калининградской обл.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать шесть месяцев.

Таким образом, датой начала исполнения обязательств со стороны ОАО «Янтарьэнерго» по договору от 11.03.2011 № 318/11 (ЗЭС) является 11.03.2011, датой окончания – 11.09.2011. К указанному сроку технологическое присоединение осуществлено не было несмотря на выполнения Заявителем своих обязательств по Договору.

На момент подачи Заявителем жалобы в антимонопольный орган, т.е. на 17.10.2013, технологическое присоединение не было осуществлено. Таким образом, с момента окончания законодательно установленного срока исполнения Договора (т.е. с 11.09.2011) до момента обращения Заявителя в антимонопольный орган (т.е. до 17.10.2013) срок неисполнения Ответчиком своих обязательств составил 2 года 1 месяц и 6 дней.

Заявитель выполнил все свои обязательства по Договору в полном объеме, включая внесение платы за технологическое присоединение и разработку проектной документации. Проектная документация согласована с ОАО «Янтарьэнерго» 14.06.2011. Заявителем не выполнены только те обязательства, которые он не может исполнить из-за неисполнения Ответчиком своих обязательств по договору. Отсутствие технологического присоединения повлекло для Заявителя незапланированное увеличение расходов на строительство дома.

Ответчик с целью выполнения своих обязательств по указанному Договору выполнил только часть необходимых для этого работ (в том числе было разработано и утверждено техническое задание на проектирование и на выполнение строительно-монтажных работ).

Согласно пункту 5 технических условий № Z-281/11 от 03.02.2011 и № 137/11-С от 03.02.2011 (соответственно приложения № 1 и № 2 к Договору) присоединение к электрической сети должно осуществляться в точке зажимов провода на опоре, номер которой необходимо уточнить при проектировании. В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением в адрес ОАО «Янтарьэнерго» было направлено предупреждение от 10.12.2013 № 80 о прекращении не позднее 03.02.2014 указанных действий путем указания в выданных заявителю технических условиях точки присоединения (номера опоры) энергопринимающих устройств Заявителя.

03.02.2014 Ответчик сообщил антимонопольному органу (вх. № 667) о выполнении данного предупреждения.

К заседанию Комиссии 26.06.2014 Ответчиком не были представлены доказательства того, что технологическое подключение энергопринимающих устройств Заявителя фактически осуществлено.

В результате несвоевременного выполнения ОАО «Янтарьэнерго» своих обязательств по указанному Договору были ущемлены интересы Заявителя, так как отсутствие технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома не позволяет Заявителю завершить строительство индивидуального жилого дома и привело к незапланированному увеличению затрат на строительство (в том числе из-за необходимости приобрести электрогенератор и из-за начавшегося разрушения построенного фундамента).

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать ОАО «Янтарьэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения срока технологического присоединения энергопринимающего устройства (индивидуальный жилой дом), установленного пунктом 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, повлекшего ущемление интересов физических лиц.
  2. Выдать ОАО «Янтарьэнерго» предписание по делу № АМЗ-24/2014 о прекращении в срок до 01.11.2014 нарушения антимонопольного законодательства. В течение пяти дней представить в антимонопольный орган информацию об исполнении указанного предписания.
  3. Контроль за исполнением предписания возложить на заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Зуеву Лидию Николаевну.
  4. Передать материалы дела № АМЗ-24/2014 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

 

 

Л.Н. Зуева

 

 

 

 

 

 

 

О.Ф. Семенов

 

 

 

 

 

      

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 9122 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № АМЗ - 24/2014 о признании ОАО «Янтарьэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения срока технологического присоединения энергопри-нимающего устройства [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9122 [type] => solution [language] => ru [created] => 1404118013 [changed] => 1404118013 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1404118013 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

27 июня 2014 года

№ АМЗ - 24/2014

г. Калининград

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 27 июня 2014 года.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 26 июня 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

 

председателя Комиссии:

 

О.Е. Балуева

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

О.Ф. Семенова

ведущего специалиста-эксперта правового отдела Калининградского УФАС России;

с участием:

 

 

 

 

 

заявителя

 

 

 

рассмотрев дело № АМЗ-24/2014 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (ул. Театральная, 34, г. Калининград, 236022) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1. 17.10.2013 в Управление ФАС России по Калининградской области (далее – Управление) поступила жалоба вх. № 7126 Заявителя, действующего по доверенности в интересах физического лица, на невыполнение ОАО «Янтарьэнерго» (далее – Ответчик) условий договора от 11.03.2011 № 318/11 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор).

В результате рассмотрения жалобы Управлением в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в адрес ОАО «Янтарьэнерго» было направлено предупреждение от 10.12.2013 № 80 о прекращении не позднее 03.02.2014 действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем указания в технических условиях № Z-281/11 от 03.02.2011 и № 137/11-С от 03.02.2011 (соответственно приложения № 1 и № 2 к договору от 11.03.2011 № 318/11 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения) точки присоединения энергопринимающего устройства (индивидуальный жилой дом) к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго».

03.02.2014 Ответчик сообщил антимонопольному органу (вх. № 667) о выполнении данного предупреждения.

По состоянию на 25.02.2014 продолжалось ущемление интересов Заявителя путем нарушения ОАО «Янтарьэнерго» законодательно установленных сроков технологического присоединения.

На основании изложенного в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-24/2014 (приказ Управления от 25.02.2014 № 65) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Существо дела в изложении Заявителя

Заявитель сообщил антимонопольному органу, что выполнил все свои обязательства по Договору присоединения в полном объеме, включая внесение платы за технологическое присоединение. Проектная документация на энергоснабжение дома согласована с ОАО «Янтарьэнерго» 14.06.2011. Исполнить иные обязательства по Договору из-за неисполнения Ответчиком своих обязательств Заявитель не может. О выполнении Заявителем обязательств по Договору Ответчик был уведомлен письмом вх. № 10616 от 03.10.2011.

Договором от 11.03.2011 № 318/11 (ЗЭС) предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев с даты его заключения. Таким образом, технологическое присоединение должно было быть осуществлено не позже 11.09.2011.

Неисполнение Ответчиком своих обязательств не позволяет Заявителю завершить строительство индивидуального жилого дома с целью постоянного проживания в нем. Строительство ведется за счет средств Заявителя, т.е. он собирается постоянно проживать в этом доме. Ранее построенный фундамент из-за невозможности завершить строительство начал разрушаться. Заявителю пришлось приобрести электрогенератор стоимостью 14850 руб.

 

3. Существо дела в изложении Ответчика

Ответчик пояснил антимонопольному органу следующее.

В целях технологического присоединения энергопринимающего устройства Заявителя в соответствии с Договором ОАО «Янтарьэнерго» приняло на себя ряд обязательств, которые требуют значительных материальных и организационных затрат. В целях выполнения взятых на себя обязательств «Янтарьэнерго» разработало и утвердило техническое задание на проектирование и на выполнение строительно-монтажных работ.

По мнению Ответчика, изложенное свидетельствует, что ОАО «Янтарьэнерго» действует добросовестно, в пределах своих гражданских прав, его действия не имели целью злоупотребления своим положением как стороны публичного договора с целью нарушения интересов Заявителя. Кроме того, по мнению Ответчика, отношения, связанные с исполнением Договора, не подпадают под антимонопольное регулирование в силу их гражданско-правового характера.

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии», ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 № 10-1/100 ОАО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям. Мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 года № 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относится оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг; в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – п. Матросово Гурьевского р-на Калининградской обл.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать шесть месяцев.

Таким образом, датой начала исполнения обязательств со стороны ОАО «Янтарьэнерго» по договору от 11.03.2011 № 318/11 (ЗЭС) является 11.03.2011, датой окончания – 11.09.2011. К указанному сроку технологическое присоединение осуществлено не было несмотря на выполнения Заявителем своих обязательств по Договору.

На момент подачи Заявителем жалобы в антимонопольный орган, т.е. на 17.10.2013, технологическое присоединение не было осуществлено. Таким образом, с момента окончания законодательно установленного срока исполнения Договора (т.е. с 11.09.2011) до момента обращения Заявителя в антимонопольный орган (т.е. до 17.10.2013) срок неисполнения Ответчиком своих обязательств составил 2 года 1 месяц и 6 дней.

Заявитель выполнил все свои обязательства по Договору в полном объеме, включая внесение платы за технологическое присоединение и разработку проектной документации. Проектная документация согласована с ОАО «Янтарьэнерго» 14.06.2011. Заявителем не выполнены только те обязательства, которые он не может исполнить из-за неисполнения Ответчиком своих обязательств по договору. Отсутствие технологического присоединения повлекло для Заявителя незапланированное увеличение расходов на строительство дома.

Ответчик с целью выполнения своих обязательств по указанному Договору выполнил только часть необходимых для этого работ (в том числе было разработано и утверждено техническое задание на проектирование и на выполнение строительно-монтажных работ).

Согласно пункту 5 технических условий № Z-281/11 от 03.02.2011 и № 137/11-С от 03.02.2011 (соответственно приложения № 1 и № 2 к Договору) присоединение к электрической сети должно осуществляться в точке зажимов провода на опоре, номер которой необходимо уточнить при проектировании. В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением в адрес ОАО «Янтарьэнерго» было направлено предупреждение от 10.12.2013 № 80 о прекращении не позднее 03.02.2014 указанных действий путем указания в выданных заявителю технических условиях точки присоединения (номера опоры) энергопринимающих устройств Заявителя.

03.02.2014 Ответчик сообщил антимонопольному органу (вх. № 667) о выполнении данного предупреждения.

К заседанию Комиссии 26.06.2014 Ответчиком не были представлены доказательства того, что технологическое подключение энергопринимающих устройств Заявителя фактически осуществлено.

В результате несвоевременного выполнения ОАО «Янтарьэнерго» своих обязательств по указанному Договору были ущемлены интересы Заявителя, так как отсутствие технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома не позволяет Заявителю завершить строительство индивидуального жилого дома и привело к незапланированному увеличению затрат на строительство (в том числе из-за необходимости приобрести электрогенератор и из-за начавшегося разрушения построенного фундамента).

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать ОАО «Янтарьэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения срока технологического присоединения энергопринимающего устройства (индивидуальный жилой дом), установленного пунктом 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, повлекшего ущемление интересов физических лиц.
  2. Выдать ОАО «Янтарьэнерго» предписание по делу № АМЗ-24/2014 о прекращении в срок до 01.11.2014 нарушения антимонопольного законодательства. В течение пяти дней представить в антимонопольный орган информацию об исполнении указанного предписания.
  3. Контроль за исполнением предписания возложить на заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Зуеву Лидию Николаевну.
  4. Передать материалы дела № АМЗ-24/2014 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

 

 

Л.Н. Зуева

 

 

 

 

 

 

 

О.Ф. Семенов

 

 

 

 

 

      

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

27 июня 2014 года

№ АМЗ - 24/2014

г. Калининград

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 27 июня 2014 года.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 26 июня 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

 

председателя Комиссии:

 

О.Е. Балуева

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

О.Ф. Семенова

ведущего специалиста-эксперта правового отдела Калининградского УФАС России;

с участием:

 

 

 

 

 

заявителя

 

 

 

рассмотрев дело № АМЗ-24/2014 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (ул. Театральная, 34, г. Калининград, 236022) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1. 17.10.2013 в Управление ФАС России по Калининградской области (далее – Управление) поступила жалоба вх. № 7126 Заявителя, действующего по доверенности в интересах физического лица, на невыполнение ОАО «Янтарьэнерго» (далее – Ответчик) условий договора от 11.03.2011 № 318/11 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор).

В результате рассмотрения жалобы Управлением в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в адрес ОАО «Янтарьэнерго» было направлено предупреждение от 10.12.2013 № 80 о прекращении не позднее 03.02.2014 действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем указания в технических условиях № Z-281/11 от 03.02.2011 и № 137/11-С от 03.02.2011 (соответственно приложения № 1 и № 2 к договору от 11.03.2011 № 318/11 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения) точки присоединения энергопринимающего устройства (индивидуальный жилой дом) к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго».

03.02.2014 Ответчик сообщил антимонопольному органу (вх. № 667) о выполнении данного предупреждения.

По состоянию на 25.02.2014 продолжалось ущемление интересов Заявителя путем нарушения ОАО «Янтарьэнерго» законодательно установленных сроков технологического присоединения.

На основании изложенного в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-24/2014 (приказ Управления от 25.02.2014 № 65) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Существо дела в изложении Заявителя

Заявитель сообщил антимонопольному органу, что выполнил все свои обязательства по Договору присоединения в полном объеме, включая внесение платы за технологическое присоединение. Проектная документация на энергоснабжение дома согласована с ОАО «Янтарьэнерго» 14.06.2011. Исполнить иные обязательства по Договору из-за неисполнения Ответчиком своих обязательств Заявитель не может. О выполнении Заявителем обязательств по Договору Ответчик был уведомлен письмом вх. № 10616 от 03.10.2011.

Договором от 11.03.2011 № 318/11 (ЗЭС) предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев с даты его заключения. Таким образом, технологическое присоединение должно было быть осуществлено не позже 11.09.2011.

Неисполнение Ответчиком своих обязательств не позволяет Заявителю завершить строительство индивидуального жилого дома с целью постоянного проживания в нем. Строительство ведется за счет средств Заявителя, т.е. он собирается постоянно проживать в этом доме. Ранее построенный фундамент из-за невозможности завершить строительство начал разрушаться. Заявителю пришлось приобрести электрогенератор стоимостью 14850 руб.

 

3. Существо дела в изложении Ответчика

Ответчик пояснил антимонопольному органу следующее.

В целях технологического присоединения энергопринимающего устройства Заявителя в соответствии с Договором ОАО «Янтарьэнерго» приняло на себя ряд обязательств, которые требуют значительных материальных и организационных затрат. В целях выполнения взятых на себя обязательств «Янтарьэнерго» разработало и утвердило техническое задание на проектирование и на выполнение строительно-монтажных работ.

По мнению Ответчика, изложенное свидетельствует, что ОАО «Янтарьэнерго» действует добросовестно, в пределах своих гражданских прав, его действия не имели целью злоупотребления своим положением как стороны публичного договора с целью нарушения интересов Заявителя. Кроме того, по мнению Ответчика, отношения, связанные с исполнением Договора, не подпадают под антимонопольное регулирование в силу их гражданско-правового характера.

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии», ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 № 10-1/100 ОАО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям. Мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 года № 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относится оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг; в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – п. Матросово Гурьевского р-на Калининградской обл.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать шесть месяцев.

Таким образом, датой начала исполнения обязательств со стороны ОАО «Янтарьэнерго» по договору от 11.03.2011 № 318/11 (ЗЭС) является 11.03.2011, датой окончания – 11.09.2011. К указанному сроку технологическое присоединение осуществлено не было несмотря на выполнения Заявителем своих обязательств по Договору.

На момент подачи Заявителем жалобы в антимонопольный орган, т.е. на 17.10.2013, технологическое присоединение не было осуществлено. Таким образом, с момента окончания законодательно установленного срока исполнения Договора (т.е. с 11.09.2011) до момента обращения Заявителя в антимонопольный орган (т.е. до 17.10.2013) срок неисполнения Ответчиком своих обязательств составил 2 года 1 месяц и 6 дней.

Заявитель выполнил все свои обязательства по Договору в полном объеме, включая внесение платы за технологическое присоединение и разработку проектной документации. Проектная документация согласована с ОАО «Янтарьэнерго» 14.06.2011. Заявителем не выполнены только те обязательства, которые он не может исполнить из-за неисполнения Ответчиком своих обязательств по договору. Отсутствие технологического присоединения повлекло для Заявителя незапланированное увеличение расходов на строительство дома.

Ответчик с целью выполнения своих обязательств по указанному Договору выполнил только часть необходимых для этого работ (в том числе было разработано и утверждено техническое задание на проектирование и на выполнение строительно-монтажных работ).

Согласно пункту 5 технических условий № Z-281/11 от 03.02.2011 и № 137/11-С от 03.02.2011 (соответственно приложения № 1 и № 2 к Договору) присоединение к электрической сети должно осуществляться в точке зажимов провода на опоре, номер которой необходимо уточнить при проектировании. В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением в адрес ОАО «Янтарьэнерго» было направлено предупреждение от 10.12.2013 № 80 о прекращении не позднее 03.02.2014 указанных действий путем указания в выданных заявителю технических условиях точки присоединения (номера опоры) энергопринимающих устройств Заявителя.

03.02.2014 Ответчик сообщил антимонопольному органу (вх. № 667) о выполнении данного предупреждения.

К заседанию Комиссии 26.06.2014 Ответчиком не были представлены доказательства того, что технологическое подключение энергопринимающих устройств Заявителя фактически осуществлено.

В результате несвоевременного выполнения ОАО «Янтарьэнерго» своих обязательств по указанному Договору были ущемлены интересы Заявителя, так как отсутствие технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома не позволяет Заявителю завершить строительство индивидуального жилого дома и привело к незапланированному увеличению затрат на строительство (в том числе из-за необходимости приобрести электрогенератор и из-за начавшегося разрушения построенного фундамента).

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать ОАО «Янтарьэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения срока технологического присоединения энергопринимающего устройства (индивидуальный жилой дом), установленного пунктом 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, повлекшего ущемление интересов физических лиц.
  2. Выдать ОАО «Янтарьэнерго» предписание по делу № АМЗ-24/2014 о прекращении в срок до 01.11.2014 нарушения антимонопольного законодательства. В течение пяти дней представить в антимонопольный орган информацию об исполнении указанного предписания.
  3. Контроль за исполнением предписания возложить на заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Зуеву Лидию Николаевну.
  4. Передать материалы дела № АМЗ-24/2014 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

 

 

Л.Н. Зуева

 

 

 

 

 

 

 

О.Ф. Семенов

 

 

 

 

 

           

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № АМЗ - 24/2014 [format] => [safe_value] => № АМЗ - 24/2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-30 08:23:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-27 08:23:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1404118013 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )