Калининградское УФАС России не выявило в действиях ОАО «Янтарьэнерго», связанных с начислением платы за поставленную электроэнергию в места общего пользования, нарушения антимонопольного законодательства

В Управление ФАС по Калининградской области поступила жалоба жителей домов, расположенных по адресу: г. Калининград, ул. Козенкова, 4 и ул. Белгородская, 24 — 30 (контактное лицо — гражданка М.), от 22.09.2009 на действия ООО «УК РСУ 6» и ОАО «Янтарьэнерго», выразившиеся в необоснованном, по их мнению, начислении сумм оплаты за потребленную электроэнергию в местах общего пользования за август 2009 года.

В результате рассмотрения жалобы было установлено, что в действиях ОАО «Янтарьэнерго» содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженные в установлении экономически и технологически необоснованной величины расчетного норматива работы энергопринимающих устройств (24 часа), которая влияет на величину начисленной оплаты за потребленную электроэнергию в местах общего пользования (далее - МОП), взимаемой управляющей организацией с собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Белгородская, 24 -30, в пользу энергоснабжающей организации.
Рассмотрев указанное дело, комиссия антимонопольного органа решила прекратить рассмотрение дела в отношении ОАО «Янтарьэнерго» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях по следующим основаниям.
В результате рассмотрения дела было установлено, что в рамках поставки (купли-продажи) электроэнергии на общедомовые нужды имели место следующие договорные отношения:
·                     между ОАО «Янтарьэнерго» и ООО «УК РСУ 6»,
·                     между ООО «УК РСУ 6» и собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Белгородская, 24 — 30.
Следовательно, определение конкретного объема отпущенной электрической энергии МОП для каждого из собственников многоквартирного дома являлось обязанностью ООО «УК РСУ 6».
В доме, расположенном по ул. Белгородской, 24 — 30, на момент подачи жалобы отсутствовали общедомовые приборы учета потребленной электрической энергии, в то время, как учет внутриквартирного потребления электрической энергии осуществлялся посредством индивидуальных приборов учета. В соответствии с п. 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее — Правила № 306), нормативы потребления коммунальных услуг, в случае отсутствия приборов учета, утверждаются уполномоченными органами. При этом, п. 14 указанных Правил устанавливает, что нормативы рассчитываются исходя из формул, указанных в приложениях к Правилам № 306. В то же время, Правилами № 306 регламентируется использование нормативов только в случае, если одновременно отсутствуют и общедомовые, и внутриквартирные приборы учета. Таким образом, указанными Правилами не регламентируется расчет и применение отдельного норматива на потребление электроэнергии МОП, при наличии внутриквартирных приборов учета электрической энергии.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Следовательно, ввиду отсутствия нормативно-правовых актов, регулирующих порядок расчета нормативов потребления электроэнергии при отсутствии общедомового и наличии поквартирных приборов учета, может применяться порядок расчетов количества электрической энергии, отпущенной на общедомовые нужды, установленный по соглашению сторон.