РЕШЕНИЕ № Р – 10/2014 о признании ООО «ЛВИ-Трейдинг» нарушившим пункт 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе

Номер дела: № Р – 10/2014
Дата публикации: 4 ноября 2014, 12:39

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

РЕШЕНИЕ

 

30 октября 2014 года

 

№ Р – 10/2014

г. Калининград

 

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 12 ноября 2014 года.

Резолютивная часть решения оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 30 октября 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

председателя комиссии:

Н.С. Ивановой

заместителя руководителя – начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

членов комиссии:

Ю.А. Дорофеевой

заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

 

Ю.К. Быстровой

старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

при участии представителей заявителя – Комитета архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград» - А.В. Каушанского (по доверенности от 15.05.2014 № И-КАиС-5023), в отсутствие представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО «ЛВИ-Трейдинг» (236005, Калининградская область, г. Калининград, ул. Камская, д. 6А, ИНН 3906150272, КПП 390601001), уведомленных о времени и месте заседания комиссии надлежащим образом,

рассмотрев дело № Р-10/2014, возбужденное по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), возбужденного в отношении ООО «ЛВИ-Трейдинг» (236005, Калининградская область, г. Калининград, ул. Камская, д. 6А, ИНН 3906150272, КПП 390601001),

 

УСТАНОВИЛА:

02.07.2014 в Калининградское УФАС поступило обращение Комитета архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград» (далее – Заявитель) (вх. № 5281 от 02.07.2014) по вопросу распространения ООО «ЛВИ-Трейдинг» (236005, Калининградская область, г. Калининград, ул. Камская, д. 6А, ИНН 3906150272, КПП 390601001) рекламы алкогольной продукции (г. Калининград, пр. Советский,45; магазин «Бутыль»).

Определением от 19.09.2014 г. в отношении ООО «ЛВИ-Трейдинг» (236005, Калининградская область, г. Калининград, ул. Камская, д. 6А, ИНН 3906150272, КПП 390601001) возбуждено дело № Р-10/2014 по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.

 

Существо дела в изложении Заявителя:

 

На фасаде магазина «Бутыль», расположенного по адресу г. Калининград, пр. Советский,45 размещена реклама алкогольной продукции.

Заявитель полагает, что размещение рекламы алкогольной продукции противоречит нормам действующего законодательства о рекламе.

Кроме того, данная информация распространяется в непосредственной близости от учебного заведения – МАОУ СОШ № 43 (Калининградская область, г. Калининград, Советский проспект, 48).

 

Существо дела в изложении ООО «ЛВИ-Трейдинг»:

 

 Вывеска, расположенная на фасаде здания магазина, по мнению ООО «ЛВИ-Трейдинг», не является рекламой. Вывеска считается ознакомительным перечнем товаров, реализуемых в магазине «Бутыль».

Представитель ООО «ЛВИ-Трейдинг» полагает, что данная вывеска не формирует интерес к реализуемому товару у неопределенного круга лиц и не способствует продвижению товаров на рынке. Стенд направлен для определенного круга лиц, которые являются постоянными покупателями магазина «Бутыль» и посещают данный магазин для покупки определенных товаров.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений. От торговой точки до образовательной организации - МАОУ СОШ № 43 (Калининградская область, г. Калининград, Советский проспект, 48) расстояние составляет более 100 метров, а именно – 214 метров.

 

Обстоятельства, установленные антимонопольным органом:

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из определения рекламы, содержащегося в статье 3 Закона о рекламе следует, что для признания информации рекламой она должна одновременно выполнять несколько условий, а именно:
- быть распространенной любым способом, в любой форме;

-быть адресованной неопределенному кругу лиц;
- быть направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Формой распространения рекламы могут быть устная речь, графические, фото-, аудио- и видео-изображения, текст, музыкальное произведение, цвет, звук и тд. Формы и комбинации их сочетания служат выражением содержания рекламы и неотделимы от него. 

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Реклама формирует и (или) поддерживает интерес к объектам рекламирования. Реклама призвана быть убеждающей по своему характеру с тем, чтобы привлечь новых приверженцев к товару, юридическому или физическому лицу. Признаком рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировании к нему положительного отношения и закреплении его образа в памяти потребителя. По смыслу пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что товар-это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

При этом согласно части 1 статьи 455 Гражданского кодекса РФ товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, не изъятые из оборота.

Вместе с тем, согласно части 3 данной статьи условие договора купли-продажи считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 467 Гражданского кодекса РФ, если по договору купли-продажи подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, объектом рекламирования может быть тот товар, который предназначен для продаж и иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

В силу части 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция – это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Частью 9 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлено, что под спиртными напитками понимается алкогольная продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относится к винным напиткам.

В ходе проведенной проверки установлено, что на фасаде магазина «Бутыль», расположенного по адресу г. Калининград, пр. Советский,45, установлена рекламная конструкция со следующим содержанием: «Акция 2-15 июня. Виски Скотиш Лидер 0,5 – 599 р.; коньяк Одесский 5* 0,5– 399 р.; первак пшеничный 0,5 – 279 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Немировская Брусничный лист 0,5 – 209 р.; Медовуха Гречишная 0,5 – 239 р.; Брусника на коньяке 0,5 – 149 р.; Вино Пеш Рок 0,75 (Франция) (бел. п/сух, кр п/сух) – 209 р.; Акция 16-29 июня. Коньяк Черноморский 3* 0,5 – 329 р.; первак ржаной 0,5 – 279 р.; Немирофф березовая 0,5 – 249 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Чинзано Бъянко 0,5 – 229 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (б п/сл)– 299 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (кр п/сл)– 299 р.».

Довод ответчика о том, что информация, размещенная на фасаде магазина «Бутыль» является вывеской, несостоятелен ввиду следующего.

Согласно частям 1,2 статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.

Информация, размещенная на фасаде магазину «Бутыль», расположенного по адресу г. Калининград, пр. Советский,45 «Акция 2-15 июня. Виски Скотиш Лидер 0,5 – 599 р.; коньяк Одесский 5* 0,5– 399 р.; первак пшеничный 0,5 – 279 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Немировская Брусничный лист 0,5 – 209 р.; Медовуха Гречишная 0,5 – 239 р.; Брусника на коньяке 0,5 – 149 р.; Вино Пеш Рок 0,75 (Франция) (бел. п/сух, кр п/сух) – 209 р.; Акция 16-29 июня. Коньяк Черноморский 3* 0,5 – 329 р.; первак ржаной 0,5 – 279 р.; Немирофф березовая 0,5 – 249 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Чинзано Бъянко 0,5 – 229 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (б п/сл)– 299 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (кр п/сл)– 299 р.» не отвечает признакам вывески, указанным в частях 1,2 статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Комиссия считает, что напитки, указанные на рекламной конструкции (Виски Скотиш Лидер 0,5 – 599 р.; коньяк Одесский 5* 0,5– 399 р.; первак пшеничный 0,5 – 279 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Немировская Брусничный лист 0,5 – 209 р.; Медовуха Гречишная 0,5 – 239 р.; Брусника на коньяке 0,5 – 149 р.; Вино Пеш Рок 0,75 (Франция) (бел. п/сух, кр п/сух) – 209 р.; Акция 16-29 июня. Коньяк Черноморский 3* 0,5 – 329 р.; первак ржаной 0,5 – 279 р.; Немирофф березовая 0,5 – 249 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Чинзано Бъянко 0,5 – 229 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (б п/сл)– 299 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (кр п/сл)– 299 р.) относятся к алкогольной продукции и индивидуализированы среди группы однородных товаров (коньяк, водка, вино, медовуха и т.д.)

Так как данная информация размещена на фасаде здания (магазин «Бутыль»), она направлена на формирование и привлечение интереса и внимания неопределенного круга лиц. Данная информация, по мнению Комиссии, выступает способом продвижения товара на рынке аналогичных товаров.

В результате проведенной проверки установлено, что вышеуказанная реклама размещена на фасаде магазина «Бутыль» с использованием средств стабильного территориального размещения (рекламная конструкция).

Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что информация «Акция 2-15 июня. Виски Скотиш Лидер 0,5 – 599 р.; коньяк Одесский 5* 0,5– 399 р.; первак пшеничный 0,5 – 279 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Немировская Брусничный лист 0,5 – 209 р.; Медовуха Гречишная 0,5 – 239 р.; Брусника на коньяке 0,5 – 149 р.; Вино Пеш Рок 0,75 (Франция) (бел. п/сух, кр п/сух) – 209 р.; Акция 16-29 июня. Коньяк Черноморский 3* 0,5 – 329 р.; первак ржаной 0,5 – 279 р.; Немирофф березовая 0,5 – 249 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Чинзано Бъянко 0,5 – 229 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (б п/сл)– 299 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (кр п/сл)– 299 р.» в полной мере отвечает всем признакам рекламы, указанным в пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе.

В ходе заседания Комиссии также установлено, что реклама «Виски Скотиш Лидер 0,5 – 599 р.; коньяк Одесский 5* 0,5– 399 р.; первак пшеничный 0,5 – 279 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Немировская Брусничный лист 0,5 – 209 р.; Медовуха Гречишная 0,5 – 239 р.; Брусника на коньяке 0,5 – 149 р.; Вино Пеш Рок 0,75 (Франция) (бел. п/сух, кр п/сух) – 209 р.; Коньяк Черноморский 3* 0,5 – 329 р.; первак ржаной 0,5 – 279 р.; Немирофф березовая 0,5 – 249 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Чинзано Бъянко 0,5 – 229 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (б п/сл)– 299 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (кр п/сл)– 299 р.» распространяется также по следующим адресам: г. Калининград, ул. Грекова, 6а-8а; г. Калининград, Московский проспект 187; г. Калининград, ул. Лесопильная, 68.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе, частью 2 статьи 21 Закона о рекламе.

В ходе проведенной проверки Комиссией установлено, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «ЛВИ-Трейдинг» (236005, Калининградская область, г. Калининград, ул. Камская, д. 6А, ИНН 3906150272, КПП 390601001).

Таким образом, Комиссия Калининградского УФАС России установила, что действия ООО «ЛВИ-Трейдинг» (236005, Калининградская область, г. Калининград, ул. Камская, д. 6А, ИНН 3906150272, КПП 390601001) нарушают пункт 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37- 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу со следующим содержанием: «Виски Скотиш Лидер 0,5 – 599 р.; коньяк Одесский 5* 0,5– 399 р.; первак пшеничный 0,5 – 279 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Немировская Брусничный лист 0,5 – 209 р.; Медовуха Гречишная 0,5 – 239 р.; Брусника на коньяке 0,5 – 149 р.; Вино Пеш Рок 0,75 (Франция) (бел. п/сух, кр п/сух) – 209 р.; Коньяк Черноморский 3* 0,5 – 329 р.; первак ржаной 0,5 – 279 р.; Немирофф березовая 0,5 – 249 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Чинзано Бъянко 0,5 – 229 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (б п/сл)– 299 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (кр п/сл)– 299 р.», размещенную на фасадах магазинов «Бутыль» по следующим адресам: г. Калининград, ул. Грекова, 6а-8а; г. Калининград, Московский проспект 187; г. Калининград, ул. Лесопильная, 68, поскольку данная реклама нарушает требования, установленные пунктом 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.
  2. Признать ООО «ЛВИ-Трейдинг» (236005, Калининградская область, г. Калининград, ул. Камская, д. 6А, ИНН 3906150272, КПП 390601001) нарушившим пункт 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.
  3. Выдать ООО «ЛВИ-Трейдинг» (236005, Калининградская область, г. Калининград, ул. Камская, д. 6А, ИНН 3906150272, КПП 390601001) предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
  4. Выделить материалы для рассмотрения вопроса на предмет нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в части указания на рекламной конструкции следующей информации: «без торговой наценки».

5. Передать материалы дела в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства о рекламе к административной ответственности.

 

 

 В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», решение, предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.

 

 

 

Председатель комиссии

 

Н.С. Иванова

 

 

 

Члены комиссии

 

Ю.А. Дорофеева

 

 

 Ю.К. Быстрова

stdClass Object ( [vid] => 9378 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № Р – 10/2014 о признании ООО «ЛВИ-Трейдинг» нарушившим пункт 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9378 [type] => solution [language] => ru [created] => 1415961970 [changed] => 1415961970 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1415961970 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

РЕШЕНИЕ

 

30 октября 2014 года

 

№ Р – 10/2014

г. Калининград

 

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 12 ноября 2014 года.

Резолютивная часть решения оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 30 октября 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

председателя комиссии:

Н.С. Ивановой

заместителя руководителя – начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

членов комиссии:

Ю.А. Дорофеевой

заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

 

Ю.К. Быстровой

старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

при участии представителей заявителя – Комитета архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград» - А.В. Каушанского (по доверенности от 15.05.2014 № И-КАиС-5023), в отсутствие представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО «ЛВИ-Трейдинг» (236005, Калининградская область, г. Калининград, ул. Камская, д. 6А, ИНН 3906150272, КПП 390601001), уведомленных о времени и месте заседания комиссии надлежащим образом,

рассмотрев дело № Р-10/2014, возбужденное по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), возбужденного в отношении ООО «ЛВИ-Трейдинг» (236005, Калининградская область, г. Калининград, ул. Камская, д. 6А, ИНН 3906150272, КПП 390601001),

 

УСТАНОВИЛА:

02.07.2014 в Калининградское УФАС поступило обращение Комитета архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград» (далее – Заявитель) (вх. № 5281 от 02.07.2014) по вопросу распространения ООО «ЛВИ-Трейдинг» (236005, Калининградская область, г. Калининград, ул. Камская, д. 6А, ИНН 3906150272, КПП 390601001) рекламы алкогольной продукции (г. Калининград, пр. Советский,45; магазин «Бутыль»).

Определением от 19.09.2014 г. в отношении ООО «ЛВИ-Трейдинг» (236005, Калининградская область, г. Калининград, ул. Камская, д. 6А, ИНН 3906150272, КПП 390601001) возбуждено дело № Р-10/2014 по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.

 

Существо дела в изложении Заявителя:

 

На фасаде магазина «Бутыль», расположенного по адресу г. Калининград, пр. Советский,45 размещена реклама алкогольной продукции.

Заявитель полагает, что размещение рекламы алкогольной продукции противоречит нормам действующего законодательства о рекламе.

Кроме того, данная информация распространяется в непосредственной близости от учебного заведения – МАОУ СОШ № 43 (Калининградская область, г. Калининград, Советский проспект, 48).

 

Существо дела в изложении ООО «ЛВИ-Трейдинг»:

 

 Вывеска, расположенная на фасаде здания магазина, по мнению ООО «ЛВИ-Трейдинг», не является рекламой. Вывеска считается ознакомительным перечнем товаров, реализуемых в магазине «Бутыль».

Представитель ООО «ЛВИ-Трейдинг» полагает, что данная вывеска не формирует интерес к реализуемому товару у неопределенного круга лиц и не способствует продвижению товаров на рынке. Стенд направлен для определенного круга лиц, которые являются постоянными покупателями магазина «Бутыль» и посещают данный магазин для покупки определенных товаров.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений. От торговой точки до образовательной организации - МАОУ СОШ № 43 (Калининградская область, г. Калининград, Советский проспект, 48) расстояние составляет более 100 метров, а именно – 214 метров.

 

Обстоятельства, установленные антимонопольным органом:

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из определения рекламы, содержащегося в статье 3 Закона о рекламе следует, что для признания информации рекламой она должна одновременно выполнять несколько условий, а именно:
- быть распространенной любым способом, в любой форме;

-быть адресованной неопределенному кругу лиц;
- быть направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Формой распространения рекламы могут быть устная речь, графические, фото-, аудио- и видео-изображения, текст, музыкальное произведение, цвет, звук и тд. Формы и комбинации их сочетания служат выражением содержания рекламы и неотделимы от него. 

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Реклама формирует и (или) поддерживает интерес к объектам рекламирования. Реклама призвана быть убеждающей по своему характеру с тем, чтобы привлечь новых приверженцев к товару, юридическому или физическому лицу. Признаком рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировании к нему положительного отношения и закреплении его образа в памяти потребителя. По смыслу пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что товар-это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

При этом согласно части 1 статьи 455 Гражданского кодекса РФ товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, не изъятые из оборота.

Вместе с тем, согласно части 3 данной статьи условие договора купли-продажи считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 467 Гражданского кодекса РФ, если по договору купли-продажи подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, объектом рекламирования может быть тот товар, который предназначен для продаж и иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

В силу части 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция – это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Частью 9 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлено, что под спиртными напитками понимается алкогольная продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относится к винным напиткам.

В ходе проведенной проверки установлено, что на фасаде магазина «Бутыль», расположенного по адресу г. Калининград, пр. Советский,45, установлена рекламная конструкция со следующим содержанием: «Акция 2-15 июня. Виски Скотиш Лидер 0,5 – 599 р.; коньяк Одесский 5* 0,5– 399 р.; первак пшеничный 0,5 – 279 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Немировская Брусничный лист 0,5 – 209 р.; Медовуха Гречишная 0,5 – 239 р.; Брусника на коньяке 0,5 – 149 р.; Вино Пеш Рок 0,75 (Франция) (бел. п/сух, кр п/сух) – 209 р.; Акция 16-29 июня. Коньяк Черноморский 3* 0,5 – 329 р.; первак ржаной 0,5 – 279 р.; Немирофф березовая 0,5 – 249 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Чинзано Бъянко 0,5 – 229 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (б п/сл)– 299 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (кр п/сл)– 299 р.».

Довод ответчика о том, что информация, размещенная на фасаде магазина «Бутыль» является вывеской, несостоятелен ввиду следующего.

Согласно частям 1,2 статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.

Информация, размещенная на фасаде магазину «Бутыль», расположенного по адресу г. Калининград, пр. Советский,45 «Акция 2-15 июня. Виски Скотиш Лидер 0,5 – 599 р.; коньяк Одесский 5* 0,5– 399 р.; первак пшеничный 0,5 – 279 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Немировская Брусничный лист 0,5 – 209 р.; Медовуха Гречишная 0,5 – 239 р.; Брусника на коньяке 0,5 – 149 р.; Вино Пеш Рок 0,75 (Франция) (бел. п/сух, кр п/сух) – 209 р.; Акция 16-29 июня. Коньяк Черноморский 3* 0,5 – 329 р.; первак ржаной 0,5 – 279 р.; Немирофф березовая 0,5 – 249 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Чинзано Бъянко 0,5 – 229 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (б п/сл)– 299 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (кр п/сл)– 299 р.» не отвечает признакам вывески, указанным в частях 1,2 статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Комиссия считает, что напитки, указанные на рекламной конструкции (Виски Скотиш Лидер 0,5 – 599 р.; коньяк Одесский 5* 0,5– 399 р.; первак пшеничный 0,5 – 279 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Немировская Брусничный лист 0,5 – 209 р.; Медовуха Гречишная 0,5 – 239 р.; Брусника на коньяке 0,5 – 149 р.; Вино Пеш Рок 0,75 (Франция) (бел. п/сух, кр п/сух) – 209 р.; Акция 16-29 июня. Коньяк Черноморский 3* 0,5 – 329 р.; первак ржаной 0,5 – 279 р.; Немирофф березовая 0,5 – 249 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Чинзано Бъянко 0,5 – 229 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (б п/сл)– 299 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (кр п/сл)– 299 р.) относятся к алкогольной продукции и индивидуализированы среди группы однородных товаров (коньяк, водка, вино, медовуха и т.д.)

Так как данная информация размещена на фасаде здания (магазин «Бутыль»), она направлена на формирование и привлечение интереса и внимания неопределенного круга лиц. Данная информация, по мнению Комиссии, выступает способом продвижения товара на рынке аналогичных товаров.

В результате проведенной проверки установлено, что вышеуказанная реклама размещена на фасаде магазина «Бутыль» с использованием средств стабильного территориального размещения (рекламная конструкция).

Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что информация «Акция 2-15 июня. Виски Скотиш Лидер 0,5 – 599 р.; коньяк Одесский 5* 0,5– 399 р.; первак пшеничный 0,5 – 279 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Немировская Брусничный лист 0,5 – 209 р.; Медовуха Гречишная 0,5 – 239 р.; Брусника на коньяке 0,5 – 149 р.; Вино Пеш Рок 0,75 (Франция) (бел. п/сух, кр п/сух) – 209 р.; Акция 16-29 июня. Коньяк Черноморский 3* 0,5 – 329 р.; первак ржаной 0,5 – 279 р.; Немирофф березовая 0,5 – 249 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Чинзано Бъянко 0,5 – 229 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (б п/сл)– 299 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (кр п/сл)– 299 р.» в полной мере отвечает всем признакам рекламы, указанным в пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе.

В ходе заседания Комиссии также установлено, что реклама «Виски Скотиш Лидер 0,5 – 599 р.; коньяк Одесский 5* 0,5– 399 р.; первак пшеничный 0,5 – 279 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Немировская Брусничный лист 0,5 – 209 р.; Медовуха Гречишная 0,5 – 239 р.; Брусника на коньяке 0,5 – 149 р.; Вино Пеш Рок 0,75 (Франция) (бел. п/сух, кр п/сух) – 209 р.; Коньяк Черноморский 3* 0,5 – 329 р.; первак ржаной 0,5 – 279 р.; Немирофф березовая 0,5 – 249 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Чинзано Бъянко 0,5 – 229 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (б п/сл)– 299 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (кр п/сл)– 299 р.» распространяется также по следующим адресам: г. Калининград, ул. Грекова, 6а-8а; г. Калининград, Московский проспект 187; г. Калининград, ул. Лесопильная, 68.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе, частью 2 статьи 21 Закона о рекламе.

В ходе проведенной проверки Комиссией установлено, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «ЛВИ-Трейдинг» (236005, Калининградская область, г. Калининград, ул. Камская, д. 6А, ИНН 3906150272, КПП 390601001).

Таким образом, Комиссия Калининградского УФАС России установила, что действия ООО «ЛВИ-Трейдинг» (236005, Калининградская область, г. Калининград, ул. Камская, д. 6А, ИНН 3906150272, КПП 390601001) нарушают пункт 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37- 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу со следующим содержанием: «Виски Скотиш Лидер 0,5 – 599 р.; коньяк Одесский 5* 0,5– 399 р.; первак пшеничный 0,5 – 279 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Немировская Брусничный лист 0,5 – 209 р.; Медовуха Гречишная 0,5 – 239 р.; Брусника на коньяке 0,5 – 149 р.; Вино Пеш Рок 0,75 (Франция) (бел. п/сух, кр п/сух) – 209 р.; Коньяк Черноморский 3* 0,5 – 329 р.; первак ржаной 0,5 – 279 р.; Немирофф березовая 0,5 – 249 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Чинзано Бъянко 0,5 – 229 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (б п/сл)– 299 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (кр п/сл)– 299 р.», размещенную на фасадах магазинов «Бутыль» по следующим адресам: г. Калининград, ул. Грекова, 6а-8а; г. Калининград, Московский проспект 187; г. Калининград, ул. Лесопильная, 68, поскольку данная реклама нарушает требования, установленные пунктом 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.
  2. Признать ООО «ЛВИ-Трейдинг» (236005, Калининградская область, г. Калининград, ул. Камская, д. 6А, ИНН 3906150272, КПП 390601001) нарушившим пункт 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.
  3. Выдать ООО «ЛВИ-Трейдинг» (236005, Калининградская область, г. Калининград, ул. Камская, д. 6А, ИНН 3906150272, КПП 390601001) предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
  4. Выделить материалы для рассмотрения вопроса на предмет нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в части указания на рекламной конструкции следующей информации: «без торговой наценки».

5. Передать материалы дела в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства о рекламе к административной ответственности.

 

 

 В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», решение, предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.

 

 

 

Председатель комиссии

 

Н.С. Иванова

 

 

 

Члены комиссии

 

Ю.А. Дорофеева

 

 

 Ю.К. Быстрова

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

РЕШЕНИЕ

 

30 октября 2014 года

 

№ Р – 10/2014

г. Калининград

 

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 12 ноября 2014 года.

Резолютивная часть решения оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 30 октября 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

председателя комиссии:

Н.С. Ивановой

заместителя руководителя – начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

членов комиссии:

Ю.А. Дорофеевой

заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

 

Ю.К. Быстровой

старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

при участии представителей заявителя – Комитета архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград» - А.В. Каушанского (по доверенности от 15.05.2014 № И-КАиС-5023), в отсутствие представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО «ЛВИ-Трейдинг» (236005, Калининградская область, г. Калининград, ул. Камская, д. 6А, ИНН 3906150272, КПП 390601001), уведомленных о времени и месте заседания комиссии надлежащим образом,

рассмотрев дело № Р-10/2014, возбужденное по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), возбужденного в отношении ООО «ЛВИ-Трейдинг» (236005, Калининградская область, г. Калининград, ул. Камская, д. 6А, ИНН 3906150272, КПП 390601001),

 

УСТАНОВИЛА:

02.07.2014 в Калининградское УФАС поступило обращение Комитета архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград» (далее – Заявитель) (вх. № 5281 от 02.07.2014) по вопросу распространения ООО «ЛВИ-Трейдинг» (236005, Калининградская область, г. Калининград, ул. Камская, д. 6А, ИНН 3906150272, КПП 390601001) рекламы алкогольной продукции (г. Калининград, пр. Советский,45; магазин «Бутыль»).

Определением от 19.09.2014 г. в отношении ООО «ЛВИ-Трейдинг» (236005, Калининградская область, г. Калининград, ул. Камская, д. 6А, ИНН 3906150272, КПП 390601001) возбуждено дело № Р-10/2014 по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.

 

Существо дела в изложении Заявителя:

 

На фасаде магазина «Бутыль», расположенного по адресу г. Калининград, пр. Советский,45 размещена реклама алкогольной продукции.

Заявитель полагает, что размещение рекламы алкогольной продукции противоречит нормам действующего законодательства о рекламе.

Кроме того, данная информация распространяется в непосредственной близости от учебного заведения – МАОУ СОШ № 43 (Калининградская область, г. Калининград, Советский проспект, 48).

 

Существо дела в изложении ООО «ЛВИ-Трейдинг»:

 

 Вывеска, расположенная на фасаде здания магазина, по мнению ООО «ЛВИ-Трейдинг», не является рекламой. Вывеска считается ознакомительным перечнем товаров, реализуемых в магазине «Бутыль».

Представитель ООО «ЛВИ-Трейдинг» полагает, что данная вывеска не формирует интерес к реализуемому товару у неопределенного круга лиц и не способствует продвижению товаров на рынке. Стенд направлен для определенного круга лиц, которые являются постоянными покупателями магазина «Бутыль» и посещают данный магазин для покупки определенных товаров.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений. От торговой точки до образовательной организации - МАОУ СОШ № 43 (Калининградская область, г. Калининград, Советский проспект, 48) расстояние составляет более 100 метров, а именно – 214 метров.

 

Обстоятельства, установленные антимонопольным органом:

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из определения рекламы, содержащегося в статье 3 Закона о рекламе следует, что для признания информации рекламой она должна одновременно выполнять несколько условий, а именно:
- быть распространенной любым способом, в любой форме;

-быть адресованной неопределенному кругу лиц;
- быть направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Формой распространения рекламы могут быть устная речь, графические, фото-, аудио- и видео-изображения, текст, музыкальное произведение, цвет, звук и тд. Формы и комбинации их сочетания служат выражением содержания рекламы и неотделимы от него. 

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Реклама формирует и (или) поддерживает интерес к объектам рекламирования. Реклама призвана быть убеждающей по своему характеру с тем, чтобы привлечь новых приверженцев к товару, юридическому или физическому лицу. Признаком рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировании к нему положительного отношения и закреплении его образа в памяти потребителя. По смыслу пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что товар-это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

При этом согласно части 1 статьи 455 Гражданского кодекса РФ товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, не изъятые из оборота.

Вместе с тем, согласно части 3 данной статьи условие договора купли-продажи считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 467 Гражданского кодекса РФ, если по договору купли-продажи подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, объектом рекламирования может быть тот товар, который предназначен для продаж и иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

В силу части 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция – это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Частью 9 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлено, что под спиртными напитками понимается алкогольная продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относится к винным напиткам.

В ходе проведенной проверки установлено, что на фасаде магазина «Бутыль», расположенного по адресу г. Калининград, пр. Советский,45, установлена рекламная конструкция со следующим содержанием: «Акция 2-15 июня. Виски Скотиш Лидер 0,5 – 599 р.; коньяк Одесский 5* 0,5– 399 р.; первак пшеничный 0,5 – 279 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Немировская Брусничный лист 0,5 – 209 р.; Медовуха Гречишная 0,5 – 239 р.; Брусника на коньяке 0,5 – 149 р.; Вино Пеш Рок 0,75 (Франция) (бел. п/сух, кр п/сух) – 209 р.; Акция 16-29 июня. Коньяк Черноморский 3* 0,5 – 329 р.; первак ржаной 0,5 – 279 р.; Немирофф березовая 0,5 – 249 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Чинзано Бъянко 0,5 – 229 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (б п/сл)– 299 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (кр п/сл)– 299 р.».

Довод ответчика о том, что информация, размещенная на фасаде магазина «Бутыль» является вывеской, несостоятелен ввиду следующего.

Согласно частям 1,2 статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.

Информация, размещенная на фасаде магазину «Бутыль», расположенного по адресу г. Калининград, пр. Советский,45 «Акция 2-15 июня. Виски Скотиш Лидер 0,5 – 599 р.; коньяк Одесский 5* 0,5– 399 р.; первак пшеничный 0,5 – 279 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Немировская Брусничный лист 0,5 – 209 р.; Медовуха Гречишная 0,5 – 239 р.; Брусника на коньяке 0,5 – 149 р.; Вино Пеш Рок 0,75 (Франция) (бел. п/сух, кр п/сух) – 209 р.; Акция 16-29 июня. Коньяк Черноморский 3* 0,5 – 329 р.; первак ржаной 0,5 – 279 р.; Немирофф березовая 0,5 – 249 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Чинзано Бъянко 0,5 – 229 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (б п/сл)– 299 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (кр п/сл)– 299 р.» не отвечает признакам вывески, указанным в частях 1,2 статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Комиссия считает, что напитки, указанные на рекламной конструкции (Виски Скотиш Лидер 0,5 – 599 р.; коньяк Одесский 5* 0,5– 399 р.; первак пшеничный 0,5 – 279 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Немировская Брусничный лист 0,5 – 209 р.; Медовуха Гречишная 0,5 – 239 р.; Брусника на коньяке 0,5 – 149 р.; Вино Пеш Рок 0,75 (Франция) (бел. п/сух, кр п/сух) – 209 р.; Акция 16-29 июня. Коньяк Черноморский 3* 0,5 – 329 р.; первак ржаной 0,5 – 279 р.; Немирофф березовая 0,5 – 249 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Чинзано Бъянко 0,5 – 229 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (б п/сл)– 299 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (кр п/сл)– 299 р.) относятся к алкогольной продукции и индивидуализированы среди группы однородных товаров (коньяк, водка, вино, медовуха и т.д.)

Так как данная информация размещена на фасаде здания (магазин «Бутыль»), она направлена на формирование и привлечение интереса и внимания неопределенного круга лиц. Данная информация, по мнению Комиссии, выступает способом продвижения товара на рынке аналогичных товаров.

В результате проведенной проверки установлено, что вышеуказанная реклама размещена на фасаде магазина «Бутыль» с использованием средств стабильного территориального размещения (рекламная конструкция).

Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что информация «Акция 2-15 июня. Виски Скотиш Лидер 0,5 – 599 р.; коньяк Одесский 5* 0,5– 399 р.; первак пшеничный 0,5 – 279 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Немировская Брусничный лист 0,5 – 209 р.; Медовуха Гречишная 0,5 – 239 р.; Брусника на коньяке 0,5 – 149 р.; Вино Пеш Рок 0,75 (Франция) (бел. п/сух, кр п/сух) – 209 р.; Акция 16-29 июня. Коньяк Черноморский 3* 0,5 – 329 р.; первак ржаной 0,5 – 279 р.; Немирофф березовая 0,5 – 249 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Чинзано Бъянко 0,5 – 229 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (б п/сл)– 299 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (кр п/сл)– 299 р.» в полной мере отвечает всем признакам рекламы, указанным в пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе.

В ходе заседания Комиссии также установлено, что реклама «Виски Скотиш Лидер 0,5 – 599 р.; коньяк Одесский 5* 0,5– 399 р.; первак пшеничный 0,5 – 279 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Немировская Брусничный лист 0,5 – 209 р.; Медовуха Гречишная 0,5 – 239 р.; Брусника на коньяке 0,5 – 149 р.; Вино Пеш Рок 0,75 (Франция) (бел. п/сух, кр п/сух) – 209 р.; Коньяк Черноморский 3* 0,5 – 329 р.; первак ржаной 0,5 – 279 р.; Немирофф березовая 0,5 – 249 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Чинзано Бъянко 0,5 – 229 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (б п/сл)– 299 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (кр п/сл)– 299 р.» распространяется также по следующим адресам: г. Калининград, ул. Грекова, 6а-8а; г. Калининград, Московский проспект 187; г. Калининград, ул. Лесопильная, 68.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе, частью 2 статьи 21 Закона о рекламе.

В ходе проведенной проверки Комиссией установлено, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «ЛВИ-Трейдинг» (236005, Калининградская область, г. Калининград, ул. Камская, д. 6А, ИНН 3906150272, КПП 390601001).

Таким образом, Комиссия Калининградского УФАС России установила, что действия ООО «ЛВИ-Трейдинг» (236005, Калининградская область, г. Калининград, ул. Камская, д. 6А, ИНН 3906150272, КПП 390601001) нарушают пункт 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37- 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу со следующим содержанием: «Виски Скотиш Лидер 0,5 – 599 р.; коньяк Одесский 5* 0,5– 399 р.; первак пшеничный 0,5 – 279 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Немировская Брусничный лист 0,5 – 209 р.; Медовуха Гречишная 0,5 – 239 р.; Брусника на коньяке 0,5 – 149 р.; Вино Пеш Рок 0,75 (Франция) (бел. п/сух, кр п/сух) – 209 р.; Коньяк Черноморский 3* 0,5 – 329 р.; первак ржаной 0,5 – 279 р.; Немирофф березовая 0,5 – 249 р.; водка Касатка Классик 0,5 – 229 р.; Чинзано Бъянко 0,5 – 229 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (б п/сл)– 299 р.; вино Алазанская долина (Грузия) (кр п/сл)– 299 р.», размещенную на фасадах магазинов «Бутыль» по следующим адресам: г. Калининград, ул. Грекова, 6а-8а; г. Калининград, Московский проспект 187; г. Калининград, ул. Лесопильная, 68, поскольку данная реклама нарушает требования, установленные пунктом 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.
  2. Признать ООО «ЛВИ-Трейдинг» (236005, Калининградская область, г. Калининград, ул. Камская, д. 6А, ИНН 3906150272, КПП 390601001) нарушившим пункт 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.
  3. Выдать ООО «ЛВИ-Трейдинг» (236005, Калининградская область, г. Калининград, ул. Камская, д. 6А, ИНН 3906150272, КПП 390601001) предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
  4. Выделить материалы для рассмотрения вопроса на предмет нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в части указания на рекламной конструкции следующей информации: «без торговой наценки».

5. Передать материалы дела в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства о рекламе к административной ответственности.

 

 

 В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», решение, предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.

 

 

 

Председатель комиссии

 

Н.С. Иванова

 

 

 

Члены комиссии

 

Ю.А. Дорофеева

 

 

 Ю.К. Быстрова

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № Р – 10/2014 [format] => [safe_value] => № Р – 10/2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

 

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Письмо ФАС России от 28.11.2012 "Опорядке демонтажа рекламных конструкций"

 

[format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-04 10:39:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-30 10:39:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1415961970 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )