РЕШЕНИЕ № АМЗ – 127/2013 о признании ОАО «Янтарьэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Номер дела: № АМЗ-127/2013
Дата публикации: 6 марта 2014, 16:12

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

04 марта 2014 года

№ АМЗ-127/2013

г. Калининград

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 04 марта 2014 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 18 февраля 2014 года.

 

Комиссия по рассмотрению дела № АМЗ-127/2013 о нарушении ОАО «Янтарьэнерго» антимонопольного законодательства в составе:

 

Председателя комиссии:

 

О.Е. Балуева

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

Членов комиссии:

О.А. Железновой

главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

А.А. Овагимян

ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

в присутствии:

 

 

представителя заявителя

А.А. Коваленко

 

на основании доверенности от 15.10.2013 № 39АА 0699061

представителя Ответчика ОАО «Янтарьэнерго»

 

Ж.А. Боковой

 

на основании доверенности от 01.01.2014 № 320/1,

 

рассмотрев дело № АМЗ-127/2013 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (236035, г. Калининград, ул. Театральная, 34) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее — Управление) поступило заявление гр. Кулинченко О.А. (далее — Заявитель) (вх. № 5773 от 20.08.2013) на неправомерные действия ОАО «Янтарьэнерго» (далее — Ответчик), выразившиеся в неисполнении ОАО «Янтарьэнерго» мероприятий по договору от 31.08.2010 № 1572/10 (ЗПЭС) (далее - договор) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств жилого дома заявителя, расположенного по адресу: Калининградская обл., г. Пионерский, ул. Заозерная, дом 54.

В результате рассмотрения жалобы Калининградским управлением ФАС России (далее – КУФАС) в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-127/2013 (приказ КУФАС от 11.12.2013 № 431) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в ущемлении интересов Заявителя путем несоблюдения сроков технологического присоединения его энергопринимающих устройств к электрическим сетям и увеличением данного срока сверх установленного нормативными актами.

 

1. Существо дела в изложении заявителя.

09.07.2010 заявитель подала в ОАО «Янтарьэнерго» заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям Ответчика жилого дома, находящегося по адресу: Калининградская область, г. Пионерский, ул. Заозерная, дом № 54, по результатам рассмотрения которой ею были получены Договор технологического присоединения к электрическим сетям № 1572/10 (ЗЭС) от 31.08.2010 и технические условия № Z-1805/10 от 28.07.2010.

Все обязательства по договору, включая разработку проектной документации в границах своего земельного участка, выполнены Заявителем в полном объёме.

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению был определён сторонами договора в 6 месяцев со дня заключения указанного договора, т.е. датой окончания исполнения обязательств ОАО «Янтарьэнерго» является 28.02.2011 года. По состоянию на 16.08.2013 ОАО «Янтарьэнерго» свои обязательства не исполнило.

Заявитель полагает, что ОАО «Янтарьэнерго» злоупотребляет своим доминирующим положением. Позиция Заявителя основана на том, что ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов других лиц. Ответчик же находится в состоянии естественной монополии.

Заявитель считает, что бездействие Ответчика нарушает положения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии … к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, и ущемляет её права, т. к. отсутствие технологического присоединения энергопринимающих устройств принадлежащего ей на праве собственности жилого дома не позволяет Заявителю использовать его как надлежащее жилое помещение, препятствует нормальной эксплуатации недвижимого имущества и проживанию, вынуждает использовать дополнительные источники электропитания, что существенно влияет на бюджет семьи.

Исходя из вышеизложенного Заявитель просит применить меры антимонопольного контроля с целью понуждения ОАО «Янтарьэнерго» к исполнению обязанностей по договору № 1572/10 (ЗПЭС) от 31.08.2010.

 

2. Существо дела в изложении Ответчика.

31.08.2010 между ОАО «Янтарьэнерго» и Кулинченко О.А. был заключен договор технологического присоединения к электрическим сетям № 1572/10 (ЗЭС).

В целях технологического присоединения жилого дома гр. Кулинченко О.А. Обществом разработано и утверждено техническое задание на проектирование: № 24.СРС.2011/ЗЭС-23 от 20.02.2011 «Строительство МТП 15/0,4 Кв, ЛЭП 15 Кв от ВЛ 15 кВ, ВЛИ 0,4 кВ в г. Пионерский, с/м «Заозерный» Зеленоградского района»; проведены конкурсные процедуры по выбору подрядных организаций для выполнения проектно-изыскательских (июнь-июль 2011 года) и строительно-монтажных работ (февраль-март 2012 года), по результатам которых были определены подрядные организации и заключены следующие договоры: с ООО Профессионал» — на выполнение проектных работ от 23.08.2011 № 621 (со сроком выполнения работ — 3 месяца) и с ООО «Энерго - Систем Калининград» — договор подряда от 18.04.2013 № 343.

Проектные работы были сданы подрядчиком 03.05.2012 года по акту сдачи-приёмки продукции № 21. В связи с грубым нарушением сроков исполнения обязательств ООО «Энерго - Систем Калининград» по договору подряда на выполнение строительно-монтажных работ от 18.04.2013 № 343 Обществом решен вопрос о расторжении указанного договора, проводятся конкурсные процедуры по выбору иной подрядной организации на завершение строительно-монтажных работ.

Кроме того, по мнению Общества, отношения, связанные с исполнением договора, не подпадают под антимонопольное регулирование в силу их гражданско-правового характера, вытекающего из исполнения договора. Нарушение сроков технологического присоединения к электрическим сетям объекта может повлечь лишь гражданско-правовые последствия, предусмотренные ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, и не является нарушением антимонопольного законодательства.

В связи с вышеизложенным отсутствуют основания для признания Общества нарушившим Закон о защите конкуренции.

 

3. В ходе рассмотрения дела комиссией установлено следующее.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 г. N 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относятся оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договоров с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование, и обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с указанным законом на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – г. Пионерский, с/м «Заозерный» Зеленоградского района, Калининградской области.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать шесть месяцев.

По договору № 1572/10 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения от 31.08.2010 (далее - договор) ОАО «Янтарьэнерго» обязуется оказать услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Заявителя, а именно жилого дома, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Пионерский, ул. Заозерная, дом 54.

Согласно п. 1.2. договора, его неотъемлемой частью являются Технические условия для присоединения к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго» согласно приложению, а именно, № Z-1805/10 (объект — жилой дом) от 28.07.2010 года (далее — ТУ-10).

В п. 5 ТУ-10 указано, что присоединение к электросети осуществляется в следующих точках: зажим провода на опоре № (уточнить при проектировании) ВЛИ 0,4 кВ Л-новая от ТП 15/0,4 кВ(новая), т. е. ОАО «Янтарьэнерго» на дату заключения договора и дату согласования 01.12.2010 рабочего проекта электроснабжения департаментом технологических присоединений ОАО «Янтарьэнерго» не была определена точка присоединения к электросети, в связи с чем Заявитель не имела возможности ранее выполнить обязательства по п. 7 ТУ в полном объёме.

 

Пунктами 7 и 8 ТУ-10 (п. 10 и 11 ТУ-13) определены обязательства Заявителя и Ответчика, в том числе:

  •  в соответствии с п. 8 ТУ-10 (п. 10 ТУ-13) Ответчику надлежит построить трансформаторную подстанцию (ТП) 15/0,4 кВ с трансформатором потребной мощности; от ВЛ 15-88 от ТП построить ЛЭП 15 кВ с проводом АС - 50 (SAX-50) на железобетонных опорах (протяжённость 700 м) …; разработать проект электроснабжения с/м «Заозерный» на напряжение 0,4 кВ; в соответствии с разработанным проектом от ТП до участка застройки Кулинченко О.А. построить ВЛИ 0,4 кВ сечением токопроводящих жил на менее 70 кв. мм (протяжённость 250 м).

20.02.2011 Ответчиком было разработано и утверждено Техническое задание на проектирование № 24.СРС.2011/ЗЭС-23 «Строительство МТП 15/0,4 кВ,ЛЭП 15 кВ от ВЛ 15-88, ВЛИ 0,4 кВ в г. Пионерский с/м «Заозерный» Зеленоградского района»; с 08.06.2011 проводились конкурсные процедуры по выбору подрядной организации на выполнение указанных проектных работ и была определена подрядная организация — ООО «Профессионал». 23.08.2011 с ООО «Профессионал» был заключен договор подряда № 621 на выполнение проектных работ, который был выполнен и сдан по акту сдачи приёмки продукции 03.05.2012; с 30.02.2012 проведены конкурсные процедуры по выбору подрядной организации на выполнение строительно-монтажных работ, определена подрядная организация — ООО «Энерго — Систем Калининград» (далее — Подрядчик), с которой 18.04.2012 Ответчиком был заключен договор подряда № 343. В связи с длительным неисполнением Подрядчиком Договора № 343, Ответчиком, по результатам неоднократного проведения конкурсных процедур была определена подрядная организация на завершение строительно-монтажных работ — ООО «СтройЭнергоМир», с которой 31.12.2013 был заключен договор № 943 со сроком исполнения 3 месяца.

В связи с выдачей ОАО «Янтарьэнерго» предупреждения КУФАС от 30.10.2013 № 70 Ответчиком в адрес Заявителя было направлено для заключения дополнительное соглашение, согласно которому взамен ТУ-10 подготовлены технические условия № Z - 4744/13 от 21.11.2013 (далее — ТУ-13). В соответствии с п. 7 ТУ-13 Ответчиком уточнена точка присоединения: зажим провода на опоре № 9 ВЛИ 0,4 кВ от ТП 15/0,4 кВ (Новая). Пунктами 10 и 11 ТУ-13 определены обязательства Заявителя и Ответчика. Указанное дополнительное соглашение Заявителем не подписано;

- Согласно п. 2.2.1. договора № 1572/10 на Заявителя возложена обязанность: разработать проектную документацию в границах своего земельного участка, согласно обязательствам, предусмотренным ТУ и выполнить ряд требований к монтажу.

10.10.2010 ООО «ЕВКиК» разработан рабочий проект электроснабжения жилого дома (заказчик — Кулинченко О.А.) по адресу: Калининградская обл., г. Пионерский, ул. Заозерная, дом 54, что подтверждает выполнение со стороны Заявителя части обязанностей по п. 7 ТУ-10 и п. 11 ТУ-13.

Согласно пункту 1.4. договора от 31.08.2010 № 1572/10 (ЗЭС) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего Договора, что соответствует требованиям пункта 16 Правил, согласно которым установлено, что этот срок не может превышать шесть месяцев.

Таким образом, срок исполнения обязательств ОАО «Янтарьэнерго» по п. 1.4 договора истёк 28.02.2011 года. На день принятия настоящего решения (18.02.2014) срок неисполнения Ответчиком вышеуказанных обязательств составляет 3 года 5 месяцев 18 дней.

ОАО «Янтарьэнерго» не представило доказательств о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших ему своевременно осуществить технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения и условиями заключенного договора при соблюдении баланса интересов заявителя и сетевой организации, в том числе таких, как совершение заявителем действий, способствовавших затягиванию сроков на осуществление технологического присоединения, невыполнение в установленный срок требований технических условий по монтажу энергопринимающих устройств на своем земельном участке.

Ответчик с целью выполнения своих обязательств по Договору выполнил только часть необходимых для этого работ (было подготовлено и утверждено техническое задание на проектирование, проведены конкурсные процедуры по выбору подрядных организаций на выполнение проектных и строительно-монтажных работ, разработана и утверждена проектная документация, однако, строительно-монтажные работы до настоящего времени не завершены). Заявитель же исполнил свои обязательства по договору и техническим условиям, о чём уведомил Ответчика, согласовав 01.12.2010 года с департаментом технологических присоединений ОАО «Янтарьэнерго» рабочий проект электроснабжения жилого дома по ул. Заозерной, дом 54 в г. Пионерский, а также сообщив Ответчику 27.03.2012 (вх. № 3819) о выполнении со своей стороны обязательств по договору и ТУ.

В ходе заседания Комиссии 18 февраля 2014 года Ответчик и Заявитель подтвердили, что действия по технологическому присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств Заявителя к электросетевому хозяйству ОАО «Янтарьэнерго» не осуществлены.

В результате несвоевременного выполнения ОАО «Янтарьэнерго» своих обязательств по указанному Договору были ущемлены интересы Заявителя, так как отсутствие технологического присоединения энергопринимающих устройств принадлежащего ей на праве собственности жилого дома не позволяет Заявителю использовать его как надлежащее жилое помещение, препятствует нормальной эксплуатации недвижимого имущества и проживанию, вынуждает использовать дополнительные источники электропитания, что существенно влияет на бюджет семьи. Согласно представленным Заявителем сведениям её дополнительные расходы, связанные с неисполнением Ответчиком своих обязательств по вышеуказанному договору, по состоянию на 01.01.2014 года составили 353 520 рублей.

 

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

 

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств Кулинченко О.А. установленных пунктом 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, которые повлекли ущемление интересов Заявителя, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «Янтарьэнерго» предписание по делу № АМЗ-127/2013 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Контроль за исполнением предписания возложить на главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Железнову Ольгу Александровну.

4. Передать материалы дела № АМЗ-127/2013 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении ОАО «Янтарьэнерго» к административной ответственности.

 

Председатель комиссии,

заместитель руководителя

Калининградского УФАС России

 

О.Е. Балуев

 

Члены комиссии:

 

Главный специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России

 

О.А. Железнова

 

Ведущий специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России

 

А.А. Овагимян

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 8956 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № АМЗ – 127/2013 о признании ОАО «Янтарьэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8956 [type] => solution [language] => ru [created] => 1398863699 [changed] => 1398863699 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1398863699 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

04 марта 2014 года

№ АМЗ-127/2013

г. Калининград

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 04 марта 2014 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 18 февраля 2014 года.

 

Комиссия по рассмотрению дела № АМЗ-127/2013 о нарушении ОАО «Янтарьэнерго» антимонопольного законодательства в составе:

 

Председателя комиссии:

 

О.Е. Балуева

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

Членов комиссии:

О.А. Железновой

главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

А.А. Овагимян

ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

в присутствии:

 

 

представителя заявителя

А.А. Коваленко

 

на основании доверенности от 15.10.2013 № 39АА 0699061

представителя Ответчика ОАО «Янтарьэнерго»

 

Ж.А. Боковой

 

на основании доверенности от 01.01.2014 № 320/1,

 

рассмотрев дело № АМЗ-127/2013 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (236035, г. Калининград, ул. Театральная, 34) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее — Управление) поступило заявление гр. Кулинченко О.А. (далее — Заявитель) (вх. № 5773 от 20.08.2013) на неправомерные действия ОАО «Янтарьэнерго» (далее — Ответчик), выразившиеся в неисполнении ОАО «Янтарьэнерго» мероприятий по договору от 31.08.2010 № 1572/10 (ЗПЭС) (далее - договор) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств жилого дома заявителя, расположенного по адресу: Калининградская обл., г. Пионерский, ул. Заозерная, дом 54.

В результате рассмотрения жалобы Калининградским управлением ФАС России (далее – КУФАС) в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-127/2013 (приказ КУФАС от 11.12.2013 № 431) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в ущемлении интересов Заявителя путем несоблюдения сроков технологического присоединения его энергопринимающих устройств к электрическим сетям и увеличением данного срока сверх установленного нормативными актами.

 

1. Существо дела в изложении заявителя.

09.07.2010 заявитель подала в ОАО «Янтарьэнерго» заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям Ответчика жилого дома, находящегося по адресу: Калининградская область, г. Пионерский, ул. Заозерная, дом № 54, по результатам рассмотрения которой ею были получены Договор технологического присоединения к электрическим сетям № 1572/10 (ЗЭС) от 31.08.2010 и технические условия № Z-1805/10 от 28.07.2010.

Все обязательства по договору, включая разработку проектной документации в границах своего земельного участка, выполнены Заявителем в полном объёме.

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению был определён сторонами договора в 6 месяцев со дня заключения указанного договора, т.е. датой окончания исполнения обязательств ОАО «Янтарьэнерго» является 28.02.2011 года. По состоянию на 16.08.2013 ОАО «Янтарьэнерго» свои обязательства не исполнило.

Заявитель полагает, что ОАО «Янтарьэнерго» злоупотребляет своим доминирующим положением. Позиция Заявителя основана на том, что ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов других лиц. Ответчик же находится в состоянии естественной монополии.

Заявитель считает, что бездействие Ответчика нарушает положения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии … к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, и ущемляет её права, т. к. отсутствие технологического присоединения энергопринимающих устройств принадлежащего ей на праве собственности жилого дома не позволяет Заявителю использовать его как надлежащее жилое помещение, препятствует нормальной эксплуатации недвижимого имущества и проживанию, вынуждает использовать дополнительные источники электропитания, что существенно влияет на бюджет семьи.

Исходя из вышеизложенного Заявитель просит применить меры антимонопольного контроля с целью понуждения ОАО «Янтарьэнерго» к исполнению обязанностей по договору № 1572/10 (ЗПЭС) от 31.08.2010.

 

2. Существо дела в изложении Ответчика.

31.08.2010 между ОАО «Янтарьэнерго» и Кулинченко О.А. был заключен договор технологического присоединения к электрическим сетям № 1572/10 (ЗЭС).

В целях технологического присоединения жилого дома гр. Кулинченко О.А. Обществом разработано и утверждено техническое задание на проектирование: № 24.СРС.2011/ЗЭС-23 от 20.02.2011 «Строительство МТП 15/0,4 Кв, ЛЭП 15 Кв от ВЛ 15 кВ, ВЛИ 0,4 кВ в г. Пионерский, с/м «Заозерный» Зеленоградского района»; проведены конкурсные процедуры по выбору подрядных организаций для выполнения проектно-изыскательских (июнь-июль 2011 года) и строительно-монтажных работ (февраль-март 2012 года), по результатам которых были определены подрядные организации и заключены следующие договоры: с ООО Профессионал» — на выполнение проектных работ от 23.08.2011 № 621 (со сроком выполнения работ — 3 месяца) и с ООО «Энерго - Систем Калининград» — договор подряда от 18.04.2013 № 343.

Проектные работы были сданы подрядчиком 03.05.2012 года по акту сдачи-приёмки продукции № 21. В связи с грубым нарушением сроков исполнения обязательств ООО «Энерго - Систем Калининград» по договору подряда на выполнение строительно-монтажных работ от 18.04.2013 № 343 Обществом решен вопрос о расторжении указанного договора, проводятся конкурсные процедуры по выбору иной подрядной организации на завершение строительно-монтажных работ.

Кроме того, по мнению Общества, отношения, связанные с исполнением договора, не подпадают под антимонопольное регулирование в силу их гражданско-правового характера, вытекающего из исполнения договора. Нарушение сроков технологического присоединения к электрическим сетям объекта может повлечь лишь гражданско-правовые последствия, предусмотренные ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, и не является нарушением антимонопольного законодательства.

В связи с вышеизложенным отсутствуют основания для признания Общества нарушившим Закон о защите конкуренции.

 

3. В ходе рассмотрения дела комиссией установлено следующее.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 г. N 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относятся оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договоров с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование, и обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с указанным законом на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – г. Пионерский, с/м «Заозерный» Зеленоградского района, Калининградской области.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать шесть месяцев.

По договору № 1572/10 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения от 31.08.2010 (далее - договор) ОАО «Янтарьэнерго» обязуется оказать услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Заявителя, а именно жилого дома, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Пионерский, ул. Заозерная, дом 54.

Согласно п. 1.2. договора, его неотъемлемой частью являются Технические условия для присоединения к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго» согласно приложению, а именно, № Z-1805/10 (объект — жилой дом) от 28.07.2010 года (далее — ТУ-10).

В п. 5 ТУ-10 указано, что присоединение к электросети осуществляется в следующих точках: зажим провода на опоре № (уточнить при проектировании) ВЛИ 0,4 кВ Л-новая от ТП 15/0,4 кВ(новая), т. е. ОАО «Янтарьэнерго» на дату заключения договора и дату согласования 01.12.2010 рабочего проекта электроснабжения департаментом технологических присоединений ОАО «Янтарьэнерго» не была определена точка присоединения к электросети, в связи с чем Заявитель не имела возможности ранее выполнить обязательства по п. 7 ТУ в полном объёме.

 

Пунктами 7 и 8 ТУ-10 (п. 10 и 11 ТУ-13) определены обязательства Заявителя и Ответчика, в том числе:

  •  в соответствии с п. 8 ТУ-10 (п. 10 ТУ-13) Ответчику надлежит построить трансформаторную подстанцию (ТП) 15/0,4 кВ с трансформатором потребной мощности; от ВЛ 15-88 от ТП построить ЛЭП 15 кВ с проводом АС - 50 (SAX-50) на железобетонных опорах (протяжённость 700 м) …; разработать проект электроснабжения с/м «Заозерный» на напряжение 0,4 кВ; в соответствии с разработанным проектом от ТП до участка застройки Кулинченко О.А. построить ВЛИ 0,4 кВ сечением токопроводящих жил на менее 70 кв. мм (протяжённость 250 м).

20.02.2011 Ответчиком было разработано и утверждено Техническое задание на проектирование № 24.СРС.2011/ЗЭС-23 «Строительство МТП 15/0,4 кВ,ЛЭП 15 кВ от ВЛ 15-88, ВЛИ 0,4 кВ в г. Пионерский с/м «Заозерный» Зеленоградского района»; с 08.06.2011 проводились конкурсные процедуры по выбору подрядной организации на выполнение указанных проектных работ и была определена подрядная организация — ООО «Профессионал». 23.08.2011 с ООО «Профессионал» был заключен договор подряда № 621 на выполнение проектных работ, который был выполнен и сдан по акту сдачи приёмки продукции 03.05.2012; с 30.02.2012 проведены конкурсные процедуры по выбору подрядной организации на выполнение строительно-монтажных работ, определена подрядная организация — ООО «Энерго — Систем Калининград» (далее — Подрядчик), с которой 18.04.2012 Ответчиком был заключен договор подряда № 343. В связи с длительным неисполнением Подрядчиком Договора № 343, Ответчиком, по результатам неоднократного проведения конкурсных процедур была определена подрядная организация на завершение строительно-монтажных работ — ООО «СтройЭнергоМир», с которой 31.12.2013 был заключен договор № 943 со сроком исполнения 3 месяца.

В связи с выдачей ОАО «Янтарьэнерго» предупреждения КУФАС от 30.10.2013 № 70 Ответчиком в адрес Заявителя было направлено для заключения дополнительное соглашение, согласно которому взамен ТУ-10 подготовлены технические условия № Z - 4744/13 от 21.11.2013 (далее — ТУ-13). В соответствии с п. 7 ТУ-13 Ответчиком уточнена точка присоединения: зажим провода на опоре № 9 ВЛИ 0,4 кВ от ТП 15/0,4 кВ (Новая). Пунктами 10 и 11 ТУ-13 определены обязательства Заявителя и Ответчика. Указанное дополнительное соглашение Заявителем не подписано;

- Согласно п. 2.2.1. договора № 1572/10 на Заявителя возложена обязанность: разработать проектную документацию в границах своего земельного участка, согласно обязательствам, предусмотренным ТУ и выполнить ряд требований к монтажу.

10.10.2010 ООО «ЕВКиК» разработан рабочий проект электроснабжения жилого дома (заказчик — Кулинченко О.А.) по адресу: Калининградская обл., г. Пионерский, ул. Заозерная, дом 54, что подтверждает выполнение со стороны Заявителя части обязанностей по п. 7 ТУ-10 и п. 11 ТУ-13.

Согласно пункту 1.4. договора от 31.08.2010 № 1572/10 (ЗЭС) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего Договора, что соответствует требованиям пункта 16 Правил, согласно которым установлено, что этот срок не может превышать шесть месяцев.

Таким образом, срок исполнения обязательств ОАО «Янтарьэнерго» по п. 1.4 договора истёк 28.02.2011 года. На день принятия настоящего решения (18.02.2014) срок неисполнения Ответчиком вышеуказанных обязательств составляет 3 года 5 месяцев 18 дней.

ОАО «Янтарьэнерго» не представило доказательств о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших ему своевременно осуществить технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения и условиями заключенного договора при соблюдении баланса интересов заявителя и сетевой организации, в том числе таких, как совершение заявителем действий, способствовавших затягиванию сроков на осуществление технологического присоединения, невыполнение в установленный срок требований технических условий по монтажу энергопринимающих устройств на своем земельном участке.

Ответчик с целью выполнения своих обязательств по Договору выполнил только часть необходимых для этого работ (было подготовлено и утверждено техническое задание на проектирование, проведены конкурсные процедуры по выбору подрядных организаций на выполнение проектных и строительно-монтажных работ, разработана и утверждена проектная документация, однако, строительно-монтажные работы до настоящего времени не завершены). Заявитель же исполнил свои обязательства по договору и техническим условиям, о чём уведомил Ответчика, согласовав 01.12.2010 года с департаментом технологических присоединений ОАО «Янтарьэнерго» рабочий проект электроснабжения жилого дома по ул. Заозерной, дом 54 в г. Пионерский, а также сообщив Ответчику 27.03.2012 (вх. № 3819) о выполнении со своей стороны обязательств по договору и ТУ.

В ходе заседания Комиссии 18 февраля 2014 года Ответчик и Заявитель подтвердили, что действия по технологическому присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств Заявителя к электросетевому хозяйству ОАО «Янтарьэнерго» не осуществлены.

В результате несвоевременного выполнения ОАО «Янтарьэнерго» своих обязательств по указанному Договору были ущемлены интересы Заявителя, так как отсутствие технологического присоединения энергопринимающих устройств принадлежащего ей на праве собственности жилого дома не позволяет Заявителю использовать его как надлежащее жилое помещение, препятствует нормальной эксплуатации недвижимого имущества и проживанию, вынуждает использовать дополнительные источники электропитания, что существенно влияет на бюджет семьи. Согласно представленным Заявителем сведениям её дополнительные расходы, связанные с неисполнением Ответчиком своих обязательств по вышеуказанному договору, по состоянию на 01.01.2014 года составили 353 520 рублей.

 

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

 

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств Кулинченко О.А. установленных пунктом 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, которые повлекли ущемление интересов Заявителя, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «Янтарьэнерго» предписание по делу № АМЗ-127/2013 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Контроль за исполнением предписания возложить на главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Железнову Ольгу Александровну.

4. Передать материалы дела № АМЗ-127/2013 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении ОАО «Янтарьэнерго» к административной ответственности.

 

Председатель комиссии,

заместитель руководителя

Калининградского УФАС России

 

О.Е. Балуев

 

Члены комиссии:

 

Главный специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России

 

О.А. Железнова

 

Ведущий специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России

 

А.А. Овагимян

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

04 марта 2014 года

№ АМЗ-127/2013

г. Калининград

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 04 марта 2014 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 18 февраля 2014 года.

 

Комиссия по рассмотрению дела № АМЗ-127/2013 о нарушении ОАО «Янтарьэнерго» антимонопольного законодательства в составе:

 

Председателя комиссии:

 

О.Е. Балуева

заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

Членов комиссии:

О.А. Железновой

главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

А.А. Овагимян

ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

в присутствии:

 

 

представителя заявителя

А.А. Коваленко

 

на основании доверенности от 15.10.2013 № 39АА 0699061

представителя Ответчика ОАО «Янтарьэнерго»

 

Ж.А. Боковой

 

на основании доверенности от 01.01.2014 № 320/1,

 

рассмотрев дело № АМЗ-127/2013 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (236035, г. Калининград, ул. Театральная, 34) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее — Управление) поступило заявление гр. Кулинченко О.А. (далее — Заявитель) (вх. № 5773 от 20.08.2013) на неправомерные действия ОАО «Янтарьэнерго» (далее — Ответчик), выразившиеся в неисполнении ОАО «Янтарьэнерго» мероприятий по договору от 31.08.2010 № 1572/10 (ЗПЭС) (далее - договор) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств жилого дома заявителя, расположенного по адресу: Калининградская обл., г. Пионерский, ул. Заозерная, дом 54.

В результате рассмотрения жалобы Калининградским управлением ФАС России (далее – КУФАС) в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-127/2013 (приказ КУФАС от 11.12.2013 № 431) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в ущемлении интересов Заявителя путем несоблюдения сроков технологического присоединения его энергопринимающих устройств к электрическим сетям и увеличением данного срока сверх установленного нормативными актами.

 

1. Существо дела в изложении заявителя.

09.07.2010 заявитель подала в ОАО «Янтарьэнерго» заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям Ответчика жилого дома, находящегося по адресу: Калининградская область, г. Пионерский, ул. Заозерная, дом № 54, по результатам рассмотрения которой ею были получены Договор технологического присоединения к электрическим сетям № 1572/10 (ЗЭС) от 31.08.2010 и технические условия № Z-1805/10 от 28.07.2010.

Все обязательства по договору, включая разработку проектной документации в границах своего земельного участка, выполнены Заявителем в полном объёме.

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению был определён сторонами договора в 6 месяцев со дня заключения указанного договора, т.е. датой окончания исполнения обязательств ОАО «Янтарьэнерго» является 28.02.2011 года. По состоянию на 16.08.2013 ОАО «Янтарьэнерго» свои обязательства не исполнило.

Заявитель полагает, что ОАО «Янтарьэнерго» злоупотребляет своим доминирующим положением. Позиция Заявителя основана на том, что ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов других лиц. Ответчик же находится в состоянии естественной монополии.

Заявитель считает, что бездействие Ответчика нарушает положения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии … к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, и ущемляет её права, т. к. отсутствие технологического присоединения энергопринимающих устройств принадлежащего ей на праве собственности жилого дома не позволяет Заявителю использовать его как надлежащее жилое помещение, препятствует нормальной эксплуатации недвижимого имущества и проживанию, вынуждает использовать дополнительные источники электропитания, что существенно влияет на бюджет семьи.

Исходя из вышеизложенного Заявитель просит применить меры антимонопольного контроля с целью понуждения ОАО «Янтарьэнерго» к исполнению обязанностей по договору № 1572/10 (ЗПЭС) от 31.08.2010.

 

2. Существо дела в изложении Ответчика.

31.08.2010 между ОАО «Янтарьэнерго» и Кулинченко О.А. был заключен договор технологического присоединения к электрическим сетям № 1572/10 (ЗЭС).

В целях технологического присоединения жилого дома гр. Кулинченко О.А. Обществом разработано и утверждено техническое задание на проектирование: № 24.СРС.2011/ЗЭС-23 от 20.02.2011 «Строительство МТП 15/0,4 Кв, ЛЭП 15 Кв от ВЛ 15 кВ, ВЛИ 0,4 кВ в г. Пионерский, с/м «Заозерный» Зеленоградского района»; проведены конкурсные процедуры по выбору подрядных организаций для выполнения проектно-изыскательских (июнь-июль 2011 года) и строительно-монтажных работ (февраль-март 2012 года), по результатам которых были определены подрядные организации и заключены следующие договоры: с ООО Профессионал» — на выполнение проектных работ от 23.08.2011 № 621 (со сроком выполнения работ — 3 месяца) и с ООО «Энерго - Систем Калининград» — договор подряда от 18.04.2013 № 343.

Проектные работы были сданы подрядчиком 03.05.2012 года по акту сдачи-приёмки продукции № 21. В связи с грубым нарушением сроков исполнения обязательств ООО «Энерго - Систем Калининград» по договору подряда на выполнение строительно-монтажных работ от 18.04.2013 № 343 Обществом решен вопрос о расторжении указанного договора, проводятся конкурсные процедуры по выбору иной подрядной организации на завершение строительно-монтажных работ.

Кроме того, по мнению Общества, отношения, связанные с исполнением договора, не подпадают под антимонопольное регулирование в силу их гражданско-правового характера, вытекающего из исполнения договора. Нарушение сроков технологического присоединения к электрическим сетям объекта может повлечь лишь гражданско-правовые последствия, предусмотренные ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, и не является нарушением антимонопольного законодательства.

В связи с вышеизложенным отсутствуют основания для признания Общества нарушившим Закон о защите конкуренции.

 

3. В ходе рассмотрения дела комиссией установлено следующее.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 № 127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции «Передача электроэнергии». Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 г. N 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относятся оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договоров с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование, и обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с указанным законом на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – г. Пионерский, с/м «Заозерный» Зеленоградского района, Калининградской области.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать шесть месяцев.

По договору № 1572/10 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения от 31.08.2010 (далее - договор) ОАО «Янтарьэнерго» обязуется оказать услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Заявителя, а именно жилого дома, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Пионерский, ул. Заозерная, дом 54.

Согласно п. 1.2. договора, его неотъемлемой частью являются Технические условия для присоединения к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго» согласно приложению, а именно, № Z-1805/10 (объект — жилой дом) от 28.07.2010 года (далее — ТУ-10).

В п. 5 ТУ-10 указано, что присоединение к электросети осуществляется в следующих точках: зажим провода на опоре № (уточнить при проектировании) ВЛИ 0,4 кВ Л-новая от ТП 15/0,4 кВ(новая), т. е. ОАО «Янтарьэнерго» на дату заключения договора и дату согласования 01.12.2010 рабочего проекта электроснабжения департаментом технологических присоединений ОАО «Янтарьэнерго» не была определена точка присоединения к электросети, в связи с чем Заявитель не имела возможности ранее выполнить обязательства по п. 7 ТУ в полном объёме.

 

Пунктами 7 и 8 ТУ-10 (п. 10 и 11 ТУ-13) определены обязательства Заявителя и Ответчика, в том числе:

  •  в соответствии с п. 8 ТУ-10 (п. 10 ТУ-13) Ответчику надлежит построить трансформаторную подстанцию (ТП) 15/0,4 кВ с трансформатором потребной мощности; от ВЛ 15-88 от ТП построить ЛЭП 15 кВ с проводом АС - 50 (SAX-50) на железобетонных опорах (протяжённость 700 м) …; разработать проект электроснабжения с/м «Заозерный» на напряжение 0,4 кВ; в соответствии с разработанным проектом от ТП до участка застройки Кулинченко О.А. построить ВЛИ 0,4 кВ сечением токопроводящих жил на менее 70 кв. мм (протяжённость 250 м).

20.02.2011 Ответчиком было разработано и утверждено Техническое задание на проектирование № 24.СРС.2011/ЗЭС-23 «Строительство МТП 15/0,4 кВ,ЛЭП 15 кВ от ВЛ 15-88, ВЛИ 0,4 кВ в г. Пионерский с/м «Заозерный» Зеленоградского района»; с 08.06.2011 проводились конкурсные процедуры по выбору подрядной организации на выполнение указанных проектных работ и была определена подрядная организация — ООО «Профессионал». 23.08.2011 с ООО «Профессионал» был заключен договор подряда № 621 на выполнение проектных работ, который был выполнен и сдан по акту сдачи приёмки продукции 03.05.2012; с 30.02.2012 проведены конкурсные процедуры по выбору подрядной организации на выполнение строительно-монтажных работ, определена подрядная организация — ООО «Энерго — Систем Калининград» (далее — Подрядчик), с которой 18.04.2012 Ответчиком был заключен договор подряда № 343. В связи с длительным неисполнением Подрядчиком Договора № 343, Ответчиком, по результатам неоднократного проведения конкурсных процедур была определена подрядная организация на завершение строительно-монтажных работ — ООО «СтройЭнергоМир», с которой 31.12.2013 был заключен договор № 943 со сроком исполнения 3 месяца.

В связи с выдачей ОАО «Янтарьэнерго» предупреждения КУФАС от 30.10.2013 № 70 Ответчиком в адрес Заявителя было направлено для заключения дополнительное соглашение, согласно которому взамен ТУ-10 подготовлены технические условия № Z - 4744/13 от 21.11.2013 (далее — ТУ-13). В соответствии с п. 7 ТУ-13 Ответчиком уточнена точка присоединения: зажим провода на опоре № 9 ВЛИ 0,4 кВ от ТП 15/0,4 кВ (Новая). Пунктами 10 и 11 ТУ-13 определены обязательства Заявителя и Ответчика. Указанное дополнительное соглашение Заявителем не подписано;

- Согласно п. 2.2.1. договора № 1572/10 на Заявителя возложена обязанность: разработать проектную документацию в границах своего земельного участка, согласно обязательствам, предусмотренным ТУ и выполнить ряд требований к монтажу.

10.10.2010 ООО «ЕВКиК» разработан рабочий проект электроснабжения жилого дома (заказчик — Кулинченко О.А.) по адресу: Калининградская обл., г. Пионерский, ул. Заозерная, дом 54, что подтверждает выполнение со стороны Заявителя части обязанностей по п. 7 ТУ-10 и п. 11 ТУ-13.

Согласно пункту 1.4. договора от 31.08.2010 № 1572/10 (ЗЭС) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего Договора, что соответствует требованиям пункта 16 Правил, согласно которым установлено, что этот срок не может превышать шесть месяцев.

Таким образом, срок исполнения обязательств ОАО «Янтарьэнерго» по п. 1.4 договора истёк 28.02.2011 года. На день принятия настоящего решения (18.02.2014) срок неисполнения Ответчиком вышеуказанных обязательств составляет 3 года 5 месяцев 18 дней.

ОАО «Янтарьэнерго» не представило доказательств о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших ему своевременно осуществить технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения и условиями заключенного договора при соблюдении баланса интересов заявителя и сетевой организации, в том числе таких, как совершение заявителем действий, способствовавших затягиванию сроков на осуществление технологического присоединения, невыполнение в установленный срок требований технических условий по монтажу энергопринимающих устройств на своем земельном участке.

Ответчик с целью выполнения своих обязательств по Договору выполнил только часть необходимых для этого работ (было подготовлено и утверждено техническое задание на проектирование, проведены конкурсные процедуры по выбору подрядных организаций на выполнение проектных и строительно-монтажных работ, разработана и утверждена проектная документация, однако, строительно-монтажные работы до настоящего времени не завершены). Заявитель же исполнил свои обязательства по договору и техническим условиям, о чём уведомил Ответчика, согласовав 01.12.2010 года с департаментом технологических присоединений ОАО «Янтарьэнерго» рабочий проект электроснабжения жилого дома по ул. Заозерной, дом 54 в г. Пионерский, а также сообщив Ответчику 27.03.2012 (вх. № 3819) о выполнении со своей стороны обязательств по договору и ТУ.

В ходе заседания Комиссии 18 февраля 2014 года Ответчик и Заявитель подтвердили, что действия по технологическому присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств Заявителя к электросетевому хозяйству ОАО «Янтарьэнерго» не осуществлены.

В результате несвоевременного выполнения ОАО «Янтарьэнерго» своих обязательств по указанному Договору были ущемлены интересы Заявителя, так как отсутствие технологического присоединения энергопринимающих устройств принадлежащего ей на праве собственности жилого дома не позволяет Заявителю использовать его как надлежащее жилое помещение, препятствует нормальной эксплуатации недвижимого имущества и проживанию, вынуждает использовать дополнительные источники электропитания, что существенно влияет на бюджет семьи. Согласно представленным Заявителем сведениям её дополнительные расходы, связанные с неисполнением Ответчиком своих обязательств по вышеуказанному договору, по состоянию на 01.01.2014 года составили 353 520 рублей.

 

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

 

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Янтарьэнерго» в части несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств Кулинченко О.А. установленных пунктом 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, которые повлекли ущемление интересов Заявителя, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «Янтарьэнерго» предписание по делу № АМЗ-127/2013 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Контроль за исполнением предписания возложить на главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Железнову Ольгу Александровну.

4. Передать материалы дела № АМЗ-127/2013 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении ОАО «Янтарьэнерго» к административной ответственности.

 

Председатель комиссии,

заместитель руководителя

Калининградского УФАС России

 

О.Е. Балуев

 

Члены комиссии:

 

Главный специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России

 

О.А. Железнова

 

Ведущий специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России

 

А.А. Овагимян

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № АМЗ-127/2013 [format] => [safe_value] => № АМЗ-127/2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-06 13:12:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-04 13:12:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1398863699 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )