РЕШЕНИЕ № Р-03/2011 о признании размещенной на главной странице интернет-портала «Rugrad.eu» (www. rugrad.eu) рекламы кафе «Ла Плас» ненадлежащей

Номер дела: № Р-03/2011
Дата публикации: 19 мая 2011, 13:37

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

17 мая 2011 года

 

№ Р-03/2011

г. Калининград

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 17 мая 2011 года.

Резолютивная часть решения оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 29 апреля 2011 года.

Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председателя Комиссии: заместителя руководителя – начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Кучушева К.А;

 членов Комиссии: заместителя начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Егоровой Н.С.; старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Мельник А.О.,

 в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – индивидуального предпринимателя Бабаяна В.М. (236000, г. Калининград, ул. Косогорная, 2, общежитие, к. 104, ИНН 390500041339),

 рассмотрев дело № Р – 03/2011, возбужденное по признакам нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

УСТАНОВИЛА:

25 февраля 2011 года в сети Интернет на главной странице интернет-портала «Rugrad.eu» (www. rugrad.eu) размещена реклама кафе «Ла Плас» (236000, г. Калининград, пл. Победы, 1) в виде баннера, размером 210х200 мм, содержащего текстовое выражение – рекламный слоган: «Самая вкусная пицца!».

В результате рассмотрения имеющихся материалов определением от 02.03.2011 г. Калининградским УФАС России в отношении возбуждено дело № Р-03/2011 по признакам нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

I. Существо дела, изложенное ООО «Портал» (Rugrad.eu):

 

01.01.2011 г. обществом был заключен договор № 176 с ИП Бабаяном Вадимом Межлумовичем на размещение рекламы кафе «Ла Плас». Срок действия договора с 01.01.2011г. по 31.03.2011 г. Рекламодателем (заказчиком) рекламы является ИП Бабаян В.М. Согласование с заказчиком всегда происходит в устной форме, порядок приемки услуг утверждается в договоре. Реклама размещается по факту оплаты, которая производится на основании Приложения № 1 к договору № 176 от 01.01.2011г.

II. Существо дела, изложенное ЗАО «Тута-Групп»:

Акционерное общество не имеют никакого отношения к размещенной рекламе кафе «Ла-Плас» на интернет-портале «Rugrad.eu». Реклама кафе «Ла Плас» осуществляются исключительно по договору № 176 от 01.01.2011 г., заключенному с ИП Бабаян В.М., который по договору с ЗАО арендует помещение, в котором расположено кафе «Ла Плас» по адресу: г. Калининград, пл. Победы, 1.

  1.  Существо дела, изложенное ИП Бабаян В.М.:

Индивидуальный предприниматель подтверждает наличие заключенного договора № 176 от 01.01.2011 г. с ООО «Портал» на размещение рекламы кафе «Ла Плас» на главной странице интернет-портала «Rugrad.eu» в виде баннера, размером 210х200 мм с использованием слогана: «Самая вкусная пицца!». Он действительно является заказчиком указанной рекламы, то есть рекламодателем. В соответствии с платежным поручением № 142 от 23.03.2011г. им произведена оплата на счет ООО «Портал» за размещение рекламного баннера на указанном портале. Помещение, в котором расположено кафе «Ла Плас» используется на основании договора субаренды недвижимости, под осуществление предпринимательской деятельности ИП Бабаян В.М., а именно оказание услуг общественного питания. Обосновывает использование слогана: «Самая вкусная пицца!», проведенным сотрудниками кафе «Ла Плас» анкетным анализом на предмет популярности пиццы, реализуемой в кафе. Опрос был произведен в период с 15.11.2010г. по 20.12.2010г., посредством анкет, распространенных среди посетителей кафе в количестве 300 человек. Проанализировав результаты опроса, ИП Бабаян В.М. были сделаны выводы о том, что 89,6 % опрошенных лиц регулярно посещают кафе «Ла Плас» и 76 % респондентов считают пиццу, реализуемую в кафе «Ла Плас» самой вкусной в городе Калининграде. Именно данные результаты дали основание ИП Бабаян В.М. разместить рекламу с использованием указанного слогана. Полагает, что опрос распространяется на постоянных посетителей кафе, а подобная реклама является корректной и объективной. Баннер представлен в электронном формате им самим, заказчиком рекламы и все согласования с ООО «Портал» проводились в устном порядке. Сообщает, что ничего не знал о нормах Закона о рекламе, о запрете использования подобного рода слоганов, тем не менее вину и нарушение законодательства о рекламе признает в полном объеме. Такое нарушение законодательства им было допущено впервые, без какого-либо умысла, в силу юридической неграмотности. Признаки правонарушения усматривает и полагает применение мер административного характера необходимым, но ходатайствует о смягчении данных мер и о наложении минимальной суммы штрафа. Также, ходатайствует особо учесть то обстоятельство, что размещение рекламы прекращено и более размещаться не будет. Признает, что лично виновен в том, что не получил юридической консультации и не удостоверился надлежащим образом соответствует ли содержание слогана и рекламы в целом требованиям Закона о рекламе.

  1.  Обстоятельства, установленные антимонопольным органом в ходе рассмотрения

Дела.

Калининградским УФАС России выявлено распространение рекламы кафе «Ла-Плас» на интернет-портале «Rugrad.eu» в виде баннера, размером 210х200 мм с использованием слогана: «Самая вкусная пицца!».

Помещение, в котором расположено кафе «Ла Плас» используется на основании договора субаренды недвижимости под осуществление предпринимательской деятельности ИП Бабаяном В.М., а именно оказание услуг общественного питания.

Договором № 176 от 01.01.2011 г. между ООО «Портал» (осуществляющим техническую поддержку и наполнение указанного интернет-портала) и ИП Бабаяном В.М. установлено, что рекламодателем (заказчиком) указанной рекламы является ИП Бабаян В.М. Реклама размещается по факту оплаты, которая производится на основании Приложения № 1 к договору № 176 от 01.01.2011 г.

Платежномым поручением № 142 от 23.03.2011 г. подтверждается оплата ИП Бабаяном В.М. на счет ООО «Портал» за размещение рекламного баннера на указанном портале.

Согласно акту выполненных работ от 31.03.2011 г. ООО «Портал» (исполнитель) выполнило следующие работы: размеещен рекламный баннер на интернет-портале «Rugrad.eu», размером 210х200, стоимость работ составила: 9000руб. В акте указано, что работа выполнена с надлежащим качеством, в полном объеме и сдана заказчику (ИП Бабаяну В.М.) в срок. В свою очередь, заказчик претензий по качеству, объему и срокам проведения работы не имеет.

 Сотрудниками кафе «Ла Плас» проведен опрос методом анкетирования на предмет популярности пиццы, реализуемой в кафе, для рекламы которой и использовался слоган: «Самая вкусная пицца!». Опрос был проведен посредством анкет, распространенных среди посетителей кафе в количестве 300 человек. Проанализировав результаты опроса, ИП Бабаян В.М. сделаны выводы о том, что 89,6 % опрошенных лиц регулярно посещают кафе «Ла Плас» и 76 % респондентов считают пиццу, реализуемую в кафе «Ла Плас» самой вкусной в городе Калининграде.

Индивидуальный предприниматель считает, что данные результаты дали основание ему разместить рекламный баннер с использованием указанного слогана.

 Использование указанного слогана, содержащего сведения о преимуществе рекламируемого товара (пиццы) перед находящимися в обороте товарами, произведенными иными изготовителями, реализуемыми иными продавцами, рекламодатель обосновывает наличием у него результатов анкетирования (анкетный опрос) на предмет популярности пиццы в кафе «Ла Плас», которое было проведено в период с 15.11.2010г. по 20.12.2010г.

 Калининградское УФАС России обратилось (исх. № 1582/02 от 11.04.2011 г.) в Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта с просьбой дать экспертное заключение на предмет соответствия такого рода анкетного опроса правилам, методическим рекомендациям проведения социологических исследований, а также оценить корректность и степень достоверности сведений, полученных в результате проведения указанного опроса, отвечает ли требованиям репрезентативности указанное анкетирование.

 В соответствии с экспертным заключением Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (исх. № 01/04-492 от 20.04.2011г.) экспертиза представленной анкеты и распределения ответов, полученных от опрошенных посетителей кафе, позволила сделать следующие выводы:

 1. Вопросы анкеты сформулированы социологически неграмотно, предложенные в закрытых вопросах варианты ответов не отвечают требованию логической полноты и несовместимости, нейтральности вопросов, допускают многозначное толкование, смешение оснований.

 2. Выборочная совокупность опроса ограничена кругом посетителей кафе «Ла Плас», поэтому полученные результаты могут быть экстраполированы только на клиентуру данного кафе. Дальнейшее их обобщение является логически и социологически некорректным, поскольку выборочная совокупность не дает оснований для подобных обобщений.

 Таким образом, полученные в ходе проведенного опроса данные не могут быть основанием для утверждения: «Самая вкусная пицца». В этих условиях логически корректным может быть, например, утверждение: «Самая вкусная пицца (по мнению посетителей кафе «Ла Плас»)», дальнейшее обобщение является некорректным и не объективным.

Размещение рекламного баннера кафе «Ла Плас» формирует интерес потребителей к объекту рекламирования, направленного на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению как товара, на рынке общественного питания. Использование в рекламе слогана: «Самая вкусная пицца!» создает впечатление о том, что предлагаемый в кафе товар (пицца) является наилучшим (самым вкусным), но при этом в слогане и рекламе в целом отсутствуют ссылки на источники, подтверждающие информацию о том, что этот товар (пицца) действительно является самым лучшим (вкусным) из всех аналогичных товаров, предлагаемых иными организациями общественного питания. Потому, данный слоган может двойственно трактоваться и вводить в заблуждение, используя превосходящую степень.

Установлено, что размещение рекламы осуществлялось при непосредственном участи ИП Бабаяна В.М., его действиями вышеуказанная реклама рассчитана на визуальное восприятие, была доведена до потребителей рекламной информации, адресовалась неопределенному кругу лиц и была направлена на стимулирование спроса конкретного товара (пиццы), реализуемого кафе «Ла Плас», а также рекламирование услуг кафе «Ла-Плас».

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе, реклама должна быть достоверной. Недостоверная реклама не допускается.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП Бабаян Вадим Межлумович. Таким образом, Калининградское УФАС России считает доказанным факт нарушения ИП Бабаян В.М. ч. 1 ст. 5, п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

На основании изложенных доводов, руководствуясь ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденных постановлением от 17.08.2006г. № 508 Правительства РФ, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать размещенную на главной странице интернет-портала «Rugrad.eu» (www. rugrad.eu) рекламу кафе «Ла Плас» (236000, г. Калининград, пл. Победы, 1) в виде баннера, размером 210х200 мм с использованием слогана: «Самая вкусная пицца!» - ненадлежащей, нарушающей ч. 1 ст. 5 и п. 3 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Признать действия рекламодателя - индивидуального предпринимателя Бабаяна Вадима Межлумовича - нарушающими ч. 1 ст. 5 и п. 3 ч.3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», как лица, определившего объект и содержание ненадлежащей рекламы.

3. Предписание не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения и прекращением распространения ненадлежащей рекламы.

4. Передать материалы данного дела должностному лицу Калининградского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Председатель комиссии

К.А. Кучушев

Члены комиссии:

Н.С. Егорова

 А.О. Мельник

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 7479 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № Р-03/2011 о признании размещенной на главной странице интернет-портала «Rugrad.eu» (www. rugrad.eu) рекламы кафе «Ла Плас» ненадлежащей [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7479 [type] => solution [language] => ru [created] => 1344595606 [changed] => 1370518299 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370518299 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

17 мая 2011 года

 

№ Р-03/2011

г. Калининград

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 17 мая 2011 года.

Резолютивная часть решения оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 29 апреля 2011 года.

Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председателя Комиссии: заместителя руководителя – начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Кучушева К.А;

 членов Комиссии: заместителя начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Егоровой Н.С.; старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Мельник А.О.,

 в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – индивидуального предпринимателя Бабаяна В.М. (236000, г. Калининград, ул. Косогорная, 2, общежитие, к. 104, ИНН 390500041339),

 рассмотрев дело № Р – 03/2011, возбужденное по признакам нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

УСТАНОВИЛА:

25 февраля 2011 года в сети Интернет на главной странице интернет-портала «Rugrad.eu» (www. rugrad.eu) размещена реклама кафе «Ла Плас» (236000, г. Калининград, пл. Победы, 1) в виде баннера, размером 210х200 мм, содержащего текстовое выражение – рекламный слоган: «Самая вкусная пицца!».

В результате рассмотрения имеющихся материалов определением от 02.03.2011 г. Калининградским УФАС России в отношении возбуждено дело № Р-03/2011 по признакам нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

I. Существо дела, изложенное ООО «Портал» (Rugrad.eu):

 

01.01.2011 г. обществом был заключен договор № 176 с ИП Бабаяном Вадимом Межлумовичем на размещение рекламы кафе «Ла Плас». Срок действия договора с 01.01.2011г. по 31.03.2011 г. Рекламодателем (заказчиком) рекламы является ИП Бабаян В.М. Согласование с заказчиком всегда происходит в устной форме, порядок приемки услуг утверждается в договоре. Реклама размещается по факту оплаты, которая производится на основании Приложения № 1 к договору № 176 от 01.01.2011г.

II. Существо дела, изложенное ЗАО «Тута-Групп»:

Акционерное общество не имеют никакого отношения к размещенной рекламе кафе «Ла-Плас» на интернет-портале «Rugrad.eu». Реклама кафе «Ла Плас» осуществляются исключительно по договору № 176 от 01.01.2011 г., заключенному с ИП Бабаян В.М., который по договору с ЗАО арендует помещение, в котором расположено кафе «Ла Плас» по адресу: г. Калининград, пл. Победы, 1.

  1.  Существо дела, изложенное ИП Бабаян В.М.:

Индивидуальный предприниматель подтверждает наличие заключенного договора № 176 от 01.01.2011 г. с ООО «Портал» на размещение рекламы кафе «Ла Плас» на главной странице интернет-портала «Rugrad.eu» в виде баннера, размером 210х200 мм с использованием слогана: «Самая вкусная пицца!». Он действительно является заказчиком указанной рекламы, то есть рекламодателем. В соответствии с платежным поручением № 142 от 23.03.2011г. им произведена оплата на счет ООО «Портал» за размещение рекламного баннера на указанном портале. Помещение, в котором расположено кафе «Ла Плас» используется на основании договора субаренды недвижимости, под осуществление предпринимательской деятельности ИП Бабаян В.М., а именно оказание услуг общественного питания. Обосновывает использование слогана: «Самая вкусная пицца!», проведенным сотрудниками кафе «Ла Плас» анкетным анализом на предмет популярности пиццы, реализуемой в кафе. Опрос был произведен в период с 15.11.2010г. по 20.12.2010г., посредством анкет, распространенных среди посетителей кафе в количестве 300 человек. Проанализировав результаты опроса, ИП Бабаян В.М. были сделаны выводы о том, что 89,6 % опрошенных лиц регулярно посещают кафе «Ла Плас» и 76 % респондентов считают пиццу, реализуемую в кафе «Ла Плас» самой вкусной в городе Калининграде. Именно данные результаты дали основание ИП Бабаян В.М. разместить рекламу с использованием указанного слогана. Полагает, что опрос распространяется на постоянных посетителей кафе, а подобная реклама является корректной и объективной. Баннер представлен в электронном формате им самим, заказчиком рекламы и все согласования с ООО «Портал» проводились в устном порядке. Сообщает, что ничего не знал о нормах Закона о рекламе, о запрете использования подобного рода слоганов, тем не менее вину и нарушение законодательства о рекламе признает в полном объеме. Такое нарушение законодательства им было допущено впервые, без какого-либо умысла, в силу юридической неграмотности. Признаки правонарушения усматривает и полагает применение мер административного характера необходимым, но ходатайствует о смягчении данных мер и о наложении минимальной суммы штрафа. Также, ходатайствует особо учесть то обстоятельство, что размещение рекламы прекращено и более размещаться не будет. Признает, что лично виновен в том, что не получил юридической консультации и не удостоверился надлежащим образом соответствует ли содержание слогана и рекламы в целом требованиям Закона о рекламе.

  1.  Обстоятельства, установленные антимонопольным органом в ходе рассмотрения

Дела.

Калининградским УФАС России выявлено распространение рекламы кафе «Ла-Плас» на интернет-портале «Rugrad.eu» в виде баннера, размером 210х200 мм с использованием слогана: «Самая вкусная пицца!».

Помещение, в котором расположено кафе «Ла Плас» используется на основании договора субаренды недвижимости под осуществление предпринимательской деятельности ИП Бабаяном В.М., а именно оказание услуг общественного питания.

Договором № 176 от 01.01.2011 г. между ООО «Портал» (осуществляющим техническую поддержку и наполнение указанного интернет-портала) и ИП Бабаяном В.М. установлено, что рекламодателем (заказчиком) указанной рекламы является ИП Бабаян В.М. Реклама размещается по факту оплаты, которая производится на основании Приложения № 1 к договору № 176 от 01.01.2011 г.

Платежномым поручением № 142 от 23.03.2011 г. подтверждается оплата ИП Бабаяном В.М. на счет ООО «Портал» за размещение рекламного баннера на указанном портале.

Согласно акту выполненных работ от 31.03.2011 г. ООО «Портал» (исполнитель) выполнило следующие работы: размеещен рекламный баннер на интернет-портале «Rugrad.eu», размером 210х200, стоимость работ составила: 9000руб. В акте указано, что работа выполнена с надлежащим качеством, в полном объеме и сдана заказчику (ИП Бабаяну В.М.) в срок. В свою очередь, заказчик претензий по качеству, объему и срокам проведения работы не имеет.

 Сотрудниками кафе «Ла Плас» проведен опрос методом анкетирования на предмет популярности пиццы, реализуемой в кафе, для рекламы которой и использовался слоган: «Самая вкусная пицца!». Опрос был проведен посредством анкет, распространенных среди посетителей кафе в количестве 300 человек. Проанализировав результаты опроса, ИП Бабаян В.М. сделаны выводы о том, что 89,6 % опрошенных лиц регулярно посещают кафе «Ла Плас» и 76 % респондентов считают пиццу, реализуемую в кафе «Ла Плас» самой вкусной в городе Калининграде.

Индивидуальный предприниматель считает, что данные результаты дали основание ему разместить рекламный баннер с использованием указанного слогана.

 Использование указанного слогана, содержащего сведения о преимуществе рекламируемого товара (пиццы) перед находящимися в обороте товарами, произведенными иными изготовителями, реализуемыми иными продавцами, рекламодатель обосновывает наличием у него результатов анкетирования (анкетный опрос) на предмет популярности пиццы в кафе «Ла Плас», которое было проведено в период с 15.11.2010г. по 20.12.2010г.

 Калининградское УФАС России обратилось (исх. № 1582/02 от 11.04.2011 г.) в Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта с просьбой дать экспертное заключение на предмет соответствия такого рода анкетного опроса правилам, методическим рекомендациям проведения социологических исследований, а также оценить корректность и степень достоверности сведений, полученных в результате проведения указанного опроса, отвечает ли требованиям репрезентативности указанное анкетирование.

 В соответствии с экспертным заключением Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (исх. № 01/04-492 от 20.04.2011г.) экспертиза представленной анкеты и распределения ответов, полученных от опрошенных посетителей кафе, позволила сделать следующие выводы:

 1. Вопросы анкеты сформулированы социологически неграмотно, предложенные в закрытых вопросах варианты ответов не отвечают требованию логической полноты и несовместимости, нейтральности вопросов, допускают многозначное толкование, смешение оснований.

 2. Выборочная совокупность опроса ограничена кругом посетителей кафе «Ла Плас», поэтому полученные результаты могут быть экстраполированы только на клиентуру данного кафе. Дальнейшее их обобщение является логически и социологически некорректным, поскольку выборочная совокупность не дает оснований для подобных обобщений.

 Таким образом, полученные в ходе проведенного опроса данные не могут быть основанием для утверждения: «Самая вкусная пицца». В этих условиях логически корректным может быть, например, утверждение: «Самая вкусная пицца (по мнению посетителей кафе «Ла Плас»)», дальнейшее обобщение является некорректным и не объективным.

Размещение рекламного баннера кафе «Ла Плас» формирует интерес потребителей к объекту рекламирования, направленного на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению как товара, на рынке общественного питания. Использование в рекламе слогана: «Самая вкусная пицца!» создает впечатление о том, что предлагаемый в кафе товар (пицца) является наилучшим (самым вкусным), но при этом в слогане и рекламе в целом отсутствуют ссылки на источники, подтверждающие информацию о том, что этот товар (пицца) действительно является самым лучшим (вкусным) из всех аналогичных товаров, предлагаемых иными организациями общественного питания. Потому, данный слоган может двойственно трактоваться и вводить в заблуждение, используя превосходящую степень.

Установлено, что размещение рекламы осуществлялось при непосредственном участи ИП Бабаяна В.М., его действиями вышеуказанная реклама рассчитана на визуальное восприятие, была доведена до потребителей рекламной информации, адресовалась неопределенному кругу лиц и была направлена на стимулирование спроса конкретного товара (пиццы), реализуемого кафе «Ла Плас», а также рекламирование услуг кафе «Ла-Плас».

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе, реклама должна быть достоверной. Недостоверная реклама не допускается.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП Бабаян Вадим Межлумович. Таким образом, Калининградское УФАС России считает доказанным факт нарушения ИП Бабаян В.М. ч. 1 ст. 5, п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

На основании изложенных доводов, руководствуясь ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденных постановлением от 17.08.2006г. № 508 Правительства РФ, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать размещенную на главной странице интернет-портала «Rugrad.eu» (www. rugrad.eu) рекламу кафе «Ла Плас» (236000, г. Калининград, пл. Победы, 1) в виде баннера, размером 210х200 мм с использованием слогана: «Самая вкусная пицца!» - ненадлежащей, нарушающей ч. 1 ст. 5 и п. 3 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Признать действия рекламодателя - индивидуального предпринимателя Бабаяна Вадима Межлумовича - нарушающими ч. 1 ст. 5 и п. 3 ч.3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», как лица, определившего объект и содержание ненадлежащей рекламы.

3. Предписание не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения и прекращением распространения ненадлежащей рекламы.

4. Передать материалы данного дела должностному лицу Калининградского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Председатель комиссии

К.А. Кучушев

Члены комиссии:

Н.С. Егорова

 А.О. Мельник

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

17 мая 2011 года

 

№ Р-03/2011

г. Калининград

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 17 мая 2011 года.

Резолютивная часть решения оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 29 апреля 2011 года.

Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председателя Комиссии: заместителя руководителя – начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Кучушева К.А;

 членов Комиссии: заместителя начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Егоровой Н.С.; старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Мельник А.О.,

 в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – индивидуального предпринимателя Бабаяна В.М. (236000, г. Калининград, ул. Косогорная, 2, общежитие, к. 104, ИНН 390500041339),

 рассмотрев дело № Р – 03/2011, возбужденное по признакам нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

УСТАНОВИЛА:

25 февраля 2011 года в сети Интернет на главной странице интернет-портала «Rugrad.eu» (www. rugrad.eu) размещена реклама кафе «Ла Плас» (236000, г. Калининград, пл. Победы, 1) в виде баннера, размером 210х200 мм, содержащего текстовое выражение – рекламный слоган: «Самая вкусная пицца!».

В результате рассмотрения имеющихся материалов определением от 02.03.2011 г. Калининградским УФАС России в отношении возбуждено дело № Р-03/2011 по признакам нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

I. Существо дела, изложенное ООО «Портал» (Rugrad.eu):

 

01.01.2011 г. обществом был заключен договор № 176 с ИП Бабаяном Вадимом Межлумовичем на размещение рекламы кафе «Ла Плас». Срок действия договора с 01.01.2011г. по 31.03.2011 г. Рекламодателем (заказчиком) рекламы является ИП Бабаян В.М. Согласование с заказчиком всегда происходит в устной форме, порядок приемки услуг утверждается в договоре. Реклама размещается по факту оплаты, которая производится на основании Приложения № 1 к договору № 176 от 01.01.2011г.

II. Существо дела, изложенное ЗАО «Тута-Групп»:

Акционерное общество не имеют никакого отношения к размещенной рекламе кафе «Ла-Плас» на интернет-портале «Rugrad.eu». Реклама кафе «Ла Плас» осуществляются исключительно по договору № 176 от 01.01.2011 г., заключенному с ИП Бабаян В.М., который по договору с ЗАО арендует помещение, в котором расположено кафе «Ла Плас» по адресу: г. Калининград, пл. Победы, 1.

  1.  Существо дела, изложенное ИП Бабаян В.М.:

Индивидуальный предприниматель подтверждает наличие заключенного договора № 176 от 01.01.2011 г. с ООО «Портал» на размещение рекламы кафе «Ла Плас» на главной странице интернет-портала «Rugrad.eu» в виде баннера, размером 210х200 мм с использованием слогана: «Самая вкусная пицца!». Он действительно является заказчиком указанной рекламы, то есть рекламодателем. В соответствии с платежным поручением № 142 от 23.03.2011г. им произведена оплата на счет ООО «Портал» за размещение рекламного баннера на указанном портале. Помещение, в котором расположено кафе «Ла Плас» используется на основании договора субаренды недвижимости, под осуществление предпринимательской деятельности ИП Бабаян В.М., а именно оказание услуг общественного питания. Обосновывает использование слогана: «Самая вкусная пицца!», проведенным сотрудниками кафе «Ла Плас» анкетным анализом на предмет популярности пиццы, реализуемой в кафе. Опрос был произведен в период с 15.11.2010г. по 20.12.2010г., посредством анкет, распространенных среди посетителей кафе в количестве 300 человек. Проанализировав результаты опроса, ИП Бабаян В.М. были сделаны выводы о том, что 89,6 % опрошенных лиц регулярно посещают кафе «Ла Плас» и 76 % респондентов считают пиццу, реализуемую в кафе «Ла Плас» самой вкусной в городе Калининграде. Именно данные результаты дали основание ИП Бабаян В.М. разместить рекламу с использованием указанного слогана. Полагает, что опрос распространяется на постоянных посетителей кафе, а подобная реклама является корректной и объективной. Баннер представлен в электронном формате им самим, заказчиком рекламы и все согласования с ООО «Портал» проводились в устном порядке. Сообщает, что ничего не знал о нормах Закона о рекламе, о запрете использования подобного рода слоганов, тем не менее вину и нарушение законодательства о рекламе признает в полном объеме. Такое нарушение законодательства им было допущено впервые, без какого-либо умысла, в силу юридической неграмотности. Признаки правонарушения усматривает и полагает применение мер административного характера необходимым, но ходатайствует о смягчении данных мер и о наложении минимальной суммы штрафа. Также, ходатайствует особо учесть то обстоятельство, что размещение рекламы прекращено и более размещаться не будет. Признает, что лично виновен в том, что не получил юридической консультации и не удостоверился надлежащим образом соответствует ли содержание слогана и рекламы в целом требованиям Закона о рекламе.

  1.  Обстоятельства, установленные антимонопольным органом в ходе рассмотрения

Дела.

Калининградским УФАС России выявлено распространение рекламы кафе «Ла-Плас» на интернет-портале «Rugrad.eu» в виде баннера, размером 210х200 мм с использованием слогана: «Самая вкусная пицца!».

Помещение, в котором расположено кафе «Ла Плас» используется на основании договора субаренды недвижимости под осуществление предпринимательской деятельности ИП Бабаяном В.М., а именно оказание услуг общественного питания.

Договором № 176 от 01.01.2011 г. между ООО «Портал» (осуществляющим техническую поддержку и наполнение указанного интернет-портала) и ИП Бабаяном В.М. установлено, что рекламодателем (заказчиком) указанной рекламы является ИП Бабаян В.М. Реклама размещается по факту оплаты, которая производится на основании Приложения № 1 к договору № 176 от 01.01.2011 г.

Платежномым поручением № 142 от 23.03.2011 г. подтверждается оплата ИП Бабаяном В.М. на счет ООО «Портал» за размещение рекламного баннера на указанном портале.

Согласно акту выполненных работ от 31.03.2011 г. ООО «Портал» (исполнитель) выполнило следующие работы: размеещен рекламный баннер на интернет-портале «Rugrad.eu», размером 210х200, стоимость работ составила: 9000руб. В акте указано, что работа выполнена с надлежащим качеством, в полном объеме и сдана заказчику (ИП Бабаяну В.М.) в срок. В свою очередь, заказчик претензий по качеству, объему и срокам проведения работы не имеет.

 Сотрудниками кафе «Ла Плас» проведен опрос методом анкетирования на предмет популярности пиццы, реализуемой в кафе, для рекламы которой и использовался слоган: «Самая вкусная пицца!». Опрос был проведен посредством анкет, распространенных среди посетителей кафе в количестве 300 человек. Проанализировав результаты опроса, ИП Бабаян В.М. сделаны выводы о том, что 89,6 % опрошенных лиц регулярно посещают кафе «Ла Плас» и 76 % респондентов считают пиццу, реализуемую в кафе «Ла Плас» самой вкусной в городе Калининграде.

Индивидуальный предприниматель считает, что данные результаты дали основание ему разместить рекламный баннер с использованием указанного слогана.

 Использование указанного слогана, содержащего сведения о преимуществе рекламируемого товара (пиццы) перед находящимися в обороте товарами, произведенными иными изготовителями, реализуемыми иными продавцами, рекламодатель обосновывает наличием у него результатов анкетирования (анкетный опрос) на предмет популярности пиццы в кафе «Ла Плас», которое было проведено в период с 15.11.2010г. по 20.12.2010г.

 Калининградское УФАС России обратилось (исх. № 1582/02 от 11.04.2011 г.) в Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта с просьбой дать экспертное заключение на предмет соответствия такого рода анкетного опроса правилам, методическим рекомендациям проведения социологических исследований, а также оценить корректность и степень достоверности сведений, полученных в результате проведения указанного опроса, отвечает ли требованиям репрезентативности указанное анкетирование.

 В соответствии с экспертным заключением Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (исх. № 01/04-492 от 20.04.2011г.) экспертиза представленной анкеты и распределения ответов, полученных от опрошенных посетителей кафе, позволила сделать следующие выводы:

 1. Вопросы анкеты сформулированы социологически неграмотно, предложенные в закрытых вопросах варианты ответов не отвечают требованию логической полноты и несовместимости, нейтральности вопросов, допускают многозначное толкование, смешение оснований.

 2. Выборочная совокупность опроса ограничена кругом посетителей кафе «Ла Плас», поэтому полученные результаты могут быть экстраполированы только на клиентуру данного кафе. Дальнейшее их обобщение является логически и социологически некорректным, поскольку выборочная совокупность не дает оснований для подобных обобщений.

 Таким образом, полученные в ходе проведенного опроса данные не могут быть основанием для утверждения: «Самая вкусная пицца». В этих условиях логически корректным может быть, например, утверждение: «Самая вкусная пицца (по мнению посетителей кафе «Ла Плас»)», дальнейшее обобщение является некорректным и не объективным.

Размещение рекламного баннера кафе «Ла Плас» формирует интерес потребителей к объекту рекламирования, направленного на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению как товара, на рынке общественного питания. Использование в рекламе слогана: «Самая вкусная пицца!» создает впечатление о том, что предлагаемый в кафе товар (пицца) является наилучшим (самым вкусным), но при этом в слогане и рекламе в целом отсутствуют ссылки на источники, подтверждающие информацию о том, что этот товар (пицца) действительно является самым лучшим (вкусным) из всех аналогичных товаров, предлагаемых иными организациями общественного питания. Потому, данный слоган может двойственно трактоваться и вводить в заблуждение, используя превосходящую степень.

Установлено, что размещение рекламы осуществлялось при непосредственном участи ИП Бабаяна В.М., его действиями вышеуказанная реклама рассчитана на визуальное восприятие, была доведена до потребителей рекламной информации, адресовалась неопределенному кругу лиц и была направлена на стимулирование спроса конкретного товара (пиццы), реализуемого кафе «Ла Плас», а также рекламирование услуг кафе «Ла-Плас».

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе, реклама должна быть достоверной. Недостоверная реклама не допускается.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП Бабаян Вадим Межлумович. Таким образом, Калининградское УФАС России считает доказанным факт нарушения ИП Бабаян В.М. ч. 1 ст. 5, п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

На основании изложенных доводов, руководствуясь ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденных постановлением от 17.08.2006г. № 508 Правительства РФ, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать размещенную на главной странице интернет-портала «Rugrad.eu» (www. rugrad.eu) рекламу кафе «Ла Плас» (236000, г. Калининград, пл. Победы, 1) в виде баннера, размером 210х200 мм с использованием слогана: «Самая вкусная пицца!» - ненадлежащей, нарушающей ч. 1 ст. 5 и п. 3 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Признать действия рекламодателя - индивидуального предпринимателя Бабаяна Вадима Межлумовича - нарушающими ч. 1 ст. 5 и п. 3 ч.3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», как лица, определившего объект и содержание ненадлежащей рекламы.

3. Предписание не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения и прекращением распространения ненадлежащей рекламы.

4. Передать материалы данного дела должностному лицу Калининградского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Председатель комиссии

К.А. Кучушев

Члены комиссии:

Н.С. Егорова

 А.О. Мельник

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № Р-03/2011 [format] => [safe_value] => № Р-03/2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

 

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Письмо ФАС России от 28.11.2012 "Опорядке демонтажа рекламных конструкций"

 

[format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-05-19 10:37:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-05-17 10:37:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1344595606 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )