• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

УФАС: взимание дополнительной платы за оформление билета разъездным кассиром в пригородном поезде неправомерно

Комиссия территориального управления ФАС России, завершила рассмотрение дела, возбужденного антимонопольщиками по заявлению председателя Калининградской областной Думы М.Э. Оргеевой и жителя области, просившего региональных законодателей проверить законность и обоснованность порядка оплаты за проезд в пригородных поездах непосредственно в пути следования.

 

В ходе разбирательства по делу УФАС установило, что решением Правления ОАО «РЖД» в 2008 году на Калининградской железной дороге была установлена плата за оформление проездных документов (билетов) непосредственно в вагонах пассажирских пригородных поездов в сумме 24 рубля.

Антимонопольному органу также стало известно, что размер сбора за эту услугу утверждается начальником дирекции или генеральным директором пригородной пассажирской компании.

 

Причем позднее ОАО «РЖД» рекомендовало пригородным пассажирским компаниям страны установить такой сбор в размере не менее 100 рублей за оформление одного проездного документа для всех категорий пассажиров. Однако Калининградская пригородная пассажирская компания плату за оформление билетов непосредственно в вагонах оставила на прежнем уровне - 24 рубля. А пассажирам, следующим со станций, где отсутствуют кассы, проездной документ оформляется разъездным кассиром в пригородном поезде по установленному тарифу без взимания дополнительного сбора в сумме 24 рубля.

 

Согласно статье 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ), сбор – не включенная в тариф ставка оплаты дополнительной операции или работы.

 

«По мнению членов нашей комиссии, взимание денег за оформление проездного билета разъездным кассиром непосредственно в электропоезде в размере 24 рубля сверх платы, утвержденной приказом Службы по тарифам от 25 декабря 2013 года, является дополнительной оплатой услуги, затраты на которую покрываются утвержденным тарифом. Такой дополнительный платеж не может быть сбором в значении статьи второй Устава железнодорожного транспорта. Поэтому получение платежей за оформление проездных документов кассиром непосредственно в поезде в размере 24 рубля сверх платы, утвержденной Службой по тарифам и сборам, является неправомерным», - отметила руководитель Калининградского антимонопольного управления Ольга Боброва.

 

УФАС признало Калининградскую пригородную пассажирскую компанию нарушившей часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Компании вручено Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Кроме того, в ближайшее время правовой отдел Калининградского УФАС рассмотрит вопрос о привлечении лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

 

Для справки

 

Статья 10 Закона о защите конкуренции

Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением

 

1. Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц