РЕШЕНИЕ № АМЗ – 14/2014 о признании ОАО «Янтарьэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Номер дела: № АМЗ - 14/2014
Дата публикации: 17 апреля 2014, 12:37

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

15 апреля 2014 года

№ АМЗ - 14/2014

г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 15 апреля 2014 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 09 апреля 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

председателя Комиссии:

 

О.Е. Балуева

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

Д.С. Ивлиева

старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

с участием:

 

 

заявителя

 

 

представителя ответчика ОАО «Янтарьэнерго»

Ж.А. Боковой

по доверенности от 01.01.2014 № 320/1,

 

рассмотрев дело № АМЗ-14/2014 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (ул. Театральная, 34, г. Калининград, 236022) пункта 3 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1. 24.06.2013 в Управление ФАС России по Калининградской области (далее – КУФАС, Управление) поступила жалоба вх. № 4235 Заявителя на невыполнение ОАО «Янтарьэнерго» (далее – Ответчик) условий договора от 13.05.2011 № 774/11 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор).

В результате рассмотрения жалобы Управлением в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением в адрес ОАО «Янтарьэнерго» было направлено предупреждение от 12.09.2013 № 53 о прекращении не позднее 01.12.2013 действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем указания в технических условиях № Z-1020/11 от 19.04.2012 (приложение к договору от 13.05.2011 № 774/11 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям) точки присоединения энергопринимающего устройства к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго».

Предупреждение было получено Ответчиком 18.09.2013, но в установленный срок выполнено не было. Кроме того, продолжалось ущемление интересов Заявителя путем нарушения ОАО «Янтарьэнерго» законодательно установленных сроков технологического присоединения.

На основании изложенного в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-14/2014 (приказ КУФАС от 12.02.2014 № 34) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» пункта 3 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Существо дела в изложении Заявителя

На заседании Комиссии Заявитель сообщил, что выполнил все свои обязательства по Договору присоединения в полном объеме, включая внесение платы за технологическое присоединение (550 рублей) одновременно с заключением Договора, разработку проектной документации и согласование ее с Ответчиком 09.08.2011. Пунктом 5 договора об осуществлении технологического присоединения предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев с даты его заключения. По состоянию на дату обращения Заявителя в антимонопольный орган ОАО «Янтарьэнерго» не исполнило своих обязательств.

Неисполнение Ответчиком своих обязательств не позволяет Заявителю окончить работы, необходимые для заселения в индивидуальный жилой дом, а также не позволяет использовать этот дом в целях постоянного проживания в нем Заявителя и членов его семьи.

 

3. Существо дела в изложении Ответчика

На заседании Комиссии Ответчик сообщил антимонопольному органу следующее.

В целях технологического присоединения энергопринимающего устройства Заявителя в соответствии с Договором ОАО «Янтарьэнерго» выполнены следующие работы:

  • 10.06.2011 на интернет-сайте электронной торговой площадки «B2B-MRSK» и на сайте ОАО «Янтарьэнерго» размещены документация и уведомление о проведении закупочных процедур по выбору подрядчика на выполнение проектно-сметной документации.
  • 22.08.2011 г. разработано Техническое задание на проектирование № 17/1.СРС.2010/ЗПЭС «Строительство КТПН 15/0,4 кВ, ЛЭП 15 кВ, ВЛИ 0,4 кВ в п. Ново-дорожный Гурьевского района»
  • 25.07.2011 отчет о проведенных процедурах по выбору подрядчика на выполнение проектно-сметной документации.
  • 23.08.2011 заключение договора подряда с ООО «Профессионал»
  • 06.02.2012 Выполнение ПСД
  • 05.05.2012 на интернет-сайте электронной торговой площадки B2B-MRSK» и на сайте ОАО «Янтарьэнерго» размещены документация и уведомление о проведении открытых закупочных процедур по выбору подрядчика на выполнение СМР;
  • 04.06.2012 отчет о проведенных процедурах по выбору подрядчика на выполнение СМР;
  • 26.11.2012 заключение договора подряда с ООО «Светосистема»;
  • 26.02.2013 завершение СМР;
  • 25.06.2012 разработано Техническое задание на проектирование №47.СЭРС.2012/ЗЭС-20 «Строительство ВЛИ 0,4 кВ от ТП (новая) в пос. Ново-Дорожный Гурьевского района (второй этап)»;
  • 21.03.2013 заключение договора подряда с ООО «Профессионал» на разработку ПСД;
  • 21.03.2013 выполнение проектно-сметной документации.

В настоящее время со стороны ОАО «Янтарьэнерго» выполняются строительно-монтажные работы по титулу «Строительство КТПН 15/0,4 кВ, ЛЭП 15 кВ, ВЛИ 0,4 кВ в п. Ново-Дорожный Гурьевского района», а также выполняется проектно-сметная документация по титулу «Строительство ВЛИ 0,4 кВ от ТП (новая) в п. Ново-Дорожный Гурьевского района (второй этап)».

По мнению Ответчика, выполнение мероприятий по технологическому присоединению обусловлено независящими от него действиями третьих лиц и наличием объективных причин (необходимость строительства новых объектов электросетевого хозяйства, задержка в сроках выполнения работ подрядной организацией, отсутствие коммерческих предложений на выполнение проектно-изыскательских и строительных работ). При этом Ответчик считает, что он выполняет необходимый комплекс мероприятий и принимает все зависящие от него меры, связанные с исполнением Договора.

Кроме того, по мнению Ответчика, отношения, связанные с исполнением Договора, не подпадают под антимонопольное регулирование в силу их гражданско-правового характера.

К заседанию Комиссии Ответчик представил в антимонопольный орган информацию и документы о том, что имеется вступившее в силу решение Калининградского управления ФАС России по делу № АМЗ-95/2013 об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действиях (бездействии). В этой связи Ответчик заявил ходатайство о прекращении рассмотрения дела № АМЗ-14/2014 о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 N 10-1/100 ОАО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 года № 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относится оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг; в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – п. Ново-Дорожный Гурьевского р-на Калининградской обл.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать шесть месяцев, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Между Заявителем и ОАО «Янтарьэнеро» заключен договор от 13.05.2011 № 774/11 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. С учетом вышеизложенного датой начала исполнения обязательств со стороны ОАО «Янтарьэнерго» является 13.05.2011, датой окончания – 13.11.2011.

На момент подачи Заявителем жалобы в антимонопольный орган, т.е. на 24.06.2013, технологическое присоединение не было осуществлено. Таким образом, с момента окончания законодательно установленного срока исполнения Договора (т.е. с 13.11.2011) до момента обращения Заявителя в антимонопольный орган (т.е. до 24.06.2013) срок неисполнения Ответчиком своих обязательств составил 1 год 7 месяцев и 11 дней.

Заявителю выданы технические условия № Z-1020/11 от 19.04.2012 (приложение к Договору), согласно пункту 5 которых присоединение к электрической сети должно осуществляться в точке зажимов провода на опоре, номер которой необходимо уточнить при проектировании. Точка присоединения энергопринимающего устройства Заявителя к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго» является границей балансовой принадлежности между Заявителем и ОАО «Янтарьэнерго». Согласно разделу II Договора исполнение обязательств, прописанных в технических условиях, которые являются неотъемлемой частью Договора, возлагается как на Заявителя, так и на Ответчика: для Заявителя – выполнить работы, предусмотренные проектом электроснабжения (от энергопринимающего устройства до точки присоединения), для Ответчика – от точки присоединения до электросетевого хозяйства ОАО «Янтарьэнерго». Неуказание в выданных технических условиях точки присоединения заведомо создает для Заявителя условия, которые являются препятствием для выполнения последним обязательств согласно Договору.

В этой связи в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением в адрес ОАО «Янтарьэнерго» было направлено предупреждение от 12.09.2013 № 53 о прекращении не позднее 01.12.2013 действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем указания в технических условиях № Z-1020/11 от 19.04.2012 (приложение к договору от 13.05.2011 № 774/11 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям) точки присоединения энергопринимающего устройства к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго». Предупреждение было получено Ответчиком 18.09.2013, но в установленный срок выполнено не было.

Изложенное опровергает утверждение Ответчика о том, что он выполняет необходимый комплекс мероприятий и принимает все зависящие от него меры, связанные с исполнением Договора.

К заседанию Комиссии 09.04.2014 Ответчиком не были представлены доказательства того, что им было выполнено предупреждение антимонопольного органа от 12.09.2013 № 53 о внесении изменений в выданные Заявителю технические условия, что является препятствием для выполнения последним его обязательств согласно Договору.

Вследствие вышеизложенного технологическое подключение энергопринимающих устройств Заявителя по состоянию на 09.04.2014 (день принятия Комиссией решения по настоящему делу) фактически осуществлено не было. В результате несвоевременного выполнения ОАО «Янтарьэнерго» своих обязательств по указанному Договору были ущемлены интересы Заявителя, так как отсутствие технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома Заявителя не дает ему возможности нормально эксплуатировать этот дом в целях проживания в нем.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

На заседании 09.04.2014 Комиссией было установлено следующее.

24.05.2013 в Управление поступило коллективное обращение жителей поселка Ново-Дорожный Гурьевского района Калининградской области (далее – Заявители) (вх. № 3516) на действия ОАО «Янтарьэнерго» в части нарушения пункта 16 Правил, а именно несоблюдения сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств электросетевых хозяйств Заявителей, расположенных в п. Ново-Дорожный Гурьевского района Калининградской области, согласно договорам:

- № 472/11 (ЗЭС) от 08.04.2011;

- № 774/11 (ЗЭС) от 13.05.2011;

- № 1323/11 (ЗЭС) от 20.07.2011;

- № 1095/11 (ЗЭС) от 21.06.2011;

- № 1313/11 (ЗЭС) от 14.08.2011;

- № 755/08-у (ЗПЭС) от 21.10.2008;

- № 1093/11 (ЗЭС) от 22.06.2011;

- № 3/08-у (ЗПЭС) от 16.06.2008;

- № 2038/11 (ЗЭС) от 21.10.2011;

- № 1032/11 (ЗЭС) от 02.08.2011;

- № 1818/10 (ЗПЭС) от 19.10.2010.

По данному факту приказом Калининградского УФАС России от 30.08.2013 № 294 возбуждено дело № АМЗ-78/2013 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» в части ущемления интересов Заявителей путем несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств Общества к электрическим сетям и увеличения данного срока сверх установленного нормативными актами.

Таким образом, Комиссией установлено, что в отношении рассматриваемых Комиссией действий (бездействия) по делу № АМЗ-14/2014 имеется вступившее в силу решение Калининградского управления ФАС России по делу № АМЗ-95/2013.

Пунктом 6 части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия).

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41 и пунктом 6 части 1 и часть 2 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя, установленных пунктом 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, которые повлекли ущемление интересов Заявителя, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Прекратить рассмотрение дела № АМЗ-14/2014 в связи с наличием вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия).

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

 

 

Л.Н. Зуева

 

 

 

 

 

 

 

Д.С. Ивлиев

 

 

 

 

 

      

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 8894 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № АМЗ – 14/2014 о признании ОАО «Янтарьэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8894 [type] => solution [language] => ru [created] => 1398159658 [changed] => 1398159658 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1398159658 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

15 апреля 2014 года

№ АМЗ - 14/2014

г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 15 апреля 2014 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 09 апреля 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

председателя Комиссии:

 

О.Е. Балуева

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

Д.С. Ивлиева

старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

с участием:

 

 

заявителя

 

 

представителя ответчика ОАО «Янтарьэнерго»

Ж.А. Боковой

по доверенности от 01.01.2014 № 320/1,

 

рассмотрев дело № АМЗ-14/2014 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (ул. Театральная, 34, г. Калининград, 236022) пункта 3 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1. 24.06.2013 в Управление ФАС России по Калининградской области (далее – КУФАС, Управление) поступила жалоба вх. № 4235 Заявителя на невыполнение ОАО «Янтарьэнерго» (далее – Ответчик) условий договора от 13.05.2011 № 774/11 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор).

В результате рассмотрения жалобы Управлением в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением в адрес ОАО «Янтарьэнерго» было направлено предупреждение от 12.09.2013 № 53 о прекращении не позднее 01.12.2013 действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем указания в технических условиях № Z-1020/11 от 19.04.2012 (приложение к договору от 13.05.2011 № 774/11 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям) точки присоединения энергопринимающего устройства к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго».

Предупреждение было получено Ответчиком 18.09.2013, но в установленный срок выполнено не было. Кроме того, продолжалось ущемление интересов Заявителя путем нарушения ОАО «Янтарьэнерго» законодательно установленных сроков технологического присоединения.

На основании изложенного в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-14/2014 (приказ КУФАС от 12.02.2014 № 34) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» пункта 3 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Существо дела в изложении Заявителя

На заседании Комиссии Заявитель сообщил, что выполнил все свои обязательства по Договору присоединения в полном объеме, включая внесение платы за технологическое присоединение (550 рублей) одновременно с заключением Договора, разработку проектной документации и согласование ее с Ответчиком 09.08.2011. Пунктом 5 договора об осуществлении технологического присоединения предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев с даты его заключения. По состоянию на дату обращения Заявителя в антимонопольный орган ОАО «Янтарьэнерго» не исполнило своих обязательств.

Неисполнение Ответчиком своих обязательств не позволяет Заявителю окончить работы, необходимые для заселения в индивидуальный жилой дом, а также не позволяет использовать этот дом в целях постоянного проживания в нем Заявителя и членов его семьи.

 

3. Существо дела в изложении Ответчика

На заседании Комиссии Ответчик сообщил антимонопольному органу следующее.

В целях технологического присоединения энергопринимающего устройства Заявителя в соответствии с Договором ОАО «Янтарьэнерго» выполнены следующие работы:

  • 10.06.2011 на интернет-сайте электронной торговой площадки «B2B-MRSK» и на сайте ОАО «Янтарьэнерго» размещены документация и уведомление о проведении закупочных процедур по выбору подрядчика на выполнение проектно-сметной документации.
  • 22.08.2011 г. разработано Техническое задание на проектирование № 17/1.СРС.2010/ЗПЭС «Строительство КТПН 15/0,4 кВ, ЛЭП 15 кВ, ВЛИ 0,4 кВ в п. Ново-дорожный Гурьевского района»
  • 25.07.2011 отчет о проведенных процедурах по выбору подрядчика на выполнение проектно-сметной документации.
  • 23.08.2011 заключение договора подряда с ООО «Профессионал»
  • 06.02.2012 Выполнение ПСД
  • 05.05.2012 на интернет-сайте электронной торговой площадки B2B-MRSK» и на сайте ОАО «Янтарьэнерго» размещены документация и уведомление о проведении открытых закупочных процедур по выбору подрядчика на выполнение СМР;
  • 04.06.2012 отчет о проведенных процедурах по выбору подрядчика на выполнение СМР;
  • 26.11.2012 заключение договора подряда с ООО «Светосистема»;
  • 26.02.2013 завершение СМР;
  • 25.06.2012 разработано Техническое задание на проектирование №47.СЭРС.2012/ЗЭС-20 «Строительство ВЛИ 0,4 кВ от ТП (новая) в пос. Ново-Дорожный Гурьевского района (второй этап)»;
  • 21.03.2013 заключение договора подряда с ООО «Профессионал» на разработку ПСД;
  • 21.03.2013 выполнение проектно-сметной документации.

В настоящее время со стороны ОАО «Янтарьэнерго» выполняются строительно-монтажные работы по титулу «Строительство КТПН 15/0,4 кВ, ЛЭП 15 кВ, ВЛИ 0,4 кВ в п. Ново-Дорожный Гурьевского района», а также выполняется проектно-сметная документация по титулу «Строительство ВЛИ 0,4 кВ от ТП (новая) в п. Ново-Дорожный Гурьевского района (второй этап)».

По мнению Ответчика, выполнение мероприятий по технологическому присоединению обусловлено независящими от него действиями третьих лиц и наличием объективных причин (необходимость строительства новых объектов электросетевого хозяйства, задержка в сроках выполнения работ подрядной организацией, отсутствие коммерческих предложений на выполнение проектно-изыскательских и строительных работ). При этом Ответчик считает, что он выполняет необходимый комплекс мероприятий и принимает все зависящие от него меры, связанные с исполнением Договора.

Кроме того, по мнению Ответчика, отношения, связанные с исполнением Договора, не подпадают под антимонопольное регулирование в силу их гражданско-правового характера.

К заседанию Комиссии Ответчик представил в антимонопольный орган информацию и документы о том, что имеется вступившее в силу решение Калининградского управления ФАС России по делу № АМЗ-95/2013 об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действиях (бездействии). В этой связи Ответчик заявил ходатайство о прекращении рассмотрения дела № АМЗ-14/2014 о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 N 10-1/100 ОАО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 года № 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относится оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг; в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – п. Ново-Дорожный Гурьевского р-на Калининградской обл.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать шесть месяцев, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Между Заявителем и ОАО «Янтарьэнеро» заключен договор от 13.05.2011 № 774/11 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. С учетом вышеизложенного датой начала исполнения обязательств со стороны ОАО «Янтарьэнерго» является 13.05.2011, датой окончания – 13.11.2011.

На момент подачи Заявителем жалобы в антимонопольный орган, т.е. на 24.06.2013, технологическое присоединение не было осуществлено. Таким образом, с момента окончания законодательно установленного срока исполнения Договора (т.е. с 13.11.2011) до момента обращения Заявителя в антимонопольный орган (т.е. до 24.06.2013) срок неисполнения Ответчиком своих обязательств составил 1 год 7 месяцев и 11 дней.

Заявителю выданы технические условия № Z-1020/11 от 19.04.2012 (приложение к Договору), согласно пункту 5 которых присоединение к электрической сети должно осуществляться в точке зажимов провода на опоре, номер которой необходимо уточнить при проектировании. Точка присоединения энергопринимающего устройства Заявителя к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго» является границей балансовой принадлежности между Заявителем и ОАО «Янтарьэнерго». Согласно разделу II Договора исполнение обязательств, прописанных в технических условиях, которые являются неотъемлемой частью Договора, возлагается как на Заявителя, так и на Ответчика: для Заявителя – выполнить работы, предусмотренные проектом электроснабжения (от энергопринимающего устройства до точки присоединения), для Ответчика – от точки присоединения до электросетевого хозяйства ОАО «Янтарьэнерго». Неуказание в выданных технических условиях точки присоединения заведомо создает для Заявителя условия, которые являются препятствием для выполнения последним обязательств согласно Договору.

В этой связи в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением в адрес ОАО «Янтарьэнерго» было направлено предупреждение от 12.09.2013 № 53 о прекращении не позднее 01.12.2013 действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем указания в технических условиях № Z-1020/11 от 19.04.2012 (приложение к договору от 13.05.2011 № 774/11 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям) точки присоединения энергопринимающего устройства к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго». Предупреждение было получено Ответчиком 18.09.2013, но в установленный срок выполнено не было.

Изложенное опровергает утверждение Ответчика о том, что он выполняет необходимый комплекс мероприятий и принимает все зависящие от него меры, связанные с исполнением Договора.

К заседанию Комиссии 09.04.2014 Ответчиком не были представлены доказательства того, что им было выполнено предупреждение антимонопольного органа от 12.09.2013 № 53 о внесении изменений в выданные Заявителю технические условия, что является препятствием для выполнения последним его обязательств согласно Договору.

Вследствие вышеизложенного технологическое подключение энергопринимающих устройств Заявителя по состоянию на 09.04.2014 (день принятия Комиссией решения по настоящему делу) фактически осуществлено не было. В результате несвоевременного выполнения ОАО «Янтарьэнерго» своих обязательств по указанному Договору были ущемлены интересы Заявителя, так как отсутствие технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома Заявителя не дает ему возможности нормально эксплуатировать этот дом в целях проживания в нем.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

На заседании 09.04.2014 Комиссией было установлено следующее.

24.05.2013 в Управление поступило коллективное обращение жителей поселка Ново-Дорожный Гурьевского района Калининградской области (далее – Заявители) (вх. № 3516) на действия ОАО «Янтарьэнерго» в части нарушения пункта 16 Правил, а именно несоблюдения сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств электросетевых хозяйств Заявителей, расположенных в п. Ново-Дорожный Гурьевского района Калининградской области, согласно договорам:

- № 472/11 (ЗЭС) от 08.04.2011;

- № 774/11 (ЗЭС) от 13.05.2011;

- № 1323/11 (ЗЭС) от 20.07.2011;

- № 1095/11 (ЗЭС) от 21.06.2011;

- № 1313/11 (ЗЭС) от 14.08.2011;

- № 755/08-у (ЗПЭС) от 21.10.2008;

- № 1093/11 (ЗЭС) от 22.06.2011;

- № 3/08-у (ЗПЭС) от 16.06.2008;

- № 2038/11 (ЗЭС) от 21.10.2011;

- № 1032/11 (ЗЭС) от 02.08.2011;

- № 1818/10 (ЗПЭС) от 19.10.2010.

По данному факту приказом Калининградского УФАС России от 30.08.2013 № 294 возбуждено дело № АМЗ-78/2013 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» в части ущемления интересов Заявителей путем несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств Общества к электрическим сетям и увеличения данного срока сверх установленного нормативными актами.

Таким образом, Комиссией установлено, что в отношении рассматриваемых Комиссией действий (бездействия) по делу № АМЗ-14/2014 имеется вступившее в силу решение Калининградского управления ФАС России по делу № АМЗ-95/2013.

Пунктом 6 части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия).

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41 и пунктом 6 части 1 и часть 2 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя, установленных пунктом 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, которые повлекли ущемление интересов Заявителя, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Прекратить рассмотрение дела № АМЗ-14/2014 в связи с наличием вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия).

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

 

 

Л.Н. Зуева

 

 

 

 

 

 

 

Д.С. Ивлиев

 

 

 

 

 

      

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

15 апреля 2014 года

№ АМЗ - 14/2014

г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 15 апреля 2014 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 09 апреля 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

председателя Комиссии:

 

О.Е. Балуева

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

Д.С. Ивлиева

старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

с участием:

 

 

заявителя

 

 

представителя ответчика ОАО «Янтарьэнерго»

Ж.А. Боковой

по доверенности от 01.01.2014 № 320/1,

 

рассмотрев дело № АМЗ-14/2014 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (ул. Театральная, 34, г. Калининград, 236022) пункта 3 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1. 24.06.2013 в Управление ФАС России по Калининградской области (далее – КУФАС, Управление) поступила жалоба вх. № 4235 Заявителя на невыполнение ОАО «Янтарьэнерго» (далее – Ответчик) условий договора от 13.05.2011 № 774/11 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор).

В результате рассмотрения жалобы Управлением в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением в адрес ОАО «Янтарьэнерго» было направлено предупреждение от 12.09.2013 № 53 о прекращении не позднее 01.12.2013 действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем указания в технических условиях № Z-1020/11 от 19.04.2012 (приложение к договору от 13.05.2011 № 774/11 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям) точки присоединения энергопринимающего устройства к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго».

Предупреждение было получено Ответчиком 18.09.2013, но в установленный срок выполнено не было. Кроме того, продолжалось ущемление интересов Заявителя путем нарушения ОАО «Янтарьэнерго» законодательно установленных сроков технологического присоединения.

На основании изложенного в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-14/2014 (приказ КУФАС от 12.02.2014 № 34) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» пункта 3 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Существо дела в изложении Заявителя

На заседании Комиссии Заявитель сообщил, что выполнил все свои обязательства по Договору присоединения в полном объеме, включая внесение платы за технологическое присоединение (550 рублей) одновременно с заключением Договора, разработку проектной документации и согласование ее с Ответчиком 09.08.2011. Пунктом 5 договора об осуществлении технологического присоединения предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев с даты его заключения. По состоянию на дату обращения Заявителя в антимонопольный орган ОАО «Янтарьэнерго» не исполнило своих обязательств.

Неисполнение Ответчиком своих обязательств не позволяет Заявителю окончить работы, необходимые для заселения в индивидуальный жилой дом, а также не позволяет использовать этот дом в целях постоянного проживания в нем Заявителя и членов его семьи.

 

3. Существо дела в изложении Ответчика

На заседании Комиссии Ответчик сообщил антимонопольному органу следующее.

В целях технологического присоединения энергопринимающего устройства Заявителя в соответствии с Договором ОАО «Янтарьэнерго» выполнены следующие работы:

  • 10.06.2011 на интернет-сайте электронной торговой площадки «B2B-MRSK» и на сайте ОАО «Янтарьэнерго» размещены документация и уведомление о проведении закупочных процедур по выбору подрядчика на выполнение проектно-сметной документации.
  • 22.08.2011 г. разработано Техническое задание на проектирование № 17/1.СРС.2010/ЗПЭС «Строительство КТПН 15/0,4 кВ, ЛЭП 15 кВ, ВЛИ 0,4 кВ в п. Ново-дорожный Гурьевского района»
  • 25.07.2011 отчет о проведенных процедурах по выбору подрядчика на выполнение проектно-сметной документации.
  • 23.08.2011 заключение договора подряда с ООО «Профессионал»
  • 06.02.2012 Выполнение ПСД
  • 05.05.2012 на интернет-сайте электронной торговой площадки B2B-MRSK» и на сайте ОАО «Янтарьэнерго» размещены документация и уведомление о проведении открытых закупочных процедур по выбору подрядчика на выполнение СМР;
  • 04.06.2012 отчет о проведенных процедурах по выбору подрядчика на выполнение СМР;
  • 26.11.2012 заключение договора подряда с ООО «Светосистема»;
  • 26.02.2013 завершение СМР;
  • 25.06.2012 разработано Техническое задание на проектирование №47.СЭРС.2012/ЗЭС-20 «Строительство ВЛИ 0,4 кВ от ТП (новая) в пос. Ново-Дорожный Гурьевского района (второй этап)»;
  • 21.03.2013 заключение договора подряда с ООО «Профессионал» на разработку ПСД;
  • 21.03.2013 выполнение проектно-сметной документации.

В настоящее время со стороны ОАО «Янтарьэнерго» выполняются строительно-монтажные работы по титулу «Строительство КТПН 15/0,4 кВ, ЛЭП 15 кВ, ВЛИ 0,4 кВ в п. Ново-Дорожный Гурьевского района», а также выполняется проектно-сметная документация по титулу «Строительство ВЛИ 0,4 кВ от ТП (новая) в п. Ново-Дорожный Гурьевского района (второй этап)».

По мнению Ответчика, выполнение мероприятий по технологическому присоединению обусловлено независящими от него действиями третьих лиц и наличием объективных причин (необходимость строительства новых объектов электросетевого хозяйства, задержка в сроках выполнения работ подрядной организацией, отсутствие коммерческих предложений на выполнение проектно-изыскательских и строительных работ). При этом Ответчик считает, что он выполняет необходимый комплекс мероприятий и принимает все зависящие от него меры, связанные с исполнением Договора.

Кроме того, по мнению Ответчика, отношения, связанные с исполнением Договора, не подпадают под антимонопольное регулирование в силу их гражданско-правового характера.

К заседанию Комиссии Ответчик представил в антимонопольный орган информацию и документы о том, что имеется вступившее в силу решение Калининградского управления ФАС России по делу № АМЗ-95/2013 об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действиях (бездействии). В этой связи Ответчик заявил ходатайство о прекращении рассмотрения дела № АМЗ-14/2014 о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 N 10-1/100 ОАО «Янтарьэнерго» включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 года № 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относится оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг; в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – п. Ново-Дорожный Гурьевского р-на Калининградской обл.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать шесть месяцев, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Между Заявителем и ОАО «Янтарьэнеро» заключен договор от 13.05.2011 № 774/11 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. С учетом вышеизложенного датой начала исполнения обязательств со стороны ОАО «Янтарьэнерго» является 13.05.2011, датой окончания – 13.11.2011.

На момент подачи Заявителем жалобы в антимонопольный орган, т.е. на 24.06.2013, технологическое присоединение не было осуществлено. Таким образом, с момента окончания законодательно установленного срока исполнения Договора (т.е. с 13.11.2011) до момента обращения Заявителя в антимонопольный орган (т.е. до 24.06.2013) срок неисполнения Ответчиком своих обязательств составил 1 год 7 месяцев и 11 дней.

Заявителю выданы технические условия № Z-1020/11 от 19.04.2012 (приложение к Договору), согласно пункту 5 которых присоединение к электрической сети должно осуществляться в точке зажимов провода на опоре, номер которой необходимо уточнить при проектировании. Точка присоединения энергопринимающего устройства Заявителя к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго» является границей балансовой принадлежности между Заявителем и ОАО «Янтарьэнерго». Согласно разделу II Договора исполнение обязательств, прописанных в технических условиях, которые являются неотъемлемой частью Договора, возлагается как на Заявителя, так и на Ответчика: для Заявителя – выполнить работы, предусмотренные проектом электроснабжения (от энергопринимающего устройства до точки присоединения), для Ответчика – от точки присоединения до электросетевого хозяйства ОАО «Янтарьэнерго». Неуказание в выданных технических условиях точки присоединения заведомо создает для Заявителя условия, которые являются препятствием для выполнения последним обязательств согласно Договору.

В этой связи в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением в адрес ОАО «Янтарьэнерго» было направлено предупреждение от 12.09.2013 № 53 о прекращении не позднее 01.12.2013 действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем указания в технических условиях № Z-1020/11 от 19.04.2012 (приложение к договору от 13.05.2011 № 774/11 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям) точки присоединения энергопринимающего устройства к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго». Предупреждение было получено Ответчиком 18.09.2013, но в установленный срок выполнено не было.

Изложенное опровергает утверждение Ответчика о том, что он выполняет необходимый комплекс мероприятий и принимает все зависящие от него меры, связанные с исполнением Договора.

К заседанию Комиссии 09.04.2014 Ответчиком не были представлены доказательства того, что им было выполнено предупреждение антимонопольного органа от 12.09.2013 № 53 о внесении изменений в выданные Заявителю технические условия, что является препятствием для выполнения последним его обязательств согласно Договору.

Вследствие вышеизложенного технологическое подключение энергопринимающих устройств Заявителя по состоянию на 09.04.2014 (день принятия Комиссией решения по настоящему делу) фактически осуществлено не было. В результате несвоевременного выполнения ОАО «Янтарьэнерго» своих обязательств по указанному Договору были ущемлены интересы Заявителя, так как отсутствие технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома Заявителя не дает ему возможности нормально эксплуатировать этот дом в целях проживания в нем.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

На заседании 09.04.2014 Комиссией было установлено следующее.

24.05.2013 в Управление поступило коллективное обращение жителей поселка Ново-Дорожный Гурьевского района Калининградской области (далее – Заявители) (вх. № 3516) на действия ОАО «Янтарьэнерго» в части нарушения пункта 16 Правил, а именно несоблюдения сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств электросетевых хозяйств Заявителей, расположенных в п. Ново-Дорожный Гурьевского района Калининградской области, согласно договорам:

- № 472/11 (ЗЭС) от 08.04.2011;

- № 774/11 (ЗЭС) от 13.05.2011;

- № 1323/11 (ЗЭС) от 20.07.2011;

- № 1095/11 (ЗЭС) от 21.06.2011;

- № 1313/11 (ЗЭС) от 14.08.2011;

- № 755/08-у (ЗПЭС) от 21.10.2008;

- № 1093/11 (ЗЭС) от 22.06.2011;

- № 3/08-у (ЗПЭС) от 16.06.2008;

- № 2038/11 (ЗЭС) от 21.10.2011;

- № 1032/11 (ЗЭС) от 02.08.2011;

- № 1818/10 (ЗПЭС) от 19.10.2010.

По данному факту приказом Калининградского УФАС России от 30.08.2013 № 294 возбуждено дело № АМЗ-78/2013 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» в части ущемления интересов Заявителей путем несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств Общества к электрическим сетям и увеличения данного срока сверх установленного нормативными актами.

Таким образом, Комиссией установлено, что в отношении рассматриваемых Комиссией действий (бездействия) по делу № АМЗ-14/2014 имеется вступившее в силу решение Калининградского управления ФАС России по делу № АМЗ-95/2013.

Пунктом 6 части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия).

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41 и пунктом 6 части 1 и часть 2 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя, установленных пунктом 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, которые повлекли ущемление интересов Заявителя, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Прекратить рассмотрение дела № АМЗ-14/2014 в связи с наличием вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия).

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

О.Е. Балуев

Члены комиссии:

 

 

 

Л.Н. Зуева

 

 

 

 

 

 

 

Д.С. Ивлиев

 

 

 

 

 

           

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № АМЗ - 14/2014 [format] => [safe_value] => № АМЗ - 14/2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-17 09:37:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-15 09:37:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1398159658 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )