РЕШЕНИЕ № АМЗ – 07/2014 о признании ОАО «Янтарьэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Номер дела: № АМЗ – 07/2014
Дата публикации: 11 апреля 2014, 16:41

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

10 апреля 2014 года

№ АМЗ – 07/2014

г. Калининград

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 10 апреля 2014 года.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 03 апреля 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

 

председателя Комиссии:

 

О.Е. Балуева

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

Д.С. Ивлиева

старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

с участием:

 

 

представителей заявителя ООО «С.Б.-Строй»

К.Ю. Александрова

 

С.Н. Цыбульского

по доверенности от 01.01.2014 без номера;

по доверенности от 01.01.2014 без номера;

представителя ответчика ОАО «Янтарьэнерго»

Н.Ю. Смирновой

по доверенности от 01.01.2014 № 320/4,

 

рассмотрев дело № АМЗ-07/2014 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (ул. Театральная, 34, г. Калининград, 236022) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1. 26.11.2013 в Управление ФАС России по Калининградской области (далее – Управление, КУФАС) поступила жалоба ООО «С.Б.-Строй» (ул. Эпроновская, 33, г. Калининград, 236039, далее – Заявитель) вх. № 8043 на невыполнение ОАО «Янтарьэнерго» (далее – Ответчик) условий договора от 26.06.2012 № 537/06/12 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор).

В результате рассмотрения жалобы Управлением в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-07/2014 (приказ КУФАС от 31.01.2014 № 23) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в нарушении установленного срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства Заявителя (строящийся многоквартирный жилой дом по адресу ул. Советская, 17 «г», г. Гурьевск, Калининградская обл.).

 

2. Существо дела в изложении Заявителя

На заседании Комиссии Заявитель пояснил, что им выполнены все его обязательства по Договору, включая внесение платы за технологическое присоединение в сумме 587 431 руб. Договором от 26.06.2012 № 537/06/12 предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев с даты его заключения, т.е. технологическое присоединение должно было быть осуществлено не позже 26.12.2012. По состоянию на 26.11.2013 ОАО «Янтарьэнерго» не исполнило своих обязательств. Таким образом, срок неисполнения Ответчиком своих обязательств на дату обращения Заявителя в антимонопольный орган составил 11 месяцев.

Из-за невыполнения Ответчиком своих обязательств по договору Заявитель не имеет возможности осуществить технологическое присоединение даже строительной площадки, вследствие чего ему пришлось приобрести автономный источник электричества (дизель-генератор), который требует значительных финансовых затрат на его содержание. Кроме того, начиная с 28.12.2013 Заявитель ведет строительство вышеуказанного многоквартирного дома с привлечением средств участников долевого строительства (в том числе с использованием материнского капитала и ипотечного кредитования). В силу требований действующего законодательства Заявитель не может приостановить строительство до выполнения Ответчиком своих обязательств по Договору.

 

3. Существо дела в изложении Ответчика

На заседании Комиссии Ответчик пояснил следующее.

В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя в соответствии с Договором ОАО «Янтарьэнерго» приняло на себя ряд обязательств, которые требуют значительных материальных и организационных затрат. В целях выполнения взятых на себя обязательств ОАО «Янтарьэнерго» были выполнены следующие работы:

  1. 03.09.2012 разработано и утверждено техническое задание на проектирование.
  2. 14.11.2013 подведены итоги процедуры открытого запроса предложений по выбору подрядной организации на право заключения договора на разработку рабочей документации; процедура признана несостоявшейся по причине наличия только одной заявки, соответствующей требованиям закупочной документации.
  3. 10.12.2013 проведена повторная процедура открытого запроса предложений по выбору подрядной организации на право заключения договора на разработку рабочей документации.
  4. 30.01.2014 победителем процедуры открытого запроса предложений по выбору подрядной организации на право заключения договора на разработку рабочей документации признано ООО «Калининградпромстройпроект» (ул. Рижская, 14-16, г. Калининград, 236016).

По мнению Ответчика, изложенное свидетельствует, что ОАО «Янтарьэнерго» действует добросовестно, в пределах своих гражданских прав, его действия не имели целью злоупотребления своим положением как стороны публичного договора с целью нарушения интересов Заявителя. При этом в качестве одной из причин отсутствия технологического присоединения Ответчик назвал то, что Заявитель не сообщил ОАО «Янтарьэнерго» о выполнении своих обязательств по Договору. Кроме того, по мнению Ответчика, отношения, связанные с исполнением Договора, не подпадают под антимонопольное регулирование в силу их гражданско-правового характера.

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 N 10-1/100 ОАО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 года № 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относится оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг; в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – г. Гурьевск Калининградской обл.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать шесть месяцев, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Согласно пункту 5 заключенного между Заявителем и Ответчиком договора от 26.06.2012 № 537/06/12 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев. Пунктом 16 Правил установлено, что этот срок не может превышать шесть месяцев. Таким образом, датой начала исполнения обязательств со стороны ОАО «Янтарьэнерго» является 26.06.2012, датой окончания – 26.12.2012.

Со стороны Заявителя выполнены все обязательства по Договору, включая внесение платы за технологическое присоединение в сумме 587 431 руб.

На момент подачи Заявителем жалобы в антимонопольный орган, т.е. на 26.11.2013, технологическое присоединение не было осуществлено. Таким образом, с момента окончания законодательно установленного срока исполнения Договора (т.е. с 26.12.2012) до момента обращения Заявителя в антимонопольный орган (т.е. до 26.11.2013) срок неисполнения Ответчиком своих обязательств составил 11 месяцев.

Ответчик с целью выполнения своих обязательств по указанному Договору выполнил только часть необходимых для этого работ (в том числе был определен подрядчик на разработку рабочей документации).

К заседанию Комиссии 03.04.2014 Ответчиком не были представлены доказательства того, что технологическое подключение энергопринимающих устройств Заявителя фактически осуществлено.

В результате несвоевременного выполнения ОАО «Янтарьэнерго» своих обязательств по указанному Договору были ущемлены интересы Заявителя, так как отсутствие технологического присоединения стройплощадки возводимого Заявителем многоквартирного дома поставило под угрозу выполнение Заявителем его обязательств перед участниками долевого строительства многоквартирного жилого дома по адресу ул. Советская, 17 «г», г. Гурьевск, Калининградская обл. Кроме того, для того чтобы иметь возможность продолжать строительство Ответчик был вынужден приобрести автономный источник электричества (дизель-генератор), который требует значительных финансовых затрат на его содержание.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО «С.Б.-Строй», установленных пунктом 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, которые повлекли ущемление интересов Заявителя, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать ОАО «Янтарьэнерго» предписание по делу № АМЗ-07/2014 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, для чего в срок до 01 августа 2014 года произвести технологическое присоединение энергопринимающих устройств (строящийся многоквартирный жилой дом по адресу ул. Советская, 17 «г», г. Гурьевск, Калининградская обл.) ООО «С.Б.-Строй» к сетям ОАО «Янтарьэнерго». В течение пяти дней представить в антимонопольный орган информацию об исполнении указанного предписания.
  3. Контроль за исполнением предписания возложить на заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Зуеву Лидию Николаевну.
  4. Передать материалы дела № АМЗ-07/2013 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Председатель комиссии

 

 

 

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

 

 

Л.Н. Зуева

 

 

 

 

 

 

 

Д.С. Ивлиев

 

 

 

 

 

      

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 8858 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № АМЗ – 07/2014 о признании ОАО «Янтарьэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8858 [type] => solution [language] => ru [created] => 1397569487 [changed] => 1397569487 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1397569487 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

10 апреля 2014 года

№ АМЗ – 07/2014

г. Калининград

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 10 апреля 2014 года.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 03 апреля 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

 

председателя Комиссии:

 

О.Е. Балуева

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

Д.С. Ивлиева

старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

с участием:

 

 

представителей заявителя ООО «С.Б.-Строй»

К.Ю. Александрова

 

С.Н. Цыбульского

по доверенности от 01.01.2014 без номера;

по доверенности от 01.01.2014 без номера;

представителя ответчика ОАО «Янтарьэнерго»

Н.Ю. Смирновой

по доверенности от 01.01.2014 № 320/4,

 

рассмотрев дело № АМЗ-07/2014 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (ул. Театральная, 34, г. Калининград, 236022) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1. 26.11.2013 в Управление ФАС России по Калининградской области (далее – Управление, КУФАС) поступила жалоба ООО «С.Б.-Строй» (ул. Эпроновская, 33, г. Калининград, 236039, далее – Заявитель) вх. № 8043 на невыполнение ОАО «Янтарьэнерго» (далее – Ответчик) условий договора от 26.06.2012 № 537/06/12 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор).

В результате рассмотрения жалобы Управлением в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-07/2014 (приказ КУФАС от 31.01.2014 № 23) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в нарушении установленного срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства Заявителя (строящийся многоквартирный жилой дом по адресу ул. Советская, 17 «г», г. Гурьевск, Калининградская обл.).

 

2. Существо дела в изложении Заявителя

На заседании Комиссии Заявитель пояснил, что им выполнены все его обязательства по Договору, включая внесение платы за технологическое присоединение в сумме 587 431 руб. Договором от 26.06.2012 № 537/06/12 предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев с даты его заключения, т.е. технологическое присоединение должно было быть осуществлено не позже 26.12.2012. По состоянию на 26.11.2013 ОАО «Янтарьэнерго» не исполнило своих обязательств. Таким образом, срок неисполнения Ответчиком своих обязательств на дату обращения Заявителя в антимонопольный орган составил 11 месяцев.

Из-за невыполнения Ответчиком своих обязательств по договору Заявитель не имеет возможности осуществить технологическое присоединение даже строительной площадки, вследствие чего ему пришлось приобрести автономный источник электричества (дизель-генератор), который требует значительных финансовых затрат на его содержание. Кроме того, начиная с 28.12.2013 Заявитель ведет строительство вышеуказанного многоквартирного дома с привлечением средств участников долевого строительства (в том числе с использованием материнского капитала и ипотечного кредитования). В силу требований действующего законодательства Заявитель не может приостановить строительство до выполнения Ответчиком своих обязательств по Договору.

 

3. Существо дела в изложении Ответчика

На заседании Комиссии Ответчик пояснил следующее.

В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя в соответствии с Договором ОАО «Янтарьэнерго» приняло на себя ряд обязательств, которые требуют значительных материальных и организационных затрат. В целях выполнения взятых на себя обязательств ОАО «Янтарьэнерго» были выполнены следующие работы:

  1. 03.09.2012 разработано и утверждено техническое задание на проектирование.
  2. 14.11.2013 подведены итоги процедуры открытого запроса предложений по выбору подрядной организации на право заключения договора на разработку рабочей документации; процедура признана несостоявшейся по причине наличия только одной заявки, соответствующей требованиям закупочной документации.
  3. 10.12.2013 проведена повторная процедура открытого запроса предложений по выбору подрядной организации на право заключения договора на разработку рабочей документации.
  4. 30.01.2014 победителем процедуры открытого запроса предложений по выбору подрядной организации на право заключения договора на разработку рабочей документации признано ООО «Калининградпромстройпроект» (ул. Рижская, 14-16, г. Калининград, 236016).

По мнению Ответчика, изложенное свидетельствует, что ОАО «Янтарьэнерго» действует добросовестно, в пределах своих гражданских прав, его действия не имели целью злоупотребления своим положением как стороны публичного договора с целью нарушения интересов Заявителя. При этом в качестве одной из причин отсутствия технологического присоединения Ответчик назвал то, что Заявитель не сообщил ОАО «Янтарьэнерго» о выполнении своих обязательств по Договору. Кроме того, по мнению Ответчика, отношения, связанные с исполнением Договора, не подпадают под антимонопольное регулирование в силу их гражданско-правового характера.

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 N 10-1/100 ОАО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 года № 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относится оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг; в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – г. Гурьевск Калининградской обл.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать шесть месяцев, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Согласно пункту 5 заключенного между Заявителем и Ответчиком договора от 26.06.2012 № 537/06/12 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев. Пунктом 16 Правил установлено, что этот срок не может превышать шесть месяцев. Таким образом, датой начала исполнения обязательств со стороны ОАО «Янтарьэнерго» является 26.06.2012, датой окончания – 26.12.2012.

Со стороны Заявителя выполнены все обязательства по Договору, включая внесение платы за технологическое присоединение в сумме 587 431 руб.

На момент подачи Заявителем жалобы в антимонопольный орган, т.е. на 26.11.2013, технологическое присоединение не было осуществлено. Таким образом, с момента окончания законодательно установленного срока исполнения Договора (т.е. с 26.12.2012) до момента обращения Заявителя в антимонопольный орган (т.е. до 26.11.2013) срок неисполнения Ответчиком своих обязательств составил 11 месяцев.

Ответчик с целью выполнения своих обязательств по указанному Договору выполнил только часть необходимых для этого работ (в том числе был определен подрядчик на разработку рабочей документации).

К заседанию Комиссии 03.04.2014 Ответчиком не были представлены доказательства того, что технологическое подключение энергопринимающих устройств Заявителя фактически осуществлено.

В результате несвоевременного выполнения ОАО «Янтарьэнерго» своих обязательств по указанному Договору были ущемлены интересы Заявителя, так как отсутствие технологического присоединения стройплощадки возводимого Заявителем многоквартирного дома поставило под угрозу выполнение Заявителем его обязательств перед участниками долевого строительства многоквартирного жилого дома по адресу ул. Советская, 17 «г», г. Гурьевск, Калининградская обл. Кроме того, для того чтобы иметь возможность продолжать строительство Ответчик был вынужден приобрести автономный источник электричества (дизель-генератор), который требует значительных финансовых затрат на его содержание.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО «С.Б.-Строй», установленных пунктом 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, которые повлекли ущемление интересов Заявителя, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать ОАО «Янтарьэнерго» предписание по делу № АМЗ-07/2014 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, для чего в срок до 01 августа 2014 года произвести технологическое присоединение энергопринимающих устройств (строящийся многоквартирный жилой дом по адресу ул. Советская, 17 «г», г. Гурьевск, Калининградская обл.) ООО «С.Б.-Строй» к сетям ОАО «Янтарьэнерго». В течение пяти дней представить в антимонопольный орган информацию об исполнении указанного предписания.
  3. Контроль за исполнением предписания возложить на заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Зуеву Лидию Николаевну.
  4. Передать материалы дела № АМЗ-07/2013 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Председатель комиссии

 

 

 

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

 

 

Л.Н. Зуева

 

 

 

 

 

 

 

Д.С. Ивлиев

 

 

 

 

 

      

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

10 апреля 2014 года

№ АМЗ – 07/2014

г. Калининград

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 10 апреля 2014 года.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 03 апреля 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

 

председателя Комиссии:

 

О.Е. Балуева

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

Д.С. Ивлиева

старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

с участием:

 

 

представителей заявителя ООО «С.Б.-Строй»

К.Ю. Александрова

 

С.Н. Цыбульского

по доверенности от 01.01.2014 без номера;

по доверенности от 01.01.2014 без номера;

представителя ответчика ОАО «Янтарьэнерго»

Н.Ю. Смирновой

по доверенности от 01.01.2014 № 320/4,

 

рассмотрев дело № АМЗ-07/2014 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (ул. Театральная, 34, г. Калининград, 236022) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1. 26.11.2013 в Управление ФАС России по Калининградской области (далее – Управление, КУФАС) поступила жалоба ООО «С.Б.-Строй» (ул. Эпроновская, 33, г. Калининград, 236039, далее – Заявитель) вх. № 8043 на невыполнение ОАО «Янтарьэнерго» (далее – Ответчик) условий договора от 26.06.2012 № 537/06/12 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор).

В результате рассмотрения жалобы Управлением в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-07/2014 (приказ КУФАС от 31.01.2014 № 23) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в нарушении установленного срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства Заявителя (строящийся многоквартирный жилой дом по адресу ул. Советская, 17 «г», г. Гурьевск, Калининградская обл.).

 

2. Существо дела в изложении Заявителя

На заседании Комиссии Заявитель пояснил, что им выполнены все его обязательства по Договору, включая внесение платы за технологическое присоединение в сумме 587 431 руб. Договором от 26.06.2012 № 537/06/12 предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев с даты его заключения, т.е. технологическое присоединение должно было быть осуществлено не позже 26.12.2012. По состоянию на 26.11.2013 ОАО «Янтарьэнерго» не исполнило своих обязательств. Таким образом, срок неисполнения Ответчиком своих обязательств на дату обращения Заявителя в антимонопольный орган составил 11 месяцев.

Из-за невыполнения Ответчиком своих обязательств по договору Заявитель не имеет возможности осуществить технологическое присоединение даже строительной площадки, вследствие чего ему пришлось приобрести автономный источник электричества (дизель-генератор), который требует значительных финансовых затрат на его содержание. Кроме того, начиная с 28.12.2013 Заявитель ведет строительство вышеуказанного многоквартирного дома с привлечением средств участников долевого строительства (в том числе с использованием материнского капитала и ипотечного кредитования). В силу требований действующего законодательства Заявитель не может приостановить строительство до выполнения Ответчиком своих обязательств по Договору.

 

3. Существо дела в изложении Ответчика

На заседании Комиссии Ответчик пояснил следующее.

В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя в соответствии с Договором ОАО «Янтарьэнерго» приняло на себя ряд обязательств, которые требуют значительных материальных и организационных затрат. В целях выполнения взятых на себя обязательств ОАО «Янтарьэнерго» были выполнены следующие работы:

  1. 03.09.2012 разработано и утверждено техническое задание на проектирование.
  2. 14.11.2013 подведены итоги процедуры открытого запроса предложений по выбору подрядной организации на право заключения договора на разработку рабочей документации; процедура признана несостоявшейся по причине наличия только одной заявки, соответствующей требованиям закупочной документации.
  3. 10.12.2013 проведена повторная процедура открытого запроса предложений по выбору подрядной организации на право заключения договора на разработку рабочей документации.
  4. 30.01.2014 победителем процедуры открытого запроса предложений по выбору подрядной организации на право заключения договора на разработку рабочей документации признано ООО «Калининградпромстройпроект» (ул. Рижская, 14-16, г. Калининград, 236016).

По мнению Ответчика, изложенное свидетельствует, что ОАО «Янтарьэнерго» действует добросовестно, в пределах своих гражданских прав, его действия не имели целью злоупотребления своим положением как стороны публичного договора с целью нарушения интересов Заявителя. При этом в качестве одной из причин отсутствия технологического присоединения Ответчик назвал то, что Заявитель не сообщил ОАО «Янтарьэнерго» о выполнении своих обязательств по Договору. Кроме того, по мнению Ответчика, отношения, связанные с исполнением Договора, не подпадают под антимонопольное регулирование в силу их гражданско-правового характера.

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 N 10-1/100 ОАО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 года № 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относится оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг; в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – г. Гурьевск Калининградской обл.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать шесть месяцев, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Согласно пункту 5 заключенного между Заявителем и Ответчиком договора от 26.06.2012 № 537/06/12 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев. Пунктом 16 Правил установлено, что этот срок не может превышать шесть месяцев. Таким образом, датой начала исполнения обязательств со стороны ОАО «Янтарьэнерго» является 26.06.2012, датой окончания – 26.12.2012.

Со стороны Заявителя выполнены все обязательства по Договору, включая внесение платы за технологическое присоединение в сумме 587 431 руб.

На момент подачи Заявителем жалобы в антимонопольный орган, т.е. на 26.11.2013, технологическое присоединение не было осуществлено. Таким образом, с момента окончания законодательно установленного срока исполнения Договора (т.е. с 26.12.2012) до момента обращения Заявителя в антимонопольный орган (т.е. до 26.11.2013) срок неисполнения Ответчиком своих обязательств составил 11 месяцев.

Ответчик с целью выполнения своих обязательств по указанному Договору выполнил только часть необходимых для этого работ (в том числе был определен подрядчик на разработку рабочей документации).

К заседанию Комиссии 03.04.2014 Ответчиком не были представлены доказательства того, что технологическое подключение энергопринимающих устройств Заявителя фактически осуществлено.

В результате несвоевременного выполнения ОАО «Янтарьэнерго» своих обязательств по указанному Договору были ущемлены интересы Заявителя, так как отсутствие технологического присоединения стройплощадки возводимого Заявителем многоквартирного дома поставило под угрозу выполнение Заявителем его обязательств перед участниками долевого строительства многоквартирного жилого дома по адресу ул. Советская, 17 «г», г. Гурьевск, Калининградская обл. Кроме того, для того чтобы иметь возможность продолжать строительство Ответчик был вынужден приобрести автономный источник электричества (дизель-генератор), который требует значительных финансовых затрат на его содержание.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО «С.Б.-Строй», установленных пунктом 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, которые повлекли ущемление интересов Заявителя, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать ОАО «Янтарьэнерго» предписание по делу № АМЗ-07/2014 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, для чего в срок до 01 августа 2014 года произвести технологическое присоединение энергопринимающих устройств (строящийся многоквартирный жилой дом по адресу ул. Советская, 17 «г», г. Гурьевск, Калининградская обл.) ООО «С.Б.-Строй» к сетям ОАО «Янтарьэнерго». В течение пяти дней представить в антимонопольный орган информацию об исполнении указанного предписания.
  3. Контроль за исполнением предписания возложить на заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Зуеву Лидию Николаевну.
  4. Передать материалы дела № АМЗ-07/2013 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Председатель комиссии

 

 

 

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

 

 

Л.Н. Зуева

 

 

 

 

 

 

 

Д.С. Ивлиев

 

 

 

 

 

           

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № АМЗ – 07/2014 [format] => [safe_value] => № АМЗ – 07/2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-11 13:41:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-10 13:41:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1397569487 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )