Анализ состояния конкуренции на рынке оптовой реализации янтаря-сырца

21.10.2011                                                                                                                   г. Калининград

Общие положения

    Анализ рынка оптовой реализации янтаря-сырца проводится в рамках рассмотрения дела № АМЗ-108/2010, возбужденного в отношении ГУП «Калининградский янтарный комбинат».
    Целью анализа и оценки состоянии конкуренции на рассматриваемом рынке, проводимом в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее — Порядок), является оценка состояния конкурентной среды на рынке оптовой реализации янтаря-сырца.
    В качестве источников информации использовались сведения, предоставленные ФТС России, хозяйствующими субъектами, нормативно-правовая документация, иные документы и сведения.

Временной интервал исследования

    В соответствии с Порядком, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от целей исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
    Пунктом 2.2 Порядка предусмотрено, что если для целей исследования необходимо изучение характеристик, сложившихся до момента проведения исследования рассматриваемого товарного рынка, то проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.
    В связи с тем, что целью проведения анализа состояния конкуренции среды является определение наличия/отсутствия доминирующего положения ГУП «Калининградский янтарный комбинат» на рынке оптовой реализации янтаря-сырца в момент совершения им рассматриваемых в жалобе действий, с учетом п. 2.3 Порядка, временным интервалом исследования является 2010 год.

Продуктовые границы товарного рынка

    Предварительное определение продуктовых границ товарного рынка проведено, в соответствии с пп. «а» и «ж» п. 3.4 Порядка, на основании условий договора и иными способами, в т.ч. источников сети «Интернет», позволяющими однозначно определить товар.
    Согласно Пояснениям к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (том 1, разделы I - VI, группы 1 — 29), янтарь представляет собой окаменелую смолу (известную также как сукцинит или караба). Янтарь-сырец включен в подсубпозиции 2530 90 98 00 ТН ВЭД ТС.
    Балтийский янтарь (по международному минералогическому термину: янтарь-сукцинит) - это застывшая смола деревьев, преимущественно хвойных пород, которые произрастали на обширной территории южной части Скандинавского полуострова и прилегающих к нему областях (ныне это дно современного Балтийского моря).
    Янтарь-сукцинит принадлежит к относительно мягким камням: твердость янтаря по шкале Мооса находится в пределах от 2 до 3. Янтарь хрупок, легко разбивается от удара или при падении, но вместе с тем — пластичен, благодаря чему камень хорошо поддается механической обработке. Янтарь можно пилить, резать, сверлить, шлифовать, полировать. При нагревании он сначала размягчается, а затем, при температуре 315 - 350 градусов Цельсия, плавится.
    Согласно информации, представленной ГУП «Калининградский янтарный комбинат» письмом от 23.09.2010 № 01/1107, янтарь классифицируется по фракциям и предназначению (поделочный, коллекционный, сувенирный и т. д.).
    Согласно п. 1.1 Договора от 16.10.2008 № 70, заключенного между ГУП «Калининградский янтарный комбинат» и ООО МПФ «Емельянов», поставщик обязуется передать покупателю, а покупатель оплатить янтарь-сырец. При этом договором устанавливается, что ассортимент янтаря-сырца определяется в спецификации, составленной на основании заявки.
    Приказом ФАС России от 10.02.2006 № 33 ГУП «Калининградский янтарный комбинат» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, в географических границах РФ по основанию: добыча янтаря.
    Таким образом, предварительно продуктовые границы исследуемого рынка определены, как оптовая реализация янтаря-сырца.
    Так как янтарь-сырец обладает уникальными физико-химическими свойствами, товары-заменители для него отсутствуют. В тоже время указанные свойства являются в целом схожими для всех фракций янтаря-сырца и группировок по предназначению.
    Так как ГУП «Калининградский янтарный комбинат» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим промышленную добычу янтаря-сырца на территории Калининградской области, а согласно письму ФТС России от 14.01.2011 № 01-25/740 импорт янтаря-сырца в 2009 и 2010 годах на территорию Калининградской области отсутствовал, указанный хозяйствующий субъект является единственным оптовым поставщиком янтаря-сырца, следовательно изменение цены единственным продавцом не повлечет адекватное изменение спроса на товар и замену указанного товара другим.
    Указанное позволяет сделать вывод, что продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка не могут быть расширены либо сужены.
    Учитывая изложенное, в целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка будет являться оптовая реализация янтаря-сырца.

Географические границы товарного рынка

    В соответствии с предметом рассмотрения дела № АМЗ-108/2010 и согласно п. 4.1 Порядка, с учетом того, что ГУП «Калининградский янтарный комбинат» и ООО МПФ «Емельянов» (заявитель по указанному делу) в рассматриваемом временном периоде осуществляли деятельность на территории Калининградской области, географические границы рынка оптовой реализации янтаря-сырца предварительно определены как Калининградская область.
    Согласно п. 4.2 Порядка определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации:
а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;
б) о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации;
в) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).
    Как указано выше, ГУП «Калининградский янтарный комбинат» в рассматриваемом временном периоде осуществлял деятельность по оптовой реализации янтаря-сырца.
    В соответствии с представленной ГУП «Калининградский янтарный комбинат» в письме от 07.10.2011 № 01/1431 информации, в 2010 году за пределы Калининградской области на территорию РФ предприятием реализовано янтаря-сырца на сумму 1737874,77 рубля, что составляет 0,36% от совокупного объема оптовой реализации, количество покупателей предприятия, расположенных на территории РФ за пределами Калининградской области составило 4,8% от общей совокупности.
    Согласно п. 4.5 Порядка определение географических границ рынка может осуществляться методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).
     В соответствии с представленной ГУП «Калининградский янтарный комбинат» в письме от 07.10.2011 № 01/1431 информации покупателями янтаря-сырца в подавляющем большинстве являлись хозяйствующие субъекты, расположенные в различных муниципальных образованиях Калининградской области, что свидетельствует о невозможности сужения либо расширения географических границ рассматриваемого товарного рынка.
    Таким образом, в рамках анализа рынка оптовой реализации янтаря-сырца географическими границами рынка является территория Калининградской области.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

    В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг оптовой реализации янтаря-сырца, включаются организации, осуществляющие указанную деятельность.
    Подпунктом «а» п. 6.2 Порядка установлено, что не допускается повторный учет одного и того же товара. Таким образом, организации, являющиеся оптовыми покупателями у первичного продавца и реализующие, в последующем, данный товар иным лицам, в части объема данного товара не могут являться участниками оптового рынка.
    Согласно п. 5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
    Как указано выше, приказом ФАС России от 10.02.2006 № 33 ГУП «Калининградский янтарный комбинат» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, в географических границах РФ по основанию: добыча янтаря.
    Согласно гл. 8 постановления Правительства Калининградской области от 08.09.2011 № 651 «О Концепции развития промышленности Калининградской области на период до 2015 года», промышленную добычу янтаря на территории Калининградской области осуществляет единственный хозяйствующий субъект - ГУП «Калининградский янтарный комбинат» (Калининградская область, п. Янтарный, ул. Балебина, 1). Таким образом, указанное лицо является единственным источником первичной оптовой реализации янтаря-сырца, а, следовательно, единственным участником рассматриваемого товарного рынка.
    
Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет объема товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на нём произведен в соответствии с пунктами 6.1 и 6.2 Порядка.
Оценка объема рынка оптовой реализации янтаря-сырца осуществляется на основании совокупной выручки от оптовой реализации янтаря-сырца в стоимостном выражении.
Как указано выше, пп. «а» п. 6.2 Порядка установлено, что не допускается повторный учет одного и того же товара.
Доля хозяйствующего субъекта на рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем реализации данного хозяйствующего субъекта к показателю, характеризующему объем рассматриваемого рынка.
Согласно сведениям, представленным единственным хозяйствующим субъектом, действовавшим в 2010 году на рынке оптовой реализации янтаря-сырца - ГУП «Калининградский янтарный комбинат», доля предприятия на нем составила 100%.

Уровень концентрации товарного рынка

    Для определения уровня концентрации товарного рынка оптовой реализации янтаря-сырца рассчитан коэффициент рыночной концентрации (CR1) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

    Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для единственного хозяйствующего субъекта, действующего на рынке:
CR1 = 100,0%
70%<CR1=100%
HHI = 10000
2000<HHI=10000

    Таким образом, уровень концентрации товарного рынка оптовой реализации янтаря-сырца является высоким.

Барьеры входа на товарный рынок

    В рамках проведения анализа товарного рынка выявлено наличие экономического барьера входа на рынок, связанного с отсутствием доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на товарном рынке. А именно, в связи с тем, что ГУП «Калининградский янтарный комбинат» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим промышленную добычу янтаря как на территории Калининградской области, так и в целом по РФ, а следовательно, единственным оптовым поставщиком янтаря-сырца, иные хозяйствующие субъекты фактически могут стать участниками рынка, только импортировав янтарь-сырец из-за рубежа. Указанный барьер является трудно преодолимым.

Состояние конкурентной среды на товарном рынке

    Анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке оптовой реализации янтаря-сырца свидетельствует о том, что данный рынок относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Вывод

    Полученные значения коэффициента рыночной концентрации, а также, выявленные барьеры входа на товарный рынок, свидетельствуют о том, что рынок оптовой реализации янтаря-сырца в географических границах Калининградской области относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.
    Проведенный анализ выявил доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке ГУП «Калининградский янтарный комбинат».
    Таким образом, по результатам проведенного анализа установлено, что ГУП «Калининградский янтарный комбинат» (Калининградская область, п. Янтарный, ул. Балебина, 1) занимает на рассматриваемом рынке долю более 50%. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предлагаю указанный хозяйствующий субъект включить в региональный Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.