РЕШЕНИЕ № АМЗ – 65/2014 о признании действия ОАО «Янтарьэнерго» нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Номер дела: № АМЗ – 65/2014
Дата публикации: 14 июля 2014, 17:19

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

11 июля 2014 года

№ АМЗ – 65/2014

г. Калининград

 

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 11 июля 2014 года.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 11 июля 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

 

председателя Комиссии:

 

О.Е. Балуева

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

О.Ф. Семенова

ведущего специалиста-эксперта правового отдела Калининградского УФАС России,

с участием:

 

 

представителя заявителя администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район»

О.Н. Земсковой

по доверенности;

представителя ответчика ОАО «Янтарьэнерго»

Ж.А. Боковой

по доверенности,

 

рассмотрев дело № АМЗ-26/2014 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (ул. Театральная, 34, г. Калининград, 236022) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1. 12.02.2014 в Управление ФАС России по Калининградской области (далее – КУФАС, Управление) поступила жалоба вх. № 957 администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район» (далее – Заявитель) на неправомерные действия (бездействие) ОАО «Янтарьэнерго» (далее – Ответчик) при выполнении своих обязательств по договорам технологического присоединения от 17.12.2012 № 1045/11/12, от 18.02.2012 № 65/01/13, от 24.01.2013 № 1223/12/12, от 14.12.2011 № 1105/12/11, а также на нарушение установленного законодательством срока направления в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области заявления об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту по заявке администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район» вх. № 424 от 24.09.2013.

В результате рассмотрения жалобы Управлением в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-65/2014 (приказ КУФАС от 29.04.2014 № 177) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Существо дела в изложении Заявителя

На заседании Комиссии 11.07.2014 Заявитель сообщил, что Ответчик выполнил все свои обязательства по технологическому присоединению кроме обязательств по тем договорам технологического присоединения, размер платы по которым оспаривается Ответчиком в Арбитражном суде Калининградской области, а также о заключении договора технологического присоединения в соответствии с заявкой вх. № 424 от 24.09.2013. В этой связи Заявитель сообщает, что больше не имеет к Ответчику претензий и просит прекратить рассмотрение дела.

 

3. Существо дела в изложении Ответчика

Ответчик также сообщил Комиссии 09.06.2014 о своей готовности осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя по договору от 14.12.2011 № 1105/12/11 об осуществлении технологического присоединения (03.02.2012 сторонами был подписан акт № 401 о выполнении технических условий, 25.04.2014 в адрес Заявителя направлено уведомление о готовности технологического присоединения объекта к электрической сети).

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 N 10-1/100 ОАО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 года № 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относится оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг; в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – Калининградская обл., г. Черняховск.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), договор об осуществлении технологического присоединения должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который в данном случае не может превышать 2 года.

В своем обращении вх. № 957 от 12.02.2014 Заявитель сообщил о том, что по договорам от 17.12.2012 № 1045/11/12, от 18.02.2012 № 65/01/13, от 24.01.2013 № 1223/12/12 об осуществлении технологического присоединения со стороны ОАО «Янтарьэнерго» не ведутся необходимые работы. Однако срок выполнения мероприятий по договору 17.12.2012 № 1045/11/12 на дату принятия настоящего решения еще не истек.

Сроки выполнения мероприятий по договорам от 18.02.2012 № 65/01/13 и от 24.01.2013 № 1223/12/12 на момент поступления жалобы вх. № 957 от 12.02.2014 в антимонопольный орган истекли, но в процессе рассмотрения жалобы в антимонопольный орган поступила информация, что в настоящее время в Арбитражном суде Калининградской области рассматриваются исковые заявления ОАО «Янтарьэнерго» о признании недействительными приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, на основании которых установлена плата за технологическое присоединение по договорам от 17.12.2012 № 1045/11/12, от 18.02.2012 № 65/01/13, от 24.01.2013 № 1223/12/12. Заявителем не представлены антимонопольному органу доказательства того, что им внесена плата за технологическое присоединение по договорам от 18.02.2012 № 65/01/13 и от 24.01.2013 № 1223/12/12. Указанные договоры оговаривают обязательства не только со стороны Ответчика, но и со стороны Заявителя, и при этом отсутствуют доказательства выполнения Заявителем одного из существенных обязательств данных договоров. Данное обстоятельство наряду с наличием вышеуказанных судебных споров не позволяет утверждать о злоупотреблении Ответчиком своим доминирующим положением применительно к договорам от 17.12.2012 № 1045/11/12, от 18.02.2012 № 65/01/13, от 24.01.2013 № 1223/12/12.

Согласно имеющимся в деле документам на момент обращения Заявителя в антимонопольный орган ОАО «Янтарьэнерго» не выполнило своих обязательств по договору технологического присоединения к электрическим сетям от 14.12.2011 № 1105/12/11 (далее – Договор). В соответствии с требованиями пункта 16 Правил и пункта 1.4 Договора присоединение должно было быть осуществлено не позже 14.12.2013. На момент обращения Заявителя в антимонопольный орган (т.е. на 12.02.2014) установленный законодательством срок был превышен на 1 месяц и 29 дней.

Пунктом 30.1 Правил установлено, что сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы). Заявка вх. № 424 поступила в сетевую организацию 24.09.2013, а соответствующее заявление для утверждения индивидуального размера платы за технологическое присоединение в соответствии с техническими условиями № В-669/13, выданных администрации муниципального образования «Черняховское городское поселение» было направлено Ответчиком в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области только 20.02.2014, т.е. спустя 3 месяца 27 дней после окончания законодательно установленного срока направления такого заявления.

Таким образом, сетевой организацией нарушен установленный пунктом 30.1 Правил срок направления в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области заявления об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту по заявке вх. № 424 от 24.09.2013. В результате этого были ущемлены интересы неопределенного круга лиц, поскольку электроэнергия необходима для строительства социально значимых объектов. Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

Согласно поступившей в антимонопольный орган информации все обязательства Ответчика перед Заявителем по договору от 14.12.2011 № 1105/12/11 об осуществлении технологического присоединения были выполнены в полном объеме 25.04.2014, в соответствии с заявкой вх. № 424 от 24.09.2013, поданной Заявителем в сетевую организацию, заключен договор технологического присоединения.

Таким образом, на дату принятия Комиссией решения по делу № АМЗ-65/2014 (т.е. на 11.07.2014) ОАО «Янтарьэнерго» добровольно устранило нарушения антимонопольного законодательства и его последствия.

Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41 и пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств и направления в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области заявки для утверждения индивидуального размера платы за технологическое присоединение, установленных пунктами 16 и 30.1 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, которые повлекли ущемление интересов неопределенного круга лиц, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Прекратить рассмотрение дела № АМЗ-65/2014 в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
  3. Передать материалы дела № АМЗ-65/2014 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

 

 

Л.Н. Зуева

 

 

 

 

 

 

 

О.Ф. Семенов

 

 

 

 

 

      

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 9306 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № АМЗ – 65/2014 о признании действия ОАО «Янтарьэнерго» нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9306 [type] => solution [language] => ru [created] => 1413987815 [changed] => 1413987815 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1413987815 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

11 июля 2014 года

№ АМЗ – 65/2014

г. Калининград

 

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 11 июля 2014 года.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 11 июля 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

 

председателя Комиссии:

 

О.Е. Балуева

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

О.Ф. Семенова

ведущего специалиста-эксперта правового отдела Калининградского УФАС России,

с участием:

 

 

представителя заявителя администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район»

О.Н. Земсковой

по доверенности;

представителя ответчика ОАО «Янтарьэнерго»

Ж.А. Боковой

по доверенности,

 

рассмотрев дело № АМЗ-26/2014 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (ул. Театральная, 34, г. Калининград, 236022) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1. 12.02.2014 в Управление ФАС России по Калининградской области (далее – КУФАС, Управление) поступила жалоба вх. № 957 администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район» (далее – Заявитель) на неправомерные действия (бездействие) ОАО «Янтарьэнерго» (далее – Ответчик) при выполнении своих обязательств по договорам технологического присоединения от 17.12.2012 № 1045/11/12, от 18.02.2012 № 65/01/13, от 24.01.2013 № 1223/12/12, от 14.12.2011 № 1105/12/11, а также на нарушение установленного законодательством срока направления в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области заявления об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту по заявке администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район» вх. № 424 от 24.09.2013.

В результате рассмотрения жалобы Управлением в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-65/2014 (приказ КУФАС от 29.04.2014 № 177) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Существо дела в изложении Заявителя

На заседании Комиссии 11.07.2014 Заявитель сообщил, что Ответчик выполнил все свои обязательства по технологическому присоединению кроме обязательств по тем договорам технологического присоединения, размер платы по которым оспаривается Ответчиком в Арбитражном суде Калининградской области, а также о заключении договора технологического присоединения в соответствии с заявкой вх. № 424 от 24.09.2013. В этой связи Заявитель сообщает, что больше не имеет к Ответчику претензий и просит прекратить рассмотрение дела.

 

3. Существо дела в изложении Ответчика

Ответчик также сообщил Комиссии 09.06.2014 о своей готовности осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя по договору от 14.12.2011 № 1105/12/11 об осуществлении технологического присоединения (03.02.2012 сторонами был подписан акт № 401 о выполнении технических условий, 25.04.2014 в адрес Заявителя направлено уведомление о готовности технологического присоединения объекта к электрической сети).

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 N 10-1/100 ОАО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 года № 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относится оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг; в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – Калининградская обл., г. Черняховск.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), договор об осуществлении технологического присоединения должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который в данном случае не может превышать 2 года.

В своем обращении вх. № 957 от 12.02.2014 Заявитель сообщил о том, что по договорам от 17.12.2012 № 1045/11/12, от 18.02.2012 № 65/01/13, от 24.01.2013 № 1223/12/12 об осуществлении технологического присоединения со стороны ОАО «Янтарьэнерго» не ведутся необходимые работы. Однако срок выполнения мероприятий по договору 17.12.2012 № 1045/11/12 на дату принятия настоящего решения еще не истек.

Сроки выполнения мероприятий по договорам от 18.02.2012 № 65/01/13 и от 24.01.2013 № 1223/12/12 на момент поступления жалобы вх. № 957 от 12.02.2014 в антимонопольный орган истекли, но в процессе рассмотрения жалобы в антимонопольный орган поступила информация, что в настоящее время в Арбитражном суде Калининградской области рассматриваются исковые заявления ОАО «Янтарьэнерго» о признании недействительными приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, на основании которых установлена плата за технологическое присоединение по договорам от 17.12.2012 № 1045/11/12, от 18.02.2012 № 65/01/13, от 24.01.2013 № 1223/12/12. Заявителем не представлены антимонопольному органу доказательства того, что им внесена плата за технологическое присоединение по договорам от 18.02.2012 № 65/01/13 и от 24.01.2013 № 1223/12/12. Указанные договоры оговаривают обязательства не только со стороны Ответчика, но и со стороны Заявителя, и при этом отсутствуют доказательства выполнения Заявителем одного из существенных обязательств данных договоров. Данное обстоятельство наряду с наличием вышеуказанных судебных споров не позволяет утверждать о злоупотреблении Ответчиком своим доминирующим положением применительно к договорам от 17.12.2012 № 1045/11/12, от 18.02.2012 № 65/01/13, от 24.01.2013 № 1223/12/12.

Согласно имеющимся в деле документам на момент обращения Заявителя в антимонопольный орган ОАО «Янтарьэнерго» не выполнило своих обязательств по договору технологического присоединения к электрическим сетям от 14.12.2011 № 1105/12/11 (далее – Договор). В соответствии с требованиями пункта 16 Правил и пункта 1.4 Договора присоединение должно было быть осуществлено не позже 14.12.2013. На момент обращения Заявителя в антимонопольный орган (т.е. на 12.02.2014) установленный законодательством срок был превышен на 1 месяц и 29 дней.

Пунктом 30.1 Правил установлено, что сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы). Заявка вх. № 424 поступила в сетевую организацию 24.09.2013, а соответствующее заявление для утверждения индивидуального размера платы за технологическое присоединение в соответствии с техническими условиями № В-669/13, выданных администрации муниципального образования «Черняховское городское поселение» было направлено Ответчиком в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области только 20.02.2014, т.е. спустя 3 месяца 27 дней после окончания законодательно установленного срока направления такого заявления.

Таким образом, сетевой организацией нарушен установленный пунктом 30.1 Правил срок направления в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области заявления об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту по заявке вх. № 424 от 24.09.2013. В результате этого были ущемлены интересы неопределенного круга лиц, поскольку электроэнергия необходима для строительства социально значимых объектов. Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

Согласно поступившей в антимонопольный орган информации все обязательства Ответчика перед Заявителем по договору от 14.12.2011 № 1105/12/11 об осуществлении технологического присоединения были выполнены в полном объеме 25.04.2014, в соответствии с заявкой вх. № 424 от 24.09.2013, поданной Заявителем в сетевую организацию, заключен договор технологического присоединения.

Таким образом, на дату принятия Комиссией решения по делу № АМЗ-65/2014 (т.е. на 11.07.2014) ОАО «Янтарьэнерго» добровольно устранило нарушения антимонопольного законодательства и его последствия.

Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41 и пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств и направления в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области заявки для утверждения индивидуального размера платы за технологическое присоединение, установленных пунктами 16 и 30.1 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, которые повлекли ущемление интересов неопределенного круга лиц, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Прекратить рассмотрение дела № АМЗ-65/2014 в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
  3. Передать материалы дела № АМЗ-65/2014 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

 

 

Л.Н. Зуева

 

 

 

 

 

 

 

О.Ф. Семенов

 

 

 

 

 

      

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

11 июля 2014 года

№ АМЗ – 65/2014

г. Калининград

 

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 11 июля 2014 года.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 11 июля 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

 

председателя Комиссии:

 

О.Е. Балуева

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

О.Ф. Семенова

ведущего специалиста-эксперта правового отдела Калининградского УФАС России,

с участием:

 

 

представителя заявителя администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район»

О.Н. Земсковой

по доверенности;

представителя ответчика ОАО «Янтарьэнерго»

Ж.А. Боковой

по доверенности,

 

рассмотрев дело № АМЗ-26/2014 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (ул. Театральная, 34, г. Калининград, 236022) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1. 12.02.2014 в Управление ФАС России по Калининградской области (далее – КУФАС, Управление) поступила жалоба вх. № 957 администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район» (далее – Заявитель) на неправомерные действия (бездействие) ОАО «Янтарьэнерго» (далее – Ответчик) при выполнении своих обязательств по договорам технологического присоединения от 17.12.2012 № 1045/11/12, от 18.02.2012 № 65/01/13, от 24.01.2013 № 1223/12/12, от 14.12.2011 № 1105/12/11, а также на нарушение установленного законодательством срока направления в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области заявления об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту по заявке администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район» вх. № 424 от 24.09.2013.

В результате рассмотрения жалобы Управлением в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-65/2014 (приказ КУФАС от 29.04.2014 № 177) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Существо дела в изложении Заявителя

На заседании Комиссии 11.07.2014 Заявитель сообщил, что Ответчик выполнил все свои обязательства по технологическому присоединению кроме обязательств по тем договорам технологического присоединения, размер платы по которым оспаривается Ответчиком в Арбитражном суде Калининградской области, а также о заключении договора технологического присоединения в соответствии с заявкой вх. № 424 от 24.09.2013. В этой связи Заявитель сообщает, что больше не имеет к Ответчику претензий и просит прекратить рассмотрение дела.

 

3. Существо дела в изложении Ответчика

Ответчик также сообщил Комиссии 09.06.2014 о своей готовности осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя по договору от 14.12.2011 № 1105/12/11 об осуществлении технологического присоединения (03.02.2012 сторонами был подписан акт № 401 о выполнении технических условий, 25.04.2014 в адрес Заявителя направлено уведомление о готовности технологического присоединения объекта к электрической сети).

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 N 10-1/100 ОАО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 года № 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относится оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг; в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – Калининградская обл., г. Черняховск.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), договор об осуществлении технологического присоединения должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который в данном случае не может превышать 2 года.

В своем обращении вх. № 957 от 12.02.2014 Заявитель сообщил о том, что по договорам от 17.12.2012 № 1045/11/12, от 18.02.2012 № 65/01/13, от 24.01.2013 № 1223/12/12 об осуществлении технологического присоединения со стороны ОАО «Янтарьэнерго» не ведутся необходимые работы. Однако срок выполнения мероприятий по договору 17.12.2012 № 1045/11/12 на дату принятия настоящего решения еще не истек.

Сроки выполнения мероприятий по договорам от 18.02.2012 № 65/01/13 и от 24.01.2013 № 1223/12/12 на момент поступления жалобы вх. № 957 от 12.02.2014 в антимонопольный орган истекли, но в процессе рассмотрения жалобы в антимонопольный орган поступила информация, что в настоящее время в Арбитражном суде Калининградской области рассматриваются исковые заявления ОАО «Янтарьэнерго» о признании недействительными приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, на основании которых установлена плата за технологическое присоединение по договорам от 17.12.2012 № 1045/11/12, от 18.02.2012 № 65/01/13, от 24.01.2013 № 1223/12/12. Заявителем не представлены антимонопольному органу доказательства того, что им внесена плата за технологическое присоединение по договорам от 18.02.2012 № 65/01/13 и от 24.01.2013 № 1223/12/12. Указанные договоры оговаривают обязательства не только со стороны Ответчика, но и со стороны Заявителя, и при этом отсутствуют доказательства выполнения Заявителем одного из существенных обязательств данных договоров. Данное обстоятельство наряду с наличием вышеуказанных судебных споров не позволяет утверждать о злоупотреблении Ответчиком своим доминирующим положением применительно к договорам от 17.12.2012 № 1045/11/12, от 18.02.2012 № 65/01/13, от 24.01.2013 № 1223/12/12.

Согласно имеющимся в деле документам на момент обращения Заявителя в антимонопольный орган ОАО «Янтарьэнерго» не выполнило своих обязательств по договору технологического присоединения к электрическим сетям от 14.12.2011 № 1105/12/11 (далее – Договор). В соответствии с требованиями пункта 16 Правил и пункта 1.4 Договора присоединение должно было быть осуществлено не позже 14.12.2013. На момент обращения Заявителя в антимонопольный орган (т.е. на 12.02.2014) установленный законодательством срок был превышен на 1 месяц и 29 дней.

Пунктом 30.1 Правил установлено, что сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы). Заявка вх. № 424 поступила в сетевую организацию 24.09.2013, а соответствующее заявление для утверждения индивидуального размера платы за технологическое присоединение в соответствии с техническими условиями № В-669/13, выданных администрации муниципального образования «Черняховское городское поселение» было направлено Ответчиком в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области только 20.02.2014, т.е. спустя 3 месяца 27 дней после окончания законодательно установленного срока направления такого заявления.

Таким образом, сетевой организацией нарушен установленный пунктом 30.1 Правил срок направления в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области заявления об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту по заявке вх. № 424 от 24.09.2013. В результате этого были ущемлены интересы неопределенного круга лиц, поскольку электроэнергия необходима для строительства социально значимых объектов. Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

Согласно поступившей в антимонопольный орган информации все обязательства Ответчика перед Заявителем по договору от 14.12.2011 № 1105/12/11 об осуществлении технологического присоединения были выполнены в полном объеме 25.04.2014, в соответствии с заявкой вх. № 424 от 24.09.2013, поданной Заявителем в сетевую организацию, заключен договор технологического присоединения.

Таким образом, на дату принятия Комиссией решения по делу № АМЗ-65/2014 (т.е. на 11.07.2014) ОАО «Янтарьэнерго» добровольно устранило нарушения антимонопольного законодательства и его последствия.

Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41 и пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств и направления в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области заявки для утверждения индивидуального размера платы за технологическое присоединение, установленных пунктами 16 и 30.1 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, которые повлекли ущемление интересов неопределенного круга лиц, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Прекратить рассмотрение дела № АМЗ-65/2014 в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
  3. Передать материалы дела № АМЗ-65/2014 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

 

 

Л.Н. Зуева

 

 

 

 

 

 

 

О.Ф. Семенов

 

 

 

 

 

           

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № АМЗ – 65/2014 [format] => [safe_value] => № АМЗ – 65/2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-14 14:19:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-11 14:19:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1413987815 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )