РЕШЕНИЕ № Т - 82/2013 о признании жалобы ОАО «АльфаСтрахование» на действия заказчика - организатора закупки ГУП «Калининградский янтарный комбинат» необоснованной. Признании ГУП «Калининградский янтарный комбинат» нарушившим п. 7 ч. 10 Закона о закупках

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов
Номер дела: № Т - 82/2013
Дата публикации: 10 января 2014, 10:05

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

09 января 2014 года

№ Т - 82/2013

г. Калининград

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее – Комиссия УФАС) в составе:

 

председателя комиссии:

О.А. Бобровой

руководителя Калининградского УФАС России;

членов комиссии:

 

Е.И. Можаро

начальника отдела антимонопольного контроля

 

Л.Н. Зуевой

старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля

При участии:

 

 

Заявителя ОАО «АльфаСтрахование» в лице Калининградского филиала

 

А.Д. Джесюк

 

О.А. Юровой

по доверенности № 7584/13 от 01.10.2013.

по доверенности № 0425/14 от 01.01.2014.

Ответчика ГУП

«Калининградский янтарный комбинат»

М.Д. Жириковой

по доверенности № 85 от 31.12.2013,

рассмотрев жалобу ОАО «АльфаСтрахование» в лице Калининградского филиала (почтовый адрес: площадь Победы, 4 а, г. Калининград, 236022) (далее – Заявитель), на неправомерные действия заказчика - организатора закупки (далее Организатор, Заказчик) путем открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат» (почтовый адрес: ул. Балебина, 1, п. Янтарный Калининградской области), выраженные в нарушении положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путем несоблюдения требований Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – КУФАС) 23 декабря 2013 года поступила жалоба ОАО «АльфаСтрахование» в лице Калининградского филиала на неправомерные действия заказчика - организатора при проведении закупки путем открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат» (далее – Торги). Информация о закупке была размещена 11 декабря 2013 года на Интернет-сайтах http://www.zakupki.gov.ru и https://com.roseltorg.ru (заказ № 31300744910, лот 49013 (0342)). 27.12.2013 и 09.01.2014 Заявителем были представлены пояснения к доводам жалобы.

ОАО «АльфаСтрахование» заявку на участие в Торгах не подавало.

Согласно извещению о закупке начальная (максимальная) цена договора составляет 601 200,00 руб., которая включает в себя: стоимость услуг, налоги, сборы и другие обязательные платежи и иные расходы, которые могут возникнуть у Страховщика в связи с исполнением условий по договору.

По мнению Заявителя, Заказчик при формировании цены договора не руководствовался требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» далее – Закон о страховании), а также страховыми тарифами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии», и Правилами профессиональной деятельности страховщиков-членов Национального союза страховщиков ответственности. Цена договора, рассчитанная в соответствии с перечисленными документами, должна составлять 668 000,00 руб.

На эту цену влияет значение коэффициента уровня безопасности, который может быть определен только на основании анализа исходных данных. Эти данные Заявителю Заказчиком предоставлены не были, несмотря на письменный запрос. Тем самым Заказчиком был нарушен пункт 9 статьи 7 Закона о страховании и пункт 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), а страховщик лишен своего законного права на применение дополнительного понижающего коэффициента, устанавливаемого исходя из уровня безопасности опасного объекта, что не позволило Заявителю принять участие в Торгах.

Согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей). Сведения, от которых зависит применение понижающих коэффициентов (которые влияют на цену договора), в документации о закупке отсутствуют.

В дополнении к жалобе от 09.01.2014 Заявитель указал, что Заказчиком вышеописанными действиями были нарушены положения статьи 14 Закона о защите конкуренции, запрещающие недобросовестную конкуренцию, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации. Кроме того, ОАО «АльфаСтрахование» считает, что действия ГУП «Калининградский янтарный комбинат» являются нарушением пункта 3 статьи 17 и пунктов 1,2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

В свою очередь, Ответчик доводов о нарушении прав Заявителя, изложенных в жалобе, не признал, указал на ее необоснованность и пояснил следующее.

Согласно пункту 2 статьи 52 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат» «процедура запроса предложений не является конкурсом или аукционом, и ее проведение не регулируется статьями 447-449 части 1 Гражданского кодекса РФ. Данная процедура запроса предложений также не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057-1061 части 2 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, данная процедура не накладывает на Заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем запроса предложений или иным его участником».

Заказчик формирует цену договора (цену лота) на основании расходов, предусмотренных в плане закупок на 2014 год, и наименьшей цены услуг страхования опасных производственных объектов (ОПО) по информации, полученной путем мониторинга рынка услуг страхования как из Интернет-сайтов организаций, так и коммерческих предложений организаций, предоставляющих такие услуги (а именно ОАО «СОГАЗ», ОАО СК «Альянс» и ООО СК «ВТБ Страхование»). При этом под порядком формирования цены Заказчиком понимается не механизм ее определения и соответствующее обоснование, а сведения о тех расходах и издержках, которые включаются в цену договора (лота).

Цена договора была определена Заказчиком в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о закупках, т.е. согласно принципу «целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика».

Документация о проведении процедуры закупки была размещена на сайтах http://www.zakupki.gov.ru и https://com.roseltorg.ru с 11.12.2013, и всем участникам был предоставлен равный доступ к входящий в ее состав информации. Страховая премия по договору (начальная максимальная цена договора) была предложена одинаковая для всех участников. Согласно протоколу вскрытия конвертов от 23.12.2013 в Торгах приняли участие три организации со следующими ценовыми предложениями:

  • открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах» – 449 400,00 руб.;
  • страховое открытое акционерное общество «ВСК» – 467 600,00 руб. (цена с учетом НДС);
  • ООО Страховая компания «ВТБ Страхование» – 601200,00 руб.

Перечисленные организации установили цены самостоятельно без предоставления Заказчику расчета в составе своей заявки.

Организатор не является специализированной организацией или надзорным органом, к полномочиям которого относится право проверять правильность формирования страховой премии, предложенной участниками Торгов. При этом различные страховщики указали сопоставимые размеры страховой премии.

Организатором были даны ответы на все запросы Заявителя, направленные им на указанные в документации о закупке сайты, т.е. на сайты http://www.zakupki.gov.ru и https://com.roseltorg.ru. Не были даны ответы на запросы по Торгам, направленные на иные сайты.

 

В результате рассмотрения материалов дела, рассмотрения позиций сторон, Комиссией УФАС установлено следующее.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Законом Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и «Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг», утвержденным приказом ФАС России от 18.01.2013 № 17/13 (далее – Порядок), установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Пунктом 3 Порядка установлено право участников закупки, указанных в части 5 статьи 3 Закона о закупках, обжаловать действия (бездействие) заказчика в случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению на таком официальном сайте, или нарушение сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 

Согласно части 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Статьей 2 Закона Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлены требования, предъявляемые к процедуре закупки.

Согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должен быть указан порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Положение о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат» (далее – Положение) утверждено приказом руководителя предприятия от 28.03.2012 года № 240. Главой 10 данного положения предусмотрены требования к процедуре закупки путем запроса предложений. Извещение о проведении такой процедуры для выбора исполнителя на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат» было размещено Заказчиком 11 декабря 2013 года на информационных Интернет-ресурсах http://www.zakupki.gov.ru и https://com.roseltorg.ru .

Согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должен быть указан порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей). Аналогичное требование указано в пункте 7 части 4 статьи 53 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

Начальной максимальной ценой договора в данном случае является страховая премия по договору страхования гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

Порядок формирования страховой премии (начальной максимальной цены договора) по договору обязательного страхования установлен Федеральным законом от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Согласно статье 2 Закона о страховании страхователь – владелец опасного объекта, заключивший договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на опасном объекте (далее - договор обязательного страхования); страховщик – страховая организация, имеющая лицензию на осуществление обязательного страхования, выданную в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 части 2 статьи 11 Закона о страховании установлено, что страхователь обязан уплатить страховую премию (страховые взносы) в размере и в порядке, которые установлены договором обязательного страхования в соответствии с Законом о страховании.

В соответствии со статьей 7 Закона о страховании страховая премия по договору обязательного страхования определяется как произведение устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом страховой суммы и страхового тарифа. Страховые тарифы, структура страховых тарифов и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом. Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются с учетом технических и конструктивных характеристик опасных объектов. Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от: вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших; отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта, установленных законодательством Российской Федерации. При расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте. Порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта устанавливается профессиональным объединением страховщиков в соответствии с Законом о страховании.

Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структура и порядок применения страховщиками при расчете страховой премии утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 № 808.

Таким образом, согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках страхователь-заказчик (организатор торгов) должен указать порядок формирования начальной (максимальной) цены договора (страховой премии) с учетом порядка, утвержденного статьей 7 Закона о страховании и Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 № 808. Участники Торгов, подавая заявки на участие в процедуре закупке, имеют право снижать начальную цену путем использования понижающих коэффициентов в порядке, установленном данными нормативными правовыми документами. В свою очередь, Заказчик должен выбирать победителя на основе этих предложений с использованием критериев, предусмотренных Положением о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

В нарушение указанных требований законодательства РФ, Заказчиком - ГУП «Калининградский янтарный комбинат» цена договора была сформирована на основании расходов, предусмотренных в плане закупок на 2014 год, и исходя из наименьшей цены услуг страхования опасных производственных объектов в результате анализа общедоступной информации о стоимости страхования, размещенной на официальных сайтах страховых компаний в сети «Интернет», а также полученных организатором торгов коммерческих предложений организаций: открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах», страховое открытое акционерное общество «ВСК», ООО Страховая компания «ВТБ Страхование», что противоречит пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках и пункту 7 части 4 статьи 53 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

Заявитель участия в закупке не принимал. Объективных оснований, не позволивших принять участие в Торгах, а также конкретных доказательств совершения Заказчиком действий, ограничивающих возможность Заявителя участвовать в данной закупке, Заявитель не представил.

Комиссией установлено, что согласно части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускает недобросовестная конкуренция. В пункте 7 статьи 4 этого Закона дано следующее понятие конкуренции: «Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». Пункт 9 статьи 4 указывает на действия, признаваемые недобросовестной конкуренцией.

Пункт 3 части 1 статьи 17 устанавливает запрет на осуществление заказчиком (организатором торгов) действий, нарушающих порядок определения победителя или победителей торгов запроса котировок, запроса предложений.

Части 1, 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции определяют право и основания возбуждения антимонопольным органом дел, принятия решений и выдачи предписаний.

Несмотря на объявленный Комиссией перерыв в заседании и предоставленное время для подготовки пояснений, Заявителем не представлено доказательств совершения организатором торгов действий, квалифицируемых как нарушение части 1 статьи 14, части 1 статьи 17, пункта пункта 3 статьи 17 и пунктов 1,2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия отклоняет как несостоятельные доказательства Заявителя о необходимости соблюдения Организатором торгов положений «Правил организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», утвержденных постановлением Президиума Национального союза страховщиков ответственности (НССО) от 14.12.2011 № 34 (в редакции от 04.09.2013 № 58), так как в соответствии с пунктом 1.2 этих Правил они распространяются на деятельность исключительно членов НССО, не являются нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению иными лицами, не входящими в НССО.

Комиссией установлено, что Заказчиком были даны ответы на все запросы Заявителя, направленные им на указанные в документации о закупке сайты, т.е. на сайты http://www.zakupki.gov.ru и https://com.roseltorg.ru.

Комиссия не может признать обоснованным довод заявителя об обязанности предоставления Заказчиком – организатором торгов ответа на запрос разъяснения от 17.12.2013, направленный Заявителем на электронный адрес ГУП «Калининградский янтарный комбинат» mail@ambercombine.ru, не предназначенный для данных Торгов как официальный.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», «Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг», утвержденным приказом ФАС России от 18.01.2013 № 17/13, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ОАО «АльфаСтрахование» в лице Калининградского филиала на неправомерные действия заказчика - организатора закупки путем открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат» необоснованной.

2. Признать организатора закупки – ГУП «Калининградский янтарный комбинат» нарушившим пункт 7 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и пункт 7 части 4 статьи 53 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

3. Выдать организатору закупки – ГУП «Калининградский янтарный комбинат» предписание о прекращении нарушения пункта 7 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и пункта 7 части 4 статьи 53 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат», для чего в срок до 20.01.2014 аннулировать результаты торгов (закупки путем открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат») и отменить все юридически значимые протоколы по торгам, составленные на момент принятия настоящего решения.

 

 

Председатель комиссии

                                                                                  

О.А. Боброва

 

Члены комиссии

                                                                                                         

Е.И. Можаро

 

                                                                                                                                 

Л.Н. Зуева

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 8538 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № Т - 82/2013 о признании жалобы ОАО «АльфаСтрахование» на действия заказчика - организатора закупки ГУП «Калининградский янтарный комбинат» необоснованной. Признании ГУП «Калининградский янтарный комбинат» нарушившим п. 7 ч. 10 Закона о закупках [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8538 [type] => solution [language] => ru [created] => 1389942746 [changed] => 1389944073 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1389944073 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

09 января 2014 года

№ Т - 82/2013

г. Калининград

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее – Комиссия УФАС) в составе:

 

председателя комиссии:

О.А. Бобровой

руководителя Калининградского УФАС России;

членов комиссии:

 

Е.И. Можаро

начальника отдела антимонопольного контроля

 

Л.Н. Зуевой

старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля

При участии:

 

 

Заявителя ОАО «АльфаСтрахование» в лице Калининградского филиала

 

А.Д. Джесюк

 

О.А. Юровой

по доверенности № 7584/13 от 01.10.2013.

по доверенности № 0425/14 от 01.01.2014.

Ответчика ГУП

«Калининградский янтарный комбинат»

М.Д. Жириковой

по доверенности № 85 от 31.12.2013,

рассмотрев жалобу ОАО «АльфаСтрахование» в лице Калининградского филиала (почтовый адрес: площадь Победы, 4 а, г. Калининград, 236022) (далее – Заявитель), на неправомерные действия заказчика - организатора закупки (далее Организатор, Заказчик) путем открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат» (почтовый адрес: ул. Балебина, 1, п. Янтарный Калининградской области), выраженные в нарушении положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путем несоблюдения требований Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – КУФАС) 23 декабря 2013 года поступила жалоба ОАО «АльфаСтрахование» в лице Калининградского филиала на неправомерные действия заказчика - организатора при проведении закупки путем открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат» (далее – Торги). Информация о закупке была размещена 11 декабря 2013 года на Интернет-сайтах http://www.zakupki.gov.ru и https://com.roseltorg.ru (заказ № 31300744910, лот 49013 (0342)). 27.12.2013 и 09.01.2014 Заявителем были представлены пояснения к доводам жалобы.

ОАО «АльфаСтрахование» заявку на участие в Торгах не подавало.

Согласно извещению о закупке начальная (максимальная) цена договора составляет 601 200,00 руб., которая включает в себя: стоимость услуг, налоги, сборы и другие обязательные платежи и иные расходы, которые могут возникнуть у Страховщика в связи с исполнением условий по договору.

По мнению Заявителя, Заказчик при формировании цены договора не руководствовался требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» далее – Закон о страховании), а также страховыми тарифами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии», и Правилами профессиональной деятельности страховщиков-членов Национального союза страховщиков ответственности. Цена договора, рассчитанная в соответствии с перечисленными документами, должна составлять 668 000,00 руб.

На эту цену влияет значение коэффициента уровня безопасности, который может быть определен только на основании анализа исходных данных. Эти данные Заявителю Заказчиком предоставлены не были, несмотря на письменный запрос. Тем самым Заказчиком был нарушен пункт 9 статьи 7 Закона о страховании и пункт 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), а страховщик лишен своего законного права на применение дополнительного понижающего коэффициента, устанавливаемого исходя из уровня безопасности опасного объекта, что не позволило Заявителю принять участие в Торгах.

Согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей). Сведения, от которых зависит применение понижающих коэффициентов (которые влияют на цену договора), в документации о закупке отсутствуют.

В дополнении к жалобе от 09.01.2014 Заявитель указал, что Заказчиком вышеописанными действиями были нарушены положения статьи 14 Закона о защите конкуренции, запрещающие недобросовестную конкуренцию, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации. Кроме того, ОАО «АльфаСтрахование» считает, что действия ГУП «Калининградский янтарный комбинат» являются нарушением пункта 3 статьи 17 и пунктов 1,2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

В свою очередь, Ответчик доводов о нарушении прав Заявителя, изложенных в жалобе, не признал, указал на ее необоснованность и пояснил следующее.

Согласно пункту 2 статьи 52 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат» «процедура запроса предложений не является конкурсом или аукционом, и ее проведение не регулируется статьями 447-449 части 1 Гражданского кодекса РФ. Данная процедура запроса предложений также не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057-1061 части 2 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, данная процедура не накладывает на Заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем запроса предложений или иным его участником».

Заказчик формирует цену договора (цену лота) на основании расходов, предусмотренных в плане закупок на 2014 год, и наименьшей цены услуг страхования опасных производственных объектов (ОПО) по информации, полученной путем мониторинга рынка услуг страхования как из Интернет-сайтов организаций, так и коммерческих предложений организаций, предоставляющих такие услуги (а именно ОАО «СОГАЗ», ОАО СК «Альянс» и ООО СК «ВТБ Страхование»). При этом под порядком формирования цены Заказчиком понимается не механизм ее определения и соответствующее обоснование, а сведения о тех расходах и издержках, которые включаются в цену договора (лота).

Цена договора была определена Заказчиком в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о закупках, т.е. согласно принципу «целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика».

Документация о проведении процедуры закупки была размещена на сайтах http://www.zakupki.gov.ru и https://com.roseltorg.ru с 11.12.2013, и всем участникам был предоставлен равный доступ к входящий в ее состав информации. Страховая премия по договору (начальная максимальная цена договора) была предложена одинаковая для всех участников. Согласно протоколу вскрытия конвертов от 23.12.2013 в Торгах приняли участие три организации со следующими ценовыми предложениями:

  • открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах» – 449 400,00 руб.;
  • страховое открытое акционерное общество «ВСК» – 467 600,00 руб. (цена с учетом НДС);
  • ООО Страховая компания «ВТБ Страхование» – 601200,00 руб.

Перечисленные организации установили цены самостоятельно без предоставления Заказчику расчета в составе своей заявки.

Организатор не является специализированной организацией или надзорным органом, к полномочиям которого относится право проверять правильность формирования страховой премии, предложенной участниками Торгов. При этом различные страховщики указали сопоставимые размеры страховой премии.

Организатором были даны ответы на все запросы Заявителя, направленные им на указанные в документации о закупке сайты, т.е. на сайты http://www.zakupki.gov.ru и https://com.roseltorg.ru. Не были даны ответы на запросы по Торгам, направленные на иные сайты.

 

В результате рассмотрения материалов дела, рассмотрения позиций сторон, Комиссией УФАС установлено следующее.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Законом Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и «Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг», утвержденным приказом ФАС России от 18.01.2013 № 17/13 (далее – Порядок), установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Пунктом 3 Порядка установлено право участников закупки, указанных в части 5 статьи 3 Закона о закупках, обжаловать действия (бездействие) заказчика в случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению на таком официальном сайте, или нарушение сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 

Согласно части 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Статьей 2 Закона Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлены требования, предъявляемые к процедуре закупки.

Согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должен быть указан порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Положение о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат» (далее – Положение) утверждено приказом руководителя предприятия от 28.03.2012 года № 240. Главой 10 данного положения предусмотрены требования к процедуре закупки путем запроса предложений. Извещение о проведении такой процедуры для выбора исполнителя на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат» было размещено Заказчиком 11 декабря 2013 года на информационных Интернет-ресурсах http://www.zakupki.gov.ru и https://com.roseltorg.ru .

Согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должен быть указан порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей). Аналогичное требование указано в пункте 7 части 4 статьи 53 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

Начальной максимальной ценой договора в данном случае является страховая премия по договору страхования гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

Порядок формирования страховой премии (начальной максимальной цены договора) по договору обязательного страхования установлен Федеральным законом от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Согласно статье 2 Закона о страховании страхователь – владелец опасного объекта, заключивший договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на опасном объекте (далее - договор обязательного страхования); страховщик – страховая организация, имеющая лицензию на осуществление обязательного страхования, выданную в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 части 2 статьи 11 Закона о страховании установлено, что страхователь обязан уплатить страховую премию (страховые взносы) в размере и в порядке, которые установлены договором обязательного страхования в соответствии с Законом о страховании.

В соответствии со статьей 7 Закона о страховании страховая премия по договору обязательного страхования определяется как произведение устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом страховой суммы и страхового тарифа. Страховые тарифы, структура страховых тарифов и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом. Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются с учетом технических и конструктивных характеристик опасных объектов. Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от: вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших; отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта, установленных законодательством Российской Федерации. При расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте. Порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта устанавливается профессиональным объединением страховщиков в соответствии с Законом о страховании.

Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структура и порядок применения страховщиками при расчете страховой премии утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 № 808.

Таким образом, согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках страхователь-заказчик (организатор торгов) должен указать порядок формирования начальной (максимальной) цены договора (страховой премии) с учетом порядка, утвержденного статьей 7 Закона о страховании и Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 № 808. Участники Торгов, подавая заявки на участие в процедуре закупке, имеют право снижать начальную цену путем использования понижающих коэффициентов в порядке, установленном данными нормативными правовыми документами. В свою очередь, Заказчик должен выбирать победителя на основе этих предложений с использованием критериев, предусмотренных Положением о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

В нарушение указанных требований законодательства РФ, Заказчиком - ГУП «Калининградский янтарный комбинат» цена договора была сформирована на основании расходов, предусмотренных в плане закупок на 2014 год, и исходя из наименьшей цены услуг страхования опасных производственных объектов в результате анализа общедоступной информации о стоимости страхования, размещенной на официальных сайтах страховых компаний в сети «Интернет», а также полученных организатором торгов коммерческих предложений организаций: открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах», страховое открытое акционерное общество «ВСК», ООО Страховая компания «ВТБ Страхование», что противоречит пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках и пункту 7 части 4 статьи 53 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

Заявитель участия в закупке не принимал. Объективных оснований, не позволивших принять участие в Торгах, а также конкретных доказательств совершения Заказчиком действий, ограничивающих возможность Заявителя участвовать в данной закупке, Заявитель не представил.

Комиссией установлено, что согласно части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускает недобросовестная конкуренция. В пункте 7 статьи 4 этого Закона дано следующее понятие конкуренции: «Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». Пункт 9 статьи 4 указывает на действия, признаваемые недобросовестной конкуренцией.

Пункт 3 части 1 статьи 17 устанавливает запрет на осуществление заказчиком (организатором торгов) действий, нарушающих порядок определения победителя или победителей торгов запроса котировок, запроса предложений.

Части 1, 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции определяют право и основания возбуждения антимонопольным органом дел, принятия решений и выдачи предписаний.

Несмотря на объявленный Комиссией перерыв в заседании и предоставленное время для подготовки пояснений, Заявителем не представлено доказательств совершения организатором торгов действий, квалифицируемых как нарушение части 1 статьи 14, части 1 статьи 17, пункта пункта 3 статьи 17 и пунктов 1,2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия отклоняет как несостоятельные доказательства Заявителя о необходимости соблюдения Организатором торгов положений «Правил организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», утвержденных постановлением Президиума Национального союза страховщиков ответственности (НССО) от 14.12.2011 № 34 (в редакции от 04.09.2013 № 58), так как в соответствии с пунктом 1.2 этих Правил они распространяются на деятельность исключительно членов НССО, не являются нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению иными лицами, не входящими в НССО.

Комиссией установлено, что Заказчиком были даны ответы на все запросы Заявителя, направленные им на указанные в документации о закупке сайты, т.е. на сайты http://www.zakupki.gov.ru и https://com.roseltorg.ru.

Комиссия не может признать обоснованным довод заявителя об обязанности предоставления Заказчиком – организатором торгов ответа на запрос разъяснения от 17.12.2013, направленный Заявителем на электронный адрес ГУП «Калининградский янтарный комбинат» mail@ambercombine.ru, не предназначенный для данных Торгов как официальный.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», «Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг», утвержденным приказом ФАС России от 18.01.2013 № 17/13, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ОАО «АльфаСтрахование» в лице Калининградского филиала на неправомерные действия заказчика - организатора закупки путем открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат» необоснованной.

2. Признать организатора закупки – ГУП «Калининградский янтарный комбинат» нарушившим пункт 7 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и пункт 7 части 4 статьи 53 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

3. Выдать организатору закупки – ГУП «Калининградский янтарный комбинат» предписание о прекращении нарушения пункта 7 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и пункта 7 части 4 статьи 53 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат», для чего в срок до 20.01.2014 аннулировать результаты торгов (закупки путем открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат») и отменить все юридически значимые протоколы по торгам, составленные на момент принятия настоящего решения.

 

 

Председатель комиссии

                                                                                  

О.А. Боброва

 

Члены комиссии

                                                                                                         

Е.И. Можаро

 

                                                                                                                                 

Л.Н. Зуева

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

09 января 2014 года

№ Т - 82/2013

г. Калининград

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее – Комиссия УФАС) в составе:

 

председателя комиссии:

О.А. Бобровой

руководителя Калининградского УФАС России;

членов комиссии:

 

Е.И. Можаро

начальника отдела антимонопольного контроля

 

Л.Н. Зуевой

старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля

При участии:

 

 

Заявителя ОАО «АльфаСтрахование» в лице Калининградского филиала

 

А.Д. Джесюк

 

О.А. Юровой

по доверенности № 7584/13 от 01.10.2013.

по доверенности № 0425/14 от 01.01.2014.

Ответчика ГУП

«Калининградский янтарный комбинат»

М.Д. Жириковой

по доверенности № 85 от 31.12.2013,

рассмотрев жалобу ОАО «АльфаСтрахование» в лице Калининградского филиала (почтовый адрес: площадь Победы, 4 а, г. Калининград, 236022) (далее – Заявитель), на неправомерные действия заказчика - организатора закупки (далее Организатор, Заказчик) путем открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат» (почтовый адрес: ул. Балебина, 1, п. Янтарный Калининградской области), выраженные в нарушении положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путем несоблюдения требований Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – КУФАС) 23 декабря 2013 года поступила жалоба ОАО «АльфаСтрахование» в лице Калининградского филиала на неправомерные действия заказчика - организатора при проведении закупки путем открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат» (далее – Торги). Информация о закупке была размещена 11 декабря 2013 года на Интернет-сайтах http://www.zakupki.gov.ru и https://com.roseltorg.ru (заказ № 31300744910, лот 49013 (0342)). 27.12.2013 и 09.01.2014 Заявителем были представлены пояснения к доводам жалобы.

ОАО «АльфаСтрахование» заявку на участие в Торгах не подавало.

Согласно извещению о закупке начальная (максимальная) цена договора составляет 601 200,00 руб., которая включает в себя: стоимость услуг, налоги, сборы и другие обязательные платежи и иные расходы, которые могут возникнуть у Страховщика в связи с исполнением условий по договору.

По мнению Заявителя, Заказчик при формировании цены договора не руководствовался требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» далее – Закон о страховании), а также страховыми тарифами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии», и Правилами профессиональной деятельности страховщиков-членов Национального союза страховщиков ответственности. Цена договора, рассчитанная в соответствии с перечисленными документами, должна составлять 668 000,00 руб.

На эту цену влияет значение коэффициента уровня безопасности, который может быть определен только на основании анализа исходных данных. Эти данные Заявителю Заказчиком предоставлены не были, несмотря на письменный запрос. Тем самым Заказчиком был нарушен пункт 9 статьи 7 Закона о страховании и пункт 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), а страховщик лишен своего законного права на применение дополнительного понижающего коэффициента, устанавливаемого исходя из уровня безопасности опасного объекта, что не позволило Заявителю принять участие в Торгах.

Согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей). Сведения, от которых зависит применение понижающих коэффициентов (которые влияют на цену договора), в документации о закупке отсутствуют.

В дополнении к жалобе от 09.01.2014 Заявитель указал, что Заказчиком вышеописанными действиями были нарушены положения статьи 14 Закона о защите конкуренции, запрещающие недобросовестную конкуренцию, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации. Кроме того, ОАО «АльфаСтрахование» считает, что действия ГУП «Калининградский янтарный комбинат» являются нарушением пункта 3 статьи 17 и пунктов 1,2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

В свою очередь, Ответчик доводов о нарушении прав Заявителя, изложенных в жалобе, не признал, указал на ее необоснованность и пояснил следующее.

Согласно пункту 2 статьи 52 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат» «процедура запроса предложений не является конкурсом или аукционом, и ее проведение не регулируется статьями 447-449 части 1 Гражданского кодекса РФ. Данная процедура запроса предложений также не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057-1061 части 2 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, данная процедура не накладывает на Заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем запроса предложений или иным его участником».

Заказчик формирует цену договора (цену лота) на основании расходов, предусмотренных в плане закупок на 2014 год, и наименьшей цены услуг страхования опасных производственных объектов (ОПО) по информации, полученной путем мониторинга рынка услуг страхования как из Интернет-сайтов организаций, так и коммерческих предложений организаций, предоставляющих такие услуги (а именно ОАО «СОГАЗ», ОАО СК «Альянс» и ООО СК «ВТБ Страхование»). При этом под порядком формирования цены Заказчиком понимается не механизм ее определения и соответствующее обоснование, а сведения о тех расходах и издержках, которые включаются в цену договора (лота).

Цена договора была определена Заказчиком в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о закупках, т.е. согласно принципу «целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика».

Документация о проведении процедуры закупки была размещена на сайтах http://www.zakupki.gov.ru и https://com.roseltorg.ru с 11.12.2013, и всем участникам был предоставлен равный доступ к входящий в ее состав информации. Страховая премия по договору (начальная максимальная цена договора) была предложена одинаковая для всех участников. Согласно протоколу вскрытия конвертов от 23.12.2013 в Торгах приняли участие три организации со следующими ценовыми предложениями:

  • открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах» – 449 400,00 руб.;
  • страховое открытое акционерное общество «ВСК» – 467 600,00 руб. (цена с учетом НДС);
  • ООО Страховая компания «ВТБ Страхование» – 601200,00 руб.

Перечисленные организации установили цены самостоятельно без предоставления Заказчику расчета в составе своей заявки.

Организатор не является специализированной организацией или надзорным органом, к полномочиям которого относится право проверять правильность формирования страховой премии, предложенной участниками Торгов. При этом различные страховщики указали сопоставимые размеры страховой премии.

Организатором были даны ответы на все запросы Заявителя, направленные им на указанные в документации о закупке сайты, т.е. на сайты http://www.zakupki.gov.ru и https://com.roseltorg.ru. Не были даны ответы на запросы по Торгам, направленные на иные сайты.

 

В результате рассмотрения материалов дела, рассмотрения позиций сторон, Комиссией УФАС установлено следующее.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Законом Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и «Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг», утвержденным приказом ФАС России от 18.01.2013 № 17/13 (далее – Порядок), установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Пунктом 3 Порядка установлено право участников закупки, указанных в части 5 статьи 3 Закона о закупках, обжаловать действия (бездействие) заказчика в случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению на таком официальном сайте, или нарушение сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 

Согласно части 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Статьей 2 Закона Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлены требования, предъявляемые к процедуре закупки.

Согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должен быть указан порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Положение о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат» (далее – Положение) утверждено приказом руководителя предприятия от 28.03.2012 года № 240. Главой 10 данного положения предусмотрены требования к процедуре закупки путем запроса предложений. Извещение о проведении такой процедуры для выбора исполнителя на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат» было размещено Заказчиком 11 декабря 2013 года на информационных Интернет-ресурсах http://www.zakupki.gov.ru и https://com.roseltorg.ru .

Согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должен быть указан порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей). Аналогичное требование указано в пункте 7 части 4 статьи 53 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

Начальной максимальной ценой договора в данном случае является страховая премия по договору страхования гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

Порядок формирования страховой премии (начальной максимальной цены договора) по договору обязательного страхования установлен Федеральным законом от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Согласно статье 2 Закона о страховании страхователь – владелец опасного объекта, заключивший договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на опасном объекте (далее - договор обязательного страхования); страховщик – страховая организация, имеющая лицензию на осуществление обязательного страхования, выданную в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 части 2 статьи 11 Закона о страховании установлено, что страхователь обязан уплатить страховую премию (страховые взносы) в размере и в порядке, которые установлены договором обязательного страхования в соответствии с Законом о страховании.

В соответствии со статьей 7 Закона о страховании страховая премия по договору обязательного страхования определяется как произведение устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом страховой суммы и страхового тарифа. Страховые тарифы, структура страховых тарифов и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом. Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются с учетом технических и конструктивных характеристик опасных объектов. Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от: вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших; отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта, установленных законодательством Российской Федерации. При расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте. Порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта устанавливается профессиональным объединением страховщиков в соответствии с Законом о страховании.

Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структура и порядок применения страховщиками при расчете страховой премии утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 № 808.

Таким образом, согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках страхователь-заказчик (организатор торгов) должен указать порядок формирования начальной (максимальной) цены договора (страховой премии) с учетом порядка, утвержденного статьей 7 Закона о страховании и Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 № 808. Участники Торгов, подавая заявки на участие в процедуре закупке, имеют право снижать начальную цену путем использования понижающих коэффициентов в порядке, установленном данными нормативными правовыми документами. В свою очередь, Заказчик должен выбирать победителя на основе этих предложений с использованием критериев, предусмотренных Положением о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

В нарушение указанных требований законодательства РФ, Заказчиком - ГУП «Калининградский янтарный комбинат» цена договора была сформирована на основании расходов, предусмотренных в плане закупок на 2014 год, и исходя из наименьшей цены услуг страхования опасных производственных объектов в результате анализа общедоступной информации о стоимости страхования, размещенной на официальных сайтах страховых компаний в сети «Интернет», а также полученных организатором торгов коммерческих предложений организаций: открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах», страховое открытое акционерное общество «ВСК», ООО Страховая компания «ВТБ Страхование», что противоречит пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках и пункту 7 части 4 статьи 53 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

Заявитель участия в закупке не принимал. Объективных оснований, не позволивших принять участие в Торгах, а также конкретных доказательств совершения Заказчиком действий, ограничивающих возможность Заявителя участвовать в данной закупке, Заявитель не представил.

Комиссией установлено, что согласно части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускает недобросовестная конкуренция. В пункте 7 статьи 4 этого Закона дано следующее понятие конкуренции: «Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». Пункт 9 статьи 4 указывает на действия, признаваемые недобросовестной конкуренцией.

Пункт 3 части 1 статьи 17 устанавливает запрет на осуществление заказчиком (организатором торгов) действий, нарушающих порядок определения победителя или победителей торгов запроса котировок, запроса предложений.

Части 1, 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции определяют право и основания возбуждения антимонопольным органом дел, принятия решений и выдачи предписаний.

Несмотря на объявленный Комиссией перерыв в заседании и предоставленное время для подготовки пояснений, Заявителем не представлено доказательств совершения организатором торгов действий, квалифицируемых как нарушение части 1 статьи 14, части 1 статьи 17, пункта пункта 3 статьи 17 и пунктов 1,2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия отклоняет как несостоятельные доказательства Заявителя о необходимости соблюдения Организатором торгов положений «Правил организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», утвержденных постановлением Президиума Национального союза страховщиков ответственности (НССО) от 14.12.2011 № 34 (в редакции от 04.09.2013 № 58), так как в соответствии с пунктом 1.2 этих Правил они распространяются на деятельность исключительно членов НССО, не являются нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению иными лицами, не входящими в НССО.

Комиссией установлено, что Заказчиком были даны ответы на все запросы Заявителя, направленные им на указанные в документации о закупке сайты, т.е. на сайты http://www.zakupki.gov.ru и https://com.roseltorg.ru.

Комиссия не может признать обоснованным довод заявителя об обязанности предоставления Заказчиком – организатором торгов ответа на запрос разъяснения от 17.12.2013, направленный Заявителем на электронный адрес ГУП «Калининградский янтарный комбинат» mail@ambercombine.ru, не предназначенный для данных Торгов как официальный.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», «Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг», утвержденным приказом ФАС России от 18.01.2013 № 17/13, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ОАО «АльфаСтрахование» в лице Калининградского филиала на неправомерные действия заказчика - организатора закупки путем открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат» необоснованной.

2. Признать организатора закупки – ГУП «Калининградский янтарный комбинат» нарушившим пункт 7 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и пункт 7 части 4 статьи 53 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат».

3. Выдать организатору закупки – ГУП «Калининградский янтарный комбинат» предписание о прекращении нарушения пункта 7 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и пункта 7 части 4 статьи 53 Положения о закупках ГУП «Калининградский янтарный комбинат», для чего в срок до 20.01.2014 аннулировать результаты торгов (закупки путем открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельца опасных производственных объектов за причинение вреда в результате аварии (инцидента) на опасных производственных объектах ГУП «Калининградский янтарный комбинат») и отменить все юридически значимые протоколы по торгам, составленные на момент принятия настоящего решения.

 

 

Председатель комиссии

                                                                                  

О.А. Боброва

 

Члены комиссии

                                                                                                         

Е.И. Можаро

 

                                                                                                                                 

Л.Н. Зуева

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № Т - 82/2013 [format] => [safe_value] => № Т - 82/2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 47 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 47 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-10 07:05:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-09 07:05:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1389942746 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )